Какие бывают виды акварельных красок? Тонкости производства акварельных красок: как получают цвета

Немногим известно, что для большинства видов красок, к примеру, акварельных, масляных, гуашевых, темперных - применяется одна и та же материальная основа, не меняющаяся долгие века.

Все мы, наверное, запомнили наши первые краски на акварельных основах в округлых формочках и длиной кистью. Многие пробовали акварельные краски на вкус и ничего не могли поделать с привычкой пробовать кисть на язык, как карандаш. Но, акварельную краску, увы, кушать нельзя, несмотря на то, что в её составе содержится некоторое количество мёда.

Основными компонентами всех красок являются пигментированные частицы и связующие вещества.

Смотря на то, на каком основном составляющем будет замешиваться краска, можно сказать какой она в результате окажется, гуашью или акварелью. Хотя пигментированные частицы у всех видов красок одинаковы, как капли воды. Краски изобрели в такой глубокой древности, что имя изобретателя попросту растворилось в потоке времени.

Наши древние предки перетирали сажу с пережженной глиной, смешивали с животным клеем и создавали с помощью полученного красочного состава свою бессмертную наскальную живопись. Глиняными и охряными красками они разрисовывали стены своих пещер, и эти рисунки сохранились до наших дней!

С течением времени составы красок усложнялись. Человек стал добавлять в них минеральные, каменные, глиняные порошки, изобрёл множество химических добавок. Несмотря на прогресс, есть художники, предпочитающие работать с красками, изготовленными по древним технологиям. Это современные иконописцы и реставраторы. Для воссоздания старых икон и картин им нужны краски по старым рецептам.

Они перетирают краски руками, в их мастерских стоит свинцовая ступка, в которой для прозрачного зелёного цвета растираются в пыль малахиты, для чёрного цвета перетирают виноградную косточку, красная краска добывается из ртутной минеральной киновари, а из лазурита - голубая.

Цветовое разнообразие красок росло и множилось с изобретением новых технологий.

В современном лакокрасочном производстве используются пигментированные частицы на минеральных и органических основах, дарованных нам матушкой-природой, либо искусственно выведенные материалы. К примеру, природный ультрамарин из очень дорогой минеральной ляписной лазури, заменил его «тёзка» синтетического производства.

Люди занимаются живописью не первое тысячелетие. В этом можно убедиться, сходив на любую выставку античного искусства или изучив каталог древних наскальных рисунков.

Если есть рисунок, то должна быть и краска, которой он был нарисован. Но, как древние люди, решившие запечатлеть свою сложную, первобытную жизнь, добыли её? Впрочем, ответ лежит на поверхности. Наверняка древние люди замечали, что многие ягодные культуры имеют хорошую красящую способность, и они решили использовать это качество. Помимо растительной палитры, первобытный человек научился использовать глину, сажу и несколько доступных ему минеральных пигментов для своих творческих потребностей.

Экспериментировал первый в человеческой истории живописец с размахом. Его первая и главная цель состояла в том, чтобы его работы сохранялись подольше. Следовательно, краска должна обладать стойкостью и долговечностью. А для этого необходимо связующее вещество. Эту роль можно возложить на глину, клеи животных происхождений, либо на яйцо. Кстати, яичные желтки и поныне применяются в изготовлении красок как одно из связующих звеньев красочной системы.

Чтобы разнообразить цветовую гамму первых красок, люди использовали охру и умбру.


Любая краска состоит из четырёх основополагающих компонентов. Это:

  • Красящие пигментированные частицы.
  • Основное связующее вещество.
  • Растворительные добавления.
  • Наполнительные материалы.

Все перечисленные компоненты оказывают своё уникальное влияние на различные параметры краски. О пигментированных частицах уж было много сказано, так что сразу переходим к связующему веществу.

В роли связующего вещества часто применяются:

  • натуральный либо животный клей,
  • природная смола,
  • углеводородные соединения растворимые в жидких средах,
  • твёрдые масляные продукты,
  • полимерные добавления.

Весь этот джентльменский набор служит в красках плёнкообразователем. Именно они, по мере высыхания красочного материала, из-за своих связующих характеристик, покрывают обрабатываемую поверхность прочным слоем, сохраняющим в красящем материале пигментированные частицы и наполнительные вещества.

