Открытые письма Общины Святой Евгении. Издательство общины святой евгении Изд. Община Св.Евгении

Изд. Община Св.Евгении



В России первые почтовые карточки были выпущены издательством «Община Св. Евгении» (известном и под другим названием: «Издательство Красного Креста»). Община Св.Евгении была образована при Санкт-Петербургском Комитете попечения о сестрах милосердия Красного креста с целью оказания помощи престарелым и больным сестрам милосердия. Августейшее покровительство общине приняла на себя принцесса Евгения Максимиллиановна Олденбургская - внучка императора Николая I (дочь герцога Люксембургского и Великой Княгини Марии Николаевны). Являясь председательницей Императорского Общества Поощрения Художеств, принцесса Ольденбургская предложила наладить выпуск почтовых конвертов и художественных открыток (открытых писем), чтобы с их продажи пополнять казну Общины. Непосредственная работа по организации издательства была возложена на председателя Общины Евдокию Федоровну Джунковскую (фрейлину императрицы Александры Федоровны) и секретаря Ивана Михайловича Степанова. Тираж первых четырех открыток с акварелям художника Н.Н.Каразина издательтво выпустило в 1898 г. к пасхальным праздникам. В том же году были изданы десять акварельных сюжетов художников И.Е.Репина, К.Е.Маковского, Е.М.Бем, С.С.Соломко и др. Два тиража этих открыток (по 10 тыс. экз. каждый) разошлись мгновенно. Часть тиража распространялась в виде наборов, помещенных в художественно оформленные конверты с надписью «В пользу Комитета попечения о сестрах Красного креста». Полиграфическое исполнение открыток осуществлялось в различных типографиях: Заведении графических искусств Э.И.Маркуса, Картографическом заведении А.И.Ильина, Товариществе Р.Голике и А.Вильборг, типографиях И.С.Лапина (в Париже), Брукмана (в Мюнхене) и др. С издательством активно сотрудничали художники реалистического направления, но полнее издательство Общины представляло художников объединения «Мир искусства»: А.Н.Бенуа, К.А.Сомова, М.А.Врубеля, Е.Е.Лансере, И.Я.Билибина, Л.С.Бакста. Всего издательство Св.Евгении выпустило 6410 номеров открыток общим тиражем более 30 миллионов экземпляров. После революции 1917 г. издательство Общины Св.Евгении было зарегистрированно как «Комиссия художественных изданий Общины Св.Евгении». В 1920 г. специальным указом все организации сестер милосердия Красного Креста были ликвидированы. Издательство Общины перешло в ведение Государственной Академии Материальной Культуры под наименованием Комитета популяризации художественных изданий (КПХИ). В 1928 г. выпуск открыток КПХИ был запрещен по идеологическим соображениям. Некоторые старые клише Общины передали тресту «Графическое дело», затем «Ленполиграфу». Качество печати этих предприятий не выдерживало никакой критики, продукция спросом не пользовалась, и дело по выпуску открыток вскоре заглохло.


Светлейшая княжна Евгения Максимилиановна Рома́нова, герцогиня Лейхтенбергская, в замужестве принцесса Ольденбургская (20 марта 1845, Санкт-Петербург — 4 мая 1925, Биарриц, Франция).

Евгения Максимилиановна происходит из Ольденбургского дома Герцогов Голштейн -Готторпских. Родилась 20 марта (1 апреля) 1845 года и была четвёртым ребёнком и третьей дочерью в семье Великой княгини Марии Николаевны от первого брака и герцога Максимилиана Лейхтенбергского, герцога Лейхтенбергского из Баварии. Её прабабушкой со стороны отца, была Мария Франсуаза-Жозефина (урожденная Мари Жозеф Роз Таше де ля Пажери), французская императрица, первая жена Наполеона I.

