Система образования в финляндии схема. Финское образование лучшее в мире

В последнее время большой популярностью пользуется обучение в скандинавских странах, в том числе и в Финляндии. Несмотря на то что система образования этого государства существует не так давно, она признана одной из лучших в Европе и мире. Финские образовательные учреждения уверенно занимают первые позиции в мировых рейтингах. В чём заключаются особенности образовательной системы Финляндии? Какие перспективы открываются перед иностранными учащимися?

Особенности финской образовательной системы

Структура финской образовательной системы условно подразделяется на 4 уровня - дошкольный, школьный, средний и высший.

Обучение на каждом уровне системы в основном ведётся на 2 государственных языках (на финском и шведском), а в северных областях - и на суоми.

Начало школьного учебного года приходится на середину августа (как правило, 8–16 числа по усмотрению образовательных учреждений), а окончание - на конец мая. Академический учебный год делится на два семестра - осенний (с конца августа или начала сентября до середины декабря) и весенний (с января по май). Школьники и студенты учатся с понедельника по пятницу (сокращённый день) исключительно в дневное время, каникулы осенью длятся 3–4 дня, зимой и весной по 2 недели. Длительность учебного года составляет 190 дней.

Согласно исследованиям ООН, по уровню образования Финляндия находилась на 2 месте в мире после Австралии в 2011 году.

Структура финской системы образования сходна с российской

Дошкольный уровень

Дошкольными учреждениями являются детские сады и ясли, куда принимаются дети с 9-месячного возраста и до 6 лет. Основные функции дошкольных учреждений - уход за детьми и оказание родителям помощи в воспитании, обучение основам школьных дисциплин и взаимодействию друг с другом в коллективе. Единых образовательных стандартов дошкольного воспитания не существует. Обязательной составляющей занятий являются ежедневные прогулки и посещение различных культурных учреждений. Численность группы составляет, как правило, от 12 до 20 детей разного возраста. Один воспитатель может заниматься максимум с 4 детьми, это правило закреплено законодательно.

Время работы дошкольных учреждений - 06:30–17:00. Однако родители имеют возможность оставлять ребёнка на 4–5 часов. Некоторые детские сады работают в ночное время, они предназначаются для тех случаев, когда родители уезжают в командировки или работают ночью. Также они подразделяются на частные и муниципальные. Популярностью пользуются сады семейного типа с небольшими группами и обстановкой, максимально приближенной к домашней, где нет жёсткого распорядка. Существуют учреждения для детей иммигрантов, где изучается их родной язык наряду с финским и шведским.

Посещение детских садов не является обязательным. Около трети финских дошкольников не посещают эти учреждения. В крупных населённых пунктах мест в детских садах часто не хватает, поэтому родителям, которые самостоятельно занимаются воспитанием ребёнка, выплачивается пособие в размере 500 €.

За год до поступления в начальную школу в возрасте 6–7 лет дети получают предварительное дошкольное образование, оно является обязательным для всех. Специализированные подготовительные классы работают как при местных школах, так и в детских садах по решению муниципалитетов. Детей обучают чтению, письму, математике, естествознанию, этике.

В одной группе могут воспитываться дети разных возрастов

Видео: система образования в Финляндии

Школьное (начальное) образование

Школьное образование является обязательным и бесплатным для всех. Программы обучения унифицированы (нет элитных учебных заведений, профильных классов). Школу дети начинают посещать в возрасте 7–8 лет, длительность обучения составляет 9–10 лет. Важная составляющая обучения - инклюзивное воспитание, когда дети с инвалидностью учатся наряду с обычными. Школы подразделяются на начальные и старшие.

Наряду с государственными школами работают и частные, однако взимать плату за обучение они не имеют права.

В начальной школе обучение продолжается 6 лет. Занятия проводятся одним учителем. В 1–2 классах дети изучают математику, чтение, родной язык, природоведение. Дополнительно с учениками занимаются физкультурой, музыкой, пением, рисованием, лепкой. При этом в рамках одного урока может изучаться несколько предметов. Каждый год количество дисциплин увеличивается. Учителя начинают ставить оценки только после 3 класса.

