Крестовоздвиженский кафедральный собор города лесосибирска. Расписание Архиерейских богослужений

Посвященном Музею современного христианского искусства.

Если вы обратили внимание, то название нашей встречи сформулировано беспроблемно - «Московский музей современного христианского искусства: прошлое, настоящее, будущее». На первый взгляд может показаться, что это просто презентация проекта. Где же в таком случае предмет для дискуссии? Что может быть причиной для различных, быть может, даже диаметрально противоположных суждений?

Полагаю, что огромное напряжение скрыто в самом сочетании слов музей и современное христианское искусство .

Творчество, вдохновленное молитвой, реальным опытом жизни во Христе, стремлением проникнуть в тайну благодатного образа , не обязательно носит строго литургический характер. Внелитургическое искусство - это тоже неотъемлемая часть христианской культуры, которая требует бережного отношения. Не только в том смысле, что мы призваны сохранить созданное в XII, XIX или ХХ веке, но и преумножить - творчески, в духе христианской свободы и любви.

Предложенная тема ставит и определенные рамки, ограничения в нашей дискуссии. Я надеюсь, что все участники разговора отнесутся к этому с пониманием. Мы не собираемся обсуждать такие вопросы, как, например:

· существует или не существует современное христианское искусство?

· нужно оно или не нужно?

Сам факт того, что мы с вами встретились здесь, на открытии выставки «Окна», дает на эти вопрошания вполне убедительный ответ. Еще более убедительно выглядит презентация собрания Музея христианского искусства г. Лесосибирска, которую представит протоиерей Андрей Юревич.

Я убежден, что все рассуждения о том, что Церковь против современного искусства не имеют под собой никаких оснований. Церковь была, остается и всегда будет против циничной шутки, пошлости, подделки, воспевания низменных чувств, кощунства. Если это становится главным содержанием современного искусства, Церковь не может это принять. Но и в этой печальной ситуации полностью отдать всю территорию современного искусства таким художникам, и совершенно отказаться от этого понятия Церковь не может.

Было бы ошибкой утверждать, что современная христианская культура - это всего лишь констатация факта, что Церковь жива. Это яркое, мощное свидетельство о том, что дух свободы и творчества живет в Церкви и раскрывается в том, что делают христиане.

Церковь всегда, в любую эпоху современна и актуальна, и ее творчество - литургическое и внелитургическое тоже всегда современно и актуально. Церковь не склад старых вещей, не собрание древностей… Не могу представить, что это может как-то измениться.

Церковь не музей, но музей Церкви тоже нужен. Наши вопросы для обсуждения звучат так:

· Каким должен быть музей современного христианского искусства?

· Каковы те цели и задачи, которые он призван решать?

Как организаторы этой встречи, мы далеки от мысли, что за ближайшие два часа на эти вопросы будут найдены убедительные ответы. Сегодня мы начинаем разговор и продолжим его на ряде выставок и семинаров, которые пройдут в следующем сезоне - осенью 2012 года, зимой и весной 2013.

Нам важно услышать ваше мнение.

- Как возник музей современного искусства в Лесосибирске?

Однажды случился 2000-й год от Рождества Христова, и этот юбилейный год на приходе решили использовать как повод для разных миссионерских проектов. В частности мы решили открыть выставку наших местных художников из Енисейска и Лесосибирска. Но неожиданно откликнулось и подключилось отделение Урала, Сибири и Дальнего востока Российской академии художеств. Мы сформировали выставку современного религиозного искусства и показали ее в залах Академии художеств в Красноярске. Это задумывалось как разовое мероприятие. Но после этой выставки произошли удивительные события. Художники, которые в выставке участвовали, даже не попросили, а потребовали, делать выставки не разово, а регулярно. Художники стали звонить мне, в Академию, и я увидел, что это превращается в целое движение, что людей, думающих на эту тему и работающих в этой области, очень много. Я думал, что во времена расцвета коммерческого искусства никто подобными проектами не занимается, но оказался неправ. Получилось биеннале: каждые два года мы стали собираться, рассылать по областным союзам художников информационные письма. У нас прошло уже четыре выставки.

