Майкопская культура. Археологические памятники. Экономика. Общественные отношения. Майкопская культура, дольменная культура, «северокавказская» культура эпохи бронзы, кобанская культура Майкопский звериный стиль

Племена, относящиеся к ямной культуре, появились на правобережной Кубани в начале III тысячелетия до н. э. Кроме прикубанских степей они занимали огромную территорию от междуречья Урала и Нижней Волги на востоке до Среднего Дуная на западе и юго-востоке. Поселения этих племён до сих пор не обнаружены. Единственными их памятниками остаются подкурганные погребения.
Название ямной культуры связано с особенностями погребального обряда. Умерших хоронили в простых ямах с закруглёнными углами, перекрытых сверху мощными брёвнами. Иногда роль перекрытия выполняла разобранная деревянная повозка. Рядом с погребёнными находят вылепленные вручную сосуды (иногда они украшены орнаментом в виде треугольников или зигзагов), бронзовые ножи и каменные топоры.
В богатых погребениях встречаются украшения: височные кольца из бронзы, серебряной и золотой проволоки, костяные булавки. Рядом с ямой ставили целую или разобранную повозку с деревянными колесами, основным занятием племен ямной культуры было кочевое скотоводство. Но им были известны также ткачество, плетение, изготовление глиняной посуды.
Орудия труда они изготавливали из бронзы и, возможно, уже начали осваивать земледелие.
Между племенами ямной культуры и их соседями - племенами майкопской культуры - существовал обмен. Предметами обмена были каменные и бронзовые орудия труда, украшения, продукты земледелия и скотоводства.

МАЙКОПСКАЯ КУЛЬТУРА — археологическая культура раннего бронзового века (2-я половина 3-го тыс. до н. э.) на Северном Кавказе. Названа по Майкопскому кургану. Раскопаны остатки укрепленных поселений и курганы. Население занималось скотоводством и земледелием.

Курган представлял собой насыпь высотой более десяти метров, под которой находились два погребения: одно, основное, непосредственно под насыпью, в яме, другое в самой насыпи. Основная могила представляла собой четырехугольную яму, вырытую в грунте, ориентированную по оси северо-восток - юго-запад. Вокруг нее был сооружен кромлех из известковых плит. Стены могилы были укреплены деревянными конструкциями, а дно выложено мелкими речными булыжниками. Она была поделена деревянными перегородками на южную и северную половину, а последняя была разделена на две равные части. В южной половине могилы было одно погребение(погребенный лежал в скорченном положении на боку, засыпанный красной краской, головой на юго-восток), в северной половине в каждой из частей было по одному погребению.

Могила (большей частью южная его половина) содержала большое количество золотых бляшек в форме львов, быков, золотые кольца и бусы, золотые и серебряные сосуды, кремневые наконечники стрел, каменный шлифованный топор, медные орудия труда, керамику различной формы и назначения

Еще ранее была открыта группа курганов у станицы Новосвободной (Царской), погребальный обряд (скорченные и окрашенные костяки) и инвентарь которых имел много общего с Майкопским курганом, но погребения в новосвободненских курганах совершались не в ямах, а в каменных гробницах - дольменах. Они содержали богатый инвентарь в виде золотых и серебряных украшений, бронзовых орудий труда и оружия, бронзовые котлы и чаши, керамику в виде ангобированных и лощеных сосудов, украшенных орнаментом.

Но при множестве сходных черт, которые дают все основания относить Майкопский курган и курганные погребения у станицы Новосвободной к одной археологической культуре, у них есть определенные различия в способе захоронения (ямы и дольменообразные сооружения), а также в изготовлении оружия и керамики. По всей видимости, они носят хронологический характер, а открытие памятников майкопской культуры промежуточной стадии развития позволяет говорить о трех этапах ее существования (А.А. Формозов, Р.М. Мунчаев).

В XX веке, в течение нескольких десятилетий, погребальные и бытовые памятники майкопской культуры были открыты в Ставрополье, в Кабардино-Балкарии, в Чечне (у ст. Мекенской на Тереке, у селения Бамут на Фортанге, у селения Бачи-юрт на реке Гонсол, у селения Сержень-юрт, у селения Зандак).

Таким образом, майкопская культура в период своего расцвета распространилась на всю предгорную и равнинную часть Северного Кавказа от Таманского полуострова на западе и до границы Дагестана на юго-востоке. На юге и юго-востоке Чечено-Ингушетии, в основном, в приграничных с Грузией и Дагестаном районах, племена майкопской культуры приходят в соприкосновение с племенами более древней куро-араксской культуры. Инвентарь бытовых и погребальных памятников содержит в себе устойчивые черты и признаки обеих культур. Однако сочетание в археологических комплексах позднемайкопских черт с ранними куро-араксскими, учитывая границы существования этих культур (куро-араксская - от середины IVтысячелетия и до конца III тысячелетия до нашей эры, майкопская - от конца IV и до конца II тысячелетия до нашей эры), не находит пока рационального, научного объяснения.

