Можно ли учиться на чужих ошибках? Направление гордость и смирение Всегда ли нужно признавать собственные ошибки аргументы

Может ли человек прожить без ошибок? Попробую разобраться, а что же такое ошибка? Мне кажется, что ошибка- это непреднамеренное отклонение человека от правильных действий и поступков. Вероятность того, что человек сможет прожить жизнь не совершив ни одной ошибки ничтожно мала, поэтому мне кажется, что без ошибок человек просто не может существовать, ведь в нашем мире все настолько сложно, что человек живет получая опыт не только от своих ошибок, но и от чужих. Недаром говорят:"На ошибках учатся".

Поэтому я думаю, что ошибки допустимы в жизни человека, главное, чтобы последствия этих ошибок можно было устранить.

Почему же мы так часто совершаем ошибки? Мне кажется, что все-таки по незнанию. Но совершив ошибку раз, мы должны извлечь из нее урок, чтобы впредь ее не совершать. Не зря ведь говорится в пословице:"Кто в своих ошибках не кается- больше ошибается".

Так, главный герой повести Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка" Петр Гринев, будучи юным парнем, совершил ошибку. Когда Петруше исполнилось шестнадцать лет, отец решил отправить сына на службу в Белгородскую крепость. Путь был неблизким, поэтому отец отправил с ним Савельича- человека, с которым буквально рос мальчик. Когда Савельич оставил мальчика одного, неопытность Петруши сыграла свою роль. Мальчик, находившийся всю жизнь под строгим контролем, почувствовал себя свободным и не отказался выпить с мужчиной, с которым познакомился бродя по комнатам. Через некоторое время Петруша уже согласился играть в бильярд, где проиграл сто рублей. Не зная меры, юноша напился так, что еле стоял на ногах, обидел Савельича, а наутро чувствовал себя плохо. Своим поступком мальчик подставил Савельича перед своими родителями и долго корил себя за это. Петруша Гринев осознал свою ошибку и впредь ее не совершал.

Однако бывают ошибки. цена которых может быть слишком велика. Любой непродуманный поступок, любое неверно сказанное слово могут привести к трагедии.

В романе Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита" такую непоправимую ошибку совершил прокуратор Понтий Пилат, убив философа Иешуа Га-Ноцри. Иешуа проповедовал людям зло власти и за это был арестован. Прокуратор разбирает дело Иешуа. После разговора с философом, Пилат считает, что тот невиновен, но все равно приговаривает его к казни потому, что надеется, что местные власти помилуют философа в честь праздника Пасхи. Однако местные власти отказываются помиловать Иешуа. Вместо него, они освобождают другого преступника. Понтий Пилат мог освободить странника, но он того не делает, ибо боится потерять свою должность, боится показаться легкомысленным. И за свое преступление прокуратор несет наказание в виде бессмертия. Понтий Пилат осознал свою ошибку, но изменить уже ничего не может.

Подводя итог, хочу сказать, что человек все-таки может совершить ошибки, но эти ошибки могут быть разными. Одни помогают набраться опыта, но существуют и такие, которые вредят людям. Поэтому, чтобы не совершать ошибок, нужно несколько раз подумать перед тем, как что-либо делать.

С 2014-2015 учебного года в программе государственной итоговой аттестации школьников присутствует итоговое выпускное сочинение. Этот формат существенно отличается от классического экзамена. Работа носит внепредметный характер, опираясь при этом на знания выпускника в области литературы. Сочинение имеет своей целью выявить способности экзаменуемого рассуждать на заданную тему и аргументировать свою точку зрения. Главным образом, итоговое сочинение позволяет оценить уровень речевой культуры выпускника. Для экзаменационной работы предлагается пять тем из закрытого перечня.

  1. Вступление
  2. Основная часть - тезис и аргументы
  3. Заключение - вывод

Итоговое сочинение 2016 предполагает объем от 350 слов.

Время, отводимое для экзаменационной работы, - 3 часа 55 минут.

Темы итогового сочинения

Вопросы, предлагаемые для рассмотрения, обычно обращены к внутреннему миру человека, личным взаимоотношениям, психологическим особенностям и понятиям общечеловеческой морали. Так, темы итогового сочинения 2016-2017 учебного года включают следующие направления:

  1. «Опыт и ошибки»

Здесь представлены понятия, раскрыть которые экзаменуемому предстоит в процессе рассуждения, обратившись кпримерам из мира литературы. В итоговом сочинении 2016 выпускник должен выявить отношения между данными категориями на основе анализа, построения логических взаимосвязей и применения знаний литературных произведений.