Сразу же, с первой выставки, некоторые художники стали дарить нашему оргкомитету свои работы. Я понял, что мы сможем собрать коллекцию. Кроме того, мы стали делать посильные приобретения - где на приходские деньги, где-то на спонсорские, но основа нашей коллекции все равно - дары. За десять лет мы собрали порядка трехсот пятидесяти работ. Но в течение десяти лет у нас не было никакого помещения, был только музейный фонд. А потом нам отдали здание бывшей школы, и мы превратили его в музей.

- Как сформировали экспозицию музея, помогали ли в этом профессиональные искусствоведы и музейные работники?

С нами работал куратор из Академии, доктор искусствоведения. Работы представлены самые разные. Мы не ограничиваемся определенным видом - у нас есть и живопись, и графика, и скульптура. Есть разные стили - и реализм, и авангард, есть авторские техники. Например, один художник из Благовещенска запатентовал свое

Краснова Е. А. Безверие. Красноярск
ноу-хау, назвал его «окнопись». Он берет ставни старых домов, обрабатывает их, пишет на них восковыми красками нечто, напоминающее иконы, потом сверху заливает все снова воском и получаются очень интересные работы.

У нас срединный путь между придворным холеным помпезным искусством, которое, например, представлено в галерее Храма Христа Спасителя или у Шилова, и рискованным авангардом. Но мы все-таки стараемся, чтобы это были не однодневки, чтобы было видно, что за работами стоит мировоззренческая глубина.

Вы «отбраковываете» какие-то вещи? Что Вы вообще называете «современным христианским искусством»? И как оно соотносится с одной стороны - с традиционным христианским искусством, иконописью, и современным искусством - с другой?

Я думаю так: с иконописью современное христианское искусство соотносится постольку, поскольку и тут и там присутствует Бог, или идея о Боге. Но иконопись - это больше от Бога к людям, мы ведь знаем, что икона - окно в «тот» мир, причем это не мы туда смотрим, а оттуда смотрят на нас. А в светском искусстве соответствующей тематики - наоборот, от людей к Богу, мысли людей о Боге.

- Почему Вы решили этим заниматься?

Во-первых, просто интересно, потому что тема искусства мне близка, я по первому образованию - архитектор. Во-вторых, я как пастырь увидел ниву этих художников, с которыми нужно работать, воцерковлять, потому что это души Божии. В третьих, я убежден, что люди творческие - это своего рода «стрелочники»: куда они поведут, туда народ и пойдет. Если это будет коммерческое искусство: походил-посмотрел-забыл, то это одно. А Третьяковка, Русский музей - они воспитывают. И мы должны стараться идти в этом русле. Последнее: все художники, которые работают на религиозную тему - это наш золотой фонд, а их работы либо уходят заграницу, либо оседают в замках олигархов, они недоступны народу. Некоторые из них при жизни на корню продаются каким-то менеджерам, которые на них зарабатывают. А я убежден, что надо делать настоящий музей - не временные галереи, не выставки, а постоянную экспозицию, чтобы это было достоянием народа.

Надо собирать и делать настоящий музей - не временные галереи, не выставки, а постоянную экспозицию. Хорошо бы, чтобы был создан общецерковный музей с патриаршим статусом.

Движение некоторой части художников, относящихся к так называемому «актуальному искусству», навстречу Церкви, на Ваш взгляд, искренне, плодотворно?

Современные концептуальные художники неоднородны, внутри них есть различные группировки. Один мой знакомых как-то сказал, что есть люди, которые хотят, что называется, «пометить территорию»: они настроены на раскрутку, на пиар, они уже все территории захватили и осталась теперь только церковная карта, которую нужно разыграть, потому что это ниша, которую они не освоили. Может быть, это так, может быть, и нет.

- Известен ли Ваш музей современного христианского искусства в Вашем регионе?

