Сценарий праздничной программы, посвященной Дню Победы «Музыка фронтового письма». Методическая разработка мероприятия к Дню Победы «Фронтовые письма или о любви и о войне

Сценарий праздничной программы, посвященной Дню Победы «Музыка фронтового письма».

Сцена оформлена в виде солдатского привала (дерево, пеньки, костер, котелок, каска, винтовка).

Ведущая:
На дорогах России звенят ковыли,
Словно колокол памяти бьется вдали,
И играет заря поутру в небесах
Снова мир и война у людей на весах
Много лет промелькнуло с той грозной войны
Не вернулись домой дорогие сыны,
Но мы помним о них и доныне скорбим
Фотографии старые дома храним.
В каждой нашей семье есть, кого вспоминать,
Кто навеки остался в степях воевать
Ну, а те, кто вернулся и выжил тогда
Стали в жизни опорой для нас навсегда.
На дорогах России звенят ковыли…
Про печальную дату напомнят они.

Добрый день! 9 мая – День Победы! И, конечно же, сегодняшняя программа посвящена солдатам, не жалевшим самого дорогого – своих жизней! Лишь бы она пришла…Победа. И о тех, кто любил, верно ждал и отчаянно трудился, только чтобы она приблизилась…Победа.
И они писали письма друг другу, такие живые, такие трогательные. Как приятно видеть светящиеся глаза солдата, получившего весточку из дома. Маленькие солдатские треугольники способны в одну минуту победить усталость, снять боль, поднять настроение и придать сил для дальнейшей борьбы, борьбы за победу.

(Выходят 3 солдата, размещаются на привале и пишут письма)

Солдат 1: Здравствуй, моя Варя!
Солдат 2: Дорогая, Маша!
Солдат 3: Любимая Сонечка!
Солдат 1: Я счастлив, что у меня есть ты, Варя.
Солдат 2: Ты поддерживала меня всегда…
Солдат 3: ….и здесь. Спасибо тебе, моя родная!…

(Появляются 3 девушки с развернутыми письмами в руках)

Девушка 1: Спасибо тебе, родная! Человек старит, а небо вечно молодое…
Девушка 2: …как твои глаза, в которые можно долго смотреть…
Девушка 3: … и любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут.
Солдат 1: Пройдет время, люди залечат свои раны…
Солдат 2: …построят новые города…
Солдат 3: … вырастят новые сады, другие песни будут петь…
Девушка 1: …другие песни будут петь. У нас вырастут красивые дети..
Девушка 2: …мы будем любить друг друга…
Девушка 3: …и жить счастливо. Жди меня!
Солдат 1: Твой Иван.
Солдат 2: Целую. Шурик.
Солдат 3: Алешка.

(С письмами уходят)

Ведущий: За них, любимых и родных шли в бой русские солдаты и офицеры. Свет и тепло родного дома бережно хранили в памяти. А песни тех лет о любви и верности мы поем до сих пор.

Исполняется песня:
Слова Я. Галицкий, музыка Г. Петербургский «Синий платочек»

Ведущий: Солдат России! Ты насмерть стоял на рубежах нашей Родины, вез хлеб в блокадный Ленинград, погибал, спасая миллионы жизней. Сквозь время говорят с нами те, кто уже не вернется, никогда не обнимет своих родных и близких, любимых, детей и внуков. Никогда. Как это страшно!:

Слова И. Шаферана, музыка М. Минков «Мой милый, если б не было войны»

На сцену выходит Солдат, усаживается на полянке, чтобы написать письмо матери. Одновременно к столику перед сценой выходит Мать и садится за стол. Разворачивает солдатский треугольник, читает:

Солдат: Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры-
Ты здесь, ты со мной, родная моя!

Мать: В холодной ночи под неласковым небом

И вместе с тобою к далеким победам
Солдатской дорогой незримо пройду.

Солдат: и чем бы в пути мне война не грозила
Ты знай: я не сдамся, по куда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

Мать: Я вместе с тобою к далеким победам
Солдатской дорогой незримо пройду
В холодной ночи под неласковым небом,
Склонившись к тебе, я песню спою.

Солдат: Мама, пускай ты не сражалась на войне,
Но я могу сказать без колебания,
Что кровь детей, пролитая в огне,
Дает навеки воинское званье!
Ведь нам, в ту пору молодым бойцам,
Быть может, даже до конца не снилось,
Как трудно было из-за нас отцам,
И что в сердцах у матерей творилось.

Слова Р.Рождественский, музыка О.Фельцман «Баллада о красках»

Ведущая: Казалось бы, все тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен…Тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе, на привале,в бою…Советский воин освобождал солдата от фашистов не только Родину своих предков, свою родину, но прошел победным маршем по Европе, благодарные жители которой ставили нашим солдатам памятники.

Исполняется песня:
Слова К. Веншенкин, музыка Э. Колмановского «Алеша»

Выходят дети.

1-й: Я хочу, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел
Только б смех наш веселый звенел.

2-й: Чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте чтобы все научились,
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война.

3-й: Вы нам оставили ясное небо Отчизны,
Дом, и дорогу и ласковый хлеб на столе,
Вы нам оставили самое главное в жизни-
Радость учебы на мирной, счастливой земле.
Ведущий:
Отгремела война солнечным днем сорок пятого
И победный салют засиял над огромной страной
Всех, кто бил беспощадно фашиста проклятого
Породнил День Победы той счастливой весной.
Слезы, радости, смех, поцелуи, объятия…
Все слилось воедино в том восторге любви!
Люди были пьяны от великого счастья,
Что от рабства родную страну сберегли.
Сколько мирных весен с тех пор отзвенело,
Но никто не забыт, кто убит в той жестокой войне
И глядят с фотографий открыто и смело
Те, кого с нами нет уж на нашей земле.
Слава вечная вам, и живущим, и павшим
Не жалевшим себя ради нас в жесточайших боях
Свои жизни за нашу свободу отдавшим,
За свой дом, что в недолгих вам виделся снах.

Закончилась война, страна поднималась из руин. Разруха уходила в прошлое, вместо нее приходила светлая, страстная надежда в лучшее будущее. Люди продолжали жить, любить и,конечно же,петь. Давайте мы вспомним одну из любимых послевоенных песен.