С 7 класса начинается обучение в старшей школе. Как правило, она располагается в отдельном здании. Предметы преподаются разными учителями. Во время уроков присутствуют и их помощники. Дополнительные дисциплины выбираются самими учениками. Продолжительность обучения составляет 3 года. По желанию ученика он может остаться в школе ещё на 1 год для улучшения качества своих знаний или же пойти работать.

Финские школы предоставляют ученикам много возможностей

В начальной школе знания учеников оценивают в устной форме. Система оценок в старшей школе - десятибалльная (4 - самая низкая и требует последующей пересдачи). Отметки фиксируются в электронных классных журналах, к которым имеют доступ родители.

С 1 класса обучение ведётся на финском. С 3 класса школьники начинают изучать английский, а с 4 выбирается факультативный язык (французский, немецкий, русский). С 7 класса начинается обязательное изучение шведского. Кстати, домашних заданий школьникам почти не задают.

По окончании школы ученики не сдают выпускные экзамены.

Видео: особенности образования в школах Финляндии

Вторая ступень или среднее образование

После окончания школы в возрасте 16–17 лет можно продолжить обучение в лицее (гимназии) либо в профессионально-технических заведениях. Образование на этом этапе предоставляется также бесплатно, однако питание и учебные материалы оплачиваются отдельно. При поступлении в лицеи и колледжи учитывается средний балл оценок в школе.

Обучение в лицеях направлено на подготовку к поступлению в вузы и длится 3 года. Именно в лицеях учатся наиболее способные и одарённые дети.

Профессиональное образование можно получить как в училищах (колледжах), так и непосредственно на производстве по договору с работодателем. Обучение в зависимости от выбранной специальности длится от 1 года до 4 лет. Особое внимание уделяется получению практических знаний. По окончании училищ студенты получают аттестат о среднем профессиональном образовании.

По окончании лицеев и гимназий необходимо сдать экзамены, по результатам которых выдаётся аттестат зрелости, требующийся при поступлении в вузы. Выпускники училищ могут его получить, но им необходимо пройти дополнительное обучение. Экзамены сдаются по шведскому или финскому, а также выбранному иностранному языку, математике либо одной из гуманитарных дисциплин.

Высшее образование и его принципы

В Финляндии высшие учебные заведения бывают двух типов - политехнические институты и университеты. Особенность политехнических институтов заключается в том, что обучение направлено на получение практических знаний и навыков, необходимых для работы в той или иной сфере. В университетах студенты получают академическое образование, поскольку акцент делается на теоретические знания.

Каждое высшее учебное заведение самостоятельно определяет перечень необходимых документов для подачи и перечень вступительных испытаний.

В вузах Финляндии преподают на финском и шведском языках. Но в последние годы внедряется всё больше международных программ, слушателями которых являются иностранные студенты, поэтому некоторые курсы преподаются на английском полностью. В некоторых вузах только 2 первых курса преподаются на английском, поэтому студентам по их окончании необходимо сдавать экзамен по финскому языку. Если знания недостаточны, студент покидает учебное заведение.

Некоторые курсы международных программ преподаются на английском языке

Система научных степеней имеет 4 уровня:

  • бакалавр (3–4 года),
  • магистр (2 года обучения после получения степени бакалавра),
  • доктор (4 года обучения после магистратуры),
  • лиценциат (не имеет аналогов в мире, присваивается после 2 лет обучения в докторантуре).

Чтобы получить степень магистра, необходимо защитить диссертацию, а для доктора - провести научное исследование. В политехникумах основная масса студентов получает степень бакалавра.

Вузы бывают государственными и частными. В последних, как правило, обучают философским и религиозным наукам.

Финские вузы участвуют в Болонском процессе и при оценке знаний используют Единую Систему Зачётных единиц (ECTS).

