Европейское академическое искусство XIX века. Академическая живопись Академия трех знатнейших художеств - колыбель академической живописи

Занятия по направлению «Академическая живопись» - это комплекс уроков по изучению классических приемов живописи и рисунка. По сути, это уроки рисования для взрослых «с нуля». В программе курса детально изучаются ключевые моменты в рисунке и живописи – светотень, линейная и воздушная перспектива, основные принципы рисования портрета, основы пластической анатомии, основы создания картины (как самостоятельного произведения). Также на занятиях по направлению «Академическая живопись » Вы узнаете, как работать с карандашом, углем, сангиной, пройкти уроки рисования акварелью уроки рисования акварелью, научиться рисовать акриловыми и масляными красками.

рисунки учеников студии

Система уроков выстроена по принципу общеобразовательной системы в классических художественных вузах с поправкой на современные реалии и сжатое время обучения – 6-8 месяцев (минимальный курс в художественном училище – 4 года, в вузе – 5 лет).


рисунки учеников студии

Такой курс подходит для человека, желающего всерьез посвятить себя изобразительному искусству или для подготовки к экзаменам в художественные вузы (КИСИ, КНУТД, НАОМА, ЛНАМ, КДИДПМД им. Бойчука). При этих вузах есть курсы для поступающих, которые обещают Вам гарантированное поступление. Предполагается, что учителя преподают соответствующие дисциплины в данных вузах и могут лучше всего подготовить абитуриента по требованиям своего Вуза. Однако недостатком этих курсов является большое количество абитуриентов с разной степенью подготовки, что сильно затрудняет преподавательскую деятельность. Также на курсах при художественных институтах отсутствует определенная система преподавания, направленная на то, чтобы научить человека «с нуля».

Единственная реальная возможность научится на таких курсах – на примере своего сверстника. Но, фактически, это невозможно, если упущены ключевые моменты в базовых знаниях художественной грамоты. Обычно на подобных курсах преподаватель не затрудняет себя повторным объяснением школьных истин, предполагая, что абитуриент уже имеет среднее художественное образование и на курсах необходимо только «освежить» навыки.

На курсах рисования в Киеве от «Артстатус» работа ведется в небольшой группе 3-4 человека. Это дает возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Наши преподаватели, в отличие от учителей большинства художественных курсов, являются практикующими художниками и могут помочь в решении возникших трудностей, объясняя, что называется, «на пальцах».

Подобные программы по « Академической живописи » , изучению приемов и техник в рисунке есть у многих частных студий. Но перед началом занятий рекомендуем ознакомиться с рисунками преподавателей - как правило, они или слишком «творческие» и «современные», или преподаватель рисовал последний раз в художественном институте (это видно по сюжетам картин – работы являются учебными заданиями). Кстати, не забудьте также ознакомиться с дипломом и педагогическим опытом преподавателя.

студенческие работы

Если Вы сделаете выбор в пользу «Артстатус», мы поможем Вам досконально изучить основы живописи и поможем реализовать Ваш талант. Давайте учиться и работать вместе!

Есть два взгляда на академическую живопись. До сих пор ведутся жаркие дебаты между знатоками. Основное отличие живописи от рисунка (графики) в том, что живопись использует сложные цвета. Линогравюра, например, может содержать несколко оттисков различными красками, но все равно при этом оставаться графикой. Монохромная живопись (гризайль) тоже не считается живописью в академическом понимании, хотя и является подготовителным этапом к настоящей живописи.

Настоящая живопись в идеале должна содержать в себе полноценное сложное цветовое решение.

Стандартный учебный натюрморт для класса живописи

Требования к академической живописи: лепка формы тоном и цветом, точное воспроизведение цветового баланса, красивая композиция (расположение на холсте), отображение цветовых и тональных нюансов: рефлексов, полутонов, теней, фактур, общая цельная и гармоничная гамма. Изображение должно быть завершенным, цельным, гармоничным и соответствовать постановке (натюрморту или натурщику). В русской классической живописной школе не принято фантазировать и выходить за пределы того, что представляет собой натура.

Споры происходят от того, что не каждому художнику удается отойти от качества крашеной гризайли (наподобие как раньше подкрашивали черно-белые фотографии), и наполнить картину игрой и силой цвета, которую в свое время открыли импрессионисты. Некоторым художникам от природы это не дано. Далеко не все живописцы в таком толковании, что не мешает им быть вполне успешными графиками и иллюстраторами.


