Закон Яровой принят. Что дальше? Обновлено как относятся российские операторы к «закону яровой

Закон Яровой, вызвавший множество споров, через год вступит в силу. 1 июля 2018 года он будет обязателен к исполнению всеми операторами связи. Они будут обязаны хранить текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео, иные электронные сообщения пользователей сроком до шести месяцев, а сроком до трех лет они должны будут хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки сообщений и звонков.

О ЗАКОНЕ ЯРОВОЙ

Принятие закона, несмотря на возражения как бизнеса, так и общественности, показало несколько устойчивых трендов российской действительности:

- выживание режима выше целесообразности данного закона . Несмотря на технические сложности его воплощения и дороговизну для бизнеса, закон будет реализован. И более того, финансирование закона, который является прихотью Кремля, ложится на бизнес.

Как заявил Никифоров, выделение бюджетных средств для поддержки операторов связи в ходе реализации так называемого закона Яровой не рассматривается. Ранее в феврале появлялась информация, что Минэкономразвития предлагает задействовать государственную помощь через использование средств Фонда универсальных услуг связи, чтобы рост тарифов не превысил уровень инфляции. Однако и здесь крылось лукавство Кремля. Фонд универсальной услуги связи финансируется за счет отчислений всеми операторами РФ 1,2% выручки. А сам фонд должен был финансировать проект устранения цифрового неравенства (УЦН). Если бы средства пошли на реализацию закона Яровой, то, во-первых, они бы не были государственной поддержкой, так как фонд существует за счет операторов. Во-вторых, тогда бы были сорваны планы «интернетификации» малых населенных пунктов. Но пока об этом фонде и финансировании из него речи уже не идет.

- как обычно, за инициативы Кремля будет платить обычный народ . Дворкович, например, уже сказал, что «правительству будет дано право определить некие этапы введения тех или иных требований относительно операторов связи, что позволит минимизировать ближайшие инвестиции и соответственно не допустить избыточного роста тарифов». Отметим, что он говорит о недопущении избыточного роста тарифа, значит все-таки рост его для Кремля является вполне закономерным итогом этой инициативы. РСПП при оценке последствий прогнозировал, что операторы смогут выжить лишь при кратном увеличении цен на услуги связи, что добавит к общему уровню инфляции в стране 1–2 п.п., а сам рост тарифов может составить 90% при условии необходимости внедрения оборудования в срок до 2018 года. И это еще скромные оценки. Министр связи Никифоров, например, говорил о росте тарифов на 300%. От РСПП поступило также предложение законодательно обязать всех российских абонентов связи отчислять средства на реализацию «закона Яровой». Такой платеж должен составить 3–5% от средимесячного счета.

- закон показал, что экономика в стране не рыночная, а директивная - по звонку из Кремля. Дворкович уже попросил не повышать тарифы более чем на 5%, и это при том, что закон полностью убивает капитализацию операторов. По заявлению «Мегафона», затраты на реализацию норм составят 938 млрд рублей, а это выше годовой выручки компании примерно в 3 раза. «Вымпелком» оценивает затраты на исполнение закона, с учетом текущих требований, в районе 1 трлн рублей. «МТС» совместно с «МГТС» на уровне 1,7 трлн рублей. По оценкам РСПП, к 2019 году операторы связи потратят на реализацию закона около 17 трлн рублей (не включая расходы на съем голосового трафика).

- закон принимался без проработки и анализа последствий его внедрения . Никто не просчитывал, насколько могут повыситься тарифы связи. И до сих пор оценки затрат отрасли совершенно различные. От 100 млрд рублей до 17,5 трлн по данным РСПП. Суммарные доходы операторов от услуг связи составляют не более 1,7 млрд руб. Более того в правительстве даже не задумывались о том, как закон должен вступить в силу. Именно поэтому сейчас активно выдвигается идея поэтапного его внедрения. Да и сами операторы на момент принятия закона не знали, каким образом он будет реализован. В идеале подобные законы не должны быть оторваны от практики. То есть, должны были быть встречи с операторами, выслушаны их предложения, прописана процедура его внедрения. Но ничего этого нет, есть только идея - контролировать любое выражение мысли.

