Тематическое планирование курса. необходимых человеку в его обиходе


Вести хозяйство на Руси было непросто. Не имея доступа к современным благам человечества, древние мастера изобретали предметы повседневного быта, которые помогали человеку справляться со множеством дел. О многих таких изобретениях сегодня уже забыли, потому что технологии, бытовая техника и смена уклада жизни полностью вытеснили их. Но не смотря на это, по оригинальности инженерных решений древние предметы ничуть не уступают современным.

Вещевой сундук

На протяжении многих лет люди хранили свои ценные вещи, одежду, деньги и прочие мелочи в сундуках. Есть версия, что они были придуманы еще в каменном веке. Достоверно известно, что их использовали древние египтяне, римляне и греки. Благодаря армиям завоевателей и кочующим племенам, сундуки распространились по всему евразийскому материку и постепенно дошли до Руси.


Сундуки украшали росписью, тканью, резьбой или узорами. Они могли служить не только тайником, но кроватью, скамьей или стулом. Семья, имевшая несколько сундуков, считалась зажиточной.

Садник

Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника, стараясь убрать всевозможные сучки и зазубрины. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.


Рогач, кочерга, чапельник (сковородник)

С появлением печи эти предметы стали незаменимыми в домашнем хозяйстве. Обычно они хранились в подпечном пространстве и всегда были под рукой у хозяйки. Стандартным набором печной оснастки считались несколько видов ухватов (большой, средний и маленький), чапельник и две кочерги. Чтобы не путаться в предметах, на их рукоятках вырезали опознавательные знаки. Зачастую такая утварь делалась под заказ у деревенского кузнеца, но находились умельцы, которые без труда могли сделать кочергу в домашних условиях.


Серп и жернова

Во все времена хлеб считался главным изделием русской кухни. Муку для его приготовления извлекали из собранных зерновых культур, которые ежегодно высаживались и вручную собирались. Помогал им в этом серп - приспособление, имеющее вид дуги с заточенным лезвием на деревянной ручке.


По мере необходимости собранный урожай крестьяне перемалывали в муку. Этому процессу способствовали ручные жернова. Впервые, подобное орудие было обнаружено во второй половине 1-го века до н.э. Ручной жернов имел вид двух кругов, стороны которых плотно прилегали друг к другу. Верхний слой имел специальное отверстие (в него засыпали зерно) и ручку, с помощью которой вращалась верхнюю часть жернова. Изготавливалась такая утварь из камня, гранита, дерева или песчаника.


Помело

Помело имело вид черенка, на конце которого закрепляли сосновые, можжевеловые ветки, тряпье, мочало или хворост. Название атрибута чистоты произошло от слова мести, и применялось оно исключительно для чистки золы в печи или уборки возле нее. Для соблюдения порядка во всей избе использовалась метла. С ними было связано немало пословиц и поговорок, которые до сих пор у многих на устах.


Коромысло

Как и хлеб, важным ресурсом всегда была вода. Чтобы приготовить обед, напоить скот или постирать, ее необходимо было принести. Верным помощником в этом было коромысло. Оно имело вид изогнутой палки, к концам которой крепились специальные крюки: на них цеплялись ведра. Делали коромысло из древесины липы, ивы или осины. Первые памятки об этом приспособлении датируются 16 веком, однако археологами Великого Новгорода было найдено множество коромысел, изготовленных в 11-14 столетиях.


Корыто и рубель

В древние времена белье вручную стирали в специальных сосудах. Для этой цели служило корыто. Кроме того, оно применялось для кормления скота, в качестве кормушки, замеса теста, готовки солений. Свое название предмет получил от слова «кора», потому как изначально именно из нее делались первые корыта. Впоследствии его стали мастерить из половинок колоды, выдалбливая в бревнах углубления.


По завершению стирки и сушки белье гладили при помощи рубеля. Он имел вид прямоугольной доски с зазубринами с одной стороны. Вещи аккуратно наматывали на скалку, сверху клали рубель и катали. Таким образом, льняная ткань размягчалась и разравнивалась. Гладкую сторону расписывали и украшали резьбой.


Чугунный утюг

На смену рубелю в России появился чугунный утюг. Обозначено это событие 16 веком. Стоит отметить, что был он далеко не у всех, поскольку стоил очень дорого. К тому же чугун был тяжелым, и гладить им было сложнее, чем старым способом. Существовало несколько видов утюгов, в зависимости от способа нагрева: в одни засыпались горящие угли, а другие накалялись на печи. Весил такой агрегат от 5 до 12 килограмм. Позже угли заменили чугунными болванками.


Прялка

Важной составляющей русского быта была прялка. В древней Руси ее так же называли «пряслице», от слова «прясть». Популярными были прялки-донца, имеющие вид плоской доски, на которую садилась пряха, с вертикальной шейкой и лопатью. Верхняя часть прялки обильно украшалась резьбой или росписью. В начале 14 века в Европе появились первые самопрялки. Они имели вид колеса, расположенного перпендикулярно полу и цилиндра с веретеном. Женщины, одной рукой подавали к веретену нити, а другой прокручивали колесо. Такой способ скручивания волокон был проще и быстрее, что значительно облегчало работу.


Сегодня весьма интересно увидеть, какой была .

Этого государства - плод подвига русского народа, отстаивавшего на краю европейского мира свою веру и независимость, свои идеалы. Исследователи отмечают такие черты в древнерусской культуре, как синтетичность и открытость. Самобытный духовный мир создавался в результате взаимодействия наследия и традиций восточных славян с культурой византийской, а следовательно, и традиций античности. Время формирования, а также первого расцвета древнерусской культуры приходится на период с 10 до первой половины 13 веков (то есть в домонгольский период).

Устное народное творчество

Сохранилась традиции древнего язычества прежде всего в фольклоре в песнях, сказках, пословицах, заклинаниях, заговорах, загадках. В исторической памяти русского народа особое место занимали былины. Они представляли собой героические сказания о бравых защитниках от врагов родной земли. Воспевают народные сказители подвиги Микулы Селяниновича, Вольги, Алеши Поповича, Ильи Муромца, Добрыни Никитича и других богатырей (в былинах всего действуют более 50 различных главных героев).

Обращают они к ним свой призыв постоять за отечество, за веру. В былинах, что интересно, мотив защиты страны дополнен другим - защиты веры христианской. Важнейшим событием было ее крещение.

Письменность на Руси

С принятием христианства стремительно стала развиваться письменность. Хотя она была известна еще раньше. В качестве доказательств можно привести упоминание о "чертах и резах", относящееся к середине первого тысячелетия, сведения о договорах Руси с Византией, которые были составлены на русском языке, глиняный сосуд под Смоленском с кириллической надписью (азбукой, созданной Кириллом и Мефодием, просветителями славянства на рубеже 10-11 веков).