Портрет кисти Валентина Серова — признанного мастера русской академической живописной школы

(фр. academisme) - направление в европейской живописи XVII-XIX веков. Академическая живопись возникла в период развития в Европе академий художеств. Стилистической основой академической живописи в начале XIX века являлся классицизм, во второй половине XIX века — эклектизм.

История развития Академизма связана с «Академией вступивших на правильный путь» в Болонье (ок. 1585), французской Королевской академией живописи и скульптуры (1648) и российской «Академии трех знатнейших художеств» (1757).

В основе деятельности всех академий лежала строго регламентированная система обучения, ориентированная на великие достижения предшествующих эпох – античности и итальянского Возрождения, откуда сознательно отбирались отдельные качества классического искусства, принимавшиеся идеальными и непревзойденными. А само слово «академия» подчеркивало преемственность с античной классикой (греч. Academia – школа, основанная Платоном в 4 в. До н.э. и получившая свое название от священной рощи близ Афин, где был похоронен древнегреческий герой Академ).

Для русского академизма первой половины XIX века характерны возвышенная тематика, высокий метафорический стиль, многоплановость, многофигурность и помпезность. Были популярны библейские сюжеты, салонные пейзажи и парадные портреты. При сюжетной ограниченности тематики картин работы академистов отличались высоким техническим мастерством.

Карл Брюллов, соблюдая академические каноны в композиции и технике живописи, расширил сюжетные вариации своего творчества за пределы канонического академизма. В ходе своего развития во второй половине XIX века российская академическая живопись включила в себя элементы романтической и реалистической традиций. Академизм как метод присутствует в творчестве большинства членов товарищества «передвижников». В дальнейшем для российской академической живописи стали характерны историзм, традиционализм и элементы реализма.

Понятие академизма в настоящее время получило дополнительное значение и стало использоваться для описания работ художников, имеющих систематическое образование в области визуальных искусств и классические навыки создания произведений высокого технического уровня. Термин «академизм» сейчас часто относится к описанию построения композиции и техники исполнения, а не к сюжету художественного произведения.

В последние годы в западной Европе и США возрос интерес к академической живописи XIX века и к её развитию в XX веке. Современные интерпретации академизма присутствуют в творчестве таких российских художников, как Илья Глазунов, Александр Шилов, Николай Анохин, Сергей Смирнов, Илья Каверзнев и Николай Третьяков.

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 27.06.2014 16:37 Просмотров: 4009

Академизм... Одно только это слово вызывает глубокое уважение и предполагает серьёзный разговор.

И это действительно так: для академизма характерны возвышенность тематики, метафоричность, многоплановость и в некоторой степени даже помпезность.
Это направление в европейской живописи XVII-XIX вв. сформировалось на следовании внешним формам классического искусства . Другими словами, это переосмысление форм искусства древнего античного мира и Возрождения.

Поль Деларош «Портрет Петра I» (1838)
Во Франции к представителям академизма относят Жана Энгра, Александра Кабанеля, Уильяма Бугеро и др. Русский академизм особенно ярко проявился в первой половине XIX в. Для него были характерны библейские сюжеты, салонные пейзажи и парадные портреты. Работы русских академистов (Фёдора Бруни, Александра Иванова, Карла Брюллова и др.) отличались высоким техническим мастерством. Как художественный метод академизм присутствует в творчестве большинства членов Товарищества «передвижников» . Постепенно русская академическая живопись стала приобретать черты историзма (принцип рассмотрения мира в динамике, в закономерном историческом развитии), традиционализма (мировоззрение или социально-философское направление, которое выраженную в традиции практическую мудрость ставит выше разума) и реализма .

И. Каверзнев «Светлое Воскресенье»
Есть и более современная трактовка термина «академизм»: так называют работы художников, имеющих систематическое художественное образование и классические навыки создания произведений высокого технического уровня. Термин «академизм» сейчас больше относят к характеристике композиции и техники исполнения, но не к сюжету художественного произведения.

Н. Анохин «Цветы на фортепьяно»
В современном мире интерес к академической живописи заметно возрос. Что касается современных художников, то черты академизма присутствуют в творчестве многих из них: Александра Шилова , Николая Анохина, Сергея Смирнова, Ильи Каверзнева, Николая Третьякова и, конечно же, Ильи Глазунова.
А теперь расскажем о некоторых представителях академизма.

