Вертикальная композиция в живописи примеры. Диагональная композиция

Лекция №9. Композиция.

Композиция в переводе с латинского буквально означает составление, связывание, соединение частей.

Композиция - важнейший организующий момент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Она объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.).

Композиция - важнейшее средство построения целого. Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого.

Законченное произведение также называют композицией, например, произведение живописи - картину, музыкальное произведение, балетный спектакль из связанных между собой единой идеей номеров, состав металлических сплавов, духов и проч.

Композиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно. И, наоборот, композиция необходима любой целостной структуре, достаточно сложной, будь то произведение искусства, научный труд, информационное сообщение или организм, созданный природой.

Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание.

Без осмысления композиционного построения как средства организации материала невозможно ни выносить суждение о произведениях искусства, ни тем более, создавать их.

Задачей композиционного построения произведения является распределение материала будущего произведения таким образом и в такой последовательности, в такой взаимосвязи частей произведения, чтоб наилучшим образом выявить смысл и назначение произведения и создать выразительную и гармоничную художественную форму.

Существуют два способа художественного видения при организации композиции:

    Обращение внимания на отдельный предмет как доминанту всей композиции и восприятия остального только по отношению к нему. В этом случае окружающая среда видится так называемым боковым зрением и деформируется, подчиняясь центру внимания и работая на него.

    Видение в целом, без выделения отдельного предмета, при этом любые детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного - это единый ансамбль.

Построение.

Основные правила

Не может быть композиции, если нет порядка. Порядок определяет место каждой вещи и вносит ясность, простоту и силу воздействия.

Начинайте с поиска цвета фона, он должен быть спокойным и подчеркивать выразительность предметов. Не забывайте о свете, правильном и выразительном освещении предметов.

Из предметов ничего не должно быть лишнего. Остерегайтесь пестроты. В композиции целесообразно иметь не более четырех основных цветов. Компоновку начинайте с того, что очертите прямоугольник, определяющий формат будущего рисунка, например, стены с прилегающими предметами. Сделайте в карандаше первоначальный набросок предметов. Определите масштаб изображаемых предметов. Определите окончательное соотношение цветов в композиции.

Построения композиции

    Выбор характерных элементов композиции:

Объединение по однородным признакам, форме, цвету, текстуре, фактуре;

Выявление наиболее важной однородности, которую необходимо подчеркнуть в композиции;

Включение в композицию контрастов, которые создают в ней напряжение.

    Соблюдение закона ограничения (не больше трех) в:

Материале,

Деталях;

3. Основа живой композиции - неравносторонний треугольник. Основа статичной композиции - симметрия. Например, в крупной витрине магазина целесообразно цветовые концентрации (пятна) повторить три раза.

4. Группировка элементов с учетом того, что выбранный материал располагают не смешанной кучей, а объединив в группы по два, три элемента. Например: три свечи или три предмета гарнитура (софа и два кресла).

5. Обеспечение свободного пространства между группировками, дабы не терялась красота отдельных частей композиции в плотном расположении.

6. Подчеркивание субординации (соподчинения) между группировками. Например, на почетное видное место помещают наиболее важные по значению элементы, чтобы направить взгляд посетителя сначала на них, а затем на менее важные (ценные).

7. Взаимосвязь между группировками и внутри их достигается линией, пластикой, а также, когда одни элементы обращены вполоборота к другим элементам и к зрителю (закон сцены).

8. Объемность, стереоскопичность, перспектива достигаются с помощью цвета, размеров, динамики формы.

9. Соблюдение оптического равновесия путем правильного размещения крупных, тяжелых, темных форм относительно малых, легких, светлых.

10. Следование естественному положению предметов, а также росту, движению, развитию. Например, растительный материал располагается так, как он мог бы расти.

11. Эксперимент - залог успеха в творчестве. Старайтесь после создания композиции сразу не останавливаться, попробуйте что-то изменить.

Принципы композиции

Принцип доминанты

Для того чтобы любая композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминанту, которая может состоять из нескольких элементов или одного большого, это может быть и свободное пространство - композиционная пауза.

Варианты организации доминанты:

1. Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с довольно спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках.

2. Выделение элемента цветом, остальные параметры, размеры и форма одинаковы.

3. Контрастность форм, например, среди округлых по очертанию фигур располагается остроугольная и наоборот.

4. Увеличение в размерах одного из элементов композиции или наоборот: среди более крупных элементов располагается мелкий, который также будет резко отличаться и доминировать. Можно подчеркнуть это еще и тоном или цветом.

5. Образовавшаяся пустота (композиционная пауза) будет доминировать над другими участками плоскости, более или менее заполненными элементами.

Возможны и два композиционных центра, но один из них должен быть ведущим, а другой подчиненным первому, чтобы не возникало спорной ситуации или не появлялось ощущение неопределенности.

При организации доминанты важно учитывать законы визуального восприятия плоскости - доминанта всегда располагается в активной части, т.е. ближе к геометрическому центру композиции.

Принцип динамизма

Для достижения выразительности в декоративной композиции немаловажную роль играет ритмическая организация и взаимосвязь изобразительных элементов на плоскости.

Возможно ритмическое чередование различных фигур с убыванием или нарастанием каких-либо качеств (размеров, поворотов, меры сложности, цветовой или тональной насыщенности, степени графической или декоративной обработки формы).

В зависимости от расположения фигур композиция может быть статичной или динамичной. В первом случае элементы располагаются симметрично относительно осей формата. Во втором случае возможны следующие варианты:

1. При одинаковости мотивов динамичность достигается за счет различного расстояния между элементами композиции, а также за счет сгущения их на одних участках композиции и разреженности на других. Происходит это по одному параметру - расстоянию.

2. Элементы одинакового мотива имеют различные размеры и располагаются на разном расстоянии друг от друга. Динамичность достигается благодаря контрасту по трем параметрам: расстоянию между элементами, их размерам и поворотам.

Движение в картине не присутствует реально, а воспринимается сознанием, являясь реакцией зрительного аппарата, движением глаз, вызванным теми или иными зрительными впечатлениями. Даже если на картине изображено статическое состояние, симметричная композиция, устойчивая и неподвижная, в ней есть движение, ибо детали, элементы художественной формы всегда выражают движение, их цветовые и тоновые отношения, взаимодействие линий и форм, контрасты, напряженность вызывают сильные зрительные импульсы, а следовательно, ощущение движения, жизни.

Принцип равновесия

Всякая правильно построенная композиция является уравновешенной. Равновесие - это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Его местонахождение не вызывает сомнения и желания передвинуть его по изобразительной плоскости. При этом не требуется точного зеркального соответствия правой и левой сторон.

Количественное соотношение тональных и цветовых контрастов левой и правой частей композиции должно быть равным. Если же в одной части число контрастных пятен больше, необходимо усилить контрастные отношения в другой части, либо ослабить контрасты в первой. Можно изменить очертания предметов, увеличив периметр контрастных отношений.

Равновесие бывает 2 видов:

Статическое равновесие возникает при симметричном расположении фигур на плоскости относительно вертикальной и горизонтальной осей формата композиции симметричной формы.

Динамическое равновесие возникает при асимметричном расположении фигур на плоскости, т.е. при их сдвиге вправо, влево, вверх, вниз.

Уравновешенность частей в картине - первостепенное требование композиционного построения - означает расположение изобразительного материала вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требование к композиции восходит, как уже говорилось прежде, к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия.

