Что такое потребности человека. Виды и их сущность. Зрелый возраст. Развитие потребностей взрослого человека

  • II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
  • II. Основные этапы развития физики Становление физики (до 17 в.).
  • III.2.1) Понятие преступления, его основные характеристики.
  • Вопрос Как соотносятся потребности человека со здоровым образом жизни?

    Ответ Среди многообразия потребностей человека необходимо особо выделить так называемые жизненные (витальные) потребности. Они обеспечивают биологические нужды организма в воздухе, воде, пище, сне и т.д. Их неудовлетворение грозит человеку гибелью. Соотнося эти потребности с ЗОЖ, можно говорить о мере и способе их реализации. Иначе говоря, их оптимальное для данного индивида удовлетворение, скорее всего, существенно повысит уровень его здоровья. В то же время схематизм в этом вопросе грозит обернуться трагедией. В качестве примера можно привести результаты опытов, неоднократно проводимых учеными на двух собаках, когда одну из них кормили только черным хлебом, другую – только белым, давая обеим и воду. Если состояние первой собаки практически не менялось, то вторая – буквально погибала на третий–четвертый месяц проведения эксперимента. Другой пример: известен такой экзотический способ казни, когда приговоренного несколько дней кормят исключительно мясом (вода также дается). На девятый-десятый день несчастный умирает от сильнейшего самоотравления организма. Подобных примеров, когда имеют место отдельные извращения в удовлетворении витальных потребностей с последующими плачевными результатами, масса.

    Другие многочисленные (кроме витальных) потребности человека формируются в процессе его жизнедеятельности. Среди них сразу можно выделить группу патологических потребностей (курение, наркотики, алкоголь и т.п.), которые, однозначно, разрушают организм. Когда в состоянии стресса, куража, желания выделиться или, наоборот, примкнуть к "стае" человек бездумно обращается к подобному способу самоубийства и затем вновь и вновь повторяет это, он не думает о страшных последствиях привыкания организма к этому злу и его последующем разрушении. В подавляющем большинстве случаев сформировавшаяся таким образом потребность для данного человека становится фатальной.

    Оставшиеся потребности обычно делят на разумные и неразумные, хотя такое деление, безусловно, субъективно и относительно. Потребности, например, в знаниях, физической активности и т.п., безусловно, надо считать разумными, а двигательную активность – неотъемлемым элементом ЗОЖ. Однако и здесь, как впрочем и везде, необходима мера. Индивидуальность этой меры – определяющее свойство не только каждого индивида, но и конкретного этапа его жизненного пути.



    Науке еще предстоит разработка концепции формирования здоровых и профилактики нездоровых потребностей человека, особенно в детском и юношеском возрасте.

    Вопрос Ограничен ли набор витальных потребностей человека?

    Ответ Все без исключения люди нуждаются в достаточно ограниченном наборе потребностей, без удовлетворения которых человек может находиться от нескольких минут до нескольких лет. К их числу относятся: воздух, вода, пища, сон, солнечный свет, надлежащие метеорологические условия, наличие движения, информации, человеческого общения, труда (самореализации) и отправление физиологических потребностей.

    При невозможности удовлетворения этих потребностей человек сначала испытывает стресс, а затем может наступить гибель организма. Как уже отмечалось, для каждого человека существует индивидуальный оптимальный интервал по каждой потребности, выход за который как в сторону уменьшения, так и увеличения провоцирует возникновение болезней. Важно отметить, что этот интервал меняется с возрастом. Сказанное иллюстрирует рис. 1.1.



    Рис. 1.1. Влияние ресурса, например, белковой пищи, на состояние организма: 1 – молодой возраст; 1" – зрелый возраст; за пределами интервала 1(1") – угнетение жизнедеятельности

    Вопрос Можно ли кратко охарактеризовать особенности процессов удовлетворения жизненных потребностей?

    Ответ О воздухе, воде, пище и т.д. и о том, как дышать, пить, есть и т.п. написаны сотни книг, статей, защищено множество диссертаций. Тем не менее большинство людей на рекомендации ученых обращает мало внимания и продолжает жить в соответствии с инстинктивными потребностями своего организма, семейными традициями, финансовыми возможностями, текущими обстоятельствами (бытовыми, производственными и проч.). Подобное поведение еще объясняется и противоречивостью рекомендаций, даваемых разными специалистами, их неоднозначностью для людей разного места жительства, различной профессиональной деятельности, пола, возраста, темперамента и т.д. Поэтому из-за ограниченности объема пособия ниже остановимся только на самых важных рекомендациях, выполнение которых будет полезным для каждого.

    Вопрос Как формулировали свое отношение к жизненным потребностям и ресурсам для их удовлетворения видные мыслители и философы?

    Ответ Святой Феофан Затворник наставлял: "Трудиться – дело святое. Но и здоровье надо беречь. Здоровье – что та лошадка. Загонишь – ехать не на чем. Всякий день быть с час на свежем воздухе до сна вдоволь, есть и поменьше можно, винопития совсем не касаться, больше ходить, чем сидеть, – и труд не оставит разорительного следа. Если же можно прибавить к сему и телесные упражнения – точить, пилить, строгать, рубить, то этим можно сделаться совсем недоступным для немощей".

    "Воздух – пастбище жизни", считали древние греки. Лечение свежим воздухом – одна из знаменитых заповедей Гиппократа. Наш знаменитый ученый А. Чижевский открыл исключительную роль отрицательно заряженных ионов, содержащихся в свежем природном воздухе, на здоровье людей.

    "Вода – колыбель жизни", – так считают и врачи, и философы. Удивительные свойства воды до сих пор остаются загадкой для ученых. Бесспорно ее огромное влияние на здоровье и жизнедеятельность человека. Не вызывает сомнений также и то, что ресурсы питьевой воды ограничены, и все больше людей на Земле начинают это ощущать.

    "Питание – самое интимное общение человека с природой", – писал известный русский физиолог И. Мечников. "Употребление в пищу всех растений, произрастающих в той стране, где человек живет, есть лучший залог того, что организм получит все необходимые ему компоненты", – учил Гиппократ. Неоднозначность процессов в организме человека, происходящих при потреблении пищи, была издавна замечена, на что разные народы сформулировали емкие выражения типа: "Человек сам роет себе могилу ножом и вилкой", "Треть болезней от плохих поваров, а две трети – от хороших" и т.д.

    Человек – социально-биологическое существо, соответственно и потребности имеют разный характер, а точнее уровни. Потребности определяют мотивы и личности. Это первооснова жизни человека как индивида, личности и индивидуальности. Из статьи вы узнаете, какие бывают потребности и в чем их разница, как они развиваются, от чего зависят и что зависит от них.

    Потребности – психическое состояние, выражающееся в дискомфорте, напряжении, неудовлетворенности какого-то желания.

    Потребности бывают осознаваемыми и неосознаваемыми:

    • Осознаваемые потребности человека или группы становятся интересами.
    • Неосознаваемые – дают о себе знать в виде эмоций.

    Решается ситуация дискомфорта за счет удовлетворения желания или при невозможности удовлетворения за счет подавления либо замещения схожей, но доступной потребностью. Она побуждает к активности, поисковой деятельности, цель которой – устранение дискомфорта, напряжения.

    Для потребностей характерны несколько особенностей:

    • динамичность;
    • изменчивость;
    • развитие новых потребностей по мере удовлетворения ранних;
    • зависимость развития потребностей от включенности индивида в разные сферы и виды деятельности;
    • возвращение человека на предыдущие ступени развития, если более низкие потребности снова становятся не удовлетворены.

