Лучшие джазовые исполнители всех времен (джазовый стандарт). Лучшие джазовые певцы за всю историю жанра Джазовые музыканты 20 века

Исполнители джаза изобрели особенный музыкальный язык, который строился на импровизации, сложных ритмических фигурах (свинг) и уникальных гармонических моделях.

Джаз возник в конце XIX - начале XX в Соединенных Штатах Америки и представлял собой уникальное социальное явление, а именно - слияние африканской и американской культур. Дальнейшее развитие и расслоение джаза на различные стили и под-стили обусловлено тем, что джазовые исполнители и композиторы непрерывно продолжали усложнять свою музыку, искать новое звучание и осваивать новые гармонии и ритмы.

Таким образом, накопилось огромное джазовое наследие, в котором можно выделить такие основные школы и стили: новоорлеанский (традиционный) джаз, бибоп, хард-боп, свинг, кул-джаз, прогрессив джаз, фри-джаз, модальный джаз, фьюжн и т. д. В этой статье собраны десять выдающихся джазовых исполнителей, ознакомившись с которыми, вы получите наиболее полную картину эпохи свободных людей и энергичной музыки.

Miles Davis (Майлз Дэвис)

Майлз Дэвис родился 26 мая, 1926 года в Олтоне (США). Известен как знаковый американский трубач, чья музыка оказала огромное влияние на джазовую и музыкальную сцену ХХ века в целом. Он много и смело экспериментировал со стилями и, возможно, именно поэтому фигура Дэвиса стоит у истоков таких стилей как кул-джаз, фьюжн и модальный джаз. Майлз начинал свою музыкальную карьеру в качестве участника квинтета Чарли Паркера, но в дальнейшем сумел найти и выработать свое собственное музыкальное звучание. Наиболее важными и основополагающими альбомами Майлза Дэвиса можно считать «Birth of the Cool» (1949), «Kind of Blue» (1959), «Bitches Brew» (1969) и «In a Silent Way» (1969). Главной особенностью Майлза Дэвиса было то, что он постоянно находился в творческом поиске и демонстрировал миру новые идеи, и именно поэтому история современной джазовой музыки обязана его исключительному таланту столь многим.

Louis Armstrong (Луи Армстронг)

Луи Армстронг, человек, чье имя приходит на ум большинству людей, когда они слышат слово «джаз», родился 4 августа, 1901 года, в Новом Орлеане (США). Армстронг обладал ослепительным талантом игры на трубе и сделал многое для развития и популяризации джазовой музыки во всем мире. Кроме того, он так же покорял публику своим хрипловатым басовым вокалом. Путь, который Армстронгу пришлось пройти от босяка до титула Короля Джаза был тернист. А начался он в колонии для темнокожих подростков, куда Луи попал за невинную шалость - стрельбу из пистолета в Новогоднюю ночь. К слову, пистолет он украл у полицейского, клиента его матери, которая была представительницей древнейшей профессии в мире. Благодаря такому не слишком благоприятному стечению обстоятельств, Луи Армстронг получил свой первый музыкальный опыт в лагерном духовом оркестре. Там он освоил корнет, тамбурин и альт горн. Словом, Армстронг прошел путь от маршей в колонии и затем эпизодических выступлений в клубах до музыканта мирового значения, чей талант и вклад в копилку джаза сложно переоценить. Влияние его знаковых альбомов «Ella and Louis» (1956), «Porgy and Bess» (1957), и «American Freedom» (1961) до сих пор можно услышать в игре современных исполнителей различных стилей.

Duke Ellington (Дюк Эллингтон)

Дюк Эллинтон родился 29 апреля, 1899 года в Вашингтоне. Пианист, лидер оркестра, аранжировщик и композитор, чья музыка стала настоящим новаторством в мире джаза. Его произведения играли на всех радиостанциях, а записи по праву входят в «золото фонд джаза». Эллинтон был признан во всем мире, получил множество наград, написал огромное множество гениальных произведений, в число которых входит стандарт «Caravan», который обошел весь земной шар. К наиболее известным его релизам можно отнести такие пластинки как «Ellington At Newport» (1956), «Ellington Uptown» (1953), «Far East Suite» (1967) и «Masterpieces By Ellington» (1951).

Herbie Hancock (Херби Хэнкок)

Херби Хэнкок родился 12 апреля, в 1940 году, в Чикаго (США). Хэнкок известен как пианист и композитор, а также обладатель 14 премий Грэмми, которые он получил за свои труды на джазовой ниве. Его музыка интересна тем, что сочетает в себе элементы рока, фанка и соула, наряду с фри-джазом. Так же в его композициях можно встретить элементы современной классической музыки и блюзовые мотивы. В общем, почти каждый искушенный слушатель сумеет найти в музыке Хэнкока что-то для себя. Если говорить о инновационных творческих решениях, то Хэрби Хэнкок считается одним из первых джаз исполнителей, совместившим синтезатор и фанк в так же музыкант стоит у истоков новейшего джазового стиля - пост-бибоп. Несмотря на специфичность музыки некоторых этапов творчества Херби, большинство его песен - мелодичные композиции, полюбившиеся широкой публике.

