Прикладное искусство - что это такое? Декоративно-прикладное творчество и его виды. Декоративно-прикладное искусство в детском саду Художественная роспись по дереву

Вторник, 15 Февраля 2011 г. 10:20 + в цитатник

Статья написана по материалам сайта «Страна Мастеров» (в основном).

Изучая недавно обнаруженный сайт «Страна Мастеров» и не переставая удивляться и восхищаться разнообразию техник прикладного творчества и талантливости наших людей, решила систематизировать техники.
Список будет пополняться по мере обнаружения новых техник.

* Техники, связанные с использованием бумаги:

1. Айрис фолдинг («Радужное складывание») – техника складывания бумаги. Появилась в Голландии. Техника требует внимания и аккуратности, но при этом позволяет без труда делать эффектные открытки или украшать странички памятного альбома (скрапбукинг) интересными декоративными элементами.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/776

2. Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/462

3. Гофротрубочки - так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1492

4. Квиллинг (от англ. quilling - от слова quil «птичье перо») - искусство бумагокручения. Возникло в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587
http://stranamasterov.ru/node/1364

4. Орига́ми (с яп. букв.: «сложенная бумага») - древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/560
Виды:
- Киригами- вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги, что подчёркнуто в названии: киру - резать, ками - бумага.
Pop-up - целое направление в искусстве. Эта техника сочетает элементы техник.
- Киригами и Вырезания и позволяет создавать объемные конструкции и открытки, складывающие в плоскую фигуру.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1723
- Кусудама (с яп. букв. «лекарственный шар») - бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Как вариант, отдельные компоненты могут быть склеены вместе (например, кусудама на нижнем фото полностью склеена, а не сшита). Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка.
Искусство кусудамы происходит от древней японской традиции, когда кусудамы использовались для фимиама и смеси сухих лепестков; возможно, это были первые настоящие букеты цветов или трав. Само слово представляет комбинацию двух японских слов кусури (лекарство) и тама (шар). В настоящее время кусудамы обычно используют для украшения или в качестве подарков.
Кусудама является важной частью оригами, в частности как предшественница модульного оригами. Её часто путают с модульным оригами, что неверно, так как элементы, составляющие кусудаму, сшиты или склеены, а не вложены друг в друга, как предполагает модульное оригами.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/850
- Оригами из кругов - складывание оригами из бумажного круга. Обычно затем из сложенных деталей склеивается аппликация.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1636
- Оригами модульное - создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами - придумана в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/15

5. Папье́-маше́ (фр. papier-mâché «жёванная бумага») - легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель.
В Федоскино, Палехе, Холуе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры.
Вы же можете декорировать заготовку из папье-маше не только красками, расписывая как известные художники, а используя декупаж или ассамбляж.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/561

7. Тиснение (другое название «эмбоссинг») - механическое выдавливание, создающее изображения на бумаге, картоне, полимерном материале или пластике, фольге, на пергаменте (техника называется «пергамано», см.ниже), а также на коже или на бересте, при котором на самом материале получается рельефное изображение выпуклого или вогнутого штампа при нагреве или без него, иногда с дополнительным использованием фольги и краски. Тиснение осуществляется в основном на переплетных крышках, открытках, пригласительных билетах, этикеток, мягких упаковок и пр.
Этот вид работ может определяться многими факторами: усилием, фактурой и толщиной материала, направлением его порезки, макетом и другими факторами.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1626
Виды:
- Пергамано - пергаментная бумага (плотная вощёная калька) обрабатывается инструментом для тиснения и в процессе обработки становится выпуклой и белеет. В этой технике получаются интересные открытки, также эту технику можно применить для оформления скрапстранички.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1705
- Текстурирование - нанесение изображения с помощью клише на гладкий материал, как правило, металлизированную бумагу, с целью имитации тиснения фольгой. Также применяется для имитации кожи определенных пород (например, клише с рисунком, имитирующим кожу крокодила и т. д)

* Техники, связанные с плетением:
Человек научился плетению гораздо раньше, чем гончарному делу. Сначала он плёл из длинных из гибких ветвей жилище (крыши, изгороди, мебель), всевозможные корзины для разных нужд (колыбели, туеса, повозки, черпухи, лукошки) и обувь. Человек научился заплетать волосы в косы.
С развитием этого вида рукоделия появлялись всё более разные материалы для применения. Оказалось, что плести можно из всего, что попадается: из лозы и камыша, из верёвок и ниток, из кожи и бересты, из проволоки и бисера, из газет.... Появились такие техники плетения, как лозоплетение, плетение из бересты и камыша, фриволите, узелковое плетение макраме, плетение на коклюшках, бисероплетение, ганутель, плетение шнуров кумихимо, кольчужное плетение,плетение сеток, индейское плетение мандала, их имитации (плетение из бумажных полос и фантиков, плетение из газет и журналов)...
Как оказалось, этот вид рукоделия популярен до сих пор, ведь применяя его, можно сплести множество красивых и полезных вещей, украсив ими наш дом.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/302