Одна из таких тем - «Опыт и ошибки».

Как правило, произведения из курса школьной программы по литературе - этобольшая галерея разных образов и характеров, которые можно использовать для написания итогового сочинения по теме «Опыт и ошибки».

  • Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
  • Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
  • Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

Аргументы для итогового сочинения 2016 «Опыт и ошибки»

  • «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

В романе в стихах «Евгений Онегин» наглядно демонстрируется проблема непоправимых ошибок в жизни человека, которые могут привести к серьезным последствиям. Так, главный герой - Евгений Онегин своим поведением с Ольгойв доме у Лариных спровоцировал ревность своего друга Ленского, который вызвал его на дуэль. Друзья сошлись в смертельной схватке, в которой Владимир, увы, оказался не таким проворным стрелком, как Евгений. Недостойное поведение и внезапная дуэль друзей, таким образом, оказалась большой ошибкой в жизни героя. Также здесь стоит обратиться к любовной истории Евгений и Татьяны, чьи признания Онегин жестоко отвергает. Лишь спустя годы он понимает, какую роковую ошибку совершил.

  • «Преступление и наказание» Ф. М.Достоевского

Центральным вопросом для героя произведения Ф. М.Достоевского становится желание понять свою способность действовать, вершить судьбы людей, пренебрегая нормами общечеловеческой морали - «Тварь я дрожащая, иль право имею?» Родион Раскольников совершает преступление, убив старуху-процентщицу, и позже осознает всю тяжесть совершенного поступка. Проявление жестокости и бесчеловечности, огромная ошибка, повлекшая за собой страдание Родиона, стали для него уроком. Впоследствии герой становится на путь истинный, благодаря душевной чистоте и состраданию Сонечки Мармеладовой. Совершенное же преступление остается для него горьким опытом на всю жизнь.

  • «Отцы и дети» И.С.Тургенева

Пример сочинения

На своем жизненном пути человеку приходится принимать большое количество жизненноважных решений, выбирать, как поступить в той или иной ситуации. В процессе переживания различных событий человек приобретает жизненный опыт, который становится его духовным багажом, помогая в дальнейшей жизни и взаимодействии с людьми и обществом. Однако зачастую мы попадаем в непростые, противоречивые условия, когда не можем гарантировать правильность своего решения и быть уверенным, что то, что мы считаем верным сейчас, не станет для нас большой ошибкой.

Пример влияния на жизнь человека совершенных им поступков можно увидеть в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В произведении демонстрируется проблема непоправимых ошибок в жизни человека, которые могут привести к серьезным последствиям. Так, главный герой - Евгений Онегин своим поведением с Ольгой в доме у Лариных спровоцировал ревность своего друга Ленского, который вызвал его на дуэль. Друзья сошлись в смертельной схватке, в которой Владимир, увы, оказался не таким проворным стрелком, как Евгений. Недостойное поведение и внезапная дуэль друзей, таким образом, оказалась большой ошибкой в жизни героя. Также здесь стоит обратиться к любовной истории Евгений и Татьяны, чьи признания Онегин жестоко отвергает. Лишь спустя годы он понимает, какую роковую ошибку совершил.

Также стоит обратиться к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети», где раскрывается проблема ошибки в непоколебимости взглядов и убеждений, что может привести к плачевным последствиям.

В произведении И.С. Тургенева Евгений Базаров - прогрессивно мыслящий молодой человек, нигилист, отрицающий ценность опыта предыдущих поколений. Он говорит о том, что совершенно не верит в чувства: «Любовь - это белиберда, непростительная дурь». Герой встречает Анну Одинцову, в которую влюбляется и боится признаться в этом даже себе, ведь это значило бы противоречие собственным убеждениям всеобщего отрицания. Однако позже он смертельно заболевает, не сознаваясь в этом родным и близким. Будучи тяжело больным, он, наконец, понимает, что любит Анну. Только на исходе жизни Евгений осознает, насколько сильно ошибался в своем отношении к любви и нигилистическом мировоззрении.

Таким образом, стоит говорить о том, как важно правильно оценивать свои мысли и поступки, анализируя действия, которые могут привести к большой ошибке. Человек постоянно находится в развитии, совершенствует свой образ мыслей и поведение, и поэтому он должен действовать обдуманно, полагаясь на жизненный опыт.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк:

Человек за всю свою жизнь совершает множество ошибок, сам порой того не замечая. Но, рефлексируя, мы превращаем их в опыт, хоть иногда и горький. Да, плата за обучение слишком высока, однако с жизнью нельзя торговаться, она не приемлет бытового мещанского расчета. Все мы ошибаемся, и это естественно и неизбежно. Надо понимать, что человеческая природа не идеальна, а опыт, действительно, самый лучший учитель и помогает его исправить.

