Биография айвз, чарлз. Краткая биография американского композитора Чарльза Айвза (Айвса) Текст биографии Айвз, Чарлз взят из открытых источников либо добавлен пользователем

На творчество Айвза сильно повлияла народная музыка, которую он слушал в своем сельском провинциальном детстве - народные песни, духовные и религиозные гимны. Уникальный музыкальный стиль Айвза соединяет в себе элементы фольклора, традиционной бытовой музыки со сложной, острой, диссонансной атональной и политональной гармонией, приёмами звукоизобразительности. Он разработал оригинальную технику серийного письма, использовал средства четвертитоновой системы.

Сочинения

  • Кантата «Небесная страна» (Celestial country, 1899).
  • Для оркестра - 5 симфоний (1898-98 , 1897-1902, 1901-04, 1910-16, 5-я, Праздничные дни - Holidays, 1904-13), Вселенная (Universe symphony - фрагменты симфонии, 1911-16), «Центральный парк в темноте» (Central park in the dark, 1898-1907), Три селения в Новой Англии (Three places in New England, 1903-14) и другие программные пьесы, увертюры (1901-12), пьесы для большого симфонического и камерного оркестров, Танцы регтайм (Ragtime dances, 1900-11) для театрального оркестра.
  • Струнный квартет (1896) и другие камерно-инструментальные ансамбли, в том числе «Вопрос, оставшийся без ответа » (1906, позднее создана оркестровая версия)
  • 2 фортепианные сонаты (в том числе вторая соната для фортепиано - «Concord», 1909-15).
  • 5 скрипичных сонат (в том числе четвертая соната для скрипки с фортепиано - «Детский день в лагере» - «Children’s day at the camp meeting», 1915).
  • Сочинения для органа.
  • Пьесы для различных инструментов (в том числе «Три четвертитоновые пьесы» - «Three quartertone piano pieces» для двух фортепиано, 1903-24).
  • Сочинения для хора, циклы песен на стихи американских поэтов (114 песен, 1884-1921).
  • Статьи о четвертитоновой музыке (в том числе «Some quartertone impressions», 1925).

Тексты

  • Memos/ John Kirkpatrick, ed. New York: W. W. Norton, 1972

Память

Текст биографии Айвз, Чарлз взят из открытых источников либо добавлен пользователем.

Мы стремимся к тому, чтобы предоставленная на сайте информация была наиболее точной и полной. Если у вас есть дополнения или вы заметили неточность в биографии Айвз, Чарлз , вы можете отредактировать биографию с учетом ваших замечаний. После модерации, биографии Айвз, Чарлз с вашими дополнениями и корректировками будет доступна другим пользователям. Зарегестрированные пользователи могут набирать баллы за добавление информации (биографий, текстов, аккордов), таким образом участвуя в рейтинге наиболее активных пользователей.

Основоположник новой американской композиторской школы 20 века.

Чарлз Эдвард Айвз
англ. Charles Edward Ives

(1913 год)
Основная информация
Дата рождения 20 октября (1874-10-20 )
Место рождения Данбери , Коннектикут
Дата смерти 19 мая (1954-05-19 ) (79 лет)
Место смерти Нью-Йорк
Страна США США
Профессии
Годы активности 1890-е - 1926
Инструменты орган
Жанры симфония
Награды
charlesives.org
Медиафайлы на Викискладе

Биография

Чарлз Айвз - сын военного капельмейстера Джорджа Айвза (1845-1894), который стал его первым учителем музыки. С 1887 года (с 13-ти лет) работал органистом в церкви. Закончил Йельский университет (1894-1898), где изучал композицию (класс X. Паркера) и игру на органе (класс Д. Бака). Начал сочинять музыку с 90-х годов XIX века. С 1899 года - церковный органист в Нью-Йорке и других городах. Работал в различных страховых компаниях, открыл собственный бизнес, ввёл ряд новшеств в страховании недвижимости. Добился значительного успеха в страховом деле, что позволило ему содержать семью, занимаясь музыкой как хобби. После 1907 года начались проблемы с сердцем, к этому со временем добавились диабет и другие болезни. В начале 1927 года прекратил сочинять и вскоре ушёл из бизнеса .

