Является ли николай 2 святым. Вся правда о канонизации Николая II. Какие же это святые

Хотя государь и подписал отречение от престола как от обязанностей по управлению государством, но это не означает еще его отречения от царского достоинства. Пока не был поставлен на царство его преемник, в сознании всего народа он по-прежнему оставался царем, и его семья оставалась царской семьей. Они сами так себя осознавали, так же их воспринимали и большевики. Если бы государь в результате отречения потерял бы царское достоинство и стал бы обычным человеком, то зачем и кому нужно было бы его преследовать и убивать? Когда кончается, например, президентский срок, кто будет преследовать бывшего президента? Царь не добивался престола, не проводил предвыборных кампаний, а был предназначен к этому от рождения. Вся страна молилась о своем царе, и над ним был совершен богослужебный чин помазания святым миром на царство. От этого помазания, которое являло благословение Божие на труднейшее служение православному народу и православию вообще, благочестивый государь Николай II не мог отказаться, не имея преемника, и это прекрасно понимали все.

Государь, передавая власть своему брату, отошел от исполнения своих управленческих обязанностей не из страха, а по требованию своих подчиненных (практически все командующие фронтами генералы и адмиралы) и потому что был человеком смиренным, и сама идея борьбы за власть была ему абсолютно чужда. Он надеялся, что передача престола в пользу брата Михаила (при условии его помазания на царство) успокоит волнение и тем самым пойдет на пользу России. Этот пример отказа от борьбы за власть во имя благополучия своей страны, своего народа является очень назидательным для современного мира.

Царский поезд, в котором Николай II подписал отречение от престола

- Он как-то упоминал об этих своих взглядах в дневниках, письмах?

Да, но это видно и из самих его поступков. Он мог бы стремиться эмигрировать, уехать в безопасное место, организовать надежную охрану, обезопасить семью. Но он не предпринимал никаких мер, хотел поступать не по своей воле, не по своему разумению, боялся настаивать на своем. В 1906 году, во время Кронштадтского мятежа государь после доклада министраиностранных дел сказал следующее: «Если вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи - в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей». Уже незадолго до своего страдания государь говорил: «Я не хотел бы уезжать из России. Слишком я ее люблю, я лучше поеду в самый дальний конец Сибири». В конце апреля 1918 года, уже в Екатеринбурге, Государь записал: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой - да свершится воля Божия!»

- Многие усматривают в отречении обыкновенную слабость…

Да, некоторые видят в этом проявление слабости: человек властный, сильный в обычном понимании слова не отрекся бы от престола. Но для императора Николая II сила была в другом: в вере, в смирении, в поиске благодатного пути по воле Божьей. Поэтому он не боролся за власть - да и вряд ли ее можно было удержать. Зато святое смирение, с которым он отрекся от престола и потом принял мученическую кончину, способствует и сейчас обращению всего народа с покаянием к Богу. Все-таки в значительном большинстве наш народ - после семидесяти лет безбожия - считает себя православным. К сожалению, большинство - не воцерковленные люди, но все-таки и не воинствующие безбожники. Великая княжна Ольга писала из заточения в Ипатьевском доме в Екатеринбурге: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него - он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь». И, может быть, образ смиренного царя-мученика в большей степени подвигнул наш народ к покаянию и к вере, чем мог бы это сделать сильный и властный политик.

Комната великих княжон в Ипатьевском доме

Революция: неизбежность катастрофы?

- То, как жили, как верили последние Романовы, повлияло на их канонизацию?

Безусловно. О царской семье написано очень много книг, сохранилось множество материалов, которые указывают на очень высокое духовное устроение самого государя и его семьи, - дневники, письма, воспоминания. Их вера засвидетельствована всеми, кто их знал, и многими их поступками. Известно, что государь Николай II построил множество храмов и монастырей, он, государыня и их дети были глубоко верующими людьми, регулярно причащались Святых Христовых Таин. В заключении они постоянно молились и по-христиански готовились к своей мученической участи, а за три дня до смерти охрана разрешила священнику совершить литургию в Ипатьевском доме, за которой все члены царской семьи причастились. Там же великая княжна Татьяна в одной из своих книг подчеркнула строки: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту. Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом». А Государь записал: «Я твердо верю, что Господь умилосердится над Россиею и умирит страсти в конце концов. Да будет Его Святая Воля». Также хорошо известно, какое место в их жизни занимали дела милосердия, которые совершались в евангельском духе: сами царские дочери вместе с императрицей ухаживали за ранеными в госпитале во время Первой мировой войны.

Очень разное отношение к императору Николаю II сегодня: от обвинений в безволии и политической несостоятельности до почитания как царя-искупителя. Можно ли найти золотую середину?

Я думаю, что самым опасным признаком тяжелого состояния многих наших современников является отсутствие всякого отношения к мученикам, к царской семье, вообще ко всему. К сожалению, многие сейчас пребывают в какой-то духовной спячке и не способны в свое сердце вместить какие-либо серьезные вопросы, искать на них ответы. Крайности, которые Вы назвали, мне кажется, встречаются не во всей массе нашего народа, а только в той, которая еще о чем-то думает, еще чего-то ищет, к чему-то внутренне стремится.

Что можно ответить на такое заявление: жертва царя была совершенно необходима, и благодаря ей была искуплена Россия?

Подобные крайности звучат из уст людей, богословски неосведомленных. Поэтому они начинают переформулировать некоторые пункты учения о спасении применительно к царю. Это, конечно, совершенно неправильно, в этом нет логики, последовательности и необходимости.

- Но говорят, что подвиг новомучеников много значил для России…

Только подвиг новомучеников один и смог противостоять тому разгулу зла, которому подверглась Россия. Во главе этого мученического воинства стояли великие люди: патриарх Тихон, величайшие святители, такие, как митрополит Петр, митрополит Кирилл и, конечно, государь Николай II и его семья. Это такие великие образы! И чем больше будет проходить времени, тем будет понятнее их величие и их значение.

Я думаю, что сейчас, в наше время, мы можем более адекватно оценить то, что произошло в начале ХХ столетия. Знаете, когда бываешь в горах, открывается совершенно удивительная панорама - множество гор, хребтов, вершин. А когда удаляешься от этих гор, то все хребты поменьше уходят за горизонт, но над этим горизонтом остается одна огромная снежная шапка. И понимаешь: вот доминанта!

Так и здесь: проходит время, и мы убеждаемся в том, что эти наши новые святые были действительно исполины, богатыри духа. Я думаю, что и значение подвига царской семьи со временем будет открываться все больше, и будет понятно, какую великую веру и любовь они явили своим страданием.

Кроме того, спустя столетие видно, что никакой самый мощный вождь, никакой Петр I не смог бы своей человеческой волей сдержать то, что происходило тогда в России.

- Почему?

Потому что причиной революции было состояние всего народа, состояние Церкви - я имею в виду человеческую ее сторону. Мы зачастую склонны идеализировать то время, но на самом деле все было далеко не безоблачно. Народ наш причащался раз в год, и это было массовое явление. На всю Россию было несколько десятков епископов, патриаршество было отменено, самостоятельности Церковь не имела. Система церковноприходских школ по всей России - огромная заслуга обер-прокурора Святейшего Синода К. Ф. Победоносцева - была создана только к концу XIX века. Это, безусловно, великое дело, народ стал учиться грамоте именно при Церкви, но произошло это слишком поздно.

Многое можно перечислять. Ясно одно: вера стала во многом обрядовой. О тяжелом состоянии души народной, если можно так сказать, свидетельствовали многие святые того времени - прежде всего, святитель Игнатий (Брянчанинов), святой праведный Иоанн Кронштадтский. Они предвидели, что это приведет к катастрофе.

- Сам царь Николай II и его семья эту катастрофу предчувствовали?

Конечно, и мы находим об этом свидетельства в их дневниковых записях. Как мог не чувствовать государь Николай II, что происходит в стране, когда прямо у Кремля бомбой, брошенной террористом Каляевым, был убит его дядя, Сергей Александрович Романов? А революция 1905 года, когда бунтом были охвачены даже все семинарии и духовные академии, так что пришлось их временно закрыть? Это ведь говорит о состоянии Церкви и страны. На протяжении нескольких десятков лет перед революцией в обществе происходила систематическая травля: травили в печати веру, царскую семью, совершались покушения террористов на жизнь правителей…

- Вы хотите сказать, что невозможно обвинять исключительно Николая II в свалившихся на страну бедах?

Да, именно так - ему суждено было родиться и царствовать в это время, он уже не мог просто напряжением воли изменить ситуацию, потому что она шла из глубины народной жизни. И в этих условиях он избрал путь, который был ему наиболее свойственен, - путь страдания. Царь глубоко страдал, душевно страдал еще задолго до революции. Он старался добром и любовью отстоять Россию, делал это последовательно, и эта позиция подвела его к мученичеству.

