Божественная гармония: что такое золотое сечение простыми словами. Тайны мироздания в числах. Как работает золотое сечение Метод золотого сечения в искусстве

о способах "приковать" взгляд зрителя к произведению на примере классиков русской живописи, также визуально упрощенное правило третей, которое легло в основу композии в современной фотографии.

Приступая к новой работе, каждый художник начинает всегда с того, что мысленно пытается определить на холсте ту основную точку, куда должны будут стягиваться, как к невидимому магниту, все сюжетные линии картины. Эта же точка - главная и смысловая - должна присутствовать и в фотографии, как бы разворачивая действие вокруг главного объекта в кадре.

У художественного полотна и у фотографии есть одна общая особенность - оба они статичные и необъемные виды искусства, ограниченные двумя осями координат: X и Y.

В отличие, например, от скульптуры или архитектуры, которые "живут" в пространстве, или - музыки - которая "движется" во времени. Придать картине "объемность" художники научились за счет использования разных планов - ближних и дальних. Фотографы пошли еще дальше - эти планы они могут обозначить резкостью или уводить в нерезкость, заставив зрителя психологически сакцентировать внимание на сфокусированном объекте на фоне размытого заднего и/или переднего плана, таким образом, условно и визуально создавая "глубину" в кадре, третью координату "Z".

Что касается передачи "движения" - технически художники и фотографы решают эту задачу по-разному: художник передает движение за счет внутреннего напряжения героя в застывшей позе, а фотограф - уже реально переносит на фотографию движение, происходящее во время длительного экспонирования (например, след от фар при вечерней съемке: машина успевает проехать какой-то отрезок пути - т.е. происходит "движение во времени" - и ее след остается проработанным от начала ее движения до конца.)

Однако, и художники, и фотографы понимают, что настоящую ценность их произведению придаст то, что если зритель, проходя мимо, вдруг остановится и начнет рассматривать картину (фотокартину), додумывать ее, сопереживать о событиях с изображенными героями. Таким образом - зритель становится участником творческого процесса, а автор добивается наивысшей формы, когда его статичное произведение как бы "развивается во времени" за счет внутреннего осмысления зрителем и того времени, которое он на это потратит.

Вот тут-то включается механизм, когда правильно расставленные акценты в произведении, влияют на зрителя и его восприятие. С давних времен существует формула так называемого "золотого сечения". Психологи доказали, что соблюдение художником этого правила влечет к установлению гармоничного диалога со зрителем - т.е. на, подсознательном уровне, подготовленный (!) зритель понимает о чем речь.

Правило золотого сечения - это математическая формула , имеющая довольно сложные расчеты и выведенная в глубокой древности (еще от Эвклида, 3000 лет до н.э.). Однако, как точно подмечено в Википедии: "Под «правилом золотого сечения» в искусстве обычно понимаются асимметричные композиции, не обязательно содержащие золотое сечение математически."

Т.е. применительно к искусству, речь идет об упрощенном правиле золотого сечения - правиле третей , которое получило широкое распространение именно применительно к фотографии.

Правило третей рассчитывается просто: нужно условно разделить изображение на три равные части по вертикали и по горизонтали - точки пересечения этих линий - и есть самые важные смысловые точки в изображении. Особенно кульминационной из них является правая верхняя точка, т.к. взгляд "движется по картине" (как утверждают психологи) из нижнего левого угла в верхний правый.

Классический тому пример - выдающееся гигантское, 7,5-метровое полотно А. Иванова "Явление Христа народу" , которое он рисовал в Италии в течение 20 лет (с 1837 по 1857 гг.)

Н.В. Гоголь писал: "Великое творение, такое как “Явление Христа”, растит, воспитывает, создает самого художника: за годы работы его талант, натура становятся глубже, значительнее - нужно нравственно, идейно подниматься до своего замысла. "

Обратите внимание, что фигура Христа находится не только на линии пересечения третей, но еще и все геометрические линии, повороты тел, движение взглядов - все направлено к Нему. Мало того - художнику предстояло продумать внутренним зрением всю перспективу и соотношение пропорций в картине!

Теперь важный вопрос, который касается и фотографии - где должна проходить линия горизонта ?

Традиционно считается, что линия горизонта проходит по верхней линии третей, если художник (фотограф) в большей мере изображает происходящее "на земле" или по нижней смысловой линии - если ему важнее всего небо. Все это имеет давнюю историю и связано с глубоким символизмом, неизбежно присутстующем в душе каждого художника.

Эта картина также не является исключением - здесь линия горизонта проходит строго по верхней смысловой линии, за фигурой Христа, как бы лишний раз педантично подчеркивая позицию автора, что все события, связанные со Христом происходят именно здесь, на земле.

И самое интересное. Несмотря на огромные и яркие, почти в человеческий рост (в оригинале) фигуры на переднем плане - наш взгляд невольно постоянно прикован к одинокой фигурке Христа, находящегося в отдалении и прорисованной менее детально. Именно это и является ответом на многие вопросы, связанные с психологией восприятия изображения.

Или, другой пример - почти шестиметровая картина В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" (1887 г.)

Достоверно известно, что художник начал ее писать от перста. Несмотря на то, что точка "золотого сечения" приходится строго на голову главной героини, ее поднятая с двумя перстами рука также входит в т.н. "область золотого сечения". Хочу напомнить вышесказанное - применительно к искусству мы оперируем понятием "упрощенного", не математического правила золотого сечения. Поэтому многие художники, и - повсеместно - фотографы, чтобы не казаться педантами и схоластами в искусстве часто "размывают" саму точку до некой условной области, находящейся вокруг нее.

Еще пару слов о направлении движения в картине. Оно здесь противоположно описанному выше и с т.з. психологии взгляда - движение в картине (и в кадре) справа налево символизирует "покидание", "оставление" героями полотна. Вкратце история: наряду с протопопом Аввакумом, боярыне Федосья Морозова пошла против царя и патриарха Никона, отстаивая старую веру - один из символов которой - двуперстное крестное знамение - сама стала символом раскола Русской православной церкви и любимицей простого народа. В ноябре 1671 года ее везли в заточение мимо Чудова монастыря, где сложные образы простолюдинов символизируют тесную связь с их героиней. Несмотря на яркий образ боярыни, ее "горящий взгляд" - это, увы, не "Свобода, ведущая на баррикады" - эта картина - покидания поля боя, сломленности внешней и перемещения смыслового "напряжения духа" во внутреннее.

Также особо обратите внимание на все геометрические линии в картине - линии снега, линии крыш и выступов, линии саней, линии взглядов и поз, - все направлено к лицу и к поднятой руке героини.

Теперь несколько слов о другом. Как нам уже известно, точки и зоны золотого сечения - конфликтные места на изображении, являющиеся источниками драматургического развития, состояния "непокоя", каких-то постоянных противопоставлений и нерешенных задач, высветленных художником (фотографом) в своей работе.

А насколько имеет право на жизнь наличие симметрии в кадре ?

Как считал великий русский кристаллограф Г. В. Вульф (1863—1925) - золотое сечение есть одно из проявлений симметрии и золотое сечение нельзя рассматривать само по себе, отдельно, без связи с симметрией.

Как пишет Ковалев Ф.В. в своей книге "Золотое сечение в живописи" :

Согласно современным представлениям золотое деление— это асимметричная симметрия. Сейчас в науку о симметрии вошли такие понятия, как статическая и динамическая симметрия. Статическая симметрия характеризует покой, равновесие, а динамическая — движение, рост. Так, в природе статическая симметрия представлена строением кристаллов, а в искусстве характеризует покой, равновесие и даже застылость. Динамическая симметрия выражает активность, характеризует движение, развитие, ритм, она — свидетельство жизни. Симметрии свойственны равные отрезки, равные величины. Динамической симметрии свойственно увеличение отрезков (или их уменьшение), и оно выражается в величинах золотого сечения возрастающего или убывающего ряда.

Художественная форма , в основе построения которой лежат пропорции золотого сечения, и особенно сочетание симметрии и золотого сечения, является высокоорганизованной формой, способствующей наиболее ясному выражению содержания, наилегчайшему зрительному восприятию и появлению у зрителя ощущения красоты. Очень часто в одном и том же произведении живописи встречается сочетание симметричного деления на равные части по вертикали и деление на неравные части по золотому сечению по горизонталям.

В качестве первого примера приведу самое главное, самое великое творение Андрея Рублева "Троицу" (1420-е г.).

Оказывается, несмотря на то, что ангелам из Ветхозаветной Троицы отданы по равной вертикальной трети изображения, символизируя таким образом равенство Лиц в Пресвятой Троице, акцент великий иконописец - сделал на другом - на чаше. Таким образом он внес в ветхозаветную историю уже новую символику - символику христианства. Обратите внимание, чаша находится на ровном светлом контрастном, по отношению ко всей иконе, фоне. Она находится в центре изображения по вертикали - являясь неколебимой опорой и центром - и одновременно - в конфликтной точке (треть композиции) по горизонтали. Причем, конфликтная точка не верхняя - которая поставила бы чашу, как, напр., символ Грааля, "во главу угла". Тем самым к чаше, находившейся бы на возвышении было бы устремлено все внимание. Нет. Чаша находится внизу, "в этом мире", - именно здесь происходит Таинство - как путь "обожения" человека. (Если на мгновение отвлечься в символизм - ангелы ведь не причащаются - их светоносная природа не нуждается в жертве Христа, которая была совершена исключительно ради человеков. Именно поэтому чаша находится в нижней смысловой точке. Хотя, если внимательно приглядеться ко внутреннему контуру ангелов и стола - мы увидем другую, более символическую Чашу в размер всей иконы).