После смерти герцога Максими-лиана (1852 год) Николай I присвоил его де-тям титул Императорского Высочества князей Романовских. Её детские и юношеские годы прошли в Санкт-Петербурге. В детстве дочь Евгению Максимилиановну и её старшую сестру Ма-рию воспитывала Елизавета Андреевна Толстая, приходившаяся известному писателю Льву Николаевичу Толстому (1828—1910) двоюродной те-тушкой. Зимой 1857 года Толстой встретился с 12-летней Женей в Же-неве. Позже в письме он писал: «Впечатление, оставшееся у меня от Евгении Максимилиановны, такое хорошее, милое, простое и челове-ческое, и все, что я слышал и слышу о ней, все так подтверждает это впечатление…».

При дворе герцогиня Ольденбургская резко выделялась своей экстравагантностью. Почти всегда она носила полумужской наряд — костюм от Тайер светло-серого или бежевого цвета.

С 1868 года — в браке с принцем Александром Петровичем Ольденбургским. В том же году родился сын Пётр. В 1879 году получила в подарок от Александра II имение Рамонь.

Евгения Максимилиановна проявляла большую активность в общественной и культурной жизни. Она выступала как:


  • президент Минералогического общества

  • почётный член Благотворительного общества призрения интеллигентных тружениц, созданного в 1901 году для оказания помощи престарелым гувернанткам и учительницам, служивших в частных и общественных учреждениях, «не могущим по старости или болезни своим трудом заработать средства к жизни».

  • почётный член Общества вспомощения калекам, обучающимся мастерству и ремёслам в Санкт-Петербурге (состоящего под августейшим покровительством Великой княгини Ольги Александровны).

  • почётный член Императорского Российского автомобильного общества (ИРАО), организованного в 1903 году.

Некоторое время Евгения Максимилиановна занимала пост председателя Императорского общества поощрения художеств, ею была учреждена художественная премия. Не менее значительна была её деятельность по созданию широкой сети художественных школ в Санкт-Петербурге и его окрестностях — была инициатором устройства в рабочих кварталах рисовальных школ «для лиц ремесленного сословия», издания сборника ху-дожественно-промышленного рисунка.http://istram.ucoz.ru/_ph/4/2/425879256.jpg, попечительница общины сестёр Красного Креста, на основе которого возникла община Святой Евгении, получившая название в честь своей покровительницы.
«Общество Святой Евгении» имело своё издательство, оно одно из первых в России стало выпускать художественные (иллюстрированные) открытые письма (открытки). В 1898 году они поступили в продажу. За 20 лет существования, общество изготовило 6500 наименований открыток общим тиражом более 30 миллионов экземпляров. Акварельные изображения выполняли известные художники — И. Е. Репин, Е. М. Васнецов, А. Н. Бенуа, К. Е. Маковский и др. Вышла серия открыток с репродукциями из Третьяковской галереи, Румянцевского музея, Эрмитажа. Иногда авторами становились и малоизвестные фотографы. Некоторые открытки были с видами Рамони.

С 1868 года — попечительница Рождественнской женской гимназии, переименованной в 1899 году в принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской гимназию, — Лафонская улица (с 1952 года — улица Пролетарской Диктатуры), 1. (Ныне в гимназии № 157 (ул. Пролетарской диктатуры,1) находится мемориальная доска.)
2 апреля 1870 года — стала покровительницей Дома Милосердия — после смерти матери, которая была его основательницей в таком качестве и под таким названием и первой державной покровительницей.
с 1894 года стала попечительницей Максимилиановской больницы.
Во время русско-японской войны 1904—1905 годов Евгения Максимили-ановна возглавила Порт-Артурский «Комитет по оказанию помощи ране-ным солдатам и увековечиванию памяти павших». За свою деятельность она была отмечена женским орденом «За беспорочную службу Отече-ству на ниве благотворительности и просвещения».

С 1880-х Евгения Максимилиановна жила в имении Рамонь, недалеко от Воронежа, жалованным ей с сахарным заводом дядей, царём Александром II, предпочитая в холодные месяцы года жить в Петербурге, где играла боль-шую роль в общественной и культурной жизни России. В 1908 году дворец перешел в собственность сына Петра Александровича, и Евгения Максимилиановна переехала на постоянное место жительства в Петербург.