Очевидно, майкопская культура первоначально зародилась в северо-западных и центральных районах Северного Кавказа. Подтверждением этому служит концентрация археологических памятников раннего периода существования этой культуры на Северо-Западном Кавказе, в Прикубанье и Пятигорье. Но памятники раннего этапа развития майкопской культуры обнаружены и восточнее, на территории Чечни, у станицы Мекенской. При этом, бытовые предметы и орудия труда из ранних памятников майкопской культуры отличаются крайней архаичностью. Здесь представлены кремневые и обсидиановые орудия труда в виде сегментов и трапеций, каменные зернотерки, скребки, сверла, долота, костяные шилья, рыболовные крючки, оружие в виде клиновидных каменных топоров, кремневые наконечники стрел, копий, дротиков, украшения в виде каменных браслетов.

Памятники майкопской археологической культуры оставлены племенами, населявшими в конце IV - первой половине III тысячелетия до н. э. Прикубанье и другие территории Северного Кавказа. Своё название майкопская археологическая культура получила по самому известному памятнику.
Под насыпью высотой 11 метров находилась могильная яма, разделённая перегородками на три части. Могила была обложена деревом и перекрыта деревянным накатом. В южной камере погребения, самой большой, было, как предполагают, захоронение вождя.
Набор предметов, обнаруженных в Майкопском кургане, выделяется по богатству среди других археологических памятников бронзового века.
Большой интерес представляют два серебряных сосуда с изображениями животных. Верхнюю часть одного из сосудов украшает горный пейзаж. На рисунке легко угадываются очертания Главного Кавказского хребта. Балдахин, сооружённый над телом вождя, поддерживали шесть серебряных трубок. На них были надеты золотые и серебряные фигурки быков.
Помимо предметов из золота и серебра в могиле обнаружено много различных орудий (топоры и долота), а также медные и глиняные сосуды.
В 1898 г. Н.И. Веселовский в урочище с символическим названием Клады, недалеко от станицы Новосвободной, раскопал два кургана племён майкопской культуры. Под курганными насыпями археологи обнаружили каменные гробницы.
Рядом с ними найдены бронзовое оружие, котлы, орудия труда, посуда, предметы из золота, серебра и драгоценных камней.
А в XX в. в этом же урочище была раскопана ещё одна каменная гробница с уникальными росписями на стенах, нанесёнными красной и чёрной краской. На стенах изображались фигуры людей, бегущие лошади, луки и колчаны - футляры для стрел.
Наряду с захоронениями богатых людей найдены и погребения с небольшим количеством вещей, а то и вовсе без них. К настоящему времени открыто уже около 200 памятников майкопской культуры на территории от Таманского полуострова до Дагестана. В одном из погребений был обнаружен настоящий клад: серебряный сосуд, наполненный искусно изготовленными бусинами из золота, серебра и драгоценных камней.
В конце XX века археологи открыли большую группу древних поселений майкопской культуры в бассейне реки Белой и по реке Фарс южнее Майкопа. Среди них - Мешоко, Скала, Ясенева Поляна. Все они расположены в предгорной и нагорной частях Адыгеи. В 1981 г. было открыто поселение в равнинной части, между селом Красногвардейским и хутором Свободным. По нему оно и получило название - Свободное.
Самое известное поселение племён майкопской культуры - Мешоко у посёлка Каменномостского. Оно расположено на высоком плато.
Посёлок был укреплён мощной оборонительной каменной стеной, достигавшей в ширину 4 метров. Жилые помещения строились из самана и прилегали к оборонительным стенам. Большая часть поселения, однако, не была застроена и предназначалась для загона скота и его сбережения в случае внешней опасности.
Во время раскопок археологи обнаружили огромное количество костей домашних животных: коров, овец, свиней. Были найдены также керамические цедилки, использовавшиеся при изготовлении молочных продуктов, зернотёрки и кремнёвые вкладыши для серпов.
Племена майкопской культуры достигли заметных успехов в металлургии бронзы. В ряде погребений археологи нашли бронзовые детали упряжи для животных.
Майкопские племена, по мнению историков, переселились на территорию Кубани из Месопотамии или Малой Азии. Оттуда они принесли помимо гончарного круга и другие достижения древневосточной цивилизации: ткачество, умение художественно обрабатывать изделия из металла. Исследования показывают, что у переселенцев уже произошло разделение на бедных и богатых.

Основные характеристик Майкопской археологической культуры общеизвестны, общедоступны, имеются в печатных СМИ, в интернете, Википедии и т.д. Здесь же я хочу коснуться того, что часто индоевропейские учёные обходят стороной. (Под термином "феномены" скрываются казалось бы обычные достижения истории древнего мира, но особенность их в том, что таких достижений не было в Европе ещё около тысячи лет).

