Возражение в налоговую. Момент получения акта. Как написать пояснения или возражения на акт по проверке, проведенной ПФР или ФСС

Возражение на акт камеральной налоговой проверки - образец составления подобного документа, а также практические советы и нюансы его разработки стали темой этой статьи. От своевременности и качества ответа на акт может зависеть конечный итог спорной ситуации для налогоплательщика.

Порядок обжалования результатов камеральной налоговой проверки в 2018 — 2019 году: обязателен ли ответ на акт проверки

Возражения на акт камеральной налоговой проверки — предусмотренная Налоговым кодексом форма ответа проверяемого лица на претензии по представленной им декларации, выраженные в акте проверки. Речь может идти только о претензиях и возражениях, поскольку акт составляется только при обнаружении в процессе камеральной проверки нарушений (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Более подробно об этом можно узнать из наших статей на сайте:

При этом необязательно подобные нарушения влекут налоговую ответственность. Например, налогоплательщик может неверно рассчитать сумму авансовых платежей по налогу. В данной ситуации возникает только обязанность уплатить пени, но не ответственность за налоговое правонарушение.

С момента действительного или презюмируемого получения исчисляется срок, равный 1 месяцу, для направления письменных возражений по почте либо нарочным (п. 6 ст. 100 НК РФ). Ответ на акт является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Зачем и как этим правом нужно воспользоваться — об этом далее.

Для чего нужны возражения на акт налоговой проверки, форма и реквизиты возражения

Для положительного для налогоплательщика результата спора с налоговым органом имеет большое значение последовательность позиции проверяемого лица на всем протяжении времени начиная с момента получения требования о даче пояснений, которое направляется при обнаружении нестыковок в декларации.

Если какие-либо доводы и документы появляются только в судебном заседании, это не только вызывает критическую оценку суда, но и может повлечь отказ в вычете (см. постановление АС МО от 22.06.2015 № Ф05-7336/15 по делу № А40-72073/2014). Поэтому выработка юридически обоснованной позиции — это задача не по подготовке к судебному процессу, а по разработке аргументированного ответа на требования или возражений на акт. При надлежащем обосновании позиции налогоплательщика на этих этапах привлечение к налоговой ответственности может не состояться.

Возражения оформляются в виде письменного документа (п. 6 ст. 100 НК РФ). Их реквизиты выработаны практикой:

  1. Наименование и адрес налогового органа, куда направляется документ.
  2. Указание отправителя (проверяемого лица), если документ составляется не на официальном бланке, содержащем необходимые реквизиты (наименование, ИНН, адрес).
  3. Исходящий номер и дата.
  4. Заголовок: «Возражения (в единственном числе — при одном возражении по тексту) на акт камеральной налоговой проверки №__ от __ г.».
  5. Текст возражений (аргументация).
  6. Перечень приложений.
  7. Наименование должности подписанта, подпись, Ф. И. О.

По сути, этот документ не отличается от будущей апелляционной жалобы на решение налогового органа, поэтому к его содержанию нужно отнестись ответственно. Целесообразно учесть такие нюансы:

  1. В возражениях проверяемое лицо:
  • выражает несогласие с выводами проверяющих, изложенными в акте, по существу (указывает на несоответствие фактическим обстоятельствам, нормам НК РФ и разъяснениям Минфина РФ о порядке исчисления налогов и представления декларации);
  • высказывает замечания процедурного характера (о нарушении срока ожидания пояснений, представлении требования, противоречащего п. 7 ст. 88 НК РФ и др.).
  1. Должна быть логика изложения. Приводится довод проверяющих, затем его опровержение, после этого идет переход к следующему доводу.
  2. Каждый аргумент должен преследовать определенную цель. При этом нужно учитывать, что в некоторых случаях может быть получен результат, не соответствующий целям заявителя возражений. Это вытекает из того, что наличие акта не означает полного завершения проверки. Некоторые из указанных проверяемым лицом недостатков налоговый орган может устранить, назначив дополнительные мероприятия налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Форму возражений можно посмотреть в файле, доступном для скачивания по ссылке: Образец ответа на акт камеральной налоговой проверки .