О симметричности «Троицы» Андрея Рублева написано много. - Сообщает Ковалев В.Ф. - Но никто не обратил внимания на то, что по горизонталям и здесь осуществлен принцип золотых пропорций. Высота среднего ангела относится к высоте боковых ангелов, как их высота относится к высоте всей иконы. Линия золотого сечения пересекает ось симметрии по середине стола и чаши с жертвенным тельцем. Это — композиционный замок иконы.

Таким образом, автор, путем совмещения симметрии и ассиметрии, смог добиться воплощения в иконе своего сложного миропонимания и канонов Церкви. Однако, главный вопрос, который касается нашей темы в том, что исключительно языком символизма и соотношения символов в пространстве, Андрею Рублеву еще в XV веке удалось (простыми ограниченными средствами) донести до своего зрителя всю многогранность догматического учения.

Более простой пример совмещения правила третей и симметрии мы видим на примере Владимирской иконы .

Взгляд Богоматери приходится одновременно на центр композиции по вертикальной ориентации и строго на треть - по горизонтальной. Это как раз и есть яркий пример состояния "покоя" и "уравновешенности", отцентрованности и неконфликтности изображения относительно всего целого. Однако горизонтальная точка, как бы поднятая в верх изображения на место конфликта (треть), говорит о "фундаментальности", "возвышенности", "оторванности от земли".

Теперь самое сложное - на примере хрестоматийной картины Василия Пукирева "Неравный брак" (1862 г.)

Василий Владимирович Пукирев (1832-1890), происходил из крестьянской семьи, учился в Московском училище живописи, потом там же преподавал, жил тяжело и умер в бедности. Для бытового жанра его картина была необычайна огромна: фигуры почти в натуральную величину. Очевидно, что он хотел привлечь внимание к больному для общества вопросу.

Обряд венчания. Невеста - совсем девочка. Глаза смиренно опущены, заплаканы, того и гляди - уронит свечу. Жених держится подчёркнуто моложаво и строго поглядывает на юную избранницу, которая годится ему во внучки.

Жених - покупатель. Невеста - товар. О скандальной картине спорили и называли одной из самых трагических картин русской школы.

Даже Илья Репин писал, что Пукирев много крови испортил не одному старому генералу, а Н. Костомаров, увидев картину, взял назад своё намерение женится на молодой особе.

Давайте теперь посмотрим на линии, точки и акценты.

Самая активная кульминационная точка золотого сечения приходится на голову девушки - и не просто на голову, - а на венец на ней (как бы намек на ее мученичество) . Лицо девушки максивально освещено, кроме того, к ней направлены все взгляды, что несомненно делает ее "магнитом" в картине.

Где находится жених? Строго в центре. Орден на его груди вообще попадает в самый центр картины, а осанка и свеча в руке - подчеркивают центричность его положения - его вес в обществе, его уверенность в себе и своих действиях, - ничто не может нарушить его фундаментализм. Его голова - вторая по освещенности тем не менее находится в конфликтном месте третей, отрезая линию, на которой находятся иные свидетели события - все портреты которых - разные. Центричность его поднятой свечи конфликтует с опущенной свечой невесты, находящейся также в зоне золотого сечения.

Но есть еще один герой, очень важный, он в тени, освещенный только контровым светом - это священник. Обратите внимание, на картине изображена та часть обряда, когда происходит обручение и священник надевает невесте на палец кольцо. Невеста на кольцо даже не смотрит. Зато уровень ее глаз находится в точной, но конфликтной (динамической) симметрии относительно ее руки и руки священника с кольцом (выделено прямоугольниками). Мало того - эта невидимая линия проходит срого через центр композиции и сквозь орден жениха. Орден символизирует не только его статус и власть, а и право, безусловное право, получить "награду" за свои заслуги.

Обратите внимание на место священника. Церковь вне конфликта - он занимает центральную симметричную треть левого края. Он в общем-то, не причем, поэтому принципиально не освещен фронтальным светом - таким образом - это "чистый" символ, без лица, но с четко прописанным контуром. Именно по его "благословению" произойдет величайшая несправедливость.

Зона золотого сечения, где находится его рука и рука невесты аркой "перекрещивается" с полуопущенной свечой (символ угасшей до срока жизни) и венцом на голове невесты, - все это происходит на фоне двух симметричных стержней - фигуры жениха по вертикали и фигуры священника по горизонтали.

Ну, и конечно, если мы говорим о символизме, нельзя не упомянуть единственного героя - он не учавствует в конфликтной геометрии картины - но его единственный обращенный прямо на нас взгляд (это друг шафера, по легенде - возлюбленного невесты), - является как бы немым укором всем нам, свидетелям происходящего.

Подытоживая вышесказанное хочется плавно перейти непосредственно к искусству фотографии. Надеюсь, что тщательно проведенный анализ на примере русских живописцев, пожет Вам легко и безошибочно, воспользовавшись подсказками справа, определись смысловые нагрузки и акценты в приведенных ниже фотографиях.

В качестве примера, я подготовил несколько снимком выдающегося московского мастера, метра отечественной фотографии,

Я особо хочу подчеркнуть, что, несмотря на разный инструментарий художника и фотографа - по символизму и полифоничности (многоплановости) фотография ничуть не уступает живописному полотну.

Вот, например, "Рождественская ночь в Вифлееме" Г.Розова .

Сюжет прост: две женщины-паломницы ожидают в храме. Но обратите внимание на целую систему контрастов!

Одна из них сидит в яркой полосе света, занимающего условно треть кадра, другая - несмотря на две третих - в тени. Та, что справа - сидит смиренно с опущенной головой в темных монашеских одеждах (знак покаяния). Та, что слева - с гордо поднятой головой в светлой одежде и поза "вразвалку". На правой - сконцентрировано внимание, т.к. она в фокусе, левая - ее фоновый контраст в расфокусе.

И теперь главное. Смиренно сложенные, хорошо освещенные руки правой женщины находятся строго в горизонтальном центре изображения, как бы "примиряя" два мира, - и все это несмотря на то, что относительно вертикали - они находятся строго в отведенной им трети и прямо на математическом пересечении линий - конфликт "света" и "тьмы", противопоставление и напряжение "пространств".

Поэтому (в том числе) возникает ощущение, что несмотря на светлую и теневую стороны - женщина справа занимает центральную и бо льшую часть композиции, в то время, когда женщина слева (даже несмотря на разницу уровней по высоте) фактически обособлена неинформативной 1/6 кадра.

Или вот, например, работа из серии "Казань уходящая" .

Уже в самом названии серии заложено слово "уходящая". Движение взгляда, всех геометрических линий - справа налево (тот же прием, что в "Боярыне Морозовой" Сурикова, то же направление) . Девочка строго в точке золотого сечения от зрителя отвернута - она "часть" этого сюжета - именно не центр - тогда бы автор обрезал бы фото сверху и девочку "поднял" выше в кадре, - а часть, фрагмент. Об этом же говорит ее неуверенная поза и небрежно одетое платьице - плюс фактически над ней массивное контрастное пространство двери, да и всего здания целиком. Все изображение веет "оставленностью", даже маленькая девочка - не "заряжает" всех кругом своей энергией, а покорно и слегка нелепо дополняет общую картину.

Следующая фотография - образец покоя, мира и уединения. Ничто не тревожит равновесия и тихой водной глади. Бесспорно, линия горизонта, проходящая по середине изображения - красноречивое тому доказательство!

Пару слов о следующей, на вид простой, работе. В ней, как вы видите, заложено несколько планов, смыслов и символик. Хочу остановиться только на одном. Выше мы упоминали о свойственном всем художникам символизме, традиционно отводя верхнюю часть кадра небу, а нижнюю - земле. На пересечении этих миров - и происходят большинство сюжетных "драм". Зная эту прописную истину, автор, как бы "играючи" - "перевернул" акценты - сместил линию конфликта в вертикаль. Теперь "небо" занимает строго левую треть кадра, а "земля" - "наступает" правыми двумя третями.

Почему "небо", а не светофор и дорожные знаки? Потому что, выбрав нижнюю точку съемки, автор как бы "прошел" взглядом сквозь эти препятствия. Да и линии отблескивающих стеклянных обломков, самими своими формами также "устремляются" в небо.

Уверен, следующие фотографии и небольшой схематический анализ, без труда позволят разобраться в конструкции и акцентах.

И в заключение, несколько слов о применении различного символизма в схожих по форме и даже содержанию сюжетах. В качестве иллюстраций приведу две фотографии - Георгия Розова и свою. Вопрос не стоит в сравнении этих двух снимков, фото Г.Розова выполнено раньше - и мое является отчасти репликой на его сюжет, но с измененным смыслом.

1. Обе фотографии разделены линией горизонта пополам - симметричная композиция здесь - символ того, что молодожены не самодостаточны в кадре, а являются частью целого, "умиротворенного" ("праздничного") мира.

Поэтому одинаково выразительную роль в обоих сюжетах играет и небо и остальная часть пейзажа.

2. В обоих фотографиях присутсвует аллея ("путь"), устремленная в даль - и к этой "дали" стремятся все геометрические линии в картинах.

3. В верхнем сюжете "даль" приходится на слегка смещенный кульминационный центр всего кадра, являющийся несомненно главной "идеологической" основой. Это доказывает еще и то, что молодые к нам спиной и идут в этот "центр", несмотря на то, что они попадают в зону трети - т.е. начало их движения от ассиметрии к симметрии. Если внимательно присмотреться - они на аллее не одни - впереди тоже есть идущие люди. Значит, автору важен сам ПУТЬ - как способ жизни, дорога, по которой они уже совместно идут. Здесь ПУТЬ является основным смыслом сюжета.