Среди его альбомов, можно выделить следующие: «Head Hunters» (1971), «Future Shock» (1983), «Maiden Voyage» (1966) и «Takin" Off» (1962).

John Coltrane (Джон Колтрейн)

Джон Колтрейн, выдающийся джазовый новатор и виртуоз, родился 23 сентября, 1926 года. Колтрейн был талантливым саксофонистом и композитором, бэнд-лидером и одним из наиболее влиятельных музыкантов ХХ века. Колтрейн по праву считается значительной фигурой в истории развития джаза, который вдохновил и оказал влияние на современных исполнителей, а так же на школу импровизации в целом. До 1955 года Джон Колтрейн остается относительно неизвестным, пока не присоединяется к коллективу Майлза Дэвиса. Через несколько лет Колтрейн покидает квинтет и начинает вплотную заниматься своим собственным творчеством. В эти годы он записывает альбомы, которые составили важнейшую часть джазового наследия.

Это «Giant Steps» (1959), «Coltrane Jazz» (1960) и «A Love Supreme» (1965), пластинки ставшие иконами джазовой импровизации.

Charlie Parker (Чарли Паркер)

Чарли Паркер родился 29 августа, 1920 года В Канзас-Сити (США). Любовь к музыке проснулась в нем довольно рано: он начал осваивать саксофон уже в 11 лет. В 30-е годы, Паркер стал осваивать принципы импровизации и развил в своей технике некоторые приемы, предшествовавшие бибопу. В дальнейшем он стал одним из основателей этого стиля (наряду с Диззи Гиллеспи) и, в целом, оказал очень сильное влияние на джазовую музыку. Однако еще в подростковом возрасте, музыкант пристрастился к морфию и в дальнейшим между Паркером и музыкой встала проблема героиновой зависимости. К сожалению, даже после лечения в клинике и выздоровления, Чарли Паркер не мог так же активно работать и писать новую музыку. В конечном итоге, героин пустил его жизнь и карьеру под откос и стал причиной его смерти.

Наиболее значимые для джаза альбомы Чарли Паркера: «Bird and Diz» (1952), «Birth of the Bebop: Bird on Tenor» (1943), а так же «Charlie Parker with strings» (1950).

Thelonious Monk Quartet (Телониус Монк)

Телониус Монк родился 10 октября, 1917 года, в Роки-Маунт (США). Наиболее известен как джазовый композитор и пианист, а так же один из родоначальников бибопа. Его оригинальная «рваная» манера игры вобрала в себя различные стили - от авангардизма до примитивизма. Подобные эксперименты сделали звучание его музыки не вполне характерным для джаза, что впрочем не помешало многим его работам стать классикой этого стиля музыки. Будучи весьма необычным человеком, который с детства делал все возможное лишь бы не быть «нормальным» и таким, как все, Монк стал известен не только благодаря своим музыкальным решениям, но и своему на редкость сложному характеру. С его именем связано множество анекдотических историй о том, как он опаздывал на собственные концерты, а однажды и вовсе отказался играть в клубе Детройта, так как его жена не явилась на выступление. И вот Монк сидел на стуле, сложив руки, пока в зал наконец не ввели его супругу - в домашних тапочках и халате. Пред очи мужа бедную женщину доставили в срочном порядке на самолете, лишь бы концерт состоялся.

Среди наиболее выдающихся альбомов Монка можно выделить «Monk’s Dream» (1963), «Monk» (1954) «Straight No Chaser» (1967), и «Misterioso» (1959).

Billie Holiday (Билли Холидей)

Билли Холидей, известная американская джазовая вокалистка, родилась 7 апреля 1917 года в Филадельфии. Как и многие джазовые музыканты, Холидей начинала свою музыкальную карьеру в ночных клубах. Со временем, ей посчастливилось познакомиться с продюсером Бенни Гудманом, который организовал её первые записи в студии. Слава пришла к певице после участия в биг-бэндах таких джазовых мэтров как Каунт Бэйси и Арти Шоу (1937-1938). Леди Дэй (так называли её поклонники) имела уникальную манеру исполнения, благодаря которой она будто заново изобретала свежее и неповторимое звучание для самых простых композиций. Особенно хорошо ей давались романтические, медленные песни (такие как «Don’t Explain» и «Lover Man»). Карьера Билли Холидей была яркой и блестящей, однако не долгой, потому как после тридцати лет она пристрастилась к выпивке и наркотикам, что негативно сказывалось на её здоровье. Ангельский голос потерял былую силу и гибкость, а Холидей стремительно теряла благосклонность публики.

Билли Холидей обогатила джазовое искусство такими выдающимися альбомами, как «Lady Sings the Blues» (1956), «Body and Soul» (1957), и «Lady in Satin» (1958).