У Евгении Максимилиановны был талант организатора. Женщина деловая, энергичная, широко образованная, в своём рамонском имении развернула активную хозяйственную деятельность, пере-строив его на капиталистический лад: построила свой дворец в староанглийском стиле (в 1883—1887 годах), реконструировала сахарный завод, переведя его на диффузионную систему, машинную паровую технику, открыла рафинадный цех (1880—1891), построила «паровую фабрику конфет и шоколада» (1900 г.); соединила железнодорожной веткой Рамонь со станцией Графская (1901); путем покупки земли у соседей помещиков увеличила площадь имения с 3300 до 7000 десятин, перевела земледелие на 8-мипольный севооборот; открыла конезавод, ковровые мастерские, содержала образцовую двухэтажную столовую для рабочих, общежитие для прибывших инженеров.

Общий вид замка.

Столовая рабочих сахарного завода.

Памятник на дарение Рамони принцессе Е. М. Ольденбургской.

В Рамони приняла на себя заботу о школах, больницах и бедных: открыла начальную школу и лечебницу (1880 г.).

Рамонская начальная школа.

Председательское место занимала на торжестве по случаю открытия в 1896 году Воронеж-ского губернского музея. При открытии в октябре 1889 года сельскохозяйственной школы в селе Конь-Колодезь учредила для учащихся стипендию имени «Ея императорского Высочества принцессы Ольденбургской».

При её участии из Европы были вывезены и запущены в огражденный участок леса одиннадцать оленей с целью разведения и организации на них охоты. Впоследствии они стали родоначальниками ныне действующего стада оленей в Воронежском государственном биосферном заповеднике.

Охотничья "оленья" усадьба.

Центральный ворота кордона "Зверинец".

Евгения Максимилиановна построила первую в России конфетную фабрику с применением паровых машин, которая получила название «Паровая фабрика конфет и шоколада» и позднее стала прародительницей Воронежской кондитерской фабрики. Продукция фабрики имела международное признание, завоевав большое количество наград на различных всемирных выставках.

Фантики:

Ольденбургские, Александр и Евгения, приняли присягу Временному правительству. После революции 1917 года Евгения Максимилиановна, разбитая параличом, некоторое время находилась в Петрограде. Затем её перевезли в Финляндию, а оттуда во Францию, где она и проживала до конца жизни.


По материалам Википедии. Подробнее об усадьбе в Рамони по ссылке

В Строгановском дворце Русского музея проходит выставка, посвященная деятельности издательства Общины Святой Евгении, принадлежащей к интереснейшим явлениям русской культуры Серебряного века

В Строгановском дворце Русского музея проходит выставка, посвященная деятельности издательства Общины Святой Евгении, принадлежащей к интереснейшим явлениям русской культуры Серебряного века. Община Святой Евгении активно занималась благотворительностью и сотрудничала с такими художниками, как А. Н. Бенуа , И. Я. Билибин , Е. Е. Лансере , К. А. Сомов , Л. С. Бакст , М. В. Добужинский , Ф. Бернштам, Д. И. Митрохин , Г. И. Нарбут , З. Е. Серебрякова , А. П. Остроумова-Лебедева и др. Всего в экспозиции представлено около 300 произведений, среди которых книги, путеводители, «открытые письма», рисунки и акварели.

Русский музей обладает уникальным собранием так называемых «Открытых писем» (открыток), эскизов и пробных оттисков издательства, большинство книжных изданий Общины Святой Евгении попадало в коллекцию музея почти сразу после выхода в свет.

Община Святой Евгении входила в состав «Санкт-Петербургского попечительного комитета о сестрах Красного Креста» при Главном Управлении РОКК (Российского Общества Красного Креста), возглавляемого с 1887 года внучкой императора Николая I, принцессой Евгенией Максимилиановной Ольденбургской (1845–1925), которая вкладывала в благотворительность немалые личные средства. Именно в честь небесной покровительницы принцессы и была названа Община, состоявшая из сестер милосердия и призванная не только поддержать престарелых и зачастую нищенствующих сестер милосердия, но подготовить достойную смену.