Слова В. Лебедев-Кумач, музыка Дм.. и Дан. Покрасс «Москва майская»

Ведущая: Прошли годы и уже сыновья и внуки тех, кто отвоевал победу в Великой Отечественной войне выполняют свой воинский долг.
Афган, Приднестровье, Карабах, Чечня, Южная Осетия…немало их было,так назыаемых горячих точек
Другая страна. Другие песни. А солдат, он всегда – солдат.

Исполняется песня:
Слова С.Сашин, музыка К. Брейтбург «Русский парень»

Ведущий: Другая страна. Другие песни. Но так же и в ту далекую войну солдат ждал писем. От близких, друзей, любимых!

Исполняется песня «Напиши мне письмо»

Ведущий: Очень непросто выполнять свой воинский долг вдали от близких и любимых. Атмосфера в солдатском коллективе как и в любом другом складывается из правильно расставленных ориентиров в общении друг с другом, умение видеть главное и не зацикливаться на мелочах. Ценить лучшие человеческие качества и просто дружить. А все это, как говорится, родом из детства.

Слова В. Шаинского, музыка М. Танича «Когда мои друзья со мной»

Ведущий: Конечно, на этой оптимистичной ноте можно было бы и закончить программу. Но..программа посвящена Дню Победы и было бы странно, если бы в завершении нашего концерта вы не услышали знаменитую песню.

Исполняется песня:
Слова В. Харитонов, музыка Д. Тухманов «День Победы»

Ведущий: А вот теперь мы спокойно можем завершить нашу программу. С праздником вас всех! С Победой! Добра вам, благополучия, здоровья и, конечно же, мирного неба над головой!

УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЁРСКА
ШАХТЁРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 13

ИМЕНИ Н.И. БАРАНОВА

Литературно-музыкальная композиция

«Письма с фронта»

Подготовила:

педагог-организатор

Анищенко Н.В.

ШАХТЕРСК 2015

Письма с фронта

Дети исполняют песню «Шел солдат…»

Ведущая: Шел солдат с войны домой,

Шел дорогою прямой,

В гимнастерочке линялой,

Шел домой солдат бывалый.

И пройдя огонь и бой,

Что солдат принес с собой.

Ведущий: Два раненья, три медали.

Имена друзей, что пали.

Фляжку спирта для беседы,

А еще принес Победу…

Ведущая: Сегодня у нас праздник. Вернее, приближается Праздник Победы, день радости и торжества, день гордости и скорби, праздник славы и памяти всех тех, кто отдал жизнь за свободу и независимость нашей земли. В нашем зале присутствуют дорогие наши земляки, убеленные сединой ветераны войны. Им низкий поклон и слова благодарности.

С праздником Победы!

Дети исполняют песню «День победы…» (Поют все)

Ведущий: Солдат Отечественной, тогда в 45-м, отвоевали миру солнце, весну, мечту…Победа! И если сейчас смеются дети, плавится сталь и пишутся книги, если растет хлеб на родных полях, то это потому, что была Победа!

(Песня «Журавли»)

Ведущая: Мы посвящаем сегодняшнее мероприятие памяти тех кто перенес нечеловеческие муки войны, кто пал смертью храбрых за Родину, за нашу светлую жизнь, за нас с вами.

И предлагаем вспомнить всех, кто погиб защищая наш поселок, защищая нашу Родину поименно.

(выходят дети с фотографиями участников боевых действий)

Ведущий: Главные герои сегодняшнего мероприятия – письма. Письма одного поколения к другому…

Ведущая: Письма с фронта… Они были порой очень скупы, буквально в несколько строчек, потому что писались в короткие минуты отдыха между боями. Но они могут рассказать о многом.

Я шлю письмо из сорок первого,

Взгляни на снимок, сверстник дорогой,

На нем я вместе с нашими ребятами,

Ты посмотри, какой я молодой.

Ведущий: «Здравствуйте мои родные. Здравствуйте, хотя, когда вы будете читать мое письмо, меня не будет в живых. Но и через смерть, через небытие я обнимаю вас, мои родные, я целую вас! Не думайте, что я ушел на эту страшную войну из-за желания блеснуть своей храбростью. Я знал, что иду почти на верную смерть… За вас мои родные, за ваше счастье. Я ушел на смерть во имя жизни!»

Ведущая: Письма с фронта… Их помнят до каждой буквы, их берегут, как самое дорогое, что осталось в памяти о родных и близких, о тех, с кем не суждено было испытать радость долгожданной встречи. Письма с фронта!

Ведущий: Их ждали долгими, тревожными днями, каждый из которых мог стать последним днем ожидания, последним днем надежды.

Выходит почтальон.

Ах, должность горестней была ли

В войну еще, чем почтальон…

Как дружно бабы замирали,

Когда в деревню входит он.

Какая им была несчастным мука,

Зажав ладонью рот, гадать,

Когда он до проулка,

Пройдя, свернет иль не свернет.

Как им хотелось, чтоб свернул он.

Как было страшно, что свернет,

Как было трудно встать со стула,

Когда стучал он у ворот.

И каждый раз, как баба рухнув,

Снопом бывало заревет,

Он говорил: «Поплачь горюха…

Поплачь, скорее заживет!»

(звучит «АВЕ МАРИЯ», выходит солдат и мать).

Солдат.

Мама, тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновский привет,

Тебя вспоминаю такую родную,

Такую хорошую, слов даже нет.

Мы были беспечными, глупыми были.

Мы вс
е, что имели, не очень ценили,

А поняли, может, лишь тут на войне.

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я на встречу свинцовому ветру.

И пусть между нами сейчас километры.

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

(становится на пьедестал)

Мать.

«Здравствуйте, родные мои сыночки, воины красной армии! Милые мои, если бы вы знали, как облегчили материнское горе своим участием и письмами. Как я узнала, что наделали эти изверги над моим Юрой, места себе найти не могла, почти не спала, хлеба не смела, взять в руки! И на это я растила и ходила сына? Как подумаю о его смертных мучениях, заплачу и вспоминается мне Юра маленьким, 3-х годов, здоровый, веселый, и страсть озорной мальчишка. Хочется его понянчить, погладить по головке и помыть рученьки и ноженьки. И снова я читала страшные слова: «Распят на кресте: Господи! В ноги, в руки, в голову моего мальчика вколотили немцы гвозди.