Порядок и сроки направления возражений

Обязанность налогового органа — выждать установленный НК РФ срок, в течение которого проверяемое лицо может представить свои возражения. При этом может возникнуть вопрос об исчислении этого периода. Его начало — это день, следующий за днем получения акта или за 6 днем после его отправки по почте. Он истекает в соответствующее число через 1 месяц: если акт получен 21.05, то срок истекает 22.06, а если он выпал на выходной, то на следующий за ним рабочий день (ст. 6.1 НК РФ).

По вопросу о том, когда возражение считается поступившим вовремя, высказано 2 позиции: если оно в последний день срока (22.06 в нашем примере):

  • фактически получено, см. постановление 9-го ААС от 29.01.2016 № 09АП-57918/15 по делу № А40-137588/15;
  • отправлено по почте (на конверте и (или) описи вложения есть оттиск штемпеля почтового отделения), см. п. 8 ст. 6.1 НК РФ, постановление 16-го ААС от 25.01.2011 № 16АП-372/2009 по делу № А20-2255/2008.

Следует учитывать, что проверяемое лицо имеет и другие возможности выразить свое мнение до вынесения решения:

  • Путем дачи пояснений при рассмотрении дела (абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ).
  • Представления документов и пояснений (пп. 3, 8 ст. 88 НК РФ).
  • Подачи уточненной налоговой декларации, которая будет учтена в обязательном порядке в случае ее поступления до завершения 3-месячного срока проверки. В таком случае проверка и течение всех сроков начинаются заново (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).

Итак, возражения на акт камеральной налоговой проверки должны представляться в письменной форме и содержать аргументацию, направленную на опровержение доводов проверяющих лиц, изложенных в акте. К ним могут быть приложены документы (их копии). Срок для направления составляет 1 месяц от даты получения акта.

Акт по окончании проверки и процедура его обжалования

Акт налоговой проверки согласно ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК) является документом, оформляемым представителем контролирующего органа по факту окончания данной процедуры. Необходимость и срок составления зависит от вида ревизии:

  • при выездной проверке акт оформляется в любом случае, не позднее 2 месяцев с даты составления справки о проведенной проверке (в отношении консолидированной группы — 3 месяцев);
  • камеральной — только при наличии нарушений, в течение 10 дней после ее окончания.

Следует отметить, что акт — это еще не решение о привлечении или непривлечении к ответственности. Лицо, в отношении которого проводилась ревизия, вправе повлиять на ее итоги путем представления возражений на вышеуказанный документ (п. 1 ст. 21, п. 6 ст. 100 НК).

ВАЖНО! Обжалование акта налоговой проверкипроизводится в течение месяца со дня его получения. Для консолидированной группы лиц такой срок составляет 30 дней с момента получения.

В силу ст. 101 НК акт, иные документы, содержащие информацию о нарушениях, возражения рассматриваются руководителем ИФНС в течение 10 дней с момента окончания срока для представления возражений согласно п. 6 ст. 100 НК.

Как составить возражения: пример

С примером образца возражений на акт налоговой проверки рекомендуется знакомиться после изучения нижеизложенного порядка его оформления.

Составляется документ в письменном виде. Никаких специальных требований к его содержанию закон не предусматривает, поэтому допустимо оформление в произвольной форме. Обычно при описании своей позиции используются ссылки на положения законодательных актов и разъяснения государственных органов, а также судебную практику.

В качестве приложений к письму следует указать документы, являющиеся доказательствами, подтверждающими изложенные доводы. Их можно представить до вынесения решения, даже после передачи заявления.

Порядок составления следующий:

  1. В правой верхней части документа указывается наименование органа, проводившего контролирующие мероприятия, и его адрес, наименование налогоплательщика, его адрес и телефон.
  2. Заголовок: наименование, номер и дата обжалуемого документа.
  3. Основная часть: какие именно нарушения выявлены и почему автор с ними не согласен.
  4. Просительная часть: выражается конкретная просьба, например о принятии к вычету НДС.
  5. Подпись уполномоченного лица, расшифровка подписи (Ф. И. О., должность), дата подписания.