Общине были необходимы деньги для строительства больницы, содержания приюта для престарелых сестер, для работы подготовительных курсов медсестер. Средства на благотворительность поступали от частных лиц, от проводившихся Общиной аукционов и художественных выставок. С 1896 года Община Святой Евгении приступила к издательской деятельности, в том числе к выпуску «открытых писем» - иллюстрированных открыток, среди которых большое место занимали репродукции произведений изобразительного искусства, в первую очередь русского. Это начинание не только оказалось наиболее успешным способом получения благотворительных средств, но стало заметным явлением в культурной жизни России конца XIX - начала XX века.

Первая продукция - конверты, приуроченные к Пасхе 1896 года, имели скромное оформление: знак Красного Креста и надпись «Для поздравительных карточек. В пользу Общины Св. Евгении». Уже через год к оформлению конвертов подключились художники Е. П. Самокиш-Судковская, В. В. Суслов, Н. В. Султанов.

В 1898 году вышла первая серия из 10 «открытых писем», авторами акварелей для них стали известные художники: И. Е. Репин , К. Е. Маковский , Н. С. Самокиш , Е. М. Бём и др. Выпущенные по 10 000 экземпляров каждая, открытки этой серии имели такой успех, что тираж пришлось повторить.

1900-е годы были годами расцвета, во многом этому способствовал конкурс, посвященный 200-летию Санкт-Петербурга, благодаря которому установились прочные связи с художниками «Мира искусства». Приглашенный в жюри конкурса, Александр Бенуа фактически являлся руководителем издательства. Активно сотрудничавшие с издательством Общины Л. С. Бакст, А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, М. В. Добужинский, И. Э. Грабарь , Е. Е. Лансере, Г. К. Лукомский , К. А. Сомов, А. П. Остроумова-Лебедева и многие другие работали почти за символическое вознаграждение, а то и бесплатно.

Благодаря высоким покровителям в 1903 году Общине было разрешено продавать открытки в киосках Красного Креста на многих железнодорожных вокзалах и пристанях по всей России. Тираж одной открытки доходил до 10 000 экземпляров, а некоторые из них переиздавались до 5-6 раз. Общее количество открытых писем за 20 лет существования, начиная с 1898 года, составило более 30 миллионов экземпляров. Все они были выполнены с высоким полиграфическим качеством. Более 6 400 открыток посвящены значительным событиям в жизни Российского государства, государственным деятелям и царскому двору, а также воспроизводят лучшие произведения русского и зарубежного искусства. На открытках с маркой Общины запечатлены 3 000 достопримечательностей в 200 географических точках мира. Среди исполнителей этих видовых открыток И. Я. Билибин и А. Н. Бенуа, а также известные фотографы: А. Павлович, К. Булла, К. Ганн, П. Радецкий, С. Прокудин-Горский, В. Светличный.

Постепенно у издательства сложилась и своя книгоиздательская программа. Приоритетным направлением стали выпуски иллюстрированных изданий русской классической литературы и изданий, знакомящих читателей с коллекциями крупнейших российских музеев и культурными достопримечательностями страны. Это - «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа» А. Н. Бенуа (1911), «Художественные произведения Эрмитажа» (1916), карманные путеводители по знаменитым местам России, серия монографий «Русские художники», «1812 год в баснях Крылова» с иллюстрациями Г. И. Нарбута (1912), «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина, с тремя рисунками М. А. Врубеля и книжными украшениями С. В. Чехонина .

Печатная продукция Общины была удостоена наград на международных выставках: Всемирной в Париже (1900), в Сент-Луисе (1904), на Всероссийской кустарной выставке в Петербурге (1907–1908), Международной строительной выставке в Петербурге (1908) и других.

После революции в 1920 году Евгенинская община была упразднена. Благотворительность как форма социальной деятельности высшего общества перестала существовать. Издательство перешло в ведение Главнауки и продолжило свою деятельность уже под именем Комитета популяризации художественных изданий при Государственной академии материальной культуры.