До начала 1940-х годов его сочинения редко исполнялись и практически не были известны. Айвза по-настоящему признали только после смерти, когда его объявили одним из наиболее значительных американских композиторов. Первое признание пришло в 1940-х годах, когда творчество Айвза высоко оценил Арнольд Шёнберг . Айвз был награждён Пулитцеровской премией () за 3-ю симфонию (1911). В 1951 году премьерой Второй симфонии Айвза ( -) продирижировал Леонард Бернстайн .

Стиль

На творчество Айвза сильно повлияла народная музыка, которую он слушал в своем сельском провинциальном детстве - народные песни, духовные и религиозные гимны. Уникальный музыкальный стиль Айвза соединяет в себе элементы фольклора, традиционной бытовой музыки со сложной, острой, диссонансной атональной и политональной гармонией, приёмами звукоизобразительности. Он разработал оригинальную технику серийного письма, использовал средства четвертитоновой системы.

Наряду с Уоллингфордом Риггером , Генри Коуэллом , Карлом Рагглсом и Джоном Беккером входил в «Американскую пятёрку» авангардных композиторов.

Избранные сочинения

Для оркестра

  • Симфония № 2 (1902)
  • Симфония № 3 (1904)
  • Симфония № 4 (1916)
  • Симфония № 5 "Праздники в Новой Англии" (1913)
  • Вопрос, оставшийся без ответа ()
  • Центральный парк ночью (Central park in the dark, 1907)
  • Три места в Новой Англии (Three places in New England, 1903-14)
  • "Роберт Браунинг" и др. увертюры (1901-12)
  • Рэгтаймы (Ragtime dances, 1900-11) для театрального оркестра

Для фортепиано

  • Трёхстраничная соната (1905)
  • Соната № 1 (1909)
  • Три четвертитоновые пьесы («Three quartertone piano pieces») для двух фортепиано (1924)
  • 19 этюдов для фортепиано (разные годы)

Для прочих составов

  • Кантата «Небесная страна» (Celestial country, ).
  • Струнный квартет () и другие камерно-инструментальные ансамбли
  • 5 скрипичных сонат (в том числе четвёртая соната для скрипки с фортепиано - «Детский день в лагере» - «Children’s day at the camp meeting»,

Пытаясь объяснить что-то новое и непонятное, мы часто прибегаем к приёму раскладывания этого непонятного по знакомым, простым и ясным полочкам. Для феномена Чарльза Айвза таких полочек нет. Но при всём своём безумном новаторстве он глубоко традиционен. Вот такой вот парадокс, причём, замечу, чисто американский: напрашивается некоторая параллель с титанической фигурой Уильяма Фолкнера.

Великий американский композитор Чарльз Айвз родился 20 октября 1874 в провинциальном городке Данбери (шт. Коннектикут), в семье капельмейстера городского духового оркестра Джорджа Эдуарда Айвза. Отец Айвза был разносторонне одаренным, оригинальным человеком, обладал пытливым умом исследователя с постоянным стремлением к чему-то новому. Он много экспериментировал в музыке, увлекаясь опытами с дроблением интервалов темперированной шкалы на четверти и еще более мелкие доли тонов, и все свое свободное время посвящал музыкальным экспериментам. Однажды он заставил два оркестра, каждый из которых играл свою музыку, маршировать навстречу друг другу, что произвело на маленького Чарли сильнейшее всечатление (непосредственный его отголосок гораздо позже воплотился в Четвёртой симфонии Айвза).

Таких необычных звуковых впечатлений было у Айвза в детстве достаточно много. С пятилетнего возраста отец стал обучать мальчика гармонии, полифонии, истории музыки, знакомил с сочинениями Баха и других великих классиков. Конечно, такой необычный педагог не мог ограничиться формальным классическим воспитанием. Он посвятил сына в стихию звукового экспериментаторства.