Милые мои, прошу, отомстите фашистам за Юру, за его страдания и боль, за мое неутешное горе»»

(Подходит к постаменту солдата и кладет цветок)

Ведущая: Опять похоронка и снова беда.

Лишилась я сына, попал в никуда,

Могила его там, где ветер шумит,

А память о нем наш народ сохранит.

Ведущий: Казалось бы трудно совместить эти два понятия – женщина и война. Но если на родную землю надвигается смерть, если вражеская чума угрожает родительскому дому, разве не естественно желание женщины защитить родину, детей своих, чужих и еще не рожденных, сохранить для них тишину и ясное небо?

История не знала такого массового участия женщин, такого мужества в военных действиях и героизма.

(Фонограмма мелодии «Священная война»)

Что случилось, скажи мне, ветер.

Что за боль у тебя в глазах.

Разве солнце не также светит?

Или вянут травы на лугах?

Разве звезды не так искрятся?

Разве больше девчонкам не снятся

Счастье алые паруса?

Как тревожно стонет планета,

Как угрюмо висит тишина.

Что случилось? Скажи мне, ветер.

Неужели это война?

А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ… ТИХИЕ…

1-ая девушка-солдат . Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

2-ая девушка-солдат. Жизнь обещала, любовь обещала, Родина?

3-ая девушка-солдат . Разве для смерти рождаются дети, Родина?

4-ая девушка-солдат . Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?

5-ая девушка-солдат . Родина? Славы никак у тебя не выпрашивали, Родина!

Просто был выбор у каждого – я или Родина!

(девушки стали на пьедестал)

Ведущая . Они по зову Родины надевали военные гимнастерки, уходили на передовую! Лицом к лицу встречались с врагом.

Ведущий . 5 девчонок было, всего 5. А ведь не прошли фашисты. Жизнями своими закрыли девчонки дорогу к своей Родине.

Диктор. Стоят они в молчанье строгом

И зори тихие молчат.

А в окружении безмолвном

Березки песнь хотят начать.

(Фонограмма «Темная ночь»)

Диктор. Огонек чадит в жестянке.

Дым махорочный столбом…

Пять бойцов сидят в землянке

И мечтают, кто о чем.

1 солдат. В тишине да на покое

Помечтать – оно не грех.

Вот один боец с тоскою

Глаз сощурил, молвил «Эх!»

2 солдат. И замолк. Второй качнулся,

Подавил протяжный вздох.

Вкусно дымом затянулся

И с улыбкой молвил: «Ох!»

3 солдат. Да – ответил третий,

Взявшись за починку сапога.

4 солдат. А четвертый, размечтавшись,

Пробасил в ответ: «Ага!»

5 солдат. Не могу уснуть, нет мочи!

Пятый вымолвил солдат.

— Ну, чего вы братцы к ночи,

Разболтались про девчат!

Солдаты затихают, припоминая свое. На сцене появляется танцующая пара: девушка в белом и солдат.

Солдат. Что, Андрей, любимую вспомнил?

Солдат (достает письмо) Да!

(поют «Темная ночь»)

Звучит вальс.

Солдат. Жди меня и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди.

Жди, когда снега метут.

Жди, когда жара.

Жди, когда других не ждут,

позабыв вчера.

Жди меня и я вернусь.

Только очень жди…

Девушка. Я знаю – ты скоро вернешься.

Я верю, что вре
мя такое придет.

Останутся грусть и разлука за дверью.

А в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом, мы сядем

И письма, как летопись боя,

Как хронику чувств, перечтем.

    й Продолжается жизнь.

    й И опять начинается день.

    й Продолжается время дождей.

    й Нарастающий ветер колышет большие хлеба.

    й Это ваша судьба!

ВСЕ: Это – общая наша судьба!

исполняют песню День Победы.

Внимание, только СЕГОДНЯ!


Сценарий литературно - музыкальной композиции

«ПИСЬМА С ФРОНТА»
Песня «Зажгите свечи» - поёт библиотекарь.
Дети выходят, выносят свечи, ставят около обелиска.
Библиотекарь: Четыре года шла война – это 1418 дней. 27 миллионов погибших людей! А мы живем в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с лёгкостью, почти не задумываясь, произносим «Тысяча километров в час, миллионы тонн сырья». Но 27 миллионов погибших… Вы представляете, что это такое? Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать 32 года!

^ Минута молчания.
«Священная война». (Презентация: военные фото)

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли –

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатом – солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите, и все-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Вместо свадеб – разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги – ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки!

Девочки, постарайтесь вернуться назад.

Ведущий 1:

Все дальше от нас годы, опаленные войной. Уходят из жизни ветераны. Но в памяти народной и поныне живы страдания военных лет и бессмертное мужество народа. Фронтовые письма! Кому из людей старшего поколения не известны самодельные бумажные треугольники! Это завещания погибших героев живым!

Ведущий 1:

Это неиссякаемый источник мужества и веры в будущее.
Ведущий 2:

Это написанная кровью храбрых история войны. Она обходится без карт и схем, без сводок и больших чисел. И своеобразие ее в том, что проходит она через сердце человека.

Ведущий 1:

Это история, написанная бойцами в окопах и землянках, которая дает конечную, победную формулу всей войны. Она символ и залог будущей победы, которую надо еще добыть ценою жертв и длительной борьбы, однако победа эта уже прочитывается в сердце героя, в его твердости и непобедимости.

Фронтовое письмо, не молчи, расскажи

О жестокой войне и о времени том,

Как сражался солдат, как в окопах он жил,

Как страдал и мечтал, как любил отчий дом.
Ведущий 2:

В каждом письме с фронта нет не только печати обреченности, нет и тени этого, почти неизбежного перед лицом близкой смерти, душевного состояния.


Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами,

На конверте в углу номер почты стоит полевой.

Это в сорок втором мой отец написал моей маме

Перед тем, как идти в свой последний решительный бой.

«Дорогая моя, на переднем у нас передышка,

Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу.

Дорогая, поцелуй ты покрепче сынишку,

Знай, что вас от беды я всегда сберегу».
Я читаю письмо и как будто все ближе и ближе

Тот тревожный рассвет и биенье солдатских сердец.

Я читаю письмо, и сквозь годы отчетливо слышу

Я сейчас те слова, что сказал перед боем отец.

Я читаю письмо, а за окнами солнце смеется,

Новостройки растут, и сердца продолжают любить.

