Античная литература. История развития. Представители эпохи античности. Понятие об античной литературе

Античная литература (от лат. Antiquus — древний) — литература древних греков и римлян, которая развивалась в бассейне Средиземного моря (на Балканском и Апеннинском полуостровах и на прилегающих островах и побережьях). Её письменные памятники, созданные на диалектах греческого языка и латыни, относятся к I тысячелетию до н. э. и началу I тысячелетия н. э. Античная литература состоит из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской.

Традиционализм античной литературы был следствием общей медлительности развития рабовладельческого общества. Не случайно наименее традиционной и наиболее новаторской эпохой античной литературы, когда сложились все основные античные жанры, было время бурного социально-экономического переворота VI-V вв. до н. э.

В остальные же века перемены в общественной жизни современниками почти не ощущались, а когда ощущались, то воспринимались преимущественно как вырождение и упадок: эпоха становления полисного строя тосковала по эпохе общинно-родовой (отсюда - гомеровский эпос, созданный как развернутая идеализация «героических» времен), а эпоха больших государств - по эпохе полисной (отсюда - идеализация героев раннего Рима у Тита Ливия, отсюда же - идеализация «борцов за свободу» Демосфена и Цицерона в эпоху Империи). Все эти представления переносились и на литературу.

Система литературы казалась неизменяющейся, и поэты последующих поколений старались идти по следам предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший законченный его образец: Гомер - для эпоса, Архилох - для ямба, Пиндар или Анакреонт - для соответствующих лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид - для трагедии и т. д. Степень совершенства каждого нового произведения или поэта измерялась степенью его приближения к этим образцам.

Особое значение такая система идеальных образцов имела для римской литературы: по существу, всю историю римской литературы можно разделить на два периода - первый, когда идеалом для римских писателей были греческие классики, Гомер или Демосфен, и второй, когда было решено, что римская литература уже сравнялась с греческой в совершенстве, и идеалом для римских писателей стали уже римские классики, Вергилий и Цицерон.

Конечно, были и такие эпохи, когда традиция ощущалась как бремя и новаторство ценилось высоко: таков, например, был ранний эллинизм. Но и в эти эпохи литературное новаторство проявлялось не столько в попытках реформировать старые жанры, сколько в обращении к более поздним жанрам, в которых традиция еще не была достаточно авторитетна: к идиллии, эпиллию, эпиграмме, миму и т. п.

Поэтому легко понять, почему в тех редких случаях, когда поэт заявлял, что слагает «досель неслыханные песни» (Гораций, «Оды», III, 1, 3), гордость его выражалась столь гиперболически: он гордился не только за себя, но и за всех поэтов будущего, которые должны последовать за ним как за основоположником нового жанра. Впрочем, в устах латинского поэта такие слова часто означали только то, что он первый перенес на римскую почву тот или иной греческий жанр.

Последняя волна литературного новаторства прокатилась в античности около I в. н. э., и с этих пор осознанное господство традиции стало безраздельным. У древних поэтов перенимали и темы, и мотивы (изготовление щита для героя мы находим сперва в «Илиаде», потом в «Энеиде», затем в «Пунике» Силия Италика, причем логическая связь эпизода с контекстом все более слаба), и язык, и стиль (гомеровский диалект стал обязателен для всех последующих произведений греческого эпоса, диалект древнейших лириков - для хоровой поэзии и т. п.), и даже отдельные полустишия и стихи (вставить строчку из прежнего поэта в новую поэму так, чтобы она естественно прозвучала и по-новому осмыслилась в данном контексте, считалось высочайшим поэтическим достижением).

А преклонение перед древними поэтами доходило до того, что из Гомера в поздней античности извлекали уроки и военного дела, и медицины, и философии и пр. Вергилий же на исходе античности считался уже не только мудрецом, но и колдуном и чернокнижником.

Третья черта античной литературы - господство стихотворной формы - результат древнейшего, дописьменного отношения к стиху как к единственному средству сохранить в памяти подлинную словесную форму устного предания. Даже философские сочинения в раннюю пору греческой литературы писались в стихах (Парменид, Эмпедокл), и еще Аристотелю в начале «Поэтики» приходилось объяснять, что поэзияотличается от непоэзии не столько метрической формой, сколько вымышленным содержанием.

Однако эта связь вымышленного содержания и метрической формы оставалась в античном сознании очень тесной. Ни прозаического эпоса - романа, ни прозаической драмы в классическую эпоху не существовало. Античная проза с самого своего зарождения была и оставалась достоянием литературы, преследовавшей не художественные, а практические цели, - научной и публицистической. (Не случайно «поэтика» и «риторика», теория поэзии и теория прозы в античной словесности различались очень резко.)

Более того, чем больше эта проза стремилась к художественности, тем больше она усваивала специфически поэтические приемы: ритмическое членение фраз, параллелизмы и созвучия. Такова была ораторская проза в том виде, какой она получила в Греции в V-IV вв. и в Риме во II-I в. до н. э. и сохранила до конца античности, оказав мощное влияние и на историческую, и на философскую, и на научную прозу. Беллетристика в нашем смысле слова - прозаическая литература с вымышленным содержанием - появляется в античности лишь в эллинистическую и римскую эпоху: это так называемые античные романы. Но и тут интересно, что генетически они выросли из научной прозы - романизированной истории, распространение имели бесконечно более ограниченное, чем в Новое время, обслуживали преимущественно низы читающей публики и ими высокомерно пренебрегали представители «подлинной», традиционной литературы.

Мифологический арсенал, унаследованный от эпохи, когда мифология была еще мироосмыслением, позволил античной литературе символически воплощать в своих образах самые высокие мировоззренческие обобщения. Традиционализм, заставляя воспринимать каждый образ художественного произведения на фоне всего предшествующего его употребления, окружал эти образы ореолом литературных ассоциаций и тем самым бесконечно обогащал его содержание. Поэтическая форма давала в распоряжение писателя огромные средства ритмической и стилистической выразительности, которых была лишена проза.

Такова античная литература IV в. до н. э., эпохи Платона и Исократа, или II-III вв. н. э., эпохи «второй софистики». Однако эти периоды приносили с собой другое ценное качество: внимание переходило на лица и предметы повседневности, в литературе появлялись правдивые зарисовки человеческого быта и человеческих отношений, и комедия Менандра или роман Петрония при всей условности их сюжетных схем оказывались насыщены жизненными подробностями более, чем это было возможно для стихотворного эпоса или для аристофановской комедии. Однако можно ли говорить о реализме в античной литературе и что больше подходит под понятие реализма - философская глубина Эсхила и Софокла или бытописательская зоркость Петрония и Марциала, - остается до сих пор вопросом спорным.

Перечисленные основные особенности античной литературы по-разному проявлялись в системе литературы, но в конечном счете именно они определяли облик и жанров, и стилей, и языка, и стиха в литературе Греции и Рима.

Система жанров античной литературы

Система жанров в античной литературе была отчетливой и устойчивой. Античное литературное мышление было жанровым: принимаясь писать стихотворение, сколь угодно индивидуальное по содержанию и настроению, поэт тем не менее всегда мог заранее сказать, к какому жанру оно будет принадлежать и к какому древнему образцу стремиться.