На Русь православие принесло множество богослужебных книг, светскую и религиозную переводную литературу. Дошли до нас рукописные книги: два "Изборника" князя Святослава, датированные 1073 и 1076 годом, "Остромирово Евангелие", относящееся к 1057. Утверждают, что в обращении в 11-13 веках находилось около 130-140 тысяч книг, имевших несколько сот названий. По меркам средневековья в Древней Руси уровень грамотности был довольно высок. Существуют также и другие доказательства. Это обнаруженные археологами в Великом Новгороде в середине 20 века, а также надписи на ремесленных изделиях и стенах соборов, деятельность монастырских школ, книжные собрания и Киевско-Печерской лавры и другие, по которым сегодня изучаются культура и быт Древней Руси.

Существовало мнение, что древнерусская культура относилась к "немой", то есть не имела своей самобытной литературы. Однако такое предположение неверно. Различными жанрами представлена литература Древней Руси. Это и жития святых, и летописание, и поучения, и публицистика, и путевые заметки. Отметим здесь же знаменитое "Слово о полку Игореве", которое не принадлежало ни к одному из существовавших в то время жанров. Таким образом, литература Древней Руси отличается богатством направлений, стилей, образов.

Прядение и ткачество

Древнерусское государство отличалось не только самобытной культурой, но и своим образом жизни. Быт интересен и своеобразен. Жители занимались различными ремеслами. У женщин главным занятием считалось прядение и ткачество. Необходимое количество ткани следовало наткать русским женщинам, чтобы одеть свое семейство, как правило, большое, а также украсить дом полотенцами и скатертями. Прялка не случайно считалась у крестьян традиционным подарком, который хранился с любовью и передавался из поколения в поколение.

Существовал на Руси обычай дарить любимым девушкам прялку собственной работы. Чем искуснее вырезал и расписывал ее мастер, чем она выглядела наряднее, тем больше было ему чести. Русские девушки собирались зимними вечерами на посиделки, брали с собой прялки, чтобы похвастаться ими.

Дома в городах

Обычаи, как и жизнь, в древнерусских городах имели несколько другой характер, чем в деревнях. Здесь практически не встречались землянки (см. фото).

Быт Древней Руси в городах отражали различные постройки. Городские жители чаще всего возводили двухэтажные дома, которые состояли из нескольких комнат. Дома дружинников, священнослужителей, князей, бояр имели свои отличия. Обязательно под усадьбы отводились большие земельные площади, строились срубы для слуг и ремесленников, а также различные хозяйственные постройки. Быт Древней Руси был различным у разных слоев населения, что отображали типы жилищ. Боярские и княжеские хоромы были настоящими дворцами. Дома эти украшались дорогими коврами и тканями.

В достаточно крупных городах жил русский народ. Насчитывали они десятки тысяч жителей. В деревнях и селах могло быть всего лишь несколько десятков дворов. Быт сохранялись в них дольше, чем в городах.

Дома в деревнях

Более высокий уровень жизни имели жилые области, по которым проходили различные торговые пути. Проживали крестьяне, как правило, в небольших домах. На юге были распространены полуземлянки, крыши которых часто покрывались землей.

На Руси северные избы были двухэтажными, высокими, с небольшими окнами (их могло быть более пяти). Пристраивались сбоку от жилища сараи, кладовые и сени. Они все находились обычно под одной крышей. Данный тип жилища являлся очень удобным для северных суровых зим. Многие элементы домов украшены были геометрическими орнаментами.

Интерьер крестьянских изб

В Древней Руси был довольно простым. Избы в деревнях обычно выглядели небогато. Интерьер крестьянских изб был убран довольно строго, но нарядно Перед иконами в переднем углу располагался большой стол, который предназначался для всех членов данной семьи. Древние предметы быта на Руси включали также широкие лавки, которые стояли вдоль стен. Они были украшены резной опушкой. Чаще всего над ними находились полки, которые предназначались для хранения посуды. Предметы быта Древней Руси включали поставец (северный шкафчик), который дополнялся обыкновенно нарядной росписью с изображением цветов, птиц, лошадей, а также картинками, изображающими аллегорически времена года.

Стол в праздничные дни покрывали красным сукном. Помещали на него резную и расписную посуду, а также светцы для лучины. Мастерами по дереву славилась Древняя Русь. Изготавливали они различную посуду. Самыми красивыми были древнерусские ковши различных размеров и форм. Некоторые из них вмещали по объему несколько ведер. Предназначавшиеся для питья ковшики отличались часто ладьевидной формой. Ручки их украшались головами коней или резными утками. Также щедро дополняли ковши резьбой и росписью.

Ковшами-утицами назывались ковшики, имевшие форму утки. Напоминавшие шар точеные сосуды именовались братинами. Красивые солонки, напоминавшие по форме коней или птиц, вырезали мастера по дереву. Изготавливались также красивые ложки и миски. Все, что касалось быта Древней Руси, обычно выполнялось из дерева: колыбельки для детей, ступы, миски, корзины, мебель. Создававшие мебель мастера не только думали об удобстве, но также и о красоте. Эти вещи непременно должны были радовать глаз, превращать в праздник даже наиболее тяжелый труд крестьян.

Одежда различных слоев населения

По одежде также можно было определить различные слои населения. Крестьяне и ремесленники, как мужчины, так и женщины, носили рубахи, которые изготавливались из домотканого полотна. Кроме рубах, мужчины надевали штаны, а женщины - юбки. Простой народ зимой носил обычные шубы.

По форме одежда знатных персон зачастую была похожа на крестьянскую, но по качеству, конечно же, она была совершенно другой. Такая одежда создавалась из дорогих тканей. Часто плащи изготавливались из расшитых золотом восточных материй. Только из ценных мехов шились зимние шубы. Крестьяне и горожане носили также разную обувь. Лишь богатые жители могли себе позволить купить сапоги или поршни (туфли). Князья также носили сапоги, которые были богато украшены инкрустацией. Крестьяне могли себе позволить изготовить или приобрести лишь лапти, которые дожили в русской культуре вплоть до 20 века.

Пиры и охота в Древней Руси

На весь мир были известны охота и пиры древнерусской знати. Во время подобных мероприятий зачастую решались наиболее важные государственные дела. Всенародно и пышно отмечали жители Древней Руси победы в походах. Мед и заморское вино текли рекой. Слуги подавали огромные блюда с мясом и дичью. Эти пиры обязательно посещали посадники и старейшины со всех городов, а также огромное множество народа. Быт жителей Древней Руси сложно представить без обильных пиров. Царь пировал с боярами и дружиной на высокой галерее своего дворца, а столы для народа располагались во дворе.

Соколиная, псовая и ястребиная охоты считались забавой богатых. Для простого народа страивались различные игрища, скачки, турниры. Быт Древней Руси в качестве неотъемлемой части, особенно на севере, включал также баню.

