Что надо сделать перед венчанием. Чистота души и плоти: самая полная инструкция по тому, что нужно для венчания в церкви. Очищение души перед венчанием

О таинствах. Таинство Брака

ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВЕ

Брак есть таинство, в котором жених и невеста пред священником и Церковью дают свободное обещание о взаимной их супружеской верности, и союз их благословляется, во образ союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей (Катехизис).

УСТАНОВЛЕНИЕ БРАКА

Брак есть начальный союз, из которого образуется союз семейный, родственный, народный и гражданский. Поэтому важность и значение брака может быть рассматриваемо с разных сторон. Во всей своей святости и высоте брак является в недрах Православной Церкви, где он есть таинство, которого начало - в благословении брака первозданной четы, а полнота в христианстве.

Брак первоначально установлен Самим Богом еще в раю чрез сотворение жены в помощь мужу и чрез благословение, преподанное им Богом. Отсюда в Ветхом Завете повсюду выражается воззрение на брак как на дело, благословляемое Самим Богом (Быт. 1, 28 и гл. 24; Притч. 19, 14; Мал. 2, 14).

Такой взгляд на брак слова Божия отражен и в первых трех молитвах в последовании венчания.

В христианстве брак достигает всей полноты совершенства и действительного значения таинства. Первоначально освященный Богом, он получает новое подтверждение и посвящение в таинство от Иисуса Христа (Мф. 19, 5-6) и становится образом таинственного союза Христа с Церковью, почему и называется тайной великой (Еф. 5, 32). Согласно со словом Божиим учили о браке и древнейшие писатели и отцы Церкви (Климент Александрийский, Тертуллиан, свт. Иоанн Златоуст, блж. Августин, свт. Амвросий Медиоланский и др.).

ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ТАИНСТВА БРАКА

Брак, по христианскому взгляду, есть великая тайна единения двух душ, в образе единения Христа с Церковью (см. Апостол, читаемый на венчании - Еф. зач. 230).

Муж и жена, по мысли святого Киприана Карфагенского, получают полноту и цельность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого, что достигается в христианском браке.

Взаимные обязанности мужа и жены указаны в Свящ. Писании: муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь; а со стороны жены должно быть повиновение мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5, 22-26).

Чтобы быть достойным отображением таинственного союза Иисуса Христа с Церковью, соединяющиеся в супружестве должны все низшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону поставить в зависимость от духовно-нравственной.

Нравственная связь, союз любви и внутреннее единство между супругами при этих условиях являются настолько крепкими, что их не может ослабить самая смерть. С этой точки зрения может быть признано нравственное достоинство только за первым браком. Второй брак - «удержание от блуда», свидетель о невоздержании чувственности, «не побеждаемой духом, как следует истинному христианину, по крайней мере после удовлетворения чувственной потребности в первом браке». Поэтому совесть христианина нуждается в очищении епитимией, какою и было в древности отлучение второбрачных от Св. Таин на год. Второженцев (т. е. овдовевших и вступивших во второй брак) запрещается, по апостольскому преданию и церковным канонам, избирать пастырями Церкви как проявивших через второбрачие «невоздержание чувственности», которое должно быть чуждо лицам священного сана. Еще более строго Церковь смотрела на третий брак (хотя и допускала его как снисхождение к человеческой немощи).

Как живой союз любви и сердечного расположения по образу союза Христа с Церковью, брак не может быть разрываем никакими неприятностями и случайностями супружеской жизни, кроме смерти одного из супругов и вины прелюбодеяния. Последнее по своему действию на брак равносильно смерти и в самом корне разрушает брачные узы. «Жена есть общница жизни, соединяемой в одно тело из двух, и кто снова разделяет одно тело на два, тот враг творчества Божия и противник Его Промысла».

Брак в христианстве имеет в основе чувство любви и высокого взаимного уважения (без последнего и не может быть любви).

Брак - это домашняя Церковь, первая школа любви. Любовь, здесь воспитавшись, должна потом выйти из круга семьи на всех. Эта любовь - одна из задач брака, которая и указывается в молитвах в самом чине венчания: Церковь молится, чтобы Господь подал брачующимся жизнь мирную, единомудрие, «единомыслие душ и телес», друг ко другу любовь в союзе мира, исполнил «домы их пшеницы, вина и елея и всякия благостыни, да преподают и требующим» и, имея всякий достаток, изобилуют на всякое дело благое и Богу благоугодное, да «благоугодивше пред Богом возсияют, яко светила на небеси, во Христе Господе нашем».

Христианская семья, по учению Василия Великого, должна быть школою добродетелей. Связанные чувствами любви, супруги должны оказывать взаимное доброе влияние, самоотверженно снося недостатки характера друг друга.

Брак есть также школа самоотречения, поэтому мы слышим в чине венчания слова: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим».

Здесь упоминаются мученики, ибо христианство есть подвиг во всех сторонах христианской жизни, и, в частности, брак налагает на людей настолько высокие обязанности по отношению к ним самим и по отношению к их потомству, что их венцы в некотором смысле приравниваются к венцам мучеников. Венцы брачные - это вериги подвижничества, венцы победы над чувственностью; при совершении таинства пред брачующимися полагается и святой крест, символ самоотречения и служения ближнему и Богу, и призывается в песнопении великий учитель любви в Ветхом Завете пророк Исаия.

Христианство требует в браке целомудрия. Пребывающим в браке христианство предписывает жизнь чистую, непорочную, целомудренную. Это отражено и в молитвах чина венчания.

Церковь молит Господа, Который есть «тайнаго и чистаго брака Священнодействитель и телесного Законоположитель, нетления Хранитель», подать благодать брачующимся сохранить в браке «целомудрие», показать «честный их брак», соблюсти «ложе их нескверное» и «непорочным сожительство их», чтобы они достигли «старости маститей», «чистым сердцем делающа заповеди» Божии. Здесь Церковь указывает на то, что мы назвали брачным целомудрием, указывает на необходимость соблюдения супружеской верности, на необходимость борьбы с выработанной веками греховной страстностью, на отречение от прежних языческих отношений к своей жене как предмету наслаждений и собственности. Борьба с грехом в браке - возвышеннейший тип христианского аскетического делания. Это есть великое дело, оздоровляющее самые источники жизни. Оно делает брак подвигом и личного, и (вследствие наследственности) родового совершенствования и по физической, и по духовной стороне. Этот подвиг (аскеза) имеет внешнее выражение в воздержании супругов друг от друга в дни поста, а также в период кормления и беременности.

Священное Писание и Церковь в своих молитвах чина венчания указывают и на вторую основную цель брака - деторождение. Церковь благословляет брак как союз для целей деторождения и для христианского воспитания детей, испрашивая в молитвах «доброчадие» и о «чадех благодать».

В ектениях и молитвах на обручении и венчании Церковь молится о ниспослании брачующимся совершенной и мирной любви, о сохранении их в непорочном жительстве, о даровании доброчадия в продолжение человеческого рода и к восполнению Церкви.

В назидание новобрачным положено в Большом Требнике (гл. 18) прекрасное поучение, в котором всесторонне отражен взгляд Церкви на брак как таинство (приводим в русском переводе): «Благочестивая и правоверная о Христе Господе сочетавшаяся двоица! Великая нива Церкви Божией есть трояка и троякою украшается жатвой. Первая часть этой нивы приобретается возлюбившими девство; она приносит в житницу Господню стократные плоды добродетелей. Вторая часть этой нивы, возделываемая хранением вдовства - в шестьдесят крат. Третья - браком сочетанных, - если они благочестиво в страхе Божием жительствуют, плодотворит в тридцать.

Итак, честно супружество, законом которого вы ныне сочетались, да живя вместе, восприимете от Господа плод чрева в наследие рода вашего, в наследие рода человеческого, во славу Творца и Господа, в неразрешимый союз любви и дружества, во взаимную помощь и для предохранения себя от соблазна. Честно супружество, ибо Сам Господь установил его в раю, когда из ребра Адамова сотворил Еву и дал ее в помощницу ему. А в новой благодати Сам Христос Господь изволил сподобить супружество великой чести, когда не только Своим присутствием украсил брак в Кане Галилейской, но и возвеличил его первым чудодействием - претворения воды в вино. Господь ублажил девство, изволив родиться плотию от Пречистой Девы; воздал честь вдовству, когда, во время принесения Своего в храм, от Анны - вдовицы восьмидесятичетырехлетней принял исповедание и проречение; возвеличил и супружество присутствием Своим на браке.

Итак, блаженный, честной и святой сан избрали вы для своего жития; только умейте проводить святое и честное житие. А оно будет таковым, если вы, живя в страхе Божием, будете уклоняться от всякого зла и потщитесь творить благо; будет и блаженно, если взаимно будете друг другу воздавать должное. Ты, жених, храни к супруге своей верность сожития, любовь правую и снисхождение к женским немощам. И ты, невеста, храни к мужу своему всегдашнюю также верность в сожитии, любовь нелицемерную и послушание ему как главе своей: ибо как Христос есть глава Церкви, так и муж - глава жены. Оба же вместе должны вы заботиться о доме своем и всегдашними трудами, и снабдением домашних; оба прилежно и непрестанно являйте друг другу любовь непритворную и неизменную, дабы союз ваш, который, по словам ап. Павла, есть великая тайна, вполне знаменовал соединение Христа с Церковью. Чистая и теплая любовь ваша да являет чистую и теплую любовь Христову к Церкви. Ты, муж, как глава, люби жену свою, как тело свое, как Христос любит духовное тело Свое - Церковь. Ты, жена, как тело, люби главу свою - мужа, как Церковь любит Христа. И, таким образом, с вами и в вас будет Христос - Царь мира: «Ибо Бог любовь есть, и пребываяй в любви, в Боге пребывает, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). А пребывая в вас, даст вам мирное сожитие, благоденственное пребывание, обильное пропитание для себя и домочадцев, дарует Свое святое благословение на все ваши труды, на села, на дома и скоты ваши, чтобы все умножалось и сохранялось, даст вам видеть плоды чрева вашего - как масличные леторасли окрест трапезы вашей, и узреть сыны сынов ваших. Буди на вас благословение Господне всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

ДРЕВНОСТЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ

БРАКОСОЧЕТАНИЯ

Богослужение при бракосочетании совершается издревле. В христианстве брак благословляется со времен апостолов. Святой Игнатий Богоносец, ученик апостола Иоанна Богослова, в письме к Поликарпу пишет: «Женящимся и посягающим надлежит вступать в супружество с согласия епископа, дабы брак был о Господе, а не по страсти». Климент Александрийский (II век) указывает, что только тот брак освящается, который совершается словом молитвы. Апологет III века Тертуллиан говорит: «Как изобразить счастье брака, одобряемого Церковью, освящаемого ее молитвами, благословляемого Богом?» Святые Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский свидетельствуют о священническом благословении и молитве, которыми освящалось вступление в брак. В 398 году IV Карфагенский Собор постановил, чтобы родители или вместо них избранные представляли жениха и невесту для благословения.

В настоящее время в чинопоследование брака входит обручение и венчание. В древности обручение, предшествовавшее брачному обряду, было актом гражданским;

он совершался торжественно, в присутствии многих (до 10-ти) свидетелей, которые скрепляли брачный контракт; последний представлял собою официальный документ, определявший взаимоотношения между брачующимися. Обручение сопровождалось обрядом соединения рук жениха и невесты, а жених дарил невесте кольцо. Только в X-XI в. обручение начало совершаться в церкви как обязательный церковный обряд с соответствующими молитвословиями.

Чинопоследование христианского брака, особенно в обряде обручения, образовалось под влиянием еврейских брачных церемоний. И в молитвах христианского брака имеются многие ссылки на ветхозаветный еврейский обряд.

Чин самого бракосочетания у христиан в древности совершался чрез молитву, благословение и руковозложение епископа в церкви во время литургии. (Ср. свидетельства Климента Александрийского и Тертуллиана.) Следы того, что чин бракосочетания совершался во время литургии, мы видим в чине венчания: возглас литургии «Благословенно Царство», мирная ектения, чтение Апостола и Евангелия, сугубая ектения, возглас: «И сподоби нас, Владыко» и «Отче наш». В IV веке введено применение на Востоке брачных венков. (На Руси они были заменены деревянными и металлическими венцами.) Отделение чина венчания от литургии произошло в XII-XIII в., и в настоящее время оно обычно совершается после литургии.

В XVI в. чинопоследование брака на Руси достигло полного развития и заключало в себе все то, что мы имеем в нашем современном чине.

Древнейшими частями последования венчания нужно признать нашу третью молитву (пред возложением венцов) и 4-ю (после Евангелия), пение 127-го псалма, приобщение общей чаши вместо причащения Святых Даров и благословение брачующихся во имя Пресвятой Троицы. Позднейшее происхождение имеют две первые молитвы, чтения из Апостола и Евангелия, две последние молитвы (6-я и 7-я) по снятии венцов и молитва на разрешение венцов в 8-й день.

ОГЛАШЕНИЕ ПРЕД БРАКОМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Жених и невеста как члены Православной Церкви, по древнему обычаю, «да умеют (т. е. должны знать) исповедание веры, сиречь: Верую во единаго Бога, и Молитву Господню, сие есть: Отче наш; (а также) Богородице Дево и десятословие» (Кормчая, 2, 50).

Предохраняя от вступления в незаконный брак (по степени родства), Православная Церковь ввела предварительное троекратное «оглашение» (в три ближайшие воскресения), т. е. делает известным членам прихода намерение лиц, желающих вступить в брак. Церковь также внушает вступающим в брак «предочистить», преднапутствовать себя на новое поприще жизни подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения Святых Таин.