Жанры различались более древние и более поздние (эпос и трагедия, с одной стороны, идиллия и сатира - с другой); если жанр очень уж заметно менялся в своем историческом развитии, то выделялись древние, средние и новые его формы (так делилась на три этапа аттическая комедия). Жанры различались более высокие и более низкие: высшим считался героический эпос, хотя Аристотель в «Поэтике» и ставил выше него трагедию. Путь Вергилия от идиллии («Буколики») через дидактический эпос («Георгики») к героическому эпосу («Энеида») явно осознавался и поэтом, и его современниками как путь от «низших» жанров к «высшему».

Каждый жанр имел свою традиционную тематику и топику, обычно весьма неширокую: Аристотель отмечал, что даже мифологические темы используются трагедией не полностью, некоторые излюбленные сюжеты перерабатываютсяпо многу раз, а другие используются редко. Силий Италик, сочиняя в I в. н. э. исторический эпос о Пунической войне, считал необходимым ценой любых натяжек включить туда подсказанные Гомером и Вергилием мотивы: пророческие сны, перечень кораблей, прощание полководца с женою, состязание, изготовление щита, спуск в Аид и пр.

Система стилей в античной литературе была полностью подчинена системе жанров. Низким жанрам был свойствен низкий стиль, сравнительно близкий к разговорному, высоким - высокий стиль, формируемый искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой: среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры (метафоры, метонимии и пр.). Так, учение об отборе слов предписывало избегать слов, употребление которых не освящено предшествующими образцами высоких жанров.

Поэтому даже историки вроде Ливия или Тацита, описывая войны, всеми силами избегают военных терминов и географических названий, так что представить конкретный ход военных действий по таким описаниям почти невозможно. Учение о сочетании слов предписывало переставлять слова и членить фразы для достижения ритмического благозвучия. Поздняя античность доходит в этом до таких крайностей, что риторическая проза далеко превосходит даже поэзию вычурностью словесных построений. Точно так же менялось использование фигур.

Эстетика античной литературы

Мифологичность

Для античной литературы, как и для каждой литературы, берущей свое начало от родового общества, характерны специфические черты, резко отличающие её от современного искусства.

Древнейшие формы литературы связаны с мифом, магией, религиозным культом, ритуалом. Пережитки этой связи можно наблюдать в литературе античности вплоть до времен её упадка.

Публичность

Античной литературе присущи публичные формы существования . Её наивысший расцвет приходится на докнижную эпоху. Поэтому название «литература» к ней применяется с определённым элементом исторической условности. Однако именно это обстоятельство обусловило традицию включать в литературную сферу также достижения театра. Лишь в конце античности появляется такой «книжный» жанр, как роман, предназначенный для персонального чтения. Тогда же закладываются первые традиции оформления книги (сначала в виде свитка, а затем тетради), включая иллюстрации.

Музыкальность

Античная литература была тесно связана с музыкой , что в первоисточниках, безусловно, может быть объяснено через связь с магией и религиозным культом. Поэмы Гомера и другие эпические произведения пелись мелодичным речитативом в сопровождении музыкальных инструментов и простых ритмических движений. Постановки трагедий и комедий в афинских театрах оформляли как роскошные «оперные» спектакли. Лирические стихи пелись авторами, которые таким образом выступали одновременно ещё и как композиторы и певцы. К сожалению, от всей античной музыки до нас дошло несколько разобщённых фрагментов. Представление о поздней античной музыке может дать григорианский хорал (пение).

Стихотворная форма

Определённой связью с магией можно объяснить чрезвычайную распространённость стихотворной формы , которая буквально царила во всей античной литературе. Эпос произвёл традиционный неторопливый размер гекзаметр, большим ритмическим разнообразием отличались лирические стихи; трагедии и комедии также писались стихами. Даже полководцы и законодатели в Греции могли обращаться к народу с речами в стихотворной форме. Рифмы античность не знала. В конце античности возникает «роман» как образец прозаического жанра.

Традиционность

Традиционность античной литературы была следствием общей замедленности развития тогдашнего общества. Наиболее новаторской эпохой античной литературы, когда сложились все основные античные жанры, было время социально-экономического подъёма VI — V века до н. э. В другие века изменения не ощущались, или воспринимались как вырождение и упадок: эпоха становленияполисного строя скучала по общинно-родовой (отсюда гомеровский эпос, созданный как развёрнутая идеализация «героических» времён), а эпоха крупных государств — по полисным временам (отсюда — идеализация героев раннего Рима в Тита Ливия, идеализация «борцов за свободу» Демосфена и Цицерона в период Империи).

Система литературы казалась неизменной, и поэты последующих поколений пытались идти путём предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший его совершенный образец: Гомер — для эпоса, Архилох — для ямба, Пиндар или Анакреонт — для соответствующих лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид — для трагедии т. д. Степень совершенства каждого нового произведения или писателя определялась степенью приближения к этим образцам.

Жанровость

Из традиционности следует и строгая система жанров античной литературы, которой была проникнута и последующая европейская литература и литературоведение. Жанры были чёткими и устойчивыми. Античное литературное мышление было жанровым: когда поэт брался писать стих, то каким бы индивидуальным по содержанию он ни был, автор с самого начала знал, к какому жанру произведение будет принадлежать и к какому древнему образцу следует стремиться.

Жанры делились на более древние и более новые (эпос и трагедия — идиллия и сатира). Если жанр заметно менялся в своём историческом развитии, то выделялись его давние, средние и новые формы (так подразделялась на три этапа аттическая комедия). Жанры различались на более высокие и более низкие: высшими считались героический эпос и трагедия. Путь Вергилия от идиллии («Буколики») через дидактический эпос («Георгики») до героического эпоса («Энеида») явно осознавался поэтом и его современниками как путь от «низших» жанров к «высшим». Каждый жанр имел свою традиционную тематику и топику, обычно весьма неширокую.

Особенности стиля

Система стилей в античной литературе полностью подчинялась системе жанров. Для низких жанров был характерен низкий стиль, близкий к разговорному, высоким — высокий стиль, который формировался искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой: среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры (метафоры, метонимиии т. п.). Например, учение об отборе слов рекомендовало избегать слов, которые не применялись в предыдущих образцах высоких жанров. Учение о сочетании слов рекомендовало переставлять слова и членить фразы для достижения ритмичного благозвучия.

Мировоззренческие особенности

Античная литература сохраняла тесную связь с мировоззренческими особенностями родового, полисного, государственного строя и отражала их. Греческая и частично римская литература демонстрируют тесную связь с религией, философией, политикой, моралью, ораторским искусством, судопроизводством, без которых их существование в классическую эпоху теряло весь свой смысл. В пору своего классического расцвета они были далеки от развлекательности, лишь в конце античности стали частью досуга. Современная служба в христианской церкви унаследовала некоторые особенности древнегреческого театрального представления и религиозных мистерий — вполне серьёзный характер, присутствие всех членов общины и их символическое участие в действе, высокая тематика, музыкальное сопровождение и зрелищные эффекты, высоконравственная цель духовного очищения (катарсиса по Аристотелю) человека.

Историческое и художественное значение античной литературы.

Понятие "античной литературы" объединяет три крупных литературных эпохи, три стадии единого литературного процесса, из которых каждая имеет свою собственную специфику и отличается от двух смежных. Это эпоха греческой, эллинистической и римской литературы. Ни одна из них не монолитна; в каждой, под натиском классовой борьбы, отражается перестановка классовых сил и изменение классового сознания.

Греческая литература начинается с образования античного общества; эллинистическая, датируясь от монархии Александра Македонского, зарождается там, где кончается греческая литература; параллельно эллинистической возникает римская литература, которая ее опережает.