Другие особенности русского быта

Детей в боярско-княжеской среде не воспитывали самостоятельно. Мальчиков в три года сажали на коня, после чего отдавали на попечение и выучку пестуну (то есть воспитателю). Молодые князья в возрасте 12 лет отправлялись управлять волостями и городами. Богатые семьи в 11 веке стали обучать грамоте как девочек, так и мальчиков. Киевский торг был излюбленным местом простых и знатных людей. Здесь продавали изделия и продукты со всего мира, включая Индию и Багдад. Очень любили торговаться древние люди Руси.

Стецюра Татьяна Дмитриевна, кандидат исторических наук, старший преподаватель

Курс «История русского быта (IX–XX вв.)» направлен на изучение российской истории повседневности. Эта проблема приобрела в последнее время особую актуальность, так как быт в наибольшей степени отражает этнические черты народа, и невозможно познать историю родной страны без изучения бытовой культуры предков. Не случайно известный культуролог Ю.М. Лотман отметил, что «история проходит через дом человека, через его частную жизнь».

Курс ориентирован на изучение отечественного культурного наследия. Он формирует представление о самобытности российской повседневной культуры. Исторический путь России рассматривается через призму духовных исканий русского народа. В то же время в нём подчеркивается тесная связь отечественной бытовой культуры с мировой.

Цель и задачи курса
Целью курса является создание объективного и целостного представления об истории русского быта в IX–XX вв., неразрывно связанной с политической, экономической, социальной и культурной историей нашего Отечества, с ее важнейшими событиями. Задачи курса состоят в том, чтобы: проанализировать общее и особенное в истории русского быта, показать ее специфику по сравнению с другими странами; уметь оценивать достижения русской бытовой культуры на основе исторического контекста; способствовать осмысленному, творческому «прочтению» студентами истории Отечества; сформировать уважение и интерес к прошлому нашей страны, выработать патриотическое мировоззрение студентов.

Структура курса
В основу структуры спецкурса положен хронологический и тематически-проблемный принципы. Содержание курса разбито на пять тем (на изучение каждой из них отводится 6 часов):
1) Жизнь и быт в домонгольской Руси (IX–XIII вв.).
2) Быт и нравы русского народа в XIV–XVII вв.
3) Бытовая культура России в XVIII в.: новые и традиционные черты.
4) Бытовая культура России в XIX в.
5) Бытовая культура России и СССР в XX в.

Формы контроля:
1. Устный текущий опрос

2. Реферат

3. Дифференцированный зачет.

Тема 1. Жизнь и быт в домонгольской Руси (IX–XIII вв.). Важнейшие занятия восточных славян. Поселения. Жилище. Одежда. Пища и кухонная утварь. Семейная жизнь. Праздники и развлечения.
Важнейшие занятия восточных славян. Занятия древних славян (подсечно-огневое и залежное земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество). Земледелие в XII–XIII вв. и в последующие столетия: пашенное земледелие (пашенное – двухполье и трехполье). Огородные и садовые культуры. Орудия труда. Скотоводство: домашние животные на крестьянском дворе. Домашние ремесла и промыслы.
Поселения. Общинные поселения, сельские поселки, городища, села, слободы. Господский двор. Возникновение городов. Усадьбы горожан. Улицы, мостовые и их состоя-ние. Водоснабжение.
Жилище. Основные типы жилищ. Славянское жилище VIII–X вв. Полуземлянка. Срубное жилище. Материал и техника постройки срубного жилья. Символическое значение частей жилища. Отопление и освещение. Курная изба. Части избы: красный угол, мужской угол (коник), бабий кут, полати. Княжеское жилище: гридницы, дворовые службы – хоромный комплекс. Баня. Внутреннее убранство княжеских хором.
Одежда. Отличительные особенности костюма домонгольской Руси (преобладание накладных (надеваемых через голову) одежд, основа костюма – рубаха). Народная одежда. Мужская одежда и обувь. Женская одежда и украшения. Верхняя одежда. Головные уборы. Материал для изготовления одежды.
Княжеская одежда.
Пища и кухонная утварь. Хлебные изделия. Каши и кисели. Мясная пища. Молочные продукты. Пищевые запреты. Посты. Рыба. Овощные блюда и приправы. Соль. Фрукты, мед, сладости. Напитки. Приготовление пищи. Кухонная утварь.
Пережитки языческих трапез. Пиры и поведение на них гостей. Монастырская трапеза.
Семейная жизнь. Большая патриархальная семья. Распределение обязанностей в семье. Отношение к старикам и детям. Вступление в брак. Брачный возраст. Сватовство. Подготовка к свадьбе. Языческий и христианский брак. Свадебные обряды. Многоженство и моногамия. Имущественные отношения в семье. Рождение ребенка: языческие и христианские обряды, связанные с этим событием. Воспитание детей и юношества. Смерть и погребение.
Праздники и развлечения. Общественные и семейные праздники древнего земледельческого культа – «игрища», связанные с зимним и летним солнцестоянием и весенним равноденствием. Гадания. Христианские праздники. Песни, хороводы, пляски, инструментальная музыка. Скоморохи и музыканты. Певцы-сказители.
Народные игры и развлечения: ряженые, кулачные бои, лапта и игры, тренирующие ловкость и выносливость, азартные игры. Детские игрушки. Княжеские забавы.

Литература
1. Древняя одежда народов Восточной Европы. – М., 1986.
2. Ковалев В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи. – М., 1992.
3. Ковалев Н.И., Куткина М.Н., Карцева Н.Я. Русская кухня. – М., 2000.
4. Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. – Смоленск, 1995.
5. Короткова М.В. Культура повседневности. История костюма. – М., 2002.
6. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М., 2003.
7. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М., 1988.
8. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. – М., 2001.
9. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX–XVII вв. – М., 1984.
10. Поликарпов В.С. История нравов в России. – Ростов-на-Дону, 1995.
11. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь женщины X–XIX вв. – М., 1997.
12. Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. – М., 1988.
13. Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города. Горожане, их домашний и общественный быт. – М., 1978.
14. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. – М., 2000.
15. Русские: Историко-этнографический атлас. – М., 1970.
16. Русский костюм / Под ред. В. Рындина. Тт. 1–5. – М., 1960–1972.
17. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М., 1987.
18. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI–XVII вв. – М., 1997.
19. Семенова М. Быт и верования древних славян. – СПб., 2000.
20. Тарабукин Н.М. Очерки истории костюма. – М., 1994.
21. Терещенко А.В. Быт русского народа. Чч. I–VII. – М., 1997–1999.
22. Тыдман Л.В. Изба. Дом. Дворец. – М., 2002.
23. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. Энциклопедия. – СПб., 2003.
24. Шангина И.И. Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. – СПб., 2003.

