Крым по природе и красоте своей во
все времена притягивал к себе людей
искусства. Это были и художники и
поэты, режиссеры, актеры,
музыканты. Все ехали в Крым на
отдых и за вдохновением. Пейзажи
полуострова восхищали их всех.
Сегодняшний пост о художниках, чья
живопись так или иначе связана с
этим удивительным местом.
Искусство полуострова
формировалось под воздействием
многих культур, но в тоже время
автономно и немного замкнуто.
Скифы, тавры, киммерийцы,
генуэзцы, татары, армяне, славяне –
все населявшие Крым народы
приносили с собой лучшее и
вплетали его в общий ковер
декоративно-прикладного искусства,
архитектуры, а позднее и искусства
изобразительного
в XX. Большая часть преподавателей Императорской Академии Художеств и
Московского института Живописи, Ваяния и Зодчества работали в Крыму. В
музея Москвы и Петербурга, а позднее и в Крымских музеях, собраны этюды,
натюрморты, пейзажные и стаффажные картины, этнографические рисунки
лучших представителей отечественного изобразительного искусства:
Ф.Васильева, И.Крачковского, А.Мещерского, А.Боголюбова, И.Левитана,
А.Куинджи, И.Шишкина, К.Коровина, В.Серова, В.Сурикова, В.Поленова,
П.Кончаловского и других.Михаил Матвеевич Иванов (1748-1823)
В конце XVIII века, первым проторил дорогу в Старый Крым русский художник
Михаил Матвеевич Иванов. В январе 1780 года его, тогда уже академика живописи,
командировали к наместнику южных губерний России, князю Потемкину, для
изображения «городов и достопримечательностей вновь присоединенных земель», а
также тех местностей, за которые Россия еще боролась. Иванов был зачислен в штаб
Потемкина и даже получил чин премьер-майора. В 1783 году Иванов рисовал виды
Старого Крыма. Десять акварелей этого художника, посвященные Старому Крыму и
его окрестностям, хранятся ныне в Русском музее в Санкт-Петербурге.Иван Константинович Айвазовский (1817-1900).
Еще мальчиком Иван Айвазовский влюбился в морские просторы крымского
побережья. Его бурное, романтическое воображение рисовало ночные
штормы, бескрайние водные просторы и борьбу людей с разбушевавшейся
стихией. Эти яркие образы нашли отражение в творчестве всей его жизни.
Айвазовский стал единственным художником русской школы, посвятившим
весь свой неординарный талант маринистической живописи. За свою долгую
жизнь Иван Константинович Айвазовский создал около 6 тысяч
произведений.Карло Боссоли (1815-1884)
Нужно ли удивляться, что романтическая Таврида оказалась столь привлекательной для
художников, которые донесли до нас зрительные образы, созвучные, а подчас и более
яркие, нежели литературные описания. Достойное место в блестящей плеяде
прославленных имен занимает итальянец Карло Боссоли (1815-1884). Его творчество,
пронизанное светом и праздничной атмосферой Юга, позволяет увидеть Крым глазами
известных современников художника, ощутить себя первооткрывателем овеянной
преданиями земли Тавриды.Богаевский Константин Фёдорович (1871-1943) - живописец и график, известен как
мастер «фантастического пейзажа». Родился и почти всю жизнь прожил в Феодосии.
Наотрез отказался заниматься у Айвазовского, т.к. его привлекали не морские виды, а
история древней Киммерии. В 1891 году поступает в Академию художеств и занимается
в мастерской пейзажиста Архипа Куинджи, которому тоже не подражает.Волошин (Кириенко-Волошин) Максимилиан Александрович (1877 - 1932), поэт,
критик, эссеист, художник. Родился 16 мая (28 н.с.) в Киеве. Начинает учиться в
московской гимназии, а заканчивает гимназический курс в Феодосии. В 1927 г.
проходит выставка волошинских пейзажей, организованная Государственной
Академией художественных наук (с печатным каталогом), которая стала последним
выходом Волошина на общественную сцену.Куприн Александр Васильевич (1880-1960)
Родился в Борисоглебске (Воронежская губерния) 10 (22) марта 1880 в семье
преподавателя уездного училища. Учился в Воронежских вечерних классах рисования.
Затем занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества (1906–1910). Тема
крымского полуострова плотно засела в творчестве Куприна А.В. (1880-1960).