Bill Evans (Билл Эванс)

Билл Эванс, легендарный американский джазовый пианист и композитор, родился 16 августа 1929 года в Нью-Джерси, США. Эванс - один из наиболее влиятельных джазовых исполнителей ХХ века. Его музыкальные произведения настолько изощренны и необычны, что немногие пианисты способны наследовать и заимствовать его идеи. Он мог виртуозно свинговать и импровизировать, как никто другой, в то же время мелодичность и простота была ему далеко не чужда - его интерпретации известных баллад обрели популярность даже у не-джазовой аудитории. Эванс получил образование академического пианиста, и после службы в армии стал появляться на публике с разными малоизвестными музыкантами в качестве джазового исполнителя. Успех пришел к нему в 1958 году, когда Эванс стал играть в секстете Майлза Дэвиса, вместе с Кэннонболлом Одерли и Джоном Колтрейном. Эванс считается создателем камерного жанра джазового трио, который характеризуется ведущим импровизирующим пианино, а так же солирующими наравне с ним барабанами и контрабасом. Его музыкальный стиль внес разнообразные краски в джазовую музыку - от изобретательных изящных импровизаций до лирически-окрашенных тонов.

К наилучшим альбомам Эванса можно отнести его сольную запись «Alone» (1968), сделанную в режиме человек-оркестр, «Waltz for Debby» (1961), «New Jazz Conceptions» (1956) и «Explorations» (1961).

Dizzy Gillespie (Диззи Гиллеспи)

Диззи Гиллеспи родился 21 октября, 1917 года в Чироу, США. У Диззи немало заслуг перед историей развития джазовой музыки: он известен как трубач, вокалист, аранжировщик, композитор и руководитель оркестров. Так же Гиллеспи совместно с Чарли Паркером основал импровизационный джаз. Как и многие джаз-мены, Гиллеспи начинал с выступлений в клубах. Затем перебрался жить в Нью-Йорк и успешно поступил в местный оркестр. Был известен своим оригинальным, если не сказать шутовским, поведением, что успешно настраивало людей, которые с ним работали, против него. Из первого оркестра, в котором весьма талантливый, но своеобразный трубач Дизз ездил на гастроли по Англии и Франции, его едва ли не выгнали. Музыканты его второго оркестра так же не вполне радушно реагировали на насмешки Гиллеспи над их игрой. Кроме того, мало кому были понятны его музыкальные эксперименты - некоторые называли его музыку «китайской». Сотрудничество со вторым оркестром закончилось дракой между Кэбом Кэллоуэем (его руководителем) и Диззи во время одного из концертов, после чего Гиллеспи был с треском выгнан из бэнда. После Гиллеспи создает собственный коллектив, в котором он и другие музыканты работают над тем, чтобы разнообразить традиционный джазовый язык. Таким образом родился стиль известный как бибоп, над стилистикой которого активно работал Диззи.

К лучшим альбомам гениального трубача можно отнести «Sonny Side Up» (1957), «Afro» (1954), «Birk’s Works» (1957), «World Statesman» (1956) и «Dizzy and Strings» (1954).

В течении многих десятилетий, музыка свободы в исполнении головокружительных джазовых виртуозов была огромной частью музыкальной сцены и просто человеческой жизни. Имена музыкантов, которые вы можете видеть выше, увековечены в памяти многих поколений и, вероятнее всего, еще столько же поколений будут вдохновлять и удивлять своим мастерством. Возможно, секрет в том, что изобретатели труб, саксофонов, контрабасов, пианино и барабанов знали, что некоторые вещи невозможно реализовать на этих инструментах, но забыли сказать об этом джазовым музыкантам.

Публикации раздела Музыка

Они первыми играли джаз

Д жаз музыкальному миру подарила встреча двух культур - европейской и африканской. На интернациональной волне в начале 20-х годов ХХ века музыкальное направление ворвалось в Страну Советов. Вспоминаем исполнителей, которые первыми играли джаз в СССР.

Валентин Парнах с сыном Александром. Фотография: jazz.ru

Валентин Парнах. Фотография: mkrf.ru

«Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха» дебютировал на сцене в октябре 1922 года. Это была не просто премьера, а премьера нового музыкального направления. Революционный для музыки того времени коллектив собрал поэт, музыкант и хореограф, шесть лет проживший в Европе. Парнах услышал джаз в парижском кафе в 1921 году и был потрясен этим новаторским музыкальным направлением. Он вернулся в Советский Союз с комплектом инструментов для джаз-банда. Репетировали всего месяц.

В день премьеры на сцене Центрального техникума театрального искусства - нынешнего ГИТИСа - собрались будущий писатель и сценарист Евгений Габрилович, актер и художник Александр Костомолоцкий, Мечислав Капрович и Сергей Тизенгайзен. Габрилович сидел за роялем: он хорошо подбирал на слух. Костомолоцкий играл на ударных, Капрович - на саксофоне, Тизенгайзен - на контрабасе и ножном барабане. Все равно контрабасисты отбивают ритм ногой - решили музыканты.

На первых концертах Валентин Парнах рассказывал зрителям о музыкальном направлении и том, что джаз - это соединение традиций разных континентов и культур в один «интернациональный сплав». Практическую часть лекции принимали с восторгом. В том числе Всеволод Мейерхольд , который не замедлил предложить Парнаху собрать джаз-банд для своего спектакля. Популярные фокстроты и шимми звучали в спектаклях «Великодушный рогоносец» и «Д.Е». Энергичная музыка пришлась кстати даже на первомайской демонстрации 1923 года. «Джаз-банд впервые участвовал в государственных торжествах, чего до сих пор не было на Западе!» - трубила советская пресса.

