Западноевропейская культура XVIII века. Художественная культура Западной Европы в XVII - XVIII веках западноевропейская культура искусство просвещение

XVIII век вошел в историю Европы, да и всего мира под названием века Просвещения . Понятие "Просвещение" было впервые употреблено французским философом Вольтером в 1734 г. В общем смысле под просвещением понимают процесс распространения научного знания, источником которого является человеческий разум, свободный от догматического мышления. Именно в XVIII веке передовые европейские мыслители осознали необходимость такого распространения и активно решали эту задачу.

Эпоха Просвещения была подготовлена достижениями эпохи Возрождения и научной революции XVII в., в которой особую роль сыграли такие английские мыслители как Френсис Бэкон, Исаак Ньютон, Джон Локк и Томас Гоббс.

Наибольшее развитие идеи Просвещения получили во Франции. Как для английских ученых XVII века, так и для французского Просвещения XVIII века была характерна первоначальная ориентация на сенсуализм как метод познания мира через чувственное восприятие - наблюдения за природой с помощью органов чувств. Затем она была дополнена акцентом на рационализм , на разум как основной источник и критерий истинности научного знания. Просветители верили в то, что мир устроен разумно, а также в то, что человек своим разумом способен познать окружающий мир, осмыслив ту информацию, которую он получил через органы чувств.

Вера в неограниченные возможности человеческого разума в познании мира, и в способность науки разрешить любые противоречия, с которыми сталкивается человеческое сообщество, стала характерной чертой эпохи Просвещения, и именно поэтому XVIII век часто называют веком Разума .

Повышенное внимание уделялось проблемам общественного устройства. Для просветителей характерными были попытки определить законы развития общества и создать на основании этих законов идеальную модель, или хотя бы исправить недостатки современного им общественного строя. При этом просветители опирались на концепцию «естественного права», предполагая, что все люди от рождения обладают определенными правами, проистекающими из самой природы человека. Эти права были нарушены в ходе исторического развития, что привело к созданию несправедливых, ущербных общественных отношений. Теперь задача состоит в том, чтобы восстановить эти права и построить общество, основанное на «естественных началах». Просветители верили, что такое обеспечит наивысший уровень развития культуры. Поэтому определение "естественных составляющих" человека и общества было одним из главных вопросов, которым задавались просветители. Большое внимание они уделяли изучению конкретного опыта общественного развития. И в этой связи признавали наиболее передовым в Европе общественный строй в Англии (конституционная монархия с широкими правами парламента). Английский парламентаризм рассматривался просветителями как образец для подражания.

Главной мишенью для критики деятели французского Просвещения избрали феодальные порядки и католическую церковь. Уже непосредственный предшественник просветителей, священник Жан Мелье получил широкую известность потому, что в своем «Завещании» выступил с жесткой критикой католической церкви и феодальных институтов светской власти. Таким же образом широкую известность получили Шарль Монтескье и Вольтер, первые крупные деятели французского Просвещения.

Резко критикуя церковь, далеко не все просветители были готовы выступать против религии как таковой. Как и ученые XVII века, французские просветители в вопросе о роли Бога в основном стояли на позициях деизма: Бог рассматривался лишь как «Великий Архитектор», создавший мир и установивший законы, по которым этот мир существует. Дальнейшее развитие мира шло по этим законам без божественного вмешательства. Часть просветителей разделяла позиции пантеизма, в котором Бог растворялся в природе и отождествлялся с ней. Ряд просветителей, среди которых были Ламетри, Дидро, Кондильяк, обратились к материализму , рассматривая духовное сознание как одно из свойств материи. Такой подход нес в себе скрытые атеистические начала. Однако на открытый атеизм (отрицание существования сверхъестественных сил вообще и Бога в частности) решались немногие. Первым представителем атеизма стал барон П. Гольбах . Весьма непримиримо к религии и церкви относились также материалисты Дидро и Д’Аламбер . С их точки зрения религия возникла на почве невежества и беспомощности человека перед силами природы, а церковная организация служит для того, чтобы поддерживать это невежество, препятствуя духовному и социальному освобождению людей.

В практическом плане главным для деятелей французского Просвещения была сама просветительская деятельность. Они верили, что история возложила на них особую миссию: распространять и пропагандировать научные знания и веру в торжество разума, в возможность и закономерность общественного прогресса. Прогресс мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума.

Среди первых просветителей следует отметить Шарля Монтескье (1689-1755). О н получил широкую известность, выпустив анонимное произведение «Персидские письма», в котором в форме переписки богатых персов подверг острой сатирической критике современные французские порядки. Затем в сочинении «О духе законов» он на ярких исторических примерах показал существование у разных народов различных обычаев и принципов политического устройства и выступил с осуждением деспотизма, пропагандой идей веротерпимости, гражданской и личной свободы людей. При этом автор не призывал к революции, а говорил о постепенности и умеренности в проведении необходимых преобразований. Монтескье внес важный вклад в развитие культурологической теории. Он сделал вывод о том, что общественный строй, обычаи и сами народы во многом являются продуктами воздействия окружающей географической среды (климат, реки, почвы и др.). Этот подход носил явный материалистический характер и получил название «географического детерминизма».

Самым ярким представителем эпохи Просвещения был французский писатель и философ Вольтер (1694 – 1778 гг.). Его талантливому перу принадлежали сотни литературных, философских, исторических произведений самых различных жанров от сатирических стихов до серьезных философских трактатов, в которых он выступал против феодальных институтов, беспощадно обличал Библию, вымыслы о чудесах и другие религиозные предрассудки. Вольтеру принадлежит знаменитый призыв «Раздавите гадину!», направленный против католической церкви. В то же время Вольтер не выступал против религии как таковой и считал ее необходимой как способ подчинения темных масс: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать!». Резкая критика церкви и феодальных порядков сочеталась у Вольтера с умеренными практическими рекомендациями. Так, он не считал возможным в современной ему Франции бороться за республиканский строй. Недоверчиво относился к низам общества, считая их слишком темными. Вольтер уделил большое внимание изучению особенностей культуры разных наций. В этой связи он написал работу "Очерки по всеобщей истории, обычаям и характере наций" (1756 г.).

Важный вклад в идеологию Просвещения внес Ж.А. Кондорсе (1743-94 гг.), который в своей работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794 г.) представил мировую историю как процесс развитие человеческого разума. Он разделил историю человечества на 9 эпох, начало которых связывал с тем или иным крупным изобретением.

Наряду с превалирующим оптимистическим взглядом на культуру, в эпоху Просвещения появилось и пессимистическое отношение к культуре как к средству закабаления и угнетения людей. Так, особое место во французском Просвещении занял уроженец Женевы Жан-Жак Руссо, получивший известность в 1749 г., когда он опубликовал знаменитое "Рассуждение" о том, что «просвещение вредно и сама культура - ложь и преступление». Руссо видел корень зла и бедствий человечества в неравенстве, утверждая, что главной причиной неравенства стало возникновение частной собственности, разделившей людей на богатых и бедных. Неравенство охраняется государством, а религия, искусство и даже наука, способствуют сохранению неравенства, препятствуют счастливой жизни людей. Очевидно, что Руссо абсолютизировал те конкретные формы и институты культуры, которые в современном ему обществе действительно препятствовали развитию демократии и социально справедливых общественных отношений.

Руссо разрабатывал вопросы педагогики и теорию «общественного договора», согласно которой государство есть продукт соглашения граждан и если государство их не устраивает, то они имеют право его сменить. Взгляды Руссо во многом способствовали идейной подготовки Великой Французской революции конца века.

Квинтэссенцией всех идей французского Просвещения стала знаменитая «Энциклопедия» под редакцией Дени Дидро , которая стала своеобразной Библией просветителей. Статьи в энциклопедию были написаны лучшими умами Европы и объясняли все устройство мира с рациональной точки зрения. Просветители рассматривали Энциклопедию как инструмент, при помощи которого они откроют доступ к знаниям широкому кругу людей.

Так как взгляды просветителей расходились с официальной идеологией, то их деятельность часто вызывала суровую реакцию светских и особенно духовных властей. Многие просветители подвергались гонениям, их арестовывали, высылали, уже отпечатанные произведения запрещались и конфисковывались.

Тем не менее, идеи Просвещения получили широкое распространение и проникли даже в те слои общества, которые сами были мишенью их критики. Поэтому многие деятели французского Просвещения обладали высокопоставленными покровителями, которые давали им защиту. Например, выход «Энциклопедии» стал возможен благодаря поддержке мадам де Помпадур, фаворитки короля Людовика XV, которая сама была мишенью критики просветителей.

Никем из деятелей Просвещения не ставилась целью подготовка революции – наоборот все они опасались ее и стремились к постепенному преобразованию общества, через распространение света знаний, долженствующего рассеять тьму невежества. Тем не менее, под влиянием просветительских идей в Европе возникают тайные общества. Первым таким обществом был баварский Орден Иллюминатов, однако наибольшей известностью пользовался орден масонов. Тайные общества создавали и распространяли различную популярную литературу, доступную для среднего читателя. Именно с помощью такой литературы идеи Просвещения разошлись по всей Европе.