В нижней работе акценты несколько смещены. Кульминационная точка "дали" (арка) - не в центре, а в конфликтной зоне трети. Равно как противовесом ей - в противоположной конфликтной точке - лица молодых, даже не сами лица, а "воздух между ними". Они по пути не идут, хотя и стоят на нем. Здесь явное противопоставление - равнозначное по акцентам - "даль" и "двое". Т.е. путь, который им еще ПРЕДСТОИТ выбрать и пройти. Здесь "путь" - всего лишь возможная перспектива их будущего движения - образный "символизм".

"Фотография - как след жизни" (документальный фильм-интервью).

"Фотоаппарат - тонко настроенный инструмент" (авторская статья).

Другие мастер-классы Зория Файна.

Photo Fine Study - обучение фотоискусству.

Галерея выпускников фотошколы.

Видеоотзывы выпускников фотошколы.

Пользователь: Денис Дата: 30.03.2011 E-mail: [email protected]

Хорошая статья,наглядно всё показано!
я не считаю что эта статья для новичков,она для тех кто хочет постоянно знать что то новое и развиваться.Неужели все так разбираются в живописи и знают все нюансы светописи???
Конечно -прочитав статью кто то скажет **я это знаю**! и сравнит себя с одним из великих художников...???
На самом деле мы мало что знаем,когда человек говорит что он это знает -тем самым он прекращает свой путь...
зачем ему идти в перёд если он всё знает???
спасибо за хорошую статью,за материал предоставленный для сравнения.
Желаю вам вдохновения в реализации ваших будущих проектов!!!

Пользователь: Сербей Дата: 21.04.2011 E-mail: [email protected]

Если я выскажу свое диаметрально противоположное мнение по поводу Вашей статьи о применении в фотографии правила золотого сечения, это же не найдет своего применения?

Излагаю свое собственное исследование данного аспекта. Считаю, что теория просто притянута "за уши", у нас всегда так – изобретет человек что-то новое, гениальное, тут же находятся толкователи, толкающие очередную диссертацию… ((
Не думаю, что Иванов и Суриков знали формулу золотого сечения. А почему оно применимо только к крупным полотнам? Никаких тут правил и законов нет – просто они ТАК ВИДЯТ, как видят все люди.
Наше поле зрения составляет по горизонтали примерно 140 градусов, это индивидуально. Центральную часть, примерно 45 град. мы видим целиком и сразу (это одна треть), по трети слева и справа мы видим периферическим зрением, не четко. Так же и по вертикали, но там углы меньше.
Разрабатывая стандарт для кино, исходили из тех же принципов – из зрительных мест в зале, примерно из центра зала, зритель должен видеть экран под углом тоже 45 градусов. Отсюда зародился стандарт для фотоаппаратов пленки 35 мм с форматом кадра 24х36мм объектив должен быть 45-50мм. Поэтому и фотографию следует рассматривать на соответствующем расстоянии.
Подходя к картине на рекомендуемое расстояние, зритель сразу видит 1\9 часть изображения, которая, как правило и является доминирующей, для остального надо уже переводить взгляд. В чем, по-моему сила и "фокус картины"? В доминирующей части верхняя часть картины поначалу не несет информации – дурацкий темный контарстирующий куст поначалу притягивает внимание неосмысленного взгляда и оставляет без внимание фигуру справа вверху, окрашенную в цвет фона – н*** и горы. Взгляд опускается вниз на самую яркую фигуру картины, затем на людей, явно не объединенных одной идеей, толпа, глазеющая в разные стороны. Появляется некое недоумение, что же хотел показать автор, пустой горизонт нас по-прежнему не занимает, рассматриваем главную фигуру в кадре – он единственный осмысленный человек на картине, он на что-то указывает… и тут происходит чудо, там, где минуту назад никого не было, вдруг, как в живом кино ниоткуда появляется фигура Христа! Вот в чем сила каратины – знание законов восприятия зрения и психологии.
У Морозовой акцент на фигуре, основанный на контрасте, это не самая яркая часть картины, наоборот, самая темная, просто она переднем плане никого нет, и глазу просто некуда глядеть, как не на нее, а диагонали как стрела указывают на нее. А вот двоеперстие обнаруживается не сразу, оно уходит за горизонт и маскируется, как Христос. Внимание привлекает полуголый нищий на снегу, он светел и гол, в отличие от других, и видя его двоеперстие, начинаешь понимать, в чем тут дело и находишь тот же знак у Морозовой. Это сильная сторона картины. Ведь староверы, идущие против реформ церкви, сжигали себя или уходили в Сибирь. Да причем тут золотое сечение с его формулой?

Икона с Троицей просто обязана быть кратной трём…
Богоматерь похоже не отрешенная, а скорее грустит о будущем своего дитяти, ведь ее предупредили заранее, что он Мессия…, а план "поясного портрета" оправдан тем, что именно в таком ракурсе мы видим собеседника, общаясь с ним.
Насчет "Неравного брака" в основном согласен, и диагональ –это стрела, указывающая направление…

Далее. Фотография. Современное грамотное население (не знаю как было раньше) и это известно давно близкое изображение, скажем фотографию на столе, рассматривает по-другому, это определено по движению зрачка и нервному импульсу. Сначала происходит моментальный оценивающий взгляд по траектории: верхний левый угол, правый верхний угол, затем наискось вниз по диагонали в левый нижний, затем правый нижний. Именно темное пятно в левом верхнем (и правом верхнем) углу действует угнетающе, определяя первое отношение к изображению. Затем в несколько этапов слева-направо, словно широкой строкой, опускаясь вниз, мы просматриваем все изображение (вертикальный лист рассматриваем дольше). Затем взгляд останавливается на том, что его привлекло – яркий или контрастирующий объект. Это правило общее для фото и кино, и фотографу неплохо помнить об этом, создавая свои работы. Фотография оставляет впечатление независимо от полярности вызываемых эмоций, главное, что бы они были. И вообще темный верх и светлый низ раздражает восприятие (фотографов, привыкших к негативам, это не касается (они уже адаптированы)))

А что касается остальных фотографий статьи – так каждый фотограф даже без фотоаппарата "кадрирует" взглядом, и потом через объектив такое расположение объектов в кадре, которое ему кажется наиболее гармоничным, сбалансированным по освещенности причем через видоискатель это больше по линиям и яркостям, а через зеркалку – очень учитывает цвета в объекте съемки. Согласитесь, глупо было бы расположить видимое окончание реки в правом верхнем углу или обрезать фактурное небо? А белые кусты с тучами? Сдвинь кадр влево – правый верхний угол явно не к месту, но нахальный высокий куст справа хоть и мешает, но осветляет угол, да и черное справа полезло бы в кадр… Разве Вы так не поступаете? Кадр со скамейкой явно разбаллансирован, но это сделано в угоду отражению в полу… Далее – здание с фонарем – попробуйте сделать шаг вправо, влево – будет только хуже, горизонт нарушен, но тогда упрем в край фонарь и шпиль, а снизу полезет много черного – автор выбрал оптимальную точку съемки – именно этому на примерах учил меня А. Гордиевич… (спасибо ему за науку!)) Ну, и так далее, безо всякой науки – выбрана ОПТИМАЛЬНАЯ точка съемки в данных условиях, с других точек без всяких намеков было бы только хуже!)))

Пользователь: Зорий - Сербею Дата: 21.04.2011

Я очень рад, что у меня есть такой друг в виртуальном мире - причем старой закалки, который при этом находит еще время и терпение четко и ясно излагать свои мысли!

Вашу т.з. про золотое сечение в личной переписке "в Контакте", я прочитал не сразу, т.к. меня забанили на несколько дней, а потом я не отписал. Прошу прощения!)
Но когда прочел, понял, что ее обязательно нужно опубликовать в силу яркости и неординарности видения!

Что касается самого текста - мне теперь многое стало понятно, почему принципиально расходятся во взглядах кинематографисты (движущаяся картинка) и фотографы (статичная). Некоторые нюансы вы описали весьма четко и они очень специфичны. В т.ч. я понял для себя, почему мне не близко именно искусство кинематографии и я принципиально не беру камеру в руки.

Несмотря на это - я бы не сказал, что все это противоречит статье - скорее, дополняет новыми сведениями.

Если объективно разобраться - сама статья - это не плод моих научных изысканий - это всего лишь форма популяризации какого-то общего знания в первую очередь, моим ученикам. Для их элементарного ориентирования и формирования. Розов ведь так и написал в комменте: заезженная тема и вроде бы ничего нового не скажешь? но написано не занудно:)

Что касается самой идеи "натянутости" этой теории как таковой - я отчасти не согласен. И вопрос даже не в движении взгляда по изображению.

Дело в том, что я по своему основному образованию (композиторский факультет Гнесинской академии) постоянно сталкивался с особой формой распределения кульминаций во времени - причем формой, кратной трем.

Может отчасти из-за этого - я внутренне как бы синтезировал эти в общем-то непересекающиеся виды искусства.

Много времени в студенчестве я проводил в любимой Третьяковке (именно оттуда картины приведены в статье), в Эрмитаже, в Пушкинском. Я изучал пластику Родена в скульптуре.

Один из моих старинных друзей, у которого я годами пропадал в мастерской на Сухаревке - Народный художник России, член президиума Академии художеств - Андрей Андреевич Тутунов - классик советской школы.