Мировая известность и неослабевающий интерес научного сообщества к этой культуре подтвердился на международной конференции «Майкопский феномен в древней истории Кавказа и Восточной Европы», который был в 1991г. в Новороссийске.
В советское время, чтобы избежать лишних рассуждений на тему влияния единого происхождения Майкопской археологической культуры предпринята попытка изменить её статус и именовать Майкопско-новосвободненской общностью (MHO) .

Датировка культуры. Появление культуры датируется примерно 38 -36 веками до н. э., т.е. (период среднего, позднего Урука в Месопотамии, древнего государства Шумеров, или можно сказать на тысячу лет старше Египетских пирамид, а в Европе ещё бегали с деревянными мечами). На основе радиоуглеродного анализа, различные памятники майкопской культуры датируются на основе калиброванных дат 14С временем 3950 - 3650 – 3610 - 2980 до н.э. (т.е. вторая четверть IV-го - вторая половина IV-го - начало III-го тысчелетия до н.э.).
По всей видимости, большую роль в экономике майкопцев играл дарообмен внутри общности и с инокультурным населением. В рамках племен MHO производились эффективные и высоко престижные вещи из металла, а также круговая керамика. Это создавало основу для развития экономического «бигменства».

1-ый феномен. Производство бронзы на местном сырье.
Сопоставлением металлов майкопской и куро-аракской культуры установлено :
- обе культуры близки по главным показателям двум основным группам металла в Закавказье, таким же мышьяковым и мышьяково-никелевым бронзам и вместе они характеризуют кавказский металл эпохи ранней бронзы.- майкопский металл более близок грузинским изделиям, чем к армянским. Армянские выделяются большим содержанием микропримесей олова.
Картографирование групп металла позволило учёным предполагать кавказский характер не только для мышьяковых бронз, как отмечалось ранее, но и для мышьяково-никелевых бронз, причем наибольшая концентрация находок из этого металла обнаружена в майкопских памятниках Кабардино-Балкарии. Итоговый вывод ученых: «кузнецы племен майкопской культуры работали на кавказском сырье ».
Топоры. Наряду с изделиями из бронзы, майкопцы продолжали пользоваться каменными топорами и стрелами с кремневыми наконечниками. Чайлд Гордон Вир сближал топор из Майкопского кургана с топором из Ашшура. С. Н. Кореневский также связывает топоры I майкопской группы общей производственной традицией с южными образцами - топорами Ирака. В начале III тыс. до н. э. производство проушных топоров было организовано в широких границах Иракско-Месопотамско-Кавказского культурного мира. Их проникновение в Северное Причерноморье может быть поставлено в прямую связь с феноменом майкопской культуры и проходило через кавказские транзитные пути. Топоры находки из хутора Гричаники, деревни Гнидино отнесены С. Н. Кореневским к III группе майкопских топоров, характеризуемых сильным изгибом брюшка у лезвия и ассимметричной лопастью.

2-ой феномен. Коневодство. Одним из феноменов майкопской культуры является установленный факт, того, что уже в те времена представители выделявшейся майкопской знати пользовались конем для верховой езды. Так как появление майкопской культуры датируется началом 4 тыс. до н. э., то этот факт может служить указатем на определенной приоритет в коневодстве и возможно в использовании лошадей в военном деле. При этом следует отметить, что майкопцы жили оседлой жизнью, а в выращиваемых ими стадах, лошади составляли очень невысокий процент, а большую часть составляли свиньи и крупно рогатый скот. Археологи обнаружили уникальной формы бронзовые псалии майкопской культуры, которые представляют собой бронзовый стержень с закрученной петлей в середине с продетым через неё узлом, которым заканчивались мягкие удила, повод и ремень оголовья. Насечки и выпуклости на краях псалии служили, очевидно, для закрепления наносного и подгубного ремней.

3-ий феномен. Террасное земледелие. Строительство племенами майкопской культуры рукотворных террасовых комплексов в горах есть доказательство их оседлости, высокой плотности населения, высокого уровня сельскохозяйственных и инженерных навыков.

Террасы, майкопской культуры, строились примерно начиная с IV тыс. до н. э., а все последующие культуры использовали их для сельскохозяйственных нужд. Подавляющее большинство керамики (найденные в террасовых полотнах) - посуда майкопского периода, а остатков скифской и аланской керамики меньше. В искусственных подсыпных (опорных) слоях, имеет место факт находки исключительно майкопской керамики. Террасы майкопской культуры являющиеся одними из самых древних в мире, при этом они мало исследованы. Долгожительство террас (возраст более 5 тысяч лет) позволяет считать строителей этих террас непревзойденными инженерами и мастерами. Приемы древнего террасирования ещё предстоит изучить, поскольку для горных и предгорных местностей альтернативы террасовому земледелию нет.