Подвал дома Ипатьева, Екатеринбург. В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. здесь был убит вместе с семьей и домочадцами император Николай II

Какие же это святые?..

Отец Владимир, в советское время, очевидно, канонизация была невозможна по политическим причинам. Но и в наше время для этого потребовалось восемь лет… Почему так долго?

Вы знаете, после перестройки прошло больше двадцати лет, а пережитки советской эпохи еще очень сильно сказываются. Говорят, что Моисей потому сорок лет со своим народом бродил по пустыне, что нужно было умереть тому поколению, которое жило в Египте и было воспитано в рабстве. Чтоб народ стал свободным, нужно было тому поколению уйти. И тому поколению, которое жило при советской власти, не очень-то легко изменить свой менталитет.

- Из-за определенного страха?

Не только из-за страха, скорее, из-за штампов, которые насаждались с самого детства, которые владели людьми. Я знал многих представителей старшего поколения - среди них священники и даже один епископ, - которые еще застали государя Николая II при жизни. И я был свидетелем того, что они не понимали: зачем его канонизировать? какой же он святой? Им трудно было примирить образ, который они с детства восприняли, с критериями святости. Этот кошмар, который мы сейчас себе и не можем представить по-настоящему, когда немцами были оккупированы огромные части Российской империи, хотя Первая мировая война обещала закончиться победоносно для России; когда начались страшные гонения, анархия, Гражданская война; когда наступил голод в Поволжье, развернулись репрессии и т. д. - видимо, как-то оказался увязан в молодом восприятии людей того времени со слабостью власти, с тем, что не было настоящего вождя у народа, который мог бы противостать всему этому разгулу зла. И некоторые люди до конца жизни оставались под влиянием этого представления…

И потом, конечно, очень трудно сопоставить в своем сознании, например, святителя Николая Мирликийского, великих подвижников и мучеников первых веков со святыми нашего времени. Я знаю одну старушку, у которой дядю-священника канонизировали как новомученика - он был расстрелян за веру. Когда ей об этом сказали, она удивилась: «Как?! Нет, он, конечно, был очень хороший человек, но какой же он святой?» То есть людей, с которыми мы живем, принять как святых нам не так-то легко, потому что для нас святые - «небожители», люди из другого измерения. А те, кто с нами вместе ест, пьет, разговаривает и переживает - какие они святые? Трудно образ святости приложить к близкому тебе в быту человеку, и это тоже имеет очень большое значение.

В 1991 году останки царской семьи были найдены и захоронены в Петропавловской крепости. Но Церковь сомневается в их подлинности. Почему?

Да, была очень долгая полемика о подлинности этих останков, было проведено множество экспертиз за границей. Одни из них подтверждали подлинность этих останков, а другие подтверждали не очень очевидную достоверность самих экспертиз, то есть была зафиксирована недостаточно четкая научная организация процесса. Поэтому наша Церковь уклонилась от решения этого вопроса и оставила его открытым: она не рискует согласиться с тем, что недостаточно проверено. Есть опасения, что, заняв ту или иную позицию, Церковь станет уязвима, потому что нет достаточного основания для однозначного решения.

Крест на месте строительства храма Державной иконы Божией Матери, монастырь Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме. Фото предоставлено пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси

Конец венчает дело

Отец Владимир, я вижу, у Вас на столе среди прочих лежит книга о Николае II. Каково Ваше личное отношение к нему?

Я вырос в православной семье и с самого раннего детства знал об этой трагедии. Конечно, всегда относился к царской семье с почитанием. Неоднократно бывал в Екатеринбурге…

Думаю, если отнестись со вниманием, серьезно, то нельзя не почувствовать, не увидеть величие этого подвига и не быть очарованным этими чудными образами - государя, государыни и их детей. Их жизнь была полна трудностей, скорбей, но была прекрасна! В какой строгости воспитывались дети, как они все умели трудиться! Как не любоваться поразительной духовной чистотой великих княжон! Современным молодым людям нужно увидеть жизнь этих царевен, столь они были просты, величественны и прекрасны. За одно только целомудрие можно было их уже канонизировать, за их кротость, скромность, готовность служить, за их любвеобильные сердца и милосердие. Они ведь были очень скромными людьми, непритязательными, никогда не стремились к славе, жили так, как их Бог поставил, в тех условиях, в которые они были поставлены. И во всем отличались удивительной скромностью, послушанием. Никто никогда не слышал, чтобы они проявляли какие-либо страстные черты характера. Наоборот, в них было взращено христианское устроение сердца - мирное, целомудренное. Достаточно даже просто посмотреть фотографии царской семьи, они сами по себе уже являют удивительный внутренний облик - и государя, и государыни, и великих княжон, и царевича Алексея. Дело не только в воспитании, но и в самой их жизни, которая соответствовала их вере, молитве. Они были настоящими православными людьми: как верили, так и жили, как думали, так и поступали. Но есть поговорка: «Конец венчает дело». «В чем застану, в том и сужу» - говорит Священное Писание от лица Бога.

Поэтому царская семья канонизирована не за свою жизнь, очень высокую и прекрасную, но прежде всего - за свою еще более прекрасную смерть. За предсмертные страдания, за то, с какой верой, кротостью и послушанием воле Божией они пошли на эти страдания, - в этом их неповторимое величие.

Валерия ПОСАШКО

Несколько лет назад Российская Православная Церковь объявила Николая II Святым великомучеником. Так кто же всё-таки был Николай II, и зачем Российская Православная Церковь причислила его к лику великомучеников. Останки его, и семьи торжественно захоронены в царской усыпальнице.

Конечно, нужно признать, что трагическая смерть, постигшая всю царскую семью, вызывает лишь сожаление и сочувствие. Ну и конечно, негодование за такое бесчеловечное уничтожение женщин и малолетних членов семьи.

Однако, давайте попытаемся разобраться, кто и почему привёл царскую семью к такому трагическому исходу.

Уже своим отречением от престола Николай II подписал приговор и своей семье, и себе самому.

Давайте посмотрим, у кого больше власти было в Российской Империи до февральской революции, у царя или Ленина?

У Николая II была вся полнота самодержавной власти, поддерживаемая сотнями лет правления российских царей. У самого народа в крови и в костном мозге сидело благоговение перед самодержавным монархом, и святая уверенность, что никак иначе быть не может, и что это установленное богом право царей, править российскими народами, во веки веков.

И какая власть, и поддержка народа была у Владимира Ленина до февральской революции? Не то что до начала февральской революции, но и после октябрьской революции, полнота власти большевиков над страной была очень зыбкой, и их положение улучшилось лишь к концу гражданской войны.

Но всё началось гораздо ранее.

Николай II получил блестящее аристократическое воспитание, лучшее в Европе, плюс к этому - великолепное военное образование, напоследок он закончил Академию Генерального Штаба.

И, надеюсь, никто не будет спорить, что будущего монарха обучали всем необходимым наукам, и давали все необходимые знания по управлению огромной империей. И вот, столь высокообразованный и умный монарх, почему-то начинает совершать постоянные грубейшие просчёты, как по положению внутри страны, так и на внешнеполитической арене.

Николай II имел возможность в течение восьми лет, до войны с Японией, укреплять страну, и перевооружать армию, повышать и совершенствовать боевую подготовку. Да и страну он получил в наследство сильную и процветающую, хотя и требующую дальнейших реформ, для стабильного роста.

Почему, например, на основные, ключевые посты в армии и флоте, назначаются бездарные и никчемные родственники царя, либо по протекциям высоких чиновников и родных.

Что совершенно недопустимо в такой большой империи. В результате, к 1904 г. на ключевых постах по снабжению армии и флота, по боевой подготовке армии и флота, командующие армиями и флотами, в большинстве своём оказались безответственные и никуда не годные люди.

Естественно, что русско-японская война 1904-1905 годов была позорно проиграна в виду серьёзных ошибок самого императора.

Не буду здесь перечислять огромное количество потопленных кораблей, десятки тысяч пленных и великое множество убитых. Отмечу только, что в Порт-Артуре, из-за недостатка продовольствия и боеприпасов, сдался в плен десятитысячный гарнизон, хотя его снабжение можно было организовать и по суше через территорию Китая. А огромная эскадра кораблей с Балтийского флота, пришедшая на выручку к остаткам флота, запертым частично во Владивостоке, а частично в Порт-Артуре, под руководством бездарного адмирала Рождественского, за два дня была разгромлена, и две трети кораблей были потоплены.

Десятки тысяч убитых, и десятки тысяч раненых, их кровь на совести монарха!