Стоимость обучения

Дошкольное образование предоставляется полностью на платной основе. Плата за детский сад или ясли может варьироваться от 23 до 250 € вне зависимости от расположения учреждений и престижности.

Образование в школах, лицеях и колледжах является бесплатным для всех.

Высшее образование также предоставляется бесплатно как для граждан Финляндии, так и для иностранцев. Однако ежегодно студентам необходимо оплачивать сбор в размере 80 €.

С 2017 года обучение в некоторых университетах будет платным, стоимость будет составлять около 1500 €.

Таблица: популярные учебные заведения Финляндии

Название Особенности
Университет г.Хельсинки Основан в 1640. Самый старый университет в стране. Самым ценным считается образование, получаемое на медицинском факультете. Обучение по программам бакалавриата ведётся на финском и шведском, а в магистратуре и докторантуре - по некоторым специальностям на английском языке.
Основан в 2010 на базе университетов Йоэнсуу и Куопио. Основное направление образовательных программ - проведение научных исследований. Учреждение активно участвует в международных проектах.
Университет г.Турку Второй по величине вуз в стране, основан в 1920. Особое внимание уделяется международному сотрудничеству. Предлагает ряд программ магистратуры и докторантуры, разработанных совместно с университетами из других стран. Преподавание в магистратуре ведётся на английском.
Основан в 2010. Является третьим крупнейшим вузом в Финляндии. Занимается исследованиями в области бизнеса, науки и культуры. Большинство курсов магистратуры преподаётся на английском.
Основан в 1934 на базе педагогического колледжа. Ведущий вуз по подготовке учителей и педагогов. Входит в топ-100 лучших университетов мира.
Была основана в 1997. Преподавание предметов ведётся на финском и русском языках. Для детей-иммигрантов, которым тяжело даётся освоение финского языка, проводятся дополнительные занятия.

Фотогалерея: популярные учебные заведения Финляндии

Преподавание в школе ведётся на русском и финском языках Основной профиль университета Йюваскюля - подготовка педагогов и учителей Университет Аалто - третий по величине вуз в Финляндии Университет Турку активно сотрудничает с зарубежными учебными учреждениями Основной профиль университета Восточной Финляндии - научно-исследовательская работа Университет Хельсинки - самый престижный университет Финляндии

Требования к иностранным абитуриентам при поступлении

Требования к иностранным абитуриентам при поступлении устанавливаются каждым учебным заведением индивидуально, однако среди них можно выделить и общие.

Для поступления в вузы по программам бакалавриата требуется:

  • аттестат о полном среднем образовании,
  • хорошая успеваемость,
  • сертификат TOEFL (не ниже 550 баллов) либо IELTS (не ниже 5,0),
  • сертификат, подтверждающий знание финского языка.

Если сертификаты о прохождении языковых тестов отсутствуют, вузы могут провести тестирование в качестве вступительного испытания.

Чтобы поступить в вуз по программам магистратуры требуется:

  • аттестат о высшем образовании (возможен приём студентов старших курсов),
  • выписка из учебной ведомости или вкладыш из аттестата с оценками,
  • средний балл оценок в аттестате не ниже 4,5,
  • сертификат IELTS (не ниже 5,5) либо TOEFL (79 баллов для интернет-тестирования).

Некоторые вузы в качестве подтверждения знания английского принимают сертификаты PTE и Cambridge CAE. Если языковая подготовка абитуриента находится на недостаточном уровне, приёмная комиссия не рассматривает документы. Аттестаты об образовании должны быть переведены на шведский, финский и английский языки и заверены у нотариуса.

Стипендии и гранты

Финская образовательная политика направлена на активное развитие международного сотрудничества. Для привлечения иностранных учащихся были разработаны более 400 программ, преподавание которых ведётся на английском языке. В Финляндии полный курс обучения проходят более 7 тысяч иностранных студентов, из них около 4 тысяч учатся в университетах. Помимо этого, почти 7 тысяч студентов со всего мира посещают Финляндию по программам обмена.