4-ый феномен. Письменность. В Майкопе и его окрестностях найдено три памятника древнего письма: известная Майкопская плита, Петроглифы Махошкушха (рисунки на гальках, очевидно они на 30 тысяч лет старше Майкопской культуры), и пуантильная надпись золотого колпачка из Курджипского кургана. (Все они остаются пока не расшифрованными.)

5-ый феномен. Картография. Присутствующий на одном из серебряных сосудов горный пейзаж, схожий с очертаниями Кавказского хребта, считается древнейшим картографическим рисунком.
В 1979 и 1982 гг. в урочище «Клады» были открыты ещё две дольменообразные гробницы. В гробнице, открытой в 1982 г. А. Д. Резепкиным, находился скелет женщины со сравнительно скромным инвентарем. Уникальным является роспись на стенах одной из камер, нанесенная красной и чёрной краской. Три стены имели росписи на один и тот же сюжет: лук, колчан и стоящая человеческая безголовая фигура, на четвёртой помещен фриз «Бегущие лошади» и в центре - фигура человека с раскинутыми в стороны руками и ногами.
Роспись на дольменообразных гробницах встречена впервые и имеет огромное значение для понимания искусства эпохи раннего металла на территории Адыгеи.

Ореал распространения майкопской культуры. Майкопская культура (или МНО) охватила следующие территории:
- равнины и предгорья Предкавказья (до правого берега р.Бейсуг - самая северная находка майкопского погребения близ р.Чограй в Ставропольском крае).- занимая Закубанье (на запад вплоть до Таманского полуострова)- верхнее Прикубанье,- Терские наклонные равнины, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии и Чечни (вплоть до с.Бачи-Юрт в Чечне).
Западное Предкавказья (Майкопский район) считается большинством ученых как центр формирования МНО, откуда её носители могли расселяться на восток.
Общая длина (протяженность) ареала МНО примерно 750 км по линии юго-восток, северо-запад при ширине в среднем около 150 км. Наибольшая концентрация памятников МНО в Майкопском районе, в бассейнах р.Белой и Фарса. МНО граничила на севере с нижнемихайловской, позднее с новотиторовской культурой.
Ореал распространения:
Охват Таманского полуострова - подтверждено находками у пос.Мысхако, а также раскопанные поселения и могильник в Цемесской долине, а в долине р.Дюрсо.
Охват Абхазии, в горной части - Согласно анализа материалов из пещерных памятников Абхазии, племена майкопской культуры заняли не только северные, но, частично и южные склоны Главного Кавказского хребта, подтверждено материалами датируемыми серединой III тыс. до н.э. (Амткельский грот, Ахштырские пещеры).
Охват Кабардино-Балкарии, в большей части современной территории, вплость до с. Кишпек (район строительства Чегемской оросительной системы), относимых к Новосвободненскогому этапу Майкопской культуры.
Охват Чечено-Ингушетии, в большей части современной территории республики, при этом археологически выделяются две крупные локальные группы памятников - Прикубанская (западная) и Терская (восточная).
Охват Ставрополье (большей части) - в 1977 году, курганные погребения майкопской культуры были обнаружены Александровским отрядом Ставропольской экспедиции Института археологии АН СССР, во время обследования курганной группы на северной окраине хут. Жуковского Новоселицкого района Ставропольского край.
Новое в Ставрополье в 1985 году - открыто поселение майкопской культуры, названное "Галюгаевским поселением", под курганным полем эпохи средней бронзы у ст. Галюгаевской Курского района Ставропольского края на левобережье Терека.
Охват Осетии (в некоторой части)- в в 1993-1996 гг. В.Л. Ростуновым произведены исследования трех крупных курганов майкопской культуры у с. Заманкул Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания. Курганы 1 и 2 Заманкульского могильника расположены южнее с. Заманкул, курган 3 находится неподалеку от с. Брут.
Существуют факты миграции майкопцев далеко на север к берегам реки Дон и в степи Калмыкии, где они растворились в среде степняков ямной культуры.
Граница на Дону - А.Л. Нечитайло указывает на то, что памятники обнаруженные ранее в 3-х районах Ростовской области: Азовском (1968 г.), Песчанокопском (начало и середина 70-х г.г.) и Константиновском районе (1969–1985 г.г.), по погребальному обряду резко отличаются от всех погребений эпохи ранней бронзы, в них явно влияние майкопской культуры(кремневые изделия, бронзовые ножи и, особенно, сосуды желтого, черного и красно-охристого цвета с лощеной поверхностью) и их следует считать степным вариантом майкопской культуры.
Найденные Н. И. Веселовским в одном из Ульских курганов богатые захоронения меотского вождя также относятся к Майкопской культуре.

