Пушкина «Станционный смотритель. Трагедия «маленького человека» в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель Сочинения по темам

Кацыка Дмитрий

Выступление на ученической научно-практической конференции. Тему "маленького человека" в творчестве Н.В.Гоголя Д.Кацыка рассматривает на примере "Петербургских повестей", "Портрета", "Шинели".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Цель моей работы: проследить за тем, как развивалась тема “маленького человека” в творчестве Н.В. Гоголя, начатая А.С. Пушкиным. Она заинтересовала меня только потому, что, к сожалению, тема “униженных и оскорблённых” имеет место и в наши дни, в век процветающей цивилизации и прогресса. А стать на защиту таких людей в своё время решился именно Н.В. Гоголь.

Н.В. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии “маленького человека”, задавленного, униженного и оттого - жалкого.

Правда, пальма первенства в этом принадлежит всё-таки Пушкину; его Самсон Вырин из “Станционного смотрителя” открывает галерею “маленьких людей”. Но трагедия Вырина сведена к личной трагедии, её причины лежат во взаимоотношениях семьи станционного смотрителя – отца и дочери – и носят характер нравственности, точнее безнравственности со стороны Дуни, дочери смотрителя.

Гоголь же, оставаясь верным традициям критического реализма, внеся в него свои, гоголевские мотивы, гораздо шире показал трагедию “ маленького человека” в России; писатель “осознал и показал опасность деградации общества, в котором всё более и более увеличивается жестокость, равнодушие людей друг к другу” 1

Эта мысль стала эпиграфом ко всем « Петербургским повостям». Впервые в истории русской литературы перед читателями представилась жизнь не верхушки столичного общества, дворянской и чиновничьей знати. Внимание Гоголя привлекли мелкие чиновники, мастеровые, выбитые из колеи жизни.

В этом лживом, жестоком и равнодушном мире происходит драма художника Пискарёв, который ищет осуществления своей мечты, ищет идеал красоты, воодушевлявший его творческий труд. Красота, по мнению Пискарева, должна «сливаться с непорочностью и чистотой » . Потрясенный внешностью девушки, он создал в своём воображении идеальный образ. Очаровательная, прекрасная, она как видение, сошедшее с картины великого мастера. Один взгляд или улыбка красавицы пробуждали в его душе противоречивые мысли, мечтания, надежды. Но красавица оказывается обольстительницей “отвратительного притона…”

Во сне художника автор возвращает нас к образу привилегированного Петербурга и отмечает: сюжет повести на том и строится, что на Невском проспекте “ все не то, чем кажется”. Пискарев – мечтатель, живший вне действительности, противопоставлен Гоголем целой “улице – красавице”, со светской толпой, чванливо выставляющей свои “великолепные сюртуки и бакенбарды”. Где-то здесь затерялся Пирогов, пошлый и самодовольный поручик, составная этой улицы, её, как сказал В.Г. Белинский, дитя. « Пискарев и Пирогов – какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследования своих красавиц, и как различны для обоих следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст! Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой доволен и счастлив, даже после неудачного волокитства и ужасных побоев… Да, господа, скучно на этом свете!... Невский проспект и сказка Невского проспекта, которая оказывается грубой реальностью,

соединяет несоедимых – поручика Пирогова и художника Пискарева.» . Контраст действительно большой: искренние чувства одного “разбились” о пошлость, о грубую реальность, которую так и не смог понять и принять художник, в результате – самоубийство; а другой, “откушав пирожка в кондитерской” , преспокойненько “завел флирт с другой барышней”, быстро забыв о своей неудаче.

Тема трагической судьбы художника прослеживается и в другой повести Гоголя – « Портрет». Но если в « Невском проспекте» Пискарева загубила пошлость, обывательщина, дичайшая реальность, то в « Портрете» честный,трудолюбивый, не лишенный таланта художник Чартков губит себя и свой талант, дарованный самой природой «ради денег, ради наживы». То же самое произошло и с героем рассказа А.П. Чехова Дмитрием Ионовичем Старцевым («Ионыч»), врачом, приехавшим в небольшой город с надеждой служить честно, избавляя людей от недугов. Взятки сгубили Ионыча (так стали звать ставшего тучным, ленивым, забросившим практику врача), опошлили его, обывательская среда сделала из него «получеловека».