CIMO - центр по международным связям - организация, координирующая программы по обмену и обучению и подчиняющаяся Министерству образования Финляндии. Также она занимается распространением информационных материалов и консультированием, содействует преподаванию финского языка и культуры, организовывает летние курсы для иностранных студентов.

Российские студенты могут получить грант как для полного курса обучения, так и для частичного в рамках программы обмена.

Молодые аспиранты и исследователи, а также представители малых финно-угорских народов России могут претендовать на получение стипендии от центра CIMO. Обычно они выдаются на срок от 3 месяцев до года, а размер составляет 700–1000 € в месяц и зависит от квалификации стипендиата и поддержки принимающего вуза.

Узнать информацию об условиях участия в программах и подать заявку можно на сайте CIMO - http://www.cimo.fi.

Проживание студентов

Организацией проживания студентов занимаются вузы. Для этой цели создана специализированная сеть по предоставлению жилья, в которую входит более 10 тыс. квартир. Все они находятся в ведении вузов, фондов или ассоциаций. Жильё предоставляется по порядку подачи заявлений. Поиском можно заняться самостоятельно, однако стоимость его аренды будет выше.

Студенты обычно живут в двух- или трёхкомнатных квартирах по несколько человек. Молодой семье может быть предоставлена отдельная квартира. Среднемесячная арендная плата составляет около 300 € и включает обязательные платежи за электроэнергию и водоснабжение.

Расходы, связанные с проживанием, составляют в среднем около 800 € в месяц. Однако в крупных городах они несколько выше.

Условия получения учебной визы для иностранцев

Для подачи заявления на студенческую визу необходимо быть зачисленным в образовательное учреждение, а затем обратиться в посольство Финляндии. Краткосрочная студенческая виза выдаётся при обучении сроком менее 3 месяцев. Если программа длится больше этого срока, оформляется вид на жительство. Стандартный пакет документов для подачи в посольство включает:

  • справку о поступлении в образовательное учреждение,
  • выписку с банковского счёта (сумма должна быть не менее 550 € на месяц),
  • анкету-заявку (заполняется в электронном виде, затем печатается на бумажном носителе),
  • загранпаспорт,
  • 2 фото 36×47 мм,
  • аттестат об образовании,
  • страховой полис (сумма покрытия при сроке обучения менее 2 лет - 100 тыс. €, больше - 30 тыс. €),
  • 330 € (230 для несовершеннолетних) для оплаты рассмотрения заявления,
  • свидетельство о рождении и согласие родителей на выезд ребёнка, переведённые на финский, шведский и английский для несовершеннолетних.

Первая виза выдаётся обычно на год. Для её продления необходимо своевременно направить запрос в полицию.

Курсы во время обучения и перспективы трудоустройства

Во время обучения студенты могут дополнительно посещать языковые курсы, которые есть при каждом вузе.

Вузы обычно помогают выпускникам с трудоустройством после обучения - готовят резюме, организуют встречи и собеседования. Получить работу можно в любой стране мира. Финские предприятия обычно охотно принимают соискателей со знанием русского языка. Миграционные власти не препятствуют продлению ВНЖ, если для выпускника имеется рабочее место по его профилю.

После получения ВНЖ студент имеет право работать, но не более 20 часов в течение недели во время учёбы и 40 часов в период каникул. Работу найти довольно сложно, особенно по специальности. В тех сферах, где происходит постоянное взаимодействие с людьми, требуется знание финского языка. Средняя заработная плата по профессиям, не требующим квалификации и знания языка, составляет около 8 € за час. Помощь при поиске работы студентам оказывают центры занятости, работающие при вузах.