Как сообщают несколько источников, «госорганы не хотят допускать операторов к разработке документа», в котором были бы определены сроки и порядок хранения данных в рамках закона Яровой. А это уже говорит о том, насколько закон будет учитывать интересы операторов. Да и принимая во внимание, что по словам операторов нет необходимых технических условий для исполнения ряда норм закона, стоит говорить, что закон принимался впопыхах. В законе даже не были прописаны базовые основы об ответственности за хранение информации. Принимая закон, никто даже не задумывался над вопросом, а существует ли для его реализации подходящее оборудование. В России такого оборудования не производят, и этот факт признали на уровне министров. Эксперты же утверждают, что подобного оборудования нет даже за рубежом.

- столь легкое принятие закона Яровой стало «зеленым светом» для Кремля , который теперь решил, что свобода в интернете - это то, что может быть попрано без противодействия со стороны общества. За ним последовали новые инициативы - досудебная блокировка интернет ресурсов, «закон о мессенджерах», запрет анонимайзеров и VPN, инициативы о многомилионных штрафах за оскорбления и клевету. Закон Яровой таким образом, выступил катализатором процесса подавления свободы в интернете.

ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ

Закон Яровой - классический пример того, как целесообразность нужд режима превыше всех возможных расчетов и просчетов принятия закона. О том, что закон сырой и в текущем виде не может быть реализован, сигналов было множество. Последними такими признаками стали:

- противоречие закона регламенту ЕС , который вступит в силу за два месяца до вступления закона Яровой, согласно которому данные европейских пользователей можно будет хранить только в тех случаях, если спецслужбы подтвердят, что такие действия в отношении конкретного абонента служат целям обеспечения национальной безопасности и правопорядка. Но по закону Яровой в России должны храниться данные всех пользователей российских сетей, в том числе проживающих на территории России иностранцев. Если Россия и ЕС не придут к согласию, то российским операторам придется заплатить за эту прихоть российских властей 45 млрд рублей. Учитывая неподъемные расходы на внедрение закона, такие штрафы добьют отрасль.

- споры в правительстве относительно сроков внедрения закона .

В правительстве предлагают отложить его внедрение до 2023 года. Ряд депутатов ГД также выступает за поэтапную реализацию закона. ФСБ против пилотных зон и поэтапного внедрения, поскольку все технические средства, по заявлению спецслужб, есть. Отсрочка проекта оправдана с той точки зрения, что в случае внедрения закона сразу операторы понесут высокие расходы, что приведет к резкому скачку цен на услуги связи. Пока в правительстве пытаются отсрочить внедрение закона, понимая, что на его реализацию нет денег ни у бюджета, ни у операторов, ФСБ продолжает настаивать на своем, ставя свои узко кабинетные интересы выше национальных интересов и экономической целесообразности. Убить рынок сотовой связи ради создания системы слежки - пожалуй, такое могло произойти только в стране, где президент и является выходцем из этой системы слежки.

- закон уже был признан одной из худших мировых инициатив в области IT , препятствующих дальнейшему инновационному развитию индустрии. К такой оценке пришли в Фонде информационных технологий и инноваций (Information Technology & Innovation Foundation, ITIF). А это те самые мировые рейтинги, за которыми гонятся российские власти. Сейчас же они поступились ими ради стремления взять под свой контроль все возможные каналы виртуального общения российского населения. Учитывая, что отрасль зависит от кредитов, подобные расходы приведут к тому, что компании будут вынуждены экономить на инновациях. Например, на совершенствовании сетей, внедрении 5G и прочее. А значит Россия в очередной раз окажется за бортом передовых технологий и инноваций. Что ж, видимо безопасность режима важнее будущего страны.

Закон Яровой - это одновременно удар по свободе выражения, нарушение конституции в части тайны переписки, удар по отрасли телекоммуникационных услуг, скачок инфляции и ухудшение уровня жизни россиян за счет удорожания услуг мобильной связи. Но Кремль не замечает этих изъянов, исходя из того, что для него это возможность установления тотального контроля, безопасность собственного режима. На одной чаше весов стоит российский народ и экономика, а на другой - Кремль и его выживаемость. Что оказалось важнее, понять не сложно.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Андрей Кузьмин – адвокат, кандидат юридических наук, старший партнер Адвокатского бюро «Титов, Кузьмин и партнеры» – кратко рассказывает о том, что «антитеррористический пакет Яровой» значит для бизнеса и для отдельных людей. Прочитайте, если не было времени разобраться в изменениях, которые уже утвердили на высшем уровне.