Гоголевский Чартков тоже подавал большие надежды: “… вспышками и мгновениями его кисть отзывалась наблюдательностью, соображением, шибким порывом приблизиться более к природе. « Смотри, брат, - говорил ему профессор, - у тебя есть талант: грешно будет, если ты его погубишь… Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец… как раз попадёшь в английский род. Берегись; тебя уж начинает свет тянуть; уж я вижу у тебя иной раз на шее щегольской платок, шляпа с лоском…”

Профессор был отчасти прав. Иногда хотелось, точно, нашему художнику кутнуть, щегольнуть… “Вот – это и погубило молодого Чарткова. А началось все с того, что художник по случаю приобрел за последние гроши портрет старика у продавца лубочных картин… Портрет привлек внимание Чарткова потому, что его опытный глаз “увидел следы работы высокого художника”. Задавленный нищетой, он мечтал о большой куче денег, которая сделает его счастливым. И вдруг, как по мгновению волшебной палочки, случается чудо: в приобретенном портрете оказались 1000 золотых монет. Сначала это было во сне, потом « капитальная рука квартального надзирателя» произвела перелом рамки, и … вот оно избавление от всех бед. Чартков преображается: великолепный внешний вид, богатая квартира; художник желает “показать себя свету”, удивить всех своим чудесным талантом. Мечты уносят его далеко к всеобщей славе.

И художник принимается за дело. Вскоре появляется статья в газете: “О необыкновенных талантах Чарткова”. Подкупленный журналист потрудился на славу, обрисовав художника и его мастерскую в таких красках, что посыпались заказы.

А далее завертело «бедную головушку», художник быстро научился приспосабливаться к вкусам «безвкусных» заказчиков, становясь все больше и больше ремесленником и губя тем самым свое дарование. Власть денег растлила в нем душу, совратила его с поприща мастера своего дела. Чартков же не мог вернуться к подлинному искусству от «безжизненных модных картин», его кисть невольно обращалась «к затверженным формам».

Чарткова погубила не только страсть к наживе, но и та пошлая аристократическая среда, влияние которой всегда пагубно сказывается на того, кто оказывается в ней. Она и искусство Чарткова превратила в «бездушное ремесло» . У героя Гоголя не хватило сил сопротивляться её влиянию. «Служение искусству требует мужества, нравственной стойкости, понимания, высокой ответственности перед обществом за свой талант», - писал Н.В. Гоголь. Но его герою недоставало ни того, ни другого.

Сам Гоголь также стремился к высокому искусству слова. Его сатирическая и в то же время фантастическая повесть «Нос» меня удивила. Читая её, я и смеялся, и поражался удивительной фантазии писателя, и одновременно отметил для себя, что и в этом произведении тема «маленького человека» раскрыта поразительно искусно, хотя подход к этой теме выбран несколько иной, чем в «Портрете». Если там « мерзость жизни» не дала раскрыться таланту Чарткова, то в повести «Нос» Гоголь показал нам “уродливую” личность в “уродливом мире”.

В центре повести всё тот же Невский проспект. Он является колоритным фоном разворачивающегося фантастического сюжета: коллежский асессор, майор Ковалев, однажды обнаруживает на своем лице отсутствие собственного носа.

Каково же было удивление, переходящее в ужас, когда он увидел свой нос, который спокойно разгуливал или разъезжал в карете по улицам Петербурга.