Я все это пишу не ради бахвальства, а только потому, чтобы объяснить, что идея этой "простенькой" на вид статьи - в колоссальном личном опыте и личном переживании формы в искусстве.

Пользователь: Сербей Дата: 22.04.2011

Спасибо за "толстый" ответ!))
Но я хочу расставить акценты.
Конец 19 века, споры о том, не заменит ли теперь фотография живопись, как позднее велись споры о театре с появлением кино, и в наше время газеты - интернет... Рассказывают, как Репин, приобретя фотокамеру решил снять групповой портрет друзей, но это оказалось настолько технически сложным, что провозившись длительное время, он за пол-часа написал портрет вручную))
Камеры- обскуры еще ранее применялись художниками для правильной передачи перспективы при зарисовках архитектуры - на заднюю стенку накладывался пергамент, контуры обрисовывали карандашом и потом переносили те же контуры на холст, но это ограничивало угол зрения. Позднее ряд художников полностью перешли на формат картины с углом зрения 45 градусов, что уже стало привычным нашему взгляду. Ошибки в передаче перспективы - бич таких картин, возьмем, к примеру, известную гравюру винницких Муров, весьма растянутую по горизонтали.
В первое время к фотографиям относились как к механическому замещению картины.
Но существенная разница в том что, к примеру, картина "Явление Христа..." написана для восприятия с углом зрения около 120 градусов, как мы видим все вокруг, а золотое сечение - это тот угол, под которым видит камера (и зона повышенной четкости сетчатки глаза) - вот и появляется фокус с появлением на картине Христа. Фотография же - просто малявка и сравнивать ее надо с миниатюрами, да и восприятие фотографий разного размера - разное. И находится она целиком в зоне "золотого сечения", в 1/9 площади, доступной зрению.
Посмотрите на передние колеса медленно едущего на вас грузовика: его протектор сливается в полосы, присмотритесь, и вдруг глаз четко видит на долю секунду весь рисунок протектора - это и есть те микродвижения концентрации внимания взгляда человека, без них мы не воспринимаем мир. Лягушка, например вообще не видит неподвижные предметы, животные повыше уровнем вертят головой и только млекопитающим доступно видеть, не вращая зрачками, наш зрительный нерв надо постоянно раздражать, что бы он что-либо воспринимал. Я это говорю к тому, что надо серьёзнее походить к движения взгляда для получения эффекта, соответствующего замыслу фотохудожника.
Вот и кино в зале с первых рядов воспринимается ужасно неестественно, потом уже мозг вносит поправку, как автоматически без нашего участия он вносит корректировки в баланс белого при переходе из вечернего естественного освещения в помещение с лампами накаливания...))

Пользователь: Зорий - Сербею Дата: 22.04.2011

Это еще что!
В академических кругах вообще не принято "видеть" в картине фигуру Христа. Они ее считают вообще незначительной. А сам образ Христа, якобы подан автором в масштабных лицах переднего плана. По принципу "свита играет короля". Это, конечно, объясняется, почему автор 20 лет оттачивал эти портреты и фигуры - чему в Третьяковке посвящено три зала.

Но моя-то статья совсем о другом. Она не об углах и пропорциях - она о кульминациях и распределениях акцентов. Да и потом, не вся живопись настолько огромна - в большей части, она также камерна, как и качественная фотография. Тут у них шансы перед зрителем равны...:)

Пользователь: Ірина Р. Дата: 03.05.2011

Ви ніби читаєте мої думки. Цікавила тема композиції – вийшла стаття «Правило золотого сечения», хотіла обговорити тему краси, етики і дозволеності на картинці – з"являється стаття «Первородный грех фотографи». Якась містика)))
Безліч авторів, ще більша кількість робіт, а тієї, хочаб одної, яку хотілось би повісити на стінку немає. Про випробування часом на тій самій стінці я взагалі мовчу. Але найсумніше те, що переглядаючи оту кількість відзнятого матеріалу, картинка тебе не радує, а навпаки – засмучує. Стільки бруду, відсутності смаку... Щоразу в такій ситуації згадую Вас – художник повинен показувати красу. Знову повертаюсь до Ваших робіт, можливо через те, що Ви ближчі за інших, можливо через те, що роботи дійсно, на порядок, вище за інші… І знову згадую слова: «Ніхто не зрозуміє, ніхто не оцінить».

Когда смотрим на красивый пейзаж, мы охватываемых все вокруг. Потом уделяем внимание деталям. Речке журчащей или дереву величественному. Видим поле зеленое. Замечаем, как ветер его обнимает нежно и журя шатает со стороны в сторону траву. Можем почувствовать аромат природы и услышать пение птиц…Все гармонично, все взаимосвязано и даёт чувство умиротворения, чувство прекрасного. Восприятие идёт поэтапно чуть меньшими долями.Куда вы сядете на скамье: на край, на середину или в любое место? Большинство ответит, что чуть дальше от середины. Приблизительное число в пропорции скамьи от вашего тела до края будет 1,62. Так и в кинотеатре, в библиотеке,- везде. Инстинктивно создаём гармонию красоту, которую во всем мире называю “Золотым сечением”.

Золотое сечение в математике

Вы задумывались, можно ли определить меру красоте? Оказывается, с математической точки зрения возможно. Простая арифметика даёт понятие об абсолютной гармонии, которая и отображается в безупречной красоте, благодаря принципу Золотого сечения. Архитектурные сооружения др. Египта и Вавилона первыми начали соответствовать данному принципу. Но сформулировал принцип первым Пифагор. В математике это деление отрезка чуть больше половины, а точнее 1,628. Данное соотношение представляется как φ =0,618= 5/8. Маленький отрезок = 0,382 = 3/8, а полностью отрезок принимаем за единицу.

А:B=B:C и C:B=B:A

От принципа золотого сечения отталкивались и великие писатели, архитекторы, скульпторы, музыканты, – люди искусства, и христиане, рисующие пиктограммы (пятиконечные звезды и т.д.) с его элементами в храмах, спасаясь от нечисти, и люди, изучающие точные науки, решающая проблемы кибернетики.

Золотое сечение в природе и явлениях.

Все на земле приобретая форму растет вверх, в сторону или по спирали. Последнему пристально уделил внимание Архимед, составив уравнение. По ряду Фибоначчи устроена шишка, ракушка, ананас, подсолнух, ураган, паутина, молекула ДНК, яйцо, стрекоза, ящерица…

Тицириус доказал, что вся наша Вселенная, космос, галактическое пространство, – все спланировано исходя из Золотого принципа. Абсолютно во всем живом и не живом можно прочесть высшую красоту.

Золотое сечение в человеке.

Кости продуманы природой тоже согласно пропорции 5 /8 . Это и исключает оговорки людей про “кости широкие “. Большинство частей тела в соотношениях применяются к уравнению . Если все частички тела подчиняются Золотой формуле , тогда внешние данные будут весьма привлекательны и идеально сложены .

Отрезок от плеч до верха головы и ее размера = 1 :1 .618
Отрезок от пупа до верха головы и от плеч до верха головы = 1 :1 .618
Отрезок от пупа до коленок и от них до ступней ног = 1 :1 .618
Отрезок от подбородка до крайней точки верхней губы и от неё до носа = 1 :1 .618


Все
расстояния лица дают общее представление об идеальных пропорциях , привлекающих взгляд .
Пальцы , ладонь , тоже подчиняются закону . Необходимо ещё отметить , что отрезок расставленных рук с туловищем равен росту человека . Да что там , все органы , кровь , молекулы , соответствуют Золотой формуле . Истинная гармония внутри и снаружи нашего пространства .

Параметры с физической стороны окружающих факторов.

Громкость звука. Высшая точка звука, вызывающая не комфортное ощущение и боль в ушной раковине = 130 децибелам. Это число можно разделить пропорцией 1,618, тогда выходит, что звук человеческого крика будет = 80 децибел.
Тем же методом двигаясь дальше получаем 50 децибел, что характерно для нормальной громкости речи человека. И последний звук, который получим благодаря формуле – приятный звук шепота = 2,618.
По данному принципу можно определить оптимально-комфортное, минимальное и максимальное число температуры, давления, влажности. Простая арифметика гармонии заложена во всем нашем окружении.

Золотое сечение в искусстве.

В архитектуре самые известные здания и сооружения: египетские пирамиды, пирамиды Майя в Мексике, Нотр-дам де Пари, Парфенон греческий, Петровский дворец, и другие.

В музыке: Аренский, Бетховен, Гаван, Моцарт, Шопен, Шуберт, и другие.

В живописи: почти все картины знаменитых художников написаны согласно сечению: разносторонний Леонардо да Винчи и неподражаемый Микеланджело, такие родные в писании Шишкин с Суриковым, идеал чистейшего художества – испанец Рафаэль, и подаривший идеал женской красоты – итальянец Боттичелли, и многие-многие другие.

В поэзии: упорядоченная речь Александра Сергеевича Пушкина, в особенности “Евгений Онегин” и стихотворение “Сапожник”, поэзия замечательных Шота Руставели и Лермонтова, и многих других великих мастеров слова.

В скульптуре: статуя Аполлона Бельведерского, Зевса Олимпийского, прекрасной Афины и грациозной Нефертити, и другие скульптуры и статуи.

В фотографии используется “правило третьей”. Принцип такой: композиция делится на 3 равные части по вертикали и по горизонтали, ключевые моменты располагаются либо на линиях пересечения (горизонт), либо в точках пересечений (объекте). Таким образом пропорции равны 3/8 и 5/8.
В согласно Золотого сечения имеется много уловок, которые стоит разобрать детально. Их опишу подробно в следующей .

Особый вид изобразительного искусства Древней Греции следует выделить изготовление и роспись всевозможных сосудов. В изящной форме легко угадываются пропорции золотого сечения.

(Показать слайд №19)

В живописи и скульптуре храмов, на предметах домашнего обихода древние египтяне чаще всего изображали богов и фараонов. Были установлены каноны изображения стоящего человека идущего, сидящего и т.д. Художники обязаны были заучивать отдельные формы и схемы изображения по таблицам и образцам. Художники Древней Греции совершали специальные путешествия в Египет, чтобы поучиться умению пользоваться каноном.

(Показать слайд №20)

Перед вами канон изображения стоящего человека, все пропорции человека связаны формулой “золотого сечения”.

Переходя к примерам “золотого сечения” в живописи, нельзя не остановить своего внимания на творчестве Леонардо да Винчи.

(Показать слайд №21)

Леонардо да Винчи

Его личность одна из загадок истории. Сам Леонардо да Винчи говорил: “Пусть никто, не будучи математиком, не дерзнет читать мои труды”. Сам термин “золотое сечение” ввел Леонардо да Винчи. Он говорил о пропорции человеческого тела.

“Если мы человеческую фигуру – самое совершенное творение Вселенной – перевяжем поясом и отмерим потом расстояние от пояса до ступней, то эта величина будет относиться к расстоянию от того же пояса до макушки, как весь рост человека к длине от пояса до ступней”.

(Показать слайд №22)

(Показать слайд №23)

В наиболее известной картине Леонардо, портрете Моны Лизы (так называемой “Джоконды”, около 1503, Лувр), образ богатой горожанки предстает таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто женского лукавства; внутреннюю значительность композиции придает космически-величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в холодной дымке. Ее композиция основана на золотых треугольниках, которые являются частями правильного звездчатого пятиугольника.

Нет живописи более поэтичней, чем живопись Боттичелли Сандро, и нет у великого Сандро картины более знаменитой, чем его “Венера”. Для Боттичелли его Венера – это воплощение идеи универсальной гармонии “золотого сечения”, господствующего в природе.

(Показать слайд №24)

Пропорциональный анализ Венеры убеждает нас в этом.

(Показать слайд №25)

А можно ли говорить о “золотом сечении” в музыке? Можно, если измерять музыкальное произведение по времени его исполнения. В музыка золотое сечение отражает особенности человеческого восприятия временных пропорций. Точка “золотого сечения” служит ориентиром формообразования. Часто на нее приходится кульминация. Это может быть так же самый яркий момент или самый тихий, или самое звуковысотное мест. (Прослушать фрагмент музыкального произведения.)

Таким образом, с помощью “золотого сечения” мы увидели родство между видами искусства: музыкой и архитектурой, живописью, математикой и литературой. (Сообщение “Слово о полку Игореве”.)

Сенсационное открытие сделал петербургский поэт и переводчик “Слова о полку Игореве” Андрей Чернов. Он нашел, что построение стихов загадочного древнерусского памятника подчиняется математическим законом. Исследования позволили сделать Чернову заключение о том, что в основу “Слова о полку Игореве”, состоящего из девяти песен, легла круговая композиция.

А поводом к тому, чтобы проверить гармонию поэму алгеброй, послужила статья о жизни древнегреческого математика Пифагора. Внимание Чернова привлекли рассуждения о “золотом сечени”и и о числе, которые восходят к Пифагору. Возникла неожиданная ассоциация: ведь в композиционном построении поэму тоже круг и, следовательно, должны быть “диаметр” и некая математическая закономерность.

Уже первые расчеты стали подтверждать закономерность, да еще какую! Если число стихов во всех трех частях (их 804) разделить на число стихов в первой и последней части (256), получается 3,14, т.е. число с точностью до третьего знака.

Открытие Чернова приводят к естественному вопросу: как древний автор “Слова о полку Игореве”, ничего не зная о числе, ни о других математических формулах, привнес организующее математическое начало в этот текст? Чернов предполагает, что автор использовал это интуитивно, подчиняясь образам древнегреческих архитектурных памятников. В те времена храм являл собой всеобъемлющий, художественный идеал, поэтому влиял на ритмику поэтического самовыражения.

Мы убедились, что все-таки существует связь между математикой и литературой, между архитектурой и музыкой. И это не случайно, ведь каждому искусству присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии. Природа совершенна, и у нее есть свои законы, выраженные с помощью математики и проявляющие во всех искусствах, независимо от того, литература это или математика. Эти свойства не выдуманы людьми. Они отражают свойства самой природы.

(Показать слайд № 26)

Если посмотреть на изображение раковины на нем точка С делит отрезок АВ приблизительно в золотом отношении.

(Показать слайд №27)

Золотое сечение” представляется тем моментом истины, без выполнения которого не возможно, вообще, что-либо сущее. Что бы мы ни взяли элементом исследования, “золотое сечение” будет везде; если даже нет видимого его соблюдения, то оно обязательно имеет место на энергетическом, молекулярном или клеточном уровнях.

Коханово

Церковь св. Николая

Изложены закономерности формообразования в природе и искусстве, зрительного восприятия и композиционного построения изображения. Показана роль золотого сечения. Даны рекомендации по практическому применению золотой пропорции при создании целостной гармонической формы, наиболее полно выражающей содержание произведения живописи и удовлетворяющей потребность человека в прекрасном.

О золотом сечении.

Спор о том, должна или не должна наука вторгаться в заповедные области искусства, идет давно. И спор этот носит явно схоластический характер. Во все эпохи процветания искусство вступало в союз с наукой. Художники-мыслители, теоретики и педагоги, размышлявшие над проблемами обучения молодых, всегда приходили к выводу, что без науки искусство развиваться и процветать не может. Художник и педагог Н. П. Крымов писал: «Говорят: искусство не наука, не математика, что это творчество, настроение и что в искусстве ничего нельзя объяснить - глядите и любуйтесь. По-моему, это не так. Искусство объяснимо и очень логично, о нем нужно и можно знать, оно математично... Можно точно доказать, почему картина хороша и почему плоха» 1 В. И. Суриков утверждал, что в композиции есть какой-то непреложный закон, когда в картине нельзя ничего ни убрать, ни добавить, даже лишнюю точку поставить нельзя, это настоящая математика. Известный французский архитектор и теоретик архитектуры XIX в. Виолле-ле-Дюк считал, что форма, которую невозможно объяснить, никогда не будет красивой. На дверях Сикионской школы рисунка в Древней Греции было написано: «Сюда не допускаются люди, не знающие геометрии». Не следует художникам бояться математики, она вовне и внутри нас. За кажущейся простотой и случайностью живого восприятия окружающей действительности скрывается математика. Когда мы слушаем музыку, наш мозг занимается алгеброй. Когда мы смотрим на что-либо, наш мозг занимается геометрией.

Оглавление
Предисловие
Введение
Глава первая
Золотое сечение и вопросы теории композиции
О золотом сечении
Золотое сечение - гармоническая пропорция
Золотое сечение и симметрия
История золотого сечения
Естественнонаучные основы теории композиции
Принципы формообразования в природе
Закономерности зрительного восприятия
Объективирование световых впечатлении
Научная теория композиции
Определение композиции
Поиски законов композиции
Что такое научная теория композиции
Творчество человека
Законы, правила, приемы и средства композиции
Глава вторая
Практическая композиция
Композиция при работе с натуры
Точка зрения
Расстояние до предмета. Величина образа на сечатке. Передача расстояния до предмета
Картина воображаемая и картина реальная
Способы определения углов зрения при работе с натуры
Приемы механического получения изображения
Приемы композиционных построений
Анализ картины
Композиция натюрморта и интерьера
Композиция пейзажа
О портрете. Натурные постановки
Место художника перед картиной
Цельность изображения
Глава третья
Работа над картиной
Золотое сечение в линейном построении картины
Идея, формат, ритм и золотое сечение
Эскиз картины. Расчеты расстояния и решение «обратной задачи»
Геометрический центр картины и линия золотого сечения. Гармонизация формы
Главный луч зрения в картине
Композиционный алгоритм линейного построения картины
Золотое сечение и композиция евстлотных тонов
Свет и глаз
Общий светлотный тон
Закон трехкомпонентности и принцип сближенных отношений
Композиция светлотных тонов
Золотое сечение и композиция цвета
Общий цветовой тон картины
Ограничение палитры
Цветовые системы и модели
Симметрия цвета. Контраст и нюанс
Гармония цвета
Построение и разработка колорита. Полный композиционный алгоритм картины
Глава четвертая
Научное и интуитивное в творчестве художника
Размер картины
Художественный строй картины
Прекрасное и таинственное
Предмет - зрительный образ - художественный образ
Художники и ученые. Терминология научная и обиходная
Предмет и цвет
Два полюса живописи
Рисовать формой, писать колоритом
Глава пятая
Объяснимое и чувственное в живописи
О колорите
Язык живописи -особый язык искусства
Цвет - единичное, колорит-множественное. Психологическая оценка колорита
От чего зависит колорит
Добрая традиция
Теории живописи - научную основу
Слово об авторе
Памятка живописца
В мире мудрых мыслей
Список использованной и рекомендуемой литературы.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Золотое сечение в живописи, Ковалев Ф.В., 1989 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Художественный труд, 8 класс, Вариант для мальчиков, Чукалин В.Г., Яковлев Р.М., Танбаев X.К., Ермилова Е.В., Велькер Е.Е., Лосенко О.С., 2018

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире, и в частности, в творческих областях современного искусства широко известно такое понятие, как «золотое сечение». Дело в том, что данное понятие стало практически синонимом слова «гармония». И, конечно, суть этого термина неразрывно связана с математикой, а, точнее, с её разделом под названием «Отношения и пропорции», который изучается в курсе математики 6 класса.

Информация, представленная в учебнике Виленкина Н.Я. и др. «Математика 6», очень кратка и предназначена скорее просто для ознакомления, чем для изучения.

История учения о пропорциях - это история поисков теории гармонии и красоты. Все усилия античной эстетики и эстетики Возрождения были направлены на поиск законов красоты в соизмеримости отдельных частей, а также частей и целого. Даже совершеннейшее творение природы - человек - создан в пропорциях непрерывного деления. Самые знаменитые исторические памятники искусства и архитектуры, как утверждается, были созданы по принципу «золотого сечения». Это и Парфенон в Греции, Нотр-Дам де Пари во Франции, пирамида Хеопса в Египте, Собор Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, Храм Василия Блаженного в Москве и многие другие. В чем же суть этого понятия и как его применять?

Именно малость имеющейся в доступном источнике информации и желание узнать о «золотом сечении» намного больше побудила авторов данной работы провести данное исследование.

Цель работы - исследовать вопрос влияния наличия «золотого сечения» в картинах художников на их эстетическое восприятие.

Соответственно, задачами данной работы являются следующие:

    Узнать все об открытии понятия «золотого сечения» и его авторе;

    Детально разобраться в сути термина «золотое сечение»;

    Выделить области творчества, в которых применимо «золотое сечение», и как применяется данное понятие в изобразительном искусстве;

    Познакомиться с творчеством знаменитых художников, в том числе и владимирских;

    Провести анализ работ художников на соблюдение принципа «золотого сечения»;

    Исследовать вопрос важности использования данного принципа при изготовлении картины на ее восприятие зрителем.

Перед проведением работы совместно с научным руководителем была выстроена гипотеза: в большинстве работ художников (как знаменитых, так и нет) использовался принцип «золотого сечения». Для доказательства данной гипотезы была произведена выборка картин для исследования на наличие линий «золотого сечения».

Новизной данной исследовательской работы автор считает ее практическую часть, наглядно иллюстрирующую возможность применения данного принципа художниками при создании своих картин, и исследование влияния наличия «золотого сечения» на эстетическое восприятие картины путем опроса некоторой выборки незаинтересованных лиц на предмет симпатии к представленному изображению.

    Методы теоретического исследования (в частности, абстрагирование, аксиоматический, анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному);

    Методы эмпирического исследования (в частности, измерение и сравнение).

Литературы, посвященной «золотому сечению» достаточно много. Для проведения исследования была взята за основу книга Васютинского Н. «Золотая пропорция», поскольку слог изложения материала простой для восприятия, а информации об истории открытия «золотого сечения», его применении в различных областях содержится очень много. Книга состоит из четырех частей.

В первой части, «Озарение Пифагора», рассказывается об истории открытия понятия, и удивительных фактах присутствия принципа «золотого сечения» в геометрии. Вторая часть, «Химия «по Фибоначчи», повествует о связи знаменитых чисел Фибоначчи и «золотого сечения». Третья часть, «Формула красоты», рассказывает о связи строения человеческого тела и «золотого сечения», и не только. Последняя, четвертая часть, под названием «Алгебра музыки», посвящена вопросу анализа гармонии в музыке.

После ознакомления с данным литературным произведением становится ясно, что поиск идеальных пропорций для создания произведений искусства и культуры волновал человечество долгие столетия и даже века. После нахождения этой удивительной пропорции, ведущие ученые своего времени стали посвящать свои научные труды исследованию присутствия следов «золотого сечения» не только в искусстве, но и в живой природе.

Не меньший интерес у автора данного исследования вызвало учебное пособие Ковалева В.Ф. «Золотое сечение в живописи», которое раскрывает все аспекты применения принципа «золотого сечения» именно в области изобразительного искусства.

    «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» ИЛИ БОЖЕСТВЕННАЯ ПРОПОРЦИЯ

    1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОНЯТИЯ

Как и любой термин, понятие «золотого сечения» было когда-то кем-то введено, но в вопросе привилегии открытия данного понятия источники расходятся. Одни утверждают, что первооткрывателем золотой пропорции был древнегреческий математик и философ Пифагор 1 . Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании 2 .

В эпоху итальянского Возрождения возникает новая волна увлечения золотым сечением. Золотая пропорция возводится в ранг главного эстетического принципа. Леонардо да Винчи именует ее «Sectio autea», откуда и происходит сам термин «золотое сечение» или «золотое число». Лука Пачиоли в 1509 г. пишет первое сочинение о золотой пропорции, озаглавленное «De divina Proportione», что значит «О божественной пропорции». Пачиоли нашел в пяти платоновых телах - правильных многоугольниках (тетраэдр, куб, октаэдр, икосаэдр и додекаэдр) тринадцать проявлений «божественной» пропорции.

Нидерладский композитор Якоб Обрехт (1430 - 1505 гг.) широко использует золотое сечение в своих музыкальных композициях, которые уподобляют «кафедральному собору, созданному гениальным архитектором».

После эпохи Возрождения почти на два столетия золотое сечение было предано забвению. В середине XIX века немецкий ученый Цейзинг делает попытку сформулировать всеобщий закон пропорциональности и при этом вновь открывает золотое сечение. Он показывает, что этот закон проявляется в пропорциях человеческого тела и в теле тех животных, формы которых отличаются изяществом. В теле античных статуй (в частности, в статуе Аполлона Бельведерского) и хорошо сложенных людей пуп является точкой деления высоты тела в золотом сечении. Пропорциональные отношения, близкие к золотому сечению, Цейзинг находит в некоторых эллинских храмах (в частности, в Парфеноне), в конфигурациях минералов, растений, аккордах музыки.

Золотое сечение возникает как результат решения следующей геометрической задачи. На отрезке АВ требуется найти такую точку С , чтобы АВ/АС = СВ/АС .

В конце XIX века немецкий психолог Фехнер проводит ряд психологических опытов для выяснения эстетического впечатления от прямоугольников, имеющих различные отношения сторон. Опыты оказались чрезвычайно благоприятными для золотого сечения. Суть опыта состояла в выборе из десяти прямоугольников, среди которых был и «золотой» (со сторонами, отношение длин которых давало золотое сечение), испытуемый должен был выбрать один. И вот, около 22% общего числа испытуемых выбрало именно «золотой прямоугольник».

В XX веке интерес к золотому сечению возрождается с новой силой. В первой половине века композитор Л. Сабанеев формулирует общий закон ритмического равновесия и при этом обосновывает золотое сечение в качестве некой нормы творчества, нормы эстетической конструкции музыкального произведения.

Во второй половине XX века к числам Фибоначчи и золотому сечению обращаются представители практически всех наук и искусств (математики, физики, химии, ботаники, биологии, психологии, поэзии, архитектуры, музыки).

К «задаче о кроликах», с которой связано возникновение чисел Фибоначчи, в своих источниках восходит математическая теория биологических популяций. Закономерности, описываемые числами Фибоначчи и золотой пропорцией, обнаруживают во многих явления физического и биологического мира («магические» ядра в физике, ритмы мозга, и др.)

Советский математик Ю.В. Матиясевич с использованием чисел Фибоначчи решает 10-ю проблему Гильберта. Академик Г.В. Церетели обнаруживает золотое сечение в поэме Шота Руставели «Витязь с тигровой шкуре». Композитор и теоретик музыки М.А. Марутаев, развивая идеи Цейзинга, Сабанеева, и используя последние достижения физики, делает новый шаг в развитии понятия гармонии как закономерности.

В последние десятилетия числа Фибоначчи и золотая пропорция неожиданно проявили себя в основании цифровой техники. Независимо друг от друга в различных областях цифровой техники возникает ряд нетрадиционных направлений в теории кодирования информации.

    1. «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В ЖИВОПИСИ

Прежде чем определить золотое сечение, необходимо ознакомиться с понятием пропорции. Пропорция (лат. proportio) - это равенство между двумя отношениями четырех величин:

a: b = c: d, причем a, b, c, d ≠ 0.

Золотое сечение - это такое пропорциональное гармоническое деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или, другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему, т.е. с: b = b: a или a: b = b: c (рис. 1)

Рис. 1. Геометрическое изображение деления отрезка в золотом сечении

Считается, что значение золотой пропорции при нахождении отношения большего к меньшему приближенно равно 1,618.

Астроном Иоганн Кеплер называл золотую пропорцию продолжающей саму себя. «Устроена она так, - писал И. Кеплер, - что два младших члена этой нескончаемой пропорции в сумме дают третий член, а любые два последних члена, если их сложить, дают следующий член, причем та же пропорция сохраняется до бесконечности» .

Построение ряда отрезков золотой пропорции можно производить как в сторону увеличения (возрастающий ряд), так и сторону уменьшения (нисходящий ряд). В последнем случае необходимо от большего отрезка вычесть меньший - получим еще меньший: b - a = d, и т.д. (рис. 2).

Рис. 2 . Ряд отрезков золотой пропорции

При рассмотрении вопроса поиска линии золотого сечения на картине каждую из сторон картины (ее длину и ширину) делят на отрезки в золотой пропорции. Затем проводят вертикально и горизонтально линии через найденные точки, и анализируют полученный результат. Точки пересечения линий золотого сечения называют золотой точкой. Вариантов построения такой точки на картине четыре (рис. 3).

