Торговля предметами искусства: как преуспеть в этом сложном деле. Как устроена работа антикварных салонов

Современные технологии разрушают стереотип о постоянно голодном и нищем художнике, работы которого видят только стены мастерской. В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла книга «Твори целый день» Лизы Конгдон , которая делится психологическими и практическими инструментами для последовательных шагов работы в сфере творческих индустрий: от поиска каналов продаж до выбора компании-экспедитора. T&P публикует несколько глав вместе с реальными историями людей, опровергающими миф о том, что невозможно делать деньги будучи художником.

Лиза Конгдон

художник и иллюстратор из Калифонии. Занимается дизайном книг, канцелярских принадлежностей, тканей и домашней утвари. Участвует во многих выставках, выступает на профессиональных конференциях, ведет популярный блог о жизни и работе.

Исследование различных источников дохода

Итак, ваш корабль отходит от пристани, увлекая вас в бурное море художественной карьеры. Очертания, которые примет ваш творческий бизнес, нужно определить с самого начала. У вас есть несколько вариантов, о которых мы и поговорим на страницах этой книги. Например, можно продавать оригиналы своих работ или оттиски, заниматься иллюстрированием и предоставлять права использования. Но с чего же начать? Мои слова могут прозвучать как избитая истина, но лучший совет, который я получила, когда сама начинала карьеру в искусстве, был таков: «Следуй велению сердца». Не существует единого пути, который сработает для всех и каждого; так что решение о том, что станет лучшим лично для вас, определяется неповторимыми обстоятельствами вашей собственной жизни, вашими сильными сторонами, целями, ресурсами и опытом.

Некоторые художники полностью обеспечивают себя, сосредоточившись на единственном источнике дохода, например на иллюстрировании или продаже произведений искусства. Но вообще в наше время принято иметь несколько таких источников. Диверсификация доходов - замечательный способ сделать ваше художественное предприятие интересным и динамичным, к тому же вы не будете зависеть от единственного способа заработать на жизнь. Когда один из источников начнет иссякать, на поверхность выйдет другой. Кроме того, на время обратиться к другому виду заработка можно и в том случае, если вы устанете от какого-то определенного способа продажи своих работ. После того как оригинал рисунка будет продан, вариант получения пассивного дохода, например такого, как предоставление права использования, не потребует большой дополнительной работы, при этом вы сможете на протяжении многих лет получать доход из этого источника и продолжать работать над новыми оригинальными произведениями.

Читая следующие главы этой книги и оценивая возможные источники дохода, подумайте, какие из них принесут вам больше удовольствия и будут лучше соответствовать вашей работе. Не позволяйте себе делать выбор в пользу того или иного потенциального варианта только потому, что он, по-вашему, выглядит более прибыльным. Если источник дохода не соответствует вашим ценностям или вызывает неудовольствие, то в результате он лишит вас вдохновения и оставит чувство неудовлетворенности.

Самый разумный подход - начать с чего-то небольшого, особенно если у вас помимо искусства есть другая работа. Если сразу взять старт со слишком большим количеством источников, они могут захлестнуть вас с головой. Поэтому лучше ограничиться одним-двумя, а нащупав основное русло и начав зарабатывать, уже думать о других. Возможно, вы обнаружите, что управление интернет-магазином отнимает слишком много времени, а общение с заказчиками, приобретающими ваши иллюстрации, мешает творческому процессу. Если какой-то из источников дохода у вас не работает - не волнуйтесь, это в порядке вещей. Процесс исследования различных способов реализации своих работ или получения дохода от своих талантов требует неоднократных по- пыток и большого количества времени, и ошибки неизбежны. Но вооружившись терпением и открывшись миру, вы в итоге найдете свою персональную нишу.