С детства композитор пошёл по стопам отца: с 12 лет играл на ударных в городском оркестре (и тогда же начал писать первые пьесы для духового оркестра), а с 14 лет стал работать церковным органистом. В 1898 году он окончил Йельский университет по классам композиции и органа и получил место органиста в главной церкви Нью-Хейвена. Но в этом же году он бросает музыкальную службу и становится агентом страховой компании. Свободное время он посвящал созданию удивительной, ни на что не похожей музыки, относясь к этому как к хобби и не особо стремясь к исполнению и изданию.

Изложение фактов, казалось бы, рисует образ несчастного, непризнанного гения. Не верьте! Айвз с увлечением занимался страхованием, организовал собственную фирму, сделал ряд нововведений в области страхования недвижимости, стал преуспевающим бизнесменом и видным специалистом, написал несколько популярных книг и статей. Организованная им компания «Айвз и Майрик» быстро заняла одно из первых мест среди страховых компаний США.

Такая безудержная любовь ко всем проявлениям жизни сказалась на здоровье. В 1907 появляются симптомы заболевания сердца, с годами к этому прибавляются диабет и расстройство зрения. В 1918 г. сильный сердечный приступ настолько ослабил его, что он прекратил активные занятия музыкой. В начале 20-х гг. Айвз лишь завершает кое-что из недоконченного, а в 1928 году бросает и службу. Несмотря на слабое здоровье, Айвз прожил долгую жизнь, совсем немного не дожив до 80 лет, из которых последние 20 практически прервал все связи с внешним миром.

Айвз был яркой, неординарной, даже странной личностью и в то же время типичным американцем: жизнелюбом и реалистом. Он не строил иллюзий, не испытывл особой надежды, что его музыка будет когда-либо исполнена. Правда, в 1922 году, подводя черту пройденного музыкального пути, Айвз издал за свой счёт несколько небольших сочинений.

Но была одна вещь, которую Айвз писал в течение всей жизни, так и не докончив. Это утопическая «Вселенская симфония», в которой композитор мечтал воплотить музыку самой природы: вибрацию земли, шумы леса, гармонию небесных сфер. Несколько нот в партитуру этого грандиозного, так и оставшегося в набросках сочинения Айвз вписал буквально накануне смерти.

Хотя Айвз и вёл замкнутый образ жизни, он всё же был до некоторой степени известен — но лишь как одиозный музыкальный чудак. В начале 40-х годов, когда Айвз приближался к семидесятилетию, пианист Дж.Киркпатрик рискнул исполнить в Нью-Йорке его грандиозную сонату «Конкорд». В это время в Америку хлынул поток эмигрантов, бежавших от фашизма. Среди них были такие крупные музыканты, как Арнольд Шёнберг и Игорь Стравинский. Шёнберг был потрясён столь необычной музыкой, познакомился с автором, заинтересовался его творчеством. Не без влияния Шёнберга в 1947 году его Третья симфония, написанная в 1911 году, была удостоена Пулитцеровской премии. В 1951 году премьерой Второй симфонии Айвза (1907-1909) продирижировал знаменитый Леонард Бернстайн.

«Музыка Айвза сказала мне больше, чем романисты, описывающие американский Запад… Я для себя открыл в нём новое понимание Америки», — так высказался И.Ф.Стравинский.

Не стремясь к популярности, Айвз не отгораживался от публики. Когда в конце жизни к нему пришло признание, он был очень этому рад.

Сегодня Айвз признан одним из наиболее значительных, а может быть, и самым значительным композитором США.

Здесь можно послушать и скачать MP3. Значок ведёт на страницу нотной библиотеки, где можно скачать ноты.

