Биография франсиско гойя. Гойя франсиско хосе де, испанский живописец Гойя биография кратко

Гойя Франсиско (полные имя и фамилия Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес) (1746-1828), испанский живописец.

Родился 30 марта 1746 г. в селении Фуэн-детодос близ Сарагосы в семье мастера-позолотчика. Учился в Сарагосе у X. Лусан-и-Мартинеса, потом (1769 г.) отправился в Италию.

В 1771 г., получив вторую премию пармской Академии художеств за картину на античную тему, вернулся в Сарагосу, где писал фрески. Около 1773 г. Гойя обосновался в Мадриде. В 1776-1780 и 1786-1791 гг. художник выполнил свыше 60 панно для королевской шпалерной мануфактуры - они служили образцами (картонами) для ковров. На панно он изображал яркие сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений («Зонтик», 1777 г.; «Продавец посуды» и «Мадридский рынок», оба 1778 г.; «Игра в пело-ту», 1779 г.; «Молодой бык», 1780 г. «Раненый каменщик», 1786 г.; «Игра в жмурки», 1791 г.).

С начала 80-х гг. XVIII в. Гойя получил известность как портретист. Первые его работы в этом жанре отличались парадностью (портрет графа Флоридабланка, 1782-1783 гг.). Однако со временем всё больше начинают ощущаться интимность и лёгкая ирония по отношению к модели («Семья герцога Осуна», 1787 г.; портрет маркизы Анны Понтехос, около 1787 г.).

В 1780 г. Гойя был избран в мадридскую Академию художеств, в 1786 г. назначен придворным живописцем. В этот период художник сблизился с испанскими просветителями Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом и М. X. Кинтаной.

Осенью 1792 г. Гойя тяжело заболел и оглох, однако не оставил работу. Конец 90-х гг. XVIII в. - начало 10-х гг. XIX в. - пора расцвета портретного творчества художника. В его работах звучит целая гамма переживаний: от одиночества и незащищённости человека (портреты сеньоры Бермудес, Ф. Байеу, оба 1796 г.; портрет Ф. Савасы Гарспы, около 1805 г.) до стойкого сопротивления невзгодам («Ла Тирана», 1799 г.; портреты доктора Пераля, 1796 г., Ф. Гий-марде, 1798 г., Исабель Ковос де Порсель, около 1806 г.).

Картина «Семья короля Карла IV» (1800 г.) прекрасно передаёт глубокую неприязнь Гойи к испанским монархам. Он даже не пытается приукрасить чопорные, властолюбивые и в целом невыразительные лица моделей. Совсем иначе художник передаёт таинственную притягательность женщины в «Махе одетой» и «Махе обнажённой» (обе 1802 г.).

Одним из самых ярких произведений Гойи по праву считается первая большая серия сатирических офортов «Капричос» (исп. «фантазия», «игра», «воображение»; 80 листов с комментариями художника, 1797-1798 гг.).

В годы оккупации Испании войсками Наполеона I Гойя пишет глубоко патриотические картины, проникнутые любовью к родному народу («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», обе около 1814 г.; серию офортов «Бедствия войны», 82 листа, 1810-1820 гг.). Работу над офортами он заканчивал уже в обстановке реставрации в Испании монархии Фердинанда VII и жестокой реакции.

Гойя (Goya), Франсиско, собственно Хосе де Гойя-и-Лусьентес – испанский живописец. Гойя родился в 1746 г. в деревушке близ Сарагосы, в крестьянской семье. С раннего возраста бойкий мальчик проявил большую склонность к живописи и 14-ти лет поступил в мастерскую к художнику в Сарагосе. Приняв участие в схватке с одним из религиозных братств, Гойя должен был бежать и в 1765 г. попал в Мадрид. Любовные приключения и дуэли, очень многочисленные у сильного и ловкого Гойи, и опасности, преследования со стороны инквизиции за одну из дуэлей заставили его покинуть и Мадрид. В труппе бойцов с быками, постепенно переходя из города в город, Франсиско Гойя добрался до Италии и, наконец, до Рима, который давно привлекал его к себе.

Пребывание в Италии и знакомство с итальянской школой нисколько не повлияли на Гойю. И в классическом Риме, в общении с Давидом , Франсиско Гойя остался самим собою и ничего не взял от классицизма : сюжеты для своих картин, написанных в Риме, Гойя брал из испанской жизни и ими обратил на себя внимание.

Франсиско Гойя. Портрет Гаспара Ховельяноса, 1798

Вернувшись в 1775 г. в Испанию, Гойя исполнил по заказу 30 эскизов для королевской фабрики ковров. Вопреки обычаю, в них он воспроизвел не классические сюжеты, а изобразил сцены из испанской жизни – народные увеселения, игры, охоту, рыбную ловлю. Эти 30 очень жизненных картонов и положили начало славе Франсиско Гойи. В 1780 г. он был сделан членом мадридской академии художеств, в 1786 г. – придворным живописцем и в 1795 – президентом академии.

Франсиско Гойя. Маха обнажённая, 1799-1800

В 1798 г. Гойя написал фрески в церкви Святого Антония делла Флорида близ Мадрида и достиг высшей славы у двора и среди знати. Его завалили заказами на портреты. Из 200 портретов лучшие те, оригиналы которых увлекали Гойю. Таковы портреты королев Марии Хосефы, Изабеллы Сицилийской и два портрета Махи, одетой и обнаженной, полные своеобразной чувственной прелести.

Франсиско Гойя. Маха одетая, 1800-1803

Но Гойя в эту пору одновременно с писанием портретов в талантливых фантастических рисунках отдался бичеванию неумолимою сатирой различных пороков аристократии и монашества и вообще испанских нравов.

Почти одна вслед за другой вышли серии гравюр Гойи под заглавиями «Капричос» (80 листов, 1793 – 1798), «Тавромахия» (30 листов, 1801), «Пословицы» (18 листов, около 1810). В 1810 – 15 гг. он издал 80 рисунков «Бедствий войны», изображающих сцены и ужасы нашествия французов на Испанию.

В правление Фердинанда VII Франсиско Гойя вынужден был еще раз покинуть Мадрид и на этот раз навсегда. Сначала, в 1822 г., Гойя поселился в Париже, затем перебрался в Бордо и там умер в 1828 г. на 82 году жизни, все еще полный жизни, сил и неукротимой энергии.

Франсиско Гойя. Испанский король Фердинанд VII, ок. 1814

Гойя принадлежит к самым выдающимся испанским художникам. Его религиозные картины и фрески, написанные без соответствующего настроения, не имеют большого значения. Важнее его характерные портреты, и особенно ценны его изображения национальной жизни, в которых он первый, в эпоху классицизма, открыл испанскую действительность и со всей силой показал глубокое понимание её и блестящий реалистический талант. Свежи и сильны полные озлобления и фантазии гравюры Гойи. Как живописец, Гойя тонко владел светотенью Рембрандта и светом Веласкеса . Иногда он писал с импрессионизмом и дал в начале XIX в. образцы того, что выступило в конце XIX века у импрессионистов .

Литература о Франсиско Гойе

Матерон, «Биография Гойи» (1858)

Ириарте, «Гойя» (1867)

Лефор, «Франсиско Гойя»

Бенуа , «Гойя» («Шиповник»)

Бертельс, «Франсиско Гойя»

Кан, «Франсиско Гойя»

Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де, испанский живописец, гравер, рисовальщик. С 1760 учился в Сарагосе у Х.Лусана-и-Мартинеса. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). С 1773 художник работал в Мадриде, в 1776–1791 выполнил для королевской мануфактуры свыше 60 гобеленов с насыщенными по цвету и простыми по композиции сценами повседневной жизни и народных развлечений (“Зонтик”, 1777, “Игра в пелоту”, 1779, “Игра в жмурки”, 1791, – все в Прадо, Мадрид).

С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (“Семья герцога Осуна”, 1787, Прадо, Мадрид; портрет маркизы А.Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 - директор ее живописного отделения), в 1799 - “первый живописец короля”. Одновременно в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной Испании “старого порядка”. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов “Капричос” (80 листов с комментариями художника, 1797–1798); смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф.Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (“Маха одетая” и “Маха обнаженная”, обе - Прадо, Мадрид).

С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете “Семья Карла IV” (1800, Прадо, Мадрид). Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции (“Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде”, “Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года”, обе –около 1814, Прадо, Мадрид), философски осмысляющая судьбы народа серия офортов “Бедствия войны” (82 листа, 1810–1820).

В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме “Кинто дель Сордо” (“Дом глухого”), стены которого расписал маслом. В созданных здесь сценах (ныне в Прадо, Мадрид), включающих невиданно смелые для своего времени, остродинамичные изображения многоликих масс и устрашающие символико-мифологические образы, он воплощал идеи противостояния прошлого и будущего, бесконечно-ненасытного дряхлого времени (“Сатурн”) и освободительной энергии юности (“Юдифь”). Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов “Диспаратес” (22 листа, 1820–1823). Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине “Похороны сардинки” (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов “Тавромахия” (1815).

С 1824 Гойя жил во Франции, где писал портреты друзей, осваивал технику литографии. Искусство Гойи повлияло на формирование многих художественных явлений 19 века. Его воздействие ощущается в творчестве Жерико, Делакруа, Домье, Эдуард Мане. Влияние его творчества на живопись и графику имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до современности.

Знаменитый художник Франсиско де Гойя родился 30 марта 1746 года в Фуэндетодос в Испании. Он начал свои исследования искусства еще подростком и даже некоторое время провел в , для продвижения своих навыков. В 1770-х годах Гойя работал в испанском королевском дворе. В дополнение заказов портретов дворян, он создал произведения, которые критиковали социальные и политические проблемы своей эпохи.

Сын гульден, Гойя провел часть своей юности в Сарагосе. Там он начал заниматься живописью в возрасте около четырнадцати лет. Был студентом Хосе Мартинес Лузан. Он копировал произведения великих мастеров, находя вдохновение в творчестве таких художников, как Диего Родригес де Сильва Веласкес и у .

Позже Гойя переехал в , где он начал работать с братьями-Франциско и Рамон Bayeu у Subías в их студии. Он стремился продолжить свое художественное образование в 1770 или 1771, путешествуя по Италии. В Риме Гойя изучал классику там и работал. Он представил картину в конкурсе, проводимом Академией изящных искусств в городе Парме. В то время как судьям понравилась его работа, ему не удалось выиграть главный приз.

Через немецкого художника Антона Рафаэля Менгса, Гойя начал создавать работы для королевской семьи Испании. Сначала он нарисовал карикатуры гобеленов, которые послужили моделями на заводе в Мадриде. Эти работы показали сцены из повседневной жизни, такие как «Зонтик» (1777) и «Керамика Производитель» (1779).

В 1779 году Гойя получил назначение в качестве художника к королевскому двору. Он продолжал расти в статусе, получив допуск в Королевской Академии Сан-Фернандо в следующем году. Со временем Гойя создал себе репутацию портретиста. Работа "Герцог и герцогиня Осуна и их дети" (1787-1788) отлично это иллюстрирует. Он умело написал мельчайшие элементы их лица и одежду.

В 1792 году Гойя стал совершенно глухой, после страдал от неизвестной болезни. Его стиль несколько изменился. Продолжая развиваться профессионально, Гойя был назначен директором Королевской академии в 1795 году, но он никогда не забывал бедственного положения испанского народа, и отражал это в своих работах.

Гойя создал серию фотографий под названием «Капричос» в 1799 году. Даже в своей официальной работе, как полагают исследователи, бросил критический взгляд на своих подданных. Он написал портрет семьи короля Карла IV около 1800 года, которая остается одной из самых известных его работ.

Политическая обстановка в стране впоследствии стала настолько напряжена, что Гойя добровольно отправился в изгнание в 1824 году. Несмотря на свое плохое здоровье, он думал, что ему будет безопаснее за пределами Испании. Гойя переехал в Бордо, где он провел остаток своей жизни. Здесь он продолжал еще писать. Некоторые из его более поздних работ - это портреты друзей и жизнь в изгнании. Умер художник 16 апреля 1828 года в Бордо во Франции.


Универсальное творчество Франсиско Гойя

Self portrait
Autorretrato
1783
Галерея: Musée Agen, France


Диапазон мастерства Франсиско Гойи огромен – как по тематике (он рисовал портреты, жанровые и батальные сцены), так и по использованным техническим приемам. По словам испанского философа и публициста Хосе Ортеги-и-Гассета, художник «обращался ко всем возможным темам – религиозным и светским, дьявольским и фантасмагорическим.



Portrait of Maria Teresa de Vallabriga on horseback
Retrato de María Teresa de Vallabriga a caballo
1783


Гойя не обошел стороной ни один жанр, будь то религиозно-культовая живопись, аллегория, композиция в перспективе, сатирическая гравюра или карикатура.

Не в этом ли универсальном, всеохватывающем характере творчества Гойи кроется одна из причин того, что ни один из искусствоведов не смог определить органической целостности всего искусства художника?».



Wife of Juan Agustín Ceán Bermúdez
Esposa de Juan Agustín Ceán Bermúdez
c.1785


Франсиско Гойя родился 30 марта 1746 года в небольшой деревне Фуэнтетодос, в Испании. Первые навыки рисования он приобрел в мастерской Хосе Лусана, который придерживался академических канонов в живописи. После нескольких неудачных попыток продолжить образование в Академии Изящных Искусств в Мадриде, примерно с 1769 по 1771 год он путешествовал по Италии.




St. Gregory the Great
San Gregorio el Grande
1797


Во время этого путешествия он получил вторую премию на конкурсе живописи, организованном Академией Искусств города Пармы. Вернувшись на родину, художник выполнил фрески для бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе, отмеченные сильным влиянием итальянского барокко. В 1773 году он приехал в Мадрид, и в последующие годы выполнил около 60 картонов для ковров, выпускаемых королевской мануфактурой.



Duke of Alba
Duque de Alba
1795


Насыщенные по цвету и простые по композиции, они изображали людей, занятых повседневными делами. Среди этих работ особо выделяются - «Зонтик», «Игра в пелоту», «Игра в жмурки». Работа Гойи над этими картонами стала одним из самых плодотворных этапов в начале карьеры художника в Мадриде.

Известность пришла к нему в начале 1780-х годов благодаря портретам, написанным в изысканной цветовой гамме, создающей легкую дымку («Семья герцога Осуна», «Портрет Исабель Кобос де Порсель»). Гойя брался за портреты в том числе и для того, чтобы заработать себе на жизнь.




Portrait of Ferdinand Guillemardet
Retrato de Fernando Guillemardet
1798


Так, в 1783 году он написал «Портрет графа Флоридабланка», а на следующий год – «Проповедь Святого Бернарда Сиенского».

В 1780 году Франсиско Гойя стал членом мадридской Академии художеств, в 1785 - вице-директором, в 1795 году - директором ее живописного отделения. В 1786 году он получил звание придворного живописца, что обеспечило ему значительное ежегодное жалование и позволило писать не только портреты на заказ, но и работать над собственными художественными проектами, к которым относится, например, картина «Ярмарка на лугу Сан-Исидро».

Произведениям Гойи, созданным в 1786-1792 годах свойственны жемчужные переливы, отголоски французского рококо. На протяжении шести лет художнику удалось добиться творческого и общественного признания. В 1789 году король Карл IV назначил его на должность главного придворного живописца. В это время Гойя создает картоны «Игра в жмурки» и «Сельская свадьба».



Portrait of Don Francisco de Borja Tellez Giron
Retrato de Don Francisco de Borja Téllez Girón
c.1816


В 1792 году художника постигло несчастье, которое отразилось на его творчестве. Во время поездки в город Кадис художник тяжело заболел и навсегда потерял слух. От этого удара судьбы он не смог полностью оправиться до конца жизни. Как считают многие критики, после болезни творчество художника обрело свой собственный неподражаемый стиль, характерной чертой которого стало глубоко пессимистическое видение мира.

Из письма Франсиско Гойи к его другу, писателю и дипломату Бернардо де Ириарте, от 4 января 1794 года:

«Чтобы занять воображение, мучимое думами о моих бедах… я написал серию небольших картин, в которых смог отразить то, что обычно не находит места в работах, сделанных на заказ, где нет простора капризам и выдумке».

К этому периоду творчества Гойи относятся картины «Сумасшедший дом», «Похороны сардинки», «Коррида», «Процессия самобичующихся» и другие.

В 1798 году художником были созданы великолепные фрески храма Сан-Антонио де ла Флорида, а затем – знаменитая серия офортов «Капричос». В 1801 году Гойя завершил один из самых известных своих шедевров – картину «Семья короля Карла IV». В творчестве художника нашла отражение и война за независимости Испании от наполеоновской Франции.



The Quail Shoot
La caza de la codorniz o La partida de caza
1775


Он написал серию офортов «Ужасы войны» и картины «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде: битва с мамелюками» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года а Мадриде, на холме Принсипе Пио». В 1817-1819 годах Гойя работал над своим «Автопортретом», ставшим впоследствии знаменитым. В чертах своего лица художник отобразил следы драматических событий прожитой жизни. Он добился особой экспрессивности посредством контраста света, падающего на лицо, и затемненного фона картины.




The Fight at the Venta Nueva
La lucha en la Venta Nueva
1777


В 1823 году, после свержения конституционного строя в Испании, либерал Гойя был вынужден уехать сначала в Париж, а затем в Бордо. Там он продолжил создавать картины и гравюры – серия «Бордосские быки». Последними работами мастера стали «Молочница из Бордо» и «Портрет Хосе Пио де Молина», который он так и не успел завершить. Франсиско Гойя умер в ночь с 15 на 16 апреля 1828 года.

По материалам «Энциклопедии мировой живописи» (М.: Олма-Пресс, 2001. – С. 83-85) и книги «Музей Прадо. Испанская живопись» (Editorial Escudo de Oro, S. A. – C. 84-111).

Tvkultura.ru 30.03.06




The Swing
El columpio
1779



They Sing for the Composer
Cantan para el compositor
Жанр: каприччо


Even so he cannot make her out
Ni asi la distingue
Жанр: каприччо



Mariana Waldstein, Ninth Marquesa de Santa Cruz
Mariana Waldstein, marquesa de Santa Cruz Novena