Поль Деларош (1797-1856)

Знаменитый французский исторический живописец. Родился в Париже и развивался в артистической атмосфере среди людей, близких к искусству. Как художник первоначально проявил себя в пейзажной живописи, а затем заинтересовался исторической тематикой. Затем примкнул к новым идеям главы романтической школы Эжена Делакруа. Имея светлый ум и тонкое эстетическое чувство, Деларош никогда не преувеличивал драматизм изображаемых сцен, не увлекался чрезмерными эффектами, глубоко обдумывал свои композиции и разумно пользовался техническими средствами. Его картины исторической тематики единодушно хвалили критики, и они вскоре становились популярными благодаря изданию в гравюрах и литографиях.

П. Деларош «Казнь Джейн Грей» (1833)

П. Деларош «Казнь Джейн Грей» (1833). Холст, масло, 246х297 см. Лондонская Национальная галерея
Историческое полотно Поля Делароша, впервые выставленное на Парижском салоне 1834 г. Картина, почти полвека считавшаяся утраченной, была возвращена публике в 1975 г.
Сюжет : 12 февраля 1554 г. королева Англии Марии Тюдор казнила заточённую в Тауэре претендентку, «королеву на девять дней» Джейн Грей и её мужа Гилфорда Дадли. Утром был публично обезглавлен Гилфорд Дадли, затем во дворике у стен церкви св. Петра обезглавили Джейн Грей.
Существует предание, что перед казнью Джейн позволили обратиться к узкому кругу присутствовавших и раздать оставшиеся при ней вещи своим спутникам. С завязанными глазами она потеряла ориентацию и не смогла самостоятельно найти дорогу к плахе: «Что теперь делать? Где она [плаха]?». Никто из спутников не подошёл к Джейн, и к плахе её привёл случайный человек из толпы.
Этот момент предсмертной слабости запечатлен на картине Делароша. Но он намеренно отступил от известных исторических обстоятельств казни, изобразив не дворик, а мрачное подземелье Тауэра. Джейн одета в белое, хотя в действительности она была одета в простые чёрные одежды.

Поль Деларош «Портрет Генриетты Зонтаг» (1831), Эрмитаж
Деларош писал прекрасные портреты и увековечил своей кистью многих выдающихся людей своей эпохи: папу Григория XVI, Гизо, Тьера, Шангарнье, Ремюза, Пурталеса, певицу Зонтаг и др. Лучшие из современных ему гравёров считали для себя лестным воспроизводить его картины и портреты.

Александр Андреевич Иванов (1806-1858)

С. Постников «Портрет А. А. Иванова»
Русский художник, создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, представитель академизма, автор грандиозного полотна «Явление Христа народу».
Родился в семье художника. Учился в Императорской Академии Художеств при поддержке Общества поощрения художникам под руководством своего отца, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова. Получил за успехи в рисовании две серебряные медали, в 1824 г. был награждён малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора», а в 1827 г. получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за другую картину на библейский сюжет. Совершенствовал своё мастерство в Италии.
Самое главное произведение своей жизни – картину «Явление Христа народу» – художник писал 20 лет.

А. Иванов «Явление Христа народу» (1836-1857)