Я читаю письмо и уверен, что если придется,

Все, что сделал отец, я сумею всегда повторить.

Ведущий 2:

Война – тяжелое и жестокой испытание для души человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой со всем.

Ведущий 1:

Письма. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу.


Кто был на фронте, верно, испытали,

Что означают письма для бойца,

Как эти письма биться заставляли

В сраженьях огрубевшие сердца.

Как их с волненьем люди ожидали,

От них порою увлажнялся взгляд.

Настанет день – придумают медали

За ласковые письма для солдат!

Ведущий 1:

Трудно выразить словами, сколько боли, горечи и слез выпало на долю матерей в годы войны? Какая безмерная тяжесть легла на хрупкие женские плечи! Женщины самоотверженно работали у станков, на полях, вместе с воинами ковали победу, кормили и одевали защитников Родины.

Ведущий 2:

А как переживали матери за своих сыновей, ушедших на фронт? Как поддерживали они любимых сыновей теплыми, ласковыми словами в своих письмах.


Слова в строке бежали ровно, прямо,

И вдруг сквозь них далекий образ встал.

Любимая, вся как живая, мама!

Солдат в десятый раз письмо читал.

Заботы, беспокойства – как знакомо!

Вся мама, в каждом слове и строке.

Казалось: вот прижми письмо к щеке,

И ощутишь тепло и запах дома…

Ведущий 1:

На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична. От колыбельной песни до последнего вздоха мать дарит бескорыстную любовь, ласку, привязанность. А дети должны отвечать тем же – любовью, вниманием, заботой.

Ведущий 2:

С уважением и признательностью мы относимся к людям, которые до седых волос почтительно произносят имя матери, оберегают ее старость, дарят ей покой и радость.


В одной станице под широкой грушей,

Еще вчера слыхавшей гул «пантер».

Писал открытку на крыле «катюши»

Высокий черноглазый офицер.

Пока еще не подвезли снаряды,

Есть время, чтоб открытку настрочить.

Он знал, как будет мама рада

Письмо от сына с фронта получить.
И верил я снова и снова,

Что в каждом конверте найду

Ее материнское слово,

Ее сокровенное: «Жду!»

Я знал в эти годы крутые,

Что каждую строчку письма

С ней вместе писала Россия,

Россия, Россия сама!

Ведущий 1:

«Пропал без вести…», «Пал смертью храбрых…», «Ваш сын…», «Ваш

муж…», «Ваш отец…». Бесконечной вереницей шли с фронта «похоронки». Они обжигали сердца, одевали женщин в траур, сиротили детей.


Когда я вижу, как убитый

Сосед мой падает в бою,

Не помню я его обиды,

Я помню про его семью.
Мне представляется невольно

Его обманутый уют…

Он мертв уже. Ему не больно,

А их еще письмом убьют.

Ведущий 2:

Как много значили письма для тех, кто был на передовой, и для тех, кто трудился ради победы в тылу.

Ведущий 1:

Их с нетерпением ждали солдаты. Письма из далекого дома согревали сердца.

Ведущий 2:

А какой патриотизм тек в крови каждого солдата. В письмах родным они говорили о том, что если не вернутся, то умрут за родных, за Родину!


Здравствуй, папа,

Ты опять мне снишься,

Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивился,

До чего ты прежний был во сне.

Ты вернешься невредимый,

Ведь война когда-нибудь пройдет.

Миленький, голубчик мой родимый,

Скоро майский праздник к нам придет.

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть, я тебе желаю всей душою

Поскорей фашистов одолеть.

Чтоб они наш край не разрушали,

Чтоб, как раньше, можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить.

«Разговор с портретом»

У меня котенок спит,

Плачет кукла Зоя.

Во дворе мальчишка Сашка,

У него собака,

А еще машина есть,

А еще есть папа.

А когда же ты приедешь,

Мама обещала

Я и кукла моя Зойка
Побежим к вокзалу

Платье лучшее одену,

Как на день рожденье

Мама торт нам приготовит

Вот будет веселье

Мы с тобой пройдем по парку

Пусть увидят все,

Что у Кати папа дома,

А не на войне.

Ведущий 1:

В затишье между боями фронтовики читали и перечитывали строки, написанные дорогим и близким человеком, вспоминая своих жен, любимых…

Ведущий 2:

Популярным было стихотворение Константина Симонова «Жди меня», посвященное любимой женщине поэта – Валентине Серовой.

Ведущий 1:

Написанное в 1941 году, уже в феврале 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, «Правда» опубликовала это стихотворение, завоевавшее вскоре сердца читателей.

Ведущий 2:

Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых…


Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара.

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет.

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня и я вернусь.

Не жалей добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И сними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло»

Не понять, не ждавшим, им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Ведущий 1:

Прожить без веры в любовь и дружбу невозможно. Это горячо, с яркой силой и выразительностью подтверждает своей лирикой Эдуард Асадов. Стихотворение «Я могу тебя очень ждать…» звучит как ответ на стихотворение «Жди меня».


Я могу тебя очень ждать,

Долго-долго и верно-верно,

И ночами могу не спать

Год, и два, и всю жизнь наверно!

Пусть листочки календаря

Облетят, как листва у сада,

Что тебе это вправду надо!

Я могу за тобой идти

По чащобам и перелазам,

По пескам, без дорог почти,

По горам, по любому пути,

Где и черт не бывал ни разу!

Все пройду, никого не коря,

Одолею любые тревоги,

Только знать бы, что все не зря,

Что потом не предашь в дороге.

Я могу за тебя отдать

Все, что есть у меня и будет.

Я могу за тебя принять

Горечь злейших на свете судеб.

Целый мир тебе ежечасно.

Только знать бы, что все не зря,

Что люблю тебя не напрасно!

«Случайный вальс» (танец)
Ведущий 1:

Погибшие завещали нам беречь мир. В героическом прошлом Родины мы черпаем силы, чтобы бороться за мир. Примером нам служит подвиг дедов и прадедов, которые в свое время сделали все, что смогли, для защиты и процветания России.


Вы думаете, павшие молчат?

Конечно, да – вы скажете. Неверно!

Они кричат, пока еще стучат

Сердца живых и осязают нервы.

Они кричат не где-нибудь, а в нас.

За нас кричат. Особенно ночами,

Когда стоит бессонница у глаз

И прошлое толпится за плечами.