Составление маркетингового плана

Я советую составлять маркетинговый план на каждый квартал в течение года. В зависимости от сезона, ваших карьерных устремлений и того, над чем вы в данный момент работаете, маркетинговые планы для каждого квартала будут выглядеть по-разному. Например, в третьем квартале, когда вы активно работаете в преддверии отпускного сезона, можно сосредоточить свои маркетинговые усилия на получении новых заказов, а в четвертом - на повышении продаж в магазине. Если вы начинаете свою карьеру в качестве художника-иллюстратора, лучше всего заняться продвижением в первом квартале, чтобы ваши открытки не затерялись в отпускной суете в редакторских офисах. Мыслите стратегически, занимайтесь маркетингом каждый день, а не только во времена затишья - и ваши усилия в будущем дадут хорошие дивиденды.

Ваш маркетинговый план должен учитывать все составляющие рекламной кампании, в том числе пресс-релизы, публикации в вашем блоге - вплоть до крупной кампании в социальных сетях. Cоставьте таблицу на каждый квартал, распланировав в ней маркетинговые мероприятия по неделям. Укажите все действия, которые вам необходимо предпринять, и крайние сроки их выполнения. Чем лучше вы организуете свою рекламную кампанию, тем большую отдачу от нее получите.

Как найти свою нишу

Если вы размышляете, не заняться ли вам иллюстрированием, спросите себя: «Для какого сегмента этого рынка мои работы подойдут больше всего?» или «Какая из областей иллюстрирования мне более всего интересна?» Когда я только начинала, то завела себе специальную «доску вдохновения», где отметила, какие работы я хотела бы сделать, и области иллюстрирования, отвечавшие моим увлечениям. Поскольку в моих работах главное - это колорит и жизнерадостный настрой, а не концептуальное содержание, я понимала, что мне лучше всего работать над оформлением канцелярских товаров и предметов домашнего обихода. Кроме того, меня привлекало иллюстрирование книг, поэтому пришлось поработать над сюжетно-тематической составляющей моего портфолио.

Не пожалейте времени, чтобы изучить потенциальные сферы применения вашего таланта и понять, на чем бы вы хотели остановиться, - это поможет решить, какие области иллюстрирования вам возвести в разряд целевых и какие изменения понадобится внести в ваши произведения.

Как полноценно использовать время простоя

Ключевое слово, характеризующее карьеру свободного художника, - непредсказуемость. Но даже когда бизнес идет вяло, всегда есть возможность привести в порядок дела, чему-то научиться и заложить основы для будущего роста. В такие периоды важно регулярно проводить определенное время за работой и заниматься развитием своего художественного бизнеса по следующим направлениям:

Формировать портфолио. Это один из лучших способов использовать время простоя. Начните создавать новые произведения, которые впоследствии можно будет использовать в оформлении коммерческой продукции, например обложек ежедневников или кухонных полотенец. Таким образом вы пополните свое портфолио образцами работ, которые будущие клиенты, возможно, решат использовать в изготовлении своей продукции. Кроме того, вы сможете обратиться в галерею и договориться об организации показа ваших новых произведений.

Работать волонтером. В главе 4 говорилось о важности участия в жизни местного художественного сообщества как о средстве нетворкинга и установления контактов, которое впоследствии может оказать благотворное влияние на вашу художественную карьеру. Так вот, «низкий сезон» можно использовать для того, чтобы поработать в некоммерческой художественной организации, на художественной площадке или стажером в галерее. Работая в галерее, можно многое узнать: как произведения искусства продаются коллекционерам, как организуют и проводят выставки, что представляют собой взаимоотношения художников и владельцев галерей. Работая волонтером в некоммерческой художественной организации, вы узнаете, как получить грант, как добиться включения своих работ в запланированные выставки, как принять участие в крупных мероприятиях, например в аукционах.