Православные родители жениха и невесты, сохраняя древний благочестивый похвальный обычай, «предварительно благословляют» их не только по чувству родительской любви, но и от лица Господа и святых, - благословляют святыми иконами со знамениями потребностей жизни - хлебом и солью. Начало родительского благословения детям, вступающим в брак, указано в слове Божием. Так, некогда Вафуил благословил дочь свою Ревекку для супружества с Исааком (Быт. 24, 60), Рагуил дочь свою Сарру для супружества с Товием (Тов. 7, 11-12).

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ БРАКА

Чинопоследование брака положено всегда совершать в храме, и притом самым приличным временем для совершения брака указывается время после литургии.

Каждый брак полагается совершать отдельно, а не вместе несколько браков.

Чинопоследование брака состоит из: 1) чина обручения и 2) последования венчания и разрешения венцов, т. е. совершения собственно таинства.

В обручении утверждается пред Богом «глаголанное у брачущихся слово», т. е. взаимное обещание брачующихся, и в залог этого им дают перстни; в венчании же благословляется союз брачующихся и испрашивается на них благодать Божия. В древности обручение совершалось отдельно от венчания. В настоящее время венчание обычно следует тотчас за обручением.

Чин обручения. Пред обручением священник полагает для освящения на престоле с правой стороны кольца («перстни») брачующихся (одно возле другого), при этом серебряное (которое после перемены достается жениху) полагается на престоле с правой стороны от золотого. Кольца полагаются на престоле в знак того, что союз обручаемых скрепляется десницей Всевышнего и что брачующиеся поручают свою жизнь Промыслу Божию.

Для обручения священник, облачившись в епитрахиль и фелонь, выходит из алтаря чрез царские врата. Он выносит с собой в предшествии светильника крест и Евангелие и полагает их на аналое среди храма. Крест, Евангелие и свеча служат знаками невидимого присутствия Христа Спасителя.

Обручение совершается в притворе храма или при самом входе в храм (в «преддверии храма»).

Священник (трижды) благословляет крестообразно сперва жениха, а потом невесту зажженною свечой, которую потом вручает каждому, показывая тем, что в браке преподается свет благодати совершаемого таинства и что для вступления в брак необходима чистота жизни, сияющая светом добродетели, почему зажженные свечи не даются второбрачным как уже не девственным.

Потом (по Уставу) священник кадит их крестовидно , указывая на молитву и преподание благословения Божия, символом которых служит фимиам, как средство к отражению всего враждебного чистоте брака. (В настоящее время каждение жениха и невесты пред обручением не совершается.)

После этого священник творит обычное начало: «Благословен Бог наш...» и произносит мирную ектению, в которой содержатся прошения о брачующихся и о спасении их, о ниспослании им любви совершенной и сохранении их в единомыслии и твердой вере.

После ектении священник вслух читает две молитвы, в которых испрашивается обручающимся благословение Божие, единомыслие, мирная и непорочная жизнь и проч. При этом воспоминается брак Исаака и Ревекки как образец девства и непорочности для брачующихся. В это время диакон идет в алтарь и приносит с престола перстни.

Священник, взяв сперва золотой перстень, трижды осеняет жениха на его главе, произнося (трижды):

«ОБРУЧАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (имя) РАБЕ БОЖИЕЙ (имя) ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ», и полагает перстень на палец правой руки (обыкновенно на четвертом пальце).

Точно так же вручает серебряный перстень невесте с произнесением слов: «ОБРУЧАЕТСЯ РАБА БОЖИЯ (имя) РАБУ БОЖИЮ...».

После этого кольца трижды переменяются, и, таким образом, перстень невесты остается как залог у жениха, а перстень жениха - у невесты.

Вручением перстней священник напоминает брачующимся о вечности и непрерывности их союза. Происходящая затем троекратная перемена перстней указывает на взаимное согласие, которое должно быть всегда между супругами, а совершение ее восприемником или кем-либо из родственников показывает, что на взаимное согласие брачующихся есть согласие и их родителей или родственников.

Возложив перстни на десницы обручающихся, священник произносит молитву обручения, в которой просит Господа, чтобы Он благословил и утвердил обручение (греч. aёёabоna - залог, ср. 2 Кор. 1, 22; 5, 5; Еф. 1, 14), подобно тому как Он утвердил обручение Исаака и Ревекки, благословил положение перстней благословением небесным, сообразно с силою, явленною перстнем в лице Иосифа, Даниила, Фамари и блудного сына, упоминаемого в евангельской притче, утвердил обручающихся в вере, единомыслии и любви, и даровал им Ангела Хранителя во все дни их жизни.

Наконец, произносится краткая ектения: «Помилуй нас, Боже...», какая бывает в начале утрени, с присоединением прошения об обручающихся. Этим оканчивается обручение. Обыкновенно за этим отпуста не бывает, а следует венчание.

В настоящее время, по принятому обычаю, священник возглашает: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и при пении 127-го псалма: «Блажени вси боящиися Господа», восторженно рисующего блага богобоязненной семьи, брачующиеся с зажженными свечами, в предшествии священника приводятся к поставленному среди храма аналою с крестом и Евангелием. (Псалом должен, по Уставу, петь сам священник, а не диакон и не певец, и к каждому стиху псалма народ, а не только певцы, отвечает припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Такое исполнение псалма было принадлежностью древнего богослужения соборных церквей в самые великие праздники.)

Последование венчания. Пред началом венчания, приведя брачующихся пред аналой, священник, по Уставу, должен объяснить им, что такое христианский брак как таинство и как жить в супружестве богоугодно и честно.

Потом он спрашивает жениха и невесту, имеют ли они благое непринужденное взаимное согласие и крепкое намерение вступить в брак и не обещались ли они другому лицу.

Такой вопрос: «Не обещался ли еси иной (или иному)?» - предлагаемый жениху и невесте, не только означает, не давал ли формального обещания жениться на другой женщине или выйти замуж за другого, но также означает: не вступал ли в отношения и незаконную связь с другой женщиной или с другим мужчиной, налагающие определенные нравственные и семейные обязанности.

После положительного ответа брачующихся о добровольном вступлении их в брак совершается венчание, состоящее из великой ектении, молитв, возложения венцов, чтения слова Божия, питья общей чаши и хождения вокруг аналоя.

Диакон возглашает: «Благослови, владыко».

Священник творит начальный возглас: «Благословенно Царство», и произносится диаконом мирная ектения, в которой прилагаются прошения о брачующихся, о их спасении, о даровании им целомудрия, о рождении от них сынов и дщерей и о Божием покровительстве им во все дни жизни.

После ектении священник читает три молитвы о сочетающихся браком, в которых молит Господа благословить настоящий брак, подобно тому как Он благословил браки ветхозаветных праведников, - даровать сочетающимся мир, долгоденствие, целомудрие и друг ко другу любовь, и сподобить их видеть чада чад и исполнить дом их пшеницы, вина и елея.