Принцип гармонии

Гармония осуществляет связь между всеми элементами произведения - примиряет противоречия между формой и содержанием, между материалом и формой, между предметом и пространством и прочими элементами формы, сводя все воедино в единое композиционное целое.

При решении вопросов равновесия в композиции важно местоположение элементов: от того, в какой части композиции размещается предмет, зависит его вес. Элемент, находящийся в центре композиции или близко к нему, либо расположенный на вертикальной центральной оси композиционно весит меньше, чем элемент, находящийся вне этих основных линий.

Рассмотрим примеры компоновки в формате плоскости. Предмет, расположенный в верхней части композиции, выглядит легче того, что помещен внизу.

Предмет справа от центра кажется тяжелее. Это связано с тем, что левое полушарие головного мозга доминирует над правым. Сначала мы видим левую часть композиции, потом глаз передвигается вправо, т.е. на левой части композиции он задерживается меньше, нежели на правой.

Предмет, изображенный в перспективном измерении, кажется тяжелее, нежели тот же предмет во фронтальном изображении.

При установлении равновесия в композиции большую роль играет форма объекта. Правильная форма выглядит тяжелее, чем неправильная.

Принцип единства

Основной принцип, обеспечивающий целостность произведения. Благодаря этому принципу сложное выглядит не как конгломерат из разрозненных частей, а как связное целое. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты формы и содержания в единое целое.


Отсутствие целостности Целостность по отношению к раме

Принцип группировки

Чтобы целое было воспринято, необходима определенная последовательность в восприятии частей. Эта последовательность обеспечивается благодаря группировке родственных или контрастирующих элементов.

Части целого составляют группы, связанные друг с другом по признакам подобия или по контрасту. Тот же принцип повторяется и внутри каждой из групп (подобие или контраст), возникает ритм, пронизывающий насквозь все произведение. Все эти группы перекликаются между собой всеми своими элементами, так, что целое повторяется в его частях, а часть в целом. Благодаря группировке элементов и частей происходит последовательное восприятие частей целого, и в тоже время целое воспринимается единовременно и цельно.

Восприятие

Линии обладают эмоциональным воздействием на человека: горизонтальная вызывает чувство покоя, ассоциируясь с линией горизонта; вертикальная - передает стремление вверх; наклонная - вызывает неустойчивое положение; ломаная - ассоциируется с неуравновешенностью настроения, характера, некоторой агрессивностью; волнообразная линия - это струящаяся линия движения, но различной скорости (в зависимости от направления: вертикального, наклонного или горизонтального). Спиральная линия показывает вращательное движение в развитии.

Существуют понятия "вялая линия", "напряженная линия", "динамичная линия". Так с помощью той или иной линии человек может передавать свое эмоциональное состояние. Выразительное качество линий широко используется дизайнером при решении композиционных задач, а также в декоративном оформлении интерьера и предметов обихода.

Зрительное восприятие зависит от эмоциональных импульсов, которые возникают в глазу, когда взгляд скользит по изображению. Каждый поворот, то есть смена направлений, линий, их пересечение связаны с необходимостью преодолевать инерцию движения, возбуждающе действуют на зрительный аппарат и вызывают соответствующую реакцию. Картина, где много пересекающихся линий и образуемых ими углов, вызывает чувство беспокойства, и наоборот, там, где глаз спокойно скользит по кривым, или движение имеет волнообразный характер, возникает ощущение естественности, умиротворенности.

Положительная реакция возникает, когда нервные клетки зрительного аппарата испытывают состояние активного отдыха. Некоторые геометрические структуры и формы вызывают подобное состояние. К ним относятся, например, предметы, построенные по пропорциям "золотого сечения".

Симметрия связана с чувством равновесия и обусловлена законом тяготения. Асимметрия, т. е. нарушение симметрии, вызывает эмоциональный импульс, который сигнализирует о возникновении изменений, движения. Движение же - форма существования материи, "движение есть жизнь".

Ведущая роль доминанты, главного участка, центра изображения связана с особенностями направленного и периферического зрения, благодаря которым мы различаем детали только вокруг точки фиксации. Эта способность, обусловленная неравномерным строением сетчатки, не только позволяет выделить нужные сведения из прочих, но в художественном композиционном произведении диктует весь строй картины.

Ритм - важнейшее средство организации художественного произведения, необходимость все подчинить ритму в композиции связана с биологической потребностью. Ритм - форма движения и органически присущ материи как ее свойство. Все, что движется, развивается, функционирует в природе и в человеческой деятельности - подчинено ритму.

Ритмическое чередование различных ощущений вызывает положительные эмоции. Длительное однообразное состояние или однородные впечатления, наоборот, угнетают психику. Таким образом, необходимость смены состояний, впечатлений, напряжения и расслабления и т.д. заложена в биологической природе человека. Очевидно та же потребность лежит в основе и другого явления - контраста, связанного с усилением зрительных импульсов в пограничных зонах, чем сильнее импульс, тем резче контрастируют формы. Контраст - одно из самых сильных выразительных художественных средств.

Типы композиции

Замкнутая композиция

Изображение с замкнутой композицией вписывается в раму таким образом, чтобы оно не стремилось к краям, а как бы замыкалось само на себя. Взгляд зрителя переходит от фокуса композиции к периферийным элементам, возвращается через другие периферийные элементы опять к фокусу, то есть стремится с любого места композиции к ее центру.

Отличительной чертой замкнутой композиции является наличие полей. В этом случае целостность изображения проявляется в буквальном смысле - на каком-либо фоне композиционное пятно имеет четкие границы, все композиционные элементы тесно связаны между собой, пластически компактны.

Открытая композиция

Заполненность изобразительного пространства при открытой композиции может быть двоякой. Или это уходящие за пределы рамы детали, которые легко представить вне картины, или это большое открытое пространство, в которое погружается фокус композиции, дающий начало развитию, движению соподчиненных элементов. В таком случае отсутствует затягивание взгляда к центру композиции - наоборот, взгляд свободно уходит за пределы картины с некоторым домысливанием не изображенной части.

Открытая композиция центробежна, она тяготеет к поступательному движению или к скольжению по спирально расширяющейся траектории. Она может быть весьма сложной, но всегда в конечном итоге уходящей от центра. Нередко и сам центр композиции отсутствует, вернее, композиция складывается из множества равноправных мини-центров, заполняющих поле изображения.


Симметричная композиция

Основная черта симметричной композиции - равновесие. Симметрия отвечает одному из самых глубоких законов природы - стремлению к устойчивости. Строить симметричное изображение легко, достаточно только определить границы изображения и ось симметрии, затем повторить рисунок в зеркальном отражении. Симметрия гармонична, но если всякое изображение

делать симметричным, то через некоторое время мы будем окружены благополучными, но однообразными произведениями.

Художественное творчество настолько далеко выходит за рамки геометрической правильности, что во многих случаях надо сознательно нарушать симметрию в композиции, иначе трудно передать движение, изменение, противоречие. В то же время симметрия, как алгебра, поверяющая гармонию, всегда будет судьей, напоминанием об изначальном порядке, равновесии.

Асимметричная композиция

Асимметричные композиции не содержат оси или точки симметрии, формотворчество в них свободнее, однако нельзя думать, что асимметричность снимает проблему уравновешенности. Наоборот, именно в асимметричных композициях авторы уделяют особое внимание уравновешенности как непременному условию грамотного построения картины.