Александр Цфасман: джаз как профессия

Александр Цфасман. Фотография: orangesong.ru

Александр Цфасман. Фотография: muzperekrestok.ru

Произведения Ференца Листа, Генриха Нейгауза и Дмитрия Шостаковича гармонично уживались с джазовыми мелодиями в творчестве Александра Цфасмана. Еще будучи студентом Московской консерватории , которую музыкант позже окончил с золотой медалью, он создал первый в Москве профессиональный джазовый коллектив - «АМА-джаз». Первое выступление оркестра прошло в 1927 году в Артистическом клубе. Коллектив тут же получил приглашение от одной из самых модных на тот момент площадок - сада «Эрмитаж». В этом же году джаз впервые появился в советском радиоэфире. И именно в исполнении музыкантов Цфасмана.

«Утомленное солнце нежно с морем прощалось» зазвучало в 1937 году с пластинки, записанной ансамблем Александра Цфасмана уже под названием «Московские ребята».

Впервые в Союзе в джазовой обработке услышали известное танго польского композитора Ежи Петерсбурского «Последнее воскресенье» на слова поэта Иосифа Альвека. Первым про нежное прощание солнца и моря спел солист цфасмановского джазового ансамбля Павел Михайлов. С легкой руки музыкантов хитом на все времена стала еще одна запись с того же диска - про неудачное свидание. «Так значит завтра, на том же месте, в тот же час» , - распевала вслед за джазовым ансамблем вся страна.

«Те, кто когда-нибудь слушал игру А. Цфасмана, навсегда сохранят в памяти искусство этого пианиста-виртуоза. Его ослепительный пианизм, сочетавший экспрессию и изящество, действовал на слушателя магически».

Александр Медведев, музыковед

Хоть Александр Цфасман и занимался джазовым ансамблем, он не оставлял сольную программу, выступал в качестве пианиста и композитора. Вместе с Дмитрием Шостаковичем Цфасман работал над музыкой к фильму-эпопее «Встреча на Эльбе» , а затем по просьбе композитора исполнял его музыку к фильму «Незабываемый 1919-й». Он стал и автором джазовой музыки, которая звучала в знаменитом спектакле «Под шорох твоих ресниц» театра кукол Сергея Образцова .

Леопольд Теплицкий. Классика в джазовой обработке

Леопольд Теплицкий. Фотография: history.kantele.ru

Леопольд Теплицкий дирижировал симфоническими оркестрами на сеансах немого кино в петербургских кинотеатрах «Эрмитаж» и «Люкс» еще во время учебы в консерватории. В 1926 году Народный комиссариат отправил молодого музыканта в Филадельфию для выступлений на Международной выставке. В Америке Теплицкий услышал симфоджаз - музыку этого направления исполнял оркестр Пола Уайтмена.

Когда Леопольд Теплицкий вернулся в СССР, он организовал «Первый концертный джаз-банд» из профессиональных музыкантов. В джазовой обработке зазвучала классика - музыка Джузеппе Верди, Шарля Гуно. Играл джаз-банд и произведения современных американских авторов - Джорджа Гершвина, Ирвинга Берлина. Так Леопольд Теплицкий оказался в авангарде профессионального ленинградского джаза 1930-х годов. Леонид Утесов называл его «первым из отечественных музыкантов, кто показал джазовую игру».

Первое выступление джазменов прошло в 1927 году. Предваряла концерт лекция «Джаз-банд и музыка будущего» музыковеда и композитора Иосифа Шиллингера. Особый интерес публики вызвала и непривычная для тех лет музыка, и солистка - с музыкантами выступала эстрадная и джазовая певица из Мексики Коретти Арле-Тиц. Успех коллектива длился недолго: в 1930 году Леопольд Теплицкий был арестован и осужден по статье «шпионаж». Его освободили спустя два года, однако жить в Ленинграде Теплицкий не остался - переехал в Петрозаводск.

С 1933 года музыкант работал главным дирижером Карельского симфонического оркестра, но джаз не оставил - играл с академическим оркестром и джазовую программу. Выступал со своим новым коллективом Теплицкий и в Ленинграде - в рамках Декады карельского искусства. В 1936 году при участии музыканта появился новый коллектив «Кантеле», для которого Теплицкий написал «Карельскую прелюдию». Ансамбль стал победителем Первого всесоюзного радиофестиваля народного творчества в 1936 году. Леопольд Теплицкий так и остался жить в Петрозаводске. Памяти знаменитого джазмена посвящен фестиваль джазовой музыки «Звезды и мы».

Леонид Утесов. «Песенный джаз»

Леонид Утесов. Фотография: music-fantasy.ru

Леонид Утесов. Фотография: mp3stunes.com

Громкая премьера на рубеже 1930-х годов - «Теа-джаз» Леонида Утесова. Модное музыкальное направление с легкой руки знаменитого эстрадного артиста, бросившего коммерческое училище ради музыки, приобрело масштабы театрализованного действа. Джазом Утесов увлекся во время турпоездки в Париж, где оркестр Теда Льюиса поразил советского музыканта своей «театрализацией» в лучших традициях мюзик-холла.

Эти впечатления и воплотились в создании «Теа-джаза». Утесов обратился к трубачу-виртуозу, академическому музыканту Якову Скоморовскому, которому идея джаз-оркестра тоже показалась интересной. Собрав музыкантов из ленинградских театров, «Теа-джаз» в 1929 году выступал на сцене ленинградского Малого оперного театра. Это был первый состав коллектива, который проработал недолго и вскоре перешел на Ленинградское радио в «Концертный джаз-оркестр».

Утесов набрал новый состав «Теа-джаза» - музыканты ставили целые спектакли. Один из них - «Музыкальный магазин» - позже лег в основу известного фильма, первой советской музыкальной комедии. Картина Григория Александрова «Веселые ребята» с Любовью Орловой в главной роли вышла на экраны в 1934 году. Она стала популярна не только на родине, но и за рубежом. вдохновился джазовой музыкой в 1933 году, когда услышал мелодию Дюка Эллингтона «Дорогой старый Юг». Под впечатлением Лундстрем расписал аранжировку, собрал коллектив, сам сел за фортепиано. Спустя два года музыкант покорил Шанхай, где жил в тот момент. Так определилась дальнейшая судьба: за границей Лундстрем учился одновременно в политехническом институте и музыкальном техникуме. Его оркестр играл джазовую классику и музыку советских композиторов в джазовой обработке. Пресса называла Лундстрема «королем джаза Дальнего Востока».

В 1947 году музыканты решили переехать в Советский Союз - в полном составе, с семьями. Обосновались все в Казани, здесь же учились в Консерватории . Однако спустя год вышло постановление ЦК КПСС, осуждавшее «формализм в музыке». Коллектив вернулся на родину, чтобы стать государственным джазовым коллективом Татарской АССР, но музыкантов распределили в оперный театр и оркестры кинотеатров. Вместе они выступали только на редких разовых концертах.

«Глубокое проникновение в характер джазового исполнительства, в его классические традиции, с одной стороны, и стремление внести свой вклад в этот жанр, используя национальный фольклор, путем создания и исполнения оригинальных джазовых произведений и аранжировок, с другой - вот кредо оркестра».

Олег Лундстрем

Лишь оттепель снова вывела джаз на сцены. В год 60-летия оркестр Олега Лундстрема попал в Книгу рекордов Гиннесса - как старейший в мире непрерывно существующий джазовый оркестр. Довелось музыканту встретиться и с автором того самого «Дорогого старого Юга», когда Дюк Эллингтон в 1970-е годы приезжал в Москву. Олег Лундстрем всю жизнь хранил пластинку, подарившую ему любовь к джазу.

В джазе самым основным моментом является импровизация, причем именно при помощи джаза многим исполнителям удалось применить в своих композициях импровизацию. А ведь до этого момента классические школы музыки практически полностью исключили это прием. Хотя самым выдающимся импровизатором можно смело назвать Иоганна Себастьяна Баха.

Если взять рассмотрение джазового направления, то в нем можно отметить такой элемент, как синкопу, благодаря которому собственно и создается неповторимое джазовое игривое настроение.

Джазовая музыка, как известно, в качестве самостоятельного музыкального направления возникла благодаря слиянию нескольких культур. Основоположниками считаются африканские племена, а самый пик расцвета пришелся на начало двадцатого века. Новый Орлеан стал местностью, где и зародился джаз, причем именно такое исполнение считается "золотой классикой". Самыми знаменитыми и первыми основателями джаза стали темнокожие люди и неудивительно, ведь само направление зарождалось среди рабов на уличных просторах.

Темнокожие джазовые исполнители 20 века

Если уж говорить про самых именитых исполнителей джаза двадцатого века, то в первую очередь надо упомянуть про Луи Армстронга, который к тому же считается родоначальником классического направления джазовой музыки. Такую музыку приятно слушать за рулем любого автомобиля.

Следующим смело можно отметить Каунта Бейси, который был джазовым пианистом, причем так же темнокожим. Все его композиции в большей степени относились к направлению "блюз". Именно благодаря его композициям, блюз все-таки стали считать многофункциональным направлением. Выступления музыканта проходили не только по территории Соединенных Штатов, но так же по многим европейским странам. Умер музыкант в 1984 году, тем не менее, его коллектив не перестал гастролировать.

Среди женской половины населения так же были выдающиеся исполнительницы джаза двадцатого века, где самой первой смело можно назвать Билли Холлидей. Свои самые первые концерты девушка проводила в ночных барах, но благодаря своему уникальному таланту, она быстро смогла завоевать признание в мировом масштабе.

Так же непревзойденной джазовой исполнительницей, чье творчество пришлось на двадцатый век, стала Элла Фицджеральд, которую к тому же наградили званием "первой представительницей джаза". За свое творчество певица получила четырнадцать премий "Гремми".

Джаз - это музыка, наполненная страстью и изобретательностью, музыка, не знающая границ и пределов. Составлять такой список невероятно сложно. Этот список был написан, переписан, а затем переписан ещё раз. Десять - слишком ограничивающее число для такого музыкального направления как джаз. Однако, независимо от количества, эта музыка способна вдохнуть жизнь и энергию, пробудить от зимней спячки. Что может быть лучше смелого, неутомимого, согревающего джаза!

1. Луи Армстронг

1901 - 1971

Трубач Луи Армстронг почитается за свой живой стиль, изобретательность, виртуозность, музыкальную выразительность и динамичное зрелище. Известен своим скрипучим голосом и карьерой, охватывающей более пяти десятилетий. Влияние Армстронга на музыку неоценимо. Как правило, Луи Армстронг считается величайшим джазовым музыкантом всех времен.

Louis Armstrong with Velma Middleton & His All Stars - Saint Louis Blues

2. Дюк Эллингтон

1899 - 1974

Дюк Эллингтон - пианист и композитор, руководитель джазового оркестра на протяжении почти 50 лет. Эллингтон использовал свой коллектив в качестве музыкальной лаборатории для своих экспериментов, в которых он демонстрировал таланты участников коллектива, многие из которых оставались с ним в течение длительного времени. Эллингтон невероятно одаренный и плодовитый музыкант. За свою пятидесятилетнюю карьеру он написал тысячи композиций, среди которых музыка к фильмам и мюзиклам, а также множество известных стандартов, таких как "Cotton Tail" и "It Don’t Mean a Thing".

Duke Ellington and John Coltrane - In a sentimental mood


3. Майлс Дейвис

1926 - 1991

Майлс Дэйвис - один из самых влиятельных музыкантов 20-го века. Вместе со своими музыкальными коллективами, Дэвис являлся центральной фигурой джазовой музыки с середины 40-х годов, в том числе би-бопа, кул-джаза, хард-бопа, модального джаза и джаз-фьюжна. Дэвис неустанно расширял границы художественного выражения, благодаря чему его часто определяют, как одного из самых инновационных и уважаемых исполнителей в истории музыки.

Miles Davis Quintet - It Never Entered My Mind

4. Чарли Паркер

1920 - 1955

Виртуоз-саксофонист Чарли Паркер был влиятельным джазовым солистом и ведущей фигурой в развитии би-бопа - формой джаза, характеризующейся быстрыми темпами, виртуозной техникой и импровизациями. В своих сложных мелодических линиях Паркер сочетает джаз с другими музыкальными жанрами, в том числе с блюзом, латинской и классической музыкой. Паркер был знаковой фигурой для субкультуры битников, однако он превзошел свое поколение и стал олицетворением бескомпромиссного, интеллектуального музыканта.

Charlie Parker - Blues for Alice

5. Нэт Кинг Коул

1919 - 1965

Известный своим шелковист баритоном, Нэт Кинг Коул привнес в популярную американскую музыку эмоциональность джаза. Коул был одним из первых афроамериканцев, ставший ведущим телевизионной программы, которую посетили такие джазовые исполнители как Элла Фицджеральд и Эрта Китт. Феноменальный пианист и выдающийся импровизатор, Коул был одним из первых джазовых исполнителей, ставших поп-иконой.

Nat King Cole - Autumn Leaves

6. Джон Колтрейн

1926 - 1967

Несмотря на относительно короткую карьеру (впервые аккомпанировал в возрасте 29 лет в 1955 году, официально начал сольную карьеру в 33 - в 1960 году, и скончался на 40 году жизни в 1967), саксофонист Джон Колтрейн наиболее важная и противоречивая фигура в джазе. Несмотря на недолгую карьеру, благодаря своей славе, Колтрейн имел возможность записываться в изобилии и многие его записи были изданы посмертно. Колтрейн радикально изменил свой стиль в течение своей карьеры, тем не менее у него остается масса поклонников как его раннего, традиционного звучания, так и более экспериментального. И никто, почти с религиозной приверженностью, не сомневается в его значимости в истории музыки.

John Coltrane - My Favorite Things

7. Телониус Монк

1917 - 1982

Телониус Монк – музыкант, обладающий уникальным импровизационным стилем, второй самый узнаваемый джазовый исполнитель, после Дюка Эллингтона. Его стиль характеризовался энергичными, ударными партиями в перемешку с резким, драматичным молчанием. Во время своих выступлений, пока остальные музыканты играли, Телониус вставал из-за клавиатуры и танцевал в течение нескольких минут. Создав классические джазовые композиции “Round Midnight”, “Straight, No Chaser,” Монк окончил свои дни в относительной безвестности, но его влияние на современный джаз заметно и по сей день.

Thelonious Monk - "round Midnight

8. Оскар Питерсон

1925 - 2007

Оскар Питерсон - инновационный музыкант, исполнявший всё, включая классическую оду Баха и один из первых джазовых балетов. Питерсон открыл одну из первых джазовых школ в Канаде. Его "Hymn to Freedom" стал гимном движения за гражданские права. Оскар Питерсон был одним из самых талантливых и важных джазовых пианистов своего поколения.