В статье речь пойдет о так называемом «антитеррористическом пакете Яровой». Он уже подписан Президентом и вышел в свет как Федеральный закон от 06.07.2016 года № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Хотелось бы описать не только влияние резонансного закона на бизнес и технологии, но также и затронуть его общие последствия. Ведь бизнес – это самая активная часть общества, и тут важно не закрывать глаза на вопросы ограничения гражданских прав.

Общая характеристика

В достаточно краткой пояснительной записке к антитеррористическому законопроекту говорится, что изменения позволят обеспечить дополнительные меры по защите человека и общества от терроризма. Я считаю, что тут была использована тактика манипуляции – приковать внимание общества к одним поправкам, чтобы другие остались без обсуждения. Конечно, изменения, которые касаются сроков хранения информации операторами связи – самые резонансные, но не единственные.

Условно можно разделить все поправки на несколько блоков:

  • расширение полномочий правоохранительных органов;
  • новые требования к операторам связи и некоторым интернет-проектам;
  • новые требования к перевозчикам-экспедиторам и операторам почтовой связи;
  • усиление регулирования религиозно-миссионерской деятельности.

Начнем с самых нашумевших изменений.

1. Изменения в закон «О связи»

В течение трех лет будет храниться информация о фактах передачи голосовой информации, текстовых сообщений, звуков, видео и иных сообщений, а сами сообщения будут храниться в течение только шести месяцев.

Вырастут ли тарифы на сотовую связь?

Возможно, но у государства есть множество инструментов для ограничения этого роста. Прежде всего, в рамках полномочий Федеральной антимонопольной службы. Возможно, будет принято решение на госуровне о том, чтобы оставить тарифы на прежнем уровне.

Главное последствие изменений в законе заключается в том, что теперь запись всех телефонных переговоров происходит автоматически. Ранее разговоры могли записываться только после специального постановления правоохранительных органов.

Кстати, законодатель попытался разрешить проблему оформления SIM-карт на подставных лиц. Теперь оператор связи обязан будет приостановить обслуживание абонента, если выяснится, что данные о нем в договоре не совпадают с реальными. А если выяснится, что операторы связи не выполнили обязанность по идентификации абонентов, то они будут привлечены к административной ответственности.

2. Изменения в закон об информации

Так называемые организаторы распространения информации в интернете обязаны в течение одного года хранить данные о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео или иных электронных сообщений пользователей и информацию об этих пользователях. Содержание сообщений должно храниться в течение шести месяцев.

Также в соответствующие органы власти должны передаваться сведения, необходимые для декодирования этих данных.

На кого распространяются эти поправки?

Согласно Закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», организатор распространения информации – это лицо, которое обеспечивает функционирование программ, предназначенных для операций с электронными сообщениями пользователей. Электронное сообщение – это любая информация, переданная или полученная пользователем. По сути, сюда можно отнести всех интернет-провайдеров, но не только.

На наш взгляд, этот закон распространяется на все ИТ-проекты, которые отвечают следующим критериям:

  1. Они осуществляют идентификацию пользователей (регистрация, вход через социальные сети и другие способы). Хотя, грубо говоря, любой пользователь может быть идентифицирован, например, по IP-адресу.
  2. Их пользователи совершают какие-либо действия по передаче сведений или данных. Любое действие пользователя, например, просто поиск и просмотр какого-либо товара в интернет-магазине, является передачей информации. То есть любые интернет проекты-должны будут хранить сведения обо всех действиях своих пользователях на сайте.

Таким образом, под закон подпадают многие сервисы для бизнеса, все , интернет-магазины и прочие проекты.

Конечно, для каждого проекта пределы хранения нужно будет обсуждать индивидуально. В том числе – необходимо будет запрашивать у государственных органов официальную позицию по тому или иному проекту.