По окончании молитв священник, приняв венцы, поочередно осеняет ими крестообразно жениха и невесту (давая целовать самый венец) и возлагает на их главы как знамение и награду сохраненной ими чистоты и целомудрия до самого брака , а также как знак брачного соединения и власти над будущим потомством.

При этом священник произносит каждому из брачующихся:

«ВЕНЧАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (имя) РАБЕ БОЖИЕЙ (имя)» или «РАБА БОЖИЯ (имя) РАБУ БОЖИЮ (имя), ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА».

После возложения венцов священник трижды благословляет жениха и невесту вместе обычным иерейским благословением, произнося:

«Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)».

Это возложение венцов и молитвы (во время возложения венцов) - «Венчается раб Божий… рабе Божией» и «Господи Боже наш, славою и честию венчай я», - признаются в богословии совершительными, т. е. составляющими главный момент совершения таинства Брака и запечатлевающими его, почему и самое последование священнодействия называется венчание.

Затем произносится прокимен: «Положил еси на главах их венцы», и после прокимна читается Апостол и Евангелие, из которых в первом (Еф. 5, 20-33) раскрывается учение о существе и высоте христианского брака, обязанностях мужа и жены и показывается первоначальное

установление и знаменование брака, а во втором (Ин. 2,

1-11) - повествованием о посещении Иисусом Христом брака в Кане Галилейской и о претворении там воды в вино показывается богоугодность христианского брака и присутствие в нем благословения и благодати Божией.

После прочтения Евангелия произносится ектения: «Рцем вси», и после возгласа - молитва о брачующихся, в которой испрашивается им у Господа мир и единодушие, чистота и непорочность, достижение маститой старости и непрерывное соблюдение заповедей Божиих.

Молитва о брачующихся заключается просительной ектенией за всех верующих (с древним ее началом от прошения «Заступи, спаси») и пением молитвы Господней, соединяющей сердца всех в одном духе молитвы, чтобы таким образом возвысилось само торжество брака и умножилось излияние благодати не только на сочетавшихся браком, но и на всех верующих. Затем следует преподание мира и молитва главопреклонения.

После этого приносится «общая чаша» с вином, в воспоминание того, как Господь благословил вино на браке в Кане Галилейской; священник благословляет ее с молитвой и трижды преподает брачующимся поочередно. Вино подается жениху и невесте из общей чаши в знак того, что они должны жить в неразрывном союзе и делить между собою чашу радостей и скорбей, счастье и несчастье.

Преподав общую чашу, священник соединяет правые руки новобрачных, покрыв их епитрахилью, как бы связав их руки пред Богом, знаменуя тем их соединение во Христе, а также то, что муж чрез руки священника получает жену от самой Церкви, и обводит новобрачных троекратно вокруг аналоя, на котором лежат крест и Евангелие. Это хождение образом круга вообще означает духовную радость и торжество брачующихся (и Церкви) о совершающемся таинстве и выражение их твердого обета, данного пред Церковью, вечно и верно хранить свой супружеский союз. Обхождение совершается три раза - во славу Святой Троицы, Которая таким образом призывается во свидетельство обета.

Во время обхождения поются три тропаря. В первом из них: «Исаие, ликуй...» - прославляется воплощение Сына Божия, Его рождение от преблагословенной Девы Марии и тем торжественно напоминается о Божественном благословении чадорождения.

Во втором тропаре: «Святии мученицы...» - прославляются и призываются к молению за нас подвижники и мученики, наряду с которыми как бы поставляется и венчанная чета как победившая искушения, сохранившая целомудрие и теперь выступающая на подвиг жизни в супружестве. По их примеру новобрачным внушается побеждать в своей жизни все диавольские искушения, чтобы удостоиться венцов небесных.

Наконец, в третьем тропаре: «Слава Тебе, Христе Боже» - прославляется Христос как похвала апостолов и радость мучеников и вместе радость и слава новобрачных, надежда и помощь их во всех обстоятельствах жизни.

После троекратного обхождения священник снимает венцы с новобрачных и при этом говорит каждому из них особые приветствия, в которых желает им возвеличения от Бога, веселия, умножения потомства и хранения заповедей. Затем он читает две молитвы, в которых просит Бога благословить сочетавшихся браком и ниспослать им блага земные и небесные.

По принятой практике после этого читается молитва на разрешение венцов «в осьмый день». И бывает отпуст.

После этого обычно следует многолетствование, иногда предваряемое кратким молебном, и поздравление новобрачных.

РАЗРЕШЕНИЕ ВЕНЦОВ «В ОСЬМЫЙ ДЕНЬ»

В Требнике после чина венчания помещена «Молитва на разрешение венцев, во осьмый день». В древности вступившие в брак семь дней носили венцы, а в восьмой день слагали их с молитвой священника. Венцы в древности были не металлические, а простые венки из миртовых или масличных листьев, или другого какого невянущего растения. В настоящее время молитва на разрешение венцов читается прежде отпуста венчания.

ПОСЛЕДОВАНИЕ О ВТОРОБРАЧНЫХ

Брак в Православной Церкви по смерти одного из супругов или по законном разлучении может быть совершаем во второй и третий раз. Но Церковь, согласно со словом Божиим, не с одинаковым уважением смотрит на все три брака и не с одинаковой торжественностью благословляет второй брак и третий брак, как первый. Она учит, что согласнее с духом христианства довольствоваться одним браком. Сообразно с высокой чистотой жизни, представляемой нам Евангелием, второй и третий брак Церковь

допускает как некоторое несовершенство в жизни христианина, снисходя только немощи человеческой в предохранение от греха. Святой Иустин мученик, писатель II века, говорит, что «вступающие во второй брак у нашего Учителя (Иисуса Христа) считаются грешными». Василий Великий пишет, что второй брак есть только врачевство против греха. По словам Григория Богослова, «первый брак есть закон, второй - снисхождение». По 17 правилу святых апостолов, «кто по святом крещении двумя браками обязан был, тот не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон». По 7-му правилу Неокесарийского Собора ( 315 г.), двоеженец имеет нужду в покаянии. Еще более строго смотрит Церковь на третий брак, усматривая в нем преобладающую чувственность. В древности двоеженцу назначалось от 1 до 2-х лет, а троеженцу - от 3-х до 5-ти лет отлучения от Евхаристии.