Аргументы для ответа в споре по НДС

При оформлении возражений на акт налоговой проверки по НДС в качестве аргументов можно использовать следующие:

  1. Если основанием непринятия к вычету является непроявление должной осмотрительности при выборе контрагента, следует представить доказательства надлежащей проверки добросовестности партнера (например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.12.2015 № Ф09-9048/15 по делу № А76-4061/2015).
  2. Когда вычет не производится по причине нахождения контрагента на УСН, можно сослаться на предоставленное продавцу, находящемуся на УСН, законом (подп. 1 п. 5 ст. 173 НК) право выставить покупателю счет-фактуру с НДС и уплатить его в бюджет (например, постановление ФАС Московского округа от 28.05.2007, 01.06.2007 № КА-А40/3414-07 по делу № А40-69643/06-99-332). В образце ответа на акт налоговой проверки, представленном в настоящей статье, можно подробнее познакомиться с данным обоснованием.
  3. При отказе в возмещении НДС на основании невозврата авансовых платежей доказать правомерность применения вычета, исчисленного с полученного аванса (например, постановление ФАС Московского округа от 21.04.2010 № КА-А40/3418-10 по делу № 40-91717/09-129-567).

Что необходимо учесть при письменном обжаловании акта

Начиная процедуру обжалования выводов ИФНС, следует иметь в виду следующие установленные законом правила:

  1. Решение, вынесенное до окончания периода оспаривания акта, будет отменено, если налогоплательщик не был уведомлен о дате рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК).
  2. Отсутствие письменного заявления о несогласии с итогами ревизии не исключает возможности давать объяснения в процессе рассмотрения ее материалов (п. 4 ст. 101 НК).
  3. Обжалование может повлечь необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК). При этом срок рассмотрения материалов и вынесения окончательного решения может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
  4. При пропуске срока на подачу письменных возражений по акту налоговой проверки и вынесении решения остается только обжаловать решение в вышестоящий налоговый орган или суд (подп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137, подп. 1, 2 ст. 138 НК).

Акт, составляемый по результатам проверки представителем контролирующего органа, можно оспорить путем представления на имя руководителя этого же органа соответствующего заявления в письменном виде. Сделать это необходимо в установленный законом срок, четко и аргументированно изложив свою позицию. Доказательства, подтверждающие обоснованность заявления, можно подать как одновременно с ним, так и после (до вынесения решения).

Налоговая служба рассказала, как рассматриваются возражения налогоплательщиков на акты налоговых проверок (Информация ФНС).

Акты налогового органа

Результаты определенных действий (налоговые проверки, обнаружение фактов налоговых правонарушений) налоговый орган сопровождает оформлением акта, который вручается налогоплательщику.

Вид налогового контроля

Оформление результатов (примечание)

Сроки для оформления результатов налогового контроля

Камеральная налоговая проверка (КНП)

Акт налоговой проверки (составляется только в случае, если проверяющими выявлены нарушения, - п. 5 ст. 88 НК РФ )*

10 рабочих дней со дня окончания проверки (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ )

Выездная налоговая проверка (ВНП)

Акт налоговой проверки (составляется вне зависимости от результатов проверки)

Два месяца со дня составления справки о выездной налоговой проверке (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ ).

Обнаружение фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ**

Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях***

10 дней со дня выявления указанного нарушения (п. 1 ст. 101.4 НК РФ )

* Акт вручается проверяемому лицу под подпись или направляется по почте заказным письмом в течение пяти рабочих дней со дня составления акта (пп. 1 п. 3 , п. 5 ст. 100 НК РФ ). Как правило, вместе с актом вручается извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

** За исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ (п. 1 ст. 101.4 ).

*** Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под подпись или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте (п. 1 ст. 101.4 НК РФ ) и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом (п. 4 ст. 101.4 ). Датой вручения акта, направленного по почте заказным письмом, считается шестой день считая с даты его отправки.