«Вопрос, оставшийся без ответа» (1908)

Исполнители неизвестны

описание

Скачано 26



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Творчество
  • 3 Сочинения
  • 4 Тексты
  • 5 Литература о композиторе

Введение

Чарлз Эдвард Айвз, 1913

Чарлз Эдвард Айвз (англ. Charles Edward Ives ; 20 октября 1874, Данбери, Коннектикут - 19 мая 1954, Нью-Йорк) - американский композитор.


1. Биография

Айвз около 1899

Сын военного капельмейстера, рано приобщившего сына к музыке. Начиная с 13 лет, Айвз многие годы был органистом в церкви. Закончил Йельский университет (1894-1898) по специальности композиция, изучал композицию у X. Паркера и игру на органе у Д. Бака. С 1899 года – церковный органист в Нью-Йорке и других городах. В дальнейшем служил в различных страховых компаниях, организовал собственную фирму, сделал ряд нововведений в области страхования недвижимости. Добился значительного успеха в бизнесе, что позволило ему содержать семью, не занимаясь музыкой профессионально. После 1907 стал испытывать сердечное недомогание, к которому с годами прибавился диабет и другие недуги. С 1926 года практически прекратил сочинять, в 1930-х оставил службу. Дружил со многими известными композиторами США (в том числе с Карлом Раглсом).


2. Творчество

В формировании творчества Айвза важную роль сыграла патриархальная обстановка его детских и юношеских лет; в провинции он постоянно слышал народную музыку, был участником сельских музыкальных праздников. Корни его творчества - в народных песнях и религиозных гимнах, в духовой музыке, исполнявшейся деревенскими музыкантами (ранние сочинения Айвза написаны для духового оркестра, в котором он играл на ударных инструментах). Айвз выработал собственный музыкальный стиль, сочетающий элементы традиционной бытовой музыки с необычными, острыми гармониями, оригинальной инструментовкой. Для творчества Айвза характерны лиризм и юмор, склонность к философичности содержания наряду с рационализмом музыкального языка. В ряде сочинений Айвз стремился отразить жизнь родины. Так, в эпизодах из 2-й сонаты для скрипки с фортепиано острые столкновения разнохарактерных интонационно-ритмических элементов воспроизводят картины шумных деревенских празднеств.

Айвз начал писать музыку с 90-х годов 19 века, но до конца 30-х годов 20 века его сочинения не были известны. Музыка Айвза, разрабатывавшего американские фольклорные, религиозные и популярные мотивы, но при этом склонного к эксперименту, при его жизни исполнялась редко. Ситуация начала меняться лишь в 1940-х годах, когда Айвз получил высокую оценку Арнольда Шёнберга, стал лауреатом Пулитцеровской премии (1947)за 3-ю симфонию, написанную в 1911 году. Настоящее признание Айвз получил посмертно, когда американские музыканты открыли в его художественном наследии черты самобытной творческой индивидуальности ярко национального склада и провозгласили Айвза основоположником новой американской школы. В 1951 премьерой Второй симфонии Айвза (1907-1909) продирижировал Леонард Бернстайн. В настоящее время Айвз признан одним из наиболее значительных композиторов США.

Наиболее известные сочинения Айвза - 2-я соната для фортепиано ("Concord", 1909-15), 3-я и 4-я симфонии, увертюра № 2 - изобилуют острыми приёмами диссонантного атонального и политонального письма. Приёмы звукоизобразительности характерны для стиля 4-й сонаты для скрипки с фортепиано "Детский день в лагере" ("Children"s day at the camp meeting", 1915). В некоторых сочинениях Айвз использовал найденную им своеобразную технику серийного письма, а также средства четвертитоновой системы ("Три четвертитоновые пьесы" - "Three quartertone piano pieces" для двух фп., 1903-24). Айвзу принадлежат очерки и статьи о четвертитоновой музыке ("Some quartertone impressions", 1925, и др.).