Многие писатели также задумывались на эту тему. Например, Федор Михайлович Достоевский в романе «Преступление и наказание» затронул проблему опыта и ошибок. Главный герой произведения Родион Раскольников, убив старуху-процентщицу и ее беременную сестру, намного осознает, что совершил самую большую ошибку всей своей жизни. Он понимает, насколько неверны были его убеждения, его теория. Родион сознается в содеянном, осознавая при этом, что он — самый обычный человек, а не вершитель судеб или вошь. При этом он получает бесценный жизненный опыт, плата за который оказалась столь высока. Напрямую автор не утверждает, раскаялся ли Раскольников, но проницательный читатель видит библию у арестанта, приговоренного к каторге. Это означает, что герой обратился к Богу и отказался от теорий, способных нанести вред на практике.

Можно привести и другой пример. Также непоправимую ошибку совершила Настя-главная героиня рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма». Девушка оставила свою пожилую мать совсем одну. Катерина Ивановна была очень одинока и больна. Три года дочь не навещала бедную старушку. Конечно, Настя очень любила свою маму, но работа не отпускала ее. Поэтому Екатерина Петровна старалась лишний раз не тревожить Настю, посылая ей письма очень редко. Но жизненные силы покидали ее и возраст взял свое. Даже не знаю, что больше послужило этому: старость или тоска по своей единственной дочери? Тогда пожилая женщина написала письмо ей, чувствуя, что не переживет зиму. Но дочь была слишком занята. Когда Настя получила письмо уже от соседа, что Катерина Петровна умирает, она поняла, что ведь у нее в этой жизни никого больше нет. И в эту же минуту отправляется на вокзал. Но приехав в деревню, Настя осознает, что уже слишком поздно. Катерина Петровна так и не увидела перед смертью единственного родного человека. У Насти не было соответствующего опыта. Она, видимо, до этой поры никогда не теряла близких. Откуда же ей, молодой и полной сил, знать, что у ее матери жизнь так скоротечна. Все, что у нее осталось — тоска по самому дорогому человеку и бесконечное чувство вины перед ним. Все эти сложные эмоции легли в основу ее жизненного опыта. Больше она не совершит такой ошибки и сбережет родных, отдавая работе должное, но не забывая и о семье – единственной настоящей ценности человека.

Иногда человеку нужно пройти множество испытаний, совершить множество ошибок, чтобы обрести опыт, который позволит ему очиститься и сделаться лучше, умнее и добрее. Неслучайно зрелые люди отдают предпочтение не карьере, а семейным ценностям, не видимости, а сути, не амбициям, а мечтам, причем, мечтам близких и дорогих людей.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Официальный комментарий:
В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

Методические рекомендации:
«Опыт и ошибки» - направление, в котором в меньшей степени подразумевается четкое противопоставление двух полярных понятий, ведь без ошибок нет и не может быть опыта. Литературный герой, совершая ошибки, анализируя их и приобретая тем самым опыт, меняется, совершенствуется, встает на путь духовного и нравственного развития. Давая оценку действиям персонажей, читатель приобретает свой неоценимый жизненный опыт, а литература становится настоящим учебником жизни, помогающим не совершить собственных ошибок, цена которых может быть весьма высока. Говоря о совершаемых героями ошибках, следует отметить, что неверно принятое решение, неоднозначный поступок могут повлиять не только на жизнь отдельной личности, но и самым роковым образом сказаться на судьбах других. В литературе мы встречаем и такие трагические ошибки, которые затрагивают судьбы целых наций. Именно в этих аспектах можно подойти к анализу данного тематического направления.

Афоризмы и высказывания известных людей:
Не следует робеть из опасения наделать ошибок, самая большая ошибка - это лишать себя опытности.
Люк де Клапье Вовенарг
Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель.
Аристотель

Карл Раймунд Поппер
Глубоко ошибается тот, кто думает, что он не ошибется, если за него будут думать другие.
Аврелий Марков
Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам одним.
Франсуа де Ларошфуко
Извлекай пользу из каждой ошибки.
Людвиг Витгенштейн
Стыдливость может быть уместна везде, только не в деле признания своих ошибок.
Готхольд Эфраим Лессинг
Легче найти ошибку, чем истину.
Иоганн Вольфганг Гёте
Во всех делах мы можем обучаться только методом проб и ошибок, впадая в заблуждение и исправляясь.
Карл Раймунд Поппер

В качестве опоры в своих рассуждениях можно обратиться к следующим произведениям.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» . Раскольников, убивая Алену Ивановну и признаваясь в содеянном, не осознает в полной мере весь трагизм совершенного им преступления, не признает ошибочность своей теории, ему лишь жаль, что не смог преступить, что не сможет отнести теперь себя к числу избранных. И лишь на каторге душой измаявшийся герой не просто раскаивается (раскаялся он, признавшись в убийстве), а становится на тяжелый путь покаяния. Писатель подчеркивает, что человек, признающий свои ошибки, способен измениться, он достоин прощения и нуждается в помощи и сострадании. (В романе рядом с героем Соня Мармеладова, которая являет собой пример человека сострадательного).
М.А. Шолохов «Судьба человека», К.Г. Паустовский «Телеграмма». Герои столь разных произведений совершают схожую роковую ошибку, сожалеть о которой буду всю жизнь, но исправить уже, к сожалению, ничего не смогут. Андрей Соколов, уезжая на фронт, отталкивает обнимающую его жену, героя раздражают ее слезы, он злится, считая, что она его "заживо хоронит", а выходит все наоборот: он возвращается, а семья погибает. Эта потеря для него - страшное горе, и сейчас он винит себя за каждую мелочь и с невыразимой болью говорит: "До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!" Рассказ К.Г. Паустовского - это повествование об одинокой старости. Брошенная собственной дочерью бабка Катерина пишет: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки». Но Настя успокаивает себя словами: «Раз мать пишет - значит, жива». Думая о посторонних людях, организуя выставку молодого скульптора, дочь забывает о единственном родном человеке. И лишь услышав теплые слова благодарности «за заботу о человеке», героиня вспоминает, что у нее в сумочке лежит телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила». Дочь приезжает, но прощение просить уже не у кого. Горький опыт главных героев учит читателя быть внимательным к близким «пока не стало поздно».
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Череду ошибок в своей жизни совершает и герой романа М.Ю. Лермонтова. Григорий Александрович Печорин принадлежит к молодым людям своей эпохи, которые разочаровались в жизни.
Печорин сам говорит о себе: "Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его". Лермонтовский персонаж - энергичный, умный человек, но он не может найти применения своему уму, своим знаниям. Печорин - жестокий и равнодушный эгоист, потому что он причиняет несчастья всем, с кем общается, и его не волнует состояние других людей. В.Г. Белинский называл его "страдающим эгоистом", потому что Григорий Александрович обвиняет себя за свои поступки, он осознает свои действия, переживает и ничего не приносит ему удовлетворения.
Григорий Александрович - очень умный и рассудительный человек, он умеет признавать свои ошибки, но хочет при этом научить других сознаваться в своих, как, например, он все пытался натолкнуть Грушницкого на признание своей вины и хотел разрешить их спор мирным путем. Но тут же проявляется и другая сторона Печорина: после некоторых попыток разрядить обстановку на дуэли и призвать Грушницкого к совести сам же предлагает стреляться на опасном месте, чтобы кто-то из них погиб. При этом герой пытается обратить все в шутку, несмотря на то, что существует угроза как жизни молодого Грушницкого, так и его собственной жизни. После убийства Грушницкого мы видим, как поменялось настроение Печорина: если по пути на дуэль он замечает, насколько день прекрасный, то после трагического события день он видит в черных цветах, на душе его - камень.
История разочарованной и гибнущей печоринской души изложена в дневниковых записях героя со всей беспощадностью самоанализа; будучи одновременно и автором, и героем "журнала", Печорин бесстрашно говорит и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей души, и о противоречиях сознания. Герой осознает свои ошибки, но ничего не делает для того, чтобы их исправить, свой собственный опыт его ничему не учит. Не смотря на то, что у Печорина есть абсолютное понимание того, что он разрушает человеческие жизни («разрушает жизнь мирных контрабандистов», по его вине гибнет Бела и т.д.), герой продолжает «играть» судьбами других, чем делает себя несчастным.
Л.Н. Толстой «Война и мир». Если герой Лермонтова, осознавая свои ошибки, не смог стать на путь духовного и нравственного совершенствования, то любимым героям Толстого, приобретенный опыт помогает стать лучше. При рассмотрении темы в этом аспекте можно обратиться к анализу образов А. Болконского и П. Безухова. Князь Андрей Болконский резко выделяется из великосветской среды своей образованностью, широтой интересов, мечтает совершить подвиг, желает большой личной славы. Его кумир - Наполеон. Чтобы добиться своего, Болконский появляется в самых опасных местах сражения. Суровые военные события способствовали тому, что князь разочаровывается в своих мечтаниях, понимает, как горько он ошибался. Тяжело раненный, оставаясь на поле сражения, Болконский переживает душевный перелом. В эти минуты перед ним открывается новый мир, где нет эгоистических мыслей, лжи, а есть только самое чистое, высокое, справедливое. Князь понял, что есть в жизни нечто более значительное, чем война и слава. Теперь уже бывший кумир кажется ему мелким и ничтожным. Пережив дальнейшие события - появление ребенка и смерть жены - Болконский приходит к выводу, что ему остается жить для себя и своих близких. Это лишь первый этап эволюции героя, не только признающего свои ошибки, но и стремящегося стать лучше. Немалую череду ошибок совершает и Пьер. Он ведет разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина, но понимает, что такая жизнь не для него, Он не может сразу правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них. Он искренен, доверчив, слабоволен. Эти черты характера ярко проявляются во взаимоотношениях с развращенной Элен Курагиной - Пьер совершает очередную ошибку. Вскоре после брака герой понимает, что был обманут, и "перерабатывает один в себе свое горе". После разрыва с женой, находясь в состоянии глубокого кризиса, он вступает в масонскую ложу. Пьер верит, что именно здесь он "найдет возрождение к новой жизни", и опять понимает, что в чем-то главном вновь ошибается. Полученный опыт и «гроза 1812 года» приводят героя к крутым переменам в мировоззрении. Он понимает, что жить надо ради людей, надо стремиться приносить пользу Родине.
М.А. Шолохов «Тихий Дон». Говоря о том, как опыт военных сражений меняет людей, заставляет дать оценку своим жизненным ошибкам, можно обратиться к образу Григория Мелехова. Сражаясь то на стороне белых, то на стороне красных, он понимает, какая чудовищная несправедливость вокруг, да и сам совершает ошибки, приобретает военный опыт и делает самые важные выводы в своей жизни: «...моим рукам пахать надо». Дом, семья - вот ценность. А любая идеология, толкающая людей убивать, - ошибка. Уже умудренный жизненным опытом человек понимает, что главное в жизни не война, а встречающий у порога дома сын. Стоит отметить, что герой признает, что был не прав. Именно этим обусловлены его неоднократные метания от белых к красным.
М.А. Булгаков «Собачье сердце». Если говорить об опыте как «процедуре воспроизведения какого-нибудь явления экспериментальным путем, создания чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования», то практический опыт профессора Преображенского для «выяснения вопроса о приживаемости гипофиза, а в дальнейшем и о его влиянии на омоложение организма у людей» вряд ли можно назвать удачным в полной мере.
С научной точки зрения он весьма успешен. Профессор Преображенский проводит уникальную операцию. Научный результат получился неожиданным и впечатляющим, но в бытовом, житейском плане он привел к самым плачевным последствиям. Появившийся в доме профессора в результате операции тип, "маленького роста и несимпатичной наружности", ведет себя вызывающе, самонадеянно и нагло. Впрочем, следует отметить, что появившееся человекоподобное существо легко находит себя в изменившемся мире, но человеческими качествами не отличается и вскоре становится грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома.
Проанализировав свою ошибку, профессор понимает, что собака была гораздо «человечнее», нежели П.П. Шариков. Таким образом, мы убеждаемся, что человекообразный гибрид Шариков - это скорее неудача, чем победа профессора Преображенского. Он и сам понимает это: "Старый осел... Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей". Филипп Филиппович приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам.
В повести "Собачье сердце" профессор исправляет свою ошибку - Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты трагически сказываются на судьбах людей, предупреждает Булгаков. Поступки должны быть обдуманы и не нести разрушительного начала.
Главная мысль писателя в том, что голый прогресс, лишенный нравственности, несет людям гибель и подобная ошибка будет необратима.
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой». Рассуждая об ошибках, непоправимых и приносящих страдание не только каждой отдельно взятой личности, но и народу в целом, можно обратиться и к указанной повести писателя ХХ века. Это не просто произведение о потере родного дома, но и о том, как ошибочные решения влекут за собой катастрофы, которые обязательно скажутся на жизни общества в целом.
В основе сюжета повести лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых районов. Ведь ГЭС строят для большого количества людей. Это важный хозяйственный проект, ради которого надо перестраиваться, не держаться за старое. Но можно ли назвать это решение однозначно верным? Жители затопляемой Матеры переезжают в построенный не по-людски поселок. Бесхозяйственность, с которой расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя. Плодородные земли затопят, а в поселке, построенном на северном склоне сопки, на камнях да глине, расти ничего не будет. Грубое вмешательство в природу обязательно повлечет за собой экологические проблемы. Но для писателя важны не столько они, сколько духовная жизнь людей.
Для Распутина совершенно ясно, что крушение, распад нации, народа, страны начинается с распада семьи. А виной тому трагическая ошибка, заключающаяся в том, что прогресс гораздо важнее душ стариков, прощающихся со своим домом. И нет в сердцах молодежи раскаяния.
Умудренное жизненным опытом старшее поколение не желает покидать родной остров не потому, что не может оценить всех благ цивилизации, а прежде всего потому, что за эти удобства требуют отдать Матёру, то есть предать свое прошлое. И страдания стариков - это тот опыт, который должен усвоить каждый из нас. Не может, не должен человек отказываться от своих корней.
В рассуждениях по данной теме можно обратиться к истории и тем катастрофам, которые повлекла за собой «хозяйственная» деятельность человека.
Повесть Распутина - это не просто рассказ о великих стройках, это трагический опыт предшествующих поколений в назидание нам, людям XXI века.