Итоговая таблица: плюсы и минусы финского образования

Плюсы Минусы
Обучение в школах, лицеях, колледжах, вузах предоставляется бесплатно Сложности при оформлении въездных документов
Низкая стоимость обучения в детских садах и яслях Не всем студентам предоставляются общежития и студенческие квартиры
Удобство организации учебного процесса на всех уровнях Финский язык является сравнительно сложным в изучении
Некоторые курсы полностью или частично преподаются на английском языке Без знания финского или шведского языка невозможно устроиться на высокооплачиваемую работу после обучения
Индивидуальный подход к каждому ученику/студенту Высокая стоимость проживания
Во время учёбы студенты могут подрабатывать При поступлении в вузы по программам бакалавриата необходимо знание финского языка
Перспективы трудоустройства на финских предприятиях после учёбы Основной вид обучения - самоподготовка

Сегодня трудно поверить, что финской системе образования меньше 50 лет. Именно в шестидесятые годы теперь уже прошлого столетия стала формироваться система высшего и профессионального образования Финляндии. За эти полвека Финляндия прошла большой путь – ныне в государстве функционирует 29 университетов, из которых 10 специализированных (3 политехнических университета, 3 высших экономических заведений и 4 художественных) и столько же многофакультетных.

Большинство вузов страны основано в послевоенный период. Исключение составляют: Королевская Академия в Турку (основана в 1640 году, когда Финляндия еще являлась составной частью Шведского королевства, с тех пор она поменяла свое местоположение – в 1828 г, после большого пожара – и теперь располагается в Хельсинки); Технологического университета и Школы экономики и управления (открыты в начале XX века); Академия Або и Академия Турку (1918 год).

Впрочем, образование в Финляндии, как и в любой другой стране, начинается вовсе не с институтов, академий или университетов, а с дошкольного образования. Как известно, среднее и высшее образование в Финляндии бесплатное, а вот дошкольное − платное. Садики делятся на три вида: муниципальные, частные и семейные, родители сами выбирают, в какой именно садик отдать ребенка. Оплата садика зависит от доходов семьи. Максимальная плата за садик составляет 254 евро, минимальная − 23 евро в месяц. В детские сады Финляндии детей принимают с 9 месяцев до 7-8 лет. А с 6 лет начинают бесплатно готовить к школе. Иногда мест в садиках не хватает, и тогда государство ежемесячно выплачивает дополнительные 500 евро семье, чтобы один из родителей оставался с ребенком дома. В садиках Финляндии на каждого воспитателя детского сада (по закону) приходится по 4 ребенка, поэтому группы в садиках обычно маленькие.

Надо сказать, что финское школьное образование постоянно приковывает повышенный интерес со стороны мирового сообщества. Дело в том, что финские школьники демонстрируют впечатляющие результаты в рамках "Программы по международной оценке образовательных достижений учащихся" (PISA). В 2000 и 2003 годах Финляндия не только заняла первое место в этом "конкурсе", но и оказалась единственной европейской страной вошедшей в число лидеров. Чтобы понять причины такого успеха надо копнуть в самую глубь.

Образование в Финляндии начинается с дошкольного возраста. И начинается оно в яслях, куда попадают дети в возрасте от 3 до 6 лет. Вообще, системе дошкольного образования в Финляндии уделяется много внимания. В первую очередь дошкольные образовательные учреждения должны подготовить ребенка к учебе в школе.

Вторая ступень системы образования в Финляндии – основная школа, где ребенок учится с 7 до 16 лет (не сильно отличается от ситуации в России, не находите?). А вот дальше начинаются отличия. Во-первых, в финских школах не сдают экзаменов. Даже выпускных. Во-вторых, дифференциация обучения, выделение одних предметов и их углубленное изучение в ущерб иным – не приветствуется. В-третьих, не существует "элитных" классов. Да и вообще, сектор частных школ в Финляндии незначителен. Министерство образования Финляндии проводит политику выравнивания системы образования – это значит, что образование должно быть везде и для всех одинаковым как по содержанию, так и по доступности. Политика выравнивания вплотную упирается в географическую проблему. Дело в том, что согласно этой образовательной парадигме плотность школ по территории страны должна быть одинакова. Что вызывает определенные трудности в слабозаселенных областях страны – например, на севере – в Лапландии. Вроде и население небольшое, а школ должно быть ничуть не меньше, чем в куда более густонаселенной центральной части страны.