И все это Гоголь преподносит нам, читателям, как совершенно обыкновенный случай, будто бы речь идет о потере сюртука или модной брошки. Удивительно, как сочетаются в повести реальное (описание жизни чиновничьего Петербурга, жизни Ковалева) и фантастическое: нос майора зажил самостоятельной жизнью, причем, как оказалось, судя по мундиру, шляпе и коляске, нос был статским советником, то есть чином старше Ковалева. Возмущение коллежского асессора перерастает в подобострастное обращение к собственному носу, он просит его (с почтением!) вернуться назад на свое место, там, «где ему должно находиться». Нелепое состояние героя повести не вытравило в нем ставшее его частью, его состоянием не только поведения, но и души Ковалева, что особенно страшно – это ненавистное Гоголю чинопочитание, так глубоко распространившееся не только в Петербурге, но и в России. Это чиноугодничество, русское по своей сути, растлило весь чиновничий аппарат, оно “заразило” весь народ. Чтобы доказать эту мысль я приведу один пример. Квартальный надзиратель «осчастливил» Ковалева, принеся ему домой завернутый в бумажку нос. Квартальный понимал, что за это благодеяние он не останется в накладе, и стал на всякий случай жаловаться на дороговизну припасов, большое семейство и недостаток средств, необходимых для существования. Ковалев, отлично знающий натуру этих надзирателей, мигом ухватил намек и сунул гостю в руку красную ассигнацию. Но уже через мгновение он слышит голос квартального на улице, «где он увещевал по зубам одного глупого мужика, наехавшего своей телегой как раз на бульвар». Вот он, «полный истинной трагедии мир, в котором переживания Ковалева и похождения его сбежавшего носа, кажутся вовсе невинными, пустячными» . Весь мир – хаос!

Получается парадоксальная вещь: нос выходит победителем лишь только потому, что оказался выше чином. Положение человека в этом хаосе совершенно незначительно и унизительно. И страдают от этого все, завися от тех, чей служебный ранг выше.

Оставшись без носа, Ковалев обеспокоен не своим физическим увечьем, жутким видом, а тем, что рухнули все его виды на выгодную женитьбу и на карьеру. « И никто в Петербурге не хочет помочь пострадавшему Ковалеву!» - восклицает Гоголь, делая акцент на окружающее равнодушие. Но мне грустно стало оттого, что сам Ковалев принимает это как само собой разумеющееся, потому что иного отношения он, к сожалению, не знает; потому что он сам так поступает.

Гоголь, конечно, смеется над своим героем. Но это «смех сквозь слёзы» , потому что за этим стоит национальная трагедия: деградация всего населения России. И это ужасно! Мелкий, убогий человек, жалок в этом мире. Устои господствующего класса сделали из человека страдающее существо, которое должно рассчитывать только на свои силы в борьбе за выживание в этом жестоком мире.

Такой жертвой явился Акакий Акакиевич Башмачкин из известнейшей повести Гоголя «Шинель». Повесть, наряду с комедией «Ревизор», поэмой «Мертвые души», вошла в сокровищницу русской и мировой литературы. Её герой стал символом; Герцен назвал его « колоссальным символом жестокости».

Читая в первый раз «Шинель», я злился на Башмачкина за то, что он позволяет издеваться над собой! Но потом, когда были прочитаны все повести, статья Белинского, комментарий С. Машинского и Г. Беленького; письма Гоголя к друзьям и их письма к писателю, я понял, что Башмачкин не мог вести себя иначе: таким его сделало общество от рождения, это его состояние души и тела, это его повседневность. И тогда мне стало жутко. Пронаблюдав за окружающей меня жизнью, я увидел вдруг, что такие же беззащитные, всеми гонимые и осмеянные люди есть и среди нас. В каждом классе есть человек, над которым все потешаются, доходя нередко до жестоких оскорблений.

Что же означает? Неужели это зло в России никогда не исчезнет? Да разве только в России? Есть эти «униженные и оскорблённые» во всем мире: об этом говорит мировая литература.

И тревогу за всех, кому неуютно на этом свете, подняли Пушкин и Гоголь. Последний из них развил эту тему, расширил её границы до таких размеров, что не замечать её нельзя было ни тогда, в XIX веке, ни в наше время.