Айвз - автор шести симфоний (шестая, «Всемирная», 1915-1928, не была завершена), кантаты «Небесная страна», двух струнных квартетов, пяти сонат для скрипки и фортепиано, множества камерных сочинений для разных составов, сборника «114 песен» (1922) и др.

В честь Айвза назван кратер на Меркурии.


3. Сочинения

  • Кантата Небесная страна (Celestial country, 1899).
  • Для оркестра - 5 симфоний (1898-98, 1897-1902, 1901-04, 1910-16, 5-я, Праздничные дни - Holidays, 1904-13), Вселенная (Universe symphony - фрагменты симфонии, 1911-16), Центральный парк в темноте (Central park in the dark, 1898-1907), Три селения в Новой Англии (Three places in New England, 1903-14) и другие программные пьесы, увертюры (1901-12), пьесы для большого симфонического и камерного оркестров, Танцы регтайм (Ragtime dances, 1900-11) для театрального оркестра.
  • Струнный квартет (1896) и другие камерно-инструментальные ансамбли.
  • 2 фортепианные сонаты.
  • 5 скрипичных сонат.
  • Сочинения для органа.
  • Пьесы для различных инструментов.
  • Сочинения для хора, циклы песен на стихи американских поэтов (114 песен, 1884-1921).

4. Тексты

  • Memos/ John Kirkpatrick, ed. New York: W. W. Norton, 1972

5. Литература о композиторе

  • Ивашкин А. Чарльз Айвз и музыка ХХ века. Москва: Советский композитор, 1991.
  • Шнеерсон Г. M. Айвс Чарлз Эдуард// Музыкальная энциклопедия в 6 томах, БСЭ, М., 1973 - 1982, Т. 1, с. 74-75.
  • Рахманова М. Чарльз Айвс, "СМ", 1971, № 6, с. 97-108.
  • Cowell H. Cowell S. R. Charles Ives and His Music. New York: Oxford UP, 1955.
  • Rossiter F. R. Charles Ives and his America. New York: Liveright, 1975.
  • Block G. Charles Ives: a bio-bibliography. New York: Greenwood Press, 1988.
  • Burkholder J. P. All Made of Tunes: Charles Ives and the Uses of Musical Borrowing. New Haven: Yale UP, 1995.
  • Charles Ives and His World/ J. Peter Burkholder , ed. Princeton: Princeton UP, 1996.
  • Swafford J. Charles Ives: A Life with Music. New York: W. W. Norton, 1996.
  • Sherwood G. Charles Ives: a guide to research. New York: Routledge, 2002.
  • Copland A. The Ives case in our new music, N. Y., 1941.
  • Letters from Ch. Ives to N. Slonimsky, в кн.: Slonimsky N., Music since 1900, N. Y., 1971, p. 1318-48.

Пытаясь объяснить что-то новое и непонятное, мы часто прибегаем к приёму раскладывания этого непонятного по знакомым, простым и ясным полочкам. Для феномена Чарльза Айвза таких полочек нет. Но при всём своём безумном новаторстве он глубоко традиционен. Вот такой вот парадокс, причём, замечу, чисто американский: напрашивается некоторая параллель с титанической фигурой Уильяма Фолкнера.

Великий американский композитор Чарльз Айвз родился 20 октября 1874 в провинциальном городке Данбери (шт. Коннектикут), в семье капельмейстера городского духового оркестра Джорджа Эдуарда Айвза. Отец Айвза был разносторонне одаренным, оригинальным человеком, обладал пытливым умом исследователя с постоянным стремлением к чему-то новому. Он много экспериментировал в музыке, увлекаясь опытами с дроблением интервалов темперированной шкалы на четверти и еще более мелкие доли тонов, и все свое свободное время посвящал музыкальным экспериментам. Однажды он заставил два оркестра, каждый из которых играл свою музыку, маршировать навстречу друг другу, что произвело на маленького Чарли сильнейшее всечатление (непосредственный его отголосок гораздо позже воплотился в Четвёртой симфонии Айвза).