Интересный факт: оказывается, что здания школ в Финляндии проектируются ведущими архитекторами страны, при этом учитывается и мнение самих учеников (старших классов) и их родителей, поэтому финские школы не похожи ни на казармы, ни на больницы. Как и в любой другой европейской школе, подход к занятиям носит индивидуальный характер, т.е. к каждому ребенку необходимо находить свой путь. В одном классе одновременно работают двое учителей – это снимает нагрузку с каждого из них и серьезно упрощает и ускоряет процесс принятия решений. После каждого урока школьники могут рассказать, что они смогли понять, а что нет. Причем, непонимание предмета не считается виной ребенка, а признается недоработкой учителя по проектированию системы подачи знаний.

В Финляндии существует традиция, согласно которой детей отдают в ближайшую школу. Раньше вообще было запрещено родителям самостоятельно выбирать школу для своего ребенка, и только в последние годы этот запрет был снят. Тем не менее, большинство родителей не утруждает себя лишними поисками, предпочитая отправлять детей в ближайшую к месту жительства школу.

И только на третьей ступени образования финны имеют право выбирать – на кого им собственно учиться, а главное где? Выбор небольшой: либо профессиональное училище, либо гимназия. В настоящее время в Финляндии действует 441 гимназия (с общим количеством учащихся 130 тысяч человек) и 334 профессиональных училищ (со 160 тысячами учащихся). Так же как и в случае школьников, в случае учащихся государство берет на себя заботу о полном обеспечении учащихся: им оплачивают питание, учебники и проезд до дома. Собственно гимназии и профессиональные училища – суть старшая школа.

В 19 лет школьное образование в Финляндии заканчивается окончательно. По его завершению вчерашними школьниками сдается матрикуляционный – первый, единственный и последний, - общенациональный экзамен. Его значение трудно оценить, ибо для поступления в вузы он не играет практически никакой роли. Поступление гарантирует только удачное прохождение вступительных экзаменов в самом вузе. Причем организация вступительных экзаменов целиком и полностью ложится на вузы. На этом этапе становится понятно различие между гимназиями и профессиональными училищами. Выпускники первых, как правило, поступают в университеты, выпускники вторых – в институты. Это не значит, что выпускники профучилищ не могут поступать в университеты – формальных ограничений тому нет – просто такова статистика. К слову о статистике, лишь не более трети выпускников школ продолжает свое образование в высших учебных заведениях.

Высшее образование в Финляндии имеет свои особенности. Начать с того, что в отличие от России, здесь нет как такового частного сектора. Немногочисленные коммерческие вузы страны находятся под полным контролем министерства образования Финляндии и получают государственные субсидии. Среднее образование в Финляндии отсутствует. Это существенно облегчает Финляндии процесс перехода на Болонскую модель унификации статусов высших учебных заведений. Впрочем, раньше здесь существовали средние специальные учебные заведения, но теперь статус большинства из них (если не всех) приравнен к высшим учебным заведениям.

Вообще, система высшего образования в Финляндии весьма своеобразна. Как мы уже отмечали, в Финляндии функционирует 29 университетов. Помимо них существует Высшая школа обороны, хоть и функционирующая за рамками Министерства образования, но имеющая университетский статус. Политехнические институты Финляндии имеют, как и их собратья из Германии и Франции, практическую наклонность. Образовательный процесс в них включает профессионально-трудовую практику.

Не надо путать университеты и профессиональные вузы. Первые ведут фундаментальные научные исследования, в праве присваивать степень бакалавра, магистра. Здесь же можно защитить докторскую диссертацию, а перед ней и получить звание лиценциата – промежуточное научное звание между магистром и доктором (ни в одной другой стране мира оно неизвестно, в первом приближении его можно считать аналогом российского кандидата в доктора наук). Профессиональные вузы (их часто называют политехниками или политехами) всего этого не предоставляют. За исключением того, что в последнее время политехники стали выдавать и степени магистров, чего раньше не было. Но еще раньше – в 2002 году – им разрешили вести последипломную подготовку специалистов. Единственное, что объединяет и профессиональные вузы Финляндии, и университеты – это их равномерное расположение по территории всей страны.