Итак сначала о судьбе вечного «титулярного советника» Акакия Акакиевича Башмачкина; вот его портрет: « низенького роста, несколько робоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геморроидальным …Что ж делать! виноват петербургский климат». Фамилия Акакия Акакиевича происходит от слова «башмак», но не были ни его родители, ни родители его родителей сапожниками. А находились они под башмаком у всех, кто правил ими, и пинали тем башмаком и предков, и Акакия Акакиевича все, кому не лень. И имя у него странное: при рождении не смогли выбрать ему другого, и нарекли его, как отца, Акакием. Но, по словам Белинского, оно о многом говорит: как имя, так и его хозяин появились на свет для насмешек и унижений. А если заглянуть в этимологию, то Акакий по-гречески «незлобивый» .

Сколько директоров сменилось в департаменте, где служил Башмачкин, а он, как был титулярным советником, так им и остался дот сих пор; как переписывал он ненужные бумаги, выводя каждую букву, так и продолжал «не делать ни одной ошибки в письме». А товарищи по службе изощрялись в своих издевательствах над ним. Он же не обращал на них никакого внимания – свыкся! И только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Все над ним потешались в это время, и лишь один молодой чиновник, поступивший недавно на службу, вскоре «вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор все… показалось ему в другом виде». И потом, закрыв себя рукой «бедный молодой человек много раз содрогался, …видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным…» Блестящая гоголевская ирония! Я научился тонко её улавливать.

Конечно же, гоголевский герой очень ограниченный человек; вся его жизнь сводится к одному: сшить себе новую шинель и больше никаких интересов в, никаких идеалов. Но в нем много и положительного: он блестящий профессионал (с любовью выводит каждую букву: « Наслаждение выражалось на его лице, когда он добирался до букв – фаворитов, он погружался весь в работу, забывая и обиды, причиняемые сослуживцами, и нужду, и даже заботу о личном уюте и о пище»). Не его вина, что работа его была бесполезной. Акакий Акакиевич по-доброму относится к окружающим людям. И, наконец, он просто мужественный человек: как он перенес то время, когда экономил на всем, чтобы скопить на новую шинель. Ведь не каждый человек на это способен.

Гоголь не смеется над своим героем, напротив, он вызывает к нему сострадание как к обездоленному и униженному человеку. Эту роль выполняет в повести молодой чиновник, о котором говорилось выше.

И вот желанная шинель готова. Сколько радости, гордости в глазах её хозяина. Изменился даже его внешний вид, а поведение стало более решительным и целеустремленным. « Он питался духовно, нося в мыслях свою вечную идею» о той, которой стал обладать, словно любимой женщиной, которая также его любит. Шинель для Башмачкина стала таким живым существом, которое принимает и понимает его таким, какой он есть. Акакий Акакиевич почувствовал себя человеком! Человеком, а не изгоем, а потому он на равных общался с сослуживцами: принимает приглашение на вечеринку, в честь его обновы, впервые в жизни в кругу друзей выпивает шампанского. Словом, живет как все.

Но случается трагедия: шинель украли! « Акакий Акакиевич почувствовал, как сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уже больше не чувствовал…» Поднявшись он почувствовал, что в поле холодно и шинели нет…» Нет не шинель взяли воры, они отняли у Башмачкина его жизнь! С тех пор жизнь потеряла для него смысл: он лишился любимого существа. Счастье было недолгим!

Были, правда, попытки вернуть шинель, но где там: Бюрократическая машина буквально «проглотила» этого маленького, беззащитного человечишку.

По совету друзей пошел Башмачкин к «значительному лицу», без имени, без звания, но лицо «значительное» (Гоголь придает обобщенный характер этому «лицу», давая знать нам, что все, к кому приходят за помощью, одинаково без различны, спесивы и высокомерны, все они на одно лицо; напускают на себя маску строгости и деловитости, а за ней все то же равнодушие и безразличие) повел себя так, что у бедного Акакия Акакиевича все внутри задрожало от страха. И вновь я отдаю должное его мужеству - он попытался изложить просьбу, назвав « значительное лицо» «его в чине…» «Вынесли беднягу из присутственного места едва живым, а через день к вечеру Акакия Акакиевича не стало».