1. Бисероплетение, как и сам бисер, имеет многовековую историю. Древние египтяне первыми научились плести из бисерных нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками женские платья. Но лишь в Хв начался настоящий расцвет бисерного производства. Долгое время венецианцы тщательно оберегали секреты создания стеклянного чуда. Мастера и мастерицы украшали бисером одежду и обувь, кошельки и сумочки, чехольчики для вееров и очёчники, а также и другие изящные вещицы.
С появлением в Америке бисера, коренные жители начали использовать его вместо традиционно- индейских привычных материалов. Для ритуального пояса, колыбели, налобной повязки, корзины, сетки для волос, серёжек, табакерок..
На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы, унты, головные уборы, оленью упряжь, солнцезащитные кожанные очки...
Очень изобретательны были наши прабабушки. Среди огромного разнообразия нарядных безделушек встречаются удивительные предметы. Щёточки и чехлы на мел, чехольчики на зубочистку (!), чернильницу, перочистку и карандаш, ошейник для любимой собачки, подстаканник, кружевные воротники, пасхальные яйца, шахматные доски и многое-многое-многое другое.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1355

2. Ганутель - эксклюзивное мальтийское рукоделие. Именно в монастырях Средиземноморья сохранилась до сих пор эта техника создания красивых цветов для украшения алтаря.
В ганутели используется тонкая спиральная проволока и шёлковые нитки для обмотки деталей, а также бусинки, жемчуг или бисер. Блестящие цветы получаются изящными и лёгкими.
В ХVIв спиральную проволоку из золота или серебра называли по-итальянски «canutiglia», а по-испански «canutillo», на русском языке вероятно это слово трансформировалось в «канитель».
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1170

3. Макраме (от арабск. - тесьма, бахрома, кружево или от турецк. - шарф или салфетка с бахромой) - техника узелкового плетения.
Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII-IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/750

4. Плетение кружева на коклюшках. В России до сих пор известны - Вологодский, Елецкий, Кировский, Белевский, Михайловский промыслы.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1687

5. Фриволите - это плетеное узелковое кружево. Его также называют челночным кружевом, поскольку плетется это кружево специальным челноком.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1728

* Техники, связанные с росписью, различными видами живописи и создания изображений:

Рисование - это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью графических средств, рисовальных элементов (в противоположность живописным элементам), преимущественно из линий и штрихов.
Например: рисунок углём, рисунок карандашом, рисунок тушью и пером...
Жи́вопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами.
Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, картон, бумага, обработанные поверхности стен, и т. д. В том числе к живописи относят и выполненные красками изображения на декоративных и церемониальных сосудах, поверхности которых могут иметь сложную форму.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1218

1. Ба́тик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесенными на ткань (шёлк, хлопок, шерсть, синтетику), не пропускают через себя краску - или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.
Существует несколько видов батика - горячий, холодный, узелковый, свободная роспись, свободная роспись с применением солевого раствора, шибори.
Батик - batik - индонезийское слово. В переводе с индонезийского слово «ba» - означает хлопчатобумажная ткань, а «-tik» - «точка» или «капля». Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать.
Роспись «батик» издавна известна у народов Индонезии, Индии и др.. В Европе - с ХХ века.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/916

2. Витраж (лат. Vitrum - стекло) - это один из видов декоративного искусства. Стекло или иной прозрачный материал является основным материалом. Из глубокой древности начинается история витражей. Изначально стекла вставлялись в оконный или дверной проем, затем появляются первые мозаичные картины и самостоятельные декоративные композиции, панно, выполненные из цветных кусочков стекла или расписанные специальными красками по простому стеклу.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/886

3. Выдувание – техника, основанная на выдувании краски через трубочку (на лист бумаги). Эта древняя техника являлась традиционной как для творцов древних изображений (использовались костяные трубочки).
Современные трубочки для сока ничем не хуже в применении. Они помогают выдувать узнаваемые, необычные, а порой фантастические рисунки из небольшого количества жидкой краски по листу бумаги.