Тема 2. Быт и нравы русского народа в XIV–XVII вв. Русский средневековый город и жизнь его обитателей. Костюм эпохи Московской Руси. День рядового горожанина и боярина. Жизнь царей. Жизнь монахов и патриархов.
Русский средневековый город и жизнь его обитателей. Русские города XIV–XVII вв.: территория и население, внешний облик, жилища простолюдинов и усадьбы зажиточных горожан. Мебель и домашняя утварь.
Санитарное состояние. Пожары. Посад и пригород. Слободы. Занятия горожан: ремесла, торговля, промыслы. Садоводство и огородничество.
Костюм эпохи Московской Руси. Изменения в костюме: появление распашных и отрезных по талии одежд, сборчатых рукавов и манжет. Элементы русского костюма, появившиеся под иноземным влиянием: кафтан, тафья, откидные рукава, кушаки.
Мужской и женский костюм крестьян и горожан: рубаха и порты, штаны, кафтаны, ферязи; сарафан, понева, летник, охабень. Домашняя и выходная одежда. Верхняя одежда. Различия в костюме девушек и замужних женщин. Детская одежда. Мужские и женские прически. Ношение длинных и коротких волос. Девичьи и женские прически. Мужские и женские головные уборы и обувь. Пояса и украшения.
Костюмы знати. Боярский и придворный костюм.
День рядового горожанина и боярина. Наставления по ведению хозяйства – «Домострой». Распорядок дня. Молитва и посещение храма. Обязанности главы семьи и хозяйки дома. Женские рукоделия. Хозяйка мастерской – светлицы. Трапеза. Правила поведения за столом. Скоромное и постное меню. Домашние заготовки и хранение продуктов. Развлечения и игры. Домашние обряды: родины и крестины, брак, новоселье, смерть, погребение. Суеверия и гадания.
Жизнь царей. Венчание на царство. Государев двор. Обычный день государя. Большой царский наряд. Торжественные выходы и выезды: царский выход в праздник Богоявления (Крещения) на Иордань, «шествие на осляти» в Вербное воскресенье, «походы» в Троице-Сергиев монастырь и другие путешествия на богомолье. Царская свадьба. Теремные затворницы. Воспитание и забавы царских детей. Развлечения царей. Царская охота. «Урядник сокольничья пути». Встреча и прием иностранных послов. «Посольский обычай».
Жизнь монахов и патриархов. Мир средневекового монастыря: послушник, рясофор, инок. Монашеское облачение. Общежительные и особножительные монастыри. Управление монастырем и монастырское хозяйство. Монастырская трапеза. Быт патриархов: облачение, патриарший стол, внутреннее убранство Патриарших палат.

Литература
1. Андреева Р.П. Энциклопедия моды. – СПб., 1997.
2. Аникст М.А., Турчин В.С. В окрестностях Москвы: Из истории русской усадебной культуры XVII–XVIII веков. – М., 1979.
3. Беловинский Л.В. Изба и хоромы. Из истории российской повседневности. – М., 2002.
4. Беловинский Л.В. История русской материальной культуры. – М., 2003.
5. Беловинский Л.В. Российский историко-бытовой словарь. – М., 1999.
6. Волховский М.Г. Домашний быт русских царей в XVI–XVII вв. По Забелину, Ключевскому, Карновичу и др. – М., 1992.
7. Георгиевский Г. Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. – М., 1995.
8. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М., 1991.
9. Древняя одежда народов Восточной Европы. – М., 1986.
10. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Кн. 1: Государев двор, или дворец. – М., 1990.
11. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Т. 1. Ч. 2. – М., 2000.
12. Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. Т. 2. – М., 2000.
13. Забелин И.Е. Домашняя жизнь русских царей. – М., 2005.
14. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М., 1990.
15. Зарин А.Е. Царские развлечения и забавы за 300 лет: Исторические очерки. – М., 1991.
16. Иеромонах Тихон (Полянский). Путешествие в историю русских монастырей. – М., 2006.
17. История русской архитектуры / Под ред. Ю.С. Ушакова, Т.А. Славиной. – СПб., 1994.
18. Ключевский В.О. История русского быта: Чтения в школе и дома. – М., 1995.
19. Ковалев В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи. – М., 1992.
20. Ковалев Н.И., Куткина М.Н., Карцева Н.Я. Русская кухня. – М., 2000.
21. Короткова М.В. Город и горожане. Из истории быта старой Москвы. – М., 1999.
22. Короткова М.В. Культура повседневности. История костюма. – М., 2002.
23. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М., 2003.
24. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI–XVII столетиях. – М., 1992.
25. Костомаров Н.И., Забелин И.Е. О жизни, быте и нравах русского народа. – М., 1996.
26. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа. – СПб., 2004.
27. Москва. Быт. XIV–XIX века / Сост. А.Р. Андреев. – М., 2005.
28. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX–XVII вв. – М., 1984.
29. Овсянников Ю.М. Картины русского быта. – М., 2000.
30. Писарев Н. Домашний быт русских патриархов. – М., 1991.
31. Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А., Попов В.П. История костюма. – М., 2003.
32. Поликарпов В.С. История нравов в России. – Ростов-на-Дону, 1995.

35. Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. – М., 1988.
36. Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города. Горожане, их домашний и общественный быт. – М., 1978.
37. Романенко Е.В. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. – М., 2002.
38. Русский костюм / Под ред. В. Рындина. Тт. 1–5. – М., 1960–1972.
39. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI–XVII вв. – М., 1997.
40. Суслина Е.И. Повседневная жизнь русских щеголей и модниц. – М., 2003.
41. Сыромятникова И.С. История прически. – М., 2002.
42. Тарабукин Н.М. Очерки истории костюма. – М., 1994.
43. Терещенко А.В. Быт русского народа. Чч. I–VII. – М., 1997–1999.
44. Тыдман Л.В. Изба. Дом. Дворец. – М., 2002.
45. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. Энциклопедия. – СПб., 2003.
46. Шангина И.И. Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. – СПб., 2003.
47. Юзефович Л.А. «Как в посольских обычаях ведется…». – М., 1988.
48. Якеменко Б.Г. Быт и традиции Москвы XII–XIX вв. Чч. 1–2. – М., 2003.

Тема 3. Бытовая культура России в XVIII в.: новые и традиционные черты. Новые черты русской бытовой культуры в XVIII в.

Жизнь императоров. Коронация императоров. Императорский двор и придворный церемониал в XVIII в. Парадные обеды и «обеды во внутренних покоях». Развлечения при дворе.
Дворянская, элитарная бытовая культура и народный быт. «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению». Воспитание дворянина. Появление закрытых учебных заведений для создания «новой породы» людей. Изменение отношений внутри семьи.
Светский этикет. Ассамблеи и балы. Прием гостей и визиты. Новые виды увеселений: посещение спектаклей и концертов, фейерверки и маскарады. «Театральность» элитарной культуры XVIII в.
Костюмы «галантного века». Европеизация костюма русской знати.

Жизнь и быт горожан в XVIII в. Внешний облик русских городов: их перепланировка и благоустройство. Дома рядовых горожан: внешний вид и внутреннее убранство. Общественные сооружения. Быт русского купечества.
Мир дворянской усадьбы. Усадебный комплекс как синтез архитектуры, садово-паркового искусства, живописи, скульптуры, поэзии, музыки, театра. Царские усадьбы: (Петергоф, Царское Село, Гатчина, Павловск) и усадьбы дворян (Кусково, Останкино, Рай-Семеновское и др.). Господский дом, хозяйственные постройки, церковь, регулярный или пейзажный парк.
Усадебный быт. Жизнь и быт русского крестьянства в XVIII в.