Согласно с постановлениями и мнением апостолов и святых отцов Церкви о втором браке, последование его излагается в Требнике короче, чем последование венчания новобрачных, и не имеет уже всей торжественности первого. Молитвенные благожелания Церкви второбрачным и прошения о них изложены сокращеннее, чем в чине венчания первобрачных, и менее радостны и торжественны потому, что исполнены чувством покаяния. Так, Церковь молится Господу о второбрачных: «Владыко Господи Боже наш, всех щадяй и о всех промышляяй, тайная ведый человеческая, и всех ведение имеяй, очисти грехи наша и беззаконие прости Твоих рабов, призываяй я (их) в покаяние... ведый немощное человеческаго естества, Создателю и Содетелю… соедини (их) к друг другу любовию: даруй им мытарево обращение, блудницы слезы, разбойниче исповедание... очисти беззакония рабов Твоих: зане зноя и тяготы дневныя и плотскаго разжжения не могуще понести, во второе брака общения сходятся: якоже законоположил еси сосудом избрания Твоего Павлом апостолом, рекий нас ради смиренных: лучше есть о Господе посягати, нежели разжизатися… никтоже бо бысть безгрешен, аще и един день живота его есть, или кроме порока, токмо Ты един еси плоть носяй безгрешно, и вечное нам даровавый безстрастие».

Последование о второбрачных в основном подобно тому, которое совершается над вступающими в первый брак, но излагается короче.

При обручении второбрачных они не благословляются свечами. Из великого последования венчания не читается молитва на обручение «Господи Боже наш, отроку патриарха Авраама сшествовавый» и после этой молитвы не бывает ектении «Помилуй нас, Боже».

При венчании второбрачных:

не поется 127-й псалом;

брачующиеся не вопрошаются о добровольном их вступлении в брак;

в начале венчания не произносится «Благословенно Царство» и великая (мирная) ектения;

молитвы 1-я и 2-я на венчании другие (покаянные).

В Большом Требнике пред последованием о второбрачных печатается «Главизна Никифора, патриарха Константинопольского» (806-814 гг.), в которой сказано, что двоеженец не венчается, т. е. что на него не должно возлагать венца при бракосочетании.

Но этот обычай не соблюдается ни в Константинопольской Церкви, ни в Русской, как заметил Никита, митрополит Ираклийский, в ответе епископу Константину, а потому венцы возлагаются и на второбрачных в знамение соединения и власти над будущим потомством.

Обыкновенно последование о второбрачных совершается тогда, когда вступают во 2-й или 3-й брак жених и невеста. Если же который-либо из них вступает в первый брак, то совершается «последование великого венчания», т. е. венчаются первым браком.

Примечание.

Дни, в которые не совершается венчание:

Накануне среды и пятницы в течение всего года.

Накануне воскресных и праздничных дней (двунадесятых праздников, праздников с бдением и полиелеем и храмовых).

От Недели мясопустной в течение Великого поста и Пасхальной седмицы до Фомина воскресения.

Чин обручения совершается в притворе храма или у его порога, само же таинство - чин венчания - на середине храма, т. е. в самом храме. Этим указывается на то, что место для обручения собственно не храм, а дом, и оно есть дело семейное или частное. Обручение - это важнейший акт брака у всех народов с его тщательными условиями, контрактами, поручительствами и пр. В древности это был только гражданский акт. Но так как христиане имели благочестивый обычай всякое важное дело своей жизни начинать с благословения Божия, то и здесь Церковь преподает им благословение на обручение как одно из важнейших жизненных дел, но благословляет его не в самом храме (входя в который, предлагается «отложить всякое житейское попечение»), а только в преддверии храма. Таким образом, за порог храма и таинства удаляется все, что есть в браке мирского и плотского (М. Скабалланович).

В некоторых местах на Западной Украине обручение для усиления своего значения сопровождается присягой на верность, взятой из Требника митроп. Петра Могилы и читаемой так: «Я, (имя), беру себе тебя (имя невесты) за жену и обещаю тебе верность и любовь (а невеста прибавляет еще «и послушание») супружеские; а что тебя не отпущу до смерти, так мне, Господи, помоги, в Троице Единый, и все святые».

Т. е. при каждении назнаменует крест кадилом; так совершалось в древности каждение кадилом, которое было не на цепочке, а на особом держателе.

Обряд, когда жених и невеста с зажженными свечами торжественно вводятся священником из притвора в храм, в общем напоминает собою то торжественное отведение женихом или его друзьями невесты в свой дом, которое, наряду с обручением, составляло самую суть брачного обряда в ветхозаветной религии и в римской религии. Здесь же смысл тот, что Церковь предлагает жениху ранее своего дома отвести невесту в дом Божий, чтобы получить ее из рук Божиих.

«Жених и невеста спрашиваются пред лицем Бога о добровольности и ненарушимости их намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является наиболее решающим его моментом. И в христианском браке оно - главное условие для телесного (естественного) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным (почему в христианстве не перевенчивают еврейских и языческих браков). Но что касается духовной, благодатной стороны брака, то дело Церкви только теперь и начинается. Потому-то теперь только, после заключения этого «естественного» брака, начинается церковный чин венчания» (проф. М. Скабалланович).

Вторую из этих молитв священник произносит лицом к новобрачным и при словах: «Да благословит вас», - благословляет их.

На отпусте священник напоминает новобрачным богоугодность брака (указание на брак в Кане Галилейской), святое назначение семейной жизни, проникнутой попечениями о спасении людей (воспоминанием святых равноапостольных Константина и Елены как распространителей правоверия) и назначение брака в сохранении целомудрия, чистоты и добродетельной жизни (воспоминанием великомученика Прокопия, научившего двенадцать жен от брачных одежд и радостей идти на мученическую смерть за веру Христову с веселием и радостию, как на брачный пир).

В Требнике нет указаний благословлять второбрачных свечами. Но по существующей практике пред обручением им дают зажженные свечи, которые означают свет благодати совершаемого таинства и теплоту молитвенных чувств брачующихся (Пособие по Уставу Никольского и Церк. Вестн. 1889 г.).


Литургика: Таинства и обряды


01 / 05 / 2006

Несмотря на то, что церковный брак не является обязательным в России и странах СНГ, многие пары решаются на этот ответственный шаг. И если одни семьи искренне хотят заключить свой брак на небесах в знак подтверждения чистой любви и веры в Бога, то другие - просто следуют моде, включая таинство в план свадьбы .

По какой бы причине вы не решили венчаться, свадебный портал сайт напоминает: обязательно следуйте церковным правилам подготовки к таинству!

Перед венчанием: а быть ли таинству?

Прежде, чем начать подготовку к венчанию, необходимо узнать, разрешит ли церковь сочетаться церковным браком вашей паре. Ведь существуют прописанные табу к обряду.

Венчание не состоится, если:


Если имеет место быть хотя бы один из вышеперечисленных пунктов, увы, церковь не сможет благословить ваш союз.


Для таинства нет препятствий? Тогда предлагаем вам небольшую инструкцию в подготовке к венчанию:


Церемония венчания в православной церкви проводится только в том случае, если пара официально оформила отношения. Не важно, решили вы скрепить свой союз непосредственно в день торжества или спустя годы, в церкви могут попросить предоставить свидетельство о браке.



Исповедь и Причастие перед венчанием

Решение обвенчаться не стоит принимать спонтанно. Каждый в паре должен быть искренне уверен в своих намерениях. Важная роль отводится очищению души с помощью молитв, Исповеди и Причастия.

Максимально подробную информацию о том, как подготовиться к обрядам вам обязательно расскажут в церкви. Не стесняйтесь задавать интересующие вопросы, ведь это поможет избежать неловких ситуаций непосредственно во время обрядов.




Перед Причастием и Исповедью следует выдержать пост. В течении трёх дней молодожёны читают молитвы (священник подскажет какие), посещают вечерние службы, отказываются на этот период от сексуальных отношений. Из пищи придётся исключить яйца, мясные и молочные продукты . Всё это необходимо соблюдать перед подготовительными обрядами к венчанию.

Одна из главных задач церкви - помочь человеку усовершенствовать его собственную душу. Церковные учения призывают избавиться от злых помыслов, пустых и матерных слов, принимать всё смиренно и спокойно.

Как правило, Исповедь и Причастие проходят непосредственно перед венчанием. Но это не является обязательным требованием. Жених и невеста могут посетить церковь накануне и порознь.

Каждый церковный обряд направлен на исцеление человеческой души. И если вы действительно решили скрепить свои отношения Церковным браком, то этого должны хотеть оба. И жених. И невеста.

Портал Свадьбаголик.ru советует идти в церковь только тем парам, которые уверены в крепости и чистоте любви в семье. Для этого могут потребоваться годы, и даже десятилетия супружеской жизни. Но только тогда вы сможете полностью оценить глубину и значимость таинства венчания. И к вопросу, как подготовиться к венчанию , отнесётесь с максимальной ответственностью.

Вика Ди 31 мая 2018

Венчание – одно из церковных таинств, религиозный обряд заключения брака по церковным уставам, буквально брак перед Богом. Венчаться разрешается только крещенным в православной вере парам, зарегистрировавшим свой брак в ЗАГСе, которые не приходятся друг другу родственниками. Таинство венчания – серьезное решение, принимая которое, нужно ответственно относиться к вступлению в брак по православному канону, поскольку такой союз не развенчивают. После официального развода можно получить лишь благословение на повторное венчание, которое дает архиепископ.

Таинство может проходить в присутствии свидетелей, но это необязательное условие. Накануне венчания молодоженам необходимо исповедаться, причаститься, держать пост желательно не меньше трех суток.

Он разъяснит смысл обряда, важность его для супругов, собирающихся венчаться.

Важно учитывать, что в любой день венчание не проводят . Согласно церковному уставу, таинство не проводят во время постов, накануне и в дни религиозных праздников, накануне однодневных постов (вторник, четверг, суббота). Поэтому предполагаемую дату обряда нужно согласовать со священнослужителем.

Нюанс: девушке не разрешается участвовать в таинствах во время менструации, поэтому лучше выбрать дату на безопасные с точки зрения женского цикла дни .

Что нужно для проведения таинства?

Для проведения обряда нужны венчальные иконы, свечи, рушник, обручальные кольца.

Венчальные иконы – это пара икон, обычно Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа, которыми священник благословляет пару во время совершения обряда. Их можно приобрести заранее, либо родители венчающихся могут преподнести иконы в подарок.

Свечи понадобятся во время обряда, супруги будут держать их в руках. Лучше озаботиться платками, чтобы, держа зажженные свечи, не бояться обжечься воском. Их также можно приобрести в церковном магазине. После обряда свечки остаются у супругов , их можно зажигать перед домашними иконами.

Рушник представляет собой отрез белой ткани из хлопка или льна, расшитым по краям вышивкой. Его можно сшить самостоятельно, если невеста рукодельничает или приобрести готовое изделие. Единственное условие к полотенцу – оно должно быть белым.

Обручальные кольца могут быть золотыми или серебряными. Естественно, что на обоих супругах должен быть надет нательный крестик .

Золотая подвеска с фианитами, Калина Золотая (цена по ссылке)

Как проходит церемония венчания в церкви?

Молодоженам следует с утра неплотно позавтракать, если утром они собираются исповедаться и причащаться перед обрядом, то в церковь стоит идти натощак.

Девушке следует одеться благочестиво , голова и плечи должны быть покрыты платком, юбка платья должна быть ниже колена. Поскольку придется долго стоять, то лучше выбрать удобную обувь без каблука. Жениху при входе в церковь полагается снять головной убор.

Как происходит само таинство? Где, когда и с кем проходит венчание? Процедура во всех православных храмах происходит примерно одинаково. На таинстве необходимо присутствовать только венчающимся и священнику, который будет проводить обряд. Свидетели, гости, церковный хор – по желанию венчающейся пары.

Обряд венчания можно условно поделить на две части: обручение и венчание

Сначала священнослужитель обручает венчающихся, они официально становятся обрученными. Пара три раза обменивается кольцами. Затем их вводят в храм, освящая путь кадилом. После батюшка, благословляя супругов, вручает им зажженные венчальные свечки. Молодожены со свечами становятся на расстеленное на полу полотенце перед подставкой для богословских книг, на котором лежат венчальные короны. Священнослужитель возлагает их на головы венчающихся, короны держат свидетели, или они одеваются на головы молодоженов. Затем читаются молитвы о благословении семьи, даровании им семейного благополучия. Священник освящает вино, трижды дает испить из чаши с вином каждому из венчающихся, потом соединяет руки супругов вместе и накрывает их епитрахилью, что символизирует неразрывность их союза.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

После молитв и благословений, трижды совершается крестный ход вокруг аналоя, священник ведет молодых , за ними идут свидетели, придерживая венцы. По окончания крестного хода священник снимает венцы, супруги целуют образа Пресвятой Девы и Спасителя и получают венчальные иконы из рук священника.

Что нужно делать свидетелям во время венчания? Поручители держат венцы, подают кольца, расстилают рушник

Это общий сценарий венчания. Сколько длится таинство – обычно 40-60 минут . После обряда можно отметить совершение таинства трапезой, но церковь предостерегает от слишком шумных гуляний и чересчур обильного праздничного стола, напоминая о важности скромности и ограничения себя.

Если на обряде присутствуют гости, то после совершения обряда молодым вручаются цветы, подарки, звучат поздравления – как на свадьбе. Важно, чтобы все приглашенные на таинство, соблюдали правила, как вести себя в храме.

Существуют приметы, которые касаются венчальных свечей, якобы какая из них погаснет первой, то супруг, державший ее, умрет первым из пары.

Церковь призывает не верить в глупые суеверия, не поддаваться страхам, основанным на поверьях

Задавая себя вопрос, как правильно венчаться, следует обсудить все детали со священником. Не нужно бояться что-то спросить или уточнить, даже если вопрос кажется глупым, лучше его озвучить, чтобы не теряться в догадках. Некоторые священники советуют даже послушать проповедь, походить в церковь и приблизится к воцерковленной жизни, прежде чем идти венчаться. Все-таки венчание – это не просто процесс, состоящий из определенных действий, это нечто большее.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Славянский обряд венчания проводился схожим образом, только вместо венчальных корон на головы молодых возлагали венки , отсюда и название – венчание. Только обычаи были куда строже, считалось, что нельзя венчаться девушке, которая не чиста, то есть не является девственницей и без этого условия обряд могли не провести.

Фото- и видеосъемка на венчании

Фотосъемка и видеозапись таинства венчания разрешена, но не во всех храмах , поэтому лучше заблаговременно спросить разрешения у священнослужителя. Важно помнить, что в церкви нужно вести себя тихо , поэтому фотограф должен перемещаться аккуратно, не мешая ни молодым, ни священнику, ни гостям во время совершения обряда.

Не стоит пользоваться вспышкой и слишком часто щелкать затвором, чтобы не мешать проведению таинства

Несмотря на ограничения, накладываемые на работу фотографа, есть много ракурсов и способов сделать отличные фотографии, которые останутся на долгую память.

Поскольку церковь – дом Божий , то фотосессию лучше провести на улице после совершения обряда. Венчальная фотосессия – важный момент для молодых, но отнюдь не ключевой в обряде. Из снимков венчания получится замечательная фотокнига, которую можно совместить с фото с росписи в ЗАГСе.

Что нельзя делать после венчания супругов?

Требования после венчания не отличаются от требований общей морали. Не нужно воспринимать венчание, как повинность или наложение морали. Венчание – это брак перед Богом , поэтому после венчания нужно поддерживать желание прожить всю жизнь рука об руку со своей второй половиной.

Не забывайте, что обряд венчания – процесс деликатный и для понимания полной картины происходящего можно посмотреть видео таинства венчания .

В ы уже решили, что хотите соединить свою судьбу с любимым человеком, повенчавшись в церкви. и Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. предлагают узнать подробнее о том, как и при каких условиях совершается венчание, и что для этого нужно.

В России венчают так же, как и «расписывают» с 18 лет

1. Самое первое и главное – венчающиеся оба должны быть крещеными православными христианами. Если окажется, что ситуация с крещением не ясна – например, человек не помнит, крестили его или нет, то надо заранее прийти в храм и обговорить это со священником, желательно хотя бы за месяц до предполагаемой даты свадьбы. В некоторых случаях допускается венчание с неправославными христианами (католики, англикане, лютеране и т.д.), но при условии, что дети, рожденные в этом браке, будут крещены в православии.

2. Не венчают, если хотя бы один из новобрачных исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм и др.).

3. Таинство венчания совершается только после регистрации в ЗАГСе, однако, если существуют какие-то мешающие этому обстоятельства, например, проблемы с документами у одного из будущих супругов, то вам всегда могут пойти навстречу. Для этого необходимо заранее подойти в храм и проконсультироваться со священником.

4. Во время постов не венчают. Это важно учитывать при назначении даты свадьбы, потому что пост, как известно, предполагает воздержание не только в пище, но и в телесной близости, первая брачная ночь в пост не является благословенной. Даты постных дней можно посмотреть на сайте www.pravoslavie.ru.

5. Запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства.

6. В Православной Церкви допускается венчаться трижды в жизни, если человек овдовел, будучи венчанным, или предыдущий брак был расторгнут согласно церковным правилам.

7. Не венчают, если жених или невеста фактически состоят в браке с другим лицом. Гражданский брак должен быть расторгнут в установленном порядке, а если предыдущий брак был церковный, то необходимо разрешение архиерея на его расторжение и благословение на вступление в новый брак.

Таинство венчания совершается только после регистрации в ЗАГСе


8. Возраст венчающихся ограничивается местными законами – в России венчают так же, как и «расписывают» с 18 лет.

9. На венчании могут присутствовать все, кого новобрачные захотят видеть при этом. Никаких ограничений нет.

10. Венчание можно проводить в один день с походом в ЗАГС, но обычно этого не делают, так как молодым и их гостям просто тяжело выдержать такую нагрузку.

11. Одежда у венчающихся должна быть, конечно же, нарядной, платье невесты может быть любого цвета, традиционно светлых тонов. Желательно, чтобы были рукава, закрытая спина, ну, а если платье без рукавов, то можно использовать накидку на плечи.

12. На венчании разрешается вести видео- и фотосъемку, только об этом надо заранее предупредить священника.

13. Перед тем, как совершить такой ответственный шаг, как венчание, хорошо было бы исповедаться. Исповедь обычно совершается во время вечернего богослужения по субботам и перед православными праздниками или во время утреннего богослужения соответственно по воскресениям и в праздничные дни.

14. Если пожертвование за венчание для вас слишком велико, то вы всегда можете объяснить ситуацию батюшке и пожертвовать столько денег, сколько сможете

15. И самое главное: если у вас возникнут какие-то конкретные вопросы бытового, организационного или личного характера, обсуждать их надо исключительно со священником, но не с продавщицами в свечной лавке, активными бабушками в храме или церковным сторожем.

Текст: Александра Борисова, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата

Чин обряда венчания в том виде, как существует сейчас сложился еще в I веке нашей эры, то есть во времена зарождения христианства.

Но церковное бракосочетание совершалось тогда после литургии – важнейшего христианского богослужения, а в наши дни венчание принято проводить как самостоятельное действо.

Цель обряда – дать клятву верности перед Богом, скрепить свой союз Божиим благословением и получить благословение на рождение и воспитание будущих детей.

Первая часть таинства – обручение

Оно имеет своей целью внушить молодоженам всю важность таинства брака, вызвать в их сердцах трепет и благоговение перед этим событием.

Благословение

Изначально «новоневестные» находятся в притворе – пристройке перед входом в храм, которая обычно отделена от самого храма стеной с дверным проемом. Жених становится справа, невеста слева, оба поворачиваются лицом к алтарю.

Обручальные кольца заранее кладутся на престол в алтаре и находятся там во время литургии. Когда обряд венчания начинается, диакон, следующий за священником, на специальном подносе выносит их.

Священник, изображающий в этот момент Иисуса Христа, подходит к молодоженам (те, в свою очередь, приравниваются к первозданным прародителям Адаму и Еве, начинающим новую и святую жизнь в чистом супружестве), держа в руках две горящие свечи – символ чистоты и целомудрия .

Он трижды благословляет жениха и трижды – невесту, повторяя: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (молодые при этом каждый раз крестятся), передает им свечи (или же не передает, если кто-то из вступающих в брак венчается не в первый раз).

Завершается благословение крестовидным каждением, которое говорит о невидимом присутствии на таинстве благодати Святого Духа .

Обручение

После благословения священник ведет молодоженов в центр храма.

Взяв кольцо жениха , он повторяет трижды: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», каждый раз совершая над головой жениха крестное знамение, а затем надевает ему обручальное кольцо на безымянный палец правой руки. Кстати, мы на какой руке носят кольца представители различных конфессий.

Те же действия священник совершает и с кольцом невесты , трижды повторяя: «Обручается раба Божия (имя) рабу Божиему (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Обмен кольцами

Молодожены три раза обмениваются своими кольцами, выражая этим согласие и единодушие и обещая отдать друг другу себя на всю жизнь. Менять кольца может и сам священник.
В ходе обряда он также несколько раз обращается ко Всевышнему с молитвой, прося Господа благословить молодых и утвердить обручение.

Как совершается обряд венчания

Заключение естественного брака, или свободного союза

Цель этого этапа – подтверждение женихом и невестой добровольного и нерушимого намерения вступить в супружество.

На аналое (так называется высокий прямоугольный столик с покатым верхом, который обычно стоит перед иконостасом посреди храма и применяется при богослужении) лежат Евангелие – символ присутствия Христа , крест – знак его любви, а также венцы. Перед аналоем заранее расстилается платок белого или розового цвета – символ чистоты и единства жизни в браке.

Жених и невеста с зажженными свечами в руках следуют за священником с кадильницей (подобно тому, как будут следовать всем заповедям Господним ), становятся на этот плат и перед служителем церкви и всеми пришедшими на церемонию подтверждают, что их решение вступить в законный брак является добровольным и нерушимым и что ранее никто из них не давал обещания какому-то третьему лицу вступить в брак с ним.

Чин венчания

Самый важный и ответственный момент всей венчальной церемонии.

Прочитав три молитвы, обращенные к Иисусу Христу и Триединому Господу, и попросив в них всех возможных житейских и духовных благ для молодых, батюшка берет венец , крестит им жениха, после чего тот должен поцеловать образ Христа, находящийся на передней части венца.

При этом священник говорит: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Затем так же священник благословляет невесту , позволяя ей трижды приложиться к образу Пресвятой Богородицы на венце и произнося: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

После батюшка трижды читает тайную молитву , каждый раз благословляя молодоженов иерейским благословением: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их».

Венцы, предназначенные для молодых, символизируют венцы Царствия Божия – жизнь вечную, напоминают о терновом венке, надетом когда-то мучителями на голову Иисуса Христа, а также означают, что в браке муж и жена должны быть один для другого как царь и царица .

Прочтя фрагменты посланий Святых Апостолов и Евангелия, в которых союз новобрачных сравнивается с союзом Христа и церкви, священник призывает молодоженов и всех присутствующих вместе прочитать молитву «Отче наш».

В знак преданности Господу и покорности молодые должны преклонить головы под венцами.

Общая чаша, или чаша общения

Священник подносит молодоженам вино в одной чаше.

Красное вино символизирует подлинную любовь , в которую в предстоящей семейной жизни молодые должны превратить истинность своих чувств, сравниваемых с чистой пресной водой: как вино становится из года в год все лучше, так и любовь должна становится глубже и полнее.

А единая чаша – это символ общей судьбы молодых . Жених и невеста троекратно и попеременно пьют вино маленькими глотками.

Шествие вокруг аналоя

Священник соединяет правые руки молодых, покрывая их епитрахилью – длинной лентой, огибающей его шею и обоими концами спускающейся на грудь. Сверху он кладет свою руку, как бы от лица церкви передавая жену мужу .

Не разнимая рук, священник трижды обводит молодых вокруг аналоя.

Затем батюшка говорит: «Восприими венцы их в Царствии Твоем» и, читая торжественную молитву «Возвеличися, женише, якоже Авраам», снимает венцы с головы невесты и жениха, а те должны целомудренно поцеловаться, засвидетельствовав святость и чистоту взаимной любви.

У царских ворот жених должен поцеловать икону Спасителя, а невеста – образ Божией Матери.

Новобрачные меняются местами и снова целуют икону и распятие, а священник вручает им две иконы, которые заранее передали ему родственники молодоженов: для жениха – образ Спасителя, для невесты – образ Пресвятой Богородицы.

Завершается венчание провозглашением многолетия новобрачным и поздравлениями гостей.

Сколько длится венчание в церкви

Весь обряд длится в общей сложности около 40–50 минут и совершается, как правило, после Божественной литургии – между 11.00 и 13.00.

Кому и когда нельзя венчаться

Совершение обряда возможно только при соблюдении некоторых условий:

  • Проведение таинства венчания допускается лишь после регистрации брака в загсе . Однако если препятствующие этому обстоятельства церковь признает уважительными и серьезными, для людей, желающих вступить в брак, может быть сделано исключение.
  • В христианском венчальном обряде могут принимать участие только верующие крещеные православные христиане . В обратном случае человек не имеет права быть участником церковных таинств.

К прочим ограничениями относятся следующие обстоятельства:

  • значительная разница в возрасте (в этом случае прежде нужно получить специальное разрешение архиерея);
  • кровное родство вплоть до четвертой степени;
  • брак между сводными родственниками, между единокровными (то есть имеющими общего отца) и единоутробными (имеющими общую мать) братом и сестрой.
  • Согласно церковному календарю, венчание не проводится по вторникам, четвергам и субботам; в дни, предшествующие двунадесятым и великим праздникам, а также престольным храмовым дням; во время Святок и многодневных постов (Великий, Петров, Успенский, Рождественский), а кроме того, 10, 11, 26 и 27 сентября.

Подготовка в венчанию

Чтобы таинство состоялось в соответствии со всеми канонами, а отдельные моменты не были для кого-то неожиданностью, к обряду стоит заранее подготовиться

  • Предварительное знакомство с духовенством храма и выбор «своего» священника. Лучше заранее задать ему все волнующие вас вопросы и уточнить важные детали.
  • Заблаговременная запись – за 2–3 недели до самого венчания. Со священником необходимо обговорить не только дату, но и конкретное время. Не забудьте включить этот пункт в .
  • Подготовка венчального наряда . К этому моменту следует подойти особенно ответственно, так как церковные каноны предъявляют определенные требования к цвету и покрою платья для венчания.
  • Покупка атрибутов , необходимых для проведения обряда. Сюда относятся иконы, венчальные свечи, полотенце, обручальные кольца, и др. Какие иконы нужны для венчания и лучше уточнить заранее и затем обсудить со священником.
  • Духовное приготовление . Решение венчаться в церкви должно быть взвешенным и осознанным. Жениху и невесте, собравшимся пойти к алтарю, стоит подготовиться морально. Во-первых, они должны понимать, что брак, освещенный в церкви, не может быть расторгнут самовольно, а нарушение обета верности – это безусловный грех.Во-вторых, накануне свадьбы молодым предстоит исповедаться и причаститься , заранее – за 3–4 дня – подготовившись к этим таинствам через говенье, то есть через подвиг поста, молитвы, покаяния и причащения. В некоторых случаях исповедоваться и причаститься молодым разрешается и в день свадьбы непосредственно перед венчанием.