В настоящее время, наибольшей популярностью среди финских студентов политехников обладают следующие направления образования: технология и транспорт, управление и бизнес, здравоохранение. Высшее образование в сфере туризма, культуры также привлекательно для молодых людей. Образование в политехниках длится 3,5-4 года.

Высшее образование в Финляндии ведется в основном на шведском и финском языках , но уже сейчас существует программа образования на английском языке – преимущественно для иностранных студентов. Понятно, что если Вы планируете получать высшее образование в Финляндии на английском языке, Вам потребуется владеть им в совершенстве – иначе к обучению Вас просто не допустят. Чтобы подтвердить свои навыки владения английским языком требуется сдать один из двух возможных тестов: IELTS (International English Language Testing System) или TOEFL (Test of English as a Foreign Language). Что примечательно, второй чаще применяется при поступлении иностранного студента в учебные заведения США или Канады, в то время как первый – это стандартный тест для любого студента, чьим родным языком английский не является.

Материал по теме

Образование в Финляндии: личный опыт русской студентки Сайменского университета прикладных наук

Студентка Сайменского университета прикладных наук (Лаппеенранта) Екатерина Антипина рассказала порталу eFinland.ru о том, чем финская система высшего образования отличается от российской, как проходит учебный процесс на программе International Business и почему у практического подхода к обучению преимуществ больше, чем недостататков.

Образование в Финляндии, в том числе и высшее – бесплатно (в том числе и для иностранных студентов). В целом участие государства в финансировании системы высшего образования в Финляндии оценивается в 72%. Впрочем, студенту высшего учебного заведения все же требуется некая сумма наличными. Во-первых, на проживание и питание – хватит 600-900 евро в месяц. А, во-вторых, на обязательное членство в студенческих союзах, в размере 45-90 евро. Впрочем, это правило распространяется далеко не на все направления подготовки будущих специалистов, бакалавров и магистров. Например, направление MBA в Хельсинкской школе экономики платное – всего каких-то 18 тысяч евро…

Для того, чтобы поступить в вуз Финляндии иностранцу ему необходимо не только успешно сдать вступительные экзамены, но и подтвердить свое финансовое положение, успешно пройти экзамены на знание одного из допустимых языков – финского или шведского (английского при поступлении на международные программы). Так же от иностранцев требуется законченное среднее образование. Некоторые финские вузы вводят квоты на прием иностранных студентов.

Надо понимать, что высшее образование в Финляндии, проводимое по международным программам, может быть уже, чем аналогичное образование, но проводимое на финском языке. Например, уже упомянутая нами Хельсинкская школа экономики (Helsinki School of Economics) честно признается, что набор предметов по специальности международный бизнес, преподаваемой на английском, меньше, чем предметов в аналогичной программе, но преподаваемой на финском.

В общей сложности, в Финляндии ежегодно обучается порядка 6-7 тысяч международных студентов (против 250-300 тысяч своих). Наибольшей популярностью, как среди иностранных, так и среди местных студентов пользуются университеты – они принимают от 60 до 70% студентов. Соответственно, в политехниках обучаются 30-40% студентов. Причем, иностранные студенты чаще выбирают университеты, чем это делают финны.

Не сложно увидеть, сколь сложна и проработана система образования в Финляндии. Удивительно, что эта северная страна берет на себя опеку над иностранными студентами – ведь и для них высшее образование в Финляндии остается бесплатным.