3. Усилены требования к перевозчикам и операторам почтовой связи

Теперь каждое лицо, которое оказывает экспедиторские услуги, должно будет контролировать содержимое посылок, а также достоверность сведений о своем клиенте. То есть это требование фактически распространяется на любого перевозчика, в том числе на курьерские компании – такие как DHL, и на частных предпринимателей, у которых есть в собственности грузовой автомобиль.

Перевозчик при заключении договора должен осуществить два действия:

  1. Проверить документы отправителя и убедиться в соответствии их действительности (учредительные документы для юридического лица и паспорт для физического лица);
  2. Убедиться в содержимом отправления и отсутствии там каких-либо запрещенных предметов.

Сегодня Госдума приняла так называемый "пакет Яровой". Интернет-отрасль затронет непосредственно две статьи закона, согласно которым компании и операторы должны хранить все данные о звонках и сообщения россиян и декодировать переписки, зашифрованные интернет-сервисами. Лайф попытался разобраться, что будет с IT-бизнесом и пользователями дальше.

Исчезающий закон

С самого начала законопроект сопровождали странные события. В среду проект закона в последней редакции (ко второму чтению) был удалён с автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности (сайт ГД, на котором публикуются все документы). Рассмотрение "пакета Яровой", которое изначально было назначено на среду, 22 июня, было перенесено на пятницу.

Во время последнего заседания Госдумы 24 июня должны были принять весь "антитеррористический" пакет во втором и третьем чтениях. При этом, согласно данным корреспондента телеканала Лайф, журналистам, присутствующим на заседании, был почему-то роздан текст законопроекта в старой версии. Так, в нём указывалось, что организаторы распространения информации в сети Интернет должны хранить факты о приёме и передаче сообщений пользователей в течение трёх лет, тогда как на сайте был размещён документ, где эту меру сократили до года.

В конечном счёте примерно в 16 часов на сайте базы законопроектов появился окончательный вариант принятого Госдумой закона, который будет направлен в Совет Федерации.

Таким образом, Госдума приняла поправки, касающиеся интернет-отрасли, в следующем виде:

Интернет-компании (или, по закону, о рганизаторы распространения информации в сети Интернет) будут хранить информацию о фактах совершения звонков и передачи текстов, видео и иного контента россиян в течение года . Также будет храниться информация об этих пользователях. Причём все данные должны быть расположены на территории России. Само содержание сообщений - до полугода . Точный объём и срок определит правительство.

Операторы связи должны хранить данные о фактах приёма и передачи сообщений и контента в течение трёх лет . Само их содержание - до полугода . Здесь также точные нормы установит правительство.

Интернет-сервисы, занимающиеся шифрованием передаваемой пользователями информацией (например, мессенджеры WhatsApp, Telegram), должны предоставить по запросу госорганов соответствующие инструменты для декодировки переписки пользователей.

Не услышали

Единственной поправкой в тех статьях для интернет-отрасли стало сокращение срока хранения данных до года для интернет-сервисов. Для операторов связи, которые пожаловались на то, что затраты на выполнение закона приведут к колоссальным расходам, эту норму оставили без изменений - в течение трёх лет. Однако, даже если бы парламентарии и согласились изменить этот пункт для сотовых операторов, указанный объём хранения непосредственно всего переданного пользователями контента (звонки, сообщения, мультимедийные файлы) до 6 месяцев уже становится непомерным грузом для компаний.

По нашим оценкам, разовые расходы операторов на организацию хранения голосовой информации и трафика персональных данных в течение 6 месяцев составят триллионы рублей, - заявили в МТС.

В пресс-службе "Яндекса" отметили, что с депутатами договориться не получилось.

"Мы оперативно давали отзывы на поправки. Впервые увидев проект в понедельник, уже во вторник отправили наш отзыв. Но конструктивного диалога не было. Ни одно предложение отрасли не было учтено", - говорится в заявлении компании.

О провале переговоров также сообщил и советник президента по Интернету Герман Клименко.

К сожалению, в процессе подготовки законопроекта к слушаниям в Госдуме полноценный двусторонний диалог между интернет-индустрией и законодателями не состоялся: доводы и предложения компаний, отраслевых и общественных организаций не были услышаны и приняты во внимание, - высказал он своё мнение через пресс-службу Института развития Интернета.