Убито, и в том числе умерло от ран и болезней - 50 тыс.688 чел., ранены и контужены - 146 тыс.032 чел., попали в плен 74 тыс.369чел.

И это при том, что численность армии Японии была 283 тыс. чел., а Российская армия составляла более 4 млн. чел. Примерно один к четырнадцати.

Но недостаток толковых командующих, командиров, снабжения боеприпасами и продовольствием, боевой подготовки, привели к катастрофе, потере территорий, и потере международного авторитета и политического влияния. Даже сильных союзников не было, несмотря на родственные связи с возможными союзниками.

К примеру, Сталин сумел найти сильнейших в мире союзников, удерживал их до конца войны и даже использовал максимально в свою пользу. Посмотрите, насколько политически выиграл СССР, после второй мировой войны, по сравнению с довоенным временем! Даже взял реванш за войну 1904-1905гг., и вернул потерянные территории.

Но что должен был сделать блестяще образованный монарх, стоящий во главе огромной империи, даже после такого оглушительного разгрома.

Естественно, он должен был проанализировать все ошибки, приведшие к поражению в войне, также все недостатки политической и экономической жизни внутри страны, которые привели к революции 1905-1907 года.

И, после анализа всех этих ошибок, исключить любую и малейшую возможность повторения их в будущем.

Однако, ничего подобного сделано не было.

Те же бездарные и преступно опасные личности занимались и снабжением армии и флота, и строительством новых кораблей, и боевой подготовкой армии и флота, и перевооружением армии, то есть, всё продолжалось из рук вон плохо.

Можно, даже сказать, что Николай II своими руками, всеми своими распоряжениями и действиями разваливал великую империю, и создавал предпосылки для передачи власти любому, кто сможет её взять.

И опять, долгих девять лет проведены в бездействии, а также преступных и пагубных, для дальнейшей судьбы государства, решениях. Конечно, какие-то действия предпринимались, какое-то новое вооружение поступало, но все эти полумеры никакого конкретного воздействия на боеготовность армии, и её умение воевать не оказывали.

В результате, к 1914 году, российская армия, не перевооружённая по последнему слову военной техники, с теми же преступно опасными людьми на ключевых постах, вступила в новую войну. И естественно, потери не заставили себя ждать.

В Первой мировой войне со стороны Российской империи погибло солдат: 2 млн. 254 тыс. 369, погибло мирных жителей: 1 млн. 070 тыс. 000, ранено: 3 млн. 749 тыс. 000, попало в плен: 3 млн. 342 тыс. 900 человек. Итого погибших всего 3 млн. 324 тыс. 369 человек, а пострадавших (попавших в плен и раненых) 7 млн. 091 тыс. 900 человек.

И эти миллионы погибших храбрых русских солдат, офицеров и мирных жителей находятся на совести этого никчемного монарха.

Также как, и миллионы погибших граждан Российской Империи во время революции и последующей Гражданской войны, тоже находятся на совести бездарного самодержца, и миллионы погибших во время репрессий также лежат на совести Николая II.

В Гражданской войне погибли с обеих сторон, в том числе и мирные жители 10 млн. 500 тыс. человек, и это всё граждане бывшей Российской империи, и по вине своего венценосного монарха.

Всего около 14 миллионов погибших подданных за время Мировой и Гражданской войн, и это не считая миллионов погибших во время репрессий. И кто, ознакомившись с этими цифрами, скажет, что это не на его совести. Николай Кровавый - такое прозвище он получил ещё в те годы.

У Николая II, не только руки по локоть в крови, он сам по горло в крови!

Ведь если бы этот бесхребетный монарх, как его предки в течение трёх сотен лет, также смело и толково управлял империей и делал её сильнее, то не было бы миллионов погибших в этих войнах и репрессиях.

Например, после Гражданской войны и смерти Ленина к власти пришёл Сталин. Ему достался всего лишь осколок от былой империи, разорённый долгими войнами и гражданскими смутами. Бедная, голодная страна с примитивной промышленностью и отсталым сельским хозяйством. А что было сделано!

Из вышепреведенного анализа совершенно ясно, что Николай II не заслуживает никакого сочувствия, и тем более приобщения к лику святых великомучеников!

Потому что все тяжёлые беды, обрушившиеся на его голову и его семью, были сделаны его собственными руками, с полным осознанием творимого.

Никто и никогда не считал Николая умалишённым, напротив, это был очень образованный и умный человек, который, просто по своей мягкотелости и безответственности, последовательно совершал поступки, которые в конечном итоге разрушили великую империю.

И Николая II мы можем назвать творцом Октябрьской революции в гораздо большей степени, чем Ленина или Троцкого. Николай II проделал практически всю работу, так что Ленину и Троцкому оставалось только подхватить созревший плод.

Представьте себе главу города, который сначала воспитывает и ожесточает банду кровавых маньяков, а затем уходит в отставку, и выпускает свою свору на город, где начинается кровавая резня, весь город утопает в крови, и также убивают бывшего главу и его семью. Один из маньяков становится новым главой. Вырезана треть города. Будем ли мы считать, бывшего главу, виновным? И будем ли жалеть его, и печалиться о нём. И как к нему отнесутся после этого сами, оставшиеся в живых, жители злополучного города.

Или представьте себе главу могущественной финансовой или производственной империи, которая создавалась многими поколениями.

И вот, наконец, к управлению империей приходит очередной отпрыск великого и почитаемого семейства, и разваливает всю империю в пух и прах, пуская по ветру добросовестно нажитые многими поколениями десятки и сотни миллиардов.

Как к такому человеку, потомку великих финансистов или бизнесменов, отнесутся все окружающие? Могу точно ответить: будут презирать, и ни один человек из семей других таких же великих финансовых или производственных империй не подаст ему даже руки.

Почему же к Николаю II, который пустил по ветру сотни миллиардов царской казны, в любой валюте, и развалил самую большую по территории империю в мире, организовав внутренние раздоры, приведшие ко многим миллионам погибших, мы должны относиться как-то по-другому.

И это при всём том, что Российская Империя как минимум входила в пятёрку или шестёрку самых развитых и сильных государств мира!

Мера преступлений Николая II превосходит многократно все преступления, совершённые и Лениным, и Троцким, и Сталиным, и другими революционерами, вместе взятыми потому, что он эти все преступления и породил.

Некоторые нечистоплотные журналисты говорят о том, что Николай II был просто интеллигентным мягким человеком, родившимся не в то время и не в том месте.

Позволю себе заметить, что это полнейшая чушь, так как Николая II с самого детства готовили и обучали управлению великим государством, и любой человек, получивший такое образование, должен был понимать, насколько это трудное дело - управление и усиление великой империи.

По меньшей мере, при вступлении на престол, Николаю II совершенно не приходила в голову мысль передать бразды правления кому-либо из своих братьев, и только когда империя была разрушена, ввязана в тяжёлую кровопролитную войну, и внутренние раздоры, он вдруг отрекается в пользу своего брата.

Типа мол, я порулил, у меня ничего не получилось, я всё развалил, но вы уж извиняйте меня, и попробуйте исправить.

Ничего, более глупейшего и позорного в этом поступке, и в том, что стоит за этим поступком, не придумаешь.

Например, посмотрим, как использовал полученные знания генерал царской армии Маннергейм. А ведь он закончил ту же Академию Генерального Штаба, что и бездарный самодержец.

Маннергейм сумел серьёзно организовать боевую подготовку маленькой финской армии, создать полосу мощных, защитных укреплений, названную его именем, организовать чёткое взаимодействие всех частей и родов войск, что в результате дало ошеломляющие результаты в войне с Советским Союзом.

Или же, как после провальной Финской войны, и после провального полугода Отечественной войны, Сталин сумел реорганизовать армию, боевую подготовку, взаимодействие частей и соединений, укрепить боевой дух. Вывезти заводы и организовать массовое производство боевой, высококлассной (для того времени) техники, что в результате позволило Советскому Союзу выпускать больше высококачественных вооружений, чем вся остальная Европа, либо оккупированная Гитлером, либо состоящая из его союзников.

После каждого маленького или большого провала следовал чёткий анализ, делались выводы, и принимались конкретные меры, которые, в конце концов, привели к успеху.

Во всяком деле важен только результат, и, несмотря на ошибки руководства перед войной и в начале войны, а также, несмотря на ошибки и в течение всей войны, именно честные, правильные выводы и чёткие, решительные действия привели к ошеломляющему результату.

Также следуют некоторые неадекватные заявления, сравнивающие нынешнего президента России Медведева с Николаем II. Ничего более безответственного с точки зрения логики и придумать нельзя.