Старые бабушкины альбомы - это огромное сокровище для тех, кто любит ретро и просто все из прошлого. Наверняка многие обращали внимание на необычные русские открытки начала ХХ века в этих альбомах - художественного оформленные они все имели на оборотной стороне знак в виде Красного креста и надпись "В пользу общины св.Евгении ". По воспоминаниям людей, живших в то время, Россия была буквально наводнена этими открытками, которые выполняли одновременно две функции - функцию культурно-просветительскую и функцию благотворительную. И все это было связано опять таки с Домом Романовых и в частности с семейством принцев Ольденбургских.

Принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская

Родословная рода Ольденбургских довольно обширна и как оказывается их родственные связи простираются на всю Европу и Россию. Но сейчас нам интересны два имени - имя принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской и ее мужа, его императорского высочества Александра Петровича Ольденбургского. Эти двое оставили заметный след в истории России на поприще меценатства, милосердия и благотворительности.




Княжна Романовская до замужества 1863-1868 годы

Княжна Романовская Евгения Максимилиановна, урожденная герцогиня Лейхтенбергская была третьей дочерью герцога Максимилиана Лейхтенбергского и великой княгии Марии Николаевны, дочери императора Николая I. Кроме того она была также и внучкой Эжена Богарне, пасынка Наполеона Бонапарта. Место и дата рождения - Санкт-Петербург, 20 марта 1845 года. О ее детстве и юности известно не так уж и много, в принципе оно было стандартным: девочка получила хорошее образование, знала языки, умела держать себя в обществе.

Принц Александр Фридрих Константин или Александр Петрович Ольденбургский

7 января 1868 года Евгения Максимилиановна вышла замуж за принца Александра Фридриха Константина или Александра Петровича Ольденбургского, состоявшего с ней в дальнем родстве. Достаточно упомянуть тот факт, что Александр Петрович был по линии отца правнуком императора Павла I. Место и дата рождения - Санкт-Петербург, 21 мая 1844 года. По воспоминаниям современников, эта супружеская пара была удивительно гармоничной: общие интересы и общие взгляды на жизнь сделали их брак счастливым и долгим. Так же отмечали и их романтизм и некоторую экстравагантность в поступках и делах, связывая это с родством с Павлом I. Впрочем занятие благотворительностью в России всегда считалось уделом людей экстравагантных, в чем-то не от мира сего. Не от того ли их так долго и помнят, что в общей массе они как луч света на небосклоне серой и жестокой жизни?

Принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская за чтением

Всю свою жизнь принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбурская посвятила именно этому - делам благим на пользу людям. Список ее деяний довольно обширен и поэтому просто небольшой фрагмент о ней из справочника "Энциклопедия благотворительности Санкт-Петребург": "Была покровительницей и попечительницей Приюта в память Марии и Екатерины (открыт в 1867 на средства принца П. Г. Ольденбургского в память о его умерших дочерях и в честь бракосочетания дочери Евгении; с 1871 – Приют в память Марии и Екатерины и Георгия), Санкт-Петербургского дома милосердия (1868), Рождественской гимназии (основана в 1868 как прогимназия; с 1899 – гимназия ее имени; ныне – школа № 157, ул. Пролетарской Диктатуры, 1; в школе в честь нее установлена мемориальная доска), Петербургской школы Императорского Женского патриотического общества (1874), Благотворительного общества при С.-Петербургской городской Калинкинской больнице, Общества борьбы с заразными болезнями, Общества охранения здоровья женщин в С.-Петербурге, Максимилиановской лечебницы (1894), Попечительства о бедных Рождественской части, Санкт-Петербургского общества поощрения женского художественно-ремесленного труда. В качестве председательницы Дамского комитета Общества попечительного о тюрьмах (с 1869) опекала Приют для арестантских детей-девочек (Евгениевский приют) и Убежище для женщин, выходящих из мест заключения, получившее ее имя. "