Но появилось в городе привидение в образе умершего, которое стало снимать с прохожих шинели; попалось ему и « значительное лицо».

« - А! так вот ты, наконец! Наконец, я тебя того, поймал за воротник! Твоей-то шинели мне и нужно! Не похлопотал об моей, да еще и распек, - отдавай же теперь свою!»

«Бедное значительное лицо чуть не умер…Это происшествие оказало на него сильное впечатление. Он даже гораздо реже стал говорить подчиненным: «Как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами…»

Так заканчивается грустная история маленького человека, безобидного и беззащитного.

Итак, откуда такое фантастическое окончание? Оно, вероятно, призвано показать такие стороны героя повести, которые не могли проявиться раньше, потому что для этого не было, говоря историческим языком, никаких предпосылок. Забитость и страх, как уже говорилось выше, люди “впитывали с молоком матери”, что называется. И лишь после смерти, физической смерти, душа Акакия Акакиевича « осмелела» и стала мстить прежде всего «значительному лицу». Почему? Потому, наверное, что заведомо знал, что все его беды при жизни исходили именно то него, от этого «сильного мира сего». Ведь были вокруг Акакия Акакиевича человечные люди. Это и Петрович, и молодой чиновник, и директор, повысивший сумму наградных, и чиновники, искренне порадовавшиеся обнове Башмачника. Даже «значительное лицо» проявляет некую «человечность», сожалея о том, что прогнал беднягу.

Герой Гоголя выражает протест хотя и в образе привидения, но это протест, который поздно или рано воспримется людьми, должен восприняться!

Завершая разговор о теме « маленького человека» в русской литературе и в творчестве И.В. Гоголя, в частности, обращусь к словам Г.А. Гуковского. Он сказал следующее: “Идеал Гоголя скрыт в глубине душ маленьких, обыденнейших «людишек», жертв жизни…Изображая низменное, он рисовал его, питая в себе и в читателе семена глубокой веры в человека. Таким образом, Гоголь преодолел, отменил представление о противостоянии идеала, поэзи, с одной стороны, - и быта, обыденного обычных людей, «маленьких людишек», - с другой. Это и значило, что он открыл поэзию в действительности.»

« Шинель» и все остальные повести Гоголя стали крупной вехой в творческом пути писателя. Раскрыв трагическую судьбу « маленького человека», он указал дорогу последующим писателям в изображении униженных и оскобленных.

В.Г. Белинский, который больше всего своих статей посвятил именно творчеству Гоголя, писал: « Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Не только все молодые таланты бросились на указанный им путь, но и некоторые писатели приобретшие известность, пошли по этому пути, оставив свой прежний…»

Во-первых, творчество Гоголя – значительная веха в истории развития отечественной литературы. Его творчество настолько реалистично, настолько демократично, гуманно, что вряд ли его можно сравнить еще с чьим –либо. Да и не стоит этого делать.

Во-вторых, тема « маленького человека, подхваченная Гоголем после Пушкина и доведенная Николаем Васильевичем до государственных масштабов, есть не что иное как новаторство в нашей литературе. Она, как говорилось выше, находит отражение и в наши дни, она всегда будет современна, пока будет существовать на земле Зло.

И, в-третьих, Гоголь в своих повестях проявился как писатель –сатирик ярко, оригинально. Он сделал «смех главным героем всех своих произведений.» Он научил нас «смеяться сквозь слезы».

Гоголь научил меня быть сострадательным к тем, кто слабее меня.