    Потребности представляют собой структуру личности, их можно охарактеризовать как «источник активности живых существ, указывающий на отсутствие ресурсов (как биологических, так и социокультурных), необходимых для существования и развития личности» (А. Н. Леонтьев).

    Развитие потребности

    Любая потребность развивается в два этапа:

    1. Возникает как внутреннее, скрытое условие для деятельности, выступает как идеал. Человек сопоставляет знания об идеале и о реальном мире, то есть ищет способы достижения.
    2. Потребность конкретизируется и опредмечивается, является движущей силой деятельности. Например, сначала человек может осознать потребность в любви, а затем искать предмет любви.

    Потребности порождают мотивы, на фоне которых вырисовывается цель. Выбор средств достижения цели (потребности) зависит от ценностных ориентаций человека. Потребности и мотивы формируют направленность личности.

    Базовые потребности формируются к 18-20 годам и в дальнейшем не претерпевают существенных изменений. Исключение – кризисные ситуации.

    Иногда система потребностей и мотивов развивается дисгармонично, что приводит к психическим нарушениям и дисфункции личности.

    Виды потребностей

    Обобщенно можно выделить телесные (биологические), личностные (социальные) и духовные (экзистенциальные) потребности:

    • К телесным относятся инстинкты, рефлексы, то есть все физиологическое. От их удовлетворения зависит поддержание жизни человека как вида.
    • К личностным относится все духовное и социальное. То, что позволяет человеку быть личностью, индивидуальностью и субъектом общества.
    • К экзистенциальным относится все, что связано с поддержанием жизни всего человечества и с космосом. Сюда относится потребность в самосовершенствовании, развитии, созидании нового, познании, творчестве.

    Таким образом, часть потребностей является врожденной и они идентичны у людей любых народов и рас. Другая часть – приобретенные потребности, которые зависят от культуры и истории конкретного общества, группы людей. Свою лепту вносит даже возраст человека.

    Теория А. Маслоу

    Самой популярной классификацией потребностей (она же иерархия) является пирамида Маслоу. Американский психолог расположил потребности от низших к высшим, или от биологических к духовным.

    1. Физиологические потребности (пища, вода, сон, то есть все, что связано с телом и организмом).
    2. Потребность в эмоциональной и физической безопасности (стабильности, порядке).
    3. Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба), или социальные потребности.
    4. Потребность в самоуважении (уважении, признании), или потребности оценки.
    5. Потребность в самоактуализации (саморазвитии, самовоспитании, других «само»).

    Первые две потребности относятся к низшим, остальные – к высшим. Низшие потребности характерны для человека как индивида (биологического существа), высшие – для личности и индивидуальности (социального существа). Развитие высших потребностей невозможно без удовлетворения первичных. Однако после их удовлетворения духовные потребности развиваются не всегда.

    Высшие потребности и стремление к их реализации обуславливают свободу индивидуальности человека. Становление духовных потребностей тесно связано с культурой и ценностными ориентациями общества, историческим опытом, который постепенно становится опытом личности. В связи с этим можно выделить материальные и культурные потребности.

    Для низших и высших потребностей характерны несколько отличий:

    • Высшие потребности генетически развиваются позднее (первые отголоски возникают в позднем подростковом возрасте).
    • Чем выше потребность, тем проще ее на время отодвинуть.
    • Жизнь на высоком уровне потребностей означает хороший сон и аппетит, отсутствие болезней, то есть хорошее качество биологической жизни.
    • Высшие потребности воспринимаются человеком как менее насущные.
    • Удовлетворение высших потребностей приносит большую радость и счастье, обеспечивает развитие личности, обогащает внутренний мир, осуществляет желания.

    Согласно Маслоу, чем выше человек поднимается по этой пирамиде, тем здоровее психически и более развитым как личность и индивидуальность его можно считать. Чем выше потребность, тем больше человек готов к активным действиям.

    Теория К. Алдерфера

    • существование (физиологические и потребность в безопасности по Маслоу);
    • связанность (социальные потребности и внешняя оценка по Маслоу);
    • развитие (внутренняя оценка и самоактуализация по Маслоу).

    Теорию отличают еще два положения:

    • одновременно могут быть задействованы несколько потребностей;
    • чем ниже удовлетворение высшей потребности, тем сильнее желание удовлетворить низшую (речь идет о замещении недоступного доступным, например, любви – сладким).

    Теория Э. Фромма

    В концепции Фромма потребности классифицированы на основании единства человека и природы. Автор выделяет следующие потребности:

    1. Потребность в общении и межиндивидуальных узах (любовь, дружба).
    2. Потребность в творчестве. Независимо от рода конкретной деятельности человек создает мир вокруг себя и само общество.
    3. Потребность в ощущении глубоких корней, гарантирующих прочность и безопасность бытия, то есть обращение к истории общества, семье.
    4. Потребность в стремлении к уподоблению, поиску идеала, то есть идентификация человека с кем-либо или чем-либо.
    5. Потребность к познанию и освоению мира.

    Стоит отметить, что Фромм придерживался концепции о влиянии бессознательного на человека и потребности относил как раз к этому. Но в понятии Фромма бессознательное – скрытый потенциал личности, духовные силы, отведенные каждому человеку изначально. А также в подсознательное занесен элемент общности, единства всех людей. Но подсознательное, как и описанные потребности, разбивается об логику и рациональность мира, клише и табу, стереотипы. И в большинстве своем потребности остаются нереализованными.

    Теория приобретаемых потребностей Д. Мак-Клелланда

    • потребность в достижении или свершении;
    • потребность в человеческих связях или в присоединении;
    • потребность во власти.
    • если детей поощряют при контроле над другими, то формируется потребность во власти;
    • при самостоятельности – потребность в достижении;
    • при установлении дружбы – потребность в присоединении.

    Потребность в достижении

    Человек стремится превосходить других людей, выделяться, достигать установленных стандартов, быть успешным, решать сложные задачи. Такие люди сами выбирают ситуации, где будут нести ответственность за всех, но при этом избегают слишком простых или слишком сложных.

    Потребность в присоединении

    Человек стремится иметь дружеские, близкие межличностные взаимоотношения, основанные на тесной психологической связи, избегает конфликтов. Такие люди ориентированы на ситуации кооперации.

    Потребность во власти

    Человек стремится создавать условия и требования для деятельности других людей, управлять ими, контролировать их, пользоваться авторитетом, решать за других людей. Человек получает удовлетворение, находясь в позиции влияния и управления. Такие люди выбирают ситуации соревнований, конкуренции. Их заботит статус, а не эффективность действий.

    Послесловие

    Удовлетворение потребностей важно для адекватного развития личности. При игнорировании биологических потребностей человек может заболеть и умереть, а при неудовлетворенных высших потребностях развиваются неврозы, возникают и другие психологические проблемы.

    Стоит отметить, что из правила «сначала удовлетворение одних потребностей – потом развитие других» существуют исключения. Речь идет о творцах и воинах, которые могут задаваться высшими целями, невзирая на неудовлетворенные физические потребности, например, голод и недосып. Но для среднестатистического человека характерны следующие данные:

    • физиологические потребности удовлетворяются на 85 %;
    • в безопасности и защите – на 70 %;
    • в любви и принадлежности – на 50 %;
    • в самоуважении – на 40 %;
    • в самоактуализации – на 10 %.

    Потребности тесно связаны с социальной ситуацией развития человека и уровнем социализации. Что интересно, эта связь взаимообусловлена.