Мы находимся в довольно-таки глухом месте, нас могут знать наш город и окрестности. Город организовал экскурсии старшеклассников и студентов в наш музей. Также у нас есть туристический маршрут - и областного, и всероссийского масштаба, правда, это актуально в основном летом. И в этом туристическом маршруте, по договоренности с турфирмами, наш музей присутствует. Кроме того, мы планируем выходить в интернет-пространство, создавать виртуальную проекцию музей. И уже началась работа по организации нашего филиала в Москве.

Современное христианское искусство включает в себя все виды и жанры: живопись, графику, скульптуру, керамику, различные техники декоративно-прикладного направления, концептуальные проекты-акции. Здесь приемлемы как реалистические формы выражения, так и использование языка, наработанного русскими авангардными течениями и разнообразными направлениями западноевропейского искусства XX века. Опыт проведения трех больших выставок, показывает, что такое искусство живет и идет по пути поиска, осмысления и обретения Истины, которая есть сам Христос.

Объединяющим же незыблемым началом современного христианского искусства является христианское миропонимание, которое художники и скульпторы реализуют в своих работах. Каждый из нас и в жизни, и в творчестве «отведал плод познания добра и зла», и процесс этого познания неизбежно полон искушений, во многом тернист и сложен. Душа художника может быть разной: спокойной и метущейся, радостной и скорбящей, тихой и страстной, но душой подлинного творца она становится только тогда, когда зовет к добру и созиданию, помогает достойно донести каждому свой собственный крест и не споткнуться. Таких художников и собирает вокруг себя Музей христианского искусства.

Музей растет и развивается вопреки законам сегодняшнего мира. Взаимопонимание, взаимовыручка, любовь, тепло, старание, упорство… вот что помогает выжить христианскому искусству в г. Лесосибирске без крупной финансовой поддежки.

И вот из выставок, сначала краевого уровня, а позже и всероссийского масштаба, проект вылился в целый музей. В 2009 году по благословению архиепископа Красноярского и Енисейского Антония (ныне — митрополит Ороловский и Болховский) в г. Лесосибирске состоялась церемония открытия Музея современного христианского искусства. На данный момент это уникальный православный музей — единственный в России!

После образования в 2011 г. Енисейской епархии, выделившийся из состава Красноярской, музею предан статус епархиального.


В музее проводятся уникальные экскурсии, наш экскурсовод не просто рассказывает о стиле, в котором выполнено то или иное произведение, о манере написания и авторе, но и расскрывает духовный смысл практически каждой работы. За годы существования выставок был наработан полноценный материал для экскурсии, в которой нам рассказыват о том, что стоит за каждой картиной. Здесь вы можете взглянуть на картину «Церковный сторож» и услышать завораживающую историю о том, что это — реальная и загадочная личность…, обычный человек, который со младенчества, будучи сиротой, жил при храме, рос не грамотным, и вот в старости стал прозорливым. Или вот картина «Содом», где Лот с женой бегут от страшной Божьей кары…, а жена Лота, оглядываясь назад, превращается в соляной столп. И тут же вам поясняют глубокий смысл этой картины: жена Лота оглядывается и смотрит прямо на нас — зрителей картины, т.е. Садом оказывается там, где стоим мы с вами. И многие другие интересные, с духовной точки зрения, истории можно услышать здесь. Помимо эстетики наш музей преподносит и духовные ценности, которые сегодня так необходимы человечеству, у которого они ускользают, как песок сквозь пальцы. И мы очень надеемся, что помимо рождения первого музея христианского искусства в России, мы сможем родить и зажечь множество душ для Господа.

У нашего музея есть стены. Пусть и совсем крохотные (под музей было отдано ветхое двухэтажное сдание бывшей школы, в котором мы произвели капитальный ремонт), но мы молимся Господу и надеемся, что увеличение коллекции музея, множество гостей, которые приезжают посмотреть на такое чудо в маленькой российской глубинке, старания работников и руководства музея — все это будет одарено и соответствующим зданием. Но мы рады и благодарны Богу за то, что уже есть музей современного христианского искусства в России, который доступен всем.

В московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация Музея современного христианского искусства. О том какое искусство может быть христианским, почему плюющиеся священники не являются современными художниками и почему Гор Чахал не пришел на презентацию, создатели музея рассказали столичным журналистам.

Пока столичный Музей современного христианского искусства – проект в большей степени виртуальный. Его коллекция хранится в далеком Лесосибирске, небольшом городке Красноярского края, где собственно этот музей, созданный местным священником отцом Андреем Юревичем, и появился несколько лет назад, в результате пяти локальных «биеннале». Архитектор по образованию, отец Андрей признается, что он не галерист и не куратор, а в большей степени «отец» музея. Идея собрать художников, затрагивающих в своем творчестве религиозную и в первую очередь христианскую проблематику, пришла ему в голову еще в начале двухтысячных.

Первая лесосибирская выставка современных христианских художников имела такой успех, что при поддержке местного отделения Академии искусств она была повторена в краевом центре – Красноярске. Последующие четыре биеннале, прошедшие в Красноярске, собрали работы уже не только сибирских, но и уральских, дальневосточных, московских художников. Коллекция, собранная за эти годы, стала фундаментом музейного фонда. «Существуют галерейные площадки, изредка приглашающие современных художников, работающих на религиозную тематику, но христианских музеев современного искусства в мире я знаю всего два: в Ватикане и, как ни странно, Лесосибирске», - подчеркивает московский художник и друг музея Сергей Некрасов, родившийся в Красноярске. Впрочем, большинство картин в лесосибирском музее достаточно консервативны, «это ближе к классическому аванграду» признаются отцы-основатели, чем к «актуальному» искусству. Последнему они не видят причин отказывать во внимании, наравне с современной реалистической живописью.

Как положительный опыт обращения «актуальных» художников к христианским образам они называют «Евангельский проект» Дмитрия Врубеля и многочисленные проекты Гора Чахала, который только по нелепой случайности не попал на «лесосибирскую» презентацию. «Как это свойственно художникам, он перепутал даты, - объясняют организаторы. - Пришел вчера, никого не нашел, а сегодня уже не смог, но мы обещали рассказать ему как прошла наша встреча».

Скандал вокруг краснодарской выставки Марата Гельмана они считает случайностью. Критики не видели экспонатов, среагировав исключительно на фамилию столичного куратора. К слову, в Краснодаре помимо прочих были представлены работы и Врубеля с Чахалом: «Я глубоко удивлен тем фактом, что инцидент, когда священник, участвовавший в акции протеста, плюнул Гельману в лицо, не получил в церковной среде никакой оценки, - признается известный православный журналист и выпускающий редактор сразу двух официальных церковных изданий: «Журнала московской патриархии» и «Церковного вестника» Сергей Чапнин. – Реакция православной общественности оказалась по сути постмодернисткой, никого не смутило, что он унизил человеческое достоинство, а священник не должен никого унижать, это ненормально». «Этот плевок не является перфомансом, как утверждает сам священник, в лучшем случае эти слова можно воспринимать как шутку, иначе священнику нужно поработать над тем, чтобы освоить язык порфоманса, так как это был плохой перфоманс, в любом случае, - согласен с Сергеем Чапниным отец Андрей. – Бывают кощунственные выходки, но именно поэтому Церковь не должна самоустраняться из современного искусства, чтобы не оставлять его на откуп кощунникам».

«Сегодня уже бессмысленно спорить: возможно христианское современное искусство, или нет, оно существует как факт, дискутировать стоит о том, каким это искусство должно быть» - замечает Сергей Чапнин. Он не склонен драматизировать конфликт актуального искусства и Церкви: «Конечно, Церковь всегда будет против кощунства, против пошлости, но она не может быть против современного искусства в целом. Христианская культура всегда современна, и раскрывается она помимо литургического искусства, в том числе и в форме современного искусства. В четвертом веке не существовало христианской музыки, все мелодии были светскими, через некоторое время появилось осмогласие, сегодня прихожане следят за текстом службы с экрана iPhone’ов или карманных компьютеоров, и это никого не возмущает».

Перенести музей из далекого Лесосибирска в Москву – идея отца Андрея Юревича: «Афины должны оставаться Афинами» - убежден он. Впрочем, на данный момент у музея нет своего помещения, и в ближайшее время демонстрировать фонды придется в «выставочном» формате. Уже этой осенью в «Покровских воротах» должны состояться три подобные выставки. На майскую презентацию привезти удалось только несколько работ, которые и были продемонстрированы в актовом зале центра. Прочие экспонаты отец Андрей принес на «флешке», слайды с коллекцией музея стали своеобразной «интерактивной экскурсией» и позволили составить общее представление о работах, собранных лесосибирским священником.


Работы Сергея Некрасова


Отец Андрей Юревич (справа)

31 мая 2012 года

"ИЗВЕСТИЯ": "Гельмана потеснит галерист в рясе"

Не успел отгреметь скандал вокруг очередной "околорелигиозной" выставки Марата Гельмана в Краснодаре, как в Москве представили целый Музей современного христианского искусства. Он пока не имеет собственного адреса: первая выставка "Окна" открылась в культурном центре "Покровские ворота".

Диалог, попытка...надцатая

Музей современного христианского искусства организован протоиереем Андреем Юревичем как очередная площадка для разговоров о вере и искусстве с художниками и зрителями. Дискуссию решили инициировать с церковной стороны, раз уж у галериста Марата Гельмана и тем паче Юрия Самодурова (куратора выставки "Осторожно, религия!") вместо диалога пока получаются стычки с православными, доходящие до судебных разбирательств.

Я не галерист, не искусствовед, в строгом смысле слова даже не художник, - говорит батюшка - организатор нового музея. Слово "куратор" ему тоже не нравится. Он скорее собиратель.

Постоянная выставочная площадка пока организована при храме в Лесосибирске, где отец Андрей служил раньше. С 2000 года прошло пять биеннале, сложился круг единомышленников. Сейчас батюшка возит сибирскую экспозицию с собой в виде фотоальбома на флешке. На выставке в Москве - остатки былой роскоши, работы сибиряков Валентина Качалова, Вадима Иванкина, Александра Тихомирова и других; больше всего - произведений москвича Сергея Некрасова.

Хорошо, что священник коллекционирует эту живопись. Любой неагрессивный жест духовенства по отношению к современному искусству - уже большая радость, - прокомментировал "Известиям" презентацию нового музея галерист Марат Гельман.

В Европе выставки актуальных художников регулярно проходят в действующих церквах, а в Москве два года назад шумно обсуждалась выставка современного искусства "Двоесловие/Диалог" в актовом зале храма мученицы Татианы при МГУ. Постоянного апологета в священном сане деятели искусства тогда не обрели.

Настоятель университетского храма протоиерей Максим Козлов сказал "Известиям", что "счел своим пастырским долгом дать христианам, ищущим путей выражения своей веры в творчестве, площадку для экспозиции", но не может назвать себя "даже простым любителем такого рода творчества".

На кощунников и добрых молодцев

Творчество действительно неоднозначно. Предугадать заранее, вызовет ли картина восхищение или гнев верующих, удается не всегда.

Главный герой выставки "Окна" на Покровке Сергей Некрасов показывает холсты, испещренные золотистыми и цветными линиями и пятнами. Объяснять свои работы отказывается, подчеркивая, что "материализованный объект несет в себе тайну".

Ко многим работам нужны поясняющие тексты, - сетует протоиерей Андрей Юревич. - Я Сергею Некрасову об этом говорил, он обещал подумать.