А. Иванов «Явление Христа народу» (1836-1857). Холст, масло, 540х750 см. Государственная Третьяковская галерея
Художник работал над картиной в Италии. Для неё он исполнил свыше 600 этюдов с натуры. Известный любитель живописи и меценат Павел Михайлович Третьяков приобретал эскизы, т.к. саму картину приобрести было невозможно – она писалась по заказу Академии художеств и уже как бы была куплена ей.
Сюжет : основывается на третьей главе Евангелия от Матфея. На первом, ближнем к зрителю плане, изображена толпа иудеев, пришедших на Иордан вслед за пророком Иоанном Крестителем, чтобы омыть в водах реки грехи прошедшей жизни. Пророк облачён в пожелтевшую верблюжью шкуру и светлый плащ из грубой ткани. Пышные длинные волосы и густая борода обрамляют его бледное худое лицо со слегка запавшими глазами. Высокий чистый лоб, твердый и умный взгляд, мужественная, сильная фигура, мускулистые руки и ноги – всё обличает в нем незаурядную интеллектуальную и физическую силу, одухотворенную аскетической жизнью отшельника. В одной руке он держит крест, а другой указывает народу на одинокую фигуру Христа, уже показавшуюся вдали на каменистой дороге. Иоанн разъясняет собравшимся, что идущий человек несет им новую истину, новое вероучение.
Один из центральных образов этого произведения – Иоанн Креститель. Христос же ещё воспринимается зрителем в общих контурах его фигуры, спокойной и величественной. Лицо Христа можно рассмотреть лишь с некоторым усилием. Фигура же Иоанна – на переднем плане картины и главенствует. Его вдохновенный облик, исполненный суровой красоты, героический характер выступают в контрасте со стоящим рядом женственным и изящным Иоанном Богословом, дают представление о пророке – глашатае истины.
Иоанна окружает толпа народа, пёстрая по своему социальному характеру и по-разному реагирующая на слова пророка. За спиной Иоанна Крестителя –апостолы, будущие ученики и последователи Христа: юный рыжеволосый темпераментный Иоанн Богослов в желтом хитоне и красном плаще и седобородый, закутанный в оливковый плащ Андрей Первозванный. Рядом с ними – «сомневающийся», недоверчиво относящийся к тому, что говорит пророк. Перед Иоанном Крестителем - группа людей. Одни жадно внимают его словам, другие смотрят на Христа. Тут и странник, и хилый старик, и испуганные словами Иоанна какие-то люди, возможно, представители иудейской администрации.
У ног Иоанна Крестителя – сидящий на земле, на покрывалах, богатый пожилой человек и его раб, присевший рядом с ним на корточки – жёлтый, изможденный, с веревкой на шее. Идея художника о нравственном перерождении человека – в этом образе униженного человека, впервые услышавшего слова надежды и утешения.
В правой части переднего плана картины стройный, красивый полуобнаженный юноша, вероятно, принадлежащий к состоятельной семье, откинув от лица пышные локоны, смотрит на Христа. Рядом с красивым полуобнажённым юношей – мальчик и его отец, «дрожащие». Они только что совершили омовение и теперь взволнованно слушают Иоанна. Их жадное внимание символизирует готовность принятия новой истины, нового учения. За группой рыжеволосого юноши и «дрожащих» выделяются враждебно настроенные к словам Иоанна иудейские первосвященники и книжники, сторонники официальной религии. На их лицах различные чувства: недоверия и неприязни, равнодушия, отчётливо выраженной ненависти краснолицего старика с толстым носом, изображенного в профиль. Дальше в толпе – кающийся грешник в темно-красном плаще, несколько женщин и римские солдаты, присланные администрацией для соблюдения порядка. Кругом видна каменистая прибрежная равнина. В глубине – город, на горизонте – громады синих гор и над ними чистое голубое небо.

Илья Сергеевич Глазунов (р. 1930)

Советский и российский художник-живописец, педагог. Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова. Академик.
Родился в Ленинграде в семье историка. Пережил блокаду Ленинграда, а отец, мать, бабушка и другие родственники погибли. В 12-летнем возрасте вывезен из осажденного города через Ладогу по «Дороге жизни». После снятия блокады в 1944 г. вернулся в Ленинград. Учился в ленинградской Средней Художественной школе, в ЛИЖСА имени И. Е. Репина у народного художника СССР профессора Б. В. Иогансона.
В 1957 г. в Центральном Доме работников искусств в Москве состоялась первая выставка работ Глазунова, имевшая большой успех.

И. Глазунов «Нина» (1955)
C 1978 г. преподавал в МХИ. В 1981 г. организовал и стал директором Всесоюзного музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве. С 1987 г. – ректор Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества.
Его ранние живописные работы середины 1950-х-начала 1960-х гг. выполнены в академической манере и отличаются психологизмом и эмоциональностью. Иногда заметно влияние французских и русских импрессионистов и западно-европейского экспрессионизма : «Ленинградская весна», «Ада», «Нина», «Последний автобус», «1937 год», «Двое», «Одиночество», «Метро», «Пианистка Дранишникова», «Джордано Бруно».
Автор цикла графических работ, посвященных жизни современного города: «Двое», «Размолвка», «Любовь».
Автор живописного полотна «Мистерия ХХ века» (1978). В картине представлены наиболее выдающиеся события и герои прошедшего века с его борьбой идей, войнами и катастрофами.
Автор полотна «Вечная Россия», изображающего историю и культуру России за 1000 лет (1988).

И. Глазунов «Вечная Россия» (1988)

И. Глазунов «Вечная Россия"»(1988). Холст, масло, 300х600
В одной картине – вся история России. Мировое искусство не знает подобного примера. Картину «Вечная Россия» можно назвать учебником русской истории в её истинном величии, песнью славе России.
Глазунов был автором графических стилизованных произведений, посвящённых русской старине: циклы «Русь» (1956), «Поле Куликово» (1980) и др.
Автор серии иллюстраций основных произведений Ф. М. Достоевского.
Автор панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» (1980), здание ЮНЕСКО, Париж.
Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства: Сальвадор Альенде, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Леонид Брежнев, Николай Щелоков и др.