4. Гильоширование - техника выжигания ажурного узора по ткани вручную с помощью выжигательного аппарата была разработана и запатентована Зинаидой Петровной Котенковой.
Гильоширование требует аккуратности в работе. Она должна быть выполнена в единой цветовой гамме и соответствовать орнаментальной стилистике заданной композиции.
Салфетки, панно с аппликациями, закладки для книг, платочки, воротнички - всё это и много другое, что подскажет ваша фантазия, украсит любой дом!
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1342

5. Граттаж (от французского gratter - скрести, царапать) - техника царапанья.
Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель).
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/686

6. Мозаика - одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.
Может быть из разных материалов: бутылочные крышки, бусины, пуговицы, пластмассовые фишки, деревянные спилы веточек или спички, магнитные кусочки, стекляшки, керамические кусочки, мелкие камешки, ракушки, термо-мозаика, тетрис-мозаика, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа, семена клёна, макароны, любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные семечки), стружки от карандаша, птичьи пёрышки и т.д.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/438

7. Монотипия (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток) - одной из простейших графических техник.
По гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге (она не должна пропускать воду) - делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/663

8. Нитяная гра́фика (изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) - графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания ещё можно использовать бархат (бархатную бумагу) или плотную бумагу. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шелковые нитки.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/452

9. Орна́мент (лат. ornamentum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1222

10. Печать.
Виды:
- Печатание при помощи губки. Для этого подойдет и морская губка, и обычная, предназначенная для мытья посуды.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1094
В качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку. Одна сторона делается ровной, т.к. на неё наклеивают картон, а на картон - узоры. Они (узоры) могут быть из бумаги, из веревки, из старого ластика, из корнеплодов...
- Штамп (штамповка). В качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку. Одна сторона делается ровной, т.к. на неё наклеивают картон, а на картон - узоры. Они (узоры) могут быть из бумаги, из веревки, из старого ластика, из корнеплодов и т.д.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1068

11. Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность») - стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре. Оптическое смешение трех основных цветов (красный, синий, желтый) и пар дополнительных цветов (красный - зеленый, синий - оранжевый, желтый - фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механическая смесь пигментов.Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.
Основоположником стиля явился Жорж Сера.
Другое название пуантилизма - дивизионизм (от лат. divisio - разделение, дробление).
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/700

12. Рисование ладошками. Маленьким детям трудно пользоваться кисточкой для рисования. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1315

13. Рисование отпечатками листьев. Собрав различные опавшие листья, намажьте каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой Вы собираетесь оставить оттиск, может быть цветной или белой. Прижмите лист окрашенной стороной к листу бумаги аккуратно снимите его, взяв за "хвостик" (черешок). Этот процесс можно повторять раз за разом. И вот, дорисовав детали, у Вас уже летает над цветком бабочка.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/667

14. Роспись. Один из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства.
Вот некоторые из них:
- Жостовская роспись - старинный русский народный промысел, возник в начале XIX века, в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Является одним из наиболее известных видов русской народной живописи. Жостовские подносы расписывают от руки. Обычно на чёрном фоне изображают букеты цветов.
- Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
- Хохломская роспись - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/301

15. Энка́устика (от др.-греч. «искусство выжигания») - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1485

*Техники, связанные с шитьём, вышивкой и использованием тканей:
Шитье - разговорная форма от глагола "шить", т.е. то, что шьется или сшито.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1136

2. Пэчворк, Квилт, Квилтинг или Лоскутное шитьё - это народное декоративно-прикладное искусство, с многовековыми традициями и стилистическими особенностями. Это техника, использующая кусочки разноцветных тканей или вязанных элементов геометрических форм для соединения в покрывале, блузке или сумке.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1347
Виды:
- Артишок – разновидность пэчворка, получившая своё название из-за сходства с плодами артишока. У этой техники есть и другие названия - «зубчики», «уголки», «чешуйки», «перья».
По большому счёту в этой технике все сводится к складыванию вырезанных деталей и пришиванию их на основу в определенной последовательности. Или же, используя бумагу, составлять (наклеивая) различные панно округлой (или многогранной формы) на плоскости или в объёме.
Нашивать можно двумя способами: острие заготовок направлять к центру основной детали, либо к ее краям. Это если шить плоское изделие. У изделий объемного характера - острием к более узкой части. Складываемые детали не обязательно вырезаются в форме квадратиков. Это могут быть и прямоугольники, и круги. В любом случае мы встречаемся со складыванием вырезанных заготовок, следовательно, можно утверждать, что эти лоскутные техники принадлежат к семейству лоскутного оригами, а так как они создают объем, то, следовательно, и к «3d» технике.
Пример: http://stranamasterov.ru/node/137446?tid=1419
- Крэйзи-квилт. Недавно столкнулась и с такой разновидностью. По-моему, это мультиметод.
Суть заключается в том, что изделие создаётся из сочетания различных техник: пэчворк+вышивка+роспись и т.д.
Пример:

3. Цумами Канзаши. В основе техники Цумами лежит оригами. Только складывают не бумагу, а квадратики натурального шелка. Слово «Tsumami» означает «защипнуть»: мастер берет кусочек сложенного шелка, используя щипчики или пинцет. Лепестки будущих цветов затем наклеиваются на основу.
Шпилька для волос (канзаши), украшенная шёлковым цветком, и дала название целому новому виду декоративно-прикладного искусства. В этой технике изготавливались и украшения для гребней, и для отдельных палочек, а также для сложных конструкций, составленных из разных аксессуаров.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1724

* Техники, связанные с вязанием:
Что же такое вязание? Это процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы).
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/729

1. Вязание на вилке. Интересный способ вязания крючком с помощью специального приспособления - вилки, изогнутой в форме буквы U. В результате получаются легкие, воздушные узоры.
2. Вязание крючком (тамбурное)- процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка. создавающий не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Узоры вязания состоят из разных сочетаний петель и столбиков. Правильное соотношение - толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/858
3. Простое (европейское) вязание на спицах позволяет комбинировать несколько видов петель, что создаёт простые и сложные ажурные узоры.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1157
4. Тунисском вязании длинным крючком (одновременно могут участвовать как одна, так и несколько петель для создания узора).
5. Жаккардовое вязание - узоры вывязываются на спицах из нитей нескольких цветов.
6. Филейное вязание – имитирует филейно-гипюрные вышивки по специальной сетке.
7. Гипюрное вязание (ирландское или брюссельское кружево) крючком.

2. Выпиливание. Одним из видов является выпиливание лобзиком. Украшая свой быт и жилище удобными для повседневной жизни изделиями ручной работы или детскими игрушками, вы испытываете радость от внешнего вида и удовольствие от процесса их создания.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1418

3. Резьба - вид декоративно-прикладного искусства. Является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1113

* Другие самодостаточные техники:
1. Аппликация (от лат. «прикладывание») - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев… Такое применение разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения - коллаж.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/364
Также существуют:
- Аппликация из пластилина - пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1243
- Аппликация из «ладошек». Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/612
- Обрывная аппликация - один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа - лист картона, материал - разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент - клей и ваши руки. Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1346

2. Ассамбляж (фр. assemblage) - техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, аппликативно скомпонованные на плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами. Иногда применяется и к другим произведениям, от фотомонтажа до пространственных композиций, поскольку терминология новейшего визуального искусства не вполне устоялась.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1412

3. Бумажный туннель. Оригинальное английское название этой техники tunnel book, что можно перевести как книжный или бумажный туннель. Суть техники хорошо прослеживается из английского названия tunnel - туннель - сквозное отверстие. Многослойность составляемых «книжек» (book) хорошо передает ощущение туннеля. Возникает трёхмерная открытка. Кстати, эта техника удачно сочетает разные виды техник, такие как - скрапбукинг, аппликация, вырезание, создание макетов и объёмных книг. Она чем-то сродни оригами, т.к. направлена на складывание бумаги определённым образом.
Первый бумажный туннель был датирован серединой ХVIII в. и являлся воплощением театральных сцен.
Традиционно бумажные туннели создаются в память о каком-либо мероприятии или продаются в качестве сувениров для туристов.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1411

4. Вырезание - термин очень широкого понимания.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/701
Вырезают из бумаги, из пенопласта, из поролона, из бересты, из пластиковых бутылок, из мыла, из фанеры (правда, это уже называется выпиливание), из фруктов и овощей, а также из других разных материалов. Применяют различные инструменты: ножницы, макетные ножи, скальпель. Вырезают маски, шапочки, игрушки, открытки, панно, цветы, фигурки и многое другое.
Виды:
- Вырезание силуэтное - это такой прием вырезания, при котором происходит вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, они должны быть без мелких подробностей и как бы в движении. Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1416
- Вырезание симметричное. При симметричном вырезании мы повторяем контуры изображения, которые должны точно вписываться в сложенную пополам плоскость листа бумаги, последовательно усложняя очертание фигуры, чтобы правильно передавать в аппликациях внешние особенности объектов в стилизованном виде.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/466
- Вытынанка - искусство вырезания ажурных узоров из цветной, белой или чёрной бумаги существует с тех пор, когда в Китае была изобретена бумага. А такой вид вырезания стал называться цзяньчжи. Это искусство распространилось по всему миру: Китай, Япония, Вьетнам, Мексика, Дания, Финляндия, Германия, Украина, Литва и многие другие страны.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/563
- Карвинг (см.ниже).