Литература
1. Аникст М.А. Турчин В.С. В окрестностях Москвы: Из истории русской усадебной культуры XVII–XVIII веков. – М., 1979.
2. Байбурин А.К., Топорков А.А. У истоков этикета. – Л., 1990.
3. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XVIII–XIX вв. – М., 2000.
4. Бессарабова Н.В. Путешествия Екатерины II по России. – М., 2005.
5. Ботт И.К., Канева М.И. Русская мебель. История. Стили. Мастера. – СПб., 2003.
6. Гордин Я.А. Екатерининский век. – СПб., 2004.
7. Ершова Л.В. Дворянская усадьба. Из истории русской культуры. – М., 1998.
8. Зарин А.Е. Царские развлечения и забавы за 300 лет: Исторические очерки. – М., 1991.
9. Захарова О.Ю. Власть церемониалов. – М., 2003.
10. Захарова О.Ю. Светские церемониалы в России XVII – начала ХХ в. – М., 2003.
11. Каминская Н.М. История костюма. – М., 1986.
12. Келлер Е.Э. Праздничная культура Петербурга. Очерки истории. – СПб., 2001.
13. Кириченко О.В. Дворянское благочестие. – М., 2002.
14. Кирсанова Р.М. Русский костюм и быт XVIII–XIX вв. – М., 2002.
15. Колесникова А. Бал в России XVIII – начале XX века. – СПб., 2005.
16. Короткова М.В. Культура повседневности. История костюма. – М., 2002.
17. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М., 2003.
18. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII в. – М., 1987.
19. Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. – СПб., 1991.
20. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – СПб., 1994.
21. Масси С. Земля жар-птицы. Краса былой России. – СПб., 2000.
22. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Тт. 1–4. – М., 1993–2000.
23. Мода и стиль. Современная энциклопедия. – М., 2002.
24. Москва. Быт. XIV–XIX века / Сост. А.Р. Андреев. – М., 2005.
25. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII – начало XX века. – Л., 1988.
26. Нерсесов Я.Н. История моды. – М., 1998.
27. Нерсесов Я.Н. Путешествие в мир моды. – М., 2002.
28. Очерки русской культуры XVIII века / Под ред. Б.А. Рыбакова. Чч. 1–4. – М., 1987–1990.
29. Писаренко К.А. Повседневная жизнь русского двора в царствование Елизаветы Пет-ровны. – М., 2003.
30. Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А., Попов В.П. История костюма. – М., 2003.
31. Похлебкин В.В. Большая энциклопедия кулинарного искусства. – М., 2005.
32. Похлебкин В.В. Из истории русской кулинарной культуры. – М., 2002.
33. Пронина И.А. Терем. Дворец. Усадьба. Эволюция ансамбля интерьера в России в ХVII – первой половине ХIХ века. – М., 1996.
34. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь женщины X–XIX вв. – М., 1997.
35. Пыляев М.И. Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. – М., 1990.
36. Пыляев М.И. Старый Петербург: Рассказы из былой жизни столицы. – М., 1990.
37. Семенова Л.Н. Быт и население Санкт-Петербурга XVIII в. – СПб., 1998.
38. Соловьев К.А. Во вкусе умной старины… Усадебный быт русского дворянства. – СПб., 1998.

Тема 4. Бытовая культура России в XIX в. Дворянская культура в России XIX в.: от Зимнего дворца до помещичьей усадьбы. Русские города XIX в. и их жители: столица и провинция. Жизнь и быт русского крестьянства в XIX в.
Дворянская культура в России XIX в.: от Зимнего дворца до помещичьей усадьбы. Жизнь русского императорского двора в XIX в. Усадебная культура XIX в. Распорядок дня. Прием гостей, балы, званые вечера. Этикет и культура общения. Воспитание дворянина. Пансионы и кадетские корпуса. Дворянский «кодекс чести». Дуэли. Манеры «благородной девицы»: домашнее воспитание, пансионы и институты. Обязанности хозяйки дома.
Жилище. Внешний вид и интерьер. Мебель. Моды XIX в. Мужская, женская и детская одежда и обувь. Прически, украшения, аксессуары.
Жилище. Внешний вид и внутреннее убранство. Мебель, бытовая утварь. Санитария и гигиена. Средства передвижения и путешествия.
Барское застолье: изменения в меню и в правилах поведения за столом. Досуг дворян.
Русские города XIX в. и их жители: столица и провинция. Облик русских городов XIX в.: территория и население, планировка и застройка, санитария и гигиена. Жизнь в Петербурге и в Москве, жизнь в русской провинции.
Жизнь и быт фабричных рабочих. Жизнь и быт мещан и мастеровых. Жизнь и быт русского купечества.
Городские праздники: Масленица, Пасха, Татьянин день. Театр Петрушки. Балаганы. Катание с ледяных гор, катание на коньках.
Жизнь и быт русского крестьянства в XIX в. Изменения в русском крестьянском быту в XIX в. Сельскохозяйственный год. Домашние и отхожие промыслы. В крестьянской избе. Народный костюм в XIX в. Христианские обряды и пережитки язычества. Семейная жизнь, воспитание детей. Влияние городской жизни и постепенное разрушение общинного быта.

Литература
1. Ботт И.К., Канева М.И. Русская мебель. История. Стили. Мастера. – СПб., 2003.
2. Бурышкин П.А. Москва купеческая: Записки. – М., 1991.
3. Гордин Я.А. Дуэли и дуэлянты: Панорама столичной жизни. – СПб., 2002.
4. Ершова Л.В. Дворянская усадьба. Из истории русской культуры. – М., 1998.
5. Захарова О.Ю. Власть церемониалов. – М., 2003.
6. Захарова О.Ю. Светские церемониалы в России XVII – начала ХХ в. – М., 2003.
7. Иеромонах Тихон (Полянский). Путешествие в историю русских монастырей. М., 2006.
8. Институтки: Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц. – М., 2001.
9. История русской архитектуры / Под ред. Ю.С. Ушакова, Т.А. Славиной. – СПб., 1994.
10. Каминская Н.М. История костюма. – М., 1986.
11. Келлер Е.Э. Праздничная культура Петербурга. Очерки истории. – СПб., 2001.
12. Колесникова А. Бал в России XVIII – начале XX века. – СПб., 2005.
13. Кузнецов С.В. Культура русской деревни // Очерки русской культуры XIX века. Т. 1. Общественно-культурная среда. – М., 1998.
14. Лаврентьева Е. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет. – М., 2005.
15. Лаврентьева Е.В. Культура застолья ХIХ века. – М., 1999.
16. Лаврентьева Е.В. Светский этикет пушкинской поры. – М., 1999.
17. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – СПб., 1994.
18. Лотман Ю.М., Погосян Е.А. Великосветские обеды. – СПб., 1996.
19. Марченко Н. Быт и нравы пушкинского времени. – СПб., 2005.
20. Масси С. Земля жар-птицы. Краса былой России. – СПб., 2000.
21. Мир вещей. Современная энциклопедия. – М., 2003.
22. Мода и стиль. Современная энциклопедия. – М., 2002.
23. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. – М., 1995.
24. Нерсесов Я.Н. История моды. – М., 1998.
25. Похлебкин В.В. Из истории русской кулинарной культуры. – М., 2002.
26. Пронина И.А. Терем. Дворец. Усадьба. Эволюция ансамбля интерьера в России в ХVII – первой половине ХIХ века. – М., 1996.
27. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь женщины X–XIX вв. – М., 1997.
28. Тарабукин Н.М. Очерки истории костюма. – М., 1994.
29. Соловьев К.А. Во вкусе умной старины… Усадебный быт русского дворянства. – СПб., 1998.
30. Сургучев И.Д. Детство св. царя Николая II. – М., 2002.
31. Сыромятникова И.С. История прически. – М., 2002.
32. Терещенко А.В. Быт русского народа. Чч. I–VII. – М., 1997–1999.
33. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. Энциклопедия. – СПб., 2003.
34. Шангина И.И. Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. – СПб., 2003.
35. Яковкина Н.И. Русское дворянство первой половины XIX в. – СПб., 2002.