Таких необычных звуковых впечатлений было у Айвза в детстве достаточно много. С пятилетнего возраста отец стал обучать мальчика гармонии, полифонии, истории музыки, знакомил с сочинениями Баха и других великих классиков. Конечно, такой необычный педагог не мог ограничиться формальным классическим воспитанием. Он посвятил сына в стихию звукового экспериментаторства.

С детства композитор пошёл по стопам отца: с 12 лет играл на ударных в городском оркестре (и тогда же начал писать первые пьесы для духового оркестра), а с 14 лет стал работать церковным органистом. В 1898 году он окончил Йельский университет по классам композиции и органа и получил место органиста в главной церкви Нью-Хейвена. Но в этом же году он бросает музыкальную службу и становится агентом страховой компании. Свободное время он посвящал созданию удивительной, ни на что не похожей музыки, относясь к этому как к хобби и не особо стремясь к исполнению и изданию.


Изложение фактов, казалось бы, рисует образ несчастного, непризнанного гения. Не верьте! Айвз с увлечением занимался страхованием, организовал собственную фирму, сделал ряд нововведений в области страхования недвижимости, стал преуспевающим бизнесменом и видным специалистом, написал несколько популярных книг и статей. Организованная им компания «Айвз и Майрик» быстро заняла одно из первых мест среди страховых компаний США.

Такая безудержная любовь ко всем проявлениям жизни сказалась на здоровье. В 1907 появляются симптомы заболевания сердца, с годами к этому прибавляются диабет и расстройство зрения. В 1918 г. сильный сердечный приступ настолько ослабил его, что он прекратил активные занятия музыкой. В начале 20-х гг. Айвз лишь завершает кое-что из недоконченного, а в 1928 году бросает и службу. Несмотря на слабое здоровье, Айвз прожил долгую жизнь, совсем немного не дожив до 80 лет, из которых последние 20 практически прервал все связи с внешним миром.

Айвз был яркой, неординарной, даже странной личностью и в то же время типичным американцем: жизнелюбом и реалистом. Он не строил иллюзий, не испытывл особой надежды, что его музыка будет когда-либо исполнена. Правда, в 1922 году, подводя черту пройденного музыкального пути, Айвз издал за свой счёт несколько небольших сочинений.

Te Unanswered Question (Вопрос без ответа)


Но была одна вещь, которую Айвз писал в течение всей жизни, так и не докончив. Это утопическая «Вселенская симфония», в которой композитор мечтал воплотить музыку самой природы: вибрацию земли, шумы леса, гармонию небесных сфер. Несколько нот в партитуру этого грандиозного, так и оставшегося в набросках сочинения Айвз вписал буквально накануне смерти.


Хотя Айвз и вёл замкнутый образ жизни, он всё же был до некоторой степени известен — но лишь как одиозный музыкальный чудак. В начале 40-х годов, когда Айвз приближался к семидесятилетию, пианист Дж.Киркпатрик рискнул исполнить в Нью-Йорке его грандиозную сонату «Конкорд». В это время в Америку хлынул поток эмигрантов, бежавших от фашизма. Среди них были такие крупные музыканты, как Арнольд Шёнберг и Игорь Стравинский. Шёнберг был потрясён столь необычной музыкой, познакомился с автором, заинтересовался его творчеством. Не без влияния Шёнберга в 1947 году его Третья симфония, написанная в 1911 году, была удостоена Пулитцеровской премии. В 1951 году премьерой Второй симфонии Айвза (1907-1909) продирижировал знаменитый Леонард Бернстайн.

«Музыка Айвза сказала мне больше, чем романисты, описывающие американский Запад… Я для себя открыл в нём новое понимание Америки», — так высказался И.Ф.Стравинский.

Не стремясь к популярности, Айвз не отгораживался от публики. Когда в конце жизни к нему пришло признание, он был очень этому рад.

Сегодня Айвз признан одним из наиболее значительных, а может быть, и самым значительным композитором США.