Заниматься маркетингом. Используйте свободное время, чтобы «засветить» свое имя. Просмотрите свои маркетинговые материалы: не пришло ли время обновить информацию на сайте? Если да, то добавьте на сайт образцы новых работ, отзывы СМИ, сведения о полученных наградах, подумайте над улучшением дизайна. Вы давно общались в соцсетях? Уделите время общению в Facebook, Twitter и Instagram, изучите варианты расширения своего присутствия в сети. Вы давно не писали в своем блоге? Тогда начните новый персональный проект и напишите о нем. Когда вы в последний раз рассылали художественные открытки галереям своей мечты и арт-директорам? Воспользуйтесь появившимся временем, чтобы разработать дизайн открытки с изображением лучшей из ваших новых работ.

Никки Макклюр

Художник, мастер искусства бумажной пластики, Олимпия

В самом начале карьеры Никки принес известность «самиздатовский» календарь-ежегодник в фирменном черно-белом изобразительном стиле бумажной пластики - наилучшая практическая демонстрация ее достоинств, среди которых терпение, умение много работать и заботиться о том, что действительно для нее дорого. А еще Никки выпускает постеры, книги, открытки и футболки. Никки Макклюр - блистательный пример того, как реализовать свои ценности, чтобы процветать в искусстве и бизнесе, и как рассказать в своих произведениях всему миру о том, что вам дорого: о силе любви и надежды, о красоте повседневных вещей, о заботе об окружающей среде и о возможности изменить мир к лучшему.

Лиза Соломон

Художник, работает в стиле смешанной техники

Лиза имеет степени бакалавра прикладных искусств Калифорнийского университета в Беркли и магистра изящных искусств колледжа Миллс. Ее работы, отражающие интерес к сочетаниям стилей в ремесле и домашнем обиходе, представлены на выставках по всему миру - от музея искусств Сан-Хосе до музея Koumi-Machi Kougen в Японии. Работы Лизы выставлялись в различных галереях, среди которых галерея фотографий Дэвида Вайнберга в Чикаго и художественная галерея Гарсона Бейкера в Нью-Йорке. В настоящее время она сотрудничает с галереей Уолтера Масьеля в Лос-Анджелесе, известной в Сан-Франциско как Fouladi Projects. Работы Лизы изданы в виде монографии Hand/Made. Кроме того, она автор книги об искусстве вышивки «Узелки, нитки, стежки» (Knot Thread Stitch). Но, несмотря на активное занятие творчеством, Лиза находит время, чтобы вести блог и обучать студентов искусству в Государственном университете Сан-Франциско.

Эстер Перл Уотсон

Художник, иллюстратор, Пасадена

«Когда вы только начинаете карьеру художника или иллюстратора, стоит соглашаться на большинство заказов, которые вам предлагают, - именно так завязываются контакты и формируется портфолио. И, кроме того, только так и можно понять, какие занятия вам по душе, а какие - нет. Позже, когда вы это поймете, можно выбирать компании и проекты, в отношении которых вы будете уверены. Еще мы считаем, что важно получать хорошую оплату за свою работу. Если заказчик говорит: «Вы получите большую известность, а вот заплатить вам мы не можем», - для нас это как красный сигнал светофора! Если же мы уже работаем над каким-то заказом, то увеличиваем сумму вознаграждения. Лишний труд должен оплачиваться!»

Долан Гейман

Художник, работает в жанре смешанной техники, Чикаго

Долан Гейман рос в Шенандоа-Вэлли, где он бродил по окрестностям, забирался в заброшенные дома и собирал различные предметы. Детство, проведенное в сельской местности, наложило сильный отпечаток на его картины и коллажи, которые он создает в уникальном стиле поп-фолка. Долан учился в Университете Джеймса Мэдисона в Харрисонберге, а окончив его со степенью бакалавра изящных искусств, вскоре отправился в Чикаго на автомобиле, вооруженный кипой картин, небольшим запасом провизии и удочкой для рыбной ловли. Здесь он хотел заявить о себе как о художнике. Несколько лет спустя Долан создаст множество произведений и печатных репродукций. Помимо управления магазином Etsy и участия в жюри художественных ярмарок Долан сотрудничает с международными розничными компаниями, которые продают оригиналы его произведений, а также создаваемые им недорогие художественные сувениры и предметы декора. Кроме того, он предоставляет права на свои произведения таким компаниям, как Anthropologie, Fossil, Pendleton Woolen Mills и Urban Outfitters.