Художник побывал во многих городах прибрежного Крыма, писал улочки Бахчисарая,
горы, памятники истории. Первой его работой считается «Оленья гора».Василий Иванович Суриков(1848-1916).
Родился 12 января 1848 года в Красноярске. Школьный учитель Н.В.Гребнев дал ему
первые уроки живописи. Для получения полноценного художественного образования
Суриков уезжает в Санкт-Петербург. Там в 1869 году он поступает в Академию
художеств. Благословенный Крым стал для Василия Ивановича божественным
открытием, неугасимым восторгом и... "лебединой песней". Её он запечатлел красками
радости и оставил потомкам. Открыл он древнюю землю Тавриды в 1907 году.Константин Алексеевич Коровин (1861-1939).
Родился Константин Алексеевич Коровин 23 ноября 1861 г. Четырнадцати лет
он поступает на архитектурное отделение Московского училища живописи.
Константин Коровин любил Крым, а в Крыму больше всего Гурзуф.Василий Дмитриевич
Поленов (1844-1927).
Родился в 1844 году 1 июня в
Санкт Петербурге. Это русский
художник, мастер исторической,
пейзажной и жанровой
живописи, педагог.
В сентябре 1887 года
В.Д.Поленов писал жене из
Ялты: «Чем больше я хожу по
окрестностям Ялты, тем все
больше оцениваю наброски
Левитана. Ни Айвазовский, ни
Лагорио, ни Шишкин, ни
Мясоедов не дали таких
правдивых и характерных
изображений Крыма, как
Левитан».
«Рыцарем красоты» называли
Поленова В.Д. современники.Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Родился 30 августа 1860 года в
небольшом литовском городке Кибарты Ковенской губернии.
Весной 1886 года Левитан отправился в Крым отдохнуть и поправить шаткое
здоровье. Он побывал в Ялте, Массандре, Алупке, Симеизе, Бахчисарае.
Знойная крымская природа поразила Левитана, он восторженно писал другу
Антону Чехову из Ялты: «Как хорошо здесь! Представьте себе теперь яркую
зелень, голубое небо, да ещё какое небо! Вот где вечная красота!»Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933)
Аполлинарий Михайлович Васнецов - пейзажист, художник театра.
Родился в селе Рябово Вятской губернии в семье священника. Живописи учился у
В.М.Васнецова - старшего брата.
В 1885-1886 годах Аполлинарий Михайлович предпринял путешествие по
России. Он побывал на Украине и в Крыму.Серов Валентин Александрович (1865-1911)
Родился в семье композитора и пианистки. Портретист. Учился у И.Е. Репина,
затем поступил в Академию художеств.
В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы
собрать материал для монументального полотна «Запорожцы».Шадрин Александр Петрович.
Шадрин Александр Петрович родился 19 апреля 1942 года в селе Караидель,
Башкортостан, Россия.
По окончании средней школы в Красноярске учился в художественной школе
им. В. Сурикова, где получил первые серьезные навыки в рисунке и живописи.
Служба во флоте в 1961-1965 годах привела его в Севастополь, с которым
художник связал свою дальнейшую судьбу.
Известные художники в Крыму
Со второй половины XIX века Крым превращается в место притяжения для людей искусства. Большинство искало здесь вдохновение - пейзажами новой жемчужины в короне Российской империи нельзя было не восхищаться. На полуострове можно было подлечиться. Не надо также забывать, что здесь собирался цвет петербургского общества , и сохранялась возможность поддерживать нужные связи. Рассказ о художниках в Крыму начнем с имен, которые мы не привыкли связывать с Тавридой.
Константин Алексеевич Коровин
Ученик Саврасова и Поленова, «виртуозный декоратор», как отзывался о нем Дягилев, и художник при Императорских театрах, создавший потрясающие декорации к знаменитым балетным и оперным постановкам, знаток северной природы, со временем Коровин превращает цвет в основное выразительное средство. Коровин находит гармонию красоты в красках Франции, Испании и Крыма, который пленил художника. Пленил настолько, что Коровин решает построить дачу в Гурзуфе, превратившуюся в мастерскую. С 1914 по 1917 Коровин жил на своей даче постоянно. Гостями у него здесь были Шаляпин, Горький, Суриков, Репин, Куприн. В своих воспоминаниях о даче художник особенно выделяет розы и море, синие Черное море.