Подача возражений

Налогоплательщик может не согласиться:

С выводами, предложениями, какими‑либо фактами, изложенными контролерами в акте (п. 6 ст. 100 , п. 5 ст. 101.4 );

С результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101 НК РФ ).

Тогда он вправе подать возражения: письменно обратиться в налоговый орган.

Письменные возражения по акту, результатам дополнительных мероприятий налогового контроля можно представить в целом или по отдельным положениям (в части). В приложении к Информации ФНС приведена форма представления возражений по акту налоговой проверки.

К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить подтверждающие обоснованность своих возражений документы (их заверенные копии). Впрочем, не поздно это сделать и во время явки на рассмотрение акта, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Тогда же даются устные пояснения.

На подачу возражений налогоплательщику отводится определенный промежуток времени.

Возражения подаются (лично или через представителя) в канцелярию налогового органа или окно приема документов, но можно воспользоваться и почтовой отправкой.

Законные представители - это представители организации по закону или на основании учредительных документов (ст. 27 НК РФ ); уполномоченные представители - представители, действующие на основании доверенности (ст. 29 НК РФ ).

Процедура подачи возражений на акты налоговых проверок

В Информации ФНС акцентирует внимание на процедуре подачи возражений на акты налоговых проверок. Такие возражения направляются (лично или через представителя) в адрес налогового органа, составившего акт.

Номер, адрес и реквизиты своей налоговой инспекции можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

Рассмотрение возражений

Возражения на акт рассматриваются в следующем порядке:

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу налоговый орган должен (п. 3 ст. 101 НК РФ ):

Объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;

Установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;

В случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;

Разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности (ст. 21 , 23 НК РФ );

Вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

Результатом рассмотрения материалов налоговой проверки станет одно из следующих решений:

О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ );

О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ );

Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ );

О привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ );

Об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ ).

Представляю Вашему вниманию образец возражений на акт налоговой проверки. Присылайте запрос на составление возражений на акт налоговой проверки в форме обратной связи или по адресу:

Образец жалобы в Управление ФНС России можно посмотреть по ссылке:

В Межрайонную ИФНС России № …
адрес: …

От
ООО «...»
ИНН …
КПП …
адрес: …


16 декабря 2015 года

Исх № ________

Возражения
на Акт № … от …
камеральной налоговой проверки
Общества с ограниченной ответственностью «…»
(ООО «...»)
ИНН … КПП …

Межрайонной ИФНС России № … проведена камеральная налоговая проверка ООО «...» ИНН … КПП … на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой к возмещению за … квартал 2015 года заявлено … руб., представленной... 2015г. регистрационный номер налоговой декларации (расчета) ...
Проверкой «установлена» неуплата (неполная уплата) налога на добавленную стоимость за … квартал 2015г. в размере … руб., не обоснованное завышение налогового вычета в размере … руб., а также завышение НДС, предъявленного к возмещению из бюджета за … квартал 2015 г. в сумме … руб. По результатам проверки ООО «...» предлагается уплатить: а) суммы неуплаченных (не перечисленных) налогов (сборов) НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (КБК …) в сумме … руб., б) пени за несвоевременную уплату или неуплату (несвоевременное перечисление или не перечисление) налогов (сборов). Также предлагается уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за … квартал 2015 г. в сумме … руб., привлечь ООО «...» к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ, внести необходимые исправления в бухгалтерский и налоговый учет.
ООО «...» не согласно с выводами инспекции, изложенными в Акте камеральной налоговой проверки № … от … 2015 года. Выводы инспекции не подтверждаются материалами налоговой проверки, противоречат налоговому законодательству и сложившейся правоприменительной практике.

ООО «...» были заключены контракты на поставку продукции для последующей продажи на внутреннем рынке: (изложение фактических обстоятельств и нормативное обоснование позиции налогоплательщика)

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ признаются объектом налогообложения.

В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенном режиме выпуска для свободного обращения в отношении товаров, приобретаемых для перепродажи.

...

Указанные требования налогового законодательства полностью соблюдены ООО «...». В частности...