В Германии движение Просвещения носило не столь радикальный характер, как во Франции. Внимание немецких просветителей привлекали не социально-политические проблемы, а вопросы философии, морали, эстетики и воспитания. Значительное внимание уделялось вопросам развития культуры.

Концепцию развития культуры разрабатывал Г. Лессинг, который проводил мысль о том, что человечество проходит ряд ступеней органического развития, причем господство религии и вера в божественное откровение свидетельствуют о незрелости общества.

Большое внимание проблемам культуры уделил немецкий философ Иоганн Гердер (1744-1803 гг.), который назвал свой главный 20-томный труд «Идеи к философии истории человечества»(1791). Занявшись вопросом о происхождении языка, он отверг тезис о "богоданности" последнего и выдвинул тезис о естественно-историческом развитии не только природы, но и языка, мышления и человеческой культуры в целом. Гердер - пантеист, растворил бога в природе и видел историю развития природы как поступательное развитие от неорганической материи к миру растений и животных, а затем к человеку. В истории общества он видел процесс нарастания гуманизма, который понимал как улучшение условий жизни и гармоничное развитие каждого индивидуума. Гердер обратил особое внимание на национальную самобытность культуры разных народов и выступил с идеей равноценности различных культур и различных эпох в развитии культуры того или иного народа, видя в них естественно-исторические стадии, одинаково ценные и необходимые в общем процессе поступательного развития. То специальное внимание, которое уделил Гердер проблемам культуры, и широкий круг поставленных им культурологических вопросов, дают все основания считать этого ученого одним их основоположников культурологии как науки.

Существенный вклад в развитие теории культуры внес Иммануил Кант (1724-1804 гг.), основоположник немецкой классической философии. Он рассматривал культуру как искусственный мир, созданный человеком. Основной чертой культурологической концепции Канта стала идея о том, что культура выступает как инструмент освобождения человека от мира природы. Философ противопоставлял мир природы и мир свободы и связывал второй мир с миром культуры. Он отмечал, что в природе господствуют суровые законы зоологии, и человек как продукт природы лишен свободы. Создаваемая человеком культура освобождает его от несвободы и зла природного мира, и важнейшую роль в этом деле играет мораль: сила морального долга побеждает суровые законы зоологии. Таким образом, Кант подчеркнул ведущую роль морали в системе культурных ценностей. В то же время Кант указывал, что мир природы и мир свободы связывает великая сила Красоты, и полагал, что культура в ее высших формах связана с эстетическим началом, с художественным творчеством - с искусством.

В Италии Просвещение имело свои глубокие корни, ведущие в эпоху Возрождения, однако вследствие жесткой позиции церкви просветительское движение развивалось медленно и носило умеренный характер. В начале XVIII в. важную роль в общественной мысли Италии играл Дж. Вико (1668-1744 гг.), который создает циклическую теорию истории, не порывая при этом с традиционной для христианства концепцией Провидения (божественного Замысла). Согласно концепции Вико, божественное Провидение шаг за шагом ведет человечество от варварства к цивилизации, затем вновь наступает эпоха варварства и цикл повторяется. Этот вывод Вико сделал, опираясь на анализ известной ему истории, в которой явно выделялись два свершившихся цикла: от древнейших времен до заката Рима и вновь от «нового варварства» раннего Средневековья к эпохе Просвещения. Тезис о руке Провидения ставит Вико в ряды теистов, но идея повторяющихся исторических циклов плохо совмещалась с традиционным христианским представлением о втором пришествии Христа и установлением "царства Божьего на Земле, как на Небе". Вико полагал, что все нации развиваются по циклам, состоящим из 3 эпох: Эпоха Богов (безгосударственное состояние, подчинение жрецам как служителям богов), Эпоха героев (аристократическое государство, которое угнетает обычных людей) и Эпоха людей (простые люди восстают против аристократии и добиваются равноправия, устанавливая республику; однако в ходе дальнейшего развития происходит дезинтеграция общества и вновь наступает эпоха варварства). Следует отметить, что в рамках этой циклической теории явно содержится и идея поступательного развития политической культуры человеческого общества. Вико одним из первых высказал мысль о классовой борьбе как факторе общественного развития.

Во 2-й пол. XVIII в. главным центром просветительских идей был Милан, где их распространением занимались братья Вьерри . Другим центром итальянского Просвещения становится Неаполь, где читал лекции Антонио Дженовези , изучавший возможности регулирования экономических отношений с помощью законов разума.

Просвещение в Испании отличалось сдержанным отношением испанских мыслителей к французским коллегам, что было своего рода защитной реакцией на негативные оценки французскими просветителями роли Испании в истории Европы. Ведущую роль среди испанских просветителей играл ряд высокообразованных представителей аристократии, таких как Педро Родригес де Кампоманес, граф Флоридабланка, граф Аранда, Гаспар Мельхиор де Ховельянос-и-Рамирес, которые выступали за постепенное реформирование феодального общества. Их деятельность способствовала проведению в Испании реформ в духе «просвещенного абсолютизма».

Англия . Практически все английские мыслители XVIII в., такие как Генри Болингброк, Джеймс Аддисон, А. Шефтсбери и Ф. Хатчисон, были людьми религиозными и отличались умеренностью взглядов, особенно в вопросах политического и общественного устройства. Их идеалом был политический компромисс, а к неотъемлемым естественным правам человека причислялось и право собственности. С именем шотландца Адама Смита связано начало классической политической экономии.

Английские материалисты XVIII века - Гартли, Пристли и другие - признавали мышление продуктом материи. Им противостояло идеалистическое направление, представленное Джоржом Беркли (1685-1753 гг.), который поставил своей целью опровергнуть материализм и обосновать незыблемость религии. Взяв за исходную точку учение Локка об ощущениях, Беркли сделал крайний идеалистический вывод, будто реальный мир существует лишь постольку, поскольку он воспринимается нами через соединение различных ощущений. С идеями Беркли были созвучны взгляды шотландского философа и ученого Дэвида Юма , который постулировал невозможность объективного познания мира (агностицизм ).

Обострение общественных противоречий, связанных с развитием капиталистических отношений, довольно рано вызвало в Англии критику буржуазного общества. На первое место здесь можно поставить Джонатана Свифта с его гениальным сатирическим романом «Путешествия Гулливера» (1726 г.). Разочарование в реалиях британского буржуазного общества с парламентским строем породило неверие в возможность создать совершенное общество на началах разума. Это способствовало повышению интереса к внутреннему миру человека, к его чувствам и переживаниям. В середине XVIII века эта потребность отразилась в новом литературном направлении – сентиментализме . Крупнейшим представителем этого направления был Лоренс Стерн , чей роман «Сентиментальное путешествие» и дал.

Из Англии идеи Просвещения оказались перенесенными за океан в ее североамериканские колонии. Американские просветители были в большей степени практики, чем мыслители, и пытались применить новые научные знания к обустройству своей страны. Больше всего их интересовали проблемы взаимоотношений общества, личности и государства. При этом американские мыслители полагали, что граждане могут менять свою политическую систему, если сочтут это полезным. Наиболее активно эту концепцию отстаивал Томас Пейн в памфлете «Здравый смысл». Деятельность американских просветителей идейно подготовила Американскую революцию и провозглашение независимости североамериканских колоний. Наиболее известные представители американского просвещения, такие как Томас Джефферсон и Бенджамин Франклин , стали лидерами Американской революции и «отцами-основателями» США – первого государства, в конституции которого получили отражения многие важные идеи эпохи Просвещения.

Познание мира. XVIII век был временем бурного развития науки. Оно базировалось на достижениях научной революции XVII в. На рубеже веков в большинстве стран Европы возникают научные учреждения – Академии Наук. Научные знания приобретают все более систематический и точный характер. Ученые ориентировались на практическое использование своих достижений в интересах экономического и общественного развития.

Меняется характер морских путешествий . Если ранее экспедиции были преимущественно военными и торговыми, то теперь в их состав специально включаются ученые, которые заняты поиском и исследованием новых земель. Благодаря изобретению более совершенных навигационных инструментов, таких как секстан (1730 г.) и хронометр (1734 г.), морские путеществия становятся более безопасными. Три экспедиции англичанина Дж. Кука (1768-1771 гг.), а также плавания французских капитанов Л.А. Бугенвиля (1766-1769 гг.) и Ж.Ф. Лаперуза (1785–1788 гг.) положили начало планомерному изучению и практическому освоению региона Тихого океана.

В развитие ботаники и биологии огромный вклад внес шведский ученый Карл Линней (1707–1778 гг.). Он разработал используемую до сих пор систему классификации живых существ, в которую поставил и человека.