Oscar Peterson - C Jam Blues

9. Билли Холидей

1915 - 1959

Билли Холидей – одна из важнейших фигур в джазе, хотя она никогда не писала своей собственной музыки. Холидей превратила композиции “Embraceable You”, I’ll Be Seeing You” и “I Cover the Waterfront” в известные джазовые стандарты, а ее исполнение "Strange Fruit "считается одним из лучших в американской музыкальной истории. Хотя ее жизнь была полна трагизма, импровизационный гений Холидей, в сочетании с ее хрупким, несколько скрипучим голосом, продемонстрировал беспрецедентную глубину эмоций, не находящий аналогов среди других джазовых певиц.

Billie Holiday - Strange fruit

10. Диззи Гиллеспи

1917 - 1993

Трубач Диззи Гиллеспи - новатор бибопа и мастер импровизации, а также пионер афро-кубинского и латинского джаза. Гиллеспи сотрудничал с различными музыкантами из Южной Америки и с островов Карибского бассейна. С глубокой страстью он относился к традиционной музыке африканских стран. Всё это позволило ему привнести неслыханные новшества в современные джазовые интерпретации. На протяжении своей долгой карьеры Гиллеспи неустанно гастролировал и очаровывал зрителей своим беретом, очками в роговой оправе, надутыми щеками, беззаботностью и своей невероятной музыкой.

Dizzy Gillespie feat. Charlie Parker - A Night In Tunisia

11. Дэйв Брубек

1920 – 2012

Дэйв Брубек - композитор и пианист, популяризатор джаза, борец за гражданские права и музыкальный исследователь. Иконоборческий исполнитель, узнаваемый с одного аккорда, беспокойный композитор, раздвигающий границы жанра, и прокладывающий мост между прошлым и будущим музыки. Брубек сотрудничал с Луи Армстронгом и многими другими известными джазовыми музыкантами, а также оказал влияние на авангардистов: пианиста Сесила Тейлора и саксофониста Энтони Брэкстона.

Dave Brubeck - Take Five

12. Бенни Гудмен

1909 – 1986

Бенни Гудмен - джазовый музыкант, более известный как "Король свинга". Стал популяризатором джаза среди белой молодежи. Его появление ознаменовало начало эпохи. Гудмен был неоднозначной личностью. Он неустанно стремился к совершенству и это нашло отражение в его подходе к музыке. Гудмен был не просто виртуозным исполнителем - он был творческим кларнетистом и новатором джазовой эпохи, предшествовавшей эпохе бибопа.

Benny Goodman - Sing Sing Sing

13. Чарльз Мингус

1922 – 1979

Чарльз Мингус - влиятельный джазовый контрабасист, композитор и лидер джазового оркестра. Музыка Мингуса - это смесь горячего и душевного хард-бопа, госпела, классической музыки и фри-джаза. За свою амбициозную музыку и грозный темперамент Мингус заслужил прозвище "сердитый человек джаза". Если бы он был просто струнник, мало кто знал бы его имя сегодня. Скорее всего, он был величайшим контрабасистом, тем, кто всегда держал свои пальцы на пульсе свирепой выразительной силы джаза.

Charles Mingus - Moanin"

14. Херби Хэнкок

1940 –

Херби Хэнкок всегда будет одним из самых почитаемых и противоречивых музыкантов в джазе - так же, как и его работодатель/наставник Майлс Дэйвис. В отличие от Дэйвиса, который неуклонно двигался вперед и никогда не оглядывался назад, Хэнкок зигзагообразно курсирует между почти электронным и акустическим джазом и даже r"n"b. Несмотря на свои электронные эксперименты, любовь Хэнкока к роялю не ослабевает и его стиль игры на фортепиано продолжает развиваться во всё более жесткие и сложные формы.

Herbie Hancock - Cantelope Island

15. Уинтон Марсалис

1961 –

Самый известный джазовый музыкант с 1980 года. В начале 80-х годов Уинтон Марсалиc стал открытием, так как молодой и очень талантливый музыкант решил зарабатывать на жизнь играя акустический джаз, а не фанк или R"n"B. С 70-х годов в джазе наблюдался огромный дефицит новых трубачей, но неожиданная известность Марсалиcа вдохновила новый интерес к джазовой музыке.

Wynton Marsalis - Rustiques (E. Bozza)

Как музыкальное направление джаз сформировался в США в конце XIX - начале ХХ века, являя собой синтез культур: африканской и европейской. С тех пор он очень эволюционировал и стал толчком для развития множества других музыкальных стилей. В начале прошлого века набирали популярность джаз-бенды, музыкальные ансамбли, в которых были духовые и ударные инструменты, а также фортепиано и контрабас. Самые яркие исполнители джаза были навечно вписаны в историю музыки.

Культовые джазмены

Пожалуй, самым известным джазменом в мире считается Луи Армстронг. Это имя известно не только поклонникам этого музыкального стиля, для широкой аудитории оно настолько тесно связано с джазом, что стало его олицетворением. Армстронг - представитель традиционного, новоорлеанского джаза, благодаря ему этот стиль получил свое развитие и стал популярным в мире, а его влияние на музыку прошлого века трудно переоценить. Его также называют «Маэстро джаза» или «Король джаза». Основным инструментом Луи Армстронга была труба, но он также был отличным вокалистом и руководителем джаз-бенда.