Принц Александр Петрович Ольденбургский

Имя ее мужа тоже есть в этой энциклопедии и вот, что написано там о нем: "Следуя по стопам отца и матери, значительные силы посвятил общественной деятельности. Ежегодно отпускал из личных средств 3 000 руб. на содержание Приюта в память Марии, Екатерины и Георгия, открывшегося в 1868 в день его бракосочетания. Был попечителем Дома призрения душевнобольных императора Александра III (1870), Императорского Училища правоведения (1881), Приюта принца Петра Ольденбургского (1881), Царскосельского санатория для детей (1901), покровителем Общества музыкальных педагогов и других музыкальных деятелей (1900). Почетный член Вольного экономического общества (1873), Петербургского минералогического общества и Академии наук в С.-Петербурге (1890), Общества пособия пострадавшим от пожарного бедствия в Санкт-Петербурге (1898), Военно-медицинской академии, Императорского Русского технического общества, Общества содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей «Маяк», XI съезда русских естествоиспытателей и врачей в С.-Петербурге (1901), ряда других общественных и благотворительных организаций в С.-Петербурге и провинции.В 1881, после смерти отца, сменил его на посту попечителя Свято-Троицкой общины сестер милосердия. В 1886 создал при ней Пастеровскую станцию для вакцинации бешенства, а в 1890 содействовал созданию на базе общины Института экспериментальной медицины – первого в России научно-исследовательского учреждения в области медицины и биологии (ныне Институт им. И. П. Павлова), стал его покровителем. За проведенные в лабораториях этого института исследования И. П. Павлов в 1904 получил Нобелевскую премию."

Оборотная сторона почтовой открытка и вензель с Красным крестом издательства Общины св.Евгении

Но вернемся к нашим открыткам с Красным крестом. Это тоже было делом Ольденбургских. История появления этих почтовых карточек довольно интересна: отдыхая как-то раз на юге, известный художник Гавриил Павлович Кондрашенко встретил на своем пути бывшую сестру-милосердия, участницу Русско-турецкой войны. Бедная женщина была фактически нищенкой и поведала художнику о том, что так живут многие из тех женщин, кто был на войне и спасал раненых. Россия о них просто забыла. Вернувшись в Петербург, Кондрашенко рассказал об этой встрече своих коллегам и предложил организовать выставку-продажу картин. В 1881 году году в Петербурге прошла такая выставка, весь сбор от которой пошел в фонд неимущих сестер милосердия. А еще год спустя была учреждена Община сестер милосердия святой Евгении - "Евгенинская община". Любая община того времени имела своего покровителя или попечителя, им то и стала принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская.

Марки в пользу Общины св. Евгении

Община Святой Евгении входила в состав "Санкт-Петербургского попечительного комитета о сестрах Красного Креста" при Главном Управлении РОКК (Российского Общества Красного Креста) и состояла из сестер милосердия, которые не только помогали несчастным, но еще и готовили себе достойную смену. А для того, чтобы была возможность строить больницы, приюты и помогать нуждающимся нужны были деньги, вот и решено было издавать почтовые карточки и сборы от их продажи использовать на благотворительные цели. Авторами сюжетов стали известные художники - И. Билибин, Н. Бенуа, Л. Бакст, Г. Нарбут, К. Сомов, З. Серебрякова, а также известные фотографы - К. Ганн, А. Павлович, К. Булла, П. Радецкий, С. Проскудин-Горский и многие другие. Издание карточек началось в 1898 году и продолжалось даже в первые годы советской власти.

Одна из открыток с портретом императрицы Александры Федоровны издательства Общины св.Евгении

В 1900 году по личному ходатайству принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской последовало высочайшее разрешение "Евгенинской общине" на выпуск и распространение в России на правах монополии открытых писем с портретами любых особ императорской фамилии. При этом на них должен был помещаться знак Красного Креста и надпись "В пользу общины святой Евгении". Эта монополия продлилась – до мая 1910 года и была отменена императором Николаем II.

Небольшая подборка открыток издательства Общины св.Евгении