5. Декупаж (от французского decoupage -существительное, «то, что вырезано») - это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Китайские крестьяне в XIIв. стали таким образом декорировать мебель. А помимо вырезанных картинок из тонкой красочной бумаги, стали покрывать её лаком, чтобы выглядело, как роспись! Так, вместе с красивой мебелью в Европу попала и эта техника.
Сегодня самый популярный материал для декупажа - это трёхслойные салфетки. Отсюда и другое название - «салфеточная техника». Применение может быть абсолютно безграничным - посуда, книги, шкатулки, свечи, сосуды, музыкальные инструменты, горшки для цветов, флаконы, мебель, обувь и даже одежда! Любая поверхность - кожа, дерево, металл, керамика, картон, текстиль, гипс - должны быть однотонным и светлыми, т.к. рисунок, вырезанный из салфетки должен быть хорошо виден.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/722

6. Карвинг (от англ. carvу - резать, вырезать, гравировать, нарезать; carving - резьба, резная работа, резной орнамент, высеченная фигура) в кулинарии - это наипростейшая форма скульптуры или гравировки по поверхности изделий из овощей и фруктов, столь недолговечных украшений стола.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1339

7. Коллаж - творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу, холст или в цифровом варианте. Происходит от фр. papier collée - наклеенная бумага. Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении - смесь различных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов, фрагменты, собранные на одной плоскости.
Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами - тушью, акварелью и т. д.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/324

8. Конструктор (из лат. constructor «строитель») - многозначный термин. Для нашего профиля это набор сопрягательных деталей. т.е деталей или элементов некоего будущего макета, информация о котором собрана автором, проанализирована и воплощена в красивое, художественно выполненное изделие.
Конструкторы различаются по типу материала - металл, дерево, пластмасса и даже бумага (например, бумажные оригами модули). При сочетании разносортных элементов возникают интересные конструкции для игр и весёлого времяпровождения.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/984

9. Лепка - придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, солёному тесту, снежному комку, песку и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. Это один из базовых приёмов скульптуры, который предназначен для освоения первичных принципов этой техники.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/670

10. Макет - это копия объекта с изменением размеров (как правило уменьшенная), которая выполнена с сохранением пропорций. Макет так же должен передавать основные признаки объекта.
Для создания этого уникального произведения можно использовать различные материалы, всё зависит от его функционального назначения (выставочный макет, подарочный, презентационный и т.д.). Это может быть бумага, картон, фанера, деревянные брусочки, гипсовые и глиняные детали, проволока.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1397
Вид макета - модель - это действующий макет, который изображает (имитирует) какие-либо существенные особенности оригинала. Причём, внимание концентрируется на определённых сторонах моделируемого объекта или в равной степени детализации оного. Модель создают, чтобы использовать, например, для наглядно-модельного обучения математике, физике, химии и других школьных предметов, для морского или авиа клуба. В моделировании применяют разнообразные материалы: воздушные шарики, легкая и пластичная масса, воск, глина, гипс, папье-маше, солёное тесто, бумага, пенопласт, поролон, спички, нитки для вязания, ткань…
Моделирование - это создание такой модели, которая достоверно близка к оригиналу.
"Моделями" называются те макеты, которые действуют. А модели, которые не действуют, т.е. "стрендовые" - обычно называют макетом.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1353

11. Мыловарение. В качестве сырья для получения основного компонента мыла могут использоваться животные и растительные жиры, жирозаменители (синтетические жирные кислоты, канифоль, нафтеновые кислоты, талловое масло).
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1631

12. Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов (металл, камень, глина, дерево, гипс, лёд, снег, песок, поролон, мыло). Методы обработки - лепка, высекание, литьё, ковка, чеканка, вырезание и др.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1399

13. Ткачество- производство из пряжи ткани и текстиля.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1318

14. Фильдцевание (или фильцевание, или валяние) – валяние шерсти. Бывает «мокрое» и «сухое».
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/736

15. Плоская чеканка - это один их видов декоративно-прикладного искусства, в результате выбивания на пластине определённого орнаментального рельефа, рисунка, надписи или круглого фигурного изображения, порой близкого к гравировке, создаётся новое художественное произведение.
Обработка материала осуществляется при помощи стержня - чекана, который стаивтся вертикально, по верхнему концу которого бьют молотком. Перемещая чекан постепенно проявляется новая форма. Материал должен обладать определённой пластичностью и способностью изменяться под воздействием силы.
Примеры:

Процитировано
Понравилось: 30 пользователям

Стадия проекта:

Проект реализован

Цель проекта:

Формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с предметами декоративно-прикладного искусства выполненных мастерами центров дымковской игрушки, хохломы, городецкой и гжельской росписи.

Задачи проекта:

Образовательные:
Продолжать знакомить детей c народными промыслами (история возник-новения) и производимыми ими предметами декоративно-прикладного ис-кусства (Дымковская игрушка; предметы, выполненные мастерами центров: Городецкой, Хохломской, Гжельской росписи).
Обеспечить детям индивидуальную траекторию развития владения знания-ми по изображению декоративных элементов (точки, кружки, полоски, вол-нистые линии, капельки, дуги и т.д.).
Обогатить предметно-развивающую среду в группе, через начало создания в ней мини-музея декоративно-прикладного искусства.
Создать коллектив единомышленников из детей и родителей, стремящихся сохранить и передать другим культуру своего народа.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, творческую активность детей, аналити-ческое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству; уважительное отношение к труду мастеров; национальную гордость за ма-стерство русского народа.

Достигнутые результаты за последний год:

Данный проект позволил:
1. Изменить позицию родителей по приобщению детей к национальной культуре.
2. Сформировать коллектив единомышленников из детей и родителей через совместную деятельность по теме проекта.
3. Внедрить в практику семейного досуга посещение выставок, музеев и вернисажей вместе с детьми.

Социальная значимость проекта:

Современная Российская Федерация или Россия, как мы её называем сейчас, была образованна 25 декабря 1991 года. Это новое государство объединила в единое целое, представителей более 200 национальностей.
Все эти люди, создавая новое сообщество, продолжают бережно сохранять национальное своеобразие истории и культуры предшествующих поколений.
Это уникальное многовековое национальное богатство каждого народа, в свою очередь, раскрывается в искусстве живописи, литературы, архитектуры, поддержке традиций празднования народных праздников и, конечно же, в народных промыслах.
Именно народные промыслы в изделиях своих мастеров дают нам возможность:
 увидеть красоту родной природы, запечатлённую в элементах росписи;
 испытывать чувство гордости, за свой народ (мастеров создающих известные всему миру изделия и живущих рядом с нами);
 поддержать интерес к истории и культурному наследию своего народа;
 воспитывать патриотические чувства у юных граждан большой многонациональной страны и многое другое.
Учитывая всё это, дошкольная педагогика с давних пор признает огромное воспитательное значение народного декоративно-прикладного искусства и использует это в работе с детьми. На это указывают в своих работах и такие искус-ствоведы, исследователи детского изобразительного творчества как: А.В. Баку-шинский, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комаро-ва, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская, В.Я. Езикеева и другие.
Но, проводя экспресс диагностику родителей и детей, пришли к выводу, что знания детей о декоративно-прикладном искусстве отрывочны и поверхностны. В чем же дело?
1. Приобщение детей к народной культуре в повседневной жизни затруднено, поскольку в большинстве своём мы живём в условиях больших городов и наша связь с природой и крестьянским укладом жизни с его песнями, танцами, костюмом, предметами народных мастеров нарушена.
2. Большую часть времени родители наших детей активно работают и повседневный досуг дошкольников в условиях дома проходит обычно за про-смотром мультфильмов, фильмов или видео играми.
3. Лишь единицы семей в выходной день предпринимает попытку посещения выставки или экспозиций в краеведческом музее, либо каком другом с целью ознакомления и приобщения своих детей к национальной культуре.
4. Имея дома разные предметы декоративно-прикладного искусства (а это 70% опрошенных родителей) никто не уделяется время на рассказ детям о том, откуда эти предметы, к какому промыслу они имеют отношение, так как родители сами мало информированы. Тем более не практикуются игр с этими предметами.
5. Поддержка национальных традиций сводится в большинстве случаев к празднованию народных праздников (Рождество, Масленица).