Рис.3. Линии золотого сечения и диагонали на картине

Дело в том, что длину картины можно разделить в золотой пропорции двумя способами - отложив большую часть от левого края или от правого. Аналогично, с шириной - отложив сверху или снизу. Отсюда и получаются четыре варианта.

Считается, что если разделить отрезок, равный 100, в пропорции золотого сечения, то большая часть будет равна 62, а меньшая 38 (см. рис. 3).

Золотое сечение применялось художниками при композиционном построении картин. Был разработан упрощенный метод, когда плоскость картины делилась на 10 частей по вертикали и по горизонтали. Линия золотого сечения намечалась в отношении 6 и 4 частей (рис. 4, а ). Это не давало отношения 62:38, но давало близкое к нему 60:40. Практически этого было достаточно, чтобы ориентироваться и расположить главную фигуру или группу фигур в наиболее выгодном для этого месте картины.

Тот же результат получали и художники Мюнхенской академии делением картины на 5 частей. Золотая пропорция бралась в отношении 3:2, что одно и то же, т.к. сокращение 10, 6 и 4 в два раза дает 5, 3 и 2. Главная фигура картины или группа фигур размещались на линии золотого сечения (рис. 4, б ).

Рис. 4. Деление картины:

а - на 10 частей в Русской академии художеств; б - на 5 частей в Мюнхенской академии художеств

Следовательно, принцип золотой пропорции использовался и используется в настоящее время художниками всего мира при работе над картиной для наиболее удачного расположения на ней изображаемых объектов.

2.3. «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В РАБОТАХ ЗНАМЕНИТЫХ ВЛАДИМИРСКИХ ХУДОЖНИКОВ

Бритов Ким Николаевич (8.01.1925 - 5.01.2010).

Заслуженный художник РСФСР. Народный художник России. В 1997 г. награжден Золотой медалью Академии Художеств России. Лауреат премии имени И. Левитана. С 1954 г. член Союза Художников СССР. За 55 лет творческой деятельности принял участие в 220 выставках в нашей стране и за рубежом. Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ, Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, во многих российских региональных музеях, в Академии искусств г. Истона (США), музее Ким Ир Сена (КНДР), Ново-Мюнхенской галерее (Германия), а также в многочисленных государственных и частных собраниях стран Европы, Азии, Северной и Латинской Америки. Почетный житель города Владимира (2003) 3 .

Картина «Село Любец. Снег выпал». Размеры исходного изображения 16,1 см на 11,9 см (2002) 5

По длине 9,95: 6,15 ~ 1,618

16,1: 9,95 ~ 1,618

По ширине 7,35: 4,55 ~ 1,615

11,9: 7,35 ~ 1,619

Картина «Подсолнухи» (2007). Размеры исходного изображения 16,1 см на 12,7 см

Расчеты линий золотого сечения:

По длине 9,95: 6,15 ~ 1,618

16,1: 9,95 ~ 1,618

По ширине 7,85: 4,85 ~ 1,618

12,7: 7,85 ~ 1,618

Картина «Нерль голубая» (2009) Размеры исходного изображения 8,5 см на 6,3 см

Расчеты линий золотого сечения:

По длине 5,25: 3,25 ~ 1,615

8,5: 5,25 ~ 1,619

По ширине 3,9: 2,4 ~ 1,625

6,3: 3,9 ~ 1,615

Кокурин Валерий Григорьевич (род. 1930, Владимир).

(фото взято на сайте галереи современной владимирской живописи «Бритов. Юкин. Кокурин» http://www.britov.ru/authors/kokurin_valerij/)

Член Союза художников России (1960)

Удостоен первой премии ЦК ВЛКСМ (1962)

Лауреат областной комсомольской премии им. Герасима Фейгина (1979)

Народный художник РФ (1998)

Диплом Российской академии художеств (1999)

Золотая медаль Российской академии художеств (2005)

Лауреат премии Союза художников России им А.П. Грицая (2006) 4

Золотая медаль им. В.И. Сурикова (2010) ВТОО «Союз художников России»

Картины художника находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, в Муромском историко-художественном музее, во Владимирском историко-художественном музее-заповеднике, а также в частных собраниях многих стран мира 5 .

Картина «Село в Карпатах» (1984) Размеры исходного изображения 16,1 см на 12,7 см

Расчеты линий золотого сечения:

По длине 9,95: 6,15 ~ 1,618

16,1: 9,95 ~ 1,618

По ширине 7,85: 4,85 ~ 1,618

12,7: 7,85 ~ 1,618

Картина «Ростов. К вечеру» (1989) Размеры исходного изображения 16,1 см на 11,6 см

Расчеты линий золотого сечения:

По длине 9,95: 6,15 ~ 1,618

16,1: 9,95 ~ 1,618

По ширине 7,17: 4,43 ~ 1,618

11,6: 7,17 ~ 1,618

Картина «Осень в Сновицах» (1975) Размеры исходного изображения 16,1 см на 11,7 см

Расчеты линий золотого сечения:

По длине 9,95: 6,15 ~ 1,618

16,1: 9,95 ~ 1,618

По ширине 7,23: 4,45 ~ 1,617

11,7: 7,23 ~ 1,618

Юкин Владимир Яковлевич (1920, Мстёра - 2000, Владимир).

(фото взято на сайте Владимирского областного отделения ВТОО «Союз художников России» http://www.vshr.ru/)

Член Союза художников России (1952)

Народный художник РФ (1995)

Серебряная медаль Академии художеств СССР (1991)

Лауреат Государственной премии РСФСР (1992)

Участник Великой Отечественной войны.

Государственные награды:

Орден Отечественной войны II степени (1985)

Медаль «За победу над Германией» (1945)

Медаль «За освобождение Праги»

Медаль «ХХ лет Победы»

Медаль «ХХХ лет Победы»

Медаль «40 лет Победы»

Медаль «50 лет Победы»

Картина «Березы» (1952) Размеры исходного изображения 16,1 см на 11,4 см

Расчеты линий золотого сечения:

По длине 9,95: 6,15 ~ 1,618

16,1: 9,95 ~ 1,618

По ширине 7,05: 4,35 ~ 1,620

11,4: 7,05 ~ 1,617

Картина «Мостик» (1950-1990-е гг.) Размеры исходного изображения 16,1 см на 13,2 см

Расчеты линий золотого сечения:

По длине 9,95: 6,15 ~ 1,618

16,1: 9,95 ~ 1,618

По ширине 8,16: 5,04 ~ 1,619

13,2: 8,16 ~ 1,618

Картина «Владимир. Княгинин монастырь» Размеры исходного изображения 16,1 см на 12,9 см

Расчеты линий золотого сечения:

По длине 9,95: 6,15 ~ 1,618

16,1: 9,95 ~ 1,618

По ширине 7,97: 4,93 ~ 1,617

12,9: 7,97 ~ 1,618

Картина «Лодки плывут по реке» Размеры исходного изображения 17,8 см на 11,9 см

Расчеты линий золотого сечения:

По длине 11: 6,8 ~ 1,618

17,8: 11 ~ 1,618

По ширине 7,35: 4,55 ~ 1,615

11,9: 7,35 ~ 1,619

Вывод: в большинстве представленных картин прослеживается применение принципа золотой пропорции.

2.4. «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ХУДОЖНИКОВ

И. И. Шишкин

Картина «Рожь». Размеры исходного изображения 12,8 см на 7,3 см

Расчеты линий золотого сечения:

По длине 7,9: 4,9 ~ 1,612

12,8: 7,9 ~ 1,620

По ширине 4,5: 2,8 ~ 1,607

7,3: 4,5 ~ 1,622

Любомир Коларов

Картина «Корабельные мечты». Размеры исходного изображения 13,1 см на 8,5 см

Расчеты линий золотого сечения:

По длине 8,1: 5 ~ 1,620

13, 1: 8,1 ~ 1,617

По ширине 5,25: 3,25 ~ 1,615

8,5: 5,25 ~ 1,619

Томас Кинкаде

Картина «Волшебный пейзаж». Размеры исходного изображения 13,35 см на 10 см

Расчеты линий золотого сечения:

По длине 8,25: 5,1 ~ 1,617

13, 35: 8,25 ~ 1,618

По ширине 6,18: 3,82 ~ 1,617

10: 6,18 ~ 1,618

Картина «Заяц» Размеры исходного изображения 7,1 см на 6,4 см

Расчеты линий золотого сечения:

По длине 4,39: 2,71 ~ 1,619

7,1: 4,39 ~ 1,617

По ширине 6,18: 3,82 ~ 1,617

10: 6,18 ~ 1,618

Леонардо да Винчи

Картина «Тайнаявечеря». Размеры исходного изображения 15,5 см на 7,1 см

Расчеты линий золотого сечения:

По длине 9,58: 5,92 ~ 1,618

15,5: 9,58 ~ 1,617

По ширине 4,39: 2,71 ~ 1,619

7,1: 4,39 ~ 1,617

И. И. Шишкин

Картина «Корабельная роща». Размеры исходного изображения 14,7 см на 9,2 см

Расчеты линий золотого сечения:

По длине 9,08: 5,62 ~ 1,615

14,7: 9,08 ~ 1,618

По ширине 5,7: 3,5 ~ 1,628

9,2: 5,7 ~ 1,614

Уильям Тернер

Название неизвестно. Размеры исходного изображения 15,5 см на 9,9 см

Расчеты линий золотого сечения:

По длине 9,57: 5,93 ~ 1,613

15,5: 9,57 ~ 1,619

По ширине 6,11: 3,79 ~ 1,612

9,9: 6,11 ~ 1,620

Леонардо да Винчи

Картина «Святая Анна и Мария с младенцем». Размеры исходного изображения 10,4 см на 7 см

Расчеты линий золотого сечения:

По длине 6,42: 3,98 ~ 1,613

10,4: 6,42 ~ 1,619

По ширине 4.32: 2,68 ~ 1,611

А. К. Саврасов

Картина «Грачи прилетели». Размеры исходного изображения 9,5 см на 7,3 см

Расчеты линий золотого сечения:

По длине 5,87: 3,63 ~ 1,617

9,5: 5,87 ~ 1,618

По ширине 4,51: 2,79 ~ 1,616

7,3: 4,51 ~ 1,618

Вывод: во всех представленных картинах прослеживается применение принципа «золотой пропорции».

2.5. ВЛИЯНИЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРИНЦИПА «ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ» НА ВОСПРИЯТИЕ КАРТИНЫ

После доработки предыдущего пункта автором исследовательской работы совместно с научным руководителем был проведен опрос среди окружающих с целью выяснения отношения к картинам («нравится - не нравится») и проанализирован полученный результат.

Картина «Берёзовая роща». Размеры исходного изображения 10,9 см на 6,3 см

Расчеты линий золотого сечения:

По длине 6,75: 4,15 ~ 1,626

10,8: 6,75 ~ 1,614

По ширине 3,9: 2,4 ~ 1,625

6,3: 3,9 ~ 1,615

Картина «Золотая осень». Размеры исходного изображения 16,3 см на 8,1 см

Расчеты линий золотого сечения:

По длине 10,1: 6,2 ~ 1,629

16,3: 10,1 ~ 1,613

По ширине 5: 3,1 ~ 1,612

В данном опросе процент людей, которым понравилась первая картина, возможно имеющая «золотое сечение» (по-нашему мнению), составил 50%. Процент людей, выбравших в опросе вторую картину, точно имеющую «золотое сечение», составил 50%. Это доказывает тот факт, что две картины, имеющие «золотое сечение», в равной мере нравятся созерцателям.

Картина «Золотая осень». Размеры исходного изображения 16,1 см на 10 см.

Расчеты линий золотого сечения:

По длине 9,9: 6,2 ~ 1,600

16,1: 9,9 ~ 1,620

По ширине 6,2: 3,8 ~ 1,631

Картина «Улицы Санкт-Петербурга». Размеры исходного изображения 15,2 см на 11,6 см.

Расчеты линий золотого сечения:

По длине 9,4: 5,8 ~ 1,620

15,2: 9,4 ~ 1,617

По ширине 7,2: 4,4 ~ 1,636

11,6: 7,2 ~ 1,611

В данном опросе процент людей, которым понравилась первая картина, имеющая «золотое сечение» (по-нашему мнению), составил 65%. Это доказывает тот факт, что «золотое сечение» влияет на восприятие.

Картина «Неаполитанский залив». Размеры исходного изображения 15,8 см на 9,8 см.

Расчеты линий золотого сечения:

По длине 9,8: 6 ~ 1,633

15,8: 9,8 ~ 1,612

По ширине 7,5: 4,6 ~ 1,630

12,1: 7,5 ~ 1,613

Картина «Сонет». Размеры исходного изображения 15,4 см на 11,4 см.

Расчеты линий золотого сечения:

По длине 9,5: 5,9 ~ 1,610

15,4: 9,5 ~ 1,621

По ширине 7,04: 4,36 ~ 1,614

11,4: 7.04 ~ 1,619

В данном опросе процент людей, которым понравилась первая картина, имеющая «золотое сечение» (по-нашему мнению), составил 75%. Это доказывает тот факт, что «золотое сечение» влияет на восприятие.

Картина «Волшебный пейзаж». Размеры исходного изображения 13,35 см на 10 см.

Расчеты линий золотого сечения:

По длине 8,25: 5,1 ~ 1,617

13, 35: 8,25 ~ 1,618

По ширине 6,18: 3,82 ~ 1,617

10: 6,18 ~ 1,618

Картина «Осеннее настроение». Размеры исходного изображения 8,7 см на 6,4 см.

Расчеты линий золотого сечения:

По длине 5,4: 3,3 ~ 1,636

8,7: 5,4 ~ 1,611

По ширине 3,95: 2,45 ~ 1,612

В данном опросе процент людей, которым понравилась вторая картина, не имеющая линий «золотого сечения» (по-нашему мнению), составил 60%. В данном случае автор считает, что такой неочевидный выбор обусловлен различием в тематике данных картин, видах изображаемых объектов, цветовой палитре, и, в целом, направлениях изобразительного искусства, в которых написаны данные произведения живописи.

На основе представленных статистических данных, автор пришел к выводу, что при использовании художником принципа «золотой пропорции» при создании картины её эстетическое восприятие созерцателем оставляет более благоприятное впечатление по сравнению с восприятием художественной работы, в котором данный принцип не соблюдался.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При постановке проблемного вопроса автор совместно с научным руководителем планировал посвятить работу просчету соответствия архитектурных памятников города Владимира принципу золотой пропорции. Однако работа не была осуществлена ввиду отсутствия исходных статистических данных - найти реальные размеры архитектурных строений не удалось.

В процессе работы над исследованием автором были изучены различные источники информации по соответствующей тематике. Множество интересующих фактов было разобрано совместно с руководителем работы. После ознакомления с принципом применения золотого сечения в живописи, была проведена основная часть исследовательской работы.

Информация о современных известных художниках владимирской земли была почерпнута автором из открытых источников сети Интернет. Изображения всех картин взяты там же. Подбор произведений живописи производился из соображений объектов изображений - это картины с пейзажами Владимира и Владимирской области, и картины, предположительно основанные на принципе золотой пропорции. Затем автором работы были исследованы картины как отечественных, так и зарубежных художников на предмет наличия линий «золотого сечения», изображения которых взяты из открытых источников сети Интернет. Предположения выдвигались автором работы.

В процессе работы над нахождением линий золотого сечения над картинами размеры последних автор измерял на их уменьшенном изображении в электронном виде. В целом, если брать реальные размеры картин, и их масштабированные версии, расхождений в местоположении линий золотого сечения быть не должно, т.к. принцип золотого сечения основан на делении на части независимо от размера.

В целом, предположения автора о наличии на линиях золотого сечения объектов изображения на картинах подтвердились. В некоторых картинах это видно больше, в некоторых присутствие принципа золотого сечения только угадывается. Гипотеза о том, что во всех работах знаменитых и не очень художников использован принцип золотой пропорции, выдвинутая автором в начале исследовательской работы, частично подтвердилась, поскольку проверить абсолютно все картины не представляется возможным.

После проведения практической части автор попарно сгруппировал несколько картин с целью проведения опроса среди окружающих на исследование эстетического восприятия картин с наличием линий «золотого сечения» и без. После обработки процента выборов наиболее понравившихся картин вполне ожидаемо оказалось, что картины с соблюдением принципа «золотой пропорции» опрашиваемые выбирали чаще, чем картины без соблюдения данного принципа. Выборка картин и опрашиваемых производилась автором самостоятельно.

В целом, в процессе проведения исследования, автором была достигнута поставленная цель: исследовать вопрос влияния наличия «золотого сечения» в картинах художников на их эстетическое восприятие. В процессе достижения поставленной цели автором были решены соответствующие задачи:

    узнал все об открытии понятия «золотого сечения» и его авторе;

    детально разобрался в сути термина «золотое сечение»;

    выделил области творчества, в которых применимо «золотое сечение», и как применяется данное понятие в изобразительном искусстве;

    познакомился с творчеством знаменитых художников, в том числе и владимирских;

    провел анализ работ художников на соблюдение принципа «золотого сечения»;

    исследовал вопрос важности использования данного принципа при изготовлении картины на ее восприятие зрителем.

В процессе проведения данного исследования автор узнали много нового о принципе «золотого сечения», его использовании в художественном творчестве и влиянии на восприятие художественных произведений созерцателями.

4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Беляев М.И. О тайне золотого сечения /статья из открытых источников Интернет http://www.milogiya2007.ru/uzakon2_2.htm /

    Бендукидзе А.Д. Золотое сечение. Журнал «Квант», №8, 1973.

    Васютинский Н. Золотая пропорция. - М.: Изд-во «Молодая Гвардия», 1990.

    Ковалев В.Ф. Золотое сечение в живописи. - К.: Выща шк. Головное изд-во, 1989.

    Лаврус В. Золотое сечение /статья из открытых источников Интернет http://n-t.ru/tp/iz/zs.htm /

    Сайт Владимирского областного отделения ВТОО «Союз художников России» http://www.vshr.ru/

    Сайт Галереи современной владимирской живописи «Бритов. Юкин. Кокурин» http://www.britov.ru/

    Стахов А.П. Коды золотой пропорции. - М.: «Радио и связь», 1984.

    Цветков В.Д. Сердце, золотое сечение и симметрия /статья из открытых источников Интернет http://314159.ru/tsvetkov/tsvetkov2.htm /

    Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение. - М.: Изд-во «Стройиздат», 1990.

1 Васютинский Н. Золотая пропорция. - М.: Изд-во «Молодая Гвардия», 1990.

2 Лаврус В. Золотое сечение (интернет-публикация http://n-t.ru/tp/iz/zs.htm).

3 По материалам сайта галереи современной владимирской живописи «Бритов. Юкин. Кокурин» http://www.britov.ru/authors/britov_kim/

4 По материалам сайта Владимирского областного отделения ВТОО «Союз художников России» http://www.vshr.ru/

5 По материалам сайта Галереи современной владимирской живописи «Бритов. Юкин. Кокурин»http://www.britov.ru/authors/kokurin_valerij/)