    Основные потребности человека - стабильность и комфорт

    Я уже упоминала в своих статьях о потребностях человека и о важности их распознания, как у себя, так и у людей, с которыми мы контактируем. Это даст нам возможность лучше понимать наши собственные целеустремления, а также мы научимся понимать поведение и поступки других людей.

    Попробуем разобраться с потребностями человека подробнее. Всё, что мы делаем в жизни, все наши действия и поступки направлены на удовлетворение каких-то наших потребностей.

    Стабильность и комфорт

    Рассмотрим физиологические потребности . Тут собралось всё, что нам необходимо, чтобы физически выжить. Мы не сможем выжить без пищи, воды, без крыши над головой, без отдыха, без сна; нам нужно здоровье, половое влечение и т.д. Каждый человек, кем бы он ни был, бомжем или миллионером, имеет одни и те же потребности к выживанию. Наличие денег создает лишь больший комфорт проживания. Но и бомж, и миллионер хотят кушать, только один добывает еду, роясь в мусорных контейнерах, а миллионер питается в ресторане. Разница в том, что бомж вынужден предпринимать действия, чтобы удовлетворить свою нужду, а миллионер, скорее всего, вообще не сосредотачивает на еде своего внимания.

    Но стоит нашему миллионеру попасть в одиночку на необитаемый остров, его неудовлетворенная потребность в пище выползает на первый план, она не даст ему покоя, ни о чем другом он не сможем думать, все остальные проблемы отойдут на задний план, пока он не отыщет хоть что–нибудь съедобное.

    Потребности в безопасности - вторая по значимости группа потребностей - это всё, что обеспечивает нам безопасную жизнь, что защищает нас от различных угроз, и избавляет от различных страхов. Мы стремимся к защищенности, стабильности, к постоянству, правильности, потому что хотим быть уверены, что никто, и ничто не угрожает нашей жизни. Мы не хотим, чтобы нам на голову упал кирпич, не хотим, чтобы наш самолет захватили террористы или он вообще не приземлился, не хотим остаться без заработка, и переживаем, как бы нас не выставили на улицу. Нам нужна уверенность, что врачи нас действительно лечат, а учителя действительно учат наших детей и многое, многое другое.

    Нестабильность окружающего мира, зачастую, очень негативно влияет на нашу уверенность в жизни и порождает в нас множество страхов. Поэтому мы боимся неопределенности и предпочитаем стабильность (застой) новым и непонятным переменам в жизни.

    Любовь и отношения


    Любовь и отношения

    Это потребность ощущать любовь и устанавливать отношения с другими людьми . Потребность в любви мы испытываем на протяжении всей нашей жизни с самого момента своего появления на свет. Сначала нам необходима забота и любовь родителей, иначе мы просто не выживем в этом мире - мы просто не способны выжить в одиночку. Потом с каждым днем в нашей жизни появляется все больше и больше новых лиц, с которыми у нас складываются какие–то отношения.

    Именно через контакты с этими людьми мы познаем жизнь, узнаем, что мир разный и люди в нем разные. У нас начинает формироваться свое отношение к этому миру, которое проявляется в нашем поведении. Затем детский садик, школа, институт, работа - мы уже становимся частью какого-то коллектива. И мы стремимся стать частью этого коллектива, мы не хотим быть выброшенными из него. Более того, мы нуждаемся в хороших отношениях с другими людьми. Так в нашей жизни появляются и друзья и недруги, приятели и просто знакомые.

    И, наконец, в нашей жизни появляется человек, который нам становится дороже всех, ближе и роднее - в нашу жизнь входит романтическая любовь. Каждый человек, даже если он пытается это отрицать, испытывает потребность в общении, и все люди стремятся друг к другу в надежде на любовь, уважение и признание.

    Значимость


    Значимость

    Это потребность чувствовать себя значимым , каждый человек хочет быть важным, нужным. Это, во-первых, потребность в самоуважении. Мы, конечно, хотим быть уверенными в себе, хотим чувствовать себя компетентными, гордиться своим мастерством и своими достижениями, своей независимостью и свободой. С другой стороны, для нас не менее важна потребность в оценках со стороны других.

    Нам не безразлично, как нас оценивают, каков наш престиж и репутация, признаются ли наши достижения, как нас принимают в обществе и какие нам оказывают знаки внимания. Значимость - это наша лакмусовая бумажка, с помощью которой мы проверяем свои целеустремления и правильность их направления. Значимость проявляется, когда мы сравниваем себя с другими. Мы можем чувствовать себя значимыми, потому что мы достигли чего-либо, построили что-то, преуспели в чём-то или, наоборот, мы можем добиваться важности, разрушая все на своем пути и опровергая кого-либо или что-либо.

    И даже нашему бомжу совсем небезразлично, как отреагируют его «коллеги по несчастью», если ему удастся добыть продуктов гораздо больше.

    Разнообразие


    Разнообразие

    Это потребность в любознательности , в желании узнавать и понимать что–то новое для себя. Другой аспект этой потребности – это внесение разнообразия в свою повседневную жизнь. Наша жизнь станет совершенно однообразной и скучной, если мы будем каждый день выполнять одни и те же действия. Если мы каждый вечер на ужин будем подавать жареную картошку, то, какой бы аппетитной она ни была, буквально на 3-4 день наша семья откажется ужинать. Сюда же относится и потребность в периодической смене какой-то нашей деятельности.

    Если мы выполняем долгое время одну и ту же работу, она превращается в рутину, и у нас пропадает желание ее выполнять, эффективность наша падает, и мы переключаемся на что-нибудь более приятное для себя, разнообразим свое бытие. Это может быть и перерыв на чашечку кофе, просмотр какой нибудь телевизионной передачи, а может и отпуск на Лазурном берегу или прогулка по улицам в Париже. К разнообразию относится и наше стремление к преодолению препятствий и решению сложных ситуаций. Мы все нуждаемся в удовлетворении всех этих потребностей, но ценим их по-разному. Если для нас более ценным является потребность в стабильности, то в нашей жизни всё будет подчиняться этой потребности. Мы будем работать на одном месте много лет, жить в дорогих нашему сердцу стенах, мы не меняем друзей, как перчатки, не меняем супругов, но любые кардинальные изменения в жизни выводят нас из зоны комфорта и приносят душевные боли.

    И, наоборот, если мы больше ценим разнообразие, то у нас будет совершенно другой стиль жизни и другие цели. Мы легки на подъем, меняем много профессий, не любим все, что привязывает наши действия, устаем от постоянных отношений, любим путешествовать. Когда, например, в супружеской паре - один супруг любит стабильность, а второй разнообразие, в семье закономерно будут возникать нерешаемые ситуации. Простой пример - один хочет приобрести дачу, а другому супругу жутко становится от перспективы все выходные проводить на грядках, и он всячески будет сопротивляться подобному приобретению. Но дискомфорт может возникнуть и внутри самого человека, если у него одновременно есть большая потребность в стабильности, так и потребность в разнообразии. Человек не будет знать, какую из потребностей удовлетворять в первую очередь, поэтому будет топтаться на месте.

    Потребность в значимости также плохо совместима с потребностью в отношениях. Тяжело любить того, кто постоянно считает себя важным. Поэтому много успешных людей, которые, удовлетворяя свою потребность в значимости, имеют проблемы в личных отношениях и часто ощущают, что они сами любят неискренне и неглубоко. Как только мы определимся, какие самые важные потребности мы удовлетворяем, мы сможем чётко увидеть, что нужно изменить для повышения уровня счастья нашей жизни и чувства удовлетворения нашими отношениями.

    Потребность - это психологический и физиологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.

    Существует несколько классификаций потребностей . Согласно классификации американского психолога А.Маслоу, каждый человек имеет 14 жизненно важных потребностей:

    · ВЫДЕЛЯТЬ

    · ДВИГАТЬСЯ

    · БЫТЬ ЗДОРОВЫМ (ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ)

    · ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА

    · СПАТЬ И ОТДЫХАТЬ

    · ОДЕВАТЬСЯ И РАЗДЕВАТЬСЯ

    · БЫТЬ ЧИСТЫМ

    · ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ

    · ОБЩАТЬСЯ

    · ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

    · РАБОТАТЬ, ИГРАТЬ И УЧИТЬСЯ

    Любое заболевание , то есть наличие в организме патологического процесса , сопровождается нарушением функций различных органов и систем. Медсестра, в силу своих знаний и умений, способна определить не само заболевание, а его внешние проявления. Нарушение функций внешне проявляет себя как нарушение удовлетворения тех или иных потребностей. Например, воспаление лёгких приводит к нарушению функций дыхательной системы и нарушению удовлетворения потребности ДЫШАТЬ. Пациент ощущает нарушение удовлетворения потребностей как дискомфорта, что служит поводом для обращения за медицинской помощью.

    Поскольку конечная цель работы медсестры - комфорт её пациента, постольку для устранения возникшего дискомфорта она обязана выяснить его причины - которая отражена в сестринской истории болезни, эффективность удовлетворения потребностей.

    Сестринское обследование является независимым, специфичным и не может подменяться врачебным.

    Использование 14 последовательных ступеней иерархии Маслоу позволяет добиться системности сестринского обследования, делает его всесторонним и полным, составляя как бы организационную рамку сестринского обследования.

    Потребность ДЫШАТЬ:

    Понятие о потребности :

    Потребность ДЫШАТЬ обеспечивает постоянный газообмен между организмом и окружающей средой.

    О нарушении потребности медсестра узнаёт, проведя объективное и субъективное обследование пациента.

    1. Субъективное обследование: осуществляется в процессе беседы с пациентом, выявления его жалоб.

    При нарушении потребности ДЫШАТЬ у пациента могут быть ЖАЛОБЫ на:

    · одышку,

    · кашель,

    · боль в грудной клетке.

    В беседе с пациентом медсестра также выявляет ФАКТОРЫ РИСКА , влияющие на потребность ДЫШАТЬ :

    · курение;

    · работа, проживание в условиях загазованной или запылённой атмосферы.

    2. Объективное обследование: медсестра осуществляет в виде общего осмотра пациента.


    При объективном обследовании может быть:

    · изменение цвета кожных покровов - цианоз (синюшность);

    · затруднённое дыхание через нос;

    · изменение частоты, ритма или глубины дыхания;

    · лихорадка.

    :

    1) одышка;

    2) кашель;

    3) боль в грудной клетке, связанная с дыханием;

    4) удушье;

    5) риск нарушения дыхания в связи с курением;

    6) высокий риск от удушья.

    :

    1) медсестра обеспечит приток свежего воздуха в помещение, где находится пациент;

    2) медсестра придаст пациенту вынужденное положение, облегчающее пациенту дыхание (при необходимости - дренажное);

    3) медсестра обеспечит пациенту оксигенотерапию ;

    4) медсестра проведёт мероприятия по очищению дыхательных путей;

    5) медсестра проведёт простейшие физиопроцедуры при отсутствии противопоказаний.

    Потребность ЕСТЬ:

    Понятие о потребности :

    Удовлетворяя потребность ЕСТЬ , человек осуществляет доставку в организм пищу - основного источника энергии и питательных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Пища - это один из основных ресурсов здоровья.

    Некоторые характерные признаки при сестринском обследовании:

    1. Субъективное обследование :

    ЖАЛОБЫ :

    · нарушение аппетита;

    · отрыжка;

    · тошнота;

    · боли в животе.

    ФАКТОРЫ РИСКА , влияющие на потребность ЕСТЬ :

    · погрешность в диете;

    · нарушение режима питания;

    · переедание;

    · злоупотребление алкоголем;

    · отсутствие зубов, кариозные зубы.

    2. Объективное обследование :

    · запах изо рта;

    · наличие кариозных зубов;

    · рвота во время обследования.

    :

    1) боль в животе;

    2) тошнота;

    4) нарушение аппетита;

    5) чрезмерное питание, превышающее потребности организма;

    6) ожирение.

    Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

    1) медсестра обеспечит соблюдение предписанной диеты;

    2) медсестра создаст вынужденное положение пациенту;

    3) медсестра окажет помощь пациенту при рвоте;

    4) медсестра научит пациента приёмам борьбы с тошнотой и отрыжкой;

    5) медсестра проведёт беседу с пациентом и его родственниками о характере предписанной ему диеты и необходимости её соблюдения.

    Потребность ПИТЬ:

    Понятие о потребности :

    Употребляя потребность ПИТЬ , человек осуществляет доставку воды в организм. Без воды невозможна жизнь, так как все жизненно важные химические реакции в клетках протекают только в водных растворах.

    :

    1. Субъективное обследования :

    ЖАЛОБЫ :

    · сухость во рту.

    ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ПИТЬ :

    · употребление недоброкачественной воды;

    · потребление недостаточного или избыточного количества воды.

    2. Объективное обследование :

    · сухость кожи и слизистых.

    Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов :

    2) сухость во рту;

    3) обезвоживание.

    Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

    1) медсестра обеспечит пациенту рациональный питьевой режим;

    2) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости употребления доброкачественной воды.

    Потребность ВЫДЕЛЯТЬ:

    Понятие о потребности :

    Удовлетворяя потребность ВЫДЕЛЯТЬ , человек выводит из организма вредные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности, отработанные остатки пищи.

    Эта потребность обеспечивается функцией мочевыделительной и пищеварительной систем, кожи и органов дыхания.

    1. Субъективное обследование :

    ЖАЛОБЫ :

    · вздутие живота;

    · нарушение мочеиспускания и мочеобразования;

    · отсутствие мочи;

    · малое количество мочи;

    · увеличенное количество мочи;

    · частое болезненное мочеиспускание;

    ФАКТОРЫ РИСКА , влияющие на потребность ВЫДЕЛЯТЬ :

    · нарушение в диете;

    · малоподвижный образ жизни;

    · переохлаждение.

    2. Объективное обследование :

    · отёки явные;

    · отёки скрытые;

    · изменение характера стула;

    · сухость кожи, снижение упругости и эластичности кожи, окраска кожи;

    · изменение количества мочи;

    · визуальное изменение мочи.

    Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов :

    4) острая задержка мочи;

    5) риск появления опрелости в области складок промежности.

    Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

    1) медсестра обеспечит пациенту предписанную диету и питьевой режим;

    2) медсестра обеспечит пациента индивидуальным судном и мочеприёмником;

    3) медсестра обучит пациента, а при необходимости, осуществит сама гигиенические мероприятия после физиологических отправлений;

    4) медсестра обучит пациента навыкам ЛФК и самомассажа области живота;

    5) медсестра проведёт беседу с пациентом и родственниками о характере предписанной диеты и необходимости её соблюдения.

    Потребность СПАТЬ:

    Понятие о потребности :

    Груз повседневных забот, дел тяготит человека, вызывая озабоченность, волнение, стрессы в течение дня. Это приводит к истощению нервной системы, а значить, к нарушению функций различных органов.

    Удовлетворяя потребность СПАТЬ , человек преодолевает эти вредные воздействия, восстанавливает силы организма.

    Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

    1. Субъективное обследование :

    ЖАЛОБЫ:

    · бессонница;

    · нарушение сна;

    · прерывистый сон;

    · сонливость;

    · засыпание под утро.

    ФАКТОРЫ РИСКА , влияющие на потребность СПАТЬ и ОТДЫХАТЬ :

    · отсутствие отдыха;

    · чрезмерная загруженность работой;

    · отсутствие отпуска и выходных.

    2. Объективное обследование :

    · выражение лица (усталость, утомлённость, потухший взгляд, бедная мимика);

    · зевота.

    Некоторые примеры возможных диагнозов :

    1) отсутствие сна;

    2) нарушение сна.

    Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

    1) медсестра обеспечит пациенту предписанный режим;

    2) медсестра обучит пациента навыкам, способствующим регулированию сна;

    Например: стакан тёплого молока с ложкой мёда на ночь, прогулка на свежем воздухе перед сном, навыки аутотренинга .

    3) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости ежедневного отдыха;

    4) медсестра обучит пациента составлению режима дня: частая смена деятельности, отдыха.

    Потребность ПОДДЕРЖИВАТЬ ПОСТОЯННУЮ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА:

    Понятие о потребности :

    Нормальная жизнедеятельность органов и тканей невозможна без температурного постоянства внутренней среды человека. Это обеспечивается:

    1) путём сложной регуляции теплопродукции и теплоотдачи организма;

    2) одеждой по сезону;

    3) поддержанием микроклимата помещений, где находится человек.

    Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

    1. Субъективное обследование :

    ЖАЛОБЫ:

    · потливость;

    · чувство жара;

    · головная боль;

    · ломота в теле, суставах;

    · сухость во рту.

    2. Объективное обследование :

    · появление «гусиной кожи»;

    · горячая на ощупь кожа;

    · сухость кожи и слизистых;

    · трещины на губах;

    · изменение температуры тела

    · учащение пульса и ЧДД;

    · влажная кожа;

    · отклонение в температурном режиме помещений.

    Некоторые примеры возможных диагнозов :

    · нарушение целостности;

    · неприятный запах;

    · неприятный запах изо рта;

    · грязное бельё;

    · неухоженные ногти;

    · сальные волосы.

    Некоторые примеры возможных диагнозов :

    1) дефицит знаний о личной гигиене;

    2) высокий риск инфекции, связанный с нарушением целостности кожи и слизистых;

    3) недостаточность самогигиены;

    4) нарушение целостности кожи в области естественных складок.

    Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

    1) осуществит комплекс гигиенических мероприятий пациенту;

    2) медсестра обучит пациента навыкам личной гигиены;

    3) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости личной гигиены;

    4) медсестра будет ежедневно контролировать выполнение пациентом гигиенических навыков.

    Потребность ДВИГАТЬСЯ:

    Понятие о потребности :

    Движение - это жизнь! Движение укрепляет мускулатуру, улучшает кровообращение, питание клеток и тканей, выделение вредных веществ из организма.

    Улучшает работу внутренних органов, поддерживает настроение.

    Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

    1. Субъективное обследование :

    ЖАЛОБЫ:

    · невозможность или ограничение двигательной активности в связи с:

    Слабостью;

    Отсутствием конечности;

    Наличием параличей;

    · расстройство психической деятельности.

    ФАКТОРЫ РИСКА , влияющие на потребность ДВИГАТЬСЯ :

    · сидячая работа;

    · постоянная езда на транспорте.

    2. Объективное обследование :

    · болезненность при движении;

    · изменения в области суставов;

    · гиперемия;

    · местное повышение температуры;

    · изменение конфигурации;

    · пассивное положение в кровати;

    · отсутствие конечности.

    Некоторые примеры возможных диагнозов :

    1) ограничение физической активности;

    2) отсутствие физической активности;

    3) риск возникновения пролежней;

    Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

    1) при отсутствии движения или резким его ограничением медсестра осуществит комплекс мероприятий по уходу за пациентом;

    2) медсестра будет проводить простейшие комплексы ЛФК и массаж в соответствии с назначением;

    3) медсестра обучит пациента необходимому простейшему комплексу ЛФК и самомассажу и осуществит контроль за его выполнением;

    4) медсестра проведёт беседу с пациентом о гиподинамии и её последствиях.

    Потребность ОДЕВАТЬСЯ или РАЗДЕВАТЬСЯ:

    Понятие о потребности :

    Для обеспечения постоянства температуры тела недостаточно только регуляции самим организмом теплопродукции и теплоотдачи. Человеку приходится также регулировать температуру тела одеждой в зависимости от климатических условий. Одежда, подобранная по возрасту, полу, сезону, к окружающей обстановке, обеспечивает пациенту моральное удовлетворение.

    Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

    1. Субъективное обследование :

    ЖАЛОБЫ:

    · невозможность самостоятельно раздеться и одеться;

    · боль при движении;

    · паралич конечностей;

    · резкая слабость;

    · психические расстройства.

    2. Объективное обследование :

    · пациент не может самостоятельно ОДЕТЬСЯ и РАЗДЕТЬСЯ ;

    · одежда пациента не соответствует размеру (мала или велика), что затрудняет движение;

    · одежда не соответствует сезону (отсутствие тёплой одежды зимой).

    Некоторые примеры возможных диагнозов :

    1) неспособность самостоятельно одеться и раздеться;

    2) высоки риск переохлаждения;

    3) высокий риск перегревания;

    4) нарушение комфортного состояния из-за неправильно подобранной одежды.

    Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

    1) медсестра поможет пациенту раздеться и одеться;

    2) медсестра оденет пациента в одежду, соответствующую пациенту;

    3) медсестра проведёт с пациентом беседу о необходимости одеваться по сезону.

    Потребность БЫТЬ ЗДОРОВЫМ:

    Понятие о потребности :

    Эта потребность отражает стремление каждого человека к здоровью, отражает независимость пациента в удовлетворении своих основных жизненно важных потребностей. Нарушение удовлетворение потребности БЫТЬ ЗДОРОВЫМ наступает при потере человеком самостоятельности в уходе. Например, пациент ограничен в режиме двигательной активности (постельный или строгий постельный режим). В таком состоянии он не может самостоятельно удовлетворять свои потребности, что ведёт к нарушению удовлетворению потребности быть здоровым. Другой пример: пациент находится в неотложном состоянии (массивное кровотечение, кома и т.д.). При этом также невозможна самостоятельность удовлетворения потребностей.

    Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании :

    1. Субъективное обследование :

    В первом случае медсестра определяет, какие потребности пациент может удовлетворить самостоятельно, то есть независимо от кого-либо, а в удовлетворении каких потребностей ему нужна помощь и в каком объёме.

    Например :

    · может ли пациент самостоятельно осуществлять мероприятия личной гигиены;

    · нужна ли ему посторонняя помощь при физиологических отправлениях (довести до туалета, подать судно);

    · может ли пациент самостоятельно одеться и раздеться;

    · может ли пациент двигаться без посторонней помощи;

    · может ли пациент самостоятельно есть и пить.

    Во втором случае медсестра постоянно наблюдает за состоянием пациента и при его ухудшении вызовет врача и окажет до его прихода неотложную доврачебную помощь.

    Некоторые примеры возможных диагнозов :

    1) дефицит самоухода.

    Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

    1) медсестра окажет пациенту непосредственную помощь в активности повседневной жизни:

    · умывает,

    · кормит,

    · подаёт судно,

    · одевает, раздевает;

    2) учитывая, что главное для человека - независимость и свобода, медсестра при малейшей возможности создаст условия для самостоятельного удовлетворения пациентом его нарушенных потребностей. Например: по мере расширения режима физической активности медсестра не сама умывает его, а подаёт ему умывальные принадлежности в постель;

    3) медсестра обучит пациента навыкам повседневной жизни в условиях его ограниченных возможностей.