Французский исследователь Ж.-Б. Ламарк (1744–1829 гг.) выдвинул первую теорию биологической эволюции, во многом предвосхищавшую идеи Ч. Дарвина.

В области точных наук Иоганн Бернулли и его ученики Леонард Эйлер и Жан Д’Аламбер завершают разработку систем дифференциального и интегрального исчисления и создают теорию дифференциальных уравнений. С ее помощью стали рассчитывать движение комет и других небесных тел, а свое завершение она нашла в знаменитой книге Жозефа Лагранжа «Аналитическая механика» (1788 г.).

Французский ученый Пьер Лаплас (1749-1827 гг.), виртуозно применив математический анализ, доказал устойчивость орбит планет Солнечной системы, а также полностью описал их движение, тем самым опровергнув мнение, что поддержание настоящего вида Солнечной системы требует вмешательства каких-то посторонних сверхъестественных сил.

В физике утверждается мнение, что все физические процессы - проявления механического движения вещества. Изобретение термометра голландцем Фаренгейтом в начале XVIII века и последовавшее за этим появление температурных шкал Реомюра (1730 г.) и Цельсия (1742 г.) позволило вести измерение температуры и привело к появлению учения о теплоте.

В химии была создана теория флогистона (огненная субстанция), обобщавшая знания, касавшиеся процессов горения и обжига металлов. Попытки обнаружить и выделить флогистон стимулировали изучение газообразных продуктов горения и газов вообще. В результате были открыты водород, азот, кислород и явление фотосинтеза. В 1777 году Антуан Лавуазье создал кислородную теорию горения.

Начинается изучение электрических и магнитных явлений . В ходе него было открыто явление электропроводности, создан электрометр. Б. Франклиным и М. В. Ломоносовым был изобретен громоотвод. Француз А. Кулон открыл закона Кулона, который стал основой для последующего развития знаний об электричестве.

Главным итогом развития науки в XVIII в. стало создание полноценной научной картины мира, не требующей теологического обоснования.

Европейская культура XVIII века не только продолжает культурное развитие предшествующего (XVII) столетия, но и отличается от него –по стилю, колориту, тональности.

XVII в. – век становления рационализма. XVIII – век Просвещения, когда рационалистические парадигмы культуры получили свой более конкретный социальный адрес: они стали опорой«третьего сословия» в его сначала идейной, а затем и политической борьбе с феодальным, абсолютистским строем.

Вольтер и Руссо во Франции, Гете и Шиллер в Германии, Юм в Англии, Ломоносов и Радищев в России – все великие просветители–гуманисты XVIII столетия выступали как убежденные сторонники и защитники человеческой свободы, широкого и универсального развития личности, непримиримые противники рабства и деспотизма. Во Франции, где противоречия общественной жизни переживались особенно остро, идеология Просвещения, материалистическая и атеистическая по преимуществу, стала теоретической, духовной предпосылкой великой революции 1789–1793 гг., а затем начавшегося широкого реформистского движения на континенте. Десятилетием ранее на идеях Просвещения создавалось государство Северо–Американских Соединенных Штатов.

Американская война за независимость, французская политическая революция и промышленная революция в Англии подвели «итог» длительному, напряженному общеевропейскому развитию со времен Реформации. Таким итогом было образование современного типа общества – промышленной цивилизации. Нарушалась не только феодальная, натуральная система хозяйства. «Ломалось» присущее ему сознание – раболепие вассала перед «синьором» и «сюзереном», хотя в этой ломке рождалось не только «высокое», но и «низкое» (термины заимствованы из «Феноменологии духа» Гегеля) сознание эпохи – цинизм и нигилизм тех общественных слоев и классов, которые воспринимали происходящее лишь как кризис и разложение и сами не были способны к социальному творчеству.

Понять XVIII в. – значит постичь его контрасты и парадоксы. Утонченность, изящество классицизма, великолепие Лувра и Версаля, величие Прадо и Вестминстерского аббатства соседствовали с суевериями, темнотой и неграмотностью масс, с бесправием и нищетой крестьянства, с деградацией и одичанием городских люмпенов. Блеск и нищета еще больше усиливали и оттеняли друг друга.

Моральный кризис охватил и «образованные» слои общества. Классическим памятником пышной и помпезной эпохи Людовика XV стал герой знаменитого диалога Дидро «Племянник Рамо» – предтеча будущих нигилистов и ницшеанцев (Диалог написан в 1762 г. Его персонаж – реальное лицо, племянник известного французского композитора). В образе незаурядного, но безнравственного циника и авантюриста автор диалога вывел тип человека, не нашедшего себя в своем времени, а потому социально опасного.


«Низкому», «разорванному» сознанию безвременья, его разрушающей и развращающей силе противостояла сила созидания и творчества – культура. Основным вектором ее развития было постепенное, но неуклонное преодоление одностороннего, «монохроматического» видения человека и мира, переход от механического к органическому, т.е. целостному, многокачественному восприятию действительности.

В производстве, в базисной структуре общества осуществлялся переход от мануфактуры к более развитым и сложным технологиям, к освоению новых видов сырья и источников энергии – к использованию природных сил не в первозданном, а в качественно измененном, преобразованном виде.

В науке монополия механико–математического знания уступала место выдвижению – наравне с ними – опытных и описательных дисциплин: физики, географии, биологии. Естествоиспытатели–натуралисты(Д.Геттон, К.Линней и др.) коллекционировали, систематизировали великое многообразие явлений и образований природы. Качество и количество заняли теперь уже равнозначное, сопоставимое место в логике, языке и мышлении теоретика.

Не только научное, но имассовое сознание XVIII в. обретало черты, не свойственные рационально–рассудочному XVII столетию, когда существовали лишь «черное и белое», одномерное различение противоположностей на «да» и «нет», истину и ложь, добро и зло, правый и виноватый. XVIII в. уже стал замечать и полутона, признавая за человеком право на изменения, совершенствование своей природы, т.е. право на «просвещение» и образование как на процессы, требующие и предполагающие время. Вера в возможность преобразования мира на разумных началах и морального совершенствования личности предполагала уже элементы историзма в сознании и самосознании эпохи.

Эта тема – постоянство и изменчивость человеческой Природы, зависимость и независимость ее от внешних условий или «среды», – рожденная в массовом опыте людей, ждущих перемен и практически готовящих своей деятельностью невиданное ранее обновление жизни, стала одной из центральных темфилософской рефлексии. То,что лишь предчувствовалось и предугадывалось в массах, философия подняла до уровня критики. Ее объектом стали и общественный (государственный) строй, и идеология этого строя – религия.

Во Франции, где социальные противоречия достигли наиболее острых и открытых форм классового противостояния. Критика религии (католицизма) велась с радикальных, атеистических позиций.По Гольбаху, религия есть ложь и бред, «священная зараза», не покончив с которой нельзя разделаться с насилием и деспотизмом крепостников–феодалов. АнгличанинЮм и немецКант были далеки от такого рационализма. Но и их критика феодальной идеологии нацеливалась в ее эпицентр: вопреки Ветхому и Новому заветучеловеческая личность и общественная мораль объявлялись автономными по отношению к религии, которая сама теперь выводилась из требований и интересов морали, вместо того чтобы стать ее опорой и истоком. В «Критике чистого разума» Кант отверг все возможные доказательства бытия бога и личного бессмертия, а это, по словам Генриха Гейне, было тогда настоящим «штурмом неба».

Но и на родине революции – во Франции – идеи Просвещения не были однородны, претерпев существенную эволюцию – от реформизма (в первую половину столетия) к откровенно революционным программам действия (в 60–80–е гг. XVIII в.). Так, если у представителей старшего поколения просветителей– Монтескье и Вольтера, выражавших интересы и умонастроения верхушечных слоев дореволюционной французской буржуазии, преобладала идея постепенного обуржуазивания феодального общества по образцу соседней Англии, давно уже утвердившей у себя конституционно–монархический строй, то у идеологов следующего поколения антифеодальных мыслителей –Ламетри, Дидро, Гельвеция, Гольбаха – прослеживался уже другой настрой: решительное отрицание помещичьей собственности и сословных привилегий, открытый призыв к свержению деспотической власти.

В крупнейших странах Европы к середине XVIII в. королевская власть уже не нуждалась в заигрывании с «третьим сословием», не искала больше в нем союзника в борьбе с феодальной вольницей. Более важным теперь стало для нее упрочение союза с церковью и высшим дворянством. Перед лицом главной угрозы, для подавления крестьянских волнений и голодных бунтов горожан объединились, забыв прежние распри, все силы старого общества. Объявив войну собственному народу, абсолютистский режим перенес ее и на сферу культуры: публично сжигались «нечестивые» и «мятежные» книги, а их авторов ожидали Венсенский замок или Бастилия. Однако всё это не отдаляло, а приближало народный взрыв, революцию.

Дух, мироощущение эпохи самым ярким и выразительным образом запечатлели себя в искусстве. Самые величайшие художники века:Бах, Гете, Моцарт, Свифт говорили с современниками и будущими поколениями людей языком вечности, не стесняя и не сковывая себя никакими условностями и искусственными правилами «стиля».

Но это не значит, что XVIII в. не знал своих собственных, характерных художественных стилей. Основным из них былбарокко – стиль, соединивший в себе старые традиции (готику) с новыми тенденциями – идеями демократического свободомыслия. Сочетая в себе аристократизм формы с апелляцией к «народному», т.е. буржуазному, вкусу, живопись, скульптура, а особенно архитектура барокко, – это нетленный памятник дуализму эпохи, символ непрерывности европейской культуры, но и неповторимости исторического времени (Примером чему может служить скульптура Бернини, архитектура Растрелли, живопись Джордано, поэзия Кальдерона, музыка Люлли и др).

В течение первых трех четвертей XVIII в. наряду с барокко в западноевропейском искусстве достаточно широко распространился и другой стиль –рококо: такое название он получил за вычурность, манерность, нарочитую «несхожесть» выполненных в этом стиле произведений искусства с грубой, неотлакированной натурой. Декоративная театральность, хрупкость и условность образов – это полная противоположность «легкомысленного» рококо тяжелой торжественности барокко.Лозунг эстетики рококо – «искусство для наслаждения» – выражал достаточно точно и красноречиво мироощущение предреволюционной аристократии, жившей «одним днем», по известному девизу Людовика XV: «После нас – хоть потоп».

Но большинство нации ожидало не потопа, а очистительной бури. К середине века вся образованная, мыслящая Франция, затем и остальная Европа (вплоть до России) жила идеями и идеалами Просвещения.Вольтер и Руссо стали знаменем борьбы. Но вольтерианство и руссоизм – это все же различные, во многом несхожие программы и цели, два достаточно отдаленных друг от друга полюса напряженной социальной жизни, два центра сосредоточения антифеодальных, антикрепостнических сил. При жизни (оба мыслителя умерли в одном году – 1778) Вольтер и Руссо относились друг к другу резко критически, даже неприязненно. Вольтеру претил плебейский демократизм женевского философа, его призывы отказаться от благ и достижений цивилизации во имя мифического «возвращения» человека к первобытной и первозданной природе. Руссо, со своей стороны, не мог разделить аристократического высокомерия своего старшего современника по отношению к простонародью, как и деистического вольнодумства вольтерианцев, их излишнего, как полагал он, и даже опасного рационализма.

Историческое время смягчило, сгладило эти противоречия. В глазах потомков великие деятели Просвещения –с каких бы позиций ни вели они критику идеологии и практики отживающего строя – делали одно, общее дело. Но в актуальном переживании современниковаристократический и демократический пути борьбы за переустройство общества были более чем двумя равноценными и равнозначными, равновозможными вариантами прогресса. Каждый изних не только по–своему выражал исторический опыт прошлого (вследствие давно уже происшедшей и продолжающейся дивергенции в культуре материального и духовного, нравственного и умственного развития), но и был по–своему продолжен в будущем – в европейской истории следующего, XIX столетия.

Путь Вольтера – это путь духовных и социальных революций «сверху»: от вольнодумства вольтерианцев – к романтизму и свободолюбию «Бури и Натиска», к мятежной неуспокоенности байронизма, а затем – и к русскому декабризму 1825 г. Европейская и наша отечественная литература запечатлела героев аристократического бунтарства:Чайльд Гарольда и Карла Моора, Чацкого и Дубровского. Их интеллектуальное и нравственное превосходство по отношению к своим современникам было несомненным. Но столь же очевидной была и обреченность этих людей на одиночество, на большую, трудно преодолимую удаленность от народа.

Судьба идей и учения Руссо еще более сложна и необычна. Изних рождались лозунги Французской революции: свобода, равенство, братство и во имя свободы появлялись вопреки логике – императивы и программы якобинской диктатуры, оправдывающие не только теорию, но и практику массового, истребительного террора (о чем сам философ, умерший за 10 лет до революции, конечно, и не помышлял).

Это была первая крупнейшая метаморфоза гуманизма в культуре нового времени. «Абсолютная свобода и ужас» –так в гегелевской«Феноменологии духа» назван параграф, где революция и диктатура выводятся как практический результат теоретических идей и принципов Просвещения, а политический террор оценивается как абсолютный пункт отчуждения. Великий диалектик не только оказался глубоко прав, осмысливая – на опыте Французской революции – свою современность, но и прозорливо смотрел в наш, XX в., когда указывал на односторонность якобинского (тем самым любого леворадикального) принципа «абсолютного равенства». Называя такое равенство «абстрактным», Гегель писал, что единственным результатом его может быть только «самая холодная, самая пошлая смерть, имеющая значение не большее, чем если разрубить кочан капусты или проглотить глоток воды» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2–е изд. Т. 12. С. 736).

Но Руссо был не только (и не столько) предтечей Робеспьера и Марата. Имя женевского мудреца стоит у истоков и другого духовного течения, которое в целом можно охарактеризовать как романтически–патриархальное и антитехнократическое. (Через 100 лет после него эти же идеи у нас в России отстаивал Лев Толстой.) Руссо, Толстой, их единомышленники и последователи выразили протест широких масс (Руссо – городских низов, Толстой – крестьянства) против той тяжелой поступи цивилизации, которая осуществлялась не для, а за счет народа. На заре первой промышленной революции Руссо не дал обольстить себя скороспелыми плодами материального прогресса, предупредив об опасности неконтролируемого воздействия человека на природу, громко заявив об ответственности ученых и политиков не только за ближайшие, но и за отдаленные последствия принимаемых ими решений.

Но ничто не могло тогда разубедить европейца в том, что именно на его земле в его век совершаются или должны вот–вот совершиться великие, поворотные события мировой истории. Весь остальной мир был для Европы все еще «необетованным», а иноземцы – «туземцами». Европейская экспансия приняла уже не случайный (как в ХVI–ХVII вв.), а систематический, организованный характер. По ту сторону Атлантики (на Востоке Америки) европейские переселенцы осваивали новые для себя территории, оттесняя в центр материка коренное население континента. Африка, Азия, Океания продолжали хищнически разграбляться.«Пятый континент» (Австралия) был определен британским правительством как место самой отдаленной, а потому и самой жестокой ссылки наиболее важных, неисправимых преступников.

Европейцы, даже если они между собой воевали (австрийцы и итальянцы, немцы и французы), признавали друг в друге равных и соблюдали неписаные правила поведения даже в самых острых и ожесточенных спорах (победители не могли превратить побежденных в рабов, сражались армии, но не мирное население и т.п.). Но в неевропейских, «нехристианских» странах для англичан и французов, испанцев и португальцев не существовало уже никаких норм и запретов. С «туземцами» положено было не торговать и даже не воевать;их следовало покорять и истреблять. (Даже если это была страна такой высочайшей и древнейшей культуры, как Индия.)

Европейское Просвещение вписалось в историю культуры как эпоха гордого и самонадеянного сознания Ее современники гордились cобой и своим временем. Поэт века – Гете – с олимпийским величием и глубоким удовлетворением взирал на ход мировых событий который – казалось тогда – полноcтью подтверждал разумность и моральную оправданность действительности.

«Все разумное – действительно». Это не случайная фраза оброненная философом. Это – самосознание эпохи. Но уже последующие столетия заставили людей в этом усомниться.


Культура западной Европы 17 века

XVI в. для Европы был временем борьбы феодализма и нарастающего капитализма, экономических сдвигов. Развивались мануфактурная промышленность, торговля, увеличивались экономические потребности - все это способствовало активизации точных и естественных наук. Это время характеризуется великими открытиями. Галилео Галилей (итальянский ученый) заложил основы современной механики, сделал телескоп 32-кратным увеличением. Немецкий астроном Иоганн Кеплер составил планетные таблицы, установил законы движения планет, заложил основы теории затмения.

Готфрид Лейбниц создал дифференциальные исчисления, предвосхитил принципы современной математической логики. Английский математик Исаак Ньютон открыл дисперсию света, закон всемирного тяготения, хроматическую аберрацию, создал основы небесной механики, теорию света. Христиан Гюйгенс создал волновую теорию света, маятниковые часы со спусковым механизмом, установил законы колебания физического мятника, открыл кольцо у Сатурна. В этот период произошел мощный рост философской мысли. Мировоззрения Френсиса Бэкона, Джона Локка, Томаса Гоббса в Англии, Бенедикта Спинозы в Голландии, Рене Декарта во Франции внесли огромный вклад в формирование ведущих общественных идей, утверждение материализма. В XVII в. художественная литература отличалась огромным разнообразием жанров, например новелла, бытовая комедия, высокая трагедия, эпическая драма, ода, роман, сатира и др. С началом века связано творчество Сервантеса и Шекспира, а к следующему поколению относятся Джон Мильтон («Потерянный рай«) в Англии, Педро Кальдерой де ла Барка («Жизнь есть сон») в Испании и Пьер Корнель («Сид»), Жан Расин («Федра»), Мольер («Дон Жуан») во Франции. В соответствии со сложением национальных государств в Западной Европе формируются национальные художественные школы. Самые высокие достижения западноевропейского искусства этого времени относятся к искусству Фландрии, Голландии, Италии, Франции, Испании, Италии.

В XVII в. появились разнообразные виды портретов, развивались жанры, которые отражали окружение человека, давалась отчетливая социальная окраска образов. Наблюдалась непосредственная связь с натурой. Образы и явления передавались в движении. Многообразие форм художественного отражения действительности привело к тому, что в XVII в. остро встала проблема стиля. Сложились две стилевые системы: классицизм и барокко, независимо от этого складывалось реалистическое направление в искусстве. Стиль барокко характеризуют патетический характер образов и эмоциональная приподнятость. Для достижения этого используются изгибы стен, фронтоны, пилястры, разнообразные формы архитектурного декора, статуи, росписи, лепнина, отделка бронзой и мрамором.

В этот период создаются приемы городской планировки, целостного городского ансамбля, дворцово-парковые комплексы. В архитектуре самым ярким представителем этого стиля был Лоренцо Бернини, в живописи этого стиля придерживались братья Караччи, Гвидо, Гверчино, Рени, Пьетро да Нортона и др. В эпоху Людовика IV классицизм занял главенствующее место во Франции. Этот стиль характеризуется логичностью, гармонией композиции, простотой и строгостью. В изобразительном искусстве одной из основных была тема долга, героизма, доблести. Этот стиль не допускает преувеличенной эмоциональной выразительности. Самыми известными живописцами этого стиля были Пуссен и Клод Роллен (пейзаж), Шарль Лебрен (росписи), Риго (парадный портрет). Параллельно с классицизмом и барокко в XVII в. в живописи складывается «реализм». В этом стиле образы связываются с реальной действительностью. Из художников можно выделить Веласкеса, Рембрандта, Франса Хальса. Возникли новые жанры изобразительного искусства: разные формы пейзажа, бытовой жанр, натюрморт.

Культура западной Европы 18 века

XVIII в. - последний исторический этап перехода от феодализма к капитализму. Развитие культуры в этот период во всех странах Европы проходило под знаком идей Просвещения.

В этом веке в Германии сложилась школа классической немецкой идеалистической философии. Во Франции сформировался самый многочисленный отряд просветителей, оттуда по всей Европе распространились идеи Просвещения. В своих произведениях {«Персидские письма» и «О духе законов») Шарль Луи Монтескье высказывался против неограниченной монархии и феодализма. Вольтер был выдающимся вождем французского Просвещения. Он написал прекрасные литературные, философские и исторические произведения, в которых выражалась ненависть к религиозному фанатизму и феодальному государству. Деятельность Жана Жака Руссо стала новым этапом в развитии французского Просвещения. Его произведения содержали в себе ненависть к угнетателям, критику государственного строя, социального неравенства. Основателем материалистической школы являлся Жюльен Офре Ламетри, автор медицинских и философских трудов. Его деятельность вызывала ярость светских и церковных реакционеров. Дальнейшая судьба французского материализма связана с именами Дени Дидро, Этьена Бонно Кондильяка, Поля Гольбаха. 50-60-е гг. XVIII в. - расцвет деятельности французских материалистов. Этот период отличается одновременным развитием науки и техники. Благодаря Адаму Смиту и французским физиократам политэкономика становится научной дисциплиной. Наука быстро развивалась, она была напрямую связана с техникой и производством. В XVIII в. более значимыми становятся литература и музыка, постепенно они выходят на первый план среди всех видов искусств. Развивается проза как жанр, в которой показывается судьба отдельного человека в социальной среде того времени («Хромой бес» Лесажа, «Вильгельм Мейстер» Гете и др.). Особенно плодотворно развивается жанр романа, в котором описывается универсальная картина мира. В конце XVII-XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми стали И. С. Бах и Г. Ф. Гендель. Огромное влияние на музыкальное искусство оказали И. Гайдн, В. Моцарт, Л. ван Бетховен. Больших результатов добились театральное искусство, драматургия, которая носила реалистический и предромантический характер.

Отличительная черта этого времени - исследование основных вопросов эстетики театра, природы актерского мастерства. XVIII столетие часто называют «золотым веком театра». Величайший драматург П. О. Бомарше считал его «исполином, который смертельно ранит всех, на кого направляет свои удары». Крупнейшими драматургами стали: Р. Шеридан (Англия), К. Гольдони (Венеция), П. Бомарше (Франция), Г. Лессинг, И. Гете (Германия). -

Ведущим жанром живописи XVIII в. был портрет.

Среди художников этого времени можно выделить Гейнсборо, Латура, Гудона, Шардена, Ватто, Гварди. Живопись не отражает универсальную полноту охвата духовной жизни человека, как это было раньше. В различных странах формирование нового искусства происходит неравномерно. Живопись и скульптура в стиле рококо носили декоративный характер.

Искусство XVIII в. завершается великолепным творчеством испанского художника Франсиско Гойи. Культурное наследие XVIII в. до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум. Век Просвещения - век великих открытий и великих заблуждений. Неслучайно конец этой эпохи приходится на начало Французской революции. Она уничтожила веру просветителей в «золотой век» ненасильственного прогресса. Она усилила позиции критиков его целей и идеалов.

Культура западной Европы до 19 века

Культура Западной Европы XVII- XIX вв. характеризуется становлением буржуазных общественных отношений, становлением рационалистического мышления - явления, наложившие отпечаток на развитие культурной жизни стран. Начало XVII в. связано с именами Шекспира и Сервантеса. Художественная литература отмечает разнообразие жанровых форм: высокая трагедия и роман, бытовая комедия и новелла, эпическая драма и лирический сюжет, ода и сатира. В следующем поколении творят Мильтон в Англии, Кальдерой в Испании и великие французские драматурги Корнель, Расин и Мольер. Музыка постепенно освобождается от культовых форм. Формируются новые музыкальные жанры; опера, оратория. Последним историческим этапом переходной эпохи от феодализма к капитализму и формирования прогрессивной идеологии просветителей был XVIII в. - век разума, век просвещения, век философов, социологов, экономистов. Развитие культуры в это время проходило в той или иной мере под знаком идей Просвещения. Идеи Просвещения распространялись по всей Европе именно из Франции, где сформировался самый многочисленный отряд талантливых просветителей: Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро, Кондильяк, Гольбах.

В XVIII в. одновременно развиваются наука и техника. Литература и музыка постепенно приобретают значение ведущих видов искусства, удовлетворяя потребности времени в эстетическом осознании жизни, ее движения и становления. Судьбу отдельного человека в ее сложном развитии во времени отражает жанр прозы: «Хромой бес» Лесажа, «Манон Леско» Прево, «Кандид» Вольтера, «Страдания молодого Вертера» и «Вильгельм Мейстер» Гете. Как самостоятельный вид искусства развивается музыка. Бах, Моцарт, Глюк, Гайдн создали такие музыкальные формы, как фуга, симфония, соната. Театральное искусство отходит от традиций классицизма к реалистическим и предромантическим направлениям. XVIII в. - век портрета. Латурн, Гейнсборо, Гудон создали портреты, художественной особенностью, которых являлись изящная интимность, сдержанная лиричность. Галантные празднества и жанровые сценки Ватто, Фрагонара, скромные бытовые мотивы Шардена, городские пейзажи Гварди передают тончайшие оттенки настроения. В начале XVIII в. во Франции среди художников выделяется Ватто, в конце века создает революционно-пафосные полотна Давид. Молодой испанский живописец Гойя предваряет переход изобразительного искусства к реалистическому романтизму XIX в. В архитектуре царит стиль позднего барокко. Классицистическое направление также претерпевает дальнейшее развитие. Появляется новый стиль - рококо.

В архитектуре он проявился в области декора - плоскостного, легкого, капризно-прихотливого, изысканного. XIX в. - век сложившихся буржуазных отношений. Культура отражает внутренние противоречия буржуазного общества. Именно поэтому появляются столь несходные явления: романтизм, критический реализм, символизм, натурализм, позитивизм и др. Классическая немецкая философия, диалектико-материалистическая философия, философия позитивизма - три определяющих направления в философии XIX в. Романтизм и реализм - основные направления литературы XIX в., которые формировались и функционировали в непосредственной связи друг с другом (Ф. Шлегель, Новалис). Яркими представителями романтизма в живописи являются французские художники Э. Делакруа, Т. Жерико, английские художники Дж, Констебль, Дж. Тернер, Р. Бенингтон. Реализм тесно связан с пейзажной живописью Франции, с так называемой барбизонской школой, к которой относится творчество Т. Руссо, Ж. Дюпре, Ш. Добиньи и др. Близко к ним по тематике стоят К. Коро, Ж. Милле. Глава реалистического направления - Г. Курбе. Основоположником импрессионизма был Эдуард Мане, но призванным лидером стал Клод Моне. Среди импрессионистов можно выделить О. Ренуара, Э. Дега, А. Спелей, К. Писсаро, среди более поздних - П. Сезанна, В. Ван Гога, а также скульптора О. Родена.



Просветительское движение нашло выражение прежде всего в науке и литературе. Духом Просвещения наполнены произведения Лесажа, Вольтера, Монтескье («Дух законов»), Руссо («Исповедь»), Дидро, д’Аламбера и других писателей и общественных деятелей, явившихся пропагандистами нового мировоззрения.

Литература Просвещения, произведения Вольтера, Дидро, Локка, Гельвеция, Руссо, Ричардсона, были уже «мировой литературой» в узком смысле этого слова. С первой половины XVIII века начался «европейский диалог», в котором приняли участие все цивилизованные нации, хотя большинство из них и пассивным образом. Литература эпохи была литературой Европы как целого, выражением европейской общности идей, какой не было со времен Средневековья.

«Теория и практика мировой литературы были творениями цивилизации, обусловленной целями и методами мировой торговли, - считает А.Хаузер. - Парадокс заключается в том, что немцы, которые были среди великих наций теми, кто меньше всех внес вклад в мировую литературу, первыми осознали ее смысл и развили эту идею».

Главой французских просветителей по праву считается Вольтер (Франсуа Мари-Аруэ). Поэтическое наследие его разнообразно по жанрам: эпические, философские и героико-комические поэмы, оды, сатиры, эпиграммы, лирические стихи («Кандид или Оптимизм»).

В просветительской литературе Франции XVIII века одно из главных мест по силе влияния на массы имели комедии Пьера Огюстена барона де Бомарше (1732-1799). Механик и изобретатель, музыкант и поэт, в то же время коммерсант и дипломат. Самые яркие его произведения - комедии «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро» (третья часть трилогии о Фигаро - драма «Преступная мать»). Известно, что Людовик XVI, прослушав пьесу «Женитьба Фигаро», воскликнул: «Нужно разрушить Бастилию, чтобы допустить это на сцену»

К 1685 году заканчивается творческий период барочного классицизма , Лебрен теряет свое влияние, и свое решающее слово говорят великие писатели эпохи: Расин, Мольер, Буало, а также Буше. С дискуссии о «старом и новом» начинается борьба между традицией и прогрессом, рационализмом и «сентиментализмом», которая завершится в предромантизме Дидро. Аристократия и буржуазия объединяются в единственный культурный класс. Члены высшего света не только случайно встречаются в домах финансистов и чиновников, но являются частыми гостями и «толпятся» в «салонах» просвещенной буржуазии. Буржуазия постепенно овладела всеми средствами культуры. Она не только писала книги, но и читала их, не только писала картины, но и приобретала их. Еще в предшествующем веке была очень немногочисленна публика, интересующаяся искусством, сейчас появляется культурный класс, который становится действительным содержателем искусства. Это век экстраординарной интеллектуальной активности.

Изменяется сама концепция искусства. Оно становится гуманным, более доступным и менее претенционным, оно не есть уже искусство для полубогов и «сверхчеловеков», но предназначено для смертных, чувственных и слабых существ, оно уже не выражает величие и власть, а красоту и грацию жизни, оно уже не стремится внушать уважение и унижение, но очаровывать и доставлять удовольствие. Формируется новая публика, составленная из прогрессивной аристократии и крупной буржуазии, которая придает искусству не ведомый до сих пор художественный авторитет. Отказ от старого тематического ограничения обусловливает появление новых художников, таких как Ватто, продолжившего традиции Рубенса и ставшего первым художником действительно «французской» живописи.

В XVIII веке возрождается пастораль, существовавшая еще в эпоху эллинизма. XVIII век есть эпоха французской новеллы, в творчестве Вольтера, Прево, Лакло, Дидро и Руссо нашла свое отражение эта эпоха психологических исследований.

Эволюция придворного искусства, почти не прерываемая с конца Ренессанса, задерживается в XVIII веке и окончательно останавливается буржуазным субъективизмом. Определенные черты новой ориентации на разрыв с придворным искусством появляются уже в рококо. Цвет и оттенок становятся предпочтительнее твердой линии рисунка. Традиция барокко атакуется с двух направлений: «сентаментализма» и «натурализма». Руссо, Ричардсон, Грез, Хогарт - с одной стороны, Лессинг, Винкельман, Менгс, Давид - с другой. Оба направления противопоставляют дворянскому искусству идеал простоты и серьезности пуританской концепции жизни. К концу века в Европе нет другого искусства, кроме буржуазного. А.Хаузер отмечает, что «редко в истории искусства происходило такое резкое изменение направлений от одного класса к другому, буржуазия полностью вытесняет аристократию».

Эта эволюция достигает своей кульминации и цели во время французской революции и в романтизме, с подрыва королевской власти как принципа абсолютного авторитета, с дезорганизации двора как центра искусства и культуры, с упадком барочного классицизма как художественного стиля, в котором устремления абсолютистской власти нашли свое непосредственное выражение.

Во Франции в первой половине XVIII века (времена Людовика XV) возникает стиль рококо, или рокайль (фр.: раковина), который соотвествовал демократической эпохе Просвещения.

Во французском изобразительном искусстве отмечаются следующие этапы развития: «стиль регенства» - раннее рококо, «стиль Людовика XV» - зрелое рококо, «стиль Людовика XVI» - декоративный рокайль, ампир («наполеоновский» классицизм).

Рококо выражал аристократический мятеж против грубой реальности: одежда, прически, внешность стали предметами искусства. Людей ценили по платью. Женщина представляла драгоценную куклу, изысканный цветок.

Рококо уже не было королевским, но оставалось аристократическим искусством. Это было искусство, выступившее против эстетических принципов условности и нормативности. Собственно с рококо начинается буржуазное искусство, которое обусловлено демократической идеологией и субъективизмом, но сохраняет преемственную связь с традициями Ренессанса, барокко и рококо. Рококо подготовило эту новую альтернативу разложению классицизмом позднего барокко своим живописным стилем с его цветовым восприятием, с его импрессионистской техникой, который соответствовал выражению чувств нового класса. Сенсуализм и эстетизм рококо оказался между церемониальным стилем барокко и лиризмом романтизма. Рококо было искусством эротическим, предназначенным для богатых как средство подъема их способности наслаждаться. Рококо развивает внешнюю форму (так сказать - «искусство для искусства»), чувственный культ красоты, формальный замысловатый художественный язык, виртуозный, остроумный и мелодичный. Но рококо - это последний универсальный стиль Европы, который был распространен по всем странам и был принят многими художниками.

С XIX века воля каждого художника становится личностной, так как он уже должен бороться за то, чтобы выразиться своими средствами. Он не может оставаться на заранее принятых позициях, любая принятая форма оказывается для него помехой. Именно во второй половине XVIII века произошло революционное изменение: появилась буржуазия с ее индивидуализмом и устремленностью к оригинальности. Она вытеснила идею стиля как осознанную духовную освобождающую общность, а придала современный смысл идее интеллектуальной собственности.

Антуан Ватто (1684-1721) - представитель стиля рококо в живописи, типичный жанр «галантных праздников» («Праздник любви»). Франсуа Буше - вариант придворного рокайля: пикантные детали, игривые двусмысленности. Легкие оттенки тона закреплялись и изолировались как отдельные детали, как самостоятельные цвета: «цвет потерянного времени» («Затруднительное положение», «Савояр с сурком», «Жиль»).

Одновременно существовал в живописи «стиль третьего сословия», для которого была характерна легкая игривая эротика («галантные сюжеты»): Жан Батист Симон Шарден (1699-1779) - «С рынка», «Натюрморт с атрибутами искусств»; Н. Лайкре (1690-1743) - «Танцовщица Камарго»; Жан-Этьен Лиотар (1702-1789) »Шоколадница»; Ж-Б.Оноре Фрагонар (1732-1806) - «Поцелуй украдкой»; Ж-Б.Грез (1725-1805) - «Паралитик или плоды хорошего воспитания».

Выдающийся композитор этого времени Жан Филипп Рамо (1683- 1764), автор тридцати пяти музыкально-театральных сочинений. Среди них: балет «Галантная Индия», лирическая трагедия «Прометей» на либретто Вольтера, комедия-балет «Платея, или ревнивая Юнона», героическая пастораль «Заис», оперы «Кастор и Поллукс», «Ипполит и Арисия», «Дардан» и др. В его творчестве достигла наивысшего расцвета программно-изобразительная клавесинная миниатюра: «Щебечущие птички», «Нежные жалобы», «Курица», «Тамбурин» и другие, всего 52 пьесы. Ж.Ф.Рамо был выдающимся музыкальным теоретиком: «Трактат о гармонии» (1722).

К середине XVIII века в сатирических спектаклях ярмарочного театра созревает новый жанр - «опера-комик». Ее первый образец - пастораль «Деревенский колдун» Руссо (1752). Утверждению жанра способствовал приезд в Париж итальянской оперной труппы в 1752 году с исполнением оперы-буфф (итальянская разновидность комической оперы, сложившейся в 30-е годы XVIIIb. на основе комедии «дель арте»).

«Руссоистский примитивизм», как считает А.Хаузер, был лишь одним из вариантов «аркадического» идеала и формы тех мечтаний об избавлении, которые встречались во все времена, но у Руссо «недовольство в культуре» («зло в культуре») формулируется осознанно впервые и он был первым, кто развил, несмотря на это отвращение к культуре, философию истории. Глубина и распространенность влияния Руссо неисчерпаемы. Это одно из тех духовных явлений, которые, - утверждает А.Хаузер, - можно сравнить с Марксом и 3.Фрейдом, изменившим мировоззрение миллионов людей, даже не знавших их имен».

Так, изменение литературного стиля в английском предромантизме, - это тоже дело Руссо: замена нормативных форм субъективными и независимыми.

Это нашло свое отражение и в музыке, которая превращается в исторически презентативное искусство. До XVIII века вся музыка была музыкой, написанной по особому случаю, по заказу князя, церкви или городского совета, и имела своей целью удовлетворить придворное общество, восхвалить набожность литургических торжеств или прославить общественные праздники. К середине XVIII века это воспринимается уже как недостаток и с целью его преодоления создаются городские музыкальные общества для организации чисто музыкальных концертов, которых до сих пор не было. Буржуазия превращается в главную публику этих концертов. Музыка становится любимым видом искусства буржуазии, в которой ее эмоциональная жизнь находит более непосредственное выражение. Но появление буржуазной публики на концертах меняет не только характер средств музыкального выражения и общественное положение композиторов, но и дает новое направление музыкальному творчеству и новое значение каждому музыкальному произведению.

Буржуазная бытовая и семейная новелла явилась полным новшеством после пасторальной и плутовской новеллы, которая доминировала в литературе до середины XVIII века, но она не противопоставляла себя старой литературе. А буржуазная драма выступила в открытую оппозицию классицистской трагедии и превратилась в глашатая революционной буржуазии. Буржуазная драма изначально заявила об обесценивании аристократических героических ценностей и явилась сама по себе пропагандой буржуазной морали и равноправия.

Уже Дидро сформулировал наиболее важные принципы натуралистической драматической теории. Он требовал не только естественной и психологически точной мотивации духовных процессов, но также точного описания среды и верности природе в декорациях. Дидро хочет, чтобы спектакль игрался так, если бы перед сценой не было публики. С этого начинается действительно полная иллюзия театра, устранение условностей и сокрытие фиктивной природы представления.

XVIII век противоречив, не только его философия колеблется между рационализмом и идеализмом, но и его художественные цели определяются двумя противоположными течениями строгого классицизма и необузданной живописности. В драме, также как и в других видах искусства, классицизм явился синонимом триумфа натурализма и рационализма , с одной стороны, - над фантазией и недисциплинированностью, с другой, - над афектацией и условностью искусства, которые имели место до этого.

Новый классицизм не был импровизацией. Его развитие начинается еще со Средневековья. Но искусство эпохи Революции отличается от предшествующего классицизма, что в нем окончательное господство получает строго формальная художественная концепция, чья эволюция здесь завершается. Классицизм, который распространяется с середины XVIII века до середины XIX века, не был единым движением, но эволюционировал, будучи представленным различными фазами. Первая из этих фаз приходится на период между 1750 и 1780 годами и называется обычно «классицизм рококо», из-за смешения стилей, окончательно сформировавшихся в «стиль Людовика XVI». Уже барокко характеризовалось своими колебаниями между рационализмом и сенсуализмом, формализмом и спонтанностью, классикой и современностью, и пытается разрешить эти противоположности в едином стиле.

Классическое искусство вновь приобретает актуальность в XVIII веке потому, что после искусства слишком гибкой и текучей техники, после избыточного впечатления игры цветов и тонов, ощущается тяга к более умеренному, более серьезному и более объективному художественному стилю. Принято считать, что раскопки

древнегреческой Помпеи (1748г.) явились решающим фактором возрождения интереса к классике. Коллекционирование древностей превращается в истинную страсть, тратятся огромные деньги на приобретение произведений классического искусства.

Искусство XVII века интерпретировало мир древних греков и римлян, согласно феодальной концепции морали, исповедуемой абсолютной монархией. Классицизм XVIII века выражал

республиканский стоический идеал прогрессивной буржуазии. Третья четверть века характеризуется еще борьбой стилей, в которую втягивается классицизм. Приблизительно до 1780 года эта борьба ограничивается теоретической дискуссией с придворным искусством. Но только после появления Давида рококо может считаться побежденным. С искусства революционной эпохи, охватывающей период с 1780 по 1800 гг., начинается новая фаза классицизма. Революция избрала этот стиль как наиболее соответствующий ее идеологии. Давид в своем послании Конвенту заявил: «Каждый из нас ответственен перед нацией своим талантом, который получил от природы ». Давид был членом Конвента и обладал решающим влиянием от имени правительства в вопросах искусства.

Париж, который был одно время центром литературной жизни, превращается сейчас также и в художественную столицу Европы и принимает на себя ту роль, которую играла Италия в эпоху Ренессанса. Здесь, начиная с 1673 года, регулярно устраиваются художественные выставки, так как художники, лишившись официальной поддержки, вынуждены были повернуться лицом к покупателям. Революция означала конец эпохи диктатуры Академии и монополии художественного рынка со стороны Двора, аристократии и крупных финансистов. Академия была ликвидирована после того, как в 1791

году Законодательная ассамблея отменила ее привилегии и дала всем художникам право выставлять свои работы в ее Салоне. В 1793 году Давид основал Коммуну Искусства, свободную и демократическую ассоциацию художников. Но вскоре, под давлением монархистов, она была заменена Народным и Республиканским обществом искусств. Тогда же появился Революционный клуб искусств, в который среди прочих входили Давид и Прудон, и поэтому, благодаря своим именитым членам, он пользовался большим престижем. Академия была упразднена как единственная владелица выставок, но продолжала длительное время сохранять монополию на образование и, таким образом, поддерживала свое влияние. Однако, вскоре она была заменена «Технической школой живописи и скульптуры», также появились частные школы и вечерние классы. В 1792 году Конвент санкционировал создание музея в Лувре.

Романтическое движение превращается здесь в борьбу за свободу, которая направляется не столько против Академии, Церкви, Двора, меценатов и критики, сколько против самого принципа традиции, авторитета, против всякого правила. Эта борьба подпитывалась самой атмосферой революции, которой она и была обязана своим источником и влиянием.

Даже Наполеон обращался к романтическому искусству, когда не рассматривал искусство как средство пропаганды и самовосхваления. Империя нашла свое художественное выражение в эклектизме, который комбинировал и объединял существующие стилистические тенденции. Важный вклад империи в искусство заключался в установлении творческих отношений между производителями и потребителями его. Буржуазная публика, консолидировавшаяся к концу XVIII века сыграла решающую роль в формировании круга любителей искусства.

Художественная жизнь быстро восстанавливалась от потрясений революции. Воспитывались художники, обусловившие появление нового искусства. Обновлялись старые институты, но обновители не имели еще собственных критериев вкуса. Это объясняет некий упадок послереволюционного искусства, который длился примерно 20 лет, когда романтизм, наконец, смог реализоваться во Франции.

К началу XVII века Ренессанс в художественной культуре Западной Европы исчерпал свои жизненные силы, и прогрессивное общество обратилось к искусству нового типа. Окончательно оформился переход от поэтически-целостного восприятия мира, который был характерен для ученых и мыслителей Возрождения, к научному методу познания действительности. «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование» - таков девиз этой эпохи, провозглашенный Джордано Бруно в преддверии новых свершений. «...характер европейского культурного процесса в XVII в. был крайне сложен, неоднороден и.... противоречив».

На первый план в это время выдвинулась художественная культура пяти стран: Италии, Фландрии, Голландии, Испании и Франции. Искусству каждой из пяти национальных школ были присущи характерные только ей отличительные черты. Однако их многое объединяло и делало близкими, что позволяет говорить о XVII столетии как о целостном этапе в истории искусства стран Западной Европы. Мастера разных по уровню экономического и социального развития стран решали в своих произведениях подчас общие для этого времени задачи.

Искусство Ренессанса воплощало гуманистические идеалы и утверждало культ красоты и превосходства человека. Это касалось как содержания, так и формы произведений эпохи. Перед художниками XVII века стояли совсем иные задачи. Действительность предстала перед ними во всем своем многообразии с множеством острых и порой неразрешимых общественных конфликтов. Картина развития западноевропейского искусства в этот период отличается особой сложностью. Произведения искусства обозначенной эпохи изобилуют всевозможными проявлениями современной авторам реальности. Сюжеты картин на библейские и мифологические темы приобрели черты жизненной конкретики, также получили широкое распространение непопулярные доселе изображения повседневной жизни частного человека и мира окружающих его вещей, реальных мотивов природы. Соответственно общей тенденции сформировалась новая система художественных жанров. Ведущее положение в ней по-прежнему принадлежало библейско-мифологическому жанру, однако в некоторых национальных художественных школах интенсивно стали развиваться жанры, связанные непосредственно с реальной действительностью. Среди них были портреты людей самых различных сословий, эпизоды из быта бюргеров и крестьян, скромные, без прикрас пейзажи, разнообразные типы натюрмортов.

В произведениях мастеров XVII века новое звучание получила передача окружающей человека среды. Фон отныне был не просто заполнением картинной плоскости, а приобрел статус дополнительной характеристики героя или героев картины. Помимо этого возникла новая традиция передачи образов и явлений - в движении и изменении.

Такое масштабное расширение художественного отражения действительности, а также многообразие послужило толчком к возникновению новых направлений в художественной культуре Западной Европы, рождению двух соседствовавших стилей - барокко и классицизма. Стиль барокко господствовал в европейском искусстве между маньеризмом и рококо приблизительно с 1600 года до начала XVIII века. От маньеризма новый стиль унаследовал динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса - основательность и пышность, и черты обоих стилей гармонично слились в единое целое. Классицизм вобрал в себя идеи рационализма, обратившись за вдохновением к формам античного искусства. Классические произведения декларировали стройность и логичность мироздания. Этот стиль развивался параллельно барокко и просуществовал вплоть до начала XIX века. Тогда как родиной первого принято считать итальянские города Рим и Флоренцию, второй сложился в целостную стилевую систему именно во французской художественной культуре. Реализм был еще одной новой формой художественного отражения действительности, но его не принято выделять в отельный стиль в рамках развития изобразительного искусства Западной Европы XVII века.

В целом эволюцию искусства XVII столетия можно представить в виде нескольких основных этапов. Начало века было временем утверждения прогрессивных тенденций, борьбы художников новой формации с пережитками маньеризма. Крупнейшему итальянскому живописцу эпохи Караваджо принадлежит главенствующая роль в утверждении новых, прогрессивных принципов. В его творчестве уже проявились зачатки новых принципов реалистического отражения картины мира. Его новаторские идеи скоро проникли в искусство различных национальных школ. Параллельно этому процессу на стыке XVI-XVII веков происходило формирование и распространение принципов барочного искусства.

Первая половина и середина XVII века являет собой картину наивысших достижений в искусстве стран Западной Европы того времени. В этот период прогрессивные направления приобрели ведущее значение во всех национальных художественных школах за исключением Италии. В искусстве Италии к этому времени относятся высшие достижения в скульптуре и зодчестве, связанные с именами Бернини и Борромини.

Во второй половине XVII века произошел перелом. В искусстве Италии и Испании главенствующее положение заняла реакционно-католическая линия, во Франции -- официальное придворное направление, а искусство Фландрии и Голландии пришло в состояние глубокого упадка и стагнации. Степень единства, свойственная всему искусству XVII века, не в последнюю очередь связана с характерным для этой эпохи интенсивным художественным обменом. Быстрому распространению новых творческих идей в соседствующих художественных школах способствовали образовательные поездки молодых художников в Италию и крупные зарубежные заказы, которые получали художники соответствующего уровня.

Рим, всегда манивший художников сокровищами классического искусства античности и Ренессанса, превратился в своеобразный международный художественный центр, где жили целые колонии живописцев разных европейских стран. Кроме того, что Рим являлся главным очагом формирования барочного искусства и одновременно центром, где развернулся во всю свою мощь революционный метод Караваджо, он смог послужить и оплотом для идей классицизма -- большую часть своей жизни тут провели Пуссен и Клод Лоррен. В Риме творил немецкий мастер Эльсгеймер, который внес значительный вклад в сложение отдельных жанров живописи XVII века, и здесь же сформировалось своеобразное направление в бытовой картине, представленное группой голландских и итальянских мастеров («бамбоч чанти»).

На протяжении всего XVII века искусство развивалось под знаком борьбы, которая выражалась в противостоянии между отходящими на второй план консервативными художественными канонами и новыми художественными принципами. Эта борьба проявлялась во внутренних противоречиях, свойственных творчеству того или иного мастера, в конфликтах между художниками разных мастей, или даже в столкновении Пуссена с французскими придворными мастерами.

Основанная в 1634 году по инициативе А. де Ришелье Французская Академия кодифицировала литературный язык и пропагандировала нормы поэтики классицизма, первой «официально одобренной» художественно-эстетической системы. Это было сделано с целью максимально подчинить монархической власти различные социальные институты и сферу культуры. Но подобное проявление и без того усилившейся власти короля встретило в среде французского дворянства крайне негативный ответ и породило открытое противодействие монарху со стороны феодалов. Позже оно переросло в восстание 1648-1653 годов.

XVII век был веком грандиозных открытий и переворотов в науке (особенно в астрономии, физике, химии, биологии, географии, алгебре и геометрии). В то же время он стал эпохой стремительного развития искусства, бурного расцвета литературы, живописи, архитектуры, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства, появления первых опер и балетов, освобождения театра от элементов «городской культуры» Средневековья. Этот период в истории мировой культуры ознаменован активным сотрудничеством и обменом опытом между представителями науки и искусства, между философами и художниками.

В восемнадцатом веке Франция стала центром просветительского движения. Это интеллектуальное и духовное движение, которое явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, зародилось в Англии еще в XVII столетии, и спустя век оказалось в Европе.

На это столетие пришелся расцвет материалистической философии просвещения во Франции и Англии. В Германии сложилась школа классической идеалистической философии. В Италии силами Джованни Баттиста Вико были осуществлены первые опыты внесения диалектического метода в философию нового времени. Ускоренное развитие получили естественные науки, сблизившиеся с производством и техникой. Переход к индустриальному веку предвещало создание новых машин. Особую значимость приобрел обмен философскими, научными и эстетическими идеями между странами.

Век Просвещения принес бурное развитие и выдвинул на первый план культурной арены музыку и литературу. Прозаики заинтересовались судьбой одного отдельно взятого персонажа и стремились поведать миру о сложных взаимоотношениях человека с окружающей средой. Музыка приобрела статус самостоятельного вида искусства. Произведения Баха, Моцарта и Глюка служили цели передачи целого спектра человеческих страстей. Для этого времени характерно изучение природы актерского мастерства, вопросов этики театра и его социальных функций.

Художественный прогресс несколько неоднозначно отразился на изобразительном искусстве. Тонкое чувство мастерски запечатленного момента присуще всей портретной и жанровой живописи эпохи.

XVIII столетие вошло в историю искусств как век портрета, сложившегося уже на новом витке становления художественной культуры. Портреты Латура, Гейнсборо и Гудона ярко иллюстрируют тенденции эпохи. Им свойственны чуткая наблюдательность автора, интимность и лиричность. Жанровые сценки Ватто чудесным образом передают все нюансы различных настроений, как и картины Шардена на бытовую тему или городские пейзажи Гварди. Однако живопись лишилась той полноты охвата духовной жизни человека, которая была свойственна полотнам Рубенса, Пуссена, Рембрандта и Веласкеса.

Формирование новой культуры было неравномерным в разных странах. Так, в Италии продолжали развиваться традиции предшествовавшего столетия. Во Франции его началу соответствовало появление изящного искусства Ватто, а к концу XVIII века характерным стал революционный пафос картин Давида. Испанец Гойя сообщил своему творчеству интерес к ярким и выразительным сторонам жизни. В некоторых областях Германии и Австрии это явление отразилось в области дворцовой и садово-парковой архитектуры. Резко увеличился объем гражданского строительства. Для архитектуры характерным был стиль барокко.

Архитектурный образ отдельно взятого особняка решался теперь в более комфортабельном и элегантном звучании. Так сложились принципы нового стиля в искусстве - рококо, - менее пафосного и более камерного, чем барокко. Новый стиль проявил себя в архитектуре главным образом в бласти декора, плоскостного, легкого, капризно-прихотливого, изысканного. Рококо не был ведущим стилем эпохи, но он стал наиболее характерным стилевым направлением художественной культуры ведущих стран Западной и Центральной Европы в первой половине XVIII века.

Вновь сложившиеся живопись и скульптура несли чисто декоративную функцию и служили оформлением интерьера. Это искусство было рассчитано на чуткого и проницательного зрителя, оно избегало излишней драматизации сюжета и носило исключительно гедонистический характер.

Живопись и скульптура второй половины XVIII столетия характеризуются неподдельной жизненностью образов. Классицизм XVIII века качественно отличался от классицизма века XVII . Он, зародившись вместе с барокко, не просто существовал параллельно с ним, но развивался в противоборстве с этим стилем, преодолевал его.