Нельзя не согласиться с высказыванием Джорджа Бернанда Шоу: «Мудрость людей измеряется не их опытом, а их способностью к опыту». Однако необходимо сначала разобраться с понятием «опыт». По моему мнению, опыт – это совокупность всех ошибок совершенных человеком, но только таких ошибок, которые человек принял и с которыми смирился. Только приняв свой промах, и хорошенько проанализировав его, человек получает жизненный опыт. Под «способностью к опыту» Бернанд Шоу подразумевает именно способность человека к принятию своих ошибок, даже несмотря на их сокрушительное действие и необратимость. Именно такой человек обладает мудростью.

В произведении Тургенева «Отцы и дети» мы можем найти подтверждение тому. Главный герой романа – Евгений Базаров – представитель нового поколения, в основе взглядов которого лежит нигилизм – отрицание всего. Евгений горд и самолюбив. Он — человек дела. Базаров в любой обстановке, в любом доме старается заниматься своей работой. Его стезя - естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Долгое время Базаров живет по такому принципу. Однако встреча с Анной Одинцовой полностью меняет жизнь героя. Любовь, в существование которой он не верил, пришла к нему. Естественные порывы сердца отрицают теоретические законы, по которым пытался жить Базаров. Евгений долгое время не может принять свой промах и ошибочность своей теории. Только перед лицом смерти к нему приходит озарение. Именно он приобретает понимание того, что в жизни действительно важно. Наш герой принял свою ошибку, но, к сожалению, слишком поздно. Если бы Евгений принял ее раньше, то, возможно, его жизнь заиграла бы совершенно новыми красками и не закончилась так трагично.

Теперь вспомним произведение Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные». Одна из главных линий романа — ссора Николая Ихменева и его дочери Наташи. Наташа, любящая «как сумасшедшая», сбегает из дома с сыном врага семьи. Старик считает поступок дочери предательством и, воспринимая это как позор, проклинает дочь. Наташа глубоко переживает: она потеряла все, что было у нее ценного в жизни: доброе имя, честь, любовь и семью. Николай Ихменев безумно любит дочь, испытывает тяжелые душевные терзания, но еще долго не решается принять ее обратно в дом. Все изменила Нелли. Девочка, незаконно рожденная, в детстве потерявшая мать, обреченная ненавидеть человечество, отдельные представители которого причинили ей так много боли, воссоединяет семью. Благодаря ее повествованию об отношениях ее матери и дедушки, Николай Сергеевич осознает греховность своего поступка и сам бросается в ноги к своей дочери Наташе с просьбой простить его. Все заканчивается хорошо. Отец долго не мог принять своей ошибки, но, тем не менее, он смог это сделать.

Таким образом, отметим, что совершенные нами ошибки нередко оказывают на жизнь огромное влияние, но очень важно не побояться принять это сокрушительное поражение и идти по жизни дальше с приобретенным жизненным опытом. Закончу свое сочинение высказыванием Томаса Карлейля «Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!