Школьное образование

Финская система школьного образования лидирует в европейских рейтингах последние 16 лет. Когда в начале XXI века Финляндия превратилась в мирового лидера в области школьного образования, это стало неожиданностью и для всего мира, и для самих финнов. Сейчас средний балл финских старшеклассников по чтению, математике и научной грамотности — один из самых высоких среди стран-участниц PISA

В Финляндии сумели провести реформы образования, результатом которых, по мнению многих, стала «школа будущего». Там произвольно комбинируют предметы и пропагандируют «расслабленную концентрацию внимания». Никакого принуждения, только стимулирование тяги к знаниям. Ева Резван рассказывает об одной из самых модных и обсуждаемых систем среднего образования в мире.

Еще тридцать лет назад система образования Финляндии была не просто отстающей, но и вовсе не рассматривалась как нечто достойное внимания. Сегодня это одна из самых эффективных образовательных моделей в мире. Ее изучают, ей следуют. Ее даже почти не критикуют, что случается крайне редко в нашем беспокойном информационном пространстве, ведь вся критика легко разбивается о высочайшие показатели авторитетных рейтингов. Почти десять лет Финляндия занимала лидирующие позиции в главном мировом мониторинге PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся).

Даже радикально настроенные оппоненты финской образовательной системы признают, что ее главное преимущество состоит в том, что она relaxed («расслабленная»). Правда, дальше они добавляют, что главный недостаток ее же в том, что она too relaxed («слишком расслабленная»). Парадоксально, но для того, чтобы добиться ощутимых успехов в реформе образования, Финляндия применила мудрость, заимствованную из культуры своего идейного антипода — Китая. В восточных единоборствах есть понятие «расслабленная концентрация внимания».

Это значит, что для достижения максимальной эффективности, человек не должен быть напряжен. Ведь напряжение — это стресс, когда ресурсы организма направлены не на развитие, а на выживание

Комфортная среда, построенная на принципах гуманизма, предполагающих равенство и уважение ко всем участникам процесса, — вот отправная точка финского успеха. Психологическая безопасность, создание возможностей и штучное отношение к индивидуальности открывают в детях поразительный потенциал, который в масштабах нации дает удивительные результаты.

Однако внутри страны эйфорию разделяют не полностью. Местные считают всемирные дифирамбы, восхваляющие финскую школу, правомерными примерно на 75%. Определяющая цель финской системы — обязательно довести всех до среднего уровня. И в результате основной упор делается на то, чтобы помочь отстающим.

Если вы помните, в советской школе двойки в качестве итоговой оценки были исключением. Но не потому, что учителя были такими добрыми и внимательными, а потому что им не хотелось портить отчетность. Здесь фактор отчетности не так важен, но в систему заложен определенный средний уровень, и если ребенок не успевает, делается все, чтобы ему помочь. Организуют дополнительные занятия, помогают с домашней работой. В общем, всеми силами дотягивают слабенького до среднего уровня.

Однако если ребенок выше среднего уровня, умный, способный и учеба ему дается легко, то здесь и выплывают 25%, которые условно относятся к недостаткам системы. Одаренный ребенок, как правило, получает недостаточную нагрузку. Его потенциал оказывается невостребованным, и дальнейшее развитие уже находится полностью в компетенции родителей. В столице и крупных городах детям, планирующим карьеру в медицине или юриспруденции, обязательно нанимают репетиторов для подготовки к поступлению в вузы.

Среднего школьного уровня далеко не достаточно, чтобы претендовать на высшее образование, и родителям приходится организовывать дополнительные занятия самостоятельно

Кстати, стоимость таких занятий совсем недешевая — средняя цена часа с репетитором составляет 40-60 евро. Тут же проявляется еще одно достоинство финской школы (да и государства в целом): проблемы не замалчиваются. Сейчас идет широкая дискуссия о том, как можно улучшить ситуацию. Причем учителя на местах не ждут готовых решений «лучших умов», чтобы потом взять под козырек и приступить к исполнению. Поскольку финский учитель обладает достаточной свободой в выборе методики преподавания, корректировка начинается практически сразу, как выявляется проблема.

Успешная модель не была бы таковой, не имей она своