Кто входил в состав первого Совета народных комиссаров

Однако этот перечень сильно расходится с официальными данными по составу первого Совнаркома. Во-первых, пишет российский историк Юрий Емельянов в своей работе «Троцкий. Мифы и личность», в него входят наркомы из различных составов СНК, многократно менявшихся. Во-вторых, по словам Емельянова, Дикий упоминает ряд наркоматов, вообще никогда не существовавших! Например, по культам, по выборам, по беженцам, по гигиене… Зато реально существовавшие наркоматы путей сообщения, почт и телеграфов в списке Дикого отсутствуют вообще!
Далее: Дикий утверждает, что в первый Совнарком входило 20 человек, хотя известно, что их было всего 15.
Ряд должностей указан неточно. Так, председатель Петросовета Г.Е. Зиновьев на самом деле никогда не занимал пост наркома внутренних дел. Прошьян, которого Дикий почему-то называет «Протианом», был наркомом почт и телеграфов, а не земледелия.
Несколько упомянутых «членов СНК» в правительство никогда не входили. И.А. Шпицберг был следователем VIII ликвидационного отдела Наркомюста. Кто подразумевается под Лилиной-Книгиссен, вообще непонятно: то ли актриса М.П. Лилина, то ли З.И. Лилина (Бернштейн), работавшая завотделом народного образования при исполкоме Петросовета. Кадет А.А. Кауфман участвовал в качестве эксперта в разработке земельной реформы, но к Совнаркому тоже никакого отношения не имел. Фамилия наркома юстиции была вовсе не Стейнберг, а Штейнберг…

У советского государства почти на всём протяжении его существования не было формального главы. Коллективным главой государства являлся Верховный Совет, а ключевыми должностями государственного аппарата были должности председателей Совета Министров и Президиума ВС.

Следует помнить, что фактическая власть в СССР принадлежала не государственным, а партийным органам. Фактически высшим и не подконтрольным никакой другой инстанции органом было ЦК партии и его высший орган, который с 1917 по 1952 и с 1960 по 1991 год назывался Политбюро, а с 1952 по 1960 – Президиумом. Однако за исключением коротких периодов междувластия фактическое управление этим важнейшим органом находилось в руках одного человека. Остальные же члены высших партийных и государственных органов были лишь важными функционерами. Хотя на заседаниях ЦК могли высказываться различные мнения, окончательное решение зависело именно от главы ЦК. За редчайшим исключением решения ЦК, Верховного Совета и Совета Министров были единогласными.

Председатели ЦИК СССР

Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович

1922-1953 Генеральный секретарь

{Ульянов Владимир Ильич)

1923-1924 Председатель СНК СССР

Калинин Михаил Иванович 1922-1936 Председатель ЦИК СССР

1936-1946 Председатель Президиума Верховного Совета СССР

Рыков Алексей Иванович 1924-1930

Молотов Вячеслав Михайлович 1930-1941

Сталин И. В.

1941-1946 Председатель СНК СССР

1946-1953 Председатель СМ СССР

Шверник Николай Михайлович 1946-1953

Хрущев Никита Сергеевич

1953-1964 Первый секретарь ЦК КПСС

Маленков Георгий Максимилианович

Ворошилов Климент Ефремович

Руководители РКП(б) — ВКП(б) — КПСС

Председатели Совнаркома (СНК) и Совета Министров (СМ) СССР

Председатели ЦИК СССР

и Президиума Верховного Совета СССР

Булганин Николай Александрович 1955-1958

Хрущев Н. С. 1958-1964

Брежнев Леонид Ильич 1960-1964

Брежнев Л. И. 1964-1966 Первый секретарь ЦК КПСС, 1966-1982 Генеральный секретарь ЦК КПСС

Косыгин Алексей Николаевич 1964-1980

Микоян Анастас Иванович 1964-1965

Подгорный Николай Викторович 1965-1977

Тихонов Николай Александрович 1980-1985

Брежнев Л. И. 1977-1982

Андропов Ю. В. 1982-1984

Андропов Ю. В. 1983-1984

Черненко Константин Устинович 1984-1985

Черненко К. У. 1984-1985

Руководители РКП(б) — ВКП(б) — КПСС

Председатели Совнаркома (СНК) и Совета Министров (СМ) СССР

Председатели ЦИК СССР

и Президиума Верховного Совета СССР

Горбачев Михаил Сергеевич (1985-1991)

Рыжков Николай Иванович (1985-1991)

Громыко А. А, 1985-1988

Горбачев М, С. 1988-1990

Павлов Валентин Сергеевич 1991

премьер-министр СССР

Лукьянов А. И.

1991 Председатель Верховного Совета СССР

КПСС запрещена в ноябре 1991 г.

Распад СССР произошел в декабре 1991 г.

Впервые был избран на Втором Всероссийском съезде Советов 8 ноября (26 октября по старому стилю) 1917 года под председательством Владимира Ленина как временное рабочее и крестьянское правительство (до созыва Учредительного собрания). Заведывание отдельными отраслями государственной жизни осуществлялось комиссиями. Правительственная власть принадлежала коллегии председателей этих комиссий, то есть Совету Народных Комиссаров. Контроль над деятельностью народных комиссаров и право смещения их принадлежал Всероссийскому съезду советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его Центральному исполнительному комитету (ЦИК).

После роспуска Учредительного собрания Третий Всероссийский съезд Советов 31 января (18 января по старому стилю) 1918 года постановил отменить в наименовании советского правительства слово "временное", назвав его "Рабочее и Крестьянское правительство Российской Советской Республики".

Согласно конституции РСФСР 1918 года , принятой Пятым Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года, правительство именовалось Совет Народных Комиссаров РСФСР.

В связи с образованием Союза ССР в декабре 1922 года было создано союзное правительство — СНК СССР под председательством Владимира Ленина (впервые утверждено на второй сессии ЦИК СССР в июле 1923 года).

В соответствии с Конституцией СССР 1924 года СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР, образовывался постановлением ЦИК СССР на срок полномочий ЦИК, СНК союзных и автономных республик — ЦИК соответствующих республик. СНК СССР должен был регулярно отчитываться о проделанной работе на съездах Советов СССР и сессиях ЦИК СССР.

К компетенции СНК СССР была отнесена организация непосредственного руководства народным хозяйством и всеми другими отраслями государственной жизни. Это руководство осуществлялось через центральные отраслевые органы — необъединенные (союзные) и объединенные (союзно-республиканские) наркоматы СССР. СНК СССР руководил деятельностью наркоматов, рассматривал их отчеты, улаживал разногласия между отдельными ведомствами. Он утверждал концессионные договоры, разрешал споры между Совнаркомами союзных республик, рассматривал протесты и жалобы на постановления Совета труда и обороны СССР и других учреждений при нем, на распоряжения наркомов, утверждал штаты общесоюзных учреждений, назначал их руководителей.

К ведению СНК СССР относилось принятие мер по осуществлению народно-хозяйственного плана и государственного бюджета и по укреплению кредитно-денежной системы, по обеспечению общественного порядка, осуществление общего руководства в области внешних сношений с иностранными государствами и др.

На СНК СССР возлагалась и законодательная работа: он предварительно рассматривал проекты декретов и постановлений, которые затем представлялись на утверждение ЦИК СССР и его президиума, с начала 1930-х годов все законопроекты должны были предварительно вноситься на рассмотрение СНК СССР, хотя это и не предусматривалось конституцией.

Конституция 1936 года внесла дополнение в определение места правительства в государственном механизме. Совет Народных Комиссаров СССР определялся, как "высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти". В Конституции 1924 года слово "высший" отсутствовало.
По Конституции СССР 1936 года СНК СССР, СНК союзных и автономных республик образовывались соответственно Верховным Советом СССР, Верховными Советами союзных и автономных республик.

СНК СССР формально был ответственен перед Верховным Советом СССР (ВС) и ему подотчетен, а в период между сессиями ВС — ответственен перед Президиумом ВС СССР, которому подотчетен. СНК мог издавать обязательные к исполнению на всей территории СССР постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов и проверять их исполнение.

Распоряжения, как государственные акты, стали издаваться СНК СССР с 1941 года.

Для успешного осуществления возложенных на него функций СНК СССР мог создавать при себе комитеты, управления, комиссии и другие учреждения.

Впоследствии возникла большая сеть специальных ведомств по различным отраслям государственного управления, действовавших при СНК СССР.

Председателями Совета народных комиссаров СССР были Владимир Ленин (1923-1924), Алексей Рыков (1924-1930), Вячеслав Молотов (1930-1941), Иосиф Сталин (1941-1946).

В послевоенный период с целью введения общепринятых в международной государственной практике наименований законом Верховного Совета СССР от 15 марта 1946 года СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР, наркоматы — в министерства.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Совет народных комиссаров РСФСР (Совнарком РСФСР, СНК РСФСР) - название правительства с до 1946. Совет состоял из народных комиссаров, руководивших народными комиссариатами (наркоматами, НК). После образования аналогичный орган был создан и на союзном уровне