Корзина фруктов, Гурзуф, 1916
В саду. Гурзуф, 1914
Архип Иванович Куинджи
С Крымом родившийся в местечке Карасевка (сейчас это один из кварталов Мариуполя) художник был связан всю свою жизнь. В Крым он приехал еще мальчиком в надежде стать учеником великого И.К. Айвазовского, но «доверили» будущему гению только покраску забора. Через 30 лет, уже сам став знаменитым, он покупает большой участок рядом с селением Кикенеиз (ныне это Оползневое, чуть выше Понизовки на территории Большой Ялты). Потратив на покупку внушительную сумму в 30 тысяч рублей, первое время Куинджи с женой живет в шалаше. Архип Иванович избегал общества, это был период затворничества.
Этот период завершился в 1901 году, когда Куинджи решил показать своим друзьям несколько новых работ. Искусствоведы отмечают, что на полотнах художника, созданных в Крыму, воздух обрел «цветность».
Берег моря, Крым
Исаак Ильич Левитан
Картины природы крымской не стали основной темой в творчестве певца природы русской - знаменитого художника Левитана. Он посетил полуостров в 1886 году, чтобы поправить подорванное здоровье, и привез из этой поездки почти полсотни пейзажей: карандашные зарисовки, этюды маслом и акварелью. Но впереди у великого живописца, выпущенного из училища без диплома художника (по диплому Левитан значился всего лишь учителем чистописания) была встреча с Волгой и главные картины в его жизни.
Кто знает, если бы судьба сложилась иначе и Левитану было даровано еще несколько лет жизни, может быть мы сегодня и восхищались крымскими творениями Мастера? Ведь Крым и открывшаяся «вечная красота» Левитана потрясли, в чем он сознавался в письме Чехову. Но и те картины, что нам известны, очень интересны.
Ай-Петри, 1886
Другую группу составляют художники, чья жизнь неразрывно связана с Крымом. В первую очередь, это Богаевский и Айвазовский.
Константин Федорович Богаевский
Крымчанин, уроженец Феодосии, первые работы которого благосклонно воспринял сам Айвазовский, Константин Богаевский в дальнейшем стал учеником Куинджи. Богаевский жил Крымом, понимал крымскую природу и посвятил ей свое творчество. Сама живопись Константина Федоровича - это пейзажи и история полуострова.
Вечер у моря, 1941
Иван Константинович Айвазовский
Рассказ о художниках в Крыму невозможно завершить без упоминания самого известного крымского живописца Ивана Айвазовского. У уроженца Феодосии Айвазовского первым учителем рисования был немец Иоганн Гросс, который и дал молодому дарованию рекомендацию для поступления в Академию художеств. За картину «Штиль» Айвазовский получает грант на двухгодичную поездку по Крыму и Европе, чуть не гибнет в Бискайском заливе, благополучно возвращается в Россию в 1844. Художник признан и обласкан властью - ему даровано дворянство, назначают живописцем Главного морского штаба (Айвазовский дослужится до звания контр-адмирала). Через год Иван Константинович перебирается в Феодосию, где становится одним из основателей Киммерийской школы живописи. Айвазовский открывает свою школу искусств, выделяет средства на благоустройство родного города, охрану памятников Крыма и на археологические раскопки, на собственные средства строит в Феодосии Музей древностей. Но в первую очередь Айвазовский во всем мире известен как художник-маринист. Некоторые свои картины он написал после поездки в осажденный Севастополь во время Крымской войны.
Прекрасные крымские пейзажи во все времена привлекали внимание живописцев. Бесконечное небо, величественные скалы, серебристые морские волны словно были созданы для того, чтобы художники оживляли их на своих полотнах
Самые известные картины, посвященные Крыму, относятся к 19-20 векам. Тогда в своем творчестве красоту и самобытный характер этого уголка России воспела целая плеяда великих мастеров. Главным из них, безусловно, стал И.К. Айвазовский, жизнь которого неразрывно была связана с Феодосией.
Центральное место в творчестве художника занимает крымское море. На картинах известного художника И.К. Айвазовского оно то умиротворенное и спокойное («Вечер в Крыму. Ялта», «Восход солнца в Феодосии», «Гурзуф», «Закат солнца у крымских берегов»), то мятежное и грозное («Море. Коктебель», «Старая Феодосия», «Девятый вал», «Буря на море ночью», «Спасающиеся от кораблекрушения», «Буря у мыса Айя»). Более половины полотен посвящено бушующей стихии и почти всегда – стойкому, борющемуся с ней человеку.
На созданных в Крыму картинах А.И. Куинджи воздух обретает «цветность»: настолько живописны творения мастера. Особенно полюбился художнику мыс Кекенеиз, Узун-Таш – здесь написаны его основные работы. В них форма и цвет гармонично взаимосвязаны и неотделимы от линий и красок, что открывает совершенно новый взгляд на крымские пейзажи. «Берег моря. Крым», «Кипарисы на берегу моря. Крым», «Лодка в море. Крым», «Дали. Крым» - на всех полотнах край предстает свежим, легким, воздушным, чарующим.
Совершенно особенным предстает Крым на картинах Георгия Лемана. Романтическое и безмятежное состояние природы, воздушные и нежные краски, светлое и лиричное настроение – полотна художника полны гармонии, они дышат тишиной и покоем. Это легкий, почти невесомый Крым, который пронизан мягким светом и как будто парит между небом и морем.
Георгий Леман "Солнечный Гурзуф" 1991
масло, холст
Подернутое дымкой небо, горы и скалы, лазурное море, зеленеющие деревья – день выдался солнечным и ясным. Гурзуф постепенно оживает: жителей нигде не видно, но по глади моря уже мчится легкий и проворный катер.
Художник смог передать ощущение присутствия. Запах моря и ласковый бриз, тепло солнечных лучей становятся реальными, словно зритель находится на берегу и в любую минуту может ступить в неспешные волны.
Пейзаж гармоничен и самодостаточен. Он лишен острых углов, режущих глаз линий или кричащих цветов. Море, горы и небо перетекают друг в друга, составляя единое целое и полностью захватывая внимание зрителя. Любоваться полотном можно долго: оно успокаивает и навевает мысли о безмятежном отдыхе, летних безоблачных днях и живописных уголках природы. Мягкие голубые, розовые и зеленые оттенки создают атмосферу покоя и умиротворения.
Несколько раз на полуостров приезжал И.И. Левитан. Итогом этих поездок стала серия этюдов, которая в свойственном художнику стиле передает своеобразие неповторимых местных пейзажей. В Крым И.И. Левитан буквально влюбился, не уставая гулять по улочкам Ялты, забираться в горы и писать, писать, писать. Так родились его известные картины «В крымских горах», «Крымский пейзаж», «У берега моря. Крым», «Улица в Ялте» и другие.
Яркостью красок и праздничностью покорил Крым и другого знаменитого живописца – К.А. Коровина. В Гурзуфе в начале 20 века была построена его дача-мастерская, ставшая впоследствии Домом творчества. Вдохновленный, художник переносил на полотна окружающее великолепие природы: потоки воздуха и света, цветущую зелень, залитые солнцем горы. Сочные краски, легкие и точные мазки запечатлели Крым на таких картинах, как «Крым. Гурзуф», «Ялта ночью», «Пристань в Гурзуфе», «Балкон в Крыму».
Свои работы Крыму посвящали и другие русские художники: К.Ф. Богаевский, М.А. Волошин, Ф.А. Васильев, А.В. Куприн, М.П. Латри, В.В. Верещагин, А.М. Васнецов. Каждый из них находил в местных пейзажах неповторимую красоту, которой хочется восхищаться и любоваться вновь и вновь.
Георгий Леман "Ненастный день в Гурзуфе" 1991
масло, холст
В 1991 году художником была написана еще одна картина, посвященная Крыму, - «Ненастный день в Гурзуфе». Она полностью выполнена в серо-голубых и синих тонах и производит легкое, воздушное впечатление.
Во время непогоды Гурзуф особенно красив и величественен. Темнеющее, нависающее над волнами небо и непокорное, бушующее море у линии горизонта становятся практически неразделимы. Композиционным центром картины является грозная гора: неподвижная и неподвластная буре.
Ничто не отвлекает внимания зрителя от лаконичного и строгого пейзажа. Он лишен изображения предметов, человеческих фигур и животных. Остаются лишь вечные небо, море и горы, прекрасные в разгуле природной стихии.
Крымские художники