6-ый феномен. Торговля с удалёнными странами.
Считается, что некоторые драгоценности и украшения прямо указывают на торговые связи племён Майкопской культуры с Древним Востоком. В частности лазурит. В Кабардино-балкарии, в кургане майкопской культуры были обнаружены лазуритовые бусы. Известно, что лазурит на Кавказе не встречается, ближайшие его месторождения находятся на Урале и в Малой Азии. Анализ состава минерала указал на его происхождение из Бадахшана (северо-восток Афганистана, на границе с Таджикистаном, Пакистаном и Китаем). Этот факт считается ещё одним доказательством торговых связей Кавказа с миром шумерской цивилизации в Урукский период (вторая полю IV-III тыс. до н. э.).

7-ый феномен. Майкопский звериный стиль. Ещё в начале 20 века, в найденых украшениях, учёные установили наличие местного, майкопского звериного стиля в найденных артефактах, который возможно послужил эталоном создания изделий звериного стиля для более поздних археологических культур, то есть следует иметь ввиду что майкопский звериный стиль более чем на тысячу лет старше скифского, сарматского и кельтского, меотского звериных стилей.

Гипотезы о происхождении Майкопской культуры.
Майкопская культура - это прежде всего кавказское явление, которая достигла своего взлета на основе собственных производств прежде всего в наиболее совершенных технологиях раннего бронзового века, связанных с металлообработкой меди и бронзы, золота и серебра, керамическим производством, камнерезным делом и, вероятно, ткачеством.
Северокавказские исследователи относят майкопцев к понтийской расе и считают предками таких автохтонов Западного Кавказа, как абхазы и адыги.

В свою очередь, многочисленные индоевропейские учёные считают Майкопскую культуру творением своих далёких предков. К примеру Т.Гамкрелидзе и В.В.Иванов видели в Майкопской культуре ступень развития протоиндоевропейского общества.
Отдельно существует гипотеза Р.Мунчаева, что древнейшей родиной носителей Майкопской культуры была Месопотамия (точнее - север Сирии). Основанием гипотезы служит сходство артефактов Майкопской культуры с найденными недавно в ходе раскопок древнего города Телль Хазна l на севере Сирии, постройка которого датируется 4 тысячелетием до н. э.
Выводы антропологов. Согласно результатов палеоантропологических исследований, учёные сообщают, что «черепа носителей Майкопской культуры более тяготеют к переднеазиатским и джараратским». Касательно других археологических культур - аналогичные черепа были и у части носителей ямной культуры.

8-ой феномен. Центр 2-ой волны индоевропейцев.
Феноминальную роль играет Майкопская культура в Курганной гипетезе (индоевропеейской) разработанной Марии Гимбутас, в соответсвии с которой - имело место три волны распространения индоевропейцев в Европу. Из которых II волна, в середина IV тыс. до н. э. началась именно с Майкопской культуры и распрострнилась на северную Европу около 3000 года до н. э. (культура шаровидных амфор, баденская культура, культура шнуровой керамики) и т.д., причем это стало первым появлением индоевропейских языков в западной и северной Европе.
ОДНАКО, в своих последних работах Марии Гимбутас) предложила совершенно новую трактовку древностей майкопской культуры, интерпретируя их как северо-понтийскую майкопскую культуру (The North Pontic Maikop Culture), однако такие изменения учёными индоевропейцами пока игнорируются.
Примечательно, что при всем том кавказские народы (за редкими исключениями) не считаются индоевропейскими.

Влиянии майкопской культуры на соседние регионы.
Есть гипотеза, что часть носителей майкопской культуры мигрировали на южные склоны Кавказа (ныне Азербайджан), где они и оставили памятники Лейлатепинской культуры.

Смена культуры. На южной части ореала, со временем майкопская культура сменилась дольменной культурой, а в северной части северокавказской культурой. Преемниками Майкопской культуры стали в первую очередь Дольменная культура (Северокавказская культура в части территории), которые позже сменила Меотская культура, Колхидо-кобанская и др.культуры.

Отдельное мнение. Археолог, к.и.н. А. Д. Резепкин выдвинул гипотезу о самостоятельности другой археологической культуры - новосвободненской культуры, которая считается лишь периодом в развитии майкопской культуры. Большинство индоевропейских ученых в связи с этим настаивают на широкой майкопско-новосвободненской общности (МНО), с рядом локальных вариантов (галюгаевско-серегинским, долинским, псекупским).
Уникальные находки. Международная научная общественность считает Майкопскую культуру археологическим феноменом вот уже более ста лет, то есть с момента первых публикаций о ней, однако определенную интригу добавляют последние, несколько сенсационные заявления о новейших находках сделанных к.и.н. А. Д. Резепкиным, а именно:
- Древнейший бронзовый меч. Он сообщил, что в каменной гробнице «Клады» (Новосвободная) найден самый древний бронзовый меч, который уже экспонируется в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Общая длина 63 см, длина рукояти 11 см - датируется второй третью 4-го тыс. до н. э.,,
- Древнейшая колонна. Он сообщил, что «самую древнюю колонну придумали не древние греки, а древние жители Северного Кавказа (носители дольменной культуры в 3 тыс. до н. э.)».
- Девнейший музыкальный инструмент струнно-смычковый. Он сообщил, что обнаруженный в каменной гробнице на Северном Кавказе, музыкальный инструмент (по виду напоминающий гусли), датируется концом 4 тыс. до н. э. и являеется самым древним струнно-смычковым музыкальным инструментом. Позже, инструмент получил своё имя «Шичепшин», от адыгских реставраторов, так как в общем соотвествует старинному адыгейскому народному струнно-смычковому инструменту. По сообщению А.Резепкина, в настоящее время инструмент хранится в Государственном Эрмитаже.

9 - феномен. Бигменская символика - свидетельствует о возможности бытования на Кавказе древнейшей формы государственного устройства в Европе.

Символизм культуры и религиозные культы. С.Н. Коренвский установил нижеследующие виды символизма и культы майкопской культуры, а именно :Военно-охотничья символика. Военно - бигменская символика. Символика могильного пространства и места в нем погребенного. Символизм очистительных обрядов. Комплекс страха перед умершим. Символика гробниц новосвободненской группы. Символика гробниц на Терке долинского варианта. Охра в обрядах и отражение магии отдельных частей тела. Символика курганной насыпи. Особое ритуальное отношение к отдельным предметам. Символика благородных металлов и полудрагоценных камней. Символика ритуальной сцены медведь и дерево на серебряном кубке. Символика изображений на сосуде из Сунженского могильника.

Примечания
1. БСЭ.Майкопская культура
2. С.Н. Кореневский. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья
3. Древние кавказцы
4. О.Брилева. Новые загадки эпохи энеолита и раннего бронзового века Кавказа
5. Гуп"Наследие". Кореневский С. Н. Новые данные по металлообработке майкопской культуры
6. Ковалева И. Ф. Металлические топоры постмариупольской культуры. Харьков,1995.С.28-30.
7. В. Б. Ковалевская. КОНЬ И ВСАДНИК. Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы. Москва 1977
8. Мунчаев Р. М. Бронзовые псалии майкопской культуры и проблема возникновения коневодства на Кавказе, - «Кавказ и Восточная Европа в древности», М., 1973.]
9. - 10. ГУП"Наследие".Н.Г. Ловпаче. Об истоках северокавказского единства]
11. Онайко Н.А., Дмитриев А.В. Раскопки античного могильника у пос. Мысхако
12. Шишлов А. Археологические памятники г. Новороссийска и история их исследования
13. Памятники Майкопской культуры в горах Абхазии
14. Гуп "Наследие"
15. И.М.Чеченов.О локальных вариантах в памятниках майкопской культуры
16. Державин В.Л.,Тихонов Б.Г.Новые погребения майкопской культуры в Центральном Предкавказье // КСИА. - М., 1980.
17. Охранные раскопки на галюкаевском поселении
18. Куда ушли майкопцы?
19. А.К. Гамаюнов.Об одной группе погребений эпохи ранней бронзы на нижнем Дону
20. Черкесский историко-культурный тип
21. НП Журнал Наука 21 век. Со ссылкой на академика РАН Р. Мунчаева
22. Книга Р. М. Мунчаева (в соавт)
23. Герасимова М.М.,Пежемский Д.В., Яблонский Л.Т. Палеоантропологические материалы майкопской эпохи
24. под ред. Т.И. Алексеевой. Восточные славяне. Антропология и этническая история
25. Самир Хотко: История ЧЕРКЕСИИ
26. Археология Азербайджана
27. Rezepkin A.D. Das fr;hbronzezeitliche Gr;berfeld von Klady und die Majkop-Kultur in Nordwestkaukasien. M. Leidorf, 2000(Arch;ologie in Eurasien, vol.10)
28. Кореневский С. Н. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья: Майкопско-новосвободненская общность. Проблемы внутренней типологии. М., 2004
29. Резепкин А. Д. Курган 31 могильника Клады. Проблемы генезиса и хронологии майкопской культуры// Древние культуры
30. Rezepkin A.D. Das fr;hbronzezeitliche Gr;berfeld von Klady und die Majkop-Kultur in Nordwestkaukasien
31. Не все инновации из Европы и с Востока
32. Резепкин: «Колесо изобрели совсем не на Востоке»

МАЙКОПСКАЯ КУЛЬТУРА - ар-хео-ло-гическая куль-ту-ра ран-не-го брон-зо-во-го ве-ка (начало IV-ого - начало III-го тысячелетия до нашей эры) на тер-ри-то-рии рав-нин и пред-го-рий западной и центральной час-ти Северного Кав-ка-за и Пред-кав-ка-зья.

За-ни-ма-ет бас-сей-ны Ку-ба-ни, Верх-ней Ку-мы, Верх-не-го и Среднего Те-ре-ка, при-ле-гаю-щие рай-оны Чер-но-мор-ско-го по-бе-ре-жья (от Та-ма-ни до современного города Но-во-рос-сийск) и сте-пей современного Став-ро-поль-ско-го края (еди-нич-ные па-мят-ни-ки из-вест-ны до Ниж-не-го До-на и современной Кал-мы-кии - так называемый степ-ной Май-коп); отдельные на-ход-ки - от Северного При-чер-но-мо-рья до Кас-пий-ско-го мо-ря. На се-ве-ро-вос-то-ке аре-ал майкопской культуры пе-ре-се-ка-ет-ся с зо-ной энео-ли-ти-чес-ких степ-ных куль-тур-ных групп, близ-ких к ран-не-му эта-пу ям-ной куль-ту-ры, на юго-вос-то-ке - с ку-ро-аракс-ской куль-ту-рой, из-вест-ны и сме-шан-ные па-мят-ни-ки (например, Лу-го-вой).

На-зва-на по Май-коп-ско-му кур-га-ну.

Па-мят-ни-ки изу-ча-лись с 1869 года, их общ-ность вы-де-ля-лась с конца XIX - начала XX веков как «ку-бан-ский район ок-ра-шен-ных кос-тя-ков» А.А. Спи-цы-ным, «кав-каз-ское куль-тур-ное те-че-ние» В.А. Го-род-цо-вым, «боль-шие ку-бан-ские кур-га-ны» А.М. Тальг-ре-ном, «ран-не-ку-бан-ская груп-па» А.В. Шмид-том, «вто-рая ста-дия» древ-них куль-тур Кав-ка-за А.А. Мил-ле-ром, «ран-не-ку-бан-ская груп-па» А.А. Иес-се-ном. Современный тер-мин встре-ча-ет-ся в за-пи-сях Спи-цы-на с 1920-х годов, по-лу-чил рас-про-стра-не-ние с 1950-х годах, по-сле пуб-ли-ка-ций Е.И. Круп-но-ва; не-ко-то-ры-ми ис-сле-до-ва-те-ля-ми упот-реб-ля-ет-ся так-же тер-мин «май-коп-ско-но-во-сво-бод-нен-ская общ-ность». На-чи-ная с ра-бот Иес-се-на (1950 год) раз-ли-ча-ют 2 эта-па: май-коп-ский и но-во-сво-бод-нен-ский. В ря-де ис-сле-до-ва-ний их рас-смат-ри-ва-ют как свя-зан-ные ге-не-ти-че-ски и вы-де-ля-ют пе-ре-ход-ные ком-плек-сы, в не-ко-то-рых - как куль-ту-ры, со-от-но-си-мые с различными ис-то-ка-ми. Вы-де-ляе-мые ло-каль-ные ва-ри-ан-ты, например га-лю-га-ев-ско-се-рё-гин-ский, псе-куп-ский, до-лин-ский, но-во-сво-бод-нен-ский (С.Н. Ко-ре-нев-ский), по-ка не об-ще-при-зна-ны.

Наи-бо-лее изу-че-ны по-гре-бе-ния, поч-ти все - под-кур-ган-ные, не-ред-ко с кром-ле-ха-ми; скор-чен-ные на бо-ку, в том числе по-сы-пан-ные ох-рой, го-ло-вой ча-ще ори-ен-ти-ро-ва-ны на южный сек-тор. Ран-ние на-сы-пи зем-ля-ные, для позд-них по-ка-за-тель-ны ка-мен-ные на-бро-ски и другие кон-ст-рук-ции, есть доль-ме-ны, ка-мен-ные ящи-ки и другое. Ка-ме-ры 4-уголь-ные, в том числе с ка-мен-ной, ре-же с де-ревянной об-клад-кой стен (из-вест-ны крас-но-чёр-ные рос-пи-си по бе-ло-му фо-ну: схе-ма-тич-ные изо-бра-же-ния лю-дей и другое); на по-лу ино-гда под-стил-ка, в позд-них по-гре-бе-ни-ях час-то ка-мен-ная вы-мост-ка, в том числе ог-ра-ж-дён-ная, на древ-ней по-верх-но-сти. По-се-ле-ния пло-ща-дью в основном 1-2 га, как пра-ви-ло на реч-ных тер-ра-сах. А.А. Фор-мо-зов, А.Д. Сто-ляр и другие от-но-си-ли к майкопской культуре груп-пу ук-реп-лён-ных (в том числе ка-мен-ны-ми сте-на-ми) по-се-ле-ний Центрального и Западного Кав-ка-за, ко-то-рые ны-не рас-смат-ри-ва-ют в рам-ках куль-ту-ры жем-чуж-но-на-коль-ча-той ке-ра-ми-ки. До-ма пря-мо-уголь-ные, на-зем-ные, кар-кас-но-гли-но-бит-ные; из-вест-ны гли-но-бит-ные по-лы, оча-ги. На-ли-чие ок-руг-лых по-стро-ек (в восточных рай-онах) объ-яс-ня-ют ино-куль-тур-ны-ми влия-ния-ми; на тер-ри-то-рии Ка-бар-ди-но-Бал-ка-рии за-фик-си-ро-ва-ны длин-ные, уг-луб-лён-ные до 1,4 м со-ору-же-ния. Есть хо-зяйственные ямы.