Тема 5. Бытовая культура России и СССР в XX в. Русский город начала XX в. и быт горожан. Жизнь советских людей: городской быт в 1920–1980 гг. Трагедия русской деревни: ломка традиционного крестьянского быта в 1920–1930-е гг. Новые явления в крестьянском быту. Советские праздники. Костюм и мода.
Русский город начала XX в. и быт горожан. Внешний облик и благоустройство городов. Жилища горожан различных сословий и их интерьер. Многоквартирные жилые дома. Интерьер городской квартиры. Домашняя утварь и техника. Начало «эры электричества». Общественный транспорт.
Распорядок дня рабочих и служащих. Питание. Появление учреждений общественного питания. Трактиры и рестораны. Досуг и развлечения.
Быт различных сословий. Московское купечество: промышленники и меценаты. Фабрично-заводские рабочие. Служащие. Духовенство.
Жизнь советских людей: городской быт в 1920–1980 гг. Изменения во внешнем облике городов: планировка, благоустройство, общественный транспорт. Мир коммунальной квартиры. Дома-коммуны. Быт партийной номенклатуры. Быт горожан в 1920–1930-е, 1940–1950-е, 1960–1980-е гг. Досуг, спорт и развлечения.
Трагедия русской деревни: ломка традиционного крестьянского быта в 1920–1930-е гг. Новые явления в крестьянском быту. Жизнь и быт советской деревни в 1920–1980-е гг. Коллективизация. Русская деревня в годы Великой Отечественной войны. Послевоенная деревня.
Советские праздники. Рабочие и праздничные дни. Революционные праздники. Парады физкультурников и антирелигиозные мероприятия в 1920–1930 гг. Демонстрации трудящихся. Военные парады. Семейные торжества: от «красных свадеб» к возрождению традиций прошлого.
Костюм и моды. Мода начала ХХ в. Мода 1920–1930-х гг. Мода 1940–1950-х гг. «Стиляги». Мода 1960-х г. Мода 1970–1990-х гг.

Литература
1. Андреевский Г.В. Повседневная жизнь Москвы в 1920–1930-е годы. – М., 2003.
2. Андреевский Г.В. Повседневная жизнь Москвы в 1930–1940-е годы. – М., 2003.
3. Балдано И.Ц. Мода XX века: Энциклопедия. – М., 2002.
4. Безгин В.Б. Крестьянская повседневность. (Традиции конца XIX – начала XX века). – М.–Тамбов, 2004.
5. Белов А.В. Москва, московские пригороды, пригородные поселения во второй половине XIX – начале XX века. – М., 2005.
6. Белов В.И. Повседневная жизнь русского Севера. – М., 2000.
7. Горбачева Л.М. Костюм ХХ века. – М., 1996.
8. Засосов Д.А. Повседневная жизнь Петербурга на рубеже XIX–XX веков. – М., 2003.
9. Засосов Д.А., Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890–1910 гг.: Записки очевидцев. – Л., 1991.
10. Колесникова А. Бал в России XVIII – начале XX века. – СПб., 2005.
11. Масси С. Земля жар-птицы. Краса былой России. – СПб., 2000.
12. Мир вещей. Современная энциклопедия. – М., 2003.
13. Мода и стиль. Современная энциклопедия. – М., 2002.
14. Мосолов А.А. При дворе последнего императора. – СПб., 1992.
15. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. – М., 1995.
16. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII – начало XX века. – Л., 1988.
17. Нормы и ценности повседневной жизни: Становление социалистического образа жизни в России, 1920–1930-е годы. – СПб., 2000.
18. Руга В., Кокорев А. Москва повседневная: очерки городской жизни начала XX века. – М., 2005.

Литература ко всему курсу

Основная
1. Байбурин А.К., Топорков А.А. У истоков этикета. – Л., 1990.
2. Белов А.В. Москва, московские пригороды, пригородные поселения во второй половине XIX – начале XX века. – М., 2005.
3. Беловинский. Л.В. История русской материальной культуры. – М., 2003.
4. Беловинский Л.В. Российский историко-бытовой словарь. – М., 1999.
5. Гордин Я.А. Екатерининский век. – СПб., 2004.
6. Ключевский В.О. История русского быта: Чтения в школе и дома. – М., 1995.
7. Короткова М.В. Город и горожане. Из истории быта старой Москвы. – М., 1999.
8. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М., 2003.
9. Костомаров Н.И., Забелин И.Е. О жизни, быте и нравах русского народа. – М., 1996.
10. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа. – СПб., 2004.
11. Овсянников Ю.М. Картины русского быта. – М., 2000.
12. Терещенко А.В. Быт русского народа. Чч. I–VII. – М., 1997–1999.
13. Федосюк Ю.А. Энциклопедия русского быта XIX в. – М., 1999.