Впрочем, "подумать" не мешает и зрителю. При внимательном рассмотрении почти во всех экспонатах можно опознать знакомые сюжеты. "Любовь" Некрасова - абстрактный набор линий и пятен, но в контурах однозначно угадывается фигура Божией Матери с Младенцем, только без нимбов. На скандальной выставке ICONS в Краснодаре работа Дмитрия Гутова отсылает к контурам "Троицы" Рублева, а "Деисусный чин" Александра Сигутина воспроизводит целый ряд иконостаса средствами супрематизма: разноцветные абстрактные геометрические формы собраны в преклоненные перед Богом фигуры.

Ревнители благочестия называют Гутова и Сигутина кощунниками, а Сергея Некрасова отец Андрей Юревич позиционирует как христианского художника. Участник проекта ICONS и куратор "Двоесловия" Гор Чахал не смог пояснить "Известиям", почему восприятие работ настолько зависит от контекста и имени галериста, но Марат Гельман уверен, что выставку ICONS объявили кощунством не из-за содержания экспонатов, а вследствие предварительной дезинформации. Когда выставка открылась, богохульных работ на ней не нашли даже критически настроенные зрители.

Высказываются предположения, что отличить кощунственную работу от благочестивой можно только по намерению автора дискредитировать священный образ. Но кем и как будут определяться эти намерения? Ничто не страхует один и тот же арт-объект из перемещения в "богомерзкий" раздел и обратно. Если увлечься, можно найти кощунство и в рисунках детей из воскресной школы.

Ударить по инсталляции перформансом

Тонкость этой грани порождает сомнения и недоразумения.

Иногда хочется методами искусства богохульникам в глаз дать, - сказал на презентации Музея современного христианского искусства иконописец Павел Бусалаев. А протоирей Алексей Касатиков "методы искусства" отверг и во время акций против открытия ICONS в Краснодаре плюнул в лицо Марату Гельману, заявив, что это - перформанс.

Давайте проведем семинар на тему "Почему батюшке не удалось высокохудожественно плюнуть в лицо Гельману", - пошутил ответственный редактор "Журнала Московской патриархии" Сергей Чапнин. Шутки остаются шутками, Гельман сказал, что в суд подавать не будет.

Надо чаще встречаться

Пока говорить о диалоге между современным искусством в целом и Церковью рановато: выяснение отношений идет на нескольких автономных площадках. Протоиерей Андрей Юревич признался, что за другими проектами в этой области следит мало, хотя "теперь придется". В свою очередь, на выставку в "Покровских воротах" Марат Гельман пока не ходил, имена представленных там художников ему не знакомы.

Участник проекта ICONS Гор Чахал на Покровку заглянул - и убежал.

Работы очень слабые, я бы вряд ли согласился выставляться в таком контексте; назвать это музеем нельзя. Хотя идею надо развивать - из таких соображений я бы и свои работы дал. С Гельманом я часто дискутирую, но даю свои работы, чтобы люди видели, что современное искусство может быть христианским. А отцу Андрею Юревичу мог бы дать работы, чтобы показать, что христианское искусство может быть и современным, - говорит Чахал.

Живопись - хоть религиозная, хоть абстрактная - это сфера искусства. Было бы правильно сотрудничать с искусствоведами, - подчеркивает Марат Гельман. - Отца Андрея Юревича покритикуют - и следующую выставку он сделает лучше.

Если мы не будем заниматься современным христианским искусством, эту нишу займут люди одиозные, - говорит отец Андрей Юревич, как бы ни на кого не намекая, но добавляет, что ярлык кощунника к Гельману уже пристал.

Зато Марат Гельман вытеснения из "своей ниши" не боится.

Конкурировать я могу с опытными кураторами во Франции или Италии, а здесь только радуюсь развитию профессиональной среды, - говорит галерист.

Отец Андрей Юревич пока не определил для себя, насколько очевидна должна быть в работе религиозная тематика, чтобы поместить ее в музей. Зато уверен, что христианское искусство должно играть прикладную роль - сеять доброе и вечное. Пейзажи для этого подходят плохо, зато в новом музее могут появиться изображения ангелов в реалистической манере - словно их кто-то из современных художников встречал наяву.