В Mail.ru, которая ранее оценила затраты от законопроекта, превышающие годовую выручку группы в три раза, от комментариев отказались.

В Российской ассоциации электронных коммуникаций, которая ранее направила письма в Администрацию Президента, Минкомсвязи, Госдуму и Совфед с просьбой изменить пункты поправок, также не смогли прокомментировать принятие закона.

Что дальше?

Несмотря на то что закон был направлен на благородную цель - противодействие терроризму, эксперты не видят связи в том, как ограничение интернет-бизнеса и жизни россиян в Сети поможет в обеспечении нацбезопасности.

Компании, особенно небольшие, окажутся вынужденными нарушать закон, если он будет одобрен впоследствии в том виде, как это есть сейчас. И миллионные штрафы либо тюремные сроки на вполне добросовестных Яндекс, Google, WhatsApp и прочих никак не помогут России в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, - считает юрист адвокатского бюро "Деловой фарватер" Павел Ивченков.

К тому же объём собираемой информации ставит под сомнение тот факт, что правоохранительным органам хватит сил и времени для того, чтобы оперативно всю эту информацию проанализировать и выявить потенциальную угрозу, уверен юрист.

При этом российские интернет-игроки не раз указывали, что меры депутата Ирины Яровой и сенатора Виктора Озерова ударят именно по отечественному бизнесу и поставит их в невыгодное положение по сравнению с иностранными конкурентами. Что касается выполнения требований закона международными компаниями, Ивченков говорит, что у них есть два выбора: либо исполнять требования, либо уходить с российского рынка.

В свою очередь операторам связи в случае невыполнения требований закона грозит отзыв лицензии, прокомментировал партнёр юридического бюро "Замоскворечье" Дмитрий Шевченко.

Закону "О связи", оператор связи - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии. Таким образом, нарушение закона будет чревато прежде всего лишением лицензии", - отметил он.

Эксперты сходятся во мнении, что принятый Госдумой закон, по сути, невыполним, но впоследствии он будет одобрен как Советом Федерации, так и президентом России. Однако теоретически свои поправки перед принятием решения может внести сенат.

Как юрист, могу сказать, что все заинтересованные компании будут до последнего биться за то, чтобы закон пусть бы и оставался суровым, но не лишал граждан их конституционных прав на тайну переписки и личной жизни. Если и президент его подпишет, то, скорее всего, будут лоббироваться поправки об отсрочке вступления в силу этого закона, - прокомментировал Ивченков.

Нет, правда были мысли, что они скажут «Банк не работает, потому что Жаров меряется пип облажался?»

Расчёт на то, что люди начнут жаловаться в банк, а банк уже понимает, что к чему, и теряет платежи / пользователей. Т.е. проблемы надо создать людям (как ни печально) и банку, а уже банк должен сделать вывод о том, кто облажался.
Инетом пользуется по разным подсчётам 50-70млн граждан. Как собираешься убедить «сделать массово», ну хотя бы треть?

Но даже с этим проблема - треть не верит, треть не хотят «как бы чего не вышло», треть хотят какого-то невнятного движа типа митингов.

Собственно в этом и был мой изначальный вопрос: а надо ли это реально людям? Если всем и так нормально, то ничего делать не надо.
Но вы правы в том смысле, что большинство простых пользователей могут просто не очень понимать, что это, зачем и как работает. Собственно, как убедить - так же, как и в маркетинге. Социальные сети (пока их не успели заблокировать), ютуб, мессенджеры. Но распространение должно сопровождаться интересным и доступным простому пользователю текстом и видеороликом о том, почему это плохо, и как программа помогает бороться. Это должен быть реально крутой пятиминутный ролик, который станет вирусным, в стиле новостных программ на тв, привычных гражданам.
Написать открытое письмо. Строго и сдержанно объяснить насколько серьёзно и опасно технически всё происходящее сейчас, доступным языком для тех кто далек от IT.
Подписать под это хотя бы 5-6 тысяч IT спецов. И направить президенту, директору ГБ, и ещё 3-4 представителям типа эконом развития итд.