Неправомерность вывода инспекции о незаконности применения налогового вычета по НДС по товарам, не оприходованным на склад проверяемого налогоплательщика.

На странице … Акта инспекция указывает:
Из вышеизложенного следует, ООО «...» не располагает собственными и не арендует складские помещения, необходимые для приема, разгрузки-погрузки и хранения товара, что подтверждает отсутствие фактического момента получения товара ООО «...», т. е. принятие товара к учету ООО «...» не осуществлялось, и как следствие - налоговые вычеты по НДС неправомерны в соответствии с п.1 ст.172 НК РФ.
Материально-производственные запасы принимаются к учету при переходе к налогоплательщику контроля над ними. Исходя из этого, для принятия товаров к учету первичным является момент установления контроля над ними. Пока товар находится в пути и не оприходован на склад, вычет применить нельзя, даже если имеются счета-фактуры и товарные накладные.
Также инспекция указывает, что в ходе проведения мероприятий налогового контроля установлено, что право собственности на ввезенный товар на территорию Российской Федерации к ООО «...» не переходило.
Основанием для данного вывода являются следующие обстоятельства
- отсутствие складских помещений и определенного вида транспортных средств, материальных и трудовых ресурсов;
- пояснения налогоплательщика о доставке груза напрямую транспортом поставщика к покупателю ООО «...» и далее на прямую к покупателям 2-го звена (показания руководителя ООО «...» ...).
В связи с этим, ООО «...» в соответствии со статьей 172 НК РФ необоснованно принял к вычету суммы налога, уплаченные таможенным органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

Однако выводы налогового органа противоречат налоговому законодательству и сложившейся судебной практике. (нормативное обоснование и ссылки на судебную практику)

Вывод об отсутствии перехода права собственности сделан инспекцией на основании отсутствия складских помещений и определенного вида транспортных средств, материальных и трудовых ресурсов, а также пояснений налогоплательщика о доставке груза напрямую транспортом поставщика к покупателю ООО «...» и далее напрямую к покупателям 2-го звена. Однако в соответствии со статьей...

Принятие на учет импортированных товаров подтверждается следующими документами... . Указанные документы были представлены в налоговый орган.

Неправомерность вывода инспекции об отсутствии экономической выгоды

На странице … Акта указано, что согласно проведенному анализу закупочных документов и документов на продажу товара, представленных ООО «...», средняя наценка на реализуемый покупателям: ООО "В", OOO «Г», ООО "Д", ООО "Е", в … квартале 2015г. товар составила 3%, т.е. экономическая выгода при дальнейшей реализации товара отсутствует.
Проверяемый налогоплательщик совместно с другими хозяйствующими субъектами совершал цепочки согласованных действий, не имеющих реальной деловой цели, а направленных на получение выгоды в виде изъятия средств из бюджета, что является препятствием для возмещения НДС
Однако вывод инспекции противоречит налоговому законодательству и сложившейся правоприменительной практике, т.к. ...

В материалах проверки не нашли подтверждение выводы инспекции о недобросовестности Общества при предъявлении НДС к возмещению из бюджета.
Таким образом, ООО «...» представило все документы, предусмотренные статьями 171, 172 и 176 НК РФ для подтверждения права на возмещение из бюджета спорных сумм НДС. Выводы инспекции не соответствуют имеющимся в материалах проверки документам и противоречат действующему налоговому законодательству и сложившейся судебной практике.
ООО «...» не согласно с выводами, изложенными в Акте камеральной налоговой проверки № … года и просит Межрайонную ИФНС России № … пересмотреть выводы, сделанные в Акте, не производить начисление налогов, пени, не уменьшать предъявленный к возмещению из бюджета НДС за … квартал 2015г., не привлекать к налоговой ответственности по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.


16.12.2015 г. адвокат Гладилин А.Н.

Подробнее о должной осмотрительности:

Если директор поставщика отказался от подписи:

О почерковедческой экспертизе при проведении налоговой проверки:

По вопросу взаимозависимости смотрите:

Признаки «однодневок» в практике арбитражных судов в 2016 году.