Ке-ра-ми-ка из хо-ро-шо от-му-чен-но-го тес-та, в том числе ан-го-би-ро-ван-ная, ло-щё-ная, в основном не-ор-на-мен-ти-ро-ван-ная; ряд со-су-дов сде-ла-ны на гон-чар-ном кру-ге (древ-ней-шем на Кав-ка-зе). Для ран-не-го эта-па по-ка-за-тель-ны гор-шки ша-ро-вид-ной фор-мы с рез-ко ото-гну-тым вен-чи-ком; ке-ра-ми-ка по-се-ле-ний раз-но-об-раз-нее, но ху-же изу-че-на. На но-во-сво-бод-нен-ском эта-пе пред-став-ле-ны тем-но-ло-щё-ные со-су-ды с уз-ким гор-лом и за-ужен-ным пло-ским дном, мис-ки, как пра-ви-ло, с за-гну-тым внутрь кра-ем, куб-ки и другое; ча-ще встре-ча-ют-ся руч-ки-уш-ки, ор-на-мент («жем-чуж-ный», врез-ной и другое).

На фо-не син-хрон-ных куль-тур Восточной Ев-ро-пы осо-бен-но мно-го-чис-лен-ны и раз-но-об-раз-ны из-де-лия из брон-зы (мышь-я-ко-вой и ни-ке-ле-вой), главным образом ме-ст-ных форм: со-су-ды (пре-имущественно кот-лы); раз-но-об-раз-ные то-по-ры, мо-ты-ги, кин-жа-лы, но-жи; 4-гран-ные ши-лья, до-ло-та с же-лоб-ча-тым лез-ви-ем; есть на-ко-неч-ни-ки ко-пий, меч и другое. Спе-ци-фич-ны втуль-ча-тые дву-зу-бые, ино-гда од-но-зу-бые «ви-лы-крюч-ки»; со-гну-тые (об-ра-зу-ют пет-лю по-се-ре-ди-не) дро-ты, из-ред-ка с ок-руг-лы-ми кон-ца-ми (ны-не оп-ре-де-ля-ют как древ-ней-шие пса-лии для за-пряж-ки бы-ков). Пред-став-ле-ны зо-ло-тые и се-реб-ря-ные со-су-ды, фи-гур-ки, ви-соч-ные коль-ца, бу-лав-ки, лен-ты, бу-сы, на-клад-ки, пла-стин-ки и другое. Из кам-ня де-ла-лись зер-но-тёр-ки, пес-ты, вкла-ды-ши сер-пов, то-по-ры, тес-ло- и до-ло-то-вид-ные ору-дия, на-ко-неч-ни-ки стрел; то-чи-ла и ин-ст-ру-мен-ты, свя-зан-ные с ме-тал-ло-об-ра-бот-кой; най-де-ны но-жи, на-вер-шия бу-лав, со-су-ды; фи-гур-ка жи-вот-но-го и ци-лин-д-рические пе-ча-ти с Ближ-не-го Вос-то-ка; сре-ди ук-ра-ше-ний - брас-ле-ты, под-вес-ки, бу-сы (в основном сер-до-лик, есть ла-зу-рит).

Из кос-ти и ро-га: до-лот-ца, ры-бо-лов-ные крюч-ки, на-ко-неч-ни-ки стрел (есть с зо-ло-той об-клад-кой), под-вес-ки и бу-сы, мо-ло-ток с от-вер-сти-ем и другое.

В ос-но-ве хо-зяй-ст-ва - ско-то-вод-ст-во (пре-имущественно круп-ный и мел-кий ро-га-тый скот) и зем-ле-де-лие.

Не-со-мнен-на связь майкопской культуры с куль-ту-ра-ми Ближ-не-го Вос-то-ка - от Северной Ме-со-по-та-мии до Восточной Ана-то-лии (в том числе тра-ди-ции, близ-кие куль-ту-рам Убейд и Урук). Кон-крет-ное уча-стие в фор-ми-ро-ва-нии майкопской культуры пред-ше-ст-вую-ще-го на-се-ле-ния Северного Кав-ка-за поч-ти не изу-че-но. Ме-ха-низ-мы фор-ми-ро-ва-ния и рас-про-стра-не-ния но-вой куль-ту-ры, как и судь-бы её но-си-те-лей, дис-кус-си-он-ны. В сме-нив-шей майкопскую культуру общ-но-сти се-ве-ро-кав-каз-ской куль-ту-ры про-сле-жи-ва-ют лишь отдельные эле-мен-ты, свя-зы-вае-мые с май-коп-ской куль-ту-рой.

Смотри так-же литературу при статье Май-коп-ский кур-ган.