Тема: трагедия «маленького человека» Н.В. Гоголь «Шинель» О маленьком человеке с любовью Каждый раз, когда в литературном произведении на первый план выходят герои, не имеющие богатств, занимающие в обществе скромное место, их называют «маленькими». Иногда это обидно и несправедливо по отношению к хорошим людям с большой душой. Да, они не занимают высоких постов, но по праву занимают свое место, дарованное им Богом. И решать: кто кого больше или меньше – только ему. Относящаяся к петербургскому циклу гоголевская «Шинель» как раз об одном таком хорошем человеке. Это произведение особняком стоит среди повестей Н. Гоголя, совершенно по-иному, с любовью, с добрым юмором автор рассказывает нам о жизни вечного титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина (чувствуете, и фамилия от слова «башмачок», а не от «башмака»). Башмачкин – идеальный работник, он четко знает свое место и радуется ему, трезво оценивает свои способности и лишен напрочь такого порока, как немотивированное честолюбие. Его занятие в канцелярии заключается в переписывании бумаг, и делает он это самозабвенно, даже творчески, но не для того, чтобы кому-то угодить, а по велению сердца. Переписывание бумаг он превратил в свой особый, эмоциональный мир – ему нравилось общаться с буквами, наделяя их характером и чувствами. Гоголь изображает Акакия Акакиевича большим ребенком, кротким и послушным, поведение которого проникнуто христианством: кажется, не было ни одной заповеди, какую бы хоть на малость нарушил Башмачкин. Он спокойно принимал все насмешки над собой от молодых чиновником, но, когда они переходили границы дозволенного, тихо просил не обижать его. Однажды эта тихая просьба тихого человека возымела большое действие над одним из молодых сослуживцев, и потом спустя многие годы, во время необходимости остановить свой характер вспоминался тому Акакий Акакиевич, его маленькая лысинка и его жалостливые слова с просьбой не обижать. Все превратности жизни Башмачкин сносил стойко и терпеливо. Жил он исключительно на заработанные деньги. Да вот беда: старая шинель, которую все давно называли капотом, совсем прохудилась и починке не подлежала. И Акакий Акакиевич решился на подвиг аскетизма ради пошива новой шинели. В общем-то, другого пути, кроме экономии, он не видел для себя (и это не вина его), и потому месяцы рубль к рублю он складывал для обновы. Когда же этот торжественный день настал, радость Башмачкина была неописуемой. Так радоваться могут только чистые душой дети. Но именно в этот день, Акакий Акакиевич отступил от своих принципов: меньше работал, больше разговаривал, возвращаясь домой глазел по сторонам, и в довершении всего полностью нарушил свой режим, пойдя вечером в гости. Ведь и не хотел, ведь и говорить-то ему с ними было не о чем, но возможность выгулять лишний раз свою замечательную шинель, победила. Отступил раз – второй раз не за горами. Окунувшийся в какие-то несвойственные ему ощущения Башмачкин забылся, возгордился, выпил в гостях пару бокалов шампанского и… по пути домой навсегда расстался с шинелью. Ограбление Акакия Акакиевича неизвестными бандитами ужасно для бедного советника, но не менее трагично оно воспринимается и читателем, ведь и он вместе с героем шаг за шагом шел к желанной цели, да еще какою ценою – и в один момент все рушится. Горе одинаково приходит и к богатому, и к бедному, и слезы, что у богатых, что у бедных одинаковые, соленые. Вот только громадная государственная машина, призванная помогать всем гражданам, бедняков не видит совсем. Это она придумала простому человеку мерку «маленький», а потому из века в век не замечает его с высоты своего положения. Не нашел защиты у государственных чиновников и Башмачкин: услышал он только ругательные слова в свой адрес да увидел непроницаемое равнодушие. Акакий Акакиевич от простуды и несправедливости умирает. Но перед смертью вся сущность его вдруг начинает бунтовать против такой несправедливости. В бреду он ругается на «значительное лицо», не взирая на генеральский чин того, видимо, таким образом отстаивая право на равенство между людьми. Но это не конец повести – продолжается она уже в фантастическом ракурсе. Пошли слухи, что Башмачкин по ночам встает из могилы и грабит прохожих, снимая с них шинели, любые, без разбору. И однажды под руку возмездия попадается то самое значительное лицо генеральского чина. Генерал так же, как и Башмачкин в день своего долгожданного праздника, возвращался от друзей, так же у него было выпито шампанского, и он находился в хорошем расположении духа. Появившийся злой призрак Акакия Акакиевича навел ужас на генерала, и тот безропотно отдает свою богатую шинель. Это событие возымело определенное душевное воздействие на государственного чиновника. Но только, что для него потеря какой-то шинели?! Он может их позволить себе сколько душе угодно. Расценивать концовку «Шинели» можно и так и сяк. Можно видеть в ней великое прорицание очередного народного бунта, а можно заметить и призыв к религиозной нравственности. Последнее вероятнее, потому что никаким бунтом справедливости, как показала история, не достичь. На место одних слепых и глухих государство водружает других.

Трагедия маленького человека. К началу 1840-х годов Н. В. Гоголь пишет ряд повестей на темы петербургской жизни. Петербургский цикл открывается «Невским проспектом». Петербург Гоголя - это город контрастов. Красота пышных дворцов и гранитных набережных, беспечно разгулива­ющая нарядная толпа - это один Петербург. За этим великоле­пием выступает другой Петербург - город мелких чиновников, мастеровых, художников, город тружеников-бедняков, жертв ни­щеты и произвола. Такой жертвой является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести «Шинель».

Сюжет о забитом нуждой чиновнике, над которым все подсмеи­ваются, был в те годы популярным. Но Гоголь иначе представляет своего героя, хотя и не скрывает, что Башмачкин «был то, что назы­вают вечный титулярный советник, над которым, как известно, на- трунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похваль­ное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться».

Акакий Акакиевич - робкий, пришибленный нуждой человек, пеной тяжкого труда и мучительных унижений зарабатывающий свои четыреста рублей в год. Это забитое, бессловесное существо безро­потно сносит «канцелярские насмешки» своих сослуживцев и грубость начальников. Акакий Акакиевич сам осознает свою малость, он ни на что больше не претендует. Каждодневно, из года в год, перепи­сывая бумаги, он давно уже не имеет никаких других интересов.

Придя домой со службы, Акакий Акакиевич думает только о том, «что-то бог пошлёт переписывать завтра». Подтрунивая над духовной ограниченностью Башмачкина, Гоголь отмечает в нём доброжелательное отношение к людям, трудолюбие, развитое чув­ство долга. Акакий Акакиевич, по словам писателя, был даже че­ловеком страстным: буквы он выводил с любовью, при этом на­слаждение выражалось на его лице; когда же он добирался до букв- фаворитов, то погружался весь в работу, забывая обиды и нужду.

Но в этом забитом жизнью чиновнике проснулся человек, когда появилась у него цель в жизни - новая шинель. Ценой строжай­шей экономии в течение года ему удалось скопить необходимую сумму. За это время он изменился, стал «как-то живее, даже твёр­же характером». «Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли точно куницу на воротник», - доброжелательно иронизирует над ним Гоголь. Став обладателем новой шинели, Акакий Акакиевич почувствовал себя самым счастливым человеком. Поэтому стано­вится понятным, в какую катастрофу превращается пропажа ши­нели. Кража,шинели оказалась кражей всей его жизни. Напрасно Акакий Акакиевич искал помощи у частного пристава, у «значи­тельного лица»; везде он встречал или полное равнодушие или пре­зрение и грозные окрики. Напуганный приёмом у «значительно­го лица», робкий и забитой Акакий Акакиевич заболел нервною горячкой, которая и унесла его в могилу.

Смирение и покорность Акакия Акакиевича, вся его бедная жизнь вызывает боль за униженного человека, сострадание к нему.