Растворительные добавления необходимы для уменьшения вязкости краски, что упрощает работу с кистью и делает удобным нанесение краски на рабочую плоскость. Растворители выбирают в связке со связующими веществами, использованными в определённом виде краски. В основном это:

  • водные,
  • масляные,
  • спиртовые,
  • кетоновые,
  • эфирные,
  • другие углеводородные соединения.

Наполнительные материалы добавляются в красочные составы, чтобы модифицировать текстуру и усилить матовость. Невозможно представить без наполнительных материалов производство термоустойчивой краски, применяемой в гончарных мастерских и при различных росписях.

Темперная краска

В её основе использована водорастворимая эмульсия, которая заменила желтковую смесь, применявшуюся в старые времена в традиционных иконописных работах. При больших объёмах производства темперной краски используются казеиновые добавления в сочетании с искусственными поливинилацетатными смолами.

Краски на темперной основе отличаются тем, сохнут крайне быстрыми темпами, меняя при этом изначальные тоновые и цветовые параметры. Однако, её прочность и долговечность не подлежат никаким сомнениям. Картины, написанные темперной краской, это искусство, созданное не на один век.

Одна из самых распространённых красочных систем. Её производят уже на протяжении нескольких десятков веков, ведь акварельную краску придумали как делать китайцы одновременно с бумагой. Европейцы же узнали о ней лишь в начале второго тысячелетия нашей эры.

Основу акварельных красок составляют:

  • Природный гуммиарабик.
  • Растительные смолы.
  • Пластифицирующие вещества.
  • Глицерин либо сахарный песок.

Такие основополагающие материалы придают акварельным краскам неповторимую лёгкость и прозрачность. Помимо этих основных компонентов в акварель в непременном порядке включают антисептические вещества, тот же фенол, и именно поэтому акварельная краска всё не должна входить в состав нашего меню.

Гуашевая краска

По своим составляющим компонентам гуашевая краска родственна акварели. В гуаши главную скрипку также играют пигментированные частицы и водорастворимое составляющее на клеевой основе. Но в отличии от акварели, гуашь обогащена натуральными белилами. Это делает её немного плотнее. К тому же по мере высыхания краска высветляется и придаёт поверхности нежную бархатистость. Картины, написанные гуашью или акварелью, отличаются особенной живостью и трепетностью.

Такая краска замешивается на сохнущем масле, в основном на прошедшем уникальную технологическую переработку льняном масле. В состав масляной краски входят также алкидные смоляные добавления и сиккативные растворительные вещества, обеспечивающие краске максимально быстрое высыхание. Краска на масляной основе появилась на европейском континенте в самой середине средневековья, однако имя человека, которому удалось её изобрести, установить невозможно.

Остатки рисунков сделанных масляной краской основой которой были маковое и ореховые масла обнаружены на стенах пещер, в которых обитали первые буддийские монахи, а масляная варёная олифа применялась ещё жителями в Древнем Риме. Краски на масляных основах не меняют цветовые характеристики по мере высыхания, и обладают удивительной глубиной и яркостью цвета.

Если спрессовать пигменты льняного масла, можно получить масляный мел. Если тот же процесс прессования проделать с краской на восковой основе, получим прекрасный восковый мел.

Пастельная краска тоже изготавливается методом прессования, но масла в неё не добавляются. Новые технологические разработки позволили значительно расширить ассортимент производимой красочной продукции.

Также разнообразился цветовой выбор красок, сегодня насчитывается несколько тысяч оттенков всех цветов, чего при старых способах производства добиться было невозможно. Тем не менее, пигментированная система на минеральной и органической основах, выработанной много веков назад, осталась практически неизменной даже в условиях бурно развивающегося технологического прогресса.

материалы по теме

Производство по выпуску металлического кремния ГК «Титан» ранее планировалось организовать в Омске. Тем не менее, население города отстояли право на безопасную экологию. Сегодня против строительства данного завода на территории Южного Урала выступают жители Новоуральска. Под петицией свои подписи поставили свыше 30 тысяч человек.

Современные производители сталкиваются с большой проблемой при разработке малярной лакокрасочной продукции, и одной из причин может быть то, что образцы красок просто дают им возможность оценить протекание дисперсии в реакционной емкости. Теперь исследователи из Fraunhofer сотрудничают с Потсдамским PDW Analytics GmbH впервые для постоянного наблюдения за производством лаков, красок и клеев в реальном времени и таким образом проектирования более эффективного метода для разработки красок.

Термин Акварель (франц. aquarelle, англ. painting in water colours, итал. aquarelle или aqua-tento, нем. Wasserfarbengemalde, Aquarellmalerei; от лат. aqua - вода) имеет несколько значений.
Во-первых, он означает живопись специальными водорастворимыми (т.е. свободно растворяющимися в обычной воде) красками. И в данном случае принято говорить о технике акварели (т.е. определенном процессе творчества в изобразительном искусстве).
Во-вторых, его употребляют, собственно, для непосредственного обозначения самих водорастворимых (акварельных) красок. При растворении в воде они образуют прозрачную водную взвесь тонкого пигмента, входящего в основу краски, благодаря которой удается создавать неповторимый эффект лёгкости, воздушности и тончайших цветовых переходов.
И, наконец, в-третьих, так принято называть сами работы, выполненные в данной технике акварельными красками. Их отличительные особенности заключаются, главным образом, в прозрачности тончайшего красочного слоя, остающегося на бумаге после высыхания воды. При этом белила не используются, так как их роль выполняет белый цвет бумаги, просвечивающий сквозь красочный слой или вообще не закрашенный.

Во всем многообразии существующих красок, акварельные краски по праву принято считать одними из самых древнейших и любимых художниками самых разных школ и направлений.
Ученым известны образцы работ, выполненных акварелью, современные египетским папирусу и иероглифам. В византийском искусстве с помощью акварели украшали церковные богослужебные книги. Позднее ею пользовались для раскрашивания рисунков и подмалёвки на досках. Мастера эпохи Возрождения акварелью делали эскизы к своим станковым и фресковым произведениям. До наших дней дошло немало рисунков, оттушёванных карандашом и раскрашенных затем акварелью. В их числе можно назвать работы таких великих художников как Рубенс, Рафаэль, Ван Остаде, Лессюер и др.
Благодаря сравнительной простоте их использования и относительной доступности, акварельные краски получили весьма широкое употребление в изобразительном искусстве.

Состав акварельных красок.
Основой состава акварельных красок является тонко перетертый пигмент к которому в качестве связующего добавляется незначительное количество различных клеев растительного происхождения (гуммиарабика, декстрина, траганта, вишневого клея и др.). Так же в состав в определенных пропорциях входят еще мед (или сахар, глицерин), воск, некоторые виды смол (преимущественно смолы-бальзамы), благодаря добавлению которых краски обретают твердость, мягкость, пластичность, а также другие необходимые качества.
Как правило, акварель бывает твердой - в виде плиток, размещаемых в специальных маленьких емкостях (кюветах) или мягкой - в тюбиках.

Российские производители акварельных красок
Из числа крупнейших самых известных производителей акварельных красок в России существующих в настоящее время необходимо выделить два. Это московское ОАО «Гамма» и питерский ЗКХ «Невская палитра». Оба предприятия выпускают высококачественную краску, как для профессиональных художников, так и для любителей, учащихся, школьников.
Лучшей по качеству акварелью среди продукции «Гаммы» можно назвать серию «Студия» (выпускается как в кюветах, 2,5 мл., так и в тубах, 9 мл.).
У «Невской палитры» бесспорно лучшей акварелью является серия «Белые ночи» (так же выпускается в кюветах, 2,5 мл. и в тубах, 18 мл.). Лично я предпочитаю работать именно этими красками (пользуюсь в основном кюветами), но у каждого художника, естественно, свои вкусы и пристрастия.
Кроме «Белых ночей» ЗКХ «Невская палитра» выпускает акварель серий «Сонет» и «Ладога», но и та и другая заметно уступают первой.

В качестве примера приведу образцы полной палитры (выкраски) московской «Студии» и питерских «Белых ночей».
Выкраска Акварели ОАО «Гамма» (материал взят с сайта «Гамма»)

Выкраска Акварели ЗКХ «Невская палитра» (материал взят с сайта «Невская палитра»)

Кроме того, ЗКХ «Невская палитра» производит так же серию красок «Сонет». Их качество немного хуже вышеупомянутых акварелей, и палитра не такая богатая, но зато стоят они дешевле.

Зарубежные производители акварельных красок
Многие широко известные в мире зарубежные компании-производители художественных красок выпускают акварель. Как правило, каждая фирма представляет свою продукцию двумя линиями. Обычно одна из них - это дорогие, высококачественные акварельные краски, изготовленные на основе натуральных пигментов, для профессиональных художников. Такая палитра содержит большое количество цветов и оттенков, а сами краски весьма долговечны и светостойки. Другая линия предназначена для студентов, учащихся, любителей живописи. Эти краски могут изготовляться на основе синтетических заменителей, по характеристикам близки к натуральным краскам, но все же уступают им по качеству, благодаря чему значительно дешевле и более доступны. Они менее долговечны и светостойки. Палитра содержит соответственно меньшее количество цветов (оттенков).

Голландские акварельные краски
Известнейшим производителем акварельных красок в Голландии является фирма «Old Holland», берущая свое начало в середине 17-го века. Ее акварель представлена богатейшей палитрой в 160 цветов.


Другим, не менее знаменитым, производителем акварели является фирма «Royal Talens», основанная в 1899 году. Ее продукция на современном рынке представлена двумя линиями:
«Rembrandt» (палитра 80 цветов)


«Van Gogh» (палитра 40 цветов)



Английские акварельные краски
Одним из известных производителей акварели в Англии является компания «Winsor & Newton», основанная в 1832 году в Лондоне. В настоящий момент ее акварель представлена двумя линиями:
«Artists Water Colour» (палитра 96 цветов)

«Cotman Water Colour» (палитра 40 цветов)


Другим английским производителем акварели является фирма «Daler-Rowney». Ее продукция также представлена двумя линиями:
«Artists" Watercolour» (палитра 80 цветов)

«Aquafine» (палитра 37 цветов)


Итальянские акварельные краски
Известнейшим итальянским производителем акварельных красок является фирма «Maimeri». В настоящий момент ее акварель представлена двумя линиями:
«Maimeri Blu» (палитра 72 цвета)

«Venezia» (палитра 36 цветов)

Французские акварельные краски
Известный французский производитель «Pebeo», фирма основана в 1919 году. На сегодняшний день в ассортименте ее продукции представлены две линии акварельных красок:
«Fragonard extra fine watercolour» (палитра 36 цветов)

Акварельная краска состоит из пигмента и водорастворимого клея (связующего). В качестве связующего в акварели используют гуммиарабик, но в дешевых красках его могут заменять декстрином, вишневым клеем и др. Дополнительно, при производстве акварельной краски, добавляют пластификатор (глицерин, мед, патока) для эластичности пленки, консерванты (антисептики) от плесени и смачиватель (бычья желчь) для равномерного нанесения на поверхность.

ВИДЫ АКВАРЕЛЬНЫХ КРАСОК

Полутвердые в кюветах

Это сухая краска, изначально залитая в жидком виде в прямоугольники небольшого размера, которые расфасованы в наборы или продаются поштучно. Стандартный объем кюветы примерно 2,5 мл, но также продаются и “половинки” (half-pans), которые удобны для зарисовок вне дома.Чаще всего, такими акварельными красками работают на небольших форматах (трудно "вытащить" нужный объем краски из сухих кюветок).

Внутренняя сторона крышки набора чаще всего используется в качестве палитры. Если коробка пластиковая - краска может въедаться, а в металлические с эмалью - нет.

    (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ЛЕНИНГРАД, ЛАДОГА)
  • Краски акварельные TALENS ARTCREATION

Мягкие в тюбиках

Практически - жидкая краска. Самое главное отличие ее свойств от акварели в кюветах – насыщенный цвет и яркость. Хорошо подходит для заливок и больших форматов, в том числе и с точки зрения экономии. Как правило, во время работы акварель выдавливают из туб в пустые кюветы, которые лежат в коробке-палитре. Когда работа заканчивается, излишки краски так и остаются в кюветах. Коробка-палитра закрывается. Даже если краски немного подсохнут, их сбрызгивают водой и они опять готовы к употреблению. Самая популярная кисть для работы краской из тубы на больших форматах - мягкий флейц.

Жидкая “акварель”

Не является акварелью по своему составу. В первую очередь потому, что она сделана не из пигментов, а из красителей. Правильнее было бы называть ее неводостойкими чернилами, обладающими свойствами, присущими акварели. Хорошо подходит для иллюстраций и скетчей.

Кратко можно выделить следующие вспомогательные средства:

  • Связующие для акварели и гуаши
Которые позволяют самостоятельно сделать краски, используя пигмент и связующее.
  • Разбавители для акварельных красок
Для уменьшения поверхностного натяжения воды, что позволяет наносить краску более равномерно, исключая сгущение краски или изменения ее цвета.
  • Средства для маскирования
Маскирование – временно скрытие элементов, на которые не должна попасть краска.
  • Добавки для эффектов поверхности
Различные пасты и гели для увеличения пастозности краски и создания декоративных рельефов, увеличения глянца или блеска, для создания эффекта металлик и многие другие.
  • Грунт для акварели

Таким грунтом можно загрунтовать любые поверхности (холст, дерево, бумагу), после чего на них можно работать акварельными красками.

БУМАГА ДЛЯ АКВАРЕЛЬНЫХ КРАСОК


Считается, что в акварельной живописи первоочередным является качество бумаги. Даже качественная краска на плохой бумаге не сможет продемонстрировать все красоту своих оттенков и прекрасные свойства. Для акварельной бумаги первостепенное значение состав и проклейка. Проклейка обеспечивает акварельную бумагу минимальной впитываемостью, прочностью при работе во влажном состоянии.

Вдохновляющие акварельные работы Юлии Барминовой







На сегодняшний день рынок различных материалов для творчества представлен таким огромным разнообразием, что даже выбор обычной краски для детей школьного возраста зачастую ставит родителей в тупик. В этой статье мы хотим рассказать о критериях выбора одной из самых популярных красок для рисования , которая должна быть у каждого школьника, а именно об акварельных красках. Итак, давайте выясним, какую акварель выбрать для ребенка и чем отличаются обычные акварельные краски от медовых аналогов.

Акварельные краски: общие сведения

Акварельные краски - это целая группа клеевых водорастворимых красок, в состав которых входят пигменты и какое-либо связующее вещество. Назначение связующего вещества состоит в том, чтобы удерживать вместе частички пигмента и прочно соединять их с рабочей поверхностью: бумагой, холстом и т.д.

Традиционная акварель в тюбиках относится к профессиональным видам краски

Существует несколько видов акварельных красок, они различаются между собой именно типом связующего вещества, в качестве которого может выступать гуммиарабик (водорастворимый растительный клей), крахмал, разбухающая глина, декстрин или мед. Вот вам и ответ на вопрос «Почему акварель медовая?». Потому что в данном виде краски связующим веществом является именно натуральный мед, точнее не совсем мед, а один из его компонентов, например, фруктоза, которая не подвержена кристаллизации (важный фактор в обеспечении качества краски).

Акварельные краски независимо от вида - очень нежные и прозрачные, наполненные светом и воздухом, с их помощью можно создавать прекрасные светлые картины, не будучи при этом профессиональным художником.

Покупая акварельные краски, стоит задуматься и о приобретении мольберта или специального планшета, в котором можно прочно закрепить лист бумаги. Дело в том, что акварель, являясь водорастворимой краской, достаточно долго сохнет, в результате чего незакрепленный лист может покоробиться, и картина испортится.

Какая акварель лучше: медовая или обычная?

Задумываясь о том, какую акварель выбрать, мы, конечно, хотим приобрести наиболее оптимальный вариант, качественную краску, которая не разочарует нас своими свойствами. На этапе выбора красок у многих часто возникает вопрос: «Какая акварель лучше: классическая или медовая, приобретающая в последнее время все большую популярность?». Такая постановка вопроса не совсем корректна, поскольку и тот, и другой вид краски имеют свое назначение, особенности, достоинства. Традиционная акварель на основе гуммиарабика считается более профессиональной, к ее основным достоинствам относятся:

  • Возможность создавать сложные цветовые композиции с множеством оттенков и полутонов;
  • Большее количество цветов в наборе.

Медовая акварель отлично подойдет начинающим художникам

Медовая же акварель относится к так называемым «аматорским» краскам, она несколько легче в использовании, ровно и однородно ложится на бумагу, имеет более насыщенный яркий цвет. Важным достоинством медовой акварели является ее повышенная устойчивость к выгоранию под воздействием прямых ультрафиолетовых лучей, которая обусловливается наличием в составе краски меда.

Еще один немаловажный факт – разница в стоимости традиционной и медовой акварелей очень существенна, профессиональные краски стоят дороже как минимум в десять раз. Так что если вы покупаете акварель «на пробу», лучше приобретите недорогой, но не менее качественный медовый аналог.

Итак, какой же мы можем сделать вывод? Нельзя сказать, что медовая акварель лучше или хуже классического аналога, просто каждая из этих красок имеет свое назначение. Если вы покупаете акварельные краски для ребенка, который занимается рисованием эпизодически (в школе, иногда - дома), смело берите медовую акварель. С ее помощью школьник сможет легко освоить технику рисования, научится смешивать цвета для получения необходимых оттенков и, вполне возможно, станет заниматься живописью на профессиональном уровне.

В том случае, если акварель нужна вам для более серьезного уровня занятий (художественная школа, профессиональная живопись), советуем приобрести традиционные акварельные составы с большим ассортиментом цветов.

Акварель (фр. аquarelle - водянистая; итал. acquarello) - живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварельные краски наносятся, как правило на бумагу, которую часто предварительно смачивают водой для достижения особой размытой формы мазка.

Акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи; еще в 1829 году Монтабер в упоминает о ней лишь вскользь, как об искусстве, не заслуживающем серьезного внимания. Однако, несмотря на ее позднее возникновение, она в короткое время сделала такие успехи, что может соперничать с живописью масляными красками. Акварель только тогда стала сильною и эффектною живописью, когда для нее начали употреблять прозрачные краски, с ретушью теней. Живопись водяными красками, но густыми и непрозрачными (живопись, гуашью) существовала гораздо ранее прозрачной акварели.

Акварель - один из поэтичных видов живописи. Лирическую, полную зарисовку или новеллу часто называют акварелью. С ней сравнивают и музыкальное сочинение, чарующее нежными прозрачными мелодиями. Акварелью можно передать безмятежную синеву небес, кружева облаков, пелену тумана. Она позволяет запечатлеть кратковременные явления природы.

Но акварели доступны и произведения капитальные, графические и живописные, камерные, монументальные, пейзажи и натюрморты, портреты и сложные композиции.

Лист белой зернистой бумаги, коробочка с красками, мягкая, послушная кисть, вода в небольшом сосуде - вот и все > акварелиста. Плюс к этому - зоркий глаз, твердая рука, знание материалов и владение техникой этого вида живописи.

Можно писать по сырой или сухой бумаге сразу, в полную силу цвета. Можно работать в многослойной технике, постепенно уточняя цветовое состояние, каждую частность. Можно избрать смешанную технику: идти от общего к детали или, напротив, от детали к общему, целому. Но в любом случае нельзя или почти нельзя исправить испорченное место: акварель не выносит малейшей затертости, замученности, неясности. Прозрачность и блеск придает ей бумага, которая должна быть белой и чистой. Белила акварелисту, как правило, не нужны.

Еще в конце 15 века выдающийся мастер немецкого возрождения А. Дьер создал много великолепных акварелей. Это были пейзажи, изображения животных и растений.

Но в полной мере акварель утвердилась в странах Европы сравнительно недавно - в конце 17 - начале 18 века одними из первых ее оценили английские живописцы, в 19 веке особенно прославился своими акварелями У. Тернер, певец лондонских туманов и пенистых волн, сумрачных скал и солнечного света.

В России позапрошлого века было немало выдающихся акварелистов. К. П. Брюллов доводил листы с жанровыми сценками, портретами и пейзажами до филигранной завершенности. А. А. Иванов писал просто и легко, соединяя живой безупречный рисунок с чистыми сочными красками.

П. А. Федотов, И. Н. Крамской, Н. А. Ярошенко, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. А. Серов, М. А. Врубель, В. И. Суриков. каждый из них внес богатейший вклад в русскую акварельную школу.

Нередко художники используют акварель в сочетании с другими материалами: гуашью, темперой, углем. Но в этом случае теряются главные ее качества - насыщенность, прозрачность, светоносность, т. е. именно то, что отличает акварель от любой другой техники.

Гуммиарабик (от лат. gummi - камедь и arabicus - аравийский) - вязкая прозрачная жидкость, выделяемая некоторыми видами акаций. Относится к группе растительных веществ (коллоидов), хорошо растворимых в воде. По своему составу гуммиарабик не является химически чистым веществом. Это смесь сложных органических соединений, состоящих большей частью из глюкозидо-гуммикислот (например, арабиновой кислоты и ее кальциевых, магниевых и калиевых солей). Применяется в производстве акварельных красок как клеящее вещество. После высыхания образует прозрачную, хрупкую пленку, не склонную к растрескиванию и не гигроскопичную.

Мед - смесь равных количеств фруктозы и глюкозы с примесью воды (16 - 18%), воска и небольшого количества белковых веществ.

Патока - продукт, получаемый осахариванием (гидролизом) крахмала (главным образом картофельного и маисового) разбавленными кислотами с последующим фильтрованием и увариванием сиропа до нужной консистенции.

Глицерин - густая сиропообразная жидкость, смешивающаяся с водой в любых соотношениях. Глицерин принадлежит к группе трехатомных спиртов. Весьма гигроскопичен и вводится в связующее акварельных красок для сохранения их в полусухом состоянии.

Пигменты (от лат. pigmentum - краска), в химии - окрашенные химические соединения, применяемые в виде тонких порошков для крашения пластмасс, резины, химических волокон, изготовления красок. Подразделяются на органические и неорганические.

Теоретическая часть.

Состав и свойства красок.

Акварельные краски приготовляются на водорастворимых связующих веществах, главным образом на клеях растительного происхождения, поэтому они называются водяными красками. Краски для акварельной живописи должны обладать следующими качествами.

Большой прозрачностью, ибо вся красота красочного тона при нанесении тонким слоем заключается в этом свойстве. Хорошо браться влажной кисточкой и легко размываться. Красочный слой должен легко смываться водой с поверхности бумаги или грунта.

Акварельная краска, разжиженная водой, должна ровно ложиться на бумагу и не образовывать пятен и точек. При действии прямых солнечных лучей краска должна быть светостойкой и не изменять цвета. После высыхания давать прочный, не трескающийся слой. Не проникать на обратную сторону бумаги.

Главные составные части акварельной краски - краситель и вода, но есть и другие обязательные компоненты. Прежде всего, такие вещества, которые скрепляют краску с бумагой, например гуммиарабик или древесные клеи - вещества с повышенной липкостью. Далее, нужны вязкие вещества, они помешают краске растекаться по бумаге, заставят ее лечь ровным слоем; хороши для этого мед, патока, глицерин. И последняя добавка - антисептик и дезинфицирующее вещество. Ведь мы имеем дело с веществами растительного происхождения, а их надо защищать от действия микроорганизмов(плесневелых грибков, которые обязательно захотят питаться нашими красками).

Производство красок.

Акварельные краски выпускаются в фарфоровых чашечках и тюбиках. Техника производства этих видов красок не имеет принципиального различия и в основном проходит следующие стадии обработки:

1) смешение связующего с пигментом;

2) перетир смеси;

3) подсушка до вязкой консистенции;

4) наполнение краской чашечек или тюбиков;

5) упаковка.

Для смешения пигментов со связующим веществом применяются обычно механические смесители с опрокидывающимся кузовом. Для небольших количеств чаще всего замесы приготовляются вручную в металлических эмалированных бачках при помощи деревянных лопаток. В смеситель загружается связующее вещество и вводится небольшими порциями пигмент в сухом виде или водной пастой.

При перетире на краскотерочной машине пигмент тщательно смешивается со связующим веществом в однородную красочную пасту.

Перетертая краска поступает на подсушку с целью удаления излишней влаги и получения густой пасты для фасовки в чашечки или тубы.

Подсушка пасты ведется в специальных сушильных камерах или на гранитных плитах при температуре 35 - 40° С.

После удаления части воды сгустившаяся паста раскатывается в ленты толщиной в 1 см, разрезается на отдельные квадратные кусочки размером по площади кюветки и укладывается в чашечку.

Сверху краска закладывается листочком целлофана и, наконец, обертывается фольгой и бумагой с этикеткой. При выпуске акварельных красок в тубах, наполнение туб пастой производится автоматически тубонабивочными машинами.

Особенности акварельных красок.

Акварельная живопись прозрачна, чиста и ярка по тону, что трудно достигнуть посредством лессировок масляными красками. В акварели легче достигнуть тончайших оттенков и переходов. Акварельные краски употребляются также в подмалевке для масляной живописи.

Оттенок акварельных красок при высыхании изменяется - светлеет. Изменение это происходит от испарения воды, в связи с этим промежутки между частицами пигмента в накраске заполняются воздухом, краски значительно более отражают свет. Разница показателей преломления воздуха и воды вызывает изменение цвета высохшей и свежей накраски.

Сильное разбавление красок водой при тонком нанесении на бумагу уменьшает количество связующего вещества, и краска теряет в тоне и становится менее прочной. При нанесении нескольких слоев акварельной краски на одно место получается перенасыщение связующим веществом, и появляются пятна.

При покрытии картин, исполненных акварелью, очень важно, чтобы все краски более или менее равномерно и в достаточном количестве были насыщены связующим веществом.

Если отдельные части красочного слоя содержат недостаточное количество клея, то лак, проникая в красочный слой, создает для пигмента иную среду, не сходную в оптическом отношении с клеем, и сильно изменит ее в цвете. Когда же краски содержат достаточное количество связующего, то при покрытии лаком восстановится их интенсивность и первоначальный блеск.

Практическая часть.

В старых книгах часто встречаются названия экзотических красителей: красный сандал, кверцитрон, кармин, сепия, кампешевое дерево. Некоторые из этих красителей применяют и поныне, но в очень небольших количествах, главным образом для приготовления художественных красок. Ведь природные красители с такими красивыми названиями получают из растений и животных, а это дорого и сложно. Зато натуральные красящие вещества очень ярки, прочны, светостойки.

Любопытно было бы проверить. Но каким образом? Кампешевое дерево растет в Южной Америке, сандал - в Южной Азии, сепию добывают из каракатиц, кармин - из кошенили (крошечных насекомых).

И все же получить природные красители даже в домашних условиях, даже в средней полосе нашей страны вполне возможно! И в привычных для нас растениях есть красящие вещества, пусть даже не такие и не такие стойкие. Наши предки часто ими пользовались. Мы тоже попробовали извлечь красители из растений, а потом на их основе изготовили акварельные краски.

Все красители готовились одним и тем же способом: измельчением растений или каких-либо их частей и получением концентрированных отваров путем долгого кипячения в воде.

Очень важное замечание: для опытов мы брали только те растения, которые разрешено собирать, и ни в коем случае не использовали растения, взятые под охрану.

Опыт 1. Получение красного красителя.

Мы получили его из стебля зверобоя (отвар подкислили столовым уксусом). Можно также использовать ольховую кору, которую необходимо положить в воду на несколько дней, а потом приготовить отвар. Красный краситель можно извлечь также из корней конского щавеля, но в этом случае необходимо прибавить к готовому отвару немного алюминиевых квасцов - иначе цвет будет тусклым.

Опыт 2. Получение синего красителя

Этот цвет получили из корней девясила (он, как зверобой, относится к лекарственным травам). Для этого корни сначала подержали (2-3 часа) в нашатырном спирте - водном растворе аммиака. Так же синий краситель можно добыть также из цветов живокости и корней птичьей гречишки.

Опыт 3. Получение желтого и коричневого красителя

При отваре сухой кожуры репчатого лука получили коричневый краситель разных оттенков, от почти желтого до темно - коричневого (результат зависит от времени кипячения). Другой источник такого красителя - сухая кора жостера.

Опыт 4. Получение черного красителя

Черный пигмент получают из отвара ягод и корней воронца. Но мы получили его другим, более простым способом: добавили железный купорос к одному из полученных ранее отваров. Почти все наши отвары содержат дубильные вещества типа танина. И в присутствии солей двухвалентного железа они становятся черными.

После того, как мы запаслись достаточным количеством густых разноцветных отваров, приступили к изготовлению акварельных красок. Вместо гуммиарабика в качестве клеящего вещества мы использовали вишневую камедь, натеки на стволах, которые можно собирать прямо с деревьев. Правда, такой клей в воде растворяется с трудом, но для ускорения процесса мы добавили немного кислоты.

Для краски каждого цвета приготовили 5-7 мл клеевого раствора примерно 50%-ной концентрации. Смешали его с равным количеством меда, добавили немного глицерина. В качестве антисептика использовали 5%-ный раствор фенола (карболовую кислоту). Этого вещества нужно очень мало, буквально несколько капель.

Все компоненты будущей краски смешали. Основа краски готова, нет только самого важного - красителя. Добавляли его в последнюю очередь в виде густого отвара, взяв его примерно столько же, сколько у нас получилось основы для краски.

Вот, собственно и вся процедура. Краска у нас получилась не твердая, какую продают в магазинах. Однако художники пользуются похожими по консистенции полужидкими акварельными красками в тюбиках.

Лёгкие, как бы воздушные, цветовые линии, кажущаяся полупрозрачность композиции - такой эффект достигается при использовании техники акварель.

Для приготовления акварельных красок можно применять минеральные, анилиновые и растительные краски. Анилиновые краски редко применяются, так как, впитываясь в бумагу, они прокрашивают ее насквозь, вследствие чего их нельзя отмыть с рисунка и ослабить тон. Не смываются они также с кисти.