Мне нравится, давайте подумаем, как реализовать. Не знаю, можно ли использовать что-то вроде change.org и ему подобные - я смотрю, там есть удачные кейсы.

P.S. Просто для сведения. Сейчас работаем с китайским клиентом, буквально вчера разворачивал приложение ему на сервер. Вроде всё поднял, а подключиться к серверу извне не могу, даже просто телнет на 80 порт с самого же сервера на его IP не проходит. Думал, там есть какая-то панель типа AWS, к которой мне не дали доступ и где настраиваются security groups, пишу письмо клиенту. Оказалось, у них, перед тем как провайдер разрешит подключение на сервер на 80 порт, надо купить домен и получить лицензию ICP (Internet Content Provider):

С вики

Лицензия была создана Положением о телекоммуникации в КНР (кит. 中华人民共和国电信条例) и обнародована в сентябре 2000. Следуя этому закону, все сайты, имеющие доменное имя и работающие в пределах КНР обязаны иметь эту лицензию, причём интернет-провайдеры обязуются блокировать сайты без этой лицензии. Лицензии выдаются на уровне провинций.

Работа сайта именно в КНР является необходимым условием для получения лицензии. Иностранные компании, например, Google, не могут получить лицензию ICP на своё имя, именно поэтому Google приходится пользоваться своими китайскими партнёрами.

Просто чтобы вы понимали, насколько это реально в современном мире во вполне себе экономически высокоразвитой стране. Если мы что-то не сделаем прямо сейчас, то скоро в России будет всё тоже самое.

При подготовке документа ко второму чтению, которое изначально было назначено на 22 июня, появилось положение о штрафах для «организаторов распространения информации в сети интернет» за отказ от предоставления ФСБ данных для декодирования принятых и отправленных сообщений. В Госдуме пояснили, что положение законопроекта распространяется на работу мессенджеров, почтовых сервисов и социальных сетей, которые используют шифрование.

В случае отказа предоставить спецслужбам ключи для расшифровки сообщений компаниям грозят штрафы от 800 тыс. до 1 млн руб.

Законопроект коснется мессенджеров Telegram, WhatsApp, Viber, ICQ, использующих end-to-end-шифрование. Пострадать от документа может и интернет-протокол HTTPS, который обеспечивает безопасную передачу данных многих интернет-порталов. В частности, под угрозой окажутся Facebook, «ВКонтакте», Twitter и другие сервисы для общения. Данный механизм также используют интернет-банки, сайты бронирования отелей и билетов, некоторые СМИ, онлайн-энциклопедии и другие всевозможные ресурсы. 

Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров долю зашифрованного трафика в рунете в 30%. Свои оценки на этот счет в разное время давали и интернет-компании: от 50 до 80%.

Нет ключей

«В современных реализациях приложений для шифрованного общения ключи находятся у собеседников, а не у компании, предоставляющей сервис. То есть для начала реализация данного пункта технически невозможна»,

— рассказал «Газете.Ru» вице-президент и технический директор Mail.Ru Group Владимир Габриелян.

С этим согласен и ведущий вирусный аналитик компании ESET Артем Баранов, который объяснил «Газете.Ru», что ряд мессенджеров (например, Viber и WhatsApp) не так давно внедрили шифрование end-to-end — это значит, что доступ к пересылаемым сообщениям имеет только пользователь и закрытые ключи у них просто не хранятся. Подобная технология работает в секретных чатах Telegram.

Представитель Mail.Ru Group напомнил, что ограничение тайны переписки граждан является прерогативой судебных органов и такое решение выносится в отношении конкретного человека. «В случае передачи сертификатов, позволяющих расшифровать трафик, по сути, происходит ограничение тайны переписки сразу всех пользователей», — добавил он.

Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), являющаяся главным лоббистом интернет-бизнеса в России, предупредила, что

документ ставит под угрозу тайну связи и несет огромные риски утечек конфиденциальной информации.

Организация отмечает, что в большинстве стандартов шифрования хранение пользовательских ключей не предусмотрено, то есть без изменения алгоритма невозможно декодирование сообщений. В то же время при внесении изменений возникает угроза кибербезопасности.