Мы разбирались, что покупать. Теперь посмотрим, где и как это делать.

Ася Челован

маркетолог с дипломом искусствоведа

Как купить и кому продать

Искусство покупают и продают на аукционах, в галереях, антикварных магазинах, с рук у художника и на барахолках.

Аукционы. В известные аукционные дома «Сотбис» и «Кристис» попадают работы уже известных художников - на сто тысяч рублей там не разгуляться. Поэтому нас интересуют небольшие аукционы.

Для участия в большинстве аукционов нужна предварительная регистрация. Ставки можно делать лично, по телефону или на сайте. Если ваша ставка выиграла, то, чтобы получить вещь, придется заплатить еще и комиссию аукционному дому. В российских домах комиссия составляет от 5 до 20%.

Аукционы работают по принципу caveat emptor - «пусть покупатель будет бдителен». Если вы сделали ставку и передумали, придется заплатить неустойку от 10%. Просто вернуть покупку и получить свои деньги обратно можно, но только если есть претензии к сохранности или к качеству: например, вещь выглядит хуже, чем было заявлено, или оказалась поддельной. Если покупка просто разонравилась, придется выставлять ее на торги.

У каждого лота есть эстимейт - сумма, на которую оценили произведение эксперты. Некоторые аукционы не продают лоты, которые не достигли эстимейта, но обычно можно договориться.

Пока я писала эту статью, моя мама захотела купить испанский столик начала 20 века на онлайн-аукционе. Оценочная стоимость - 40 000 рублей, а самая высокая ставка - 22 500 рублей, мама поставила 23 000 рублей:

Через несколько дней перезвонил менеджер Евгений: оказалось, что мамина ставка - самая высокая. Евгений предложил договориться с продавцом о снижении цены. Так за 26 000 рублей (ставка вместе с комиссией аукциона) столик переехал к маме.

Аукционные дома с онлайн-торгами в России

Произведение можно купить с рук. Покупка напрямую у художника - самый экономный и рискованный вариант. Вы экономите на посреднике, но качество работ и коммерческий потенциал художника вам приходится оценивать самостоятельно.

Если покупаете искусство с рук, просите документы, подтверждающие его подлинность. Если документов нет, но купить очень хочется и не хочется терять деньги - закажите независимую экспертизу. Продавец сопротивляется - не покупайте.

«Ибэй», «Авито», «Мешок-нет» и блошиные рынки существуют для людей, которые любят процесс поиска. Там можно найти что-то стоящее, например гравюру, но при условии, что вы отличаете эстамп от офорта на глаз.

Как оценить произведение

Чтобы купить произведение дешево, а потом выгодно продать его, нужно быть в курсе трендов. Ориентироваться помогают новости и аналитика.

О событиях рассказывают в «Арт-ньюспейпер», «Артгиде» и новостной ленте «Артинвестмента». Обращайте внимание на темы выставок и имена художников, которым дают гранты.

  1. Ольга Кройтор.
  2. Евгений Антуфьев.
  3. Евгений Гранильщиков.
  4. Таус Махачева.
  5. «Ресайкл-груп».
  6. Группировка ЗИП .
  7. Аслан Гайсумов.
  8. Тимофей Радя.
  9. Александра Пирогова.
  10. Влад Кульков.

Составить представление о динамике цен помогают базы данных и рыночные обзоры. Самая известная база - «Артпрайс». Информацию о продажах русского искусства публикуют на «Артинвестмент». Однодневный доступ к «Артпрайс» стоит 30 евро, к «Артинвестмент» - 1000 рублей.

Если нужно составить приблизительное впечатление и не хочется платить за базу, то данные можно собрать и проанализировать самостоятельно. Архивы есть на сайтах самих аукционов и на сайтах-агрегаторах типа The-saleroom.com и Liveauctioneers.com .

В сентябре 2016 года вышел первый аналитический отчет по рынку современного русского искусства «Инарт-2016».

Помните, все эти цены ничего не гарантируют, это просто ориентир:

«Галатская башня в лунном свете» Ивана Айвазовского была продана за 1 322 051 $

А его же «Оттоманская империя в лунном свете» - за 280 830 $

Разница в написании картин - 4 года. Цену скорректировал кризис: первая картина продавалась в 2012 году, вторая - в 2016.

Экономика определяет спрос на искусство в принципе, но на ценность произведения влияют другие факторы. В первую очередь - имя художника или школа. Затем в равной степени важны техника, уникальность, сохранность и происхождение.

Картина маслом стоит дороже карандашного наброска. Единственная бронзовая скульптура дороже тиражной фигуры из шпиатра. Фарфоровая фигурка в идеальном состоянии дороже реставрированной. Картина, которая участвовала в выставках и попадала в каталоги, оценивается лучше, чем та, что внезапно «всплыла» на рынке.

Как хранить, чтобы не терять деньги

Вы рискуете, когда покупаете искусство. Будет досадно, если вы удачно выберете произведение, оно вырастет в цене, но вы всё равно продадите его дешевле из-за плесени или выцветания красок.

Живопись, графика, фотография не любят прямых солнечных лучей, а книги - сырость. На антикварный столик нельзя ставить кружки с чаем, а бронзовый подсвечник с патиной лучше протирать простой фланелью. На всякий случай уточните у продавца условия, в которых нужно хранить произведение.

Почти любое произведение нашей ценовой категории можно хранить дома - банковская ячейка не нужна. Но конечно, его можно застраховать от кражи.

Какие риски: поддельные картины и несбывшиеся надежды

Старое искусство подделывают. Определить подлинность помогают три фактора: провенанс (происхождение), искусствоведческая и технико-технологическая экспертизы. Чем прозрачнее история переходов предмета от владельца к владельцу, тем больше уверенности, что перед вами не фальшивка.

Но ни идеальный провенанс, ни экспертное заключение не гарантируют подлинность.

Стандартной формы экспертного заключения нет

Если вам предлагают рисунок Мане за 130 тысяч рублей или на кону еще большие деньги - это повод для паранойи. Закажите независимую научную экспертизу в музее или исследовательском центре. Первичная экспертиза без сложных исследований стоит 600 рублей.

Специалисту не нужно даже держать в руках эту работу, чтобы определить, что это не Мане: изображение похоже на литографию, но в описании указано, что это рисунок углём. Цена для Мане странная - его графика стоит сотни тысяч долларов

Не всё современное искусство подорожает. С суммой в 100 тысяч рублей приходится выбирать из молодых и перспективных, а значит, ошибиться шансов больше: многие из них не станут знаменитыми и востребованными.

Вкладывайте только в те произведения, которые по-настоящему нравятся - придется смотреть на них каждый день. Искусство дорожает долго.

Главное

  1. Ищите искусство на аукционах, в галереях и у художников лично. Безопаснее - на аукционах. Выгоднее - с рук.
  2. Читайте новости и аналитику, ищите закономерности, чтобы понимать, кого покупать и когда продавать.
  3. Выясните, как нужно хранить ваше произведение, чтобы не потерять деньги из-за осыпавшейся краски.
  4. Проверяйте подлинность произведений, оценивайте риски и выбирайте то, что радует глаз.

Консультант: Ульяна Доброва, НИНЭ им. П. М. Третьякова

Моя история заработка началась в студенческие времена, когда, как и многие студенты, я испытывала огромный недостаток в двух вещах: во времени и в деньгах.

Найти постоянную хорошо оплачиваемую работу в тот момент было утопией, так как во-первых, никто не хотел трудоустраивать студента без стажа, а во-вторых, просто невозможно было работать по четкому графику из-за разбросанных по времени занятий в институте.

Но нужно было придумать способ заработка. В отличии от большинства других бедных студентов у меня с рождения был талант к рисованию, который, кстати говоря, развивался, так как училась я на художественном отделении архитектурного вуза. Я приняла решение рисовать портреты на заказ.

Первые шаги

«Чтобы начать что-то делать, просто начни», - примерно так мне всю жизнь говорила моя мама. И я начала делать то что умею, а именно - рисовать портреты, еще особо не понимая, как именно я начну на этом зарабатывать. Я рисовала в любую свободную минуту, просто для того, чтобы для начала отточить мастерство. Вначале получалось, мягко говоря, не очень хорошо, но довольно быстро мои рисуночки начали напоминать настоящие портреты, люди на них получались похожими, а главное - привлекательными. Мои портреты начали нравится друзьям, а я, рисуя их, просто отдавала им свои портреты, для рекламы. И вот, о чудо, друг моего друга как-то подошел к мне с просьбой нарисовать небольшой портрет его девушки за деньги ей на день-рождение, в подарок. Это был мой первый заказ. За работу взяла чисто символическую цену - 150 рублей. Позже так же подходили или звонили другие друзья друзей, цену называла все такую же символическую, как для своих.

Поиск клиентов

Довольно быстро я поняла, что круг моего общения исчерпывается, заказов «от своих» мне не хватает, да и заработок на них минимальный, так что нужно искать клиентов. Разместила объявление на различных городских форумах, приложив фотографии предыдущих работ, выставив цену 400 рублей за портрет карандашем А4 с фотографии, и 1000 рублей - за портрет А2 на холсте. Сразу встал резонный вопрос - чем «зацепить», если вокруг столько хороших профессиональных художников. Для того, чтобы пробиться в любой сфере, нужна какая-то «фишка». Решила, что моим преимуществом как художника будет рекордно высокая скорость работы. Во-первых, это притягивает клиентов, которым по каким-либо причинам нужен срочный портрет. Во-вторых, это удобно, так как позволяет больше заработать, выполняя больше заказов за неделю. А в-третьих, рисуя постоянно портреты друзей, я достигла уже того уровня мастерства, который позволяет действительно быстро сделать качественный рисунок. Как и ожидалось, посыпались заказы.

Формирование стабильной клиентской базы

«Чтобы удержать клиента, нужно дать ему то, что он хочет», - писалось в одной мотивационной книге Дейла Карнеги. Это очень мудрые слова, которые я применила в своей деятельности. Если клиент хотел получить портрет уже на следующий день - я его делала, пусть даже ценой собственного не высыпания и пропусков в институте. Если хотели, чтобы морщинистая бабушка на портрете выглядела молодо и эффектно - я ее такой и рисовала, с минимумом морщин и без лишних трех подбородков. Когда говорили: «Вот таким же должен быть, как на фото, только сделайте его в национальной рубашке», делала портрет в национальной рубашке. Другими словами, старалась выполнить любую прихоть клиента. В результате я получила массу благодарностей, и стабильную клиентскую базу, ведь довольные люди рекомендовали меня своим друзьям.

Итоги.

Работая по вышеописанному принципу, мне удалось стать на ноги своими силами, и уже с третьего месяца такого труда мой месячный заработок составлял примерно 12 000 рублей, но работала я, надо сказать, очень много. Первые два месяца ушли на раскрутку дела, хотя тоже принесли мне довольно внушительные, как на студенческие времени, деньги. Позже, уже закончив институт, и устроившись на работу вначале просто продавцом, а через год компьютерным графиком в одно небольшое полиграфическое агентство, подработку на портретах я не оставила, и собственно, занимаюсь этим до сих пор, постепенно повышая цены по мере роста моего профессионализма. Кстати говоря, устройство на работу помогло существенно расширить клиентскую базу за счет новых знакомств. Что правда, рисую я сейчас мало, только по вечерам и для своего удовольствия, потому мой заработок на портретах в месяц колеблется от 8-ми до 10-ти тысяч рублей, но думаю, для подработки это неплохо.