Античная литература – первая ступень в культурном развитии мира, поэтому она и влияет на всю мировую культуру. Это заметно даже в быту. Античные слова становятся для нас обыденными, например слова «аудитория», «лектор». Сам тип лекции является классическим – так читались лекции еще в Древней Греции. Многие предметы также называются античными словами, например, бачок с краном для нагревания воды называется «Титан». Большая часть архитектуры так или иначе несет в себе элементы античности, названия античных героев часто используются для названий кораблей.

Образы античной литературы входят в современную литературу, в ним скрывается глубокий смысл. Иногда они входят в крылатые выражения. Античные мифологические сюжеты часто перерабатываются и опять используются.

Античная литература, литература древних греков и римлян, также представляет собою специфическое единство, образуя особую ступень в развитии мировой литературы. К примеру, с более древними литературами Востока греки стали ближе знакомы лишь тогда, когда расцвет их собственной литературы лежал уже далеко позади. По своему богатству и разнообразию, по своей художественной значительности она далеко опередила восточные литературы.

В греческой и родственной ей римской литературе уже имелись налицо почти все европейские жанры; большая часть их и поныне сохранила свои античные, главным образом греческие названия: эпическая поэма и идиллия, трагедия и комедия, ода, элегия, сатира (латинское слово) и эпиграмма, различные виды исторического повествования и ораторской речи, диалог и литературное письмо, - все это жанры, которые успели достигнуть значительного развития в античной литературе; в ней представлены и такие жанры, как новелла и роман, хотя и в менее развитых, более зачаточных формах. Античность положила также начало теории стиля и художественной литературы («риторика» и «поэтика»).

Историческое значение античной литературы заключается в неоднократных возвращениях европейской литературы к античности, как к творческому источнику, из которого черпались темы и принципы их художественной обработки. Творческое соприкосновение средневековой и новой Европы с античной литературой, вообще говоря, никогда не прекращалось. Следует отметить три периода в истории европейской культуры, когда это соприкосновение было особенно значительным, когда ориентация на античность являлась как бы знаменем для ведущего литературного направления.

1.Эпоха Возрождения (Ренессанс);

2.Классицизм 17-18 вв;

3.Классицизм коца 18-начала 19вв.

В русской лит-ре наибольшее значение имел классицизм 17-18 вв, а самым ярким представителем нового понимания античности был Белинский.

Античная литература является плодотворным источником европейской литературы разных эпох и направлений, ведь основные научные и философские концепции литературы и литературного творчества начаты непосредственно Аристотелем и Платоном; образцами литературных достижений на протяжении многих веков считаются именно памятники античной литературы; систему жанров европейской литературы с четким делением на эпос, лирику и драму сформирован античными писателями (причем уже с античной эпохи в драме четко выделяются трагедия и комедия, в лирике -ода, элегия, песня) стилевую систему европейской литературы с разветвленной классификации приемов создано античной риторикой; система новоевропейских как осмысливается в категориях античной грамматики; система стихосложения новоевропейских литератур оперирует терминологией античной метрики и т.

Итак, античная литература – это литература средиземноморского культурного ареала суток рабовладельческой формации; это литература Древней Греции и Рима от Х-IX в. до н.э. к IV-V вв. н.э. Она занимает ведущее место среди других литератур рабовладельческой эпохи – ближневосточных, индийской, китайской. Впрочем, историческая связь античной культуры с культурами Новой Европы наделяет античную литературу особым статусом преформы новоевропейских литератур.

Периодизация античной литературы. Основными историческими этапами литературного развития античного общества считаются следующие периоды:

– Архаичный;

– Классический (ранняя классика, высокая классика, поздняя классика)

– Эллинистический, или эллино-римский.

Периодизация греческой литературы.

Литература эпохи родового строя и его распада (от древнейших времен до VIII в. До н.э.). Архаика. Устное народное творчество. Героический и дидактический эпос.

Литература периода становления полисной системы (VII-VI вв. До н.э.). Ранняя классика. Лирика.

Литература расцвета и кризиса полисной системы (V – середина IV в. До н.э.). Классика. Трагедия. Комедия. Проза.

Эллинистическая литература. Проза эллинистического периода (вторая половина IV -середина I в. До н.э.). Новоаттической комедия. Александрийская поэзия.

Периодизация римской литературы.

Литература эпохи царей и становления республики (VIII-V вв. До н.э.). Архаика. Устное народное творчество.

Литература периода расцвета и кризиса республики (III в.-30 гг. До н.э.). Докл-сичний и классический периоды. Комедия. Лирика. Прозаические произведения.

Литература периода империи (С гг. До н.э.-V вв. Н.э.). Классический и пислякла-сичний периода: литература становления империи – принципат Августа (С гг. До н.э.-14 г. н. Э), литература ранней (I-II в.н.э.) и поздней (III- V в. н.э.) империи. Эпос. Лирика. Байка. Трагедия. Роман. Эпиграмма. Сатира.

Ведущие черты античной литературы.

Жизненность воспроизведения: литература античного общества лишь изредка – уже в эпоху его заката – была оторванной от жизни.

Политическая актуальность: размышления над актуальными политическими проблемами, активное вмешательство литературы в политику.

Античная художественное творчество никогда не порывала со своими народными, фольклорными истоками. Образы и сюжеты мифа и обрядовых игр, драматические и словесные фольклорные формы играют ведущую роль в античной литературе на всех этапах ее развития.

Античная литература выработала большой арсенал разнообразных художественных форм и стилистических средств. В греческой и римской литературе уже имеющиеся почти все жанры литературы Нового времени.

Статус писателя в обществе, как и статус литературы в общественном сознании, существенно менялись на протяжении античности. Эти изменения были следствием постепенного развития античного общества.

На этапе перехода от первобытнообщинного строя к рабовладения письменной литературы не было вообще. Носителями словесного искусства были певцы (аэды или рапсоды), которые создавали свои песни для торжеств и народных праздников. Не вызывало удивления, что они “обслуживают” своими песнями весь народ, богатый и простой, как ремесленник – своими изделиями. Именно поэтому гомеровской языке певец называется словом “демиург”, как кузнец или плотник.

В эпоху полисов возникает письменная литература; и поэмы эпиков, и песни лириков, и трагедии драматургов, и трактаты философов хранятся уже в зафиксированном виде, но распространяются пока устно: поэмы декламируют аэды, песни поют на дружеских вечеринках, трагедии разыгрываются на всенародных праздниках, учения философов излагаются в беседах с учениками. Даже историк Геродот читает свою работу на Олимпийских горах. Именно поэтому литературное творчество еще не воспринимается как специфическая умственная прайсе – это лишь одна из вспомогательных форм общественной деятельности человека-гражданина. Так, в эпитафии отца трагедии Эсхила, любимого трагедийного поэта Греции, говорится, что он участвовал в победных сражениях с персами, но даже не упоминается, что он писал трагедии.

В эпоху эллинизма и римской экспансии письменная литература становится, наконец, ведущей формой словесности. Литературные произведения пишутся и распространяются как книги. Создается стандартный тип книги – папирусный свиток или пачка пергаментных тетрадей общим объемом примерно около тысячи строк (именно такие книги имеют в виду, когда говорят, что “произведения Тита Ливия состояли из 142 книг»). Налаживается организована система книгоиздания и книготорговли – открываются специальные мастерские, в которых группы квалифицированных рабов под диктовку надзирателя изготовляли одновременно по несколько экземпляров книжного тиража; книга становится доступной. Читаются книги, даже прозаические, так же вслух (отсюда – исключительная важность риторики в античной культуре), но уже не публично, а каждым читателем отдельно. В связи с этим расстояние между писателем и читателем растет. Читатель уже не относится к писателю как равный к равному, гражданин к гражданину. Он или смотрит на писателя свысока, как на лентяя и пустословит, или гордится им, как гордятся модным певцом или атлетом. Образ писателя начинает раздваиваться между образом вдохновенного собеседника богов и образом напыщенного чудака, подхалима и нищего.

Этот контраст значительно усиливается в Риме, где аристократический практицизм патрициата длительное время принимал поэзию как занятие для лентяев. Такой статус литературного труда сохраняется до конца античности, пока христианство с его презрением ко всяческой мирской деятельности в целом не заменило этого противоречия на другое, новое (“В начале было Слово …”).

Социальной, классовый характер античной литературы в целом одинаковый. “Литературы рабов” не существовало: только условно к таковой можно отнести, например, надгробные надписи рабам, созданные их близкими или друзьями. Отдельные выдающиеся античные писатели были по происхождению из бывших рабов (драматург Теренций, баснописец Федр, философ Епиктст), но в их произведениях этого почти не чувствуется: они полностью ассимилировали взгляды своих свободных читателей. Элементы идеологии рабов отражено в античной литературе лишь косвенно, где раб или бывший раб выступает действующим лицом произведения (в комедиях Аристофана или Плавта, в романе Петрония).

Политический спектр античной литературы, наоборот, довольно пестрый. Уже с первых шагов античная литература тесно связана с политической борьбой различных слоев и групп среди рабовладельцев.

Лирика Солона или Алкея была орудием борьбы аристократов и демократов в полисе. Эсхил вводит в трагедию обширную программу деятельности афинского ареопага – государственного совета, о миссии которой шли ожесточенные споры. Аристофан выступает с прямыми политическими декларациями почти в каждой комедии.

С упадком полисного строя и дифференциацией литературы политическая функция античной литературы ослабевает, преимущественно концентрируясь в таких областях, как красноречие (Демосфен, Цицерон) и историческая проза (Полибий, Тацит). Поэзия же постепенно аполитизуеться.

Для античной литературы в целом характерны:

– Мифологизм тематики;

– Традиционализм разработки;

– Поэтическая форма.

Мифологизм тематики античной литературы был следствием преемственности первобытно-родового и рабовладельческого строя. Ведь мифология – это осмысление действительности, присущее и доклассовому обществу: все явления природы одухотворяются, а их взаимные связи осмысливаются как семейные, на человеческий манер. Рабовладельческая формация приносит новое осмысление действительности – теперь за явлениями природы усматриваются не семейными связи, а закономерности. Новый и старый мировоззрения находятся в постоянном поединке. Приступы философии мифологию начинаются еще с VI в. до н.э. и продолжаются в течение всей античной эпохи. Из области научного сознания мифология постепенно оттесняется в область сознания художественной. Здесь она является основным материалом литературы.

Каждый период античности дает свой вариант ведущих мифологических сюжетов:

– Для эпохи распада первобытно-родового строя таким вариантом был Гомер и киклични поэмы;

– Для полисной суток – аттическая трагедия;

– Для эпохи великих держав – творчество Аполлония, Овидия, Сенеки.

По сравнению с мифологической тематикой любая другая в античной художественной литературе занимает второстепенное место. Историческая тематика ограничена специальным жанром истории, а в поэтические жанры допускается достаточно условно. Бытовая тематика проник в поэзию, но только в «младшие» жанры (в комедию, но не в трагедии, в эпиллий, но не в эпос, в эпиграмму, но не в элегию) и почти всегда рассчитана на восприятие в контексте традиционной “высокой” мифологической тематике. Публицистическая тематика также допускается в поэзию, но здесь так же средством “подъем” воспеваемой современной события остается та же мифология – начиная от мифов в одах Пиндара по позднелатинского стихотворных панегириков включительно.

Традиционализм античной литературы был обусловлен общим замедленным развитием рабовладельческого общества. Не случайно наименее традиционной и наиболее новаторской временем античной литературы, когда потерпели оформления ведущие античные жанры, был период бурного социально-эко-номической развития VI-V вв. до н. е. Система литературы казалась стабильной, поэтому поэты следующих поколений стремились подражать своих предшественников. Каждый жанр имел своего основателя, который дал его законченный образец:

Гомер – для эпоса;

Архилох – для ямба;

Пиндар и Анакреон – для соответствующих лирических жанров;

Эсхил, Софокл, Еврипид – для трагедии и тому подобное.

Мера совершенства каждого нового произведения или поэта определялась в зависимости от того, насколько они были приближенными к образцам. Особое значение такая система идеальных образцов приобрела в римской литературе: по сути, всю историю римской литературы можно разделить на два периода:

I – когда идеалом для римских писателей были греческие классики (например, Гомер или Демосфен)

II – с тех пор было определено, что римская литература уже сравнялась с греческой в ​​своем совершенстве, а идеалом для римских писателей стали уже римские классики (а именно – Вергилий и Цицерон).

Отметим, что античная литература знала также периоды, когда традиция осознавалась как бремя, зато высоко ценилось новаторство (например, ранний эллинизм). Литературное новаторство оказывалось не столько в попытках реформировать старые жанры, сколько в апелляциям к новейшим жанров, еще свободных от авторитета традиции (идиллия, эпиграмма, мим и т.д.).

Последняя волна литературного новаторства в античности датируется примерно I в. н.э., а затем сознательное господство традиции становится тотальным. Проявления мало господство литературной традиции?

– От древних поэтов перенимали темы и мотивы: изготовление щита для героя мы сначала встречаем в “Илиаде”, позже – в “Энеиде”, а затем в поэме “Пуника” Силия Италика, причем логическая связь эпизода с контекстом раз от раза все больше ослабевает;

– Наследуются язык и стиль: гомеровский диалект становится обязательным для всех последующих произведений героического эпоса, диалект первых лириков – для хоровой поэзии и тому подобное;

– Заимствуются даже отдельные стихи и полустишья: вставить строку из стихотворения своего предшественника в новую поэму таким образом, чтобы цитата естественно прозвучала и по-новому воспринималась в данном контексте, было благородным поэтическим достижением.

А поклонение перед древними поэтами доходило до того, что с Гомера в поздней античности брали уроки военного мастерства, медицины, философии, а Вергилий в конце античной эпохи воспринимался уже не только как мудрец, но и как колдун и чернокнижник.

Традиционализм, заставляя воспринимать каждый образ художественного произведения на фоне всего его предыдущего функционирования, окружал литературные образы ореолом многоплановых ассоциаций и тем самым бесконечно обогащал их содержание.

Доминирование стихотворной формы было следствием дописьмового отношение к стихотворной речи как к единственному средству сохранить в памяти истинную словесную форму устного рассказа. Даже философские произведения в ранний период греческой литературы пишутся в стихах (Парменид, Эмпедокл). Поэтому Аристотелю в начале “Поэтика” приходилось объяснять, что поэзия отличается от непоезии НЕ столько метрической форме, сколько вымышленным содержанием.

Поэтическая форма давала писателям многочисленные средства ритмической и стилистической выразительности, которой была лишена проза.

ПОДІЛИТИСЯ:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

История зарубежной литературы

Понятие об античной литературе (дополнения)

1. Общая характеристика античной литературы

Под термином античная литература подразумевают литературы Древней Греции и Рима. Древнегреческая литература начинает формироваться с 8 века до н. э., а римская - с середины 3 века до н. э.

Древнегреческая цивилизация воспринимается европейцами как определенное начало начал, так как ее отголоски присутствуют во всех сферах современной жизни; именно в ней возникли основные гуманитарные константы, архетипы образов и сюжетов, крылатые выражения и т.д. Таким образом, прослеживается непрерывная и постоянная связь древнегреческой цивилизации и культуры с современным миром. Римская же литература служила передаточным звеном между древнегреческой и западноевропейской литературами. Такая “посредническая” роль выпала на долю римской литературы в силу ее собственных специфических качеств, отличающих римскую литературу от древнегреческой и делающих ее более созвучной эстетическим требованиям Возрождения и Классицизма 16-17 вв. Искусство Возрождения, освобожденное от средневековой схоластики и догматики, было пронизано идеями гуманизма, утверждавшего высшую ценность человека. В центр художественного внимания был поставлен индивид, его природа, свободная и естественная во всех ее проявлениях. Важнейшей особенностью Возрождения сделался всеобщий интерес к античности, вызванный, в частности, тем, что сюжеты и образы античной мифологии и литературы отличаются гармоничной завершенностью и пластичностью, прозрачным и глубоким смыслом.

Обе литературы прошли определенные, схожие этапы развития, но римская литература прошла их быстрее. Развиваясь позже Древней Греции, Рим очень часто находил у греков готовые ответы на свои идеологические запросы. Мировоззрение и идеологические формы, вырабатывавшиеся в Греции на разных этапах ее исторического пути, оказывались пригодными для второго античного общества - римского - в соответствующие моменты его развития. “Заимствование” у греков играло поэтому очень значительную роль в самых различных областях римской культуры, в религии и в философии, в искусстве и в литературе. Но, “заимствуя” у греков, римляне уже с самого начала отбирали заимствуемое в связи со своими идеологическими запросами и с местной культурной традицией, приспособляли к своим потребностям и развивали соответственно специфическим особенностям своей истории.

Несмотря на однотипность обеих литератур, соответствующих одному и тому же этапу в развитии человеческого общества (а именно - рабовладельческому строю), несмотря на далеко идущую зависимость более молодой римской литературы от ранее развившейся древнегреческой, римская литература не является простой копией с греческого оригинала и имеет специфические особенности.

Классическая древнегреческая литература относится к периоду становления античного общества и к той ступени его развития, которая может быть охарактеризована как “полисный период”. В Риме дело обстоит иначе. Расцвет римской литературы, ее золотой век, приходится на время разложения римского полиса и возникновения империи, то есть на более позднюю ступень в развитии античного мира. Новому общественному этапу соответствует иная фаза в отношениях общества и индивида, более суженная проблематика, но более высокий уровень личного самосознания. Золотой век римской литературы не знает тех широких и сложных вопросов, которые стояли перед греческой общественной мыслью аттического периода, но он дает гораздо более глубокое изучение субъективной жизни и большую интенсивность внутреннего переживания, хотя в более узкой и ограниченной сфере.

С другой стороны, римская литература в целом уступает классической древнегреческой литературе и в степени раскрытия действительности, и в силе художественной конкретности. Ставя перед собой более сложные художественные задачи, она разрешает их гораздо более отвлеченно. В литературе уже клонящегося к упадку римского общества времен империи очень заметны тенденции к лживой идеализации действительности или к обнажено-натуралистическому ее изображению; обстановка империи нередко стесняет и самую свободу художественного творчества.

Римская литература в лучших проявлениях нередко представляет собой творческую переработку всего того, что давала древнегреческая литература разных периодов.

В нашем восприятии древнегреческая и римская литературы равнозначны, но в различные периоды отношение к ним менялось. В Средние века под действием религии общество стремилось забыть культуру Античности и уничтожить ее наследие. В эпоху Возрождения стремились восстановить римскую литературу: она считалась первичной, так как еще не были найдены тексты древнегреческой литературы. Позднее, когда были обнаружены древнегреческие произведения, римская литература стала считаться копией древнегреческой. В наше время обе литературы воспринимаются как равноценные в своих культурных достижениях.

2. Периодизация древнегреческой литературы

2.1 Архаический период

Архаический период (до начала V в. до н. э.) - появляются основные зачатки народной литературы, формируется мифология. Зарождается авторская литература - эпос: героический (Гомер) и дидактический (Гесиод); возникают и формируются эпические жанры. Начинает развиваться лирика.

2.2 Аттический период

Аттический (классический) период (V-IV вв. до н. э.) также называют веком Перикла - Афины становятся культурным центром Древней Греции - объединения равноправных полисов.

Древнегреческая литература достигает своего наивысшего развития. Поэты-трагики (Эсхил, Софокл, Эврипид) формируют каноны трагедии и греческого языка. Начинает развиваться комедия (Аристофан) и монологическая лирика (Сапфо, Пиндар). Формируются драматические (комедия и трагедия) и лирические жанры. Именно этот период именуют золотым веком греческой литературы.

Все литературные произведения пишутся поэтическим языком, в основном используется гекзаметр. Проза используется только для составления различных документов бытового характера.

2.3 Эллинистический период

Эллинистический период (конец IV - конец I в. до н. э.) - новый прорыв в развитии литературы вследствие походов Александра Македонского. В ходе своих завоеваний Северной Африки и Малой Азии (до Индии) Александр Македонский прививал в завоеванных странах греческий язык и культуру, которые считал эталонными. Это привело не только к созданию империи, но и к формированию эллинистического мира.

Для данного периода характерно: 1) многократное увеличение количества греческих писателей (так как таковыми считались все, кто писал на греческом языке); 2) резкое расширение проблематики произведений (так как в нее включалось все то, что интересовало завоеванные народы).

Новым культурным центром становится Александрия Египетская, где строится Александрийская библиотека - наиболее значительное собрание книг Древнего мира. Для формирования библиотеки создаются заметки, аннотации. Каталоги - появляется библиотечное дело, зарождается филология. Первым филологическим произведением является “Поэтика” Аристотеля, который, кроме того, был учителем Александра Македонского.

В течение этого периода наибольшее развитие получает поэзия, а именно александрийская поэзия - определенный этап развития лирической поэзии. Развивается поэтическая наука, предпринимаются попытки создать определенный эталонный жанр, что приводит к появлению новых стихотворных размеров, новой тематики и проблематики. Появляется рифма. Александрийская поэзия являлась эталоном до середины Средневековья, до появления качественно нового явления - рыцарской любовной поэзии.

2.4 Римский период

Римский период (с конца I в. до н. э.) - завершающий период древнегреческой литературы, ее упадок. Греция окончательно завоевана Римом и становится провинцией, что приводит к деградации греческой литературы и культуры. Невозможно назвать ни одного поэта, равного представителям предыдущих периодов.

Последняя вспышка древнегреческой литературы - греческий роман - прозаические произведения авантюрно-эротического характера с фантастическими элементами (Гелиодор, Ксенофонт, Лонг).

2.5 Уникальность древнегреческой литературы

1. Древнегреческая литература развивалась и достигла высот (стала эталонной) без какого-либо известного значительного внешнего влияния. Все литературные достижения других цивилизаций были сделаны на основе предыдущих наработок, о которых нам известно. Древнегреческая цивилизация, насколько нам известно, является первой в Европе, и нет информации о ее культурных связях (и значительном внешнем влиянии) с цивилизациями Востока (до походов Александра Македонского). Таким, образом, древнегреческая литература не имела никаких внешних связей, самостоятельно формировалась и достигла определенных высот, а именно - стала эталонной.

2. Именно в Древней Греции появился театр, и сформировались каноны драматического искусства.

3. В древнегреческой литературе сформировались все основные жанры, виды и роды литературы.

4. Древнегреческая культура, литература и цивилизация стали фундаментом европейской и мировой цивилизаций.

3. Периодизация римской литературы

3.1 Древнейший период

Древнейший (догреческий) период (до середины III в. до н. э. - начало эпохи республики) - до появления в Риме литературы по древнегреческому образцу. Благодаря периоду национального литературного развития, латинский язык обрел ту приспособляемость к различным видам творчества, которую он проявляет уже у первых писателей, выступивших с литературными произведениями, составленными по древнегреческим образцам или под их влиянием.

Возникают и развиваются все основные виды поэзии и прозы. Ранняя римская поэзия (в том числе песни о деяниях героев) исчезла во времена распространившегося подражания древнегреческой литературе. В прозе положено начало историографии и красноречию.

Несмотря на раннее развитие письменности, не сохранилось практически никаких произведений римской литературы этого периода.

3.2 Архаический период

Архаический период (III-I вв. до н. э.) - ранняя римская литература развивается под влиянием Древней Греции. Войны с древнегреческими городами ознакомили римский народ с высоким уровнем культурного развития эллинов, а также привели в Рим, в качестве пленных, немало греков с литературным образованием. Одним из них был Ливий Андроник, который, занимаясь в Риме преподаванием греческого и латинского языков, в качестве учебной книги перевел на латынь поэму Гомера “Одиссея”, что является первым известным примером перевода. Вследствие этого появился интерес к изучению греческой литературы.

Энний составляет поэтическую историю римского народа “Анналы”, написанную гекзаметром, который становится неизменным стихом эпической поэзии в Риме. Он же распространил в Риме воззрения греческой философии посредством многочисленных трагедий и стихотворных философских трактатов.

Паллиата - комедия плаща - ранняя римская комедия, которая появилась в III-II вв. до н. э. на основе древнегреческих произведений. В комедиях плаща сохранялся греческий сюжет и греческие персонажи, действие происходило где-то в Греции, а актеры были одеты в греческие костюмы.

Тогата - комедия тоги - римская комедия II-I вв. до н. э., в которой действуют уже не греки, а римские персонажи, в местном костюме и с латинскими именами. Действие тогаты происходит в Италии, на улицах маленьких латинских городков.

Контаминация - широко распространенный в римской литературе прием, применявшийся при обработке древнегреческих комедий, который состоял в том, что в переводимую пьесу привносились интересные сцены и мотивы из других комедий.

3.3 Классический период

Классический период (I в. до н. э. - I в. н. э.) - в римской литературе появляется стремление, не прекращая изучение древнегреческой литературы, быть по возможности национальной не только по содержанию, но и по форме.

Век Цицерона - золотой век римской прозы. Бурно развиваются историография и красноречие; Марк Туллий Цицерон в своих речах формирует каноны литературного латинского языка. Появляется римский вид литературы - сатира, впоследствии получивший широкое и разностороннее развитие. Распространяется система массовых зрелищ.

Век Августа (начало эпохи империи) - золотой век римской поэзии. Широко распространены литературные кружки с целью пропаганды идеологических основ нового строя (Меценат). Вергилий и Гораций справедливо считаются главными представителями всей римской поэзии, не столько даже по творческой силе своего огромного поэтического дарования, сколько по классической завершенности своих произведений и по необычайному влиянию на всю последующую литературу. Вергилий создает поэму “Энеида” - высшее достижение римского эпоса.

3.4 Серебряный век

В течение серебряного века (I-II вв. н. э.) литература Римской империи под влиянием стеснявших и искажавших ее развитие политических условий заметно клонится к упадку, несмотря на обилие писателей. Стесняемая в свободе своего развития, она стала мельчать в своих задачах, терять оригинальность и быстро истощаться.

Основной чертой поэзии этого периода является риторический колорит. Литературное слово начинает терять естественность выражения и пытается заменить недостаток серьезного содержания стремлением к чисто внешнему эффекту, изысканностью оборотов, искусственностью пафоса и блеском остроумных сентенций. Так как не было потребности в великих ораторах (и красноречие в целом исчезло за ненадобностью), то повсеместно стала активно развиваться декламация, приемы которой старательно применялись в эпических произведениях и трагедиях. Трагедия, имея дело с речами и действиями мифологических персонажей, давала неограниченный простор искусственному пафосу, замысловатым сентенциям и всяческой декламации. Именно в таком стиле написаны трагедии Сенеки - единственные примеры римской трагедии, которые дошли до наших дней.

Самое видное явление римской поэзии того времени - сатира - также не избегла тлетворного влияния риторских школ. Но риторические средства не были в ней бесцельными упражнениями в декламации, а являлись более или менее целесообразными орудиями литературного искусства, призванными усилить впечатление и наиболее ярко отобразить чудовищные картины реальной жизни (например, время деспотического правления Нерона или Домициана).

Литераторы серебряного века, достаточно крупные, самобытные, в мастерстве, масштабности, глубине поставленных проблем уступают своим предшественникам, таким, как Вергилий, Гораций и Овидий. Писатели уже в меньшей степени зависимы от греческого влияния, развивают римские самобытные художественные формы. Значимым фактором стал приход в литературу людей из провинции (Сенека, Лукан, Квинтилиан, Марциал, Апулей). Политическая проблематика отходит на второй план. Возросло внимание писателей к проблемам этики, к поведению человека, которое рассматривалось сквозь призму философии стоицизма, столь популярной в императорском Риме. Характерными становятся жанры мифологической поэмы и трагедии. Углубляется искусство психологической характеристики и портрета. Появляются крупные прозаические произведения (такие, как “Сатирикон” Петрония, а позднее - “Золотой осел” Апулея), насыщенные бытовыми деталями и подробностями, дающие весьма неприглядную картину жизни Римской империи, пораженной нравственным кризисом.

3.5 Поздний императорский период

античный литература римский древнегреческий

Поздний императорский период (II-VI вв. н. э.): после серебряного века производительная сила римской литературы иссякает, наступает неспособность создать что-либо жизненное, преобладает склонность к сухому знанию и педантической учености, а в поэзии - к бездушному стихосложению.

Во II в. н. э. Рим утратил свое влияние литературного и культурного центра, а провинции начинают вести свою собственную литературную деятельность. Вследствие этого упадок приходит и в сам язык: происходит переход в вульгарную, а затем - в варварскую латынь Средних веков. Можно назвать лишь несколько поэтов, написавших десяток произведений правильным живым латинским языком.

Римская литература погибла от истощения сил (как и сама Римская империя), находясь перед этим, по крайней мере, 3 века в агонии.

Начиная с конца II в. н. э., когда уже резко обозначился упадок языческой литературы, возникает латиноязычная христианская литература, которая по своему происхождению, духу и задачам представляет совершенно иную литературную область, совершенно не связанную с литературой Древнего Рима.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Греческое влияние на становление римской культуры, особенности римского красноречия. Фольклор и его жанры: песенный фольклор, сатурналии, триумфальные песни, пословицы и поговорки. Периодизация римской литературы. Самобытность римской словесности.

    дипломная работа , добавлен 30.01.2008

    Общественная жизнь и особенности литературы "серебряного века" Римской империи: взлет и возвышенный пафос декламационно-риторического стиля. Период упадка империи - классицистическая реакция, обличение абсолютизма; возникновение моральной философии.

    реферат , добавлен 13.12.2010

    Периодизация истории древней русской литературы. Жанры литературы Древней Руси: житие, древнерусское красноречие, слово, повесть, их сравнительная характеристика и особенности. История литературного памятника Древней Руси "Слово о полку Игореве".

    реферат , добавлен 12.02.2017

    Ступени исторического развития литературы. Стадии развития литературного процесса и мировые художественные системы XIX–XX веков. Региональная, национальная специфика литературы и мировых литературных связей. Сравнительное изучение литературы разных эпох.

    реферат , добавлен 13.08.2009

    Характеристика основных периодов развития греческой литературы. Черты эпического стиля гомеровских поэм. Разновидности греческой лирики классического периода. Особенности трагедии Эсхила и аттической комедии. Любовная тема в творчестве римских поэтов.

    контрольная работа , добавлен 22.10.2012

    Возникновение древнерусской литературы. Периоды истории древней литературы. Героические страницы древнерусской литературы. Русская письменность и литература, образование школ. Летописание и исторические повести.

    реферат , добавлен 20.11.2002

    Литература как один из способов освоения окружающего мира. Историческая миссия древнерусской литературы. Появление летописей и литературы. Письменность и просвещение, фольклористика, краткая характеристика памятников древнерусской литературы.

    реферат , добавлен 26.08.2009

    Анализ литературы Древней Греции: классический и александрийский период. Особенности литературы Древнего Рима, драматурги Андроник и Невий, поэты Лукреций Кар, Катулл, Гораций. Этапы развития античной философии, исследования Милетской и Элейской школ.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Античная греческая литература - трагедия и комедия, оргиастические и миметические элементы культа Диониса; карнавальные обряды, народный балаган, мифологическая пародия. Национально-освободительное движение и формирование новогреческой литературы.

    реферат , добавлен 02.12.2010

    Стили и жанры русской литературы XVII в., ее специфические черты, отличные от современной литературы. Развитие и трансформация традиционных исторических и агиографических жанров литературы в первой половине XVII в. Процесс демократизации литературы.

Античная литература - это литература средиземноморского культурного круга эпохи рабовладельческой формации: это литература Древней Греции и Рима с X-IX вв. до н. э. по IV-V вв. н. э.Для античной литературы в целом характерны те же общие особенности, что и для всех древних литератур: мифологическая тематика, традиционализм разработки и поэтическая форма.

    Роль мифологии и мифологического мышления, значение мифа и обряда в становлении словесного искусства.

Мифология - это осмысление действительности, свойственное общинно-родовому строю: все явления природы одухотворяются, и взаимные отношения их осмысляются как родственные, подобные человеческим. Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм.

Мифология в смысле наивной веры кончилась вместе с первобытнообщинной формацией, для которой она была необходимой идеологией. Классовое рабовладельческое общество в Греции и связанное с ним возникновение литературы активно используют мифологию в своих целях, политических и художественных. Особенно широко использована мифология в греческой трагедии.

    Античное наследие в европейской литературе.

Историческая связь античной культуры с культурами Новой Европы дает ей особое положение. Историческая преемственность античной и новоевропейских культур всегда оставалась ощутимой, и античная литература всегда представлялась истоком и часто образцом новых литератур. Античность выступала духовной опорой европейской культуры в решающие и поворотные моменты ее развития.

Традиция изучения древних языков и древних литератур неизменно лежала и лежит в основе гуманитарного образования в Европе. Основные концепции литературы и литературного творчества, господствовавшие в Европе почти до XIX века, непосредственно исходили из концепций Аристотеля и Платона.

    Зарождение и становление основных видов древнегреческой литературы.

В эпоху, переходную от общинно-родового строя, письменной литературы вообще не существовало; носителем словесного искусства был певец (аэд или рапсод), сочинявший свои песни для пиров и народных праздников.

В эпоху полисного строя появляется письменная литература; и поэмы эпиков, и песни лириков, и трагедии драматургов, и трактаты философов хранятся уже в записанном виде, но распространяются еще устно. В эпоху эллинизма и римского владычества письменная литература становится основной формой словесности. Литературные произведения пишутся и распространяются как книги.

Система жанров в античной литературе была отчетливой и устойчивой. Жанры различались более высокие и более низкие: высшим считался героический эпос, хотя Аристотель в «Поэтике» и ставил выше него трагедию.

Система стилей в античной литературе была полностью подчинена системе жанров.

Вопросы для самоконтроля.

    Что такое античная литература?

    Что такое мифология?

    Где особенно активно использовалась мифология в древнегреческой литературе?

    В чем проявляется историческая преемственность античной и новоевропейских культур?

    Когда появилась письменная литература?

    Какова была система жанров в античной литературе?

Лекция 2. Древнегреческий героический эпос, его происхождение и бытование, сюжеты, герои, стиль.

    Гомер и «гомеровский вопрос».

Ученые до сих пор спорят о том, существовал ли в действительности гениальный творец «Илиады» и «Одиссеи», или у каждой поэмы был свой собственный автор, или же это были разрозненные песни, сведенные воедино каким-либо редактором.Греки считали, что эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» были сложены слепым поэтом Гомером. Семь греческих городов претендовали на то, чтобы считаться родиной поэта. В то же время не существует никаких достоверных свидетельств о Гомере, и вообще нельзя считать доказанным, что обе поэмы были созданы одним и тем же человеком.

    Поэмы «Илиада» и «Одиссея» - образцы древнего героического эпоса.

Произведения Гомера, поэмы «Илиада» и «Одиссея», являются первыми по времени известными нам памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вообще первыми памятниками литературы в Европе.Записаны были эти произведения впервые только во второй половине VI в. до н.э. Следовательно, народные материалы для этих поэм создавались еще раньше, по крайней мере, за два или за три века до этой первой записи.

    Мифологическая и историческая основы поэм.

Причиной троянской войны было похищение Елены, супруги царя Менелая Парисом, сыном троянского царя Приама. Оскорбленный Менелай призвал на помощь других царей. Основным содержанием «Одиссеи» являются сказания о возвращении Одиссея на Итаку после окончания войны с Троей. Продолжалось это возвращение очень долго и заняло 10 лет.

Сюжетом гомеровских поэм являются разные эпизоды троянской войны. Греки в течение многих веков вели войны в Малой Азии. Однако именно война с Троей особенно запечатлелась в памяти древних греков, и ей было посвящено много разных литературных произведений.

    Идейно-художественные особенности гомеровского эпоса.

В «Илиаде» в ярких чертах воспроизводятся явления реальной жизни и быта древнегреческих племен. Преобладает, конечно, описание быта военного времени. Но подвиги героев, столь красочно описываемые Гомером, не заслоняют от взора поэта все ужасы войны.

Несомненно, что «Одиссея» куда более сложное произведение античной литературы, чем «Илиада». Исследования «Одиссеи» с литературной точки зрения и с точки зрения возможного авторства ведутся и по сей день.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые слепому старцу Гомеру, оказали огромнейшее, ни с чем не сравнимое влияние на всю историю античной культуры, а позже и на культуру нового времени. Огромное мастерство слагателя этих поэм, их эпохальность, красочность, колорит привлекает читателя и поныне, несмотря на огромную временную пропасть, лежащую между ними.

Вопросы для самоконтроля.

    В чем сущность «гомеровского вопроса»?

    Какие поэмы традиционно считаются принадлежащими Гомеру?

    Какова мифологическая основа «Илиады»?

    Какие исторические факты лежат в ее основе?

    Какие сказания являются содержанием «Одиссеи»?

    В чем состоят идейно-художественные особенности гомеровского эпоса?

Лекция 3. Дидактический эпос.

    Гесиод: «Теогония» и «Труды и дни».

От греческой литературы архаического периода сохранились два самостоятельных произведения, принадлежащих к жанру дидактического эпоса. Их автор - Гесиод (конец VIII - начало VII в. до н. э.), о котором мы получаем вполне определенные сведения из его собственной поэмы «Труды и дни».

К созданию «Трудов и дней» Гесиод приступил, уже имея опыт работы над своим ранним произведением - поэмой «Теогония» («Происхождение богов»). «Теогония» повествует о происхождении различных богов и обожествленных стихий из первоначального Хаоса и Земли.

«Труды и дни» делятся по содержанию на несколько частей, связанных между собой мыслью о необходимости для людей честно трудиться, соблюдать справедливость и сохранять верность исконным моральным нормам добрососедства. По мнению Гесиода, поведение людей находится под неослабным контролем Зевса, который в этой поэме выступает как страж справедливости и судья над ее нарушителями. К этим доводам присоединяется целый ряд советов, касающихся индивидуального и общественного поведения, а затем следуют собственно наставления по хозяйству: когда лучше всего жать, косить, сеять, как готовить утварь, какого нанимать батрака и т. п. Заключительную часть поэмы составляет еще один набор предписаний и запретов, а также перечень дней, удобных или неудобных для всякого рода начинаний.

    Зарождение жанра философской литературы.

В целом жанр дидактического эпоса, впервые представленный в европейской литературе поэмами Гесиода, но возникший в Греции не без влияния аналогичных стихотворных поучений в древнеегипетской и ближневосточной литературе, нашел, в свою очередь, продолжение и в «ученой» греческой поэзии александрийского периода, и в «Георгиках» Вергилия.

Вопросы для самоконтроля.

    Древнегреческий дидактический эпос и его творец.

    Каковы структура и основная мысль «Трудов и дней»?

    Функции Зевса в представлении Гесиода.

    «Труды и дни» как истоки позднейшего жанра философской литературы.

Лекция 4. Древнегреческая драма, формирование трагедии и комедии.

    Социально-эстетические функции и организация античного театра.

Трагедия в Аттике была впервые поставлена в 534 г. до н. э. при тиране Писистрате. Установлением государственного культа Диониса афинский правитель стремился укрепить свои позиции среди демоса. С тех пор в праздник Великих Дионисий, приходившийся на конец марта - начало апреля, было включено обязательное исполнение трагедий. Каждый год на Великих Дионисиях выступали три драматурга в поряд­ке художественного состязания, которое завер­шалось присуждением победителям почетных наград. Вместе с поэтом и - впоследствии - первым актером награды удостаивался также хорег - богатый гражданин, но поручению го­сударства бравший на себя материальные из­держки, связанные с постановкой трагедий.

    Трагедия; ее структура и эволюция: Эсхил, Софокл, Еврипид.

Решающий шаг в направлении к драме-действию сделал Эсхил: он ввел вто­рого актера и на первое место поставил диалог, соответственно сократив партию хора, хотя по­следняя все еще оставалась у него очень значи­тельной как по объему, так и по содержанию. Еще дальше пошел Софокл, который ввел тре­тьего актера и перенес на диалогические пар­тии основную сюжетную и идейную нагрузку трагедии. Тем не менее на протяжении всего V в, до н. э. хор являлся непременным участни­ком древнегреческой трагедии: у Эсхила он состоял из двенадцати человек, Софокл увеличил это число до пятнадцати.

Участие хора определило основные особенности в построении древнегреческой трагедии. Выход хора (так называемый парод) на сце­ническую площадку (орхестру) еще в ранних трагедиях Эсхила знаменовал собой их начало; в большинстве же трагедий Эсхила и всегда у Софокла и Еврипида пароду предшествует вступительный монолог или целая сцена, содер­жащая изложение исходной ситуации сюжета или дающая его завязку. Эта часть трагедии получает название пролога (т. е. предисловия). Все дальнейшее течение трагедии происходит в чередо­вании хоровых и диалогических сцен (эписодиев).

Вопросы для самоконтроля.

    Как возникли и как были организованы постановки трагедий в Древней Греции?

    Какова структура древнегреческой трагедии?

Лекция 5. Комедия; ее происхождение и художественная специфика.

    Этапы развития древнегреческой комедии.

Наряду с трагедией и сатировской драмой равноправной участницей театральных представлений в честь Диониса была начиная с 487/486 г. до н.э. комедия.

Происхождение комедии столь же сложно, как и происхождение трагедии. В ее развитии уже позднеантичная критика выделила три периода, обозначив их соответственно как древний, средний и новый.

    Новоаттическая комедия: Менандр.

Круг действительности, изображаемый в новой комедии, - это жизнь средней, наиболее аполитичной прослойки полисного общества. Лучшим из мастеров новой комедии считался афинянин Менандр. Самая сильная сторона творчества Менандра - его изображение характеров.

    Психологизм и гуманизм его творчества.

Необычно для афинской комедии внимание, уделяемое драматургом внутреннему миру девушки или молодой женщины, которой предоставляется право самой решать свою судьбу. Еще одной характерной чертой Менандра является его отношение к покинутым незаконным детям - он убежденно вступается за их права. Именно в этом ясно выраженном сочувствии, питаемом Менандром ко всем ошибающимся (как старый Кнемон), ко всем обиженным судьбой, ко всем слабым, и состоит тот подлинный гуманизм Менандра, который бросается в глаза всем, особенно современным читателям.

Вопросы для самоконтроля.

    Какие периоды выделяются в развитии древнегреческой комедии?

    Каковы особенности древней аттической комедии?

    Новоаттическая комедия и ее виднейший представитель.

    Какие черты характерны для комедий Менандра?

    В чем проявляется психологизм и гуманизм его творчества?

Лекция 7. Зарождение и развитие греческой прозы.

    Греческий роман: истоки великого жанра.

Первые фрагменты греческих романов восходят еще к III-II вв. до н. э. Только от II-III вв. мы располагаем не разрозненными папирусными фрагментами, а первыми полностью сохранившимися греческими романами. Все они построены по одной и той же сюжетной схеме. Юноша и девушка необычайной красоты и благородства воспламеняются взаимной любовью с первого взгляда, но судьба разлучает их; в разлуке они претерпевают множество несчастий, наконец они встречаются, узнают друг друга и обретают долгожданное счастье.Мотивировка всей этой цепи приключений вполне условна - игра судьбы или воля богов. Персонажи четко делятся на положительных и отрицательных. Композиция обычно основана на параллелизме - несчастия героя развертываются параллельно несчастиям героини. Все греческие романы объединены одним общим признаком: они изображают мир экзотических мест, драматических событий и идеально возвышенных чувств, мир, сознательно противопоставляемый действительной жизни, уводящий мысль от житейской прозы.

Вопросы для самоконтроля.

    Какова общая сюжетная схема греческих романов?

    В чем заключается их общий признак?