Статичная композиция

Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные, композиции этого типа спокойны, молчаливы, вызывают впечатление самоутверждения, несут в себе не иллюстративное описание, не событие, а глубину, философию.

Динамичная композиция

Внешне неустойчивый, склонный к движению, асимметрии, открытости, этот тип композиции

прекрасно отражает наше время с его культом скорости, напора, калейдоскопичности жизни, жаждой новизны, со стремительностью моды, с клиповым мышлением. Динамика часто исключает величавость, основательность, классическую завершенность; но будет большой ошибкой считать простую небрежность в работе динамикой, это совершенно неравнозначные понятия. Динамичные композиции сложнее и индивидуальнее, поэтому требуют тщательного продумывания и виртуозного исполнения.

Статичные композиции почти всегда бывают симметричными и часто замкнутыми, а динамичные - асимметричными и открытыми. Но так бывает не всегда, жесткой классификационной связи между парами не просматривается, более того, определяя композиции по другим исходным критериям, приходится создавать еще один ряд, который для удобства будем называть уже не типами, а формами композиции, где определяющую роль играет внешний вид работы.

Формы композиции

Все дисциплины проективного цикла, от начертательной геометрии до архитектурного проектирования, дают понятие элементов, составляющих форму окружающего мира:

Плоскость;

Объемная поверхность;

Пространство.

Используя эти понятия, легко классифицировать формы композиции. Надо только иметь в виду, что изобразительное искусство не оперирует математическими объектами, поэтому точка как геометрическое место пространства, не имеющее размеров, не может быть формой композиции. У художников точкой могут быть и круг, и клякса, и любое сосредоточенное вокруг центра компактное пятно. Те же замечания касаются и линии, и плоскости, и трехмерного пространства. Таким образом, формы композиции, названные так или иначе, не являются определениями, а лишь приблизительно обозначаются как нечто геометрическое.

Точечная (центрическая) композиция

У точечной композиции всегда проглядывается центр; он может быть центром симметрии в буквальном смысле или условным центром в несимметричной композиции, вокруг которого компактно и примерно равноудаленно располагаются композиционные элементы, составляющие активное пятно. Точечная композиция всегда центростремительна, даже если части ее как бы разбегаются от центра, фокус композиции автоматически становится главным элементом, организующим изображение. Значение центра наиболее подчеркивается в круговой композиции.

Точечной (центрической) композиции присущи наибольшая целостность и уравновешенность, она легко строится, весьма удобна для освоения первых профессиональных приемов сочинения.

Линейно-ленточная композиция

В теории орнамента расположение повторяющихся элементов вдоль прямой или изогнутой незамкнутой линии называется трансляционной симметрией. В общем случае ленточная композиция совсем необязательно должна состоять из повторяющихся элементов, но ее общее расположение обычно вытянуто в каком-либо направлении, что предполагает наличие воображаемой осевой линии, относительно которой строится изображение. Линейно-ленточная композиция является незамкнутой и часто динамичной. Формат изобразительного поля допускает относительную свободу, здесь изображение и поле не так жестко привязаны друг к другу по абсолютным размерам, главное - вытянутость формата.

В ленточной композиции нередко маскируется второй из трех главных признаков композиции - подчиненность второстепенного главному, поэтому в ней очень важно выявить главный элемент. Если это орнамент, то в повторяемых элементах, распадающихся на отдельные мини-изображения, повторяется и главный элемент. Если же композиция одномоментная, то главный элемент не маскируется.

Плоскостная (фронтальная) композиция

Само название предполагает заполненность изображением всей плоскости листа. Такая композиция не имеет осей и центра симметрии, не стремится стать компактным пятном, она не имеет ярко выраженного одиночного фокуса. Плоскость листа (целиком) и определяет целостность изображения. Фронтальная композиция часто используется при создании декоративных произведений - ковров, росписей, орнаментов тканей, а также в абстрактной и реалистической живописи, в витражах, мозаике. Эта композиция тяготеет к открытому типу. Не следует считать плоскостную (фронтальную) композицию только такой, в которой видимая объемность предметов исчезает и заменяетсяплоскими цветовыми пятнами. Многоплановая реалистическая картина с передачей пространственных и объемных иллюзий по формальной классификации относится к фронтальной композиции.

У композиции есть свои законы, складывающиеся в процессе художественной практики и развития теории. Этот вопрос очень сложный и обширный, поэтому здесь пойдет речь о правилах, приемах и средствах, которые помогают построить сюжетную композицию, воплотить идею в форму художественного произведения, то есть о закономерностях построения композиции.

Мы рассмотрим в основном те из них, которые касаются процесса создания реалистического произведения. Реалистическое искусство не просто отражает действительность, а олицетворяет восторг художника перед удивительной красотой обычных вещей – эстетическое открытие мира.

Конечно, никакими правилами нельзя заменить отсутствие художественных способностей и творческой одаренности. Талантливые художники могут интуитивно находить правильные композиционные решения, но для развития композиционного дарования необходимо изучать теорию и много трудиться над ее практической реализацией.

Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Все направлено на достижение выразительности и цельности художественного произведения.

Поиск оригинального композиционного решения, использование средств художественной выразительности, наиболее подходящих для воплощения замысла художника, составляют основы выразительности композиции.

Итак, рассмотрим основные закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приемами и средствами композиции.

Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т. п.


Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» говорил о необходимости использовать контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объема, плоскости и др.

Тональный и цветовой контрасты используются в процессе создания произведений графики и живописи любого жанра.


35. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Портрет Джиневры де Бенчи


Светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном фоне и, наоборот, темный – на светлом.

На картине В. Серова «Девочка с персиками» (ил. 36) можно хорошо видеть, что смуглое лицо девочки выделяется темным пятном на фоне светлого окна. И хотя поза девочки спокойна, все в ее облике бесконечно живо, кажется, что она сейчас улыбнется, переведет взгляд, пошевелится. Когда человек изображен в типичный момент своего поведения, способным на движение, не застывшим, мы восхищаемся таким портретом.


36. В. СЕРОВ. Девочка с персиками


Пример использования контрастов в многофигурной тематической композиции – картина К. Брюллова «Последний день Помпеи» (ил. 37). Она отображает трагический момент гибели людей во время извержения вулкана. Композиция этой картины построена на ритме светлых и темных пятен, разнообразных контрастах. Главные группы фигур расположены на втором пространственном плане. Они выделены самым сильным светом от вспышки молнии и поэтому наиболее контрастны. Фигуры этого плана особенно динамичны и выразительны, отличаются тонкой психологической характеристикой. Панический страх, ужас, отчаяние и безумие – все это отразилось на поведении людей, их позах, жестах, действиях, лицах.



37. К. БРЮЛЛОВ. Последний день Помпеи


Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения.

Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины. Единства впечатления, цельности композиции можно достигнуть, если найти необходимые средства для воплощения замысла, в том числе и наиболее типичный интерьер или пейзаж.

Итак, цельность композиции зависит от способности художника подчинить второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. То есть недопустимо, чтобы сразу бросалось в глаза что-то второстепенное в композиции, в то время как самое важное оставалось незамеченным. Каждая деталь должна восприниматься как необходимая, добавляющая что-то новое к развитию замысла автора.


Запомните:

– ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;

– части не могут меняться местами без ущерба для целого;

– ни один новый элемент не может быть присоединен к композиции без ущерба для целого.

Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои рисунки более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха. Порой сознательное нарушение композиционных правил становится творческой удачей, если помогает художнику точнее воплотить свой замысел, то есть бывают исключения из правил. Например, можно считать обязательным то, что в портрете, если голова или фигура повернуты вправо, перед ними необходимо оставить свободное место, чтобы портретируемому, условно говоря, было куда смотреть. И, наоборот, если голова повернута влево, то ее сдвигают вправо от центра.

В. Серов в портрете Ермоловой нарушает это правило, чем добивается поразительного эффекта – создается впечатление, что великая актриса обращается к зрителям, которые находятся за рамой картины. Целостность композиции достигается тем, что силуэт фигуры уравновешивается шлейфом платья и зеркалом (ил. 38).


38. В. СЕРОВ. Портрет Ермоловой


Можно выделить следующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).

К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции – это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции. Здесь названы не все, а только основные.


Передача ритма, движения и покоя

Ритм – универсальное природное свойство. Он присутствует во многих явлениях действительности. Вспомните примеры из мира живой природы, которые так или иначе связаны с ритмом (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений и минералов и др.). Ритм всегда подразумевает движение.

Ритм в жизни и в искусстве – это не одно и то же. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, как в технике, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение.

В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.


Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность.


39. Древнегреческая живопись. Геракл и Тритон, окруженные танцующими нереидами


Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног (ил. 39). В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов.

Ритм является одной из «волшебных палочек», с помощью которых можно передать движение на плоскости (ил. 40).



40. А. РЫЛОВ. В голубом просторе


Мы живем в постоянно изменяющемся мире. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Движение в картине – выразитель времени. На живописном полотне, фреске, в графических листах и иллюстрациях обычно движение воспринимается нами в связи с сюжетной ситуацией. Глубина явлений и человеческих характеров наиболее ярко проявляется в конкретном действии, в движении. Даже в таких жанрах, как портрет, пейзаж или натюрморт, истинные художники стремятся не просто запечатлеть, но наполнить изображение динамикой, выразить его сущность в действии, в ходе определенного периода времени или даже представить будущее. Динамичность сюжета может быть связана не только с перемещением каких-нибудь объектов, но и с их внутренним состоянием.


41. Ритм и движение


Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные.

Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения.

Изобразительное искусство относится к группе пространственных искусств в отличие от музыки и литературы, в которых основным является развитие действия во времени. Естественно, что когда мы говорим о передаче движения на плоскости, то подразумеваем его иллюзию.

Какими же еще средствами можно передать динамику сюжета? Художники знают много секретов, чтобы создать иллюзию движения объектов на картине, подчеркнуть его характер. Рассмотрим некоторые из этих средств.


Проведем простой эксперимент с маленьким мячиком и книгой (ил. 42).



42. Мячик и книга: а – мячик спокойно лежит на книге,

б – медленное движение мячика,

в – быстрое движение мячика,

г – мячик укатился


Если немного наклонить книгу, то мячик начинает скатываться. Чем больше наклон книги, тем быстрее скользит по ней мячик, особенно быстрым становится его движение у самого края книги.

Почему же так происходит? Каждый может проделать такой несложный опыт и на его основании убедиться, что скорость движения мячика зависит от величины наклона книги. Если попытаться это изобразить, то в рисунке наклон книги является диагональю по отношению к его краям.


Правило передачи движения:

– если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным (ил. 43);

– эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом (ил. 44);

– для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.


43. В. СЕРОВ. Похищение Европы


44. Н. РЕРИХ. Заморские гости


Кроме этого, изображение будет казаться движущимся, если его части воссоздают не один какой-либо момент движения, а последовательные его фазы. Обратите внимание на руки и позы плакальщиков древнеегипетского рельефа. Каждая из фигур застыла в определенном положении, но, рассматривая композицию по кругу, можно увидеть последовательное движение (ил. 45).

Движение становится понятным только тогда, когда мы рассматриваем произведение в целом, а не отдельные моменты движения. Свободное пространство перед движущимся объектом дает возможность мысленно продолжить движение, как бы приглашает нас двигаться вместе с ним (ил. 46а, 47).


45. Плакальщики. Рельеф из гробницы в Мемфисе


В другом случае кажется, что конь остановился на полном ходу. Край листа не дает ему возможность продолжить движение (ил. 466, 48).



46. Примеры передачи движения


47. А. БЕНУА. Иллюстрация к поэме А. Пушкина «Медный всадник». Тушь, акварель


48. П. ПИКАССО. Торо и торерос. Тушь


Подчеркнуть движение можно с помощью направления линий рисунка. На иллюстрации В. Горяева все линии устремились вглубь улицы. Они не только строят перспективное пространство, но и показывают движение вглубь улицы, в третье измерение (ил. 49).

В скульптуре «Дискобол» (ил. 50) художник изобразил героя в момент наивысшего напряжения его сил. Мы знаем, что было до этого и что будет дальше.


49. В. ГОРЯЕВ. Иллюстрация к поэме Н. Гоголя «Мертвые души». Карандаш


50. МИРОН. Дискобол


Ощущение движения можно достигнуть, если использовать размытый фон, неясные, нечеткие контуры объектов на заднем плане (ил. 51).



51. Е. МОИСЕЕНКО. Вестники


Большое количество вертикальных или горизонтальных линий фона может затормозить движение (ил. 52а, 526). Изменение направления движения может его ускорить или замедлить (ил. 52в, 52г).

Особенность нашего зрения состоит в том, что мы читаем текст слева направо, и легче воспринимается движение слева направо, оно кажется быстрее.


Правило передачи покоя:

– если на картине отсутствуют диагональные направления;

– если перед движущимся объектом нет свободного пространства (см. ил. 466);

– если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия (ил. 53);

– если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной (см. ил. 4-9).


52. Схемы передачи движения


53. К. МАЛЕВИЧ. На сенокосе



54. К. КОРОВИН. Зимой


Ощущение покоя может возникнуть в произведении искусства и при ряде других условий. Например, на картине К. Коровина «Зимой» (ил. 54), несмотря на то, что есть диагональные направления, сани с лошадью стоят спокойно, нет ощущения движения по следующим причинам: геометрический и композиционный центры картины совпадают, композиция является уравновешенной, и свободное пространство перед лошадью перегораживается деревом.


Выделение сюжетно- композиционного центра

Создавая композицию, необходимо позаботиться о том, что будет главным в картине и как выделить это главное, то есть сюжетно-композиционный центр, который часто также называют «смысловым центром» или «зрительным центром» картины.

Конечно, в сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание. Центр выделяется освещенностью, цветом, укрупнением изображения, контрастами и другими средствами.


Не только в произведениях живописи, но и в графике, скульптуре, декоративном искусстве, архитектуре выделяют композиционный центр. Например, мастера Возрождения предпочитали, чтобы композиционный центр совпадал с центром холста. Размещая главных героев таким образом, художники хотели подчеркнуть их важную роль, значимость для сюжета (ил. 55).



55. С. БОТТИЧЕЛЛИ. Весна


Художники придумали множество вариантов композиционного построения картины, когда центр композиции смещается в любую сторону от геометрического центра холста, если этого требует сюжет произведения. Этот прием хорошо использовать для передачи движения, динамики событий, быстрого развертывания сюжета, как на картине В. Сурикова «Боярыня Морозова» (см. ил. 3).


Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» – классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центра для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения (ил. 56). Сюжет картины Рембрандта навеян евангельской притчей. На пороге родного дома встретились отец и сын, который вернулся после скитаний по свету.


56. РЕМБРАНДТ. Возвращение блудного сына


Живописуя рубище скитальца, Рембрандт показывает пройденный сыном тяжкий путь, словно рассказывая его словами. Можно долго рассматривать эту спину, сочувствуя страданиям заблудшего. Глубина пространства передается последовательным ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная от первого плана. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке.

Слепой отец положил руки на плечи сына в знак прощения. В этом жесте – вся мудрость жизни, боль и тоска за прожитые в тревоге годы и всепрощение. Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нем наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений.


Правило золотого сечения (одной трети): Наиболее важный элемент изображения располагается в соответствии с пропорцией золотого сечения, то есть примерно на расстоянии 1/3 от целого.


57. Композиционная схема картины

Картины с двумя или большим количеством композиционных центров художники используют для того, чтобы показать несколько событий, происходящих одновременно и равных по своей значимости.


Рассмотрим картину Веласкеса «Менины» и ее схему (ил. 58-59). Один композиционный центр картины – юная инфанта. К ней с двух сторон склонились фрейлины – менины. В геометрическом центре полотна находятся два пятна одинаковой формы и одинакового размера, но контрастирующие между собой. Они противоположны, как день и ночь. Оба они – один белый, другой черный – выходы во внешний мир. Это – другой композиционный центр картины.

Один выход – самая настоящая дверь во внешний мир, солнцем нам даруемый свет. Другой – это зеркало, в котором отражается королевская чета. Этот выход можно воспринимать как выход в другой свет – светское общество. Контраст светлого и темного начал в картине можно воспринимать как спор между владыкой и художником или, может быть, противопоставление искусства – суете, духовной независимости – раболепию.

Разумеется, светлое начало представлено на картине в полный рост – фигурой художника, он весь растворился в творчестве. Это – автопортрет Веласкеса. Но за его спиной в глазах короля, в темной фигуре гофмаршала в проеме двери ощущаются давящие мрачные силы.


58. Схема картины Веласкеса «Менины»


59. ВЕЛАСКЕС. Менины


Группа лиц, изображенная художником, достаточно многочисленна, чтобы зритель, обладающий воображением, получил любое количество пар, связанных сходством или контрастом: художник и король, придворные и элита, красота и уродство, дитя и родители, люди и животные.

На одной картине может быть использовано сразу несколько способов выделения главного. Например, применяя прием «изоляции» – изображая главное в отрыве от остальных предметов, выделяя его размером и цветом,- можно добиться построения оригинальной композиции.

Важно, чтобы все приемы выделения сюжетно-композиционного центра применялись бы не формально, а для раскрытия наилучшим образом замысла художника и содержания произведения.


60. ДАВИД. Клятва Горациев


Передача симметрии и асимметрии в композиции

Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие древние мозаики. Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий (ил. 61).


61. РАФАЭЛЬ. Сикстинская мадонна


В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины (ил. 62).



62. Ф. ХОДЛЕР. Озеро Тан


Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Например, симметрично устроены фигура человека, бабочка, снежинка и многое другое. Симметричные композиции – статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены.



63. В. ВАСНЕЦОВ. Богатыри


В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуровновешены (см. ил. 1).





64-65 а. Симметричная композиция, б. Асимметричная композиция


Композицию натюрморта или пейзажа легко представить в виде схемы, на которой ясно видно, симметрично или асимметрично построена композиция.






Передача равновесия в композиции

В симметричной композиции все ее части уравновешены, асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними. С помощью специальных упражнений возможно развить у себя чувство равновесия композиции, научиться уравновешивать большие и малые величины, светлое и темное, разнообразные силуэты и цветовые пятна. Здесь полезно будет вспомнить свой опыт нахождения равновесия на качелях. Каждый без труда сообразит, что одного подростка можно уравновесить, если посадить на другой конец качелей двух малышей. А малыш может кататься даже со взрослым, который сядет не на край качелей, а ближе к центру. Такой же эксперимент можно проделать с весами. Подобные сравнения помогают уравновесить разные части картины по размеру, тону и цвету для достижения гармонии, то есть найти равновесие в композиции (ил. 66, 67).




В асимметричной композиции иногда равновесие совсем отсутствует, если смысловой центр находится ближе к краю картины.


Посмотрите, как изменилось впечатление от рисунка (ил. 68), когда мы увидели его зеркальное изображение! Это свойство нашего зрения тоже необходимо учитывать в процессе поиска равновесия в композиции.



68. Тюльпаны в вазе. В верхнем углу – композиционные схемы


Композиционные правила, приемы и средства основаны на богатом опыте творческого мастерства художников многих поколений, но техника композиции не стоит на месте, а постоянно развивается, обогащаясь творческой практикой новых художников. Какие-то приемы композиции становятся классическими, и на смену им приходят новые, так как жизнь выдвигает новые задачи перед искусством.



69, Уравновешенная композиция



70. Неуравновешенная композиция



71. Схема равновесия в композиции


Рассмотрите рисунки на этой странице и расскажите, с помощью каких средств достигается равновесие в композиции.







72. Композиция натюрморта: а – уравновешенная по цвету, б – неуравновешенная по цвету


Посмотрите, как из одних и тех же предметов можно составить уравновешенную и неуравновешенную по цвету композиции.

Плохих композиционных построений и приемов не существует. Зато бывают те, которые использованы не к месту или не по назначению. Знание, и осознанное использование композиции дает возможность выстроить развитие и целостное восприятие всего фильма и его элементов: эпизодов, монтажных фраз и кадров.

Все законы, приемы и виды композиции работают не только на уровне кадра, но и монтажной фразы, и всего сюжета: как и кадр, они могут быть симметричными, глубинными и т.д. Поэтому стоит знать их возможности, и ограничения. Формат интернет-статьи не позволяет описать все виды композиции, поэтому ограничусь только базовыми свойствами, определяющие восприятие.

Симметричная композиция: самая устойчивая, статичная и законченная (замкнутая). Симметричная композиция подчеркивает искусственность, она холодна и малоэмоциональна. Ведь в природе полной симметрии нет. Абсолютно симметричное человеческое лицо выглядело бы холодным, мертвенным. А симметрия в архитектуре всегда апеллирует к застывшей вечности, а не к изменчивой жизни. Чем больше используется симметричных элементов, тем более эти свойства выражены.

Самая симметричная композиция - это фронтально развернутая линейная плоскость, абсолютно уравновешенная по всем массам, свету и цвету (фронтон готического собора).

Симметричная композиция останавливает развитие, поэтому полностью уравновешенные симметричные кадры практически не пригодны для монтажа. Ведь в них не заложено развития и следующий кадр воспринимается не как продолжение, а как нечто совершенно «иное», не связанное с предыдущим и последующим. Помните? Абсолютно уравновешенные кадры монтируется очень плохо. Поэтому кадры, выстроенные симметрично, могут быть хороши в финале, завершать крупный эпизод или весь фильм, но совершенно не годятся для обычного монтажного ряда.

С другой стороны, если вам нужно подчеркнуть статику, холодность или незыблемость, нерушимость объекта, композицию стоит приблизить к симметричной. Не эта ли «претензия на вечность» заставляет выстраивать подобие симметрии на официальных групповых фотографиях (корпоративных, школьных и т.п.)?

В сюжете абсолютная симметрия недостижима, а попытки приблизится к ней, выдают искусственность таких построений, поэтому и описывать ее не имеет смысла.

Круговая композиция — вариация симметричной композиции, но, в отличие от линейной симметрии, круговая имеет более сложное строение, помогающее избежать явной тождественности.

В сюжете круговая композиция подчеркивает завершенность развития действия. Для этого делают похожими начальный и конечный эпизоды или их основные, акцентные элементы. Например, если начать сюжет о Дне рождении тем, как накрывают стол, а закончить его похоже снятой уборкой, сюжет «замкнется».

Круговая «замкнутость» эпизодов (или внутри эпизода) позволяет выстроить не только завершенность, но и цикличность, повторяемость действия. Допустим, вы решили показать день своей собаки. И сняли, как ее утро начинается с того, что хозяин открывает дверь и пес с лаем выскакивает на улицу. Дальше вы можете показывать что угодно, но если завершите все той же открывающейся утром дверью и выскакивающим на улицу псом, зритель поймет, что так циклично проходит день за днем собачей жизни.

В кадре круговая композиция обычно дает выраженную замкнутость пространства, это самая законченная форма.

Асимметричная композиция эмоционально чрезвычайно активна. Она динамична, но не устойчива. Ее динамичность и неустойчивость прямо пропорциональны количеству асимметричных элементов и степени их асимметрии. Причем, если абсолютная симметрия несет в себе холод смерти, то абсолютная асимметрия приводит к хаосу разрушения - крайности сходятся. Вообще же устойчивость композиции обратно пропорциональна ее эмоциональной силе.

Ассиметричная композиция эмоционально чрезвычайно активна. Она динамична, но не устойчива.

Асимметричные кадры хорошо монтируются, но при условии, что между соседними кадрами все же соблюдается некое тождество и симметричная соотнесенность отдельных элементов: встречные, уравновешивающие друг друга диагонали или ракурсы, соответствие композиционных центров, основных балансов, единство световых и цветовых «ключей» и т.д.

Собственно, первое базовое отличие между видами композиции можно свести к степени их симметричности/асимметричности, балансу между этими двумя крайностями. Второе отличие идет по доминирующему «вектору», определяющему движение глаза по плоскости кадра.

Горизонтальная композиция выстраивается протяженными горизонтальными линиями. Например, общий план пустынного берега в степи даст выраженную горизонталь: ее выстроят линии берегов и горизонта. Такое построение подчеркивает протяженность пространства, его аналогичность или даже однородность, помогает акцентировать множественность, тождественность снимаемых объектов (например, фронтальная панорама или проезд вдоль строя солдат или какой-либо техники).

В сюжете «горизонтальности» соответствует линейное развитие, логическое чередование событий. Если вы минута за минутой опишите свое утро - встал, умылся, почистил зубы и т.д. - это и будет линейное развитие, горизонтальная конструкция рассказа.

Горизонтальное построение кадра наиболее часто используется в любительских фильмах и сам по себе совсем не плох.

Этот вид построения наиболее часто используется в любительских фильмах и сам по себе совсем не плох. В самом деле, ну что плохого в том, что на экране все события происходят в том же порядке, в котором они происходили в жизни? Вот сборы на рыбалку, вот - проезд, закинули удочки, заплескалась в ведре рыба, вернулись домой и бурча, теща принялась рыбу чистить и жарить… все просто и ясно, просто идеал для любого архивариуса.

Но ведь можно и легко отойти от горизонтальной линейности и выстроить сюжет, сделав саму рыбаку врезками-воспоминаниями в бурчание тещи: от этого все эпизоды станут ярче (сработает закон контраста), а сам сюжет - гораздо интересней. Может, посмотрев такое, и теща изменит свое отношение к вашему увлечению. Вот только как архивный материал такой фильм уже будет не идеален. Ведь сохранит он не голые факты, а ваши отношения. Что ценнее: правда фактов или правда чувств? Выбирать только вам.

Так что сами по себе ни горизонталь, ни линейность ни хороша, ни плоха, как и любая другая композиция. Любой выбор определяется только теми задачами, которые ставит перед собой автор. Другое дело, что выбор этот - как и любой выбор в жизни - хорош тогда, когда он осознан и обдуман, и лучше - еще «на берегу».

Вертикальная композиция акцентирует ритм и «работает», в противоположность горизонтальной, на сравнение, может акцентировать индивидуальность, выделенность объекта. Вертикальное движение объекта или камеры всегда воспринимается динамичней горизонтального.

В сюжете «вертикаль» выстраивается параллельным монтажом - аналогом литературного приема «а в это время…», то есть последовательным изложением одновременно происходящих событий. Такой прием все неоднократно видели в кино - и документальном, и игровом - реализация его на экране довольно проста, поэтому расписывать более подробно здесь не имеет смысла.

Внутрикадровый ритм, построенный на вертикалях (слева) и горизонталях (справа). Во 2-м кадре "сбой" горизонтального ритма вертикалью фигуры акцентирует главный объект. А присутствующие в обоих кадрах диагонали упрощает его встраивание в монтажный ряд.

Диагональная композиция самая открытая и любимая профессионалами. Она как бы требует продолжения в следующем кадре, поэтому наиболее удобна в монтаже, особенно если стыкуемые кадры сняты во встречных диагоналях. Диагональ может выстраиваться как в плоскости кадра, так и в глубину. Такая композиция всегда динамичнее чисто вертикальной и, тем более, горизонтальной, особенно если в кадре присутствует движение.

Диагональная композиция самая открытая и любимая профессионалами.

И, наконец, композиции делятся еще по признаку глубинности/плоскостности.

Плоскостная композиция подчеркивает условность, «картинность» пространства (например, для съемки в жанре лубка или художественной графики). Четкость абрисных (контурных) линий, графичность изображения подчеркивает его плоскостность.

Глубинная композиция акцентирует реалистичность пространства, дает выраженную перспективу, продолженность в глубину. Причем, чем «мягче» общий рисунок, тем перспектива более ощутима. Перспектива обладает огромной уравновешивающей силой, так как отдельный предмет 1-го плана всегда кажется относительно большим.

Ощущение глубины в кадре больше всего зависит от разницы светов (градации освещенности между 1-м, последующими планами и фоном) и оптического угла объектива.

С оптикой все просто: попробуйте снять два одинаковых кадра при полном отъезде (широкий угол) и наезде (узкий угол) трансфокатора. Вы сразу увидите, как увеличивается глубина кадра, снятого широкоугольной оптикой и сжимается, «сплющивается» пространство, снятое телеобъективом (на «длинном фокусе»).

Это свойство оптики удобно использовать для достижения многих эффектов. Например, портреты лучше снимать длиннофокусным объективом: картинка будет мягче, а лицо акцентировано. Зато для того, чтобы показать «шири и дали», лучше использовать широкоугольник.

На любительских видеокамерах устройство для смены оптики (байонет) - немыслимая роскошь. Да и будь оно там, вряд ли любители будут покупать дорогущие объективы. Поэтому все любительские камеры сегодня оснащены трансфокатором (zoom). Этого вполне достаточно, особенно если помнить, что кнопки «W-T» не просто удаляют/приближают объекты, а изменяют оптический угол объектива с широкого на узкий. А значит, трансфокатор стоит использовать не только (и не столько) для наездов/отъездов и даже установки крупности (чаше гораздо эффективней выбрать ее, подойдя к объекту или отойдя от него), но, прежде всего для того, чтобы выставить угол объектива, добиваясь нужной вам глубины пространства.

Светом же выстраивается глубинная перспектива кадра: постепенное сгущение темноты подчеркивает длину пещеры, коридора - любого протяженного пространства. Но ведь специально выстроив светом такую перспективу, мы можем увеличить глубину и небольшой комнаты. Правда, одним прибором, направленным в потолок, здесь уже не обойтись. Да и нечасто такие задачи встречаются в любительской практике. Поэтому замечу только, что не стоит удивляться, если хорошо и главное, ровно освещенная пещера в кадре вдруг станет мелкой нишей. Виновато в этом будет как раз отсутствие световой перспективы.

Ну и для наиболее «продвинутых» любителей скажу, что светом можно выстроить не только прямую, но и обратную перспективу, когда первые планы темнее фона. Этим можно достичь интересных эффектов: например, человек уйдет не только вдаль, но и в свет, «растворится» в нем. Чем не визуализация, например, идеи достижения буддисткой нирваны?

Заключение

Стоит заметить, что «чистых» видов композиций, конечно, не бывает. Названия говорят лишь о том, какое построение в ней доминирует. Ведь в любой композиции есть и симметрия/асимметрия, и своя степень глубины, а в грамотно выстроенной - и внятно видимый «вектор».

Тем, кто всерьез захочет понять принципы композиции, советую начать с просмотра и анализа хорошей живописи и фотографии. Стоит несколько месяцев посвятить вечера этому увлекательному занятию, - разглядыванию и «разгадке» принципов построения живописных и фотографических работ мастеров, - и вы сами не заметите, как кадр у вас станет более внятный, композиционно выстроенный и осмысленный.

«Композиции нельзя научиться до тех пор, - писал Н. Н. Крамской, - пока художник не научится наблюдать и сам замечать интересное и важное. С этого только момента начинается для него возможность видения подмеченного по существу и когда он поймет, где узел идеи, тогда ему остается формулировать, и композиция является сама собой».


Вот и обещанное продолжение. Начало можно прочитать здесь: http://diamagnetism.livejournal.com/80457.html

Вся нижеприведенная информация была рассказана и показана педагогом и художницей (или наоборот - кому как больше нравится) Juliette Aristides. Думаю, на этих примерах станет очень быстро понятно, к чему были сложности из первой части.

Начнем с Веласкеса.
«Мени́ны» 1656 г. 3,2 м x 2,76 м
Ещё одно название — «Семья Филиппа IV».
Эта одна из самых знаменитых картин в мире находится в музее Прадо в Мадриде.


В этой картине все фигуры находятся в нижней половине холста. Голова самого художника находится на линии, делящей холст на верхнюю и нижнюю половины. Вертикальная разделительная линия проходит вдоль края открытой двери и кадрирует правую половину центральной девочки. Линия, делящая холст на нижнюю и среднюю трети, проходит по линии глаз этой девочки, а также касается нижней части щеки и макушки головы фигур, стоящих в правой части картины.

Веласкес использовал обе главные диагонали. На диагонали, идущей из нижнего правого угла в верхний левый угол, "лежит" фигура и рука одной из главных девочек. Эта же диагональ обозначает угол самой картины в картине. Вторая диагональ проходит через тело левой девушки и лицо в зеркале (слева от двери). Вдобавок диагональ, идущая из нижнего центра картины к верхнему левому углу ограничивает справа фигуру художника, в то время как диагональ, идущая из нижнего центра картины к верхнему правому углу, обозначает угол наклона фигуры женщины в фоне.

Теперь Вермеер.
"Астроном"1668 51 cм x 45 cм


Аналогичное использование направляющих.

Выводы:
1. направляющие ограничивают фигуры в холсте
2. направляющая проходит через линию глаз
3. направляющая определяет наклон фигуры


Сочетание круга и квадрата в композиции обычно выглядит как круг, вписанный в квадрат. Такая композиция своими корнями идет к Древней Греции и впервые описывается Витрувием. Такая композиция основывается на философии примирения между миром конечным (представлен квадратом) и бесконечным (представлен кругом).
Посмотрим, как это использовали великие.
Рафаэль.
"Снятие с креста" 1507



Рафаэль склонил и собрал людей таким образом, чтобы они сформировали круг. Затем он использовал обе главные диагонали квадрата: одна для расположения головы центральной женщины, а вторую пустил вдоль руки мужчины в красном.
Затем Рафаэль использовал горизонтальную линию, делящую на верхнюю четверть и вторую четверть, для обозначения линии горизонта. Горизонтальная линия, отделяющая верхнюю треть от второй трети, проходить через глаза центральной женщины. Горизонтальная линия, отделяющая вторую треть от нижней трети, ограничивает нижнюю часть корпуса Христа.
Вертикаль, отделяющая левую треть от средней трети, и срединная вертикаль обрамляют центральную женщину, в то же время срединная вертикаль проходит через ногу центрального мужчины и делит всю картину напополам. Вертикаль, отделяющая правую четверть от третей четверти, вместе со срединной вертикалью ограничивают фигуру центрального мужчины.

Рибера
"Мученичество св. Филиппа" 1639



Рибера схожим образом использовал сочетание круга с квадратом. Обратите внимание, как он сплотил людей по круговой композиции в квадратном холсте. Затем он задействовал обе главные диагонали: одна прошла через лицо центральной фигуры, а вторая - через левую руку фигуры. Еще 2 диагонали, которые идут из середины верхней кромки холста к нижним углам картины, обрамляют внешние фигуры. Голова центральной фигуры лежит на средней горизонтали. Верхняя граница всех людей на картине ограничивается горизонталью, делящей картину на среднюю и верхнюю треть. Однако одна фигура находится чуть выше - она ограничивается горизонталью между верхней четвертью и второй четвертью. Эта же горизонталь проходит через деревянную балку.
Рибера пошел дальше в использовании круга в квадрате и создал меньший круг во втором, меньшем квадрате. Меньший круг описывает арку из рук святого мученика, делая намеренное заявление, учитывающее символ круга.

Караваджо
"Мадонна пилигримов" 1603 - 1605


Караваджо в этой картине использовал направляющие прямоугольника корня 3. Он расположил композиционный центр (головы Мадонны и Иисуса) в верхнем левом углу, как раз у пересечения главной диагонали большого прямоугольника с диагональю маленького прямоугольника. Обратите внимание, как голова маленького Иисуса располагается на диагонали большого прямоугольника, а голова Мадонны располагается на соответственно второй диагонали.
Ближайшая горизонталь создает деление, которое определяет положение руки младенца. Это деление делает две вещи. Первое: оно делит картину на трети. Второе: оно создает второй, меньший прямоугольник корня 3. Теперь мы видим, что Караваджо заключил композиционный центр картины в прямоугольник, который имеет те же пропорции, что и сама картина, но имеет другой размер. Это создает ритмичное деление.
Композиция Караваджо обнаруживает гармонию, которая основывается на сходстве и различии. Если наложить на картину логарифмическую спираль, основанную на квадратном корне 3, то центр спирали окажется на пересечении описанных выше диагоналей.

Вот такие примеры. Теперь вы можете "примерить" на другие картины принципы, описанные в первой части "Композиции".
Вторая часть про композицию будет уже менее рациональна.

