Любовные отношения в романе отцы и дети. Сочинение на тему «Любовь в жизни героев (Отцы и Дети)

Центральная любовная линия романа – это любовь Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой. Нигилист Базаров не верит в любовь, рассматривая ее лишь как физическое влечение. Но именно эту, казалось бы, циничную и рассудительную натуру, настигает неистовая, страстная любовь к светской красавице Одинцовой. Бесспорно, Анна Сергеевна – натура незаурядная. Она умна, величественна, не похожа на других. Но сердце ее холодно, и Одинцова не может ответить на чувство Базарова, его страсть пугает ее, угрожая нарушить ее привычный спокойный мирок.

Есть в романе и две истории совсем другой, спокойной, «домашней» любви – это любовь Николая Петровича Кирсанова к Фенечке и любовь Аркадия к Кате. Обе они картинами тихого семейного счастья, но той подлинной страсти, на которую был способен и сам Тургенев, и центральные персонажи его произведений в этих историях нет. Поэтому они не вызывают особого интереса ни у читателей, ни у самого автора.

Тема любви становится в романе «Отцы и дети» одной из ведущих. Испытание любовью проходят все его персонажи. И от того, как им удалось пройти это испытание, зависит истинная сущность и достоинство каждого человека.

При анализе художественного произведения стоит помнить о том, что невозможно с абсолютной точность раскрыть авторский замысел ввиду сугубо индивидуального устройства мышления любого человека, а можно лишь приблизиться к нему на максимально близкое расстояние при условии обнаружения авторских «подсказок» в тексте.

Вам понадобится

  • Текст произведения

Инструкция

Обратитесь к названию романа. В идеале название художественного произведения во многом определяет его идейное содержание, даже можно сказать, что название концентрирует в сжатом виде то, что впоследствии предстанет перед читателем на страницах книги. Однако сводить все к названию не следует ввиду возможной «игры» автора с читателем.

Определите главного героя произведения. В данном случае этим героем будет Базаров (Аркадия и Одинцову нужно включить в этот , хоть роль их и не так сильна, как Базарова, но роман, а таковым и является роман Тургенева, не может ограничиться одним только главным героем). Однако, снова обратившись к названию, видно, что поколение «отцов», раз уж оно значится в заглавии, играет в произведении не последнюю роль. Так в список основных действующих лиц включаются и Павел Петрович и Николай Петрович. Раз основное действие будет завязано на указанных героях (главных героях), то и идейное содержание произведение будет раскрываться посредством их участия в сюжете.

Определите основные «оппозиционные точки» произведения. Поскольку художественные произведения строятся на основе контрастов, противоречий, то именно их обнаружение их природы позволит приблизиться к раскрытию авторского замысла. Разумеется, что «оппозиционерами» будут являться герои. Во-первых, одна из оппозиций заявлена уже в названии. Для раскрытия ее сути необходимо обратиться к сценам (двум) в доме Кирсановых, а именно к эпизодам споров Павла Петровича и Базарова об утверждении собственных жизненных ориентиров. Во-вторых, коллизия взаимоотношений Базарова и Одинцовой являет перед читателем следующую оппозицию. Существует и третья оппозиция, не всегда явная благодаря тому, что одной из сторон ее является лишь Базаров в отсутствии героев, которые выше были признаны наряду с ним основными. Это линия так называемых мнимых нигилистов, Ситникова и Кукшиной. Именно они как прихлебатели новых идейных веяний создают контрастную пару с Базаровым, истинным выразителем нигилистической концепции (в дальнейшем, конечно, окажется, что это довольно спорное Базарова, однако в данном конкретном случае необходимо понимать именно так).

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» как нельзя лучше раскрывает умение писателя угадывать «новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание». Носителем этих идей в романе выступает демократ-разночинец Евгений Базаров. Оппонентом героя в романе выступает блестящий аристократ Павел Петрович Кирсанов. Однако это роман не только о столкновении двух идеологий, но и о взаимоотношениях «отцов» и «детей», о семейных узах, об уважении, доверии, любви. В «Отцах и детях» эта тема иллюстрируется описанием семейств Кирсановых и Базаровых. Кроме того, Тургенев представляет нам любовные истории героев - Базарова и Павла Петровича, отца и сына Кирсановых.