А Фрэнк Синатра был легендарным джазовым вокалистом с невероятным тембром голоса. Помимо этого, он также был прекрасным актером и шоуменом, эталоном музыкального вкуса и стиля. За свою музыкальную карьеру он получил 9 высших музыкальных наград - «Грэмми», а также стал обладателем «Оскара» за свое актерское мастерство.

Самые известные исполнители джаза

Рэй Чарльз - настоящий гений джаза, отмеченный главной музыкальной наградой Америки целых 17 раз! Он находится на 10 месте из ста в списке самых великих артистов по версии журнала Rolling Stone. Помимо джаза, Чарльз также исполнял композиции в жанре соул и блюз. Этот великий артист ослеп еще в детстве, однако это не помешало ему добиться мировой славы и внести огромный вклад в историю музыкальной индустрии.

Майлс Дейвис, талантливейший джазовый трубач, дал развитие новым разновидностям этого музыкального стиля, таким как фьюжн, кул-джаз и модальный джаз. Он никогда не ограничивался одним направлением - традиционным джазом, это делало его музыку многогранной и необычной. Он был тем, кто, можно сказать, основал современный джаз. Исполнители этого стиля в наши дни зачастую являются его последователями.

Великие женщины

Лучшие исполнители джаза - это не обязательно мужчины. Элла Фицжеральд - величайшая певица с уникальным голосом диапазоном в три октавы. Эта великолепная вокалистка была мастером голосовой импровизации, получила за свою длинную карьеру множество наград, в числе которых и 13 «Грэмми». 50 лет творчества певицы - это целая эпоха в музыке, за время которой эта джаз-дива выпустила более 90 альбомов.

У Билли Холидей карьера была намного короче, но не менее яркой. Ее стиль пения был уникален, и поэтому легендарная вокалистка считается основательницей джазового вокала. К сожалению, нездоровый образ жизни певицы привел к ее кончине в возрасте 44 лет, а в 1987 году ее наградили «Грэмми» посмертно. Эти великие певицы далеко не единственные женщины - исполнители джаза. Но они однозначно являются одними из самых ярких.

Другие исполнители

Есть, несомненно, и другие известные исполнители джаза прошлых лет. Сара Воан - «величайший голос ХХ века», ее голос действительно был уникальным, манерным и изысканным, с годами он становился все более глубоким. В течение всей карьеры певица оттачивала свое мастерство. А Диззи Гиллеспи был трубачом-виртуозом, вокалистом, композитором и аранжировщиком. Диззи основал современный импровизационный джаз (бибоп) совместно с Чарли Паркером, восхитительным саксофонистом, который стал таковым благодаря усердной практике и 15-тичасовым занятиям музыкой.

Ныне живущие и популярные джазмены

Разнообразие и слияние стилей - вот что представляет собой современный джаз. Исполнители зачастую не ограничиваются одним направлением, сочетая джаз с соулом, блюзом, роком или поп-музыкой. На сегодняшний день наиболее известными являются: Джордж Бенсон, виртуозно владеющий голосом и гитарой вот уже около 50 лет, лауреат «Грэмми»; Боб Джеймс - пианист, играющий в стиле смус-джаз, один из основоположников этого стиля и создатель бенда под названием Bob James Trio, где присутствуют саксофон, ударные и бас в исполнении Дэвида МакМюррэя, Билли Килсона и Самуэля Бергесса. Еще один фортепианный гений и композитор - это Чик Кориа. Неоднократный лауреат «Грэмми» и весьма талантливый музыкант, помимо клавишных, владеет также игрой и на ударных инструментах. Флора Пурим - бразильская исполнительница в стиле джаз с редчайшим голосом диапазоном в 6 октав, известна своими совместными выступлениями со многими звездами джаза. Грузинка Нино Катамадзе - одна из известнейших джазовых певиц современности, она также является и композитором собственных песен. Обладает удивительно глубоким, особенным голосом. У нее собственный джаз-бенд под названием Insight, с которым она записывается и выступает. Ансамбль состоит из гитары, бас-гитары и ударных, в исполнении Гочи Качеишвили, Учи Гугунавы и Давида Абуладзе, звукорежиссер - Гия Челидзе.

Молодое поколение

Современные популярные исполнители джаза - это зачастую молодые таланты, среди которых особенно выделяются девушки. Настоящим прорывом стала талантливая Нора Джонс, автор и исполнитель собственных песен, певица и пианистка. Благодаря диапазону и тембру голоса ее многие сравнивают с Билли Холидей. За свою 10-летнюю карьеру успела выпустить 10 альбомов, а также заработать «Грэмми» и многие другие престижные награды. Еще одна молодая джазовая певица - это мульти-инструменталистка Эсперанса Сполдинг, первый исполнитель этого направления, который получил «Грэмми» в номинации «Лучший новый исполнитель года» в 2011, также побеждала и в других номинациях этой музыкальной премии. Играет на многих инструментах и знает несколько языков.

Выше представлены самые яркие и выдающиеся исполнители джаза. И хотя отличных музыкантов в этом направлении очень много, достаточно послушать лучших, чтобы получить основное представление о таком понятии, как джаз.