… Они кричат и будят нас, живых,

Невидимыми, чуткими руками.

Они хотят, чтоб памятником их

Была земля с пятью материками.

Великая! Она летит во мгле,

Ракетной скоростью до глобуса уменьшена.

Жилая вся. И ходит по земле

Босая Память – маленькая женщина.

Ведущий 1:

Май есть и будет в нашем сознании соседством Весны и Победы, Весны и Труда, Весны и Мира.

Ведущий 2:

Вслушайтесь: это сам майский ветер сейчас говорит с вами.

Ведущий 1:

Обернитесь вслед скользящему над землей облаку, вспомните тех, кто мог бы дожить, но не дожил до сегодняшнего мая.

Ведущий 2:

Задумайтесь о тех, кто будет встречать май без нас – после нас. Это для них мы должны сохранить праздник Весны и Победы.

Ведущий 1:

Ведущий 2: Ветер Победы.

Ведущий 1: Ветер Мира.

Ведущий 2: Ветер Любви.

Ведущий 1:

Нас с каждым годом остается меньше,

Прошедших сквозь свинец, огонь и чад.

Благословляю и мужчин и женщин

Сажать цветы, выращивать внучат.

Нет, не за тем, чтобы однажды снова

Земля стонала, заживо горя,

А чтоб война – то проклятое слово

Встречалась разве только в словарях.
Звучит песня «Журавли»
Сценарий подготовлен

заведующей библиотекой

МОУ СОШ №1

Ольгой Петровной Ржевской

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ольховатская основная общеобразовательная школа

Новооскольского района Белгородской области»

Литературно-музыкальная композиция «Фронтовые письма»

Составила: учитель русского языка и литературы

Ульянцева Ольга Александровна

с. Ольховатка

2015 г.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они, -кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь –

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же...

А.Т. Твардовский.

1 ведущий. Треугольником сложен потемневший листок,

В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперёд!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последние письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.

Стихотворение Б. Окуджава «До свидания, мальчики»

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы, наши мальчики головы подняли –

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили и ушли, за солдатом – солдат…

До свидания, мальчики! Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите, и все-таки постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб – разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые раздарили сестренкам своим.

Сапоги – ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки! Девочки.

Постарайтесь вернуться назад.

1 ведущий: 70 лет назад 9 мая прогремел салют в честь победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг, но отзвуки той войны до сих пор живут в каждом сердце. Нет такой семьи, которую не затронула бы война. Как ждали писем с фронта, эти маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их: муж, сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым. Было так страшно, когда переставали приходит с фронта письма, значит, человек пропал без вести или убит.

2 ведущий: Трудно, очень трудно при расставании сказать любимому мужу, сыну, брату «Прощай». Если бы наперёд знать, что станет с ними, любимыми, там, на войне, в жестокой схватке с врагом.

1 ведущий: Тыл тоже был как передовая. Все, кто остался в тылу, взвалили на себя тяготы жизни: работали по 16-18 часов, растили детей. И с тревогой ждали, ждали вестей с фронта.

2 ведущий: Письма военных лет хранят память о тех днях. В них было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена

на тот момент - ЖИЗНЬ!

4 слайд Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волнением читали,
Знали их наизусть.
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут,
Как большую святыню
Сыновьям берегут.

Выходят ученицы-почтальонки.

    ученица: Письма с фронта Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольничками. Вот так. (показывает) В сумке моей были и другие письма, написанные лаконичным канцелярским почерком: «Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину».

    ученица: Мы должны были быть выносливыми, терпеливыми, милосердными. Мы

первыми принимали к сердцу первые всплески бесконечной радости или беспредельного горя.

    ученица: Как раскладывать по кварталам

Что дошли, словно гул металла,

В треугольниках полустёртых?

Только адрес есть на конверте,

А в конверте- жизни и смерти,

Если б знать вам, на почте тут же.

Что внутри там! Был в окруженьи?

Жив? Нашёлся? Ранен? Контужен?

Пал, по слухам. В первом сраженьи...

Но приходит девочка в старых

Сбитых набок маминых ботах.

И берёт всех судеб удары,

Радость чью-то и смерть кого-то.

2 ученица: Нас ждали, ждали с нетерпением и затаённой тревогой измученные, исстрадавшиеся адресаты.

    ученица: Кроме писем и газет мы всегда носили пузырьки с нашатырным спиртом.

Иначе нельзя. Мы были и почтой, и «скорой помощью».

    ученица: В четырёх письмах - радость, а в пятом- похоронка. Это было великое горе.

Мы, пряча глаза, глотая слёзы, не находя слов утешения, чувствовали свою невольную вину за это письмо.

«Почтальонки» достают письма-треугольники, вручают их «адресатам».

Выходят ученики в солдатской форме.

1 ученик: «нас осталось мало. К вечеру подойдёт подкрепление, а до вечера будем драться до последней капли крови, но врагу своей позиции не отдадим. Береги сына».

2 ученик: « был на передовой. Излазил её, а потом на шинели насчитал 50 пулевых дыр. Но не отлили той пули, которая сразила бы меня. Обо мне, мама, не беспокойся, я вернусь!»

1 ведущий: На одном фронтовом треугольнике приписка: «Дорогая военная цензура! Не выкидывай этот цветок. Я посылаю его для любимой девушки» А внутри письма какой-то засушенный цветок. Смотришь на него - и слёзы подступают.

Стихотворение И. Уткина «Ты пишешь письмо мне»

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется такая любовь!

Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем,

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь

И родину слышишь,

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.

И время такое придет:

Останутся грусть и разлука за дверью,

А в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма, как летопись боя.

Как хронику чувств перечтем…

2 ведущий: С 1970 года красные следопыты Ольховатской восьмилетней школы стали интересоваться жизненным путем погибших за освобождение села воинов и судьбами их родственников. Они стали писать во все концы нашей родины в надежде разыскать - родственников захороненных в братской могиле воинов-освободителей. Долго не было утешительных результатов. И вдруг удача: пришло два письма. Первое из Башкирии от Эльвиры Хусайновны Кунакбаевой, дочери погибшего за освобождение села Ольховатки, политрука Хусаина Кунакбаева, который был поэтом. Второе письмо из Дагестана, отозвались родственники дагестанского учителя, майора Советской Армии Расула Богатова.