Во-первых, Николай II был пожизненным императором, а первоначально, естественно, наследником российского престола. И если сравнивать его с кем-либо, то только с такими же императорами, которые также воспитывались, как будущие наследники престола. Поэтому Николая II вполне можно было сравнивать с последним императором Австро-Венгерской Империи или прусским Кайзером. Что же касается сетований по поводу несчастной судьбы бестолковейшего из монархов, то примером несчастной судьбы может служить только последний китайский император, которого лишили престола ещё в детстве, и естественно, он не мог успеть ничего сделать для сохранения и укрепления своей империи.

Во-вторых, Николай II уже прожил свою никчемную и позорную жизнь, и его судьбу можно сравнивать только с судьбой уже закончившего свои дни человека. Как говорил один из древнейших мудрецов, Солон, человека нельзя назвать счастливым или несчастным, пока не окончится жизнь его. Ибо, каждый последующий день может принести такой стремительный переворот в нашу жизнь, что всё совершенно изменится. И только у человека, жизнь которого закончилась, не может быть никаких резких перемен или потрясений.

В-третьих, это сравнение не выдерживает никакой критики ещё и потому, что во время правления Медведева не было ни проигранных войн с ужасными и кровавыми последствиями для всего российского народа, ни несделанных выводов после собственных ошибок и просчётов, ни глупейших решений, которые привели Россию к краху. В судьбе Медведева не было второго Распутина, который диктовал ему назначения людей на государственные посты.

Все эти высосанные из больного пальца сравнения Медведева и Николая II, ни что иное, как плод больного воображения, или специальный заказ, направленный на то, чтобы внести раскол в ряды правящего тандема.

Ещё во времена Древнего Рима, пока существовала Республика, всегда избиралось два консула. Каждый из этих консулов мог предводительствовать отдельной армией, и Рим мог вести войну на два фронта. Если между консулами не было согласия, то Римская Республика впадала в хаос и смуты. Поэтому каждый политически весомый консул выбирал себе в сподвижники или единомышленника, или ведомого, что позволяло проводить необходимые реформы и способствовало процветанию Рима.

В данном случае, конечно, я не берусь это прямо утверждать, но мы наблюдаем нечто похожее.

И со всей ответственностью можно сказать, что, если бы при Путине премьер-министре был президентом, например, Зюганов, ярый противник проводимых реформ, то Россия, вплоть до следующих выборов, топталась бы на месте или со всей стремительностью откатилась бы назад.

Понятно, что со стороны Путина было бы непростительной глупостью и безответственностью, вновь дать разрушить сильную Россию, после того, когда он в течение многих лет предпринимал все меры, чтобы сделать страну сильной и независимой.
Исходя из вышеизложенного совершенно понятно, что приписываемая схожесть президента Медведева, и Николая II, не имеет, ровно никаких оснований.

А то, что положительные изменения в России идут очень медленно и со скрипом, может иметь несколько различных причин.

То ли Россия - вязкое, неповоротливое болото, особенно на местах, которое очень трудно развернуть в нужном, прогрессивном направлении.

То ли, всему российскому руководству, и президенту, и правительству, и законодателям не хватает мудрости и решительности, как, например, у китайского руководства.

То ли стремительному продвижению мешает повальная коррупция, в которой как раз таки и вязнут, и не выполняются правильные законы.

Да ещё и законы принимаются непродуманные, оставляющие лазейки для злоупотреблений, невыполнения, или для коррупции. Или все эти факторы вместе взятые.

Могут быть ещё, конечно, и другие факторы, но недостаток конкретных фактов не даёт возможности провести точный анализ и сделать правильные выводы.

Источники:
. Г.Ф.Кривошеев (под редакцией). Россия и СССР в войнах XX века: Потери вооруженных сил
. Вадим Эрлихман Потери народонаселения в XX веке. Справочник. — Москва., 2004.

На днях, в лентах новостей проскочило требование Госдепа США к Доминиканской Республике, где Госдеп заявляет, что считает неприемлемым и нежелательным признание Доминиканской Республикой Северной Осетии и Абхазии.

Интересно, как можно расценить такое давление и вмешательство во внутренние дела свободного государства, особенно, после всех лозунгов и криков о свободе и демократии. Любая свободная страна, как объект международного права, имеет свободу выбора, признавать, или не признавать любое другое вновь образованное государство.

Сначала точно так же Соединённые Штаты приказывали всем своим послушным союзникам признавать отделённую от Сербии область Косово, хотя это были исконно сербские земли, где стоят сербские святыни - церкви и монастыри которым более тысячи лет, и откуда были выгнаны под угрозой истребления более 300 тысяч сербов.

Самих беженцев из Албании поселил на этой территории ещё во времена Югославии Иосип Броз Тито.

Теперь же, Соединённые Штаты пытаются оказывать давление на все страны мира, о непризнании Южной Осетии и Абхазии, хотя эти земли никогда не были исконно грузинскими, а были, соответственно, абхазскими или осетинскими. Абхазы представляют собой отдельный народ, со своим языком и мусульманской верой, то есть, верой, отличной от веры грузинских народов. Южные же осетины представляют собой этническую общность с Северной Осетией, которые имеют свой единый язык и разделены на Северную и Южную Осетию только горами.

В международном законодательстве, определяющим основные права государств и народов - есть два основных принципа: 1. Суверенитет и неделимая целостность существующих государств. 2. Право наций на самоопределение.

До сих пор не определено, что же из них является главным и первостепенным. Хотя, в основном, все международные решения принимаются исходя из суверенитета и целостности государств.

Насильственное отделение области Косово от Сербии в качестве отдельного государства явилось первым прецедентом в этой области. Так как юридические системы США, Британии, Канады и других, используют при судебном решении различных вопросов именно более ранние результаты предыдущих решенийсудов различной инстанции, то есть, прецеденты. Международное право также использует эту практику.

Когда был создан прецедент насильственного отделения части государства без согласия самого государства, к тому же территорию принадлежащую ему с древних времён, то, естественно, и другие народы могут требовать того же.

Например: та же Южная Осетия и Абхазия, а кроме них, те же Баски, часть из которых проживает на территории Испании, а другая часть - на территории Франции, те же Курды, которые во время существования Османской Империи были единой автономной единицей, то есть, государством в составе империи. Отдельного государства требуют те же корсиканцы (движение за свободу Корсики, например, за 2009 год организовало 20 взрывов) и многие другие народы.

Кстати, исконную территорию Сербии насильно отняли в нарушение резолюции ООН. Ещё до отделения Косово была резолюция ООН, которая признавала законной территориальную целостность Сербии.

Однако, создав прецедент с непослушной страной, т.е. выпустив джина из бутылки, теперь США всячески пытаются не допустить подобных решений для своих друзей и союзников.

Интересно, чем албанский народ, уже кстати, имеющий своё отдельное государство лучше, чем Абхазы, или Корсиканцы, или Осетины, или Курды, или Баски. Баски вообще являются отдельным, удивительным народом, чей язык не похож ни на один из языков мира, и не похож на языки соседей.

Эти народы имеют точно такое же право на самоопределение, как и Албанцы, а вернее даже больше прав, т.к. не имеют уже созданных отдельных государств, в отличие от Албанцев, и проживают на исконно своих землях, а не на территории, где издревле проживали другие народы.

Закон, как в государстве, так и в международных отношениях, должен быть един для всех! Прям, прост и прозрачен , иначе трактовка этого закона будет неоднозначной, в угоду сильному.

Здесь же, мы наблюдаем совершенно противоположную картину: закон не один для всех, а для каждого народа - свой закон, и устанавливают его Соединённые Штаты.

Однако вернёмся к главной новости. Подобное давление на независимые и свободные страны со стороны США, считаю, совершенно диктаторским и недемократичным способом решения международных проблем.

Я не могу понять, за что Николая 2 и его семью причислили к лику святых.
Да, их жалко, что они ушли из жизни таким образом, но они не единственная семья в России, у которых отнимают жизнь, есть семьи, у которых смерть была еще страшней. Почему же их не причисляют? И вообще, благодаря Николаю произошло Кровавое воскресенье - в результате забивали детей и женщин штыками, они пришли просто-напросто с тем, чтобы царь-батюшка «увидел» их страдание. И после этого он святой, а что творили его предки - так называемые «божьи помазанники»? Ради престола отец убил сына, жена мужа, запирали друг друга в монастыри. Хороши божьи помазанники, правда? Ругают коммунистов, а чем цари были лучше?.

Кристина

домохозяйка

Краснодарский край

Уважаемая Кристина, первым делом попрошу Вас слово "Бог" писать с большой буквы. Если же Вам это претит, то зачем бы Вы обращались именно на православный сайт и заботились о чистоте тех, кого Церковь чтит?

Деяние о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских ХХ века гласит: «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжон Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке...»

Оснований к пересмотру этого решения нет. Подробнее об этом Вы можете прочитать в статье "Венценосные мученики " на нашем сайте.

Добавим, что канонизация царственных мучеников не означает ни канонизации всех событий времен царствования Николая второго, ни тем более всех действий его предков.

Между тем раздавалось немало голосов и против канонизации, особенно Николая II. В качестве аргументов приводились его неудачная государственная политика, в том числе трагедия на Ходынке, Кровавое Воскресенье, Ленский расстрел, а также контакты с Распутиным. В 1992 году определением Архиерейского Собора была инициирована Синодальная комиссия, которой было поручено исследовать

материалы, связанные с мученической кончиной царской семьи. В результате политическая деятельность Николая II была отделена Церковью от периода духовных и физических страданий, которые последний российский император перенес в конце жизни. В конце концов было дано следующее заключение: «В страданиях, перенесенных царской

семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в

жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке.

Именно в осмыслении этого подвига царской семьи комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного Синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников российских в лике страстотерпцев императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих Княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию».

14 августа 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Церкви царская семья была причислена к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников российских, явленных и неявленных.

Для церковных деятелей также имело большое значение, что Николай II вел порядочную и благочестивую жизнь: уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал средства на постройку храмов. Все члены царской семьи, по мнению РПЦ, жили в соответствии с традициями православия.

Можно по-разному относиться к политической деятельности Николая Романова, но в данном случае его личность рассматривается исключительно с позиций христианского мировоззрения. Своей мученической кончиной он искупил все свои грехи.

А по той простой причине, что отчетливо видели царские грехи и святым его не считали.
Среди критиков канонизации императора оказался и профессор богословия Московской духовной академии Алексей Осипов, обладающий, несмотря на отсутствие священного сана, большим авторитетом у части православных верующих и епископов: десятки из нынешних архиереев попросту являются его учениками, он опубликовал целую статью с аргументами против канонизации...

О КАНОНИЗАЦИИ ПОСЛЕДНЕГО РУССКОГО ЦАРЯ

Есть целый ряд серьезных соображений, которые должны, по меньшей мере, заставить задуматься любого непредубежденного человека о причинах возникновения самой идеи канонизации Николая II , ее аргументах и о возможных последствиях ее осуществления.

Как известно, "не имеющая признания всей Православной Полноты, в силу своей антиканоничности , группа епископов, именующая себя Архиерейским Собором Русской Православной Церкви за границей, десятилетиями вносившая раздоры среди наших православных соотечественников" (Из Воззвания Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. 1990 г.), или т.н. Русская Зарубежная церковь, без благословения Матери-Церкви канонизировала (главным образом, по политическим мотивам) последнего Российского Императора .

И вот, совсем недавно (со времени т. н. перестройки) небольшой, но чрезвычайно активный круг лиц, имеющий самые горячие симпатии к Зарубежной церкви, используя газеты, журналы, радио, педагогические и лекторские кафедры и даже амвоны, начал с поразительной категоричностью настаивать на канонизации и Русской Православной Церковью бывшего Государя (бывшего, поскольку он сам снял с себя этот сан, что, например, для покойного митрополита С-Пербургского Иоанна Снычева было главным аргументом против канонизации Николая II) (! - В.К.) и его семьи, а также слуг (т.е. и инославных: лютеранки Е. Шнейдер и католика А. Труппа).

При этом особенно ярко бросается в глаза совершенно нецерковный, типично политического характера ажиотаж, поднятый вокруг данного вопроса и, по существу, сводящийся к тому, чтобы заставить чиноначалие Церкви и всех ее членов признать святость Николая II ...
-
..Если ставить вопрос о канонизации, исходя из его жизни и деятельности, то нельзя не учитывать по меньшей мере следующих серьезных фактов .

1. Беспрецедентное в истории Российского государства отречение Государя от престола имело среди прочих следующее роковое последствие для страны. Николай II, не обеспечив исполнение важнейшего в этой исключительной ситуации закона Российской империи - безусловного наследования престола (статья 37), своим (и за Наследника) отречением упразднил Самодержавие в России и тем самым открыл прямую дорогу к установлению революционной диктатуры . Он при этом не только противозаконно отрекся за Наследника, не только передал власть тому (Михаилу), кто даже не знал об этом, а когда узнал, не принял ее, но и прямо преступил решения и клятвы Великого Московского Собора 1613 года...

В случае же с Николаем II ситуация еще более серьезная. Он не просто сам отрекся от престола, но и, не обеспечив его наследование, вообще уничтожил царскую власть в России как таковую. Так что его отречение соответствует не уходу священнослужителя на покой, когда сохраняется право служения, и даже не просто снятию с себя сана, но уничтожению самого этого служения на Руси...

2. Отношение Николая II к Церкви. Он не только не отменил и не смягчил введенное по протестантскому образцу антиканоническое возглавление и управление Церкви мирянином (императором) и ее фактическую подчиненность обер-прокурорам, царским фаворитам, Распутиным, выразившуюся в их вмешательстве в любые, в том числе в чисто внутренние дела, но и усугубил ее угнетенное положение реформами 1905-1906 годов...

Прежде гонимые религиозные общины получили свободу. В древней православной Москве беспрепятственно заседали соборы раскольников, собирались съезды баптистов. Для Православной же Церкви все еще не настало лето благоприятное. .. Отношение царствовавшей династии к Православной Церкви - это исторический пример неблагодарности... Ужасным позором и тяжким всенародным бедствием оканчивается петербургский период русской истории” ("Церковь и общество". 1998. №4. С.60).

3. Дарованные Императором свободы 1905г., не ограниченные надлежащими рамками и скоро переродившиеся, фактически, в откровенный произвол, помимо прямого унижения Русской Церкви, открыли легальную возможность дискредитации и трона, и Православия, развития в стране всякого рода мистицизма, оккультизма, сектантства, аморализма и проч.

Сразу же после указа стали в изобилии выходить из подполья и возникать вновь всевозможные общества, организации, партии и союзы, издающие огромное количество журналов, газет, книг, в которых активно пропагандируются либеральные, антимонархические, антицерковные, революционные, атеистические идеи. В России наступила эпоха демократии по образу и подобию “просвещенного” Запада...

Многие из иерархов Церкви, из царского Дома и государственных людей, даже из близких друзей отвернулись от Николая II (и приняли участие в заговоре против ближайшего к царской семье человека - Распутина). Реакция Святейшего Синода на его отречение убедительно иллюстрирует это. Синод не выразил сожаления ни по поводу случившегося, ни даже в отношении ареста бывшего Государя и тем ясно показал свою оценку Николая II как правителя.

4. Настойчивое продолжение и углубление связи с Распутиным до самой его смерти, несмотря на всеобщий соблазн и самые решительные протесты виднейших людей России (например: святой Великой Княгини Елизаветы Федоровны /“он служитель сатаны”/ и других Великих Князей, святого митрополита Владимира (Богоявленского), митрополита Антония (Вадковского), духовника царской семьи епископа Феофана (Быстрова), председателя правительства П.А. Столыпина, министров, государственных и общественных деятелей...

Первые антираспутинские статьи были написаны не врагами Церкви и трона, а известным глубоким православным писателем М.Н. Новоселовым и убежденным монархистом, другом царя Л.А. Тихомировым и появились в “Московских ведомостях” в 1910 г.)...

Отстранен был и Л.А. Тихомиров, бывший революционер-народоволец, а потом защитник идеи самодержавия и друг царя. Собралась однажды группа интеллигентов написать „открытое письмо" царю, но Тихомиров убедил их не делать этого: “Все бесполезно! Господь закрыл очи царя, и никто не может изменить этого. Революция все равно неизбежно придет”.... Возмущение против влияния Распутина все росло, а вместе с тем росли и нападки на царский дом" (На рубеже двух эпох. С. 142).

5. Религиозность царской четы при всей ее внешне традиционной православности носила отчетливо выраженный характер интерконфессионального мистицизма. Этот вывод следует из многих фактов. Известна холодность царской семьи, главным образом, царицы, к русскому духовенству, что особенно ярко выявляется из писем Александры Федоровны ("в Синоде одни только животные"!). Даже с высшими иерархами отношения царя и царицы носили исключительно официальный характер...

6. Что принципиально не позволяет с христианской точки зрения ставить вопрос о канонизации Николая II, так это его личное признание своей матери в письме из ссылки: “Бог дает мне силы всех простить, только генерала Рузского простить не могу”. Этого признания не снимает свидетельство великой княжны Ольги о том, что отец всех простил, так как она ничего не говорит о главном в данном вопросе - простил ли он Рузского? Следовательно, она или не знала об этом, или предпочла, по понятным мотивам, молчать.

По причине как этих, так и целого ряда других фактов Комиссия Священного Синода по канонизации сделала, в частности, следующий вывод: “Подводя итог изучению государственной и церковной деятельности последнего Российского Императора, Комиссия не нашла в ней достаточных оснований для его канонизации” (Материалы...С.5).
-
...Но, во-первых, во что тогда превратится святость нашей Церкви? Во-вторых, сама постановка вопроса о канонизации именно Николая Александровича и его семьи, а не Государей, прежде пострадавших, свидетельствует, что она обусловлена не церковными, но другими причинами.

Полностью несоответствующими действительности выглядят при этом утверждения о добровольном принятии последним Императором смерти за свой народ. Имеются прямые свидетельства, что бывшая августейшая семья стремилась уехать за границу. В материалах Синодальной комиссии по канонизации указывается: "отметим лишь желание Царской Семьи уехать за границу и в подтверждение этого процитируем дневниковую запись Императора от 10 (23) марта: "Разбирался в своих вещах и в книгах и начал откладывать все то, что хочу взять с собой, если придется уезжать в Англию" (С.58)...

Страдания и смерть последнего Императора объективно говорят лишь об одном: Бог дал ему возможность пострадать за те грехи, которые он совершил (осознанно или неосознанно) против России. Эта мысль о его виновности в страданиях России была высказана за десять лет до Екатеринбургской трагедии св. Иоанном Кронштадтским. В записи от 9 октября 1908 года он, называвший царя благочестивым, произносит такие страшные слова: "Земное Отечество страдает за грехи Царя и народа, за маловерие и недальновидность Царя, за его потворство неверию и богохульству Льва Толстого…". (ЦГА. СПб. Ф.2219. Оп.1. Д.71. Л.40-40 об. См. также: С.Л. Фирсов. Православная Церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. СПб. 1996)...

Вызывает глубокое недоумение и пропагандируемая сторонниками канонизации ответственность за "тягчайший грех цареубийства, довлеющий над всеми народами России" (Обращение участников 3-й конференции “Царское дело и екатеринбургские останки” 8.12.1998) и призыв ныне живущих к покаянию в нем.

Разве не очевидно, во-первых, что грех - дело личной совести согрешающего, а не того, кто в нем не принимал никакого участия? Потому можно и нужно молиться за совершившего грех, но невозможно каяться вместо него. Ниневитяне каялись за свои грехи, а не за грехи своих праотцев.

Во-вторых, совершенно непонятно, почему народ повинен в убийстве именно Николая II, а не императоров Александра II, Павла I, Петра III, царя Федора Годунова, или Великих князей Сергея, Михаила и других, или святого царевича Димитрия, святой Елизаветы Федоровны, святых Бориса и Глеба, или …? В чем причина этой поразительной странности?

В-третьих, идея виновности народа за грех убийства Николая II не ведет ли к тому, что наши народы, в первую очередь русский, становятся главными преступниками, а действительные убийцы уходят в тень?
И наконец, не способствует ли эта идея возникновению в народе болезненного комплекса виновности, вполне ложного, в том числе и потому, что в отличие от любого другого греха, который можно омыть покаянием, здесь никто не знает в чем и как должно каяться, чтобы очиститься от этого греха.
(Интересно, что решит священник, если ему кто-либо покается в грехе убийства царя Федора Годунова или Николая II ?)...


Необходимо осмыслить и те последствия, которые может повлечь за собой канонизация бывшей августейшей семьи.
Первое. Сам вопрос о ней уже вызвал такое противостояние в церковной среде, в народе, которого в истории нашей Церкви еще не было.
Уже вместо трезвого, серьезного обсуждения естественных в подобных случаях проблем в православных средствах массовой информации начались самые жесткие, совершенно не подобающие христианам высказывания перед лицом внешнего мира в адрес своих собратьев.

Это ли не соблазн для верующих и неверующих и не прямой подрыв авторитета Церкви, ее проповеди о любви?
Возможная же канонизация при явном несогласии с ней очень многих (например, во время встречи митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с учащимися Московских духовных школ 31 марта 1997 года выяснилось, что таковых приблизительно половина) способна еще серьезнее осложнить ситуацию в нашем обществе и разделить его еще по одному признаку, ибо многими данный акт будет воспринят как принуждение их совести к почитанию того, в ком они не видят ни должного примера христианской жизни, ни тем более святости...
http://www.istina.ucoz.ru/osipov_o_kanonisazii.html
---
Священство и царство в российском общественном сознании (из истории одного архетипа) 2000

Пытаясь осмыслить происходящие в современной России события, мы строим свои расчеты на различных политических, экономических и прочих факторах, которые легко исчислить и измерить. Но чем дольше мы этим занимаемся, тем больше убеждаемся, что за текущими событиями стоит еще и реальность иного рода: настроения, господствующие в российском обществе, меняющиеся по какой-то необъяснимой, но вполне уловимой логике. Парадоксальным образом они оказываются более прочными и долговечными, чем официальные идеологии и политические режимы. Им можно давать разные имена, но здесь мы будем называть их архетипами общественного сознания.

Один из важнейших таких архетипов — идея о слиянии церкви и государства (прежде всего монархии), или священства и царства. Эта модель имеет очень долгую историю и по-прежнему популярна даже среди людей, совершенно далеких от религии и монархической идеологии...

Одна из наиболее острых и знаменательных в этом отношении дискуссий развернулась по поводу возможной канонизации Николая II и его семьи. Хотя Синодальная комиссия РПЦ усматривает в качестве возможных оснований для канонизации только терпеливое перенесение страданий и личное благочестие членов царской семьи (то есть те стороны их жизни, которые не были непосредственно связаны с императорским достоинством)2, но для сторонников канонизации речь идет совсем о другом, а именно о признании жертвы, принесенной царской семьей за всю Россию3, и о канонизации всего и всех, что было связано с жизнью последнего императора, вплоть до Григория Распутина. Канонизация царя называется делом покаянии всей Церкви. Иерархами РПЦЗ признание святости императорской семьи ставится как необходимое условие примирения с Московской Патриархией и возводится практически в степень догмата веры; так, это признание отдельно упоминается в стандартном тексте покаяния, произносимого клириками Московской Патриархии при переходе их в Зарубежную Церковь....
http://magazines.russ.ru/continent/2000/104/de10.html
---
О властях и церкви Христовой 2002

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай заявляет, что не подписывал на Соборе 2000 года акт о канонизации царской семьи …
Интервью одного из старейших и авторитетнейших архиереев Русской Православной Церкви митрополита Николая Нижегородского и Арзамасского по-своему сенсационно. Владыка Николай, прошедший войну, неоднократно заявлял, что никого, кроме Бога, не боится, и поэтому говорит всегда только то, что думает. Нам кажется, что по смелости и откровенности суждений его интервью не имеет аналогов...
- В Москве есть храм, где можно увидеть икону Распутина. Сейчас в открытую поднимается вопрос о его канонизации, о том, что он был святым старцем, которого оболгали масоны и либералы. Как Церковь может относиться к подобным заявлениям? Может, и правда пора пересмотреть взгляд на Распутина, изучить его жизнь?
- Целая серия документов, с которыми я знаком, говорят не в пользу Распутина. Вопрос о нем, естественно, будет подниматься как один из рычагов, которые хотят использовать, чтобы внести в Церковь раскольную смуту. Как-то я посмотрел книжонку о Распутине. Ну знаете, надо совесть иметь. А если совести нет, то, конечно, можно тогда всех подряд канонизировать. Здесь вопрос, насколько будет тверда или целенаправленна Церковь. Почему целенаправленна? Потому что какое-то время назад церковное собрание слышало, что нет оснований к канонизации царя, а потом все эти слова забыли.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/05/07/o_vlastyah_i_cerkvi_hristovoj/
---
Воронежская епархия РПЦ МП обвинила участников группы «всенародного покаяния в грехе цареубийства» в коммерческих устремлениях 2006
В конце марта по всему Воронежу были расклены афиши цветной полиграфии с приглашением всех желающих принять соборное участие во всенародном покаянии в грехе цареубийства...

Самое тиражное воронежское издание еженедельник "Моё!" (110 тыс. экземпляров), руководство которого, согласно экспертным оценкам, имеет тесные контакты с епархией, поместило комментарий правящего архиерея РПЦ МП митрополита Сергия (Фомина) и представителей епархиального духовенства.

По словам митрополита Сергия, "Канонизация Николая II и его семьи в лике страстотерпцев не удовлетворяет новоявленных ревнителей монархии", сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru".

"Монархические пристастия" иерарх публично назвал "ересью царебожия". На некоторых приходах, продолжал он, получили распространение "самочинные акафисты, где императора, кстати, отрекшегося от престола, именуют царём-искупителем". Такие представления, как особо указывает иерарх, противоречат основным догматам христианства об искупительной жертве Господа и Спасителя Иисуса Христа.
Живущим ныне митрополит рекомендует каяться в своих личных грехах и, едва ли не в первую очередь, "тем, кто сеет смуту и раделение среди православных, извращает православные догматы".

В другом комментарии для газеты руководителя молодёжного отдела епархии священника Олега Шамаева говорится о хорошо поставленном бизнесе на "чине покаяния", к которому не вполне открыто, но всё же причастна часть духовенства многих епархий РПЦ МП.

Их главная цель, по мнению представителя епархии, - сеять раскол среди православных России. По его признанию, священнослужители Воронежской епархии РПЦ МП в последнее время часто слышат на исповедях от верующих признание в грехе цареубийства.

Епархиальный священник также отметил, что участники этого бизнес-проекта вводят в заблуждение людей ещё и потому, что называют свой призыв к всенародному покаянию будто бы исходящим от самого Патриарха Алексия II и заявляют об имеющемся у них благословении на ведение своей своей специфической паломнической деятельности.
http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=42112
---
Православные против Николая II: за что царя признали святым 2017

Несмотря на скандалы вокруг «Матильды», в Русской православной церкви были и остаются разные мнения насчет святости последнего императора и его семьи.
Бурная деятельность по защите доброго имени императора Николая II от режиссера Алексея Учителя с его фильмом «Матильда», которую развили православные активисты, часть духовенства и даже депутаты Госдумы во главе с Натальей Поклонской, создали у общественности иллюзию того, что быть православным и относиться к последнему русскому императору без трепета невозможно. Однако в Русской православной церкви были прежде и остаются разные мнения насчет его святости.
Напомним, Николай II, его супруга, четыре дочери, сын и десять слуг были канонизированы в 1981 году Русской православной церковью заграницей как мученики, а затем, в 2000 году, царская семья была признана святыми страстотерпцами и Русской православной церковью Московского патриархата.
Архиерейский собор РПЦ принял это решение лишь со второй попытки.
Первый раз это могло произойти на соборе в 1997 году, но тогда выяснилось, что против признания Николая II выступают сразу несколько архиереев, а также некоторая часть духовенства и мирян
.
Страшный суд
После падения СССР церковная жизнь в России находилась на подъеме, и помимо восстановления храмов и открытия монастырей перед руководством Московского патриархата стояла задача «уврачевать» раскол с белоэмигрантами и их потомками, объединившись с РПЦЗ.
О том, что канонизацией царской семьи и других жертв большевиков в 2000 году было устранено одно из противоречий между двумя Церквями, заявлял будущий патриарх Кирилл, возглавлявший тогда отдел внешних церковных сношений. И действительно, через шесть лет Церкви воссоединились.
«Царскую семью мы прославили именно как страстотерпцев: основанием для этой канонизации стала безвинная смерть, принятая Николаем II с христианским смирением, а не политическая деятельность, которая была довольно противоречива. К слову, и это осторожное решение многих не устроило, потому что кто-то не хотел этой канонизации вовсе, а кто-то требовал канонизации государя как великомученика, „ритуально от жидов умученного “», — рассказывал спустя много лет член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Георгий Митрофанов.
И добавлял: «Надо иметь в виду, что кто-то в наших святцах, как это выяснится на Страшном суде, святым не является».

«Государственный изменник»
Самыми высокопоставленными противниками канонизации императора в церковной иерархии в 1990-е годы были митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) и Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов).
Для владыки Иоанна худшим проступком царя было отречение от престола в критический для страны момент...
Однако митрополит Иоанн скончался в 1995 году и не смог повлиять на решение других архиереев.
Митрополит Нижегородский Николай — воевавший под Сталинградом ветеран Великой Отечественной войны — до последнего отказывал Николаю II в святости, называя его «государственным изменником». Вскоре после собора 2000 года он дал интервью, в котором прямо заявил, что голосовал против решения о канонизации.
«Видите ли, я не стал предпринимать никаких шагов, потому что если уж составлена икона, где, так сказать, царь-батюшка сидит, что же выступать? Значит, вопрос решен. Он без меня решен, без вас решен. Когда все архиереи подписывали канонизационный акт, я пометил около своей росписи, что подписываю все, кроме третьего пункта. В третьем пункте шел царь-батюшка, и я под его канонизацией не подписывался. Он государственный изменник. Он, можно сказать, санкционировал развал страны. И в противном меня никто не убедит. Он должен был применить силу, вплоть до лишения жизни, потому что ему было все вручено, но счел нужным сбежать под юбку Александры Федоровны», — был убежден иерарх.
Что касается православных «зарубежников», то о них владыка Николай высказывался очень жестко. «Сбежать и оттуда гавкать — ума большого не требуется», — говорил он...

«Мудрое решение»
Противники канонизации были не только в России, но и за рубежом. Среди них — бывший князь, архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской). Сам первый предстоятель РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий) — член Святейшего синода, свидетель революции и один из самых уважаемых иерархов своего времени — и не помышлял о канонизации царя, считая его трагическую гибель расплатой за «грехи династии» , представители которой «безумно провозгласили себя главою Церкви». Однако ненависть к большевикам и стремление подчеркнуть их жестокость для последователей митрополита Антония оказались важнее.
О том, как митрополит Николай и другие противники канонизации царя оказались на соборе 2000 года в меньшинстве, журналистам позже поведал епископ Вологодский Максимилиан.
«Давайте вспомним Архиерейский собор 1997 года, на котором обсуждался вопрос о канонизации царственных мучеников. Тогда уже были собраны материалы и тщательно изучены. Некоторые архиереи говорили, что надо прославлять государя-императора, другие призывали к обратному, большая же часть епископов занимала нейтральную позицию. В то время решение вопроса о канонизации царственных мучеников, вероятно, могло бы привести к разделению. И Святейший [патриарх Алексий II] принял очень мудрое решение. Он сказал, что прославление должно быть на юбилейном соборе. Прошло три года, и я, беседуя с теми архиереями, которые были против канонизации, видел, что их мнение изменилось. Колеблющиеся стали за канонизацию», — засвидетельствовал епископ.
Так или иначе, но противники канонизации императора остались в меньшинстве, а их доводы — преданы забвению. Хотя соборные решения обязательны для всех верующих и теперь открыто не соглашаться со святостью Николая II они себе позволить не могут, судя по дискуссиям в Рунете вокруг «Матильды», полного единомыслия в этом вопросе в рядах православных добиться не удалось...

Комиссия по святости
Чтобы яснее понять, кого в Церкви называют страстотерпцами, следует обратиться к официальным разъяснениям от Синодальной комиссии по канонизации святых. С 1989 по 2011 год ее возглавлял митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, за это время к лику святых были причислены 1866 подвижников благочестия, в том числе 1776 новомучеников и исповедников, пострадавших в годы советской власти.
В своем докладе на Архиерейском соборе 2000 года — том самом, где решался вопрос о царской семье, — владыка Ювеналий заявил следующее: «Одним из главных доводов противников канонизации царской семьи является утверждение о том, что гибель императора Николая II и членов его семьи не может быть признана мученической смертью за Христа. Комиссия на основе тщательного рассмотрения обстоятельств гибели царской семьи предлагает осуществить ее канонизацию в лике святых страстотерпцев. В богослужебной и житийной литературе Русской православной церкви слово „страстотерпец“ стало употребляться применительно к тем русским святым, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников».
«В истории русской церкви такими страстотерпцами были святые благоверные князья Борис и Глеб (1015 год), Игорь Черниговский (1147 год), Андрей Боголюбский (1174 год), Михаил Тверской (1319 год), царевич Димитрий (1591 год). Все они своим подвигом страстотерпцев явили высокий образец христианской нравственности и терпения», — отметил он.
Предложение было принято, и собор постановил признать императора, его супругу и детей святыми страстотерпцами, несмотря на то, что Архиерейский собор Русской зарубежной церкви в 1981 году уже признал «полноценными» мучениками всю царскую семью и даже ее слуг, среди которых был католик камердинер Алоизий Трупп и лютеранка гофлектрисса Екатерина Шнейдер. Последняя погибла не с царской семьей в Екатеринбурге, а двумя месяцами позже в Перми. Других примеров канонизации католиков и протестантов православной церковью история не знает.

Несвятые святые
Между тем канонизация христианина в чине мученика или страстотерпца никак не обеляет всей его биографии в целом...
Тот упрямый факт, что большая часть жизни и все правление императора Николая вплоть до отречения и ссылки отнюдь не являет собой примера святости, было открыто признано и на соборе 2000 года.
«Подводя итог изучению государственной и церковной деятельности последнего российского императора, Комиссия не нашла в одной этой деятельности достаточных оснований для его канонизации.
Представляется необходимым подчеркнуть, что канонизация монарха никоим образом не связана с монархической идеологией и тем более не обозначает „канонизации“ монархической формы правления», — заключил тогда митрополит Ювеналий.

https://www.ridus.ru/news/258954
---
Ну и в заключение крайне любопытное свидетельство человека, лично общавшегося с представителлями РПЗЦ -

banana_bunker
Прославление в г. Вашингтоне в ноябре 1981 г. семьи граждан Романовых (б. царской) в лике (аж!) мучеников - деяние даже не РПЦЗ, в которой половина точно была против. Это - деяние Рейганской администрации и стоящих за ним структур, в рамках "Крестового похода" против "империи зла" СССР.

1) Как дело было.
В 1959 г. один из архиереев РПЦЗ выдал в проповеди, что царь Николай принял де смерть за народ. Причём мученическую(?). И что безбожному народу русскому необходимо покаяться и в этом.

Последнее было обычной их риторикой. Так же как они призывали "очистительный (атомный) огонь" "христианской", "боголюбивой Америки" на безбожников в СССР. Но после этой задвига (частного богословского мнения) сего архиерюги, никто к идее прославления в РПЦЗ не возвращался: уж слишком ничтожной личностью был Ники. (Да и женушка евонная тоже...)

Но пришел к их -номинально- высшей власти артист Рейган. И ему придумали замутить такой спектакль. Чтобы и религия помогла привить русским комплекс неполноценности не только перед Западом и его продуктами потребительскими, но и перед историей собственной.

2) А что же МП?
Московская патриархия долго сопротивлялась, но в 2000 году сдалась, и прославила Романовых в лике не мучеников (чин генеральский), не преподобных (типа старших офицеров), а... смешной чин страстотерпцев (это даже не мл. офицер, это фельдфебель/прапорщик).

3) Полезные идиоты.
И до, и после сего позорного деяния, психопаты, выступающие публично, раскручивали культ этих пустых и жалких личностей Романовых.
Это прежде всего был Душенов Константин. (Бывш. капитан-лейтенант и не просто член КПСС, но парторг. Он, написал письмо Генсеку Горбачеву М.С. где рассказал о недостатках перестройки на Северном флоте, но получил отлуп. И, вместо всплеска карьерного роста, - его тихо ушли с флота, где понятно, стукачей не любят. Приехав в родной Ленинград он переквалифицировался в управдо... в профессиональные православные, для чего отпустил бороду до пояса.)...

Сегодня же такой публичной психопаткой выступает украинка (ментальность никуда не денешь) пани ПоклонсЬка.
-
Это я знаю из личных рассказов уже ушедших в мир иной старичков - мирян РПЦЗ.

Канонизация была протолкнута епископом Вашингтонским и Флоридским Григорием ((граф) Граббе), всесильным как все догадывались смотрящим от спецслужб (Империи ДОБРА) в центральных структурах РПЦЗ, занимавшем пост Секретаря Синода десятки лет.
Причем интриговал против всех, направо и налево, и все ему было нипочём.
Даже против арихеп. Сан-Францизского Иоанна (Максимовича) прославленного за дело лишь в 1994 г. как святителя Шанхайского и Сан-Францизского, которого он ненавидел люто, обвиняя и его,- "химически чистого" антисоветчика,- стандартно, в связях с коммунистами и Москвой...

Вот здесь есть о личности этого деятеля, еще с нежной юности свихнувшегося на антисоветчине:
yandex.ru/search/?text=Секретарь%20Синода%20РПЦЗ%20епископ%20Григорий%20Граббе

Напр., даже в "правдивейшей" Вики уже красноречиво:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Григорий_(Граббе)

Еще раз, коротко, по канонизации Ники
Дело было так, что сразу после воцарения инаугурации Рейгана, графъ Граббе, учуяв ветер перестройки перемен, задувший стервозно-антисоветски, предложил компетентным структурам "Империи Добра" наконец-то обтяпать это дельце,- сотворить Ники в кач. святого МУЧЕНИКА, навесив его "мучения" на советский (русский) народ.
Типа вся РПЦЗ "едиными устами и единым сердцем" "чает сего дня светлаго", и уже много десятилетий, но скрытые агенты Москвы***) в Синоде РПЦЗ мешают, и противятся, и палки в колёса вставляют.
Идея понравилась и встретила поддержку в президентской тусовке (администрации) артиста Р.

Решили - сделали. И РПЦЗ никто не спросил. Типа все - ЗА...

Где сегодня конкретно об этом почитать, - я не знаю:-(
Дело в том, что в РПЦЗ былая критика прославления в публичном пространстве заглохла сразу же после прославления. На Западе общества гораздо более тоталитарные в смысле единомыслия. И недовольные рисковали схлопотать обвинения в пособничестве врагу - советскому коммунизму. Со всеми вытекающими. [И втекающими].
Только т.с. в устных преданиях.
Откуда и я сие получил.

P.S.
Ну и агитпроп США начал развивать эту тему на полную катушку.
Так я лично слушал религ. (православную) программу Голоса Америки вскоре после ноября 1981 г. Ведущий [с эпическим именем Зоран Сафир, оно потому и отпечаталось в мозгУ] сообщал чающим религпросвета советским людЯм, что в СССР ими, т.е. православными верующими [тайно от парткомов и КГБ], почитается св. царица Александра Феодоровна Романова как...вторая Богородица(!!) Ни много, ни мало.
Кто в теме, тот понимает, что это похлеще, чем "мироточенiе" бронзового бюста "государя".

***)Ни Russia Today тогда не было, как и социальных сетей... Ни Антивируса Касперского даже... А агенты Москвы уже были.

P.S.
Что еще дописать забыл.
Архиепископ Сан-Францизский Иоанн (Максимович) (*1896 -- +1966) - человек святой личной жизни, подвергся (см. Вики) даже публичном гражданскому суду, где главным обвинителем был Граббе. Много было его почитателей и ревнителей прославления, - все тщетно. Только сразу после отстранения Граббе в 1994 г. удалось совершить прославление Иоанна как святителя Шанхайского и Сан-Францизского.

Ну так вот, теоретиЦЦки рассуждая, рейгановской тусовке можно было бы ограничиться прославлением и Иоанна Шанхайского в лике святителей, настоящего святого человека. Как и действительно упёртого антисоветчика, отказавшимся именно по принципиальным церковно-политическим причинам воссоединиться с Моск. Патриархией сразу после войны. (И с великими личными трудами эвакуировавшим массу православных русских людей (из харбинской диаспоры) из Китая через тихоокеанские острова в конце концов на вожделенное зап. побережье США). Чем не икона стиля?
Ан-н нет!
Навар с Иоанна был бы не тот.

Вот с "русского царя" "убиенного и умученного" "коммунистическими варварами", причем бывшими его верноподданными, - тут навар всяко погуще выходил...

Противники св. Ники в России
Много людей в РФ было против прославления Ники. Но... кто слушает невест... людей?

И сегодня ни один клирик в МП не отважиться публично признаться, что он "как-то так не особо уж очень... верит в святость Ники с семейством".

А много ли серьёзных, на уровне, книг вышло с 2000 г. против прославления Ники? Я знаю лишь одну, Александра Колпакиди "Николай II. Святой или кровавый?", да и то в этом году.

Этого очень и очень мало, понимая, что 90% русских если не понимает, то чувствует, что "святость" Ники - это комплекс вины на русских, тупых и кровавых "совков"...

Итоги
Итак, откуда мы можем знать, что прославление "св. муч." Ники - это деяние в рамках рейгановского крестового похода против СССР как "империи зла"?

Из сопоставления фактов!
NB Легитимный исторический метод, если другими не располагаем

В том числе рассматривая колоритную личность Граббе. Как и [нахальное] НЕпрославление Иоанна (Максимовича) - реального святого, но ненавидимого [агентом спецслужб] Граббе

---
Как видим, все сходятся на том, что -
а) канонизацию протолкнул Запад, б) она была политическим решением, в) необходима была для формирования у русских чувства вины, в) ни о какой святости царя тогда речь не шла, г) многие священнослужители были против, д) сам процесс прошел с нарушением всех норм.

Итого: канонизация была призвана служить инструментом для опорочивания русского народа и вменения ему коллективной ответственности за цареубийство, наиболее удобной фигурой для этого оказался последний царь.

Заключение: те, кто пытается представить Николая святым и требует от русского народа покаяния за цареубийство - прямо и откровенно работают против России и русских в интересах Запада.

Делайте выводы по персоналиям.