Наиболее значимы в романе любовные истории двух героев-антагонистов - Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Сюжетная линия Павла Петровича - это его взаимоотношения с княгиней Р., его неудачная любовь. Причем Тургенев подчеркивает, что тот период в жизни Кирсанова был наиболее ярким, бурным, насыщенным событиями. Поселившись в имении, Павел Петрович ведет тихую, размеренную, однообразную жизнь, разучившись мечтать и любить. Он живет лишь воспоминаниями о давно прошедших событиях. В настоящем же Кирсанова фактически ничего не происходит, он как будто застывает в своих воспоминаниях. И автор неоднократно подчеркивает эту жизненную неподвижность, внутреннюю «окаменелость» Павла Петровича. Его «красивая, исхудалая» голова похожа на «голову мертвеца», жить Павлу Петровичу «тяжело... тяжелей, чем он сам подозревает...». Любовь «убила» Кирсанова, уничтожив его волю к жизни, чувства, желания.

И, наоборот, Базаров предстает перед нами «духовным мертвецом» в начале романа. Гордыня, самолюбие, бессердечность, сухость и резкость по отношению к людям, природе, всему окружающему миру - Тургенев сразу же обнажает в герое эти черты. Между тем в поведении Базарова заметно какое-то беспокойство. Что же стоит за поступками героя? «Эта злоба не есть выражение нарушенного эгоизма или оскорбленного самолюбия, она есть выражение страдания, томление, производимое отсутствием любви. Несмотря на все свои взгляды, Базаров жаждет любви к людям. Если эта жажда проявляется злобою, то такая злоба составляет только оборотную сторону любви», - писал Н. Страхов. Между тем сам герой не дает проявиться в своей душе естественным человеческим потребностям, считая их чепухой и романтизмом. Базаров лишен полноты жизни, жизни во всем многообразии ее проявлений. Живое течение этой жизни как будто минует героя, проходит мимо него. Поэтому Базаров - «духовный мертвец» в начале романа.

Любовь к Одинцовой «воскрешает» героя, пробудив его уснувшие чувства, жажду жизни и любви, открыв ему красоту мира. Однако любовная история Базарова тоже неудачна: Анна Сергеевна Одинцова отвергает его любовь. В начале романа Базаров осуждает Павла Петровича в разговоре с Аркадием: «...человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, но самец. Ты говоришь, что он несчастлив: тебе лучше знать; но дурь из него не вся вышла». В финале романа Базаров сам оказывается в подобной ситуации.

На примере Базарова и Павла Петровича Тургенев показывает два различных отношения к природе-судьбе. Образ природы ассоциировался у Тургенева с образом древней судьбы, которая изначально враждебна к человеку: «взгляд вечной Изиды не согрет материнской любовью к своему детищу, он леденит, сжимает сердце безучастным холодом». Перед лицом судьбы человеку, по Тургеневу, открыты три пути: «отчаяние пессимизма, стоицизм, утешение религии». Павел Петрович в романе демонстрирует нам «отчаяние пессимизма», которое проявляется и в его образе жизни, и в самом скептицизме его. Базаров в начале романа предстает стоиком, человеком спокойным и невозмутимым, который никак не реагирует «на внешние и внутренние раздражители». Однако в финале романа герой приходит к тому же самому «отчаянию пессимизма», которое владеет душой Павла Петровича.

Таким образом, оба героя (Базаров и Павел Петрович) попросту несчастливы. Однако в этом нет объективной вины героев. Счастье у Тургенева капризно и прихотливо, не оно зависит от человека, а человек зависит от него.

Характерно, что Тургенев объединяет «идейных противников» в их интересе к Фенечке. Возникает своеобразный любовный треугольник: Базаров-Фенечка-Павел Петрович. Втайне Павел Петрович испытывает влечение к Фенечке, напоминающей ему княгиню Р. Базарову же она нравится как молодая, красивая женщина. Кроме того, в этом «ухаживании» смутно угадывается и сильная обида на Одинцову, отвергнувшую его чувства.

Однако ни чувства Павла Петровича, ни интерес Базарова не встречают взаимности у Фенечки. Неожиданные преследования Базарова обижают ее, но точно так же ей тяжело и внимание Павла Петровича: «Они меня все пугают. Говорить - не говорят, а так смотрят мудрено», - жалуется она на пристальные взгляды Кирсанова. Сама же Фенечка любит Николая Петровича, который немного стесняется и этой любви, и своего возраста, и своего чувства к Фенечке.

Кульминацией всех этих взаимоотношений является дуэль, которая, как это ни парадоксально, обнажает то лучшее, что скрыто в обоих «соперниках»: рыцарство Павла Петровича, его раскаяние в собственной заносчивости, способность к трезвой оценке ситуации и человеческую уязвимость Базарова, его храбрость, благородство.

В романе есть еще одна параллель: сильная, всепоглощающая страсть Базарова оттенена невинным, поэтически одухотворенным чувством Аркадия к Кате Одинцовой. В отличие от неудачи Базарова, история молодого Кирсанова заканчивается счастливо: он женится на Кате Одинцовой. Однако это не означает, что роковая, трагическая любовь Базарова противопоставлена «тихому, умиротворенному» чувству Аркадия. Для Тургенева чувства обоих героев одинаково ценны. Вспомним сцену объяснения Аркадия и Кати. «Он схватил ее большие прекрасные руки и, задыхаясь от восторга, прижал их к своему сердцу. Он едва стоял на ногах и только твердил: „Катя, Катя...", а она как-то невинно заплакала, сама тихо смеясь своим слезам. Кто не видал таких слез в глазах любимого существа, тот еще не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и стыда, может быть счастлив на земле человек». В словах этих - сожаление о трагических, изломанных судьбах Базарова и Павла Петровича.

Любовь, как и красота, как и искусство, являлась некой высшей силой в мировосприятии Тургенева. Через любовь, искусство, красоту писатель «постигал бессмертие». Это были те силы, которые противостояли обреченности человеческой жизни, бренности человеческого бытия.

В браке с Фенечкой обретает семейное счастье и Николай Петрович. Замечательна картина семейного обеда в доме Кирсановых, нарисованная Тургеневым тепло и с любовью: Николай Петрович, Фенечка и Митя, сидящий рядом, Павел Петрович, Катя и Аркадий... «Всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо. Каждый прислуживал другому с забавною предупредительностию... Катя была спокойнее всех: она доверчиво посматривала вокруг себя, и можно было заметить, что Николай Петрович уже успел полюбить ее без памяти». Этой сценой писатель еще раз напоминает нам, что любовь, семья, уважение и доверие - вот те вечные ценности, ради которых стоит жить.

Заканчивается роман описанием сельского кладбища, где похоронен Евгений Базаров. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами...», - пишет Тургенев. Человек смертен, а любовь, как и природа, вечна.

В начале романа "Отцы и дети" Тургенев представляет нам своего героя как нигилиста, человека, "который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру", для которого романтизм - это чушь и блажь: "Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств". Поэтому душевные страдания он считает недостойными настоящего мужчины, высокие стремления - надуманными и нелепыми. Таким образом,". отвращение ко всему отрешенному от жизни и улетучивающемуся в звуках составляет коренное свойство" Базарова.

В романе мы видим четыре пары, четыре истории любви: это любовь Николая Кирсанова и Фенечки, Павла Кирсанова и княгини Г., Аркадия и Кати, Базарова и Одинцовой. Любовь Николая Кирсанова и его сына Тургенева не могла заинтересовать, так как эта любовь обычная сухая, домашняя. Она лишена той страсти, которая была присуща самому Тургеневу. Поэтому мы рассмотрим и сопоставим две истории любви: это любовь Павла Кирсанова и любовь Базарова Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. - М.: 2003. - 212 с..

Павел Петрович Кирсанов воспитывался сперва дома, потом в корпусе. Он с детства отличался, был самоуверен и как-то забавно желчен - он не мог ни понравиться. Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его франтом и втайне завидовали ему. Павел Петрович встретил ее на одном балу, потанцевал с ней мазурку и влюбился в нее страстно. Привыкший к победам, он и здесь быстро добился желаемого, но легкость торжества не охладила его. Он напротив, влюбился еще сильнее. Впоследствии княгиня Г. Разлюбила Павла Кирсанова и уехала за границу. Он вышел в отставку и последовал за ней, он чуть рассудка не лишился. Он долго ездил за ней за границей. Снова возникла любовь, но еще быстрее, чем в первый раз, испарилась. Павел вернулся в Россию, но не мог зажить крепкой жизнью, промаялся 10 лет, у Николая умерла жена, княгиня Г. Скончалась в состоянии, близком к помешательству. Тогда же она возвращает ему кольцо, где сфинкс зачеркнут, и написала, что это разгадка. Через полтора года он переехал жить в Марьино.

Героиня романа Фенечка привлекает Базарова тем же, чем и братьев Кирсановых, - молодостью, чистотой, непосредственностью.

“Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах” Тургенев И.С. Отцы и дети. - М.: Издательство: АСТ, 2005. - 363 с..

Надо отметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым не в первый день их приезда. В тот день она сказалась больной, хотя, конечно, была здорова. Причина же очень проста: она страшно стеснялась. Двойственность ее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный. Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть как бы признал определенные ее права и не скрывал, что Митя - его сын.

Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству. Вот как Николай Петрович говорит о ней Аркадию: “Не называй ее, пожалуйста, громко. Ну да. она теперь живет у меня. Я поместил ее в доме. там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить”. Про маленького сына он и вовсе не сказал - до того ему было неловко. Но вот Фенечка появилась перед гостями: “Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти”. Кажется, что Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков: “И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках? ” Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой: “Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность”. Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии какого бы то ни было жеманства и попыток строить из себя барыню. Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни.

Николай Петрович любит простодушно мать своего ребёнка и будущую жену. Эта любовь проста, наивна, чиста, как и сама Фенечка, которая просто благоговеет перед ним. Павел Петрович скрывает свои чувства ради брата. Он и сам не понимает, что привлекло его в Федосье Николаевне. В бреду, старший Кирсанов восклицает: "Ах, как я люблю это пустое существо!"

Ольга ВАХРУШЕВА - ученица 10-го класса московской школы № 57 (учитель литературы - Надежда Ароновна ШАПИРО).

Любовь в романе «Отцы и дети»

П рактически все герои «Отцов и детей» испытывают или испытали любовь. Но для двоих - Павла Петровича и Базарова - это чувство становится роковым.

Намёки на отношение Базарова к любви появляются в самом начале романа. Во время поездки от станции до усадьбы Кирсановых расчувствовавшийся Николай Петрович читает вслух отрывок из «Евгения Онегина», а Базаров, сидящий в другой коляске, случайно, но очень резко прерывает его именно на слове “любовь”, прося у Аркадия спичек. То, что Базаров перебивает Николая Петровича именно на слове “любовь” такой прозаической просьбой, настораживает. Как окажется впоследствии, Базаров действительно ни во что не ставит любовь и поэзию. (Интересно, что строчки, которые не успел произнести Николай Петрович: “какое томное волненье в моей душе, в моей крови” и “Всё, что ликует и блестит, наводит скуку и волненье на душу мёртвую давно, и всё ей кажется темно” - вполне подходят для описания соответственно будущих чувств Базарова (“кровь его загоралась”) и состояния Павла Петровича.)

Почти сразу на первый план выходит противостояние Базарова и Павла Петровича. Базаров не уважает старшего Кирсанова не только из-за “антагонизма их воззрений”, не только из-за барства, “львиных привычек”: у Павла Петровича холёные ногти, белые воротнички, живя в деревне, он носит лаковые полусапожки. (Тургенев ещё посмеётся над этими полусапожками и Павлом Петровичем в конце романа: дочь городского огородника вышла замуж за Петра потому, что “у него были не только часы - у него были лаковые полусапожки”.)

Базаров не может уважать Павла Петровича (после рассказа Аркадия) ещё и потому, что главное содержание, главную трагедию жизни этого человека составляет страсть, а для Базарова - это всё “романтическая чепуха, гниль”, для него отношения между мужчиной и женщиной основаны только на физиологии. Базаров сам никогда не испытывал любви, поэтому не может понять, уважать или хотя бы быть справедливым к старшему Кирсанову, а именно на это надеется Аркадий, когда рассказывает своему другу историю дяди. Эффект получается обратный: Базаров начинает ещё больше презирать Павла Петровича.

Но все представления Базарова рушатся, когда он встречает Одинцову. (Интересно, что Аркадий и Базаров едут в первый раз в поместье Одинцовой в день ангела Евгения - для него как будто символически начинается другая жизнь. “Посмотрим, как он (ангел) обо мне печётся”, - говорит Базаров. Таким образом, Одинцова появляется в жизни Базарова на слово “ангел” и уходит из его жизни на это же слово: когда Анна Сергеевна приезжает с доктором, теперь уже в последний раз увидеть умирающего Базарова, Василий Иванович восклицает: “Жена! Жена!.. К нам ангел с неба!” - и повторяет: “Ангел! Ангел!”) Едва увидев, Базаров сразу заинтересовался Одинцовой: “Это что за фигура? <…> На остальных баб не похожа”. (Здесь “фигура” Одинцовой явно противопоставлена “фигурке” Кукшиной.) Но почти сразу же старается поставить её в ряд обыкновенных, пошлых женщин! “Кто бы она ни была - просто ли губернская девица, или «эманципе» вроде Кукшиной…”

Базаров хотел бы смотреть на неё, как на остальных женщин, но не может. Именно поэтому, стараясь убедить себя в том, что Одинцова интересует его только с той же точки зрения, что и другие красивые женщины, он говорит о ней столько циничных вещей. Именно поэтому, пытаясь объяснить и исчерпать своё влечение к Одинцовой только физиологией, он так много говорит о её теле: “Этакое богатое тело! - продолжал Базаров, - хоть сейчас в анатомический театр <…> только у неё такие плечи, каких я давно не видывал”.

Приехав с другом в Марьино, Аркадий постоянно удивляется необычным вещам, творящимся с Базаровым, удивление всё нарастает и нарастает, в короткой XV главе оно акцентировано пять раз: сначала он говорит Базарову: “Я тебе удивляюсь!”, затем “с тайным удивлением замечает, что Базаров сконфузился” перед Одинцовой; его “удивило” то, что Базаров “старался занять свою собеседницу”, затем автор говорит, что “Аркадию пришлось в тот день не переставать удивляться”, в последний раз Аркадий “удивился”, когда Базаров покраснел, прощаясь с Одинцовой. Сам Аркадий тоже влюблялся в Одинцову. Но если Базаров, сам не понимая, что в нём происходит, пытается убедить себя в невозможности любви, то Аркадий, напротив, “сознательно” влюбляется в Одинцову: “Аркадий, который окончательно сам с собой решил, что влюблён в Одинцову, начал предаваться тихому унынию”.

Полюбив, Базаров начинает с горечью понимать, что его убеждения не имеют ничего общего с действительностью: раньше он считал всё романтическое “белибердой”, а теперь “с негодованием сознавал романтика в самом себе”. В начале романа он смеялся над Павлом Петровичем, пленённым “загадочным взглядом” княгини, а, полюбив Одинцову, сам говорит ей: “может быть, точно, всякий человек - загадка. Да хотя вы, например…” (До этого он считал: “…Все люди друг на друга похожи, как телом, так и душой”.)

Вообще, как ни странно, оказывается, что любовная история Базарова очень похожа на любовную историю Павла Петровича. Павел Петрович знакомится с княгиней Р. на балу, Базаров тоже встречает Одинцову на балу.

И Павел Петрович, и Базаров несчастны в любви. Они оба раньше “были великие охотники до женщин и до женской красоты”. Но, полюбив по-настоящему, они меняются. “Привыкший к победам Павел Петрович и тут (с княгиней Р.) скоро достиг своей цели, но лёгкость торжества не охладила его”. Базаров скоро понял, что от Одинцовой “не добьёшься толку”, а “отвернуться, к своему изумлению, не имел сил”. И для Базарова, и для Павла Петровича любовь оказывается чувством, далёким от простого влечения.

Для обоих любовь становится мукой. Старший Кирсанов со временем “ещё мучительнее привязался к княгине”, любовь “мучила и бесила” Базарова.

В описании княгини Р. и Одинцовой есть похожие образы. Княгиня послала Павлу Петровичу кольцо со сфинксом, подаренное самим Павлом Петровичем, “провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест - вот разгадка”. Образ креста, перекрещенных линий появляется и в описании Одинцовой: беседуя с Базаровым, она “скрестила на груди руки”, а из-под складок платья “едва виднелись кончики её ног, тоже скрещенные”.

Аркадий говорит про княгиню: “Что гнездилось в её душе - бог весть!” Одинцова, окончательно решив отвергнуть Базарова, думает: “…Нет, Бог знает, куда бы это повело…”

В начале романа Базаров осуждает Павла Петровича: “…Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, а когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина”. (Интересно, что Базаров играет с Одинцовой в карты и проигрывает ей!) Но, вернувшись в деревню к родителям в последний раз, Базаров худеет, молчит, “сокрушая” своим настроением отца. “Лихорадка работы” сменилась “тоскливой скукой и глухим беспокойством”. Таким образом, Базаров раскисает точно так же, как Павел Петрович. Любовь в обоих случаях приводит к кризису, жизненному и духовному.

Несчастная любовь Павла Петровича и Базарова вызывает одно чувство - жалость. Аркадий, рассказывая о дяде Базарову, говорит: “Он скорее сожаления достоин, чем насмешки”. После признания Базарова “Одинцовой стало и страшно, и жалко его”; при прощании с Базаровым, в последний раз покидающим её дом, ей опять “стало жалко” его.

Сцена признания Базарова в любви Одинцовой противопоставлена их прощанию в последний приезд Базарова в Никольское. В первой после рассказа Базарова о своих чувствах “Одинцова протянула вперёд обе руки”, а через несколько мгновений Базаров “быстро обернулся и схватил её обе руки”. А во второй - попросив его остаться, “с участием протянула ему руку”, но он всё понял и не принял руки. В первой сцене, не поняв жеста Одинцовой, взволнованный Базаров бросился к ней, а во второй - поняв смысл протянутой руки, отказался от неё. (То, как Базаров ждал разговора с Одинцовой в свой третий приезд в Никольское, показывает деталь: “…оказалось, что он уложил своё платье так, что оно у него было под рукой”.)

Одинцова пытается убедить себя, что ни в чём не виновата, “не могла предвидеть” любви Базарова. Но даже по словам, в которых автор говорит об отношениях между Базаровым и Одинцовой, становится понятно, что это не так: причиной перемены в Базарове “было чувство, внушённое ему Одинцовой”. В слове “внушённое” остаётся оттенок намеренности, нельзя никому ничего внушить без собственного желания на то.

Основное чувство Базарова в романе с Одинцовой - злость: “он отправлялся в лес и бродил по нему, ломая ветки и браня вполголоса и её, и себя”, “это страсть в нём билась, сильная и тяжёлая, - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…” У Базарова нет интереса к Одинцовой, он интересуется только своей страстью.

Рядом с темой любви стоит тема природы. Сближение Аркадия и Кати происходит на фоне их любви к природе: “Катя обожала природу, и Аркадий её любил”. Базаров до того, как влюбляется в Одинцову, считает, что природа - “мастерская”, эстетическая сторона природы для него не существует. Полюбив Одинцову, Базаров смотрит в окно и ощущает “раздражительную свежесть ночи”. Свежесть “раздражительная” именно потому, что Базаров её чувствует, а раньше не чувствовал, это “бесит и мучает” его.

Базаров борется с собой и страдает. К концу он отступается почти от всех своих убеждений. Уже любя Одинцову, он раздражается, когда Аркадий сравнивает засохший листок с мотыльком, и просит его не говорить красиво. А, умирая, он сам говорит красиво: “…Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”.

Тема любви подходит в романе очень близко к теме смерти. Здесь можно усмотреть ещё одно сходство между историей любви Павла Петровича и историей любви Базарова. Будучи неспособным разлюбить княгиню даже после её смерти, Павел Петрович потерял всё; повествователь говорит, что его “исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец”. Базаров, полюбив Одинцову, скоро умирает. Таким образом, в обоих случаях несчастная любовь приводит к смерти, фактической или душевной, уже не так важно. (Базаров порезался на вскрытии, наверное, из-за того, что был невнимателен. А причиной его рассеянности и невнимательности была именно несчастная любовь.)

При встрече Базаров и Одинцова поставлены как будто в равное положение: ни он, ни она никогда до этого не испытывали любви. Но Базаров оказывается способен полюбить, а Одинцова нет. Базаров страдает, а Одинцова не может испытывать таких сильных чувств, от этого она ощущает только лёгкую печаль. Одинцова, несомненно, в глазах читателя проигрывает Базарову, он выше неё.

Последнее желание Базарова - увидеть Одинцову, последние его слова о любви. Страсть стала роковой для Базарова, он полюбил именно такой любовью, в существование которой не верил. На могиле Базарова растут цветы (а не лопух) - символ “всесильной любви”, “вечного примирения” и “жизни бесконечной”.

Проблема любви в романе «Отцы и дети»

тургенев роман нигилизм базаров кирсанова

“Только любовью держится и движется жизнь”.

И.С. Тургенев

И.С. Тургенев в своих произведениях подвергал героев двум проверкам: проверке любовью и проверке смертью. Почему он выбрал именно эти испытания?

Я думаю, потому что любовь - это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека, показывая свои истинные качества, а смерть - это великий уравнитель, к ней как к неизбежному, нужно быть готовым и уметь умереть достойно.

В этой работе я хочу показать, выдержал ли Евгений Базаров, главный герой романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”, первую проверку - проверку любовью.

В начале романа автор представляет нам своего героя как нигилиста, человека, “который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру”, для которого романтизм - это чушь и блажь: “Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств”. Поэтому душевные страдания он считает недостойными настоящего мужчины, высокие стремления - надуманными и нелепыми. Таким образом, “...отвращение ко всему отрешенному от жизни и улетучивающемуся в звуках составляет коренное свойство” Базарова. И этот человек, отрицающий всё и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала главный герой гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спрашивает об Одинцовой: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукшиной, вульгарной особой.

Одинцова приглашает обоих друзей к себе в гости, они соглашаются. Базаров замечает, что Аркадию нравится Анна Сергеевна, но пытается быть равнодушным. Он ведет себя очень развязно в ее присутствии, потом смущается, краснеет, и Одинцова замечает это. Аркадий в течение всего пребывания в гостях удивляется неестественному поведению Базарова, потому что тот не говорит с Анной Сергеевной “о своих убеждениях и воззрениях”, а толкует о медицине, о ботанике и т.п.

Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него - это “белиберда, непростительная дурь”, болезнь. В душе Базарова бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучает и бесит его, но все-таки он мечтает об ответной любви. Герой с негодованием сознает романтика в самом себе. Анна Сергеевна пытается вызвать его на разговор о чувствах, и он с еще большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтическом.

Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание. Главный герой говорит, что любит ее “глупо, безумно”, по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится. Но для Одинцовой это лишь игра, ей нравится Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Одинцовой и едет к родителям. Там, помогая отцу в медицинских исследованиях, Базаров заражается тяжелой болезнью. Осознавая, что скоро умрет, он откидывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой. Перед смертью Базаров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях.

В романе “Отцы и дети” главный герой выдерживает проверку любовью, в отличие от героев остальных произведений И.С. Тургенева. Базаров жертвует всем ради любви: своими убеждениями и воззрениями, - он готов к этому чувству и не боится ответственности. Но здесь ничего не зависит от него: он полностью отдается чувству, охватившему его, но ничего не получает взамен - Одинцова не готова к любви, поэтому отталкивает Базарова.

И тут горячая и страстная натура Базарова смела все его теории. Он влюбился, как мальчишка, в женщину, которую высоко ценил. “В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе”. Герой переживает сильный душевный разлад. “...Что-то... в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”. Анна Сергеевна Одинцова отвергла его. Но Базаров нашел в себе силы с честью принять поражение, не теряя своего достоинства.

А Павел Петрович, тоже сильно любивший, не смог уйти с достоинством, когда убедился в равнодушии женщины к нему: “.. года четыре провел он в чужих краях, то, гоняясь за нею, то с намерением терял ее из виду... и уже не мог попасть в нужную колею”. И вообще тот факт, что он серьезно влюбился в легкомысленную и пустую светскую даму, о многом говорит.

Базаров - сильная натура, это новый человек в русском обществе. И писатель внимательно рассматривает этот тип характера. Последнее испытание, которое он предлагает своему герою - смерть.

Каждый может притвориться тем, кем хочет. Некоторые люди всю жизнь так и делают. Но в любом случае перед смертью человек становится тем, что есть на самом деле. Все напускное исчезает, и настает время задуматься, может быть, в первый и последний раз, о смысле жизни, о том, что хорошего сделал, будут ли помнить или забудут, как только похоронят. И это естественно, потому что перед лицом неизвестности человеку открывается то, что он, возможно, и не видел при жизни.

В романе “Отцы и дети” И.С. Тургенев находит героя, которого так долго искал, героя, выдержавшего проверку любовью и смертью.

Проблемы, сформулированные Тургеневым в романе, актуальны в наши дни.

Известно, что И.С. Тургенев посвятил роман Белинскому и утверждал: "Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, я виноват, что не достиг своей цели. Базаров - мое любимое детище".

Тургенев написал роман “Отцы и дети” в прошлом веке, но проблемы, затронутые в нем, актуальны и в наше время. Что выбрать: созерцание или действие? Как относиться к искусству, к любви? Право ли поколение отцов? Эти вопросы приходится решать каждому новому поколению. И, может быть, именно невозможность решить их раз и навсегда и движет жизнь.

Но вспомним, что самый главный закон - рождения и смерти всего живого - дан природе самым главным Отцом - Богом. В свете православной традиции смысл названия романа обогащается.

Проблема "отцов" и "детей", так ясно и смело обозначенная писателем в названии романа, есть проблема на все времена - потому что, прежде всего, она связана с важнейшим вопросом всего земного бытия: с вопросом о смысле жизни человека. Это проблема переосмысления жизненных ценностей поколения предшествующего поколением, приходящим ему на смену, проблема ломки устоявшихся понятий и стереотипов. Не всякая смена поколений сопровождается таким переосмыслением и такой ломкой. Но стоит возникнуть сомнению в некоторых глубинных принципиальных основах - и проблема "отцов" и "детей" предстает перед обществом, принимая, то более, то менее серьезный облик, иной раз, оборачиваясь и трагической своей стороной, приводя к противостоянию поколений.

Идейный конфликт, возникающий в те редкие моменты, когда "дети" вырабатывают для себя четкую сознательную программу, намечают определенную серьезную цель на жизненном пути, такой конфликт, такое столкновение поколений примирением разрешиться не может. Идейное противостояние ведет к полному разрыву, к нарушению связи времен. Трагическую природу такого конфликта раскрыл Тургенев в своем романе и отразил в его названии.

Такой конфликт всегда трагичен, ибо, прежде всего, в нем явно или неявно происходит отвержение отечества.

В сознании русского человека понятия "Отечество", "отец", "сын" теснейшим образом связаны с основами христианского вероучения. Отсюда следует, что проблема взаимоотношения поколений, обозначенная в названии романа, нуждается в религиозном осмыслении.