Школьники выяснили, что у Хусаина Кунакбаева есть жена - Гайша Гиниятовна, дочь Эльвира и внук.Связавшись с Эльвирой Хусайновной Кунакбаевой, следопыты пригласили её взглянуть на могилу отца - башкирского поэта, старшего лейтенанта Хусаина Кунакбаева. Она подарила фотографию отца, запечатлевшую его 19-летним юношей. Умные глаза. задушевные и грустные, с затаенной веселой озорной искоркой, запоминаются

надолго.

Письма.... Как много значили они в войну! Хранимые бережно и свято, они возврашают нас в те грозные годы, когда решалась судьба Отчизны. Письма от родных были опорой и корнями, питавшими людей в тяжелые годы разлуки.

Часто писал с фронта и Хусаин Кунакбаев. Читая его письма, живо представляешь образ молодого, энергичного человека, настоящего поэта-патриота.

1 ученик: «Пусть донесет письмо, не растерявши,

Боль песенной тоски к тебе моей.

Порывы, мне неведомые раньше,

Я слышу, в сердце бьются все сильней.

В дыму земля. Война. Второе лето - Бои. Бои. Войны тяжелый гул.

Но лишь тогда, когда пройду все это.

Я сердцем успокоиться смогу.

Смогу домой спокойно возвратиться,

Как в горы ветер ласковый с полей,

Как на родное озеро станица

Грустивших на чужбине журавлей”.

(Из письма политрука Хусаина Кунакбаева жене).

2 ученик: "11.11.42.

Дорогая! Письмо твое с фотографией нашей дочурки получил. И оно явилось для меня действительно большим праздником.... Как выросла наша Элъви! Как похорошела. Опять зима, опять мы в разлуке. Трудно свыкнуться с.мыслью, что это будет продолжаться так долго, как уже было...

... Какое прекрасное создание - человек, и как я хотел бы, чтобы каждый человек был счастлив. Ведь у каждого из нас жизнь-то одна.

Милая! Пиши чаще, как только сможешь. Я буду бесконечно благодарен.

Твой Хусаин ".

3 ученик: "29.1.43.

Дорогая женушка! Тебе и дочке нашей привет. Сейчас я являюсь участником большого наступления Красной Армии. С боями продвигаемся вперед - на запад. Враг оказывает упорное сопротивление. Но мы ломаем его упорство в пух и прах и тесним к границам нашей Родины... Радостно и чертовски хорошо шагать по освобожденной своими руками родной земле.

... Тебя, может быть, интересует, где я нахожусь. Черт его знает, где! Координаты так перепутались, что я сам точно не знаю, карте. Как только вернусь домой, обязательно покажу, где он такой находится. Тогда ты узнаешь, где я был".

Учитель: Она узнала название того города не от него - из страшных слов похоронки. В жестоких боях за освобождение села Ольховатки, что под городом Новый Оскол, Хусаин Кунакбаев погиб.

Спустя десятилетия Виктор Кочетков посвятил своему другу стихотворение. Это воспоминание о товарище по оружию, проникновенные строки о верности памяти павших, о нашем неоплатном долге перед ними. Есть там такие строки о войне:

Отпусти мою память.

Сколько лет ты в плену её держишь.

По ночам я опять холодею в траншейном аду.

Нет, с годами не стала ни ровнее, ни твёрже Та тропа, по которой Я на встречу с тобою иду...

    ведущий: «Я вернусь, жди меня» - этими словами часто завершались послания к родным. В них, в этих словах, были и надежда, и заклинание. И вера в победу жизни над смертью.

Стихотворение К. Симонова «Жди меня»

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

1 ученик: Только на фронте проверишь лучшие чувства свои,

Только на фронте измеришь Силу и крепость любви.

1 ведущий: Сколько стихов и песен сложено в эту пору! Одной из таких песен- гимнов любви и верности явилась песня «В землянке». Это были 16 «домашних строк» из письма фронтового поэта А. Суркова своей жене Софье Кревс.

Песня «В землянке»
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти - четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

Письма военных лет. Они писались в минуты затишья между боями, в окопах, в воронках из-под бомб. Авторы не думали, что через столько лет их мысли о войне будут опубликованы, поэтому они не обращали внимания ни на стиль своих писем, ни на язык - не до того было им тогда.

День за днем и год за годом шли солдатские треугольники с фронта в тыл. И каждый раз, читая эти строки, испытываешь трепет от встречи с Памятью. Эти страницы бесценны. С трепетом и надеждой ожидали писем с фронта дети, мечтая о встрече с отцом. Многих из них ожидало голодное, холодное послевоенное детство.

Учитель: В своей картине «Письмо с фронта» художник А.И. Лактионов показал жизнь советских людей в дни войны. Сюжет её прост. В каком-то небольшом русском городке у широко распахнутой двери старого деревянного дома собралась семья фронтовика. Долгожданную весточку с фронта принес раненый боец. Мальчик читает письмо отца вслух, бережно держа перед собой дорогие листки. Написанная светлыми, ликующими красками, картина буквально наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки.… Кажется, что светится сам воздух. Во всем ощутимо дыхание близкой и такой желанной Победы.

Е. Благинина «Папе на фронт»

Здравствуй, папка! Ты опять мне снился

Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивилась-

До чего ты прежний был во сне!

Прежний-прежний, ну такой же самый,

Точно не видались мы два дня.

Ты вбежал, поцеловался с мамой,

А потом поцеловал меня.

Мама будто плачет и смеётся,

Я визжу и висну на тебе.

Мы с тобою начали бороться,

Одолела я тебя в борьбе.

А потом даю те два осколка,

Что нашли недавно у ворот,

Говорю тебе: «А скоро ёлка!

Ты приедешь к нам на новый год?»

Я сказала, тут же и проснулась,

Как случилось это, не пойму.

Осторожно к стенке прикоснулась,

В удивленье глянула во тьму.

Тьма такая - ничего не видно,

Аж круги в глазах от этой тьмы!

До чего ж мне сделалось обидно,

Что с тобою вдруг расстались мы...

Папа! Ты вернёшься невредимый!

Ведь война когда-нибудь пройдёт?

Миленький, голубчик мой родимый,

Знаешь, вправду скоро Новый год!

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть.

Я тебе желаю- прежелаю

Поскорей фашистов одолеть!