При этом данные меры не повлияют на доступность инструментов шифрования для злоумышленников, подчеркнули в РАЭК.

Еще одним негативным последствием является тот момент, что российские компании будут поставлены в неравные условия. Действие законопроекта распространяется на всех пользователей, что может нарушать законодательство других стран и международные обязательства России. Иностранные предприятия могут отказаться от выполнения данных требований в России, так как они противоречат их законодательству. Другие государства могут предъявить сходные требования по раскрытию ключей к российским корпорациям.

«Принятие законопроекта в текущем его виде может повлечь уход с российского рынка большого количества игроков и общую деградацию интернет-отрасли»,
— заявили в РАЭК.

Позиция организации осталась незамеченной, несмотря на отправленные письма в администрацию президента, Министерство связи и массовых коммуникаций, Госдуму и Совет Федерации.

За операторов заплатят абоненты

Принимая законопроект, депутаты также не учли мнения операторов связи на предмет срока хранения содержания голосовых вызовов, переданных сообщений и медиафайлов. Заменив изначально предложенные три года на шесть месяцев, Госдума не снизила потенциальную нагрузку на игроков телеком-рынка. Вместе с тем, согласно документу, три года будут храниться данные о фактах передачи сообщений.

«Реализация норм законопроекта будет стоить операторам связи несколько триллионов рублей. Естественно, что подобные непомерные и неэффективные обременения бизнеса катастрофически повлияют на всю экономику в сфере телекоммуникаций», — сообщили в «Мегафоне».

«Если поправки вступят в силу, операторам безусловно придется поднимать тарифы для абонентов, чтобы сохранить бизнес»,

— считает представитель оператора.

С этим согласна и PR-директор Yota Ольга Алексеева: «Вероятность того, что эти затраты будут восполнены за счет повышения стоимости услуг для конечного пользователя, очень высока».

По предварительным оценкам «Вымпелкома» (бренд «Билайн»), на выполнение требований закона на первом этапе потребуется порядка 200 млрд руб. Подобные инвестиции могут не просто негативно повлиять на экономику операторов, но и вообще свести ее к нулю.

«Уже сейчас очевидно, что принятие законопроекта может привести к замедлению темпов развития сети и к значительному повышению тарифов на услуги связи», — предупредили в «Вымпелкоме».

Представитель МТС Дмитрий Солодовников рассказал «Газете.Ru», что

сейчас в принципе нет оборудования, которое может обеспечить сбор и хранение голосовой информации в соответствии с требованием законопроекта. А его создание поставит отрасль на грань коллапса.

Так, понадобятся колоссальные расходы на закупку оборудования, строительство зданий новых ЦОД, закупку лицензий на ПО, умощнение сетей передачи данных, создание системы для «съема» и «вывода» трафика на хранение, а также системы по индексации, системы анализа трафика и предоставления доступа к этим данным. Затраты могут составить несколько триллионов рублей.

«Важно, что если операторы понесут затраты такого уровня, то они не смогут развивать сеть для абонентов: строить базовые станции, расширять сети фиксированной связи, что,

с учетом высоких темпов роста трафика, может привести к деградации качества головой связи, перебоям в доставке SMS или невозможности выйти в интернет»,
— заявил пресс-секретарь оператора.

Tele2 от комментариев отказался. Пресс-секретарь «Ростелекома» Андрей Поляков ранее объявил, что оператор приветствует снижение сроков хранения трафика до полугода.

С представителями «большой тройки» согласен и Габриелян: «Хранение не только фактов, но и данных в течение шести месяцев потребует гигантских капиталовложений от операторов связи и организаторов распространения информации, что приведет к неминуемому повышению цен на услуги связи в стране».

Но даже без учета подорожания связи закон ставит любого пользователя и абонента в неудобную позицию вечно подозреваемого в каком-либо правонарушении. Все сообщения и звонки, совершенные через мобильный телефон или Skype, будут записаны, сохранены и проанализированы в случае каких-либо вопросов со стороны спецслужб. То же самое касается любой переписки без шифрования. Даже для любого законопослушного гражданина такая мера выглядит сомнительной, а сам «антитеррористический пакет» и вовсе нарушает конституционное право граждан России на тайну переписки.