История

Совет Народных Комиссаров (СНК) сформирован в соответствии с «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов 27 октября 1917 года. Непосредственно перед захватом власти в день революции ЦК поручил и Винтеру (Берзину) войти в политический контакт с левыми эсерами и начать с ними переговоры о составе правительства. Во время работы II съезда Советов предложили войти в правительство левым эсерам, но те отказались. Фракции правых эсеров и покинули II съезд Советов в самом начале его работы - до образования правительства. Большевики были вынуждены сформировать однопартийное правительство. Название «Совет народных комиссаров» было предложено : Власть в Петербурге завоевана. Надо формировать правительство.
- Как назвать его? - рассуждал вслух . Только не министрами: это гнусное, истрепанное название.
- Можно бы комиссарами, предложил я, но только теперь слишком много комиссаров. Может быть, верховные комиссары? Нет, «верховные» звучит плохо. Нельзя ли «народные»?
- Народные комиссары? Что ж, это, пожалуй, подойдет. А правительство в целом?
- Совет Народных Комиссаров?
- Совет Народных Комиссаров, подхватил Ленин, это превосходно: ужасно пахнет революцией. Согласно Конституции 1918 года, он именовался Совет Народных Комиссаров РСФСР.
СНК являлся высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР, имеющим полную исполнительно-распорядительную власть, право издания декретов, имеющих силу закона, при этом сочетая законодательные, распорядительные и исполнительные функции. СНК утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 г. Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены Правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств. Постоянным рабочим органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло прием делегаций. Штат сотрудников управления делами в 1921 г. состоял из 135 чел. (согласно данным ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 2, лл. 19 - 20.) Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1946 г. СНК был преобразован в Совет министров.

Деятельность

Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в: управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37) издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38) Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам в ведении комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45). О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщает ВЦИК (ст.39), который вправе приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст.40). Создаётся 17 народных комиссариатов (в Конституции данная цифра указана ошибочно, поскольку в перечне, представленном в ст. 43, их насчитывается 18). Далее цитируется перечень народных комиссариатов СНК РСФСР согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года:

  • По иностранным делам;
  • По военным делам;
  • По морским делам;
  • По внутренним делам;
  • Юстиции;
  • Труда;
  • Социального обеспечения;
  • Просвещения;
  • Почты и телеграфов;
  • По делам национальностей;
  • По финансовым делам;
  • Путей сообщения;
  • Торговли и промышленности;
  • Продовольствия;
  • Государственного контроля;
  • Высший Совет Народного Хозяйства;
  • Здравоохранения.

При каждом народном комиссаре и под его председательством образуется коллегия, члены которой утверждаются СНК (ст. 44). С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР становится исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией РСФСР 1925 г. С данного момента состав СНК был изменен в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 народных комиссариатов:

  • Внутренней торговли;
  • Труда;
  • Финансов;
  • Внутренних дел;
  • Юстиции;
  • Просвещения;
  • Здравоохранения;
  • Земледелия;
  • Социального обеспечения;
  • ВСНХ.

В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР. (согласно информации СУ, 1924, N 70, ст. 691.) С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имеют единое Управление делами. (по материалам ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 5, л. 8.) С введением Конституции РСФСР от 21 января 1937 года, СНК РСФСР подотчётен лишь Верховному Совету РСФСР, в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета РСФСР. С 5 октября 1937 года состав СНК РСФСР насчитывает 13 народных комиссариатов (данные ЦГА РСФСР, ф. 259, оп. 1, д. 27, л. 204.):

  • Пищевой промышленности;
  • Легкой промышленности;
  • Лесной промышленности;
  • Земледелия;
  • Зерновых совхозов;
  • Животноводческих совхозов;
  • Финансов;
  • Внутренней торговли;
  • Юстиции;
  • Здравоохранения;
  • Просвещения;
  • Местной промышленности;
  • Коммунального хозяйства;
  • Социального обеспечения.

Так же в состав СНК включены председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР.

Однако этот перечень сильно расходится с официальными данными по составу первого Совнаркома. Во-первых, пишет российский историк Юрий Емельянов в своей работе «Троцкий. Мифы и личность», в него входят наркомы из различных составов СНК, многократно менявшихся. Во-вторых, по словам Емельянова, Дикий упоминает ряд наркоматов, вообще никогда не существовавших! Например, по культам, по выборам, по беженцам, по гигиене… Зато реально существовавшие наркоматы путей сообщения, почт и телеграфов в списке Дикого отсутствуют вообще!
Далее: Дикий утверждает, что в первый Совнарком входило 20 человек, хотя известно, что их было всего 15.
Ряд должностей указан неточно. Так, председатель Петросовета Г.Е. Зиновьев на самом деле никогда не занимал пост наркома внутренних дел. Прошьян, которого Дикий почему-то называет «Протианом», был наркомом почт и телеграфов, а не земледелия.
Несколько упомянутых «членов СНК» в правительство никогда не входили. И.А. Шпицберг был следователем VIII ликвидационного отдела Наркомюста. Кто подразумевается под Лилиной-Книгиссен, вообще непонятно: то ли актриса М.П. Лилина, то ли З.И. Лилина (Бернштейн), работавшая завотделом народного образования при исполкоме Петросовета. Кадет А.А. Кауфман участвовал в качестве эксперта в разработке земельной реформы, но к Совнаркому тоже никакого отношения не имел. Фамилия наркома юстиции была вовсе не Стейнберг, а Штейнберг…