В финале этот маленький, несмелый человек, доведённый ми­ром сильных до отчаяния, протестует против бездушия, грубости, деспотизма. Умирая, он «сквернохульничает», произносит самые страшные слова, следовавшие за словами «ваше превосходительство».

Вряд ли Н. В. Гоголь призывал читателей к бунту, но он про­буждал в них мысль о несправедливости данного общества, о не­обходимости иной жизни, иных отношений между людьми.

Гоголю многим обязаны те, кто

нуждается в защите.

Н. Чернышевский

На мой взгляд, очень справедливы слова Ф. М. Досто-евского о современной русской литературе: «Все мы выш-ли из гоголевской шинели», ведь именно благодаря Гоголю объектом внимания писателей стала нелегкая судьба «ма-ленького человека». Одним из первых Гоголь с необычай-ной силой заговорил об этих незаметных, жалких и, как кажется с первого взгляда, смешных людях, призывая об-ратить на них внимание, стараясь вызвать сочувствие, по-нимание, жалость.

С глубоким чувством сострадания писатель рассказы-вает нам о жизни Акакия Акакиевича Башмачкина, главного героя повести «Шинель», показывая несправедливость и жестокость общества по отношению к этому маленькому человеку». Во многом отношение к Башмачкину товарищей по работе связано было с его неуме-нием постоять за себя, робостью, а также с тем, что на протяжении многих лет в департаменте он, получая до-вольно скудное жалованье, исполнял одну должность — чиновник для письма. Сослуживцы, даже совсем моло-дые, не уважали его, смеялись, «острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия», всячески из-девались над Акакием Акакиевичем: оскорбляли, сыпали на голову бумажки. Не умея ответить обидчикам, Башмачкин все сносил терпеливо, потому что его мысли и чувства были отданы работе. Материал с сайта

Не умея ничего, кроме переписывания документов, Ака-кий Акакиевич трудился «с любовью», у него даже были собственные любимые буквы. Несомненно, перед нами в это образе предстает ограниченная личность, потому что Башмачкин вел скучную и неинтересную жизнь (которая, кстати, его вполне удовлетворяла): он не позволял себе никаких развлечений, не обращал внимания на еду, у него не было других интересов, кроме переписывания, и все мысли — о ровных строчках. Но ведь личность формируется не только на основе тех внутренних задат-ков и способностей, которые даны человеку от рождения, но и в процессе взаимодействия с обществом. Социум зачастую жесток и несправедлив по отношению к «ма-ленькому человеку». Искаженные моральные нормы, лож-ные ценности являются причиной того, что мир принад-лежит богатым и именитым, а честные, порядочные, та-лантливые люди вынуждены прозябать в безвестности, потому что все их усилия пропадают даром. Окружаю-щих не интересует внутренние достоинства человека, но привлекают внешние признаки достатка, удачливости, успеха. Заслуга Гоголя в том, что он сумел не только увидеть, но и показать опасность деградации общества, в котором все более и более увеличивается невнимание, равнодушие людей друг к другу, где в, привычку вошло не только принимать и провожать, но и относится к человеку «по одежке». Это на самом деле страшно, ведь весь смысл жизни, все свое будущее счастье Башмачкин видит не в реальных достижениях, освоении неизвестного, а в пошиве новой шинели, которая из простой одежды вдруг превращается в символ благополучия, уверенности в себе, уважения в глазах других. Еще более ужасно то, что без этой шинели общество не хочет замечать не только жизнь человека, но и его смерть, ведь умершего Акакия Акакиевича в департаменте хватились только на четвертый день.

Впоследствии многие писатели обратили свое внима-ние на «маленького человека», сделав его героем своих произведений. Но именно благодаря Н. В. Гоголю чита-тель впервые услышал тихий жалобный голос, в котором звучит отчаяние и безнадежность: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • трагедия "маленького человека" в повести "шинель"
  • маленький человек в повести гоголя шинель эпиграф
  • трагедия маленького человека
  • шинель гоголь внутренний и внешний человек
  • что смешного в повести гоголя шинель