Отсюда отсутствие собственной культурной ориентации неизбежно ведет к потере нацией своего лица, как отмечал в своём обращении к Федеральному собранию президент страны В.В. Путин. Мы становимся, как Иваны, не помнящие своего родства.
Всё это привело нас (воспитателей) к необходимости заострить внимание родите-лей на этом и активно включать их вместе с детьми в работу над проектом: «Народное декоративно-прикладное искусство для детей».

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

1. Посетили:
вернисаж (г. Москва);
музей народно - прикладного искусства на базе ПТУ№130 г. Ивантеевка;
выставку продажу изделий народных мастеров в ходе празднования «Дня города».
2. Создали в группах мини-музеи декоративно-прикладного искусства.
3. Разработали конспекты занятий по ознакомлению с народными промыслами и провели занятия.
4. Подготовили альбомы по промыслам.
5. Составили картотеку дидактических игр:
«Цветные капельки»; «Третий лишний»; «Назови правильно»; «Угадай, какая роспись?»; «Составь узор по образцу»; «Узоры на посуде»; «Что изменилось?»; «Четвёртый лишний»; «Что забыл нарисовать художник?»
КОНСТРУКТОР: «ДЫМКОВСКАЯ БАРЫНЯ»; «Барышня»; «Найди наряд для дымковской «Барышни»; «Фартучек»; «Городецкие узоры».
6. Выполнили подборку физкультминуток.
7. Выпустили газету: «Как мы готовимся к ЯРМАРКЕ».
8. Оформили выставки художественно-творческой деятельности детей: «Дымковская сказка», «Городецкая роспись», «Золотая хохлома», «Гжель».
9. Собрали видеоматериал с учебными фильмами: «Золотая хохлома»; «Золотая хохлома 2»; «Как делают Гжель»; «Чёрный конь – белая грива».
10. Родители сшили костюмы для участия в итоговом мероприятии и по-могли подготовить проведение мероприятия.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro – украшаю) – раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства: по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Программа МАДОУ д/с № 439 разработана на основе действующего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155), с учётом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), с использованием примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.). Одной из отличительных особенностей Программы является нравственное воспитание и поддержка традиционных ценностей. Программа дает широкие возможности для варьирования содержания.

Одной из задач Программы «От рождения до школы» является создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. В настоящее время современные ребята мало знают о декоративно-прикладном искусстве. У дошкольников слабо развит интерес к изучению истории народных игрушек, они мало знают о народных мастерах и особенностях росписей, как следствие наблюдается бедный словарь по теме «Декоративно-прикладное искусство».

Я считаю, что обращение к народному искусству должно занять прочное место в работе современного педагога. Изделия, сделанные руками ребят, могут служить украшением интерьеров, так как обладают эстетической ценностью. Декоративно-прикладное искусство позволяет знакомить детей с народными традициями и обычаями народов России, расширяет представление ребят о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны), развивает интерес к искусству родного края (Урало-сибирская роспись), а также любовь и бережное отношение к произведениям искусства. Занятия декоративно-прикладным искусством, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.

Существует много основных видов декоративно-прикладного искусства, но самым доступным и интересным для старших дошкольников, по моему мнению, является роспись деревянного изделия (разделочные доски, ложки, лопаточки, подставки под горячее и т.д.).

Возможно, многие считают, что подобное приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству, в частности роспись деревянного изделия целесообразно лишь в художественных центрах, где есть условия для настоящей профессиональной подготовки. Опыт показывает, что это не так. Дело в том, что, помимо красоты, это полезное во всех отношениях искусство. В процессе работы у детей развивается художественный вкус, фантазия и творческие способности. Ребенок учится основам счета, у него развивается мелкая моторика и точность движений, что актуально для дошкольников. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует развитию памяти, внимания и мышления. Расписанное своими руками изделие ценится больше, чем купленное в магазине, способно поднять самооценку неуверенному в себе ребенку и помочь ему занять свое место в коллективе.

Исходя из огромной важности декоративно-прикладного искусства для детского развития, мною разработан цикл занятий по ознакомлению дошкольников с разными росписями.


Занятия по декоративно-прикладному искусству проводятся в подгруппах и дают возможность общения со сверстниками, одновременно получая удовольствие от процесса работы с объемным материалом. Дети знакомятся с разными видами декоративно-прикладного искусства: с русской матрешкой, дымковской, хохломской, гжельской, филимоновской, городецкой, урало-сибирской росписью. По окончанию тематической недели оформляется выставка изделий, как итог работы. Дети с удовольствием делятся своими знаниями о декоративно-прикладном искусстве с родителями. А также дети с большой радостью дарят свои изделия родными близким людям.

Статья

Декоративно-прикладное искусство как средство
развития творческих способностей детей

Успехова Ирина Александровна,
инструктор по труду реабилитационного отделения для
детей и подростков с ограниченными возможностями
Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс», г. Урай

Творчество, его формирование и развитие - одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.

Раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве - залог будущих успехов. Известный педагог В.Н. Шацкая определяла творчество дошкольников как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования творческой личности. Устойчивое сохранение у детей интереса к изобразительной деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора.

Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, как показала практика эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно - творческие способности. А наличие художественно - творчески способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:

Ø В предварительном создании эскизов на бумаге;

Ø В продумывании элементов узора;

Ø В расположении их на объемах;

Ø В создании предметов декоративного характера;

Ø Умения найти способ изображения и оформления предмета;

Ø В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза.

Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т.е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе.

Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания.

При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей - Ханты и Манси.

Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народов Ханты и Манси. Также дети учатся умению составлять узоры на северные мотивы, отличать орнаменты от других. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные мешочки, сумочки.

У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.

В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое изделие, декоративно-прикладное искусство дети отмечают, почему оно нравится, что в нем интересного, почему оно радует их, и наоборот, вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому или предмету - это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей. Общественная направленность проявляется в том, что они создают что-то своими руками для других (поделки, игрушки в подарок малышам для игр, мамам, папам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнять рисунок, лепку как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.

На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, фигурку вместе составляет общую композицию.

В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.

Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть.

Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П. Усова, Н.П. Сокулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

Консультация для родителей детей 5-7 лет "Как провести время с пользой"

С какими же видами декоративно - творчества можно познакомиться ребенку в старшем дошкольном возрасте дома?
1. Батик - техника, основанная на применении резинового клея, парафина, лаков и смол, которые наносятся на различные виды тканей (синтетику, шерсть, хлопок и шелк). Ребенку данное творчество будет очень интересным. Наборы для этого творчества можно приобрести в магазине.
2. Нитяная графика - графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании.

3. Керамика - изделия из неорганических материалов (например, глины). Мы предлагаем заменить глину на соленое тесто, как это делаем мы.


4. Бумагокручение (квиллинг) - искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.


5. Оригами - очень популярное искусство. Развивает логическое мышление и мелкую моторику рук.


6. Ниткография - Рисовать нитками так же, как и рисовать привычными нам карандашами, ручками, фломастерами, только линию нужно приклеивать к основе.


7. Бисероплетение - один из наиболее популярных и нами любимых видов творчества, которое придумали еще древние египтяне.
Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя увидеть способности ребенка, поддерживать в любом его начинании, а задача педагога - развить его способности, познакомить с новыми видами творчества. Программное содержания занятий с детьми старшего дошкольного возраста позволяет раскрыть для ребенка: дымковскую игрушку, жостовскую, городецкую роспись, хохломскую. А также познакомить с традиционными техниками рисования и проявить творчество в нетрадиционных.
Дорогие родители! Хотим представить вашему вниманию несколько вариантов нетрадиционных техник рисования, легко доступных для вас в домашних условиях. Это для нас, взрослых, важен результат деятельности ребенка, а для ребенка важен сам процесс, а процесс совместно с мамой и папой вдвойне! В данном случае и процесс, и результат порадует и вас и ребенка.
Мраморная бумага
Оборудование : крем (пена) для бритья, краски, плоская тарелка, бумага, скребок.
Ход работы: на плоскую поверхность (тарелку, стол, поднос) нанесите крем толстым слоем, смешать воду с краской, чтоб получился насыщенный раствор, и накапайте на крем сверху (рисунок произвольный), кисточкой или тонкой палочкой размажьте краску по поверхности, возьмите лист бумаги и положите его сверху, затем положите лист на стол и соскребите остатки пены (листом картона, скребком) – под пеной у вас появятся причудливые узоры.


Граттаж – царапанье
Оборудование: бумага плотная или картон, свеча, гуашь черная, жидкое мыло.
Ход работы: натереть бумагу свечой, в черную краску добавить мыло, нанести и дать высохнуть, после этого можно выцарапывать любой узор.


Объемные узоры
Оборудование: мука блинная, вода, краски, микроволновая печь.
Ход работы: купить муку в магазине или сделать (на 0,5 кг муки положить чайную ложку с горкой соды и чайную ложку лимонной кислоты), смешать муку с водой, нарисовать картинку, положить в микроволновую печь на 10-30 секунд, после выпекания раскрасить.


Творческих успехов!