И. Глазунов «Портрет писателя Валентина Распутина» (1987)
Автор серии работ «Вьетнам», «Чили» и «Никарагуа».
Театральный художник: создал оформление к постановкам опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова в Большом театре, «Князь Игорь» А. Бородина и «Пиковая дама» П. Чайковского в Берлинской опере, к балету «Маскарад» А. Хачатуряна в Одесском оперном театре и др.
Создал интерьер советского посольства в Мадриде.
Участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлевского Дворца.
Автор новых полотен «Раскулачивание», «Изгнание торговцев из Храма», «Последний воин», новых пейзажных этюдов с натуры маслом, выполненных в свободной технике; лирический автопортрет художника «И снова весна».

И. Глазунов «Возвращение блудного сына» (1977)

Сергей Иванович Смирнов (р. 1954)

Родился в Ленинграде. Окончил Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова и в настоящее время преподаёт живопись и композицию в этом институте. Основные темы работ – городские пейзажи Москвы, русские праздники и быт начала XX в., пейзажи Подмосковья и русского севера.

С. Смирнов «Кувшинки и колокольчики» (1986). Бумага, акварель
Входит в ассоциацию художников «Русский Мир», объединяющую современных представителей классического направления русской живописи, продолжающих и развивающих традиции академизма.

С. Смирнов «Крещенские морозы»
Какую же задачу ставят перед собой современные художники-академисты? На этот вопрос ответил один из них, Николай Анохин: «Основная задача – постичь высшую божественную гармонию, проследить руку Творца мироздания. Именно это прекрасно: глубина, красота, может не всегда блистающая внешним эффектом, но то, что, по сути, является настоящей эстетикой. Мы стремимся развивать и постигать то мастерство и владение формой, которые имели наши предшественники».

Н. Анохин «В старом доме Ракитиных» (1998)

Академизм (фр. academisme) - направление в европейской живописи XVII-XIX веков. Академическая живопись возникла в период развития в Европе академий художеств. Стилистической основой академической живописи в начале XIX века являлся классицизм, во второй половине XIX века - эклектизм.

Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения.

Жан Огюст Доменик Энгр, 1856, Музей Орсе

Академизм помогал компоновке объектов в художественном образовании, восполнял в себе традиции античного искусства, в которых идеализирован образ натуры, компенсируя при этом норму красоты.

К представителям академизма относят Жана Энгра, Александра Кабанеля, Уильяма Бугеро во Франции и Фёдора Бруни, Александра Иванова, Карла Брюллова в России.

Для русского академизма первой половины XIX века характерны возвышенная тематика, высокий метафорический стиль, многоплановость, многофигурность и помпезность. Были популярны библейские сюжеты, салонные пейзажи и парадные портреты. При сюжетной ограниченности тематики картин работы академистов отличались высоким техническим мастерством.

Карл Брюллов, соблюдая академические каноны в композиции и технике живописи, расширил сюжетные вариации своего творчества за пределы канонического академизма. В ходе своего развития во второй половине XIX века российская академическая живопись включила в себя элементы романтической и реалистической традиций. Академизм как метод присутствует в творчестве большинства членов товарищества "передвижников". В дальнейшем для российской академической живописи стали характерны историзм, традиционализм и элементы реализма.

Понятие академизма в настоящее время получило дополнительное значение и стало использоваться для описания работ художников, имеющих систематическое образование в области визуальных искусств и классические навыки создания произведений высокого технического уровня. Термин "академизм" сейчас часто относится к описанию построения композиции и техники исполнения, а не к сюжету художественного произведения.

В последние годы в западной Европе и США возрос интерес к академической живописи XIX века и к её развитию в XX веке. Современные интерпретации академизма присутствуют в творчестве таких российских художников, как Илья Глазунов, Александр Шилов, Николай Анохин, Сергей Смирнов, Илья Каверзнев и Николай Третьяков.

Художники академисты:

  • Жан Энгр
  • Поль Деларош
  • Александр Кабанель
  • Уильям Бугеро
  • Жан Жером
  • Жюль Бастьен-Лепаж
  • Ганс Макарт
  • Марк Глейр
  • Фёдор Бруни
  • Карл Брюллов
  • Александр Иванов
  • Тимофей Нефф
  • Константин Маковский
  • Генрих Семирадский