Соединение планов не позволит в дальнейшем зрителю разделить кадр на две части. Естественно, необязательно на втором плане ставить, например, фикус – там можно поместить световое пятно, которое будет уравновешивать композицию.Неуравновешенная композиция более динамична, нежели композиция центральная. Наметившаяся связь «передний план – второй план» задает кадру внутреннюю динамику. Уравновешивая элементы композиции, фотограф не приводит композицию к неподвижности. Задача – создать посыл, обозначить стремление к равновесию, оставаясь в структуре неуравновешенной композиции. Гоген, считал, что художник должен найти символ, миф и возвысить быт до мифа. А Ван Гог думал, что нужно научиться извлекать миф из самого прозаического. В целом перед нами неуравновешенная композиция. Нет правил без исключения. Если знать правила можно и нужно создавать исключения. Это относится и к работе с неуравновешенной композицией. Можно поставить задачу не уравновешивать на втором плане композицию. И в этом случае объект будет выпадать из кадра. Но кто сказал, что это не может быть замыслом?Диагональной композицией называют композиционные построения, стремящиеся к диагонали.К образованию диагональной композиции приводит смещение точки съемки относительно центральной.Фотографирование под углом к объекту позволяет показать вторую сторону предметов, тем самым создавая иллюзию объема, а также выстроить динамичную перспективу: внутри кадра движение может отсутствовать, но подчеркнутая направленность основных линий наполнит кадр внутренней динамикой.В искусстве живописи диагональная композиция хорошо изучена и часто применяется, помогая раскрыть смысл произведения. Диагональ – это не только движение как таковое, но и направление движения.Диагональ может помочь зрителю в чтении композиции, может «ускорить» движение объекта, а может и «притормозить». Все зависит от расположения диагонали в кадре. Если диагональ на картинной плоскости располагается слева направо, то эффект движения увеличивается. Зритель взглядом «подталкивает» объект, расположенный на диагонали. Если диагональ на картинной плоскости располагается справа налево, то эффект движения замедляется. Зритель взглядом препятствует движению объекта, расположенного на диагонали.Эти эффекты связаны с культурой чтения. В Европе, Америке и России читают слева направо. Это естественно. В каком-то смысле можно говорить о генетическом коде. Все, что движется слева направо, получает дополнительную «энергию взгляда». Все, что движется справа налево, встречает сопротивление.Исходя из этого говорят о восходящей и нисходящей диагоналях: восходящая – это проведенная из нижнего левого угла кадра в правый верхний угол, нисходящая – из левого верхнего в правый нижний.Есть одно «золотое правило»: не подходить к созданию диагональных композиций с линейкой, то есть не стараться направить жесткой рукой движение строго из одного угла кадра в другой, если в этом нет особой необходимости. Объекты не обязательно должны размещаться по диагонали геометрически точно.Я рассмотрел основные типы композиционных построений. На самом деле схем больше: композиции могут быть вписаны в окружность, могут носить форму синусоиды, могут быть линейно-поступательными и т. д. Но любая схема, любая скрытая структура должна выражать содержание и помогать раскрыть идею произведения.Структурообразующая диагональ направлена из верхнего левого угла в правый нижний. Так называемая «нисходящая» диагональ. Этот прием помогает развитию сюжета. Ничто не препятствует падению слепцов в реку. Движение взгляда зрителя, как бы помогает несчастным свалиться с крутого берега.Изображение перевернуто. В этом случае движение сюжета развивается вопреки структуре. Диагональ стремится из нижнего левого угла вверх в правый верхний угол. «Восходящая» диагональ «мешает» свободному движению группы к трагическому финалу. Изменилось и восприятие картины в целом.
Репродукция оригинального изображения.Структурообразующая диагональ направлена из верхнего левого угла в правый нижний – так называемая нисходящая диагональ. Этот прием помогает развитию сюжета. Ничто не препятствует падению слепцов в реку. Движение взгляда зрителя как бы помогает несчастным свалиться с крутого берега.Изображение перевернутоВ этом случае движение сюжета развивается вопреки структуре. Диагональ стремится из нижнего левого угла вверх, в правый верхний угол. «Восходящая» диагональ «мешает» свободному движению группы к трагическому финалу. Изменилось и восприятие картины в целом. В центре образовалась пустота. Группа распалась на несколько отдельных элементов. Целостность произведения нарушена. И все изменения произошли на уровне психологии восприятия. Реально в картине ничего не изменилось, ни один элемент не был удален, заменен или добавлен.
Фердинанд Ходлер. «Дровосек». Репродукция оригинального изображения. Холст, масло.«Дровосек» Ходлера – это наглядная иллюстрация того, как работает структура.Ходлер выстраивает умозрительную диагональ из нижнего левого угла в верхней правый. Это так называемая восходящая диагональ. Взгляд зрителя скользит по предполагаемой диагонали вверх и как бы препятствует планируемому движению топора в руках дровосека вниз. Тем самым создается большая напряженность, и дровосеку необходимо преодолеть это условное препятствие. Используя структуру, художник подчеркивает мощь этого человека. Кажется, что дровосек срубил все на свете и остались последние хилые два деревца. Собственно, чтобы покончить с этими остатками былого и размах такой не нужен, но и этот контраст подчеркивает идею автора о несокрушимой мощи дровосека, которого ничто и никто не могут остановить.Изображение перевернуто«Нисходящая» диагональ развивает, подталкивает планируемое движение топора. Рубить становится легче. Структура не затрудняет свободное движение топора. Изменилось и восприятие композиции в целом. Темная тучка «пытается упасть», и дождь проливается куда-то за картинную плоскость.


Группа распалась на несколько отдельных элементов. Целостность произведения нарушена. И все изменения произошли на уровне психологии восприятия. Реально в картине ничего не изменилось, ни один элемент не был удален, заменен или добавлен. Изображение перевернуто. «Нисходящая» диагональ развивает, подталкивает планируемое движение топора. Рубить становится легче. Структура не затрудняет свободное движение топора. Изменилось и восприятие композиции в целом. Темная тучка «пытается упасть» и дождь проливается куда-то за картинную плоскость.Маленькие итогиЦентральная композиция Тип композиционного построения, предполагающий размещение объекта съемки в центре кадра. Композиция устойчива, равновесна, статична. Зритель имеет возможность целиком увидеть объект съемки. Композиция носит плоскостной характер. Добиться более выразительного композиционного рисунка можно, работая с освещением объекта съемки, разрабатывая светотеневой рисунок на модели и фоне.Фронтальная композиция Тип композиционного построения, при котором объект съемки располагается анфас и перпендикулярно оптической оси объектива. Композиция носит плоскостной характер, так как объект съемки виден с одной стороны.Неуравновешенная композиция Композиционное построение, создающее эффект неустойчивости, достигается приемом смещения основного объекта в одну из сторон кадра. Неуравновешенные фигуры переднего плана требуют введения дополнительных элементов в композицию, «уравновешивающих» передний план. Композиция в этом случае будет стремиться к равновесию. Фигуры переднего плана и элементы композиции на фоне должны быть связаны общим линейным рисунком, распределением световых пятен, колоритом, в противном случае зритель сможет визуально разделить кадр на отдельные составляющие. При портретной съемке, как правило, модель располагают таким образом, чтобы по направлению взгляда оставалось свободное пространство. Ощущение динамики, внутреннего движения создается за счет неустойчивых связей между элементами композиции. Динамика подобных связей может быть выявлена сочетанием резкого и нерезкого в кадре, разницей в масштабных соотношениях между элементами композиции, цветовыми контрастами.