    Потребность ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ:

    Понятие о потребности :

    Эта потребность в адаптации к условиям жизни с факторами риска, которые отрицательно влияют на физический, психосоциальный и духовный комфорт человека. Нарушение удовлетворения потребности ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ происходит при низком приспособлении человека к условиям жизни с факторами риска. Например, пациент имеет избыточный вес, нерационально питается, курит, мало двигается. Всё это факторы риска, к которым он не приспособлен. Поэтому у него нарушено удовлетворение потребности избегать опасности.

    Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании :

    1. Субъективное обследование :

    1. Медсестра в беседе с пациентом выясняет:

    · наличие в его образе жизни ФАКТОРОВ РИСКА и отношение к ним, степень приспособления пациента к условиям жизни с факторам риска;

    · знает ли пациент, как эти ФАКТОРЫ влияют на его здоровье;

    · есть ли у него желание к оздоровлению своего образа жизни.

    2. Медсестра в беседе с пациентом о состоянии его здоровья обращает внимание на чувство страха, напряжение и опасения за своё здоровье.

    3. Медсестра выясняет, ощущает ли пациент поддержку семьи в своём состоянии.

    Некоторые примеры возможных диагнозов :

    1) безразличие к состоянию своего здоровья;

    2) беспокойство за состояние своего здоровья;

    3) страх перед операцией или предстоящим обследованием;

    4) отсутствие адаптации к стрессу;

    5) дефицит знаний о здоровом образе жизни;

    6) угроза здоровью в связи с факторами риска.

    Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

    1) медсестра, обращаясь с пациентом, поможет ему психологически, используя слово, интонацию, мимику, приёмы отвлечения;

    2) медсестра обеспечит пациенту должную поддержку со стороны его окружения;

    3) медсестра беседует с пациентом о необходимости оздоровления его образа жизни;

    4) медсестра вместе с пациентом составляет план мероприятий по оздоровлению. Например: план рационального питания или режим дня для пациента;

    5) медсестра обучит пациента навыкам устранения или значительного снижения влияния факторов риска на здоровье пациента. Например: имеет место факторов риска «стресс». Необходимы:

    · физическая активность;

    · ежедневное распределение времени и его запас;

    · открытый «шлю» для эмоций;

    · планирование режима дня;

    · аутотренинг , расслабление;

    6) медсестра познакомит пациента с другим пациентом, ведущий здоровый образ жизни;

    7) медсестра подберёт пациенту необходимую литературу о пропаганде здорового образа жизни.

    Потребность ОБЩАТЬСЯ:

    Понятие о потребности :

    Человек - существо общественное, для нормальной жизнедеятельности ему необходимо ОБЩЕНИЕ . Ему необходимо постоянно получать информацию об окружающую среду информацию о себе. Обмен информацией осуществляется при помощи органов чувств (слух, зрение, обонянии, осязание и т.д.).

    Виды общения:

    · разговор;

    · чтение;

    · музыка;

    · телевидение;

    · религия.

    Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

    1. Субъективное обследование :

    В беседе с пациентом медсестра выясняет желание или нежелание пациента ОБЩАТЬСЯ с окружающим миром:

    · родственники;

    · медицинский персонал;

    · соседи по палате;

    · средства массовой информации;

    2. Объективное обследование :

    Медсестра выясняет возможность пациента ОБЩАТЬСЯ :

    · нарушение слуха;

    · нарушение зрения;

    · нарушение движения;

    · нарушение интеллекта.

    Некоторые примеры возможных диагнозов :

    1) дефицит общения с семьёй;

    2) недоверие медицинскому работнику;

    3) дефицит общения, связанный с физическими недостатками;

    4) стремление к самоизоляции.

    Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

    1) медсестра организует пациенту доступное для него общение.

    Потребность ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ:

    Понятие о потребности :

    В своей жизни каждый человек ориентируется на определённые идеалы (ценности). Это убеждение, вера в то, что хорошо или плохо в жизни. ЦЕННОСТИ формируются в человеке под воздействием его социокультурного окружения, образования, личного опыта человека. У каждого они разные, свои.

    Медсестре необходимо определить ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ пациента, так как они могут положительно или отрицательно влиять на его здоровье. Например: пациент считает, что самое главное это хорошо (вкусно, обильно) поесть, что отрицательно влияет на его здоровье. Или у пациента главное в жизни - это здоровье и он стремится делать всё для его сохранения. Знание ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ пациента поможет медсестре найти аргументы для мотивации пациента на оздоровление образа жизни. Например: для пациента мотивацией на оздоровление может служить забота о семье. Он будет стремиться к выздоровлению, чтобы заботиться о семье.

    Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

    1. Субъективное обследование :

    Медсестра в беседе с пациентом выявляет его жизненные ценности и их влияние на здоровье.

    Вам предлагается минимум вопросов, которые медсестра должна выяснить, общаясь с пациентом:

    1. Что представляет собой пациент, его психическое и физическое здоровье?

    2. Что он имеет (социально-производственный, социально-бытовой, семейный статус)?

    3. Что человек говорит о себе, своём здоровье?

    4. Что человек делает в плане сохранения или укрепления здоровья (или наоборот, его ухудшения)? Причём выяснить есть ли расхождения слов с делом.

    5. Что пациент даёт людям, насколько он ценен для семьи, общества?

    6. Что человек берёт от общества, в чём нуждается?

    7. К чему человек стремится, удовлетворён ли он жизнью вообще, собой, окружающими его людьми?

    Некоторые примеры возможных диагнозов :

    1) безразличие:

    · к жизни;

    · к своему здоровью;

    2) необходимость духовного участия и сочувствия.

    Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

    1) с помощью бесед, наглядных примеров, литературы медсестра переориентирует пациента на главную ценность в жизни - здоровье;

    2) многие пациенты замыкаются в себе, стараясь не обременять своими проблемами окружающих, что отрицательно сказывается на их самочувствии. Медсестра должна тактично вызвать пациента на разговор и дать ему выговориться. Например: молодая женщина, имеющая двоих детей, безнадёжно больна. Она целыми днями молчит, уставясь в потолок, находясь наедине со своими проблемами. Ей необходимо дать возможность для выхода эмоций (открыть «шлюз» для эмоций), для того, чтобы она обрела духовное равновесие.

    Потребности ИГРАТЬ, РАБОТАТЬ и УЧИТЬСЯ:

    Понятие о потребности :

    Эта потребность образует в пирамиде Маслоу вершину. Она необходима для самовыражения, самореализации человека.

    Взрослый человек реализует себя прежде всего в РАБОТЕ . Для этого ему необходимо УЧИТЬСЯ , необходимо самообразование, самосовершенствование. Также каждый человек в своей жизни под влиянием окружающей среды играет какую-то социальную роль: матери, лидера (руководителя), подчинённого. Каждый человек реализует потребность в каких-либо увлечениях (хобби). Например: рыбалка, охота, коллекционирование и т.д.

    Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

    1. Субъективное обследование :

    Медсестре необходимо в беседе с пациентом определить, насколько выражена эта потребность у пациента:

    · как он относится к своей работе, какое место в его жизни она занимает;

    · есть ли у него стремление к самообразованию, учёбе;

    · какую социальную роль в жизни он играет;

    · как он проводит своё свободное время, чем увлекается.

    Некоторые примеры возможных диагнозов :

    1) беспокойство из-за невозможности реализовать себя в связи с болезнью:

    · в работе;

    · в семье;

    2) принижение чувства собственного достоинства;

    3) дефицит организованного досуга.

    Несмотря на то, что потребности у всех людей одинаковые, удовлетворяем мы их по-разному. Поэтому и состояние здоровья у всех разное.

    Опираясь на знания о потребностях человека, медсестра должна уметь определить неудовлетворённые потребности пациента, установить доминирующую потребность с целью удовлетворения в порядке первоочерёдности, используя сестринский процесс.

    Неудовлетворённые потребности пациента - это такие состояния, которые требуют вмешательства. Это состояния вынужденной зависимости пациента из-за каких-либо проблем.

    ЗАДАЧАМИ медсестры является:

    1. Оценить ситуацию, выявить причины изменения психологического состояния пациента, его поведения.
    2. Сформулировать проблему пациента или провести сестринское диагностирование.
    3. Провести планирование необходимой помощи пациенту:
    • сформулировать цели (краткосрочные, долгосрочные) по приоритетной проблеме пациента, связанной с неудовлетворением потребности;
    • составить план сестринских вмешательств по каждой сестринской проблеме.

    Тема: Иерархия потребностей человека по А. Маслоу

    Кадырова Р.К.

    Вопросы:

      Понятие о потребностях.

      Различные теории и классификации потребностей.

      Иерархия потребностей по А. Маслоу.

      Характеристика основных потребностей человека.

      Основные потребности в повседневной деятельности человека.

      Условия и факторы, влияющие на способ и эффективность удовлетворения потребностей.

      Возможные причины потребности в уходе (болезнь, травма, возраст).

      Роль медсестры в восстановлении и поддержании независимости пациента в удовлетворении его основных потребностей

      Роль медсестры в оздоровлении образа жизни пациента и его семьи.

    Понятие потребностей

    Нормальная жизнедеятельность человека, как существа общественного, представляющего целостную, динамическую, саморегулирующуюся биологическую систему обеспечивается совокупностью биологических, психосоциальных и духовных потребностей. Удовлетворение этих потребностей определяет рост, развитие, гармонию человека с окружающей средой.

    Жизнедеятельность человека зависит от многих факторов, которые упорядочены во времени и пространстве и поддерживаются системами жизнеобеспечения организма человека в условиях окружающей среды.

    Потребность - это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека, который он испытывает на притяжении всей своей жизни. (Глоссарий МАНГО под редакцией Г.И. Перфильевой).

    Основные теории и классификации потребностей

    Авторами потребностно-информационной теории, которая объясняет причины и движущие силы поведения человека, являются отечественные ученые Симонов и Ершов. Сущность теории состоит в том, что потребности побуждаются условиями существования организма в постоянно меняющейся окружающей среде.

    Переход потребности в поступки и действия сопровождается эмоциями.

    Эмоция - это индикаторы потребностей. Они могут быть положительными и отрицательными на удовлетворение потребностей. Симонов и Ершов все потребности разделили на три группы:

      Группа – витальные (Потребность жить и обеспечивать свою жизнь).

      группа – социальные (потребность занять определенное место в обществе)

      группа – познавательные (потребность познавать внешний и внутренний мир).

    Американский психофизиолог А. Маслоу, русского происхождения в 1943 году выделил 14 основных потребностей человека и расположил их согласно пяти ступеням (см. схему)

      Физиологические потребности - это низшие, управляемые органами тела потребности, такие как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите.

      Потребности в надёжности – стремление к материальной надёжности, здоровью, обеспечению старости и т.д.

      Социальные потребности – удовлетворение этой потребности необъективно и трудноописуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно.

      Потребность в уважении, осознании собственного достоинства, – здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.

    V. Потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

    Иерархия потребностей (ступени развития) по а. Маслоу. Сущность теории потребностей а. Маслоу. Характеристики основных потребностей человека

    Жизнь, здоровье, счастье, человека зависит от удовлетворения потребностей в пище, воздухе, сне и т.д. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей жизни. Обеспечиваются они функцией различных органов и систем организма. Заболевание вызывая нарушение функции того или иного органа, той или иной системы, мешает удовлетворению потребностей, приводит к дискомфорту.

    В 1943 г. американский психолог А. Маслоу разработал одну из теорий иерархии потребностей, определяющих поведение человека. По его теории, одни потребности для человека более существенны, чем другие. Это позволило классифицировать их по иерархической системе; от физиологических до потребностей в самовыражении.

    В настоящее время в странах с высоким уровнем социально – экономического развития, где значительно изменились приоритеты в удовлетворении основных потребностей она не столь популярна. Для наших условий сегодня эта теория остается популярной.

    Чтобы жить, человеку необходимо удовлетворять физиологические потребности в воздухе, пище, воде, сне, выделении продуктов жизнедеятельности, в возможности двигаться, общаться, с окружающими, ощущать прикосновение и удовлетворять свои сексуальные интересы.

    Потребность в кислороде - нормальном дыхании, одна из основных физиологических потребностей человека. Дыхание и жизнь – неразделимые понятия.

    При недостатке кислорода дыхание становится частым и поверхностным, появляется одышка кашель. Продолжительное уменьшение концентрации кислорода в тканях приводит к цианозу, кожа и видимые слизистые приобретают синюшный оттенок. Поддержание этой потребности должно стать для медицинского работника приоритетной задачей. Человек, удовлетворяя эту потребность, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.

    Потребность в пище также имеет важное значение для сохранения здоровья и хорошего самочувствия. Рациональное и адекватное питание помогает исключить факторы риска многих заболеваний. Например, ишемическая болезнь сердца обусловлена регулярным употреблением пищи богатой насыщенными животными жирами и холестерином. Рацион, содержащий большое количество круп и растительных волокон, снижает риск развития рака толстого кишечника. Высокое содержание белка в пище способствует заживлению ран.

    Медицинский работник должен обучить пациента и дать рекомендации по рациональному и адекватному питанию для удовлетворения потребности человека в пище.

    Ограничить: употребление яичных желтков, сахара, сладких продуктов, соли, алкогольных напитков.

    Пищу лучше варить, печь, но не жарить.

    Необходимо помнить, что неудовлетворенная потребность в пище, приводит к нарушению здоровья.

    Потребность в жидкости – это выпивание жидкости, 1,5-2 литра ежедневно - вода, кофе, чай, молоко, суп, фрукты, овощи. Такое количество восполняет потери в виде выделений мочи, кала, пота, испарений при дыхании. Чтобы сохранить водный баланс, человек должен употреблять жидкости больше, чем он выделяет, в противном случае появляются признаки обезвоживания, но не более 2 литров, чтобы не вызвать нарушений функции многих органов и систем. От умения медицинской сестры предвидеть опасность обезвоживания или образования отеков зависит возможность пациента избежать многих осложнений.

    Потребность в выделении продуктов жизнедеятельности. Непереваренная часть пищи выводится из организма в виде мочи, кала. Режимы выделения у каждого человека индивидуальны. Удовлетворение других потребностей может быть отложено, но нельзя отложить выделение продуктов жизнедеятельности на долгое время. Многие пациенты считают процесс выделения продуктов жизнедеятельности интимным и предпочитают не обсуждать эти вопросы. При удовлетворении нарушенной потребности медицинская сестра должна обеспечить ему возможность уединения, уважать право пациента на конфиденциальность,

    Потребность в сне и отдыхе – при недосыпании уменьшается уровень глюкозы в крови, ухудшается питание мозга и замедляются мыслительные процессы; рассеивается внимание, ухудшается кратковременная память. Исследования, проведенные американскими специалистами свидетельствуют, что у человека, который не спал полночи, вдвое уменьшается количество клеток крови, отвечающих за фагоцитоз. Вольному человеку сон более необходим, поскольку способствует улучшению его самочувствия. Несмотря на то, что восприимчивость человека к внешним раздражителям во время сна снижена, это достаточно активное состояние. В результате исследований выделено несколько стадий сна.

    Стадия 1 – медленный сон. Легкий сон и длиться всего несколько минут. При этой стадии происходит спад физиологической активности организмам постепенное снижение деятельности жизненно важных органов, обмена веществ. Человека можно легко разбудить, но если же сон не прерывается, то вторая стадия наступает через 15 минут.

    Стадия 2 медленный сон. Неглубокий сон, продолжается 10-20 минут. Жизненные функции продолжают ослабевать, наступает полное расслабление. Разбудить человека трудно.

    Стадия 3 медленный сон. Стадия самого глубокого сна, продолжающая 15-30 минут, разбудить спящего трудно. Продолжается ослабление жизненно важных функций,

    Стадия 4 медленный сон. Глубокий сон, продолжающийся 15-30 минут, разбудить спящего очень трудно. При этой фазе происходит восстановление физических сил. Жизненно важные функции выражены гораздо слабее, чем во время бодрствования. Вслед за 4 стадией вновь наступает 3-я и 2-я стадии, после чего спящий переходит в 5-ю стадию сна.

    Стадия 5 - быстрый сон. Возможны яркие, цветные сновидения через 50-90 минут после первой стадии. Наблюдаются быстрые движения глаз, изменения частоты сердцебиения и дыхания, а также увеличения или колебания артериального давления. Снижается тонус скелетных мышц. При этой фазе восстанавливаются психические функции человека, разбудить спящего очень трудно. Продолжительность этой стадии около 20 минут.

    После 5-й стадии сна на короткое время наступают 4, 3, 2-я, затем вновь 3, 4 и 5-я стадии, т. е. следующий цикл сна.

    На сон человека могут оказывать влияние несколько факторов; физическое недомогание, лекарственные средства и наркотики, образ жизни, эмоциональный стресс, окружающая среда и физическая нагрузка. Любое заболевание, сопровождающееся болью, физическим недомоганием, тревогой и депрессией, приводит к нарушению сна. Медицинская сестра должна ознакомить пациента с действием назначенных лекарственных средств и их влиянии на сон.

    Отдых - состояние пониженной физической и психической активности. Отдыхать можно не только лежа на диване, но и вовремя длительной прогулки, чтения книг или при выполнении специальных релаксирующих упражнений. В лечебном учреждении отдыху может помещать громкий шум, яркий свет, присутствие других людей.

    Необходимость отдыха и сна для жизнедеятельности человека, знание его стадий и возможных причин, вызывающих нарушение привычных функций человеческого организма, дадут возможность сестре оказать пациенту помощь и удовлетворить доступными ей средствами его потребность в сне.

    Потребность в движении. Ограниченно подвижности или не подвижность создают много проблем для человека. Такое состояние бывает продолжительным или непродолжительным, временным или постоянным. Оно может быть обусловлено травмой с последующим наложением шины, вытяжением конечностей с применением специальных аппаратов. Болью при наличии хронических заболеваний, остаточных явлений нарушения мозгового кровообращения.

    Неподвижность – один из факторов риска развития пролежней, нарушение функции опорно-двигательного аппарата, работы сердца и легких. При длительной неподвижности наблюдаются изменения в системе пищеварения, диспепсия, метеоризм, анорексия, понос или запоры. Интенсивное натуживание во время акта дефекации, к которому пациент должен прибегать, может привести к геморрою, инфаркту миокарда, остановке сердца. Неподвижность, особенно в лежачем положении, нарушает мочевыделение и может привести к инфекции мочевого пузыря, к образованию камней в мочевом пузыре и почках.

    И главная проблема пациента, он не может общаться с окружающей средой, которая оказывает значительное влияние на формирование личности человека. От степени и продолжительности состояния неподвижности у пациента могут появиться те или иные проблемы в психосоциальной сфере, изменяются способность к обучению, мотивация, чувства и эмоции.

    Сестринская помощь направленная на максимально возможное восстановление подвижности, самостоятельности при движении с использованием костылей палок, протезов, имеет огромное значение для улучшения качества жизни пациента.

    Сексуальная потребность. Она не прекращается даже при заболевании или достижении преклонного возраста.

    На сексуальное здоровье человека прямо или косвенно могут влиять его болезнь, дефекты развития. Но тем не менее многие люди говорят на эту тему неохотно даже при наличии серьезных сексуальных проблем.

    Решение действительных или потенциальных сексуальных проблем может помочь пациенту добиться гармонии во всех аспектах здоровья.

    Необходимо при беседе с пациентом:

      выработать твердую научную основу для понимания здоровой сексуальности и наиболее распространённых её нарушений и дисфункции;

      понимать, как влияет на сексуальность сексуальная ориентация, культура, религиозные убеждения человека;

      научиться определять проблемы, выходящие за рамки сестринской компетенции, и рекомендовать пациенту помощь соответствующего специалиста.

    Потребность в безопасности. Для большинства людей безопасность означает надежность и удобство. Каждый из нас нуждается в крове, одежде и в том, кто может оказать помощь. Пациент чувствует себя в безопасности, если кровать, кресло-каталка, каталка зафиксированы, покрытие пола в палате и в коридоре сухое и на нем нет посторонних предметов, помещение в темное время суток достаточно освещено; при плохом зрении есть очки. Человек одевается соответственно погоде, а в жилище достаточно тепло, и при необходимости ему будет оказана помощь. Пациент должен быть уверен, что он в состоянии не только обеспечить свою безопасность, но и не причинить вреда окружающим. Избегать стрессовых ситуаций.

    Социальные потребности – это потребности в семье, друзьях, их общение, одобрение, привязанность, любовь и т.д.

    Люди хотят чтобы их любили, понимали. Никто не желает быть покинутым, нелюбимым и одиноким. Если это случилось, значит, социальные потребности человека не удовлетворены.

    При тяжелой болезни, нетрудоспособности иди в преклонном возрасте часто возникает вакуум, социальные контакты нарушаются. К сожалению, в таких случаях потребность в общении не удовлетворена, особенно у пожилых, и одиноких людей. Следует всегда помнить о социальных потребностях человека даже в тех случаях, когда он предпочитает не говорить об этом.

    Помогая пациенту решить социальную проблему, можно значительно улучшить качество его жизни.

    Потребность в самоуважении и уважении. Общаясь с людьми, мы не можем быть равнодушными к оценке своего успеха со стороны окружающих.

    У человека появляется потребность в уважении и самоуважении. Но для этого необходимо, чтобы труд ему привносил удовлетворение, а отдых был насыщенным и интересным, чем выше уровень социально-экономического развития общества, тем более полно удовлетворяются потребности в самоуважении. Нетрудоспособные и пожилые пациенты теряют эточувство, Так как больше ни для кого не представляют интереса, некому порадоваться их успеху, а поэтому у них нет возможности удовлетворить свою потребность в уважении.

    Потребность в самовыражении – это наивысший уровень потребности человека. Удовлетворяя свою потребность в самовыражении, каждый верит, что он делает лучше чем другие. Для одного самовыражение – это написание книги, для другого – это вырастить сад, для третьего воспитание детей и т.д.

    Итак, на каждом уровне иерархии у пациента могут быть одна или несколько неудовлетворенных потребностей, медицинская сестра составляя план ухода за пациентом, должна помочь ему реализовать хотя бы некоторые из них.