Чтоб они наш край не разрушали

Чтоб как прежде можно было жить,

Чтоб они нам больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить.

Чтоб над всем таким большущим миром

Днём и ночью был весёлый свет.

Поклонись бойцам и командирам,

Передай им от меня привет.

Пожелай им всякую удачу.

Пусть идут на немцев день и ночь

Я пишу тебе и чуть не плачу

Это так, от счастья .

Твоя дочь.

    ученик: Шёл солдат в дымах непроходимых,

А от всех дорог и пристаней

Молча шли за ним глаза любимых,

А любви не выдумать сильней.

    ученик: Письма согревали бойца в тяжёлом окопе, поднимавшегося в атаку защищали от смерти и вселяли надежду на встречу в родимом доме.

Ученица (читает письмо)

«Да спасёт тебя любовь моя! Да коснётся тебя надежда моя. Встанет рядом, заглянет в глаза, вдохнёт жизнь в помертвевшие губы! Прижмётся лицом к кровавым бинтам на ногах, скажет: «Это я, твоя Катя! Я пришла к тебе, где бы ты ни был. Я с тобой, чтобы ни случилось». Пускай другая поможет, поддержит тебя, напоит и накормит - это я, твоя Катя! И если смерть склонится над твоим изголовьем и больше не будет сил, чтобы бороться с ней, и только самая маленькая последняя сила останется в сердце - это буду я и я спасу тебя!»

1 ведущий: Сложнее всего сообщать родным о смерти на фронте близкого друга. Об этом – стихотворение Юлии Друниной «Зинка».

Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.

У меня лишь она одна.

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и замен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы со славой хотели жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские хаты пели

О рязанских глухих садах.

Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб она тебя не ждала.

2 ведущий: Лампы непогашенное пламя,

Непогодь играет на трубе.

Ласковыми нежными руками

Память прикасается к тебе .

Стихотворение Г. Горбовского «Письмо».

На дне окопного оврага

добыл я гильзу из стены.

А в ней - истлевшая бумага,

письмо, пришедшее с войны.

Должно быть, кто-то перед боем

смочил графит карандаша

и с перемазанной губою

писал, как думал, - не спеша.

Вручал слова бумаге бренной,

писал, склоняясь к фитилю.

И вот слова сожрало время.

И лишь одно сквозит: «лю-блю»...

Одно осталось… Но упрямо

горит сквозь всё, что в жизни есть...

Что он «лю-бил»?.. Отчизну? Маму?

Иль ту, которую?.. Бог весть.

Любил и всё. Не по приказу.

А по приказу он в тот раз.

наверно, встал и умер сразу.

И вот воскрес.

Во мне. Сейчас.

Ведущий: Война – тяжелое и жестокое испытание для человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой с врагом? Конечно… Письма. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате и тревога: «Не случилось ли чего?», а письма из дома переносили в мирное довоенное время, согревали душу.

Кто был на фронте, верно, испытали,
Что означают письма для бойца,
Как эти письма биться заставляли
В сраженьях огрубевшие сердца.
Как их с волненьем люди ожидали,
От них порою увлажнялся взгляд.
Настанет день – придумают медали
За ласковые письма для солдат!

Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до близких, как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ. Письма эти были светом в окошке для родных, солдатские треугольники носили из дома в дом, они озаряли будни, придавали силы, вселяли веру в Победу, вдохновляли на труд. А еще солдатские письма создавали образ воина, рассказывали о его подвиге, о его фронтовых друзьях.

Песня «О той войне».

Кино идет,

Воюет взвод,

Далекий год

На пленке старой...

Нелегкий путь,

Еще чуть-чуть

И догорят войны пожары...

Счастливый май,

Любимый край,

Своих солдат встречай скорее...

От ран обид

Земля дрожит

Теплом души ее согреем...

ПРИПЕВ:

И все о той весне

Увидел я во сне,

Пришел рассвет и миру улыбнулся,

Что вьюга отмела,

Что верба расцвела,

И прадед мой с войны домой вернулся...

В лихом бою,

В чужом краю

Пусть берегут

Любовь и вера,

Чтоб больше их

Пришло живых

И рядовых,

И офицеров...

Придут весной,

Как прадед мой,

И в дом родной

Откроют двери...

Я помню свет

Далеких лет,

В свою страну

Я буду верить...

ПРИПЕВ:...2 раза

Литературно - музыкальная композиция «Письма с фронта».
Разработка Москвиной Ольги Николаевны,
учителя русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 44 г.
Реж Свердловской обл.
Цели и задачи:
1.воспитывать гражданина, патриота через изучение истории Отечества;
2. формировать уважительное отношение к защитникам Родины, к историческому наследию нашей страны;
3. вызвать чувство гордости за свою страну, за доблесть и мужество ее защитников;
4. развивать память, речь, художественный вкус и эстетическое восприятие учащихся;
Оборудование: мультимедиа сопровождение, презентация
Сценарий
Звучит песня «Журавли» Я. Френкеля. На её фоне читают
1 слайд
Прошу Вас: храните солдатские письма Они и просты, и порою грустны.В них столько надежды и вечного смысла - Тревожная память людской доброты

9 мая 2015 года вся наша страна будет праздновать 70-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. И это поистине великая дата: 70 лет мы живём под мирным небом.

Мы можем спокойно учиться, работать, отдыхать благодаря тем, кто сумел, превозмогая боль, страх, усталость, голод и холод, отстоять наше право на мир, даже ценой собственной жизни.

С первого дня уходили на фронт от мала до велика, следуя одной великой цели – освобождение Родины. Тогда никто даже предположить не мог, какую страшную цену надо будет заплатить за мир и свободу. Дома ждали и верили, что их родные и близкие обязательно вернутся.

Единственной ниточкой, соединявшей людей, были вот такие треугольники – письма с фронта, свидетели тех далёких лет, тех грозных событий. Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом, бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки.

Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь, и бессонную правду фронтовых голосов.
У каждого письма своя история: счастливая или печальная. О чём думали наши славные воины? О чём они писали в редкие минуты затишья, о чём мечтали?

Когда рвутся бомбы и снаряды, совсем не думают о том, как написать покрасивее, поумнее. Да и писали чаще на коленях, присев где-нибудь в уголке в редкие минуты затишья. Наверное, поэтому они предельно искренни и правдивы.

Писали их на смертном рубеже
Под скрежет танков, орудийный рев.
Писали их в окопах, блиндаже,
На бомбами израненной меже,
На улицах сожженных городов.
О, письма фронтовые грозных лет
Бесценней документов в мире нет! (Е. Кирпонос)
(Звучит песня «Письмо отца»)
В сотнях посланий с фронта, из действующей армии, в датах их написания, в названии мест их отправки, в их настроении – отражены все этапы войны, человеческие страдания, страхи, надежды, уверенность в победе.
Слайд 4
Все без исключения личные письма с фронта пронизаны заботой о родных и близких: вопросы о здоровье родителей, жен, детей, о трудоустройстве и благоустройстве, об учебе. Не желая расстраивать близких, солдаты почти не говорили о собственных трудностях, настоящих лишениях и физических страданиях.
(Звучит мелодия песни «Темная ночь» муз. Н. Богословского)

Совсем недавно (случайно!) мы увидели уникальный документ Великой Отечественной войны. Это тетрадь со стихами участника войны Моричева Дмитрия Яковлевича, отца нашей учительницы географии Шаринской Лидии Дмитриевны. В их семье свято хранят эти тетради как память о тех, кто дал жизнь не только им, но и миллионам других людей.

Слайд 5
Дмитрий Яковлевич родился 22 октября 1918 года. Рос шустрым, бойким, сообразительным мальчишкой. Любил математику, много читал, сочинял стихи.
Свою трудовую деятельность начал учителем начальных классов. В школе работал до войны.

Слайд 6
На фронт был призван по демобилизации в 1941 году. По окончании курсов радистов – телеграфистов назначен командиром отделения связи в 562 миномётный полк.

Участвовал в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии. Награждён медалью «За боевые заслуги» и знаком «Отличный миномётчик».

Слайды 7 - 10
А оттуда, с фронта, в редкие минуты затишья, писал своей невесте, Оленьке

Здравствуй, дорогая. Ты чудное созданье!
Здравствуй, сизокрылая моя.
Не знаю, почему так часто вспоминаю
О тебе, хорошая моя.
Я вышел из окопа и присел на бруствер
Ветер дул с восточной стороны,
С той сторонки милой, где живут родные
И где проживал я до войны.
Ветерок восточный, быстро пробегая,
Шевелил соседние кусты.
Шелест тот приятный веток ароматных
Мне твердил, что это шепчешь ты.
Из кутов зелёных весело и нежно
Доносилось пенье соловья.
И под эту песню вспоминал невольно
О тебе, хорошая моя.

И, конечно, письма домой, родным и близким: маме, сестре

Далёк переход. На пути – остановка.
И я карандаш наконец – таки взял.
Сегодня прикинул – и стало неловко:
Давненько, родная, тебе не писал.
Ну, что о себе? Нахожусь я на юге.
Теперь уж не тот я, как раньше, пострел.
Давно я на фронте. Имею заслуги
И званье сержанта. Чуть-чуть постарел.
Мы славно живём. Как положено служим,
Частенько свою вспоминаем страну.
С врагами воюем, с оружием дружим:
Мы с ним начинали и кончим войну
Мы с ним неразлучны, как сжатые руки,
И здесь я воюю под гул батарей
За вас, далеко там живущих в разлуке
И горя хлебнувших седых матерей.
Эх, если б ты видела, милая мама,
Какие у вас, матерей, сыновья.
Ну, это не дети, не парни, а прямо
Мужчины вполне, дорогая моя.
Слайд 12
Когда ехал из Болгарии домой, писал своему другу, с которым вместе, бок о бок, войну прошагали

Мой друг, нельзя забыть те дни,
Когда с тобой мы вместе были,
В условиях войны судьбу
Мы пополам всегда делили
Друг, вспомни грозные деньки
В Сергеевке мы проживали
И сводки совинформбюро
С тобою вместе принимали.
А помнишь в Дачном наш блиндаж?
В него снарядом угодило,
И нас с тобою, милый друг,
Бревном немножко придавило
А Вознесенск Ведь помнишь ты:
С тобой под хатой мы лежали,
Рвались снаряды, а над нами
Осколки с визгом пролетали.
Потом в окоп перебрались,
И нам с тобой не пофартило:
Снаряд взорвался близко так,
Что нас землёю привалило.
Но счастье улыбнулось нам:
Товарищи вмиг прибежали,
Разрыли нас. А то бы мы,
Наверно, там сейчас лежали

Войну закончил в Болгарии в звании сержанта. О войне рассказывать не любил: слишком тяжело и больно было вспоминать. Много потерял товарищей, да и самому нелегко далась победа. Собирался написать поэму о войне.

Слайд 13
После войны продолжил работать в школе. Свадьбу сыграли в 1946 году. Семья была крепкая, дружная, большая (четверо детей народилось). И сейчас дети, внуки и правнуки берегут письма как живую память войны.

Вечно живые в письмах, они знали, за что отдали жизни и здоровье, и хотели, просили, чтобы о них помнили.
(Звучит музыка песни Л. Гурова “ Тишина”)

Память всегда жива! Человек может умереть дважды. Там, на поле боя, когда его догонит пуля, а второй раз – в памяти народной. Второй раз умирать страшнее. Второй раз человек должен жить!

Неугасима память поколенийИ память тех, кого так свято чтим, Давайте, люди, встанем на мгновенье И в скорби постоим и помолчим.
Минута молчания
О многом рассказывают фронтовые письма, многому учат. Учат тому, как жить и бороться за свое счастье, как трудиться, как беречь свое доброе имя.

Прошу вас, храните солдатские письма.Они и просты, и порою грустны,В них столько надежды и вечного смысла,Прошу вас: храните солдатские письма,Тревожную память людской доброты! М.Львов

ьђЗаголовок 1ьђЗаголовок 2ЭђЗаголовок 315



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами… А.И.Лактионов. Письмо с фронта г.Абакан 1937г. Лесозаводская школа 1. Учитель (в центре) Моричев Дмитрий Яковлевич Моричев Дмитрий ЯковлевичМай 1945 года Давыдова Ольга Петровна, невеста, которой посвящал свои строки Дмитрий Яковлевич Письмо Ольге Петровне Моричев Д.Я. и О.П. Письма с фронта сестре Нине Письмо другу Сергею Гаврину Май 1945 боевые друзья Мы помним!


Приложенные файлы