Дополнительная
14. Андреева Р.П. Энциклопедия моды. – СПб., 1997.
15. Андреевский Г.В. Повседневная жизнь Москвы в 1920–1930-е годы. – М., 2003.
16. Андреевский Г.В. Повседневная жизнь Москвы в 1930–1940-е годы. – М., 2003.
17. Аникст М.А. Турчин В.С. В окрестностях Москвы: Из истории русской усадебной культуры XVII–XVIII веков. – М., 1979.
18. Балдано И.Ц. Мода XX века: Энциклопедия. – М., 2002.
19. Баранов Д.А., Баранова О.Г., Соснина Н.Н., Шарыгина И.И. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия. – СПб., 1999.
20. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XVIII–XIX вв. – М., 2000.
21. Бегунова А.И. Повседневная жизнь русского гусара в царствование Александра I. – М., 2000.
22. Безгин В.Б. Крестьянская повседневность. (Традиции конца XIX – начала XX века). – М.–Тамбов, 2004.
23. Белов В.И. Повседневная жизнь русского Севера. – М., 2000.
24. Беловинский Л.В. Изба и хоромы. Из истории российской повседневности. – М., 2002.
25. Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. Русский народный православный календарь: Справочное издание. – Калининград, 1995.
26. Борисов Н.С. Жизнь средневековой Руси накануне конца света: Россия в 1492 году от Рождества Христова, или в 7000 году от сотворения мира. – М., 2004.
27. Ботт И.К., Канева М.И. Русская мебель. История. Стили. Мастера. – СПб., 2003.
28. Бурышкин П.А. Москва купеческая: Записки. – М., 1991.
29. Волховский М.Г. Домашний быт русских царей в XVI–XVII вв. По Забелину, Ключевскому, Карновичу и др. – М., 1992.
30. Георгиевский Г. Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. – М., 1995.
31. Горбачева Л.М. Костюм ХХ века. – М., 1996.
32. Гордин Я.А. Дуэли и дуэлянты: Панорама столичной жизни. – СПб., 2002.
33. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М., 1991.
34. Древняя одежда народов Восточной Европы. – М., 1986.
35. Ершова Л.В. Дворянская усадьба. Из истории русской культуры. – М., 1998.
36. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Кн. 1: Государев двор, или дворец. – М., 1990.
37. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Т. 1. Ч. 2. – М., 2000.
38. Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. Т. 2. – М., 2000.
39. Забелин И.Е. Домашняя жизнь русских царей. – М., 2005.
40. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М., 1990.
41. Зарин А.Е. Царские развлечения и забавы за 300 лет: Исторические очерки. – М., 1991.
42. Засосов Д.А. Повседневная жизнь Петербурга на рубеже XIX–XX веков. – М., 2003.
43. Засосов Д.А., Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890–1910 гг.: Записки очевидцев. – Л., 1991.
44. Захарова О.Ю. Власть церемониалов. – М., 2003.
45. Захарова О.Ю. Светские церемониалы в России XVII – начала ХХ в. – М., 2003.
46. Иеромонах Тихон (Полянский). Путешествие в историю русских монастырей. – М., 2006.
47. Институтки: Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц. – М., 2001.
48. История русской архитектуры / Под ред. Ю.С. Ушакова, Т.А. Славиной. – СПб., 1994.
49. Каминская Н.М. История костюма. – М., 1986.
50. Келлер Е.Э. Праздничная культура Петербурга. Очерки истории. – СПб., 2001.
51. Кириченко О.В. Дворянское благочестие. – М., 2002.
52. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре. Энциклопедия. – М., 1995.
53. Кирсанова Р.М. Русский костюм и быт XVIII–XIX вв. – М., 2002.
54. Ковалев В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи. – М., 1992.
55. Ковалев Н.И., Куткина М.Н., Карцева Н.Я. Русская кухня. – М., 2000.
56. Колесникова А. Бал в России XVIII – начале XX века. – СПб., 2005.
57. Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. – Смоленск, 1995.
58. Короткова М.В. Культура повседневности. История костюма. – М., 2002.
59. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI–XVII столетиях. – М., 1992.
60. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII в. – М., 1987.
61. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII – начала ХIХ в. – М., 1983.
62. Кузнецов С.В. Культура русской деревни // Очерки русской культуры XIX века. Т. 1. Общественно-культурная среда. – М., 1998.
63. Лаврентьева Е. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет. – М., 2005.
64. Лаврентьева Е.В. Культура застолья ХIХ века. – М., 1999.
65. Лаврентьева Е.В. Светский этикет пушкинской поры. – М., 1999.
66. Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. – СПб., 1991.
67. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – СПб., 1994.
68. Лотман Ю.М., Погосян Е.А. Великосветские обеды. – СПб., 1996.
69. Марченко Н. Быт и нравы пушкинского времени. – СПб., 2005.
70. Масси С. Земля жар-птицы. Краса былой России. – СПб., 2000.
71. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Тт.1–4. – М., 1993–2000.
72. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. – М., 2001.
73. Мир вещей. Современная энциклопедия. – М., 2003.
74. Мода и стиль. Современная энциклопедия. – М., 2002.
75. Москва. Быт. XIV–XIX века / Сост. А.Р. Андреев. – М., 2005.
76. Мосолов А.А. При дворе последнего императора. – СПб., 1992.
77. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX–XVII вв. – М., 1984.
78. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. – М., 1995.
79. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII – начало XX века. – Л., 1988.
80. Нерсесов Я.Н. История моды. – М., 1998.
81. Нерсесов Я.Н. Путешествие в мир моды. – М., 2002.
82. Нормы и ценности повседневной жизни: Становление социалистического образа жиз-ни в России, 1920–1930-е годы. – СПб., 2000.
83. Очерки русской культуры XVIII века / Под ред. Б.А. Рыбакова. Чч. 1–4. – М., 1987–1990.
84. Писарев Н. Домашний быт русских патриархов. – М., 1991.
85. Писаренко К.А. Повседневная жизнь русского двора в царствование Елизаветы Пет-ровны. – М., 2003.
86. Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А., Попов В.П. История костюма. – М., 2003.
87. Поликарпов В.С. История нравов в России. – Ростов-на-Дону, 1995.
88. Похлебкин В.В. Большая энциклопедия кулинарного искусства. – М., 2005.
89. Похлебкин В.В. Из истории русской кулинарной культуры. – М., 2002.
90. Пронина И.А. Терем. Дворец. Усадьба. Эволюция ансамбля интерьера в России в ХVII – первой половине ХIХ века. – М., 1996.
91. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь женщины X–XIX вв. – М., 1997.
92. Пыляев М.И. Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. – М., 1990.
93. Пыляев М.И. Старый Петербург: Рассказы из былой жизни столицы. – М., 1990.
94. Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. – М., 1988.
95. Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города. Горожане, их домашний и общественный быт. – М., 1978.
96. Романенко Е.В. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. – М., 2002.
97. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. – М., 2000.
98. Руга В., Кокорев А. Москва повседневная: очерки городской жизни начала XX века. – М., 2005.
99. Русские: Историко-этнографический атлас. – М., 1970.
100. Русский костюм / Под ред. В. Рындина. Тт. 1–5. – М., 1960–1972.
101. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М., 1987.
102. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI–XVII вв. – М., 1997.
103. Семенова Л.Н. Быт и население Санкт-Петербурга XVIII в. – СПб., 1998.
104. Семенова М. Быт и верования древних славян. – СПб., 2000.
105. Соловьев К.А. Во вкусе умной старины… Усадебный быт русского дворянства. – СПб., 1998.
106. Суслина Е.И. Повседневная жизнь русских щеголей и модниц. – М., 2003.
107. Сыромятникова И.С. История прически. – М., 2002.
108. Тарабукин Н.М. Очерки истории костюма. – М., 1994.
109. Тыдман Л.В. Изба. Дом. Дворец. – М., 2002.
110. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. Энциклопедия. – СПб., 2003.
111. Шангина И.И. Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. – СПб., 2003.
112. Юзефович Л.А. «Как в посольских обычаях ведется…». – М., 1988.
113. Якеменко Б.Г. Быт и традиции Москвы XII–XIX вв. Чч. 1–2. – М., 2003.
114. Яковкина Н.И. Русское дворянство первой половины XIX в. – СПб., 2002.

Темы рефератов

1. Жизнь крестьян и горожан Древней Руси.
2. Язычество древней Руси.
3. Праздники христианской Руси.
4. Быт и нравы пушкинского времени.
5. Дворянская усадьба.
6. Москва – столица Московского государства.
7. Петербург – столица Российской империи.
8. Будни и праздники русского народа.
9. Изба. Дом. Дворец.
10. Русская бытовая культура XIX века.

11. Бытовая культура России и СССР в XX в.

Вопросы к дифференцированному зачету

1. Жизнь и быт древних славян.
2. Жизнь и быт крестьян в домонгольской Руси.
3. Жизнь и быт знати в Древней Руси.
4. Жизнь и быт горожан в XIV–XVII вв.
5. Жизнь и быт знати в XIV–XVII вв.
6. Жизнь и быт в русских монастырях.
7. Жизнь и быт императорского двора в XVIII в.
8. Повседневная жизнь горожан в XVIII в.
9. Мир русской дворянской усадьбы в XVIII в.
10. Дворянская культура XIX в.
11. Жизнь и быт горожан в XIX в.
12. Русская деревня в XIX в.
13. Городской быт начала ХХ в.
14. Советский городской быт в 1920–1980-е гг.
15. Советские праздники.
16. Мода и костюм ХХ в.

Вести хозяйство на Руси было непросто. Не имея доступа к современным благам человечества, древние мастера изобретали предметы повседневного быта, которые помогали человеку справляться со множеством дел. О многих таких изобретениях сегодня уже забыли, потому что технологии, бытовая техника и смена уклада жизни полностью вытеснили их. Но не смотря на это, по оригинальности инженерных решений древние предметы ничуть не уступают современным.

Вещевой сундук

На протяжении многих лет люди хранили свои ценные вещи, одежду, деньги и прочие мелочи в сундуках. Есть версия, что они были придуманы еще в каменном веке. Достоверно известно, что их использовали древние египтяне, римляне и греки. Благодаря армиям завоевателей и кочующим племенам, сундуки распространились по всему евразийскому материку и постепенно дошли до Руси.

Сундуки украшали росписью, тканью, резьбой или узорами. Они могли служить не только тайником, но кроватью, скамьей или стулом. Семья, имевшая несколько сундуков, считалась зажиточной.

Садник

Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника, стараясь убрать всевозможные сучки и зазубрины. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.

Рогач, кочерга, чапельник (сковородник)

С появлением печи эти предметы стали незаменимыми в домашнем хозяйстве. Обычно они хранились в подпечном пространстве и всегда были под рукой у хозяйки. Стандартным набором печной оснастки считались несколько видов ухватов (большой, средний и маленький), чапельник и две кочерги. Чтобы не путаться в предметах, на их рукоятках вырезали опознавательные знаки. Зачастую такая утварь делалась под заказ у деревенского кузнеца, но находились умельцы, которые без труда могли сделать кочергу в домашних условиях.

Серп и жернова

Во все времена хлеб считался главным изделием русской кухни. Муку для его приготовления извлекали из собранных зерновых культур, которые ежегодно высаживались и вручную собирались. Помогал им в этом серп — приспособление, имеющее вид дуги с заточенным лезвием на деревянной ручке.

По мере необходимости собранный урожай крестьяне перемалывали в муку. Этому процессу способствовали ручные жернова. Впервые, подобное орудие было обнаружено во второй половине 1-го века до н.э. Ручной жернов имел вид двух кругов, стороны которых плотно прилегали друг к другу. Верхний слой имел специальное отверстие (в него засыпали зерно) и ручку, с помощью которой вращалась верхнюю часть жернова. Изготавливалась такая утварь из камня, гранита, дерева или песчаника.

Помело

Помело имело вид черенка, на конце которого закрепляли сосновые, можжевеловые ветки, тряпье, мочало или хворост. Название атрибута чистоты произошло от слова мести, и применялось оно исключительно для чистки золы в печи или уборки возле нее. Для соблюдения порядка во всей избе использовалась метла. С ними было связано немало пословиц и поговорок, которые до сих пор у многих на устах.

Коромысло

Как и хлеб, важным ресурсом всегда была вода. Чтобы приготовить обед, напоить скот или постирать, ее необходимо было принести. Верным помощником в этом было коромысло. Оно имело вид изогнутой палки, к концам которой крепились специальные крюки: на них цеплялись ведра. Делали коромысло из древесины липы, ивы или осины. Первые памятки об этом приспособлении датируются 16 веком, однако археологами Великого Новгорода было найдено множество коромысел, изготовленных в 11-14 столетиях.

Корыто и рубель

В древние времена белье вручную стирали в специальных сосудах. Для этой цели служило корыто. Кроме того, оно применялось для кормления скота, в качестве кормушки, замеса теста, готовки солений. Свое название предмет получил от слова «кора», потому как изначально именно из нее делались первые корыта. Впоследствии его стали мастерить из половинок колоды, выдалбливая в бревнах углубления.

По завершению стирки и сушки белье гладили при помощи рубеля. Он имел вид прямоугольной доски с зазубринами с одной стороны. Вещи аккуратно наматывали на скалку, сверху клали рубель и катали. Таким образом, льняная ткань размягчалась и разравнивалась. Гладкую сторону расписывали и украшали резьбой.

Чугунный утюг

На смену рубелю в России появился чугунный утюг. Обозначено это событие 16 веком. Стоит отметить, что был он далеко не у всех, поскольку стоил очень дорого. К тому же чугун был тяжелым, и гладить им было сложнее, чем старым способом. Существовало несколько видов утюгов, в зависимости от способа нагрева: в одни засыпались горящие угли, а другие накалялись на печи. Весил такой агрегат от 5 до 12 килограмм. Позже угли заменили чугунными болванками.

Прялка

Важной составляющей русского быта была прялка. В древней Руси ее так же называли «пряслице», от слова «прясть». Популярными были прялки-донца, имеющие вид плоской доски, на которую садилась пряха, с вертикальной шейкой и лопатью. Верхняя часть прялки обильно украшалась резьбой или росписью. В начале 14 века в Европе появились первые самопрялки. Они имели вид колеса, расположенного перпендикулярно полу и цилиндра с веретеном. Женщины, одной рукой подавали к веретену нити, а другой прокручивали колесо. Такой способ скручивания волокон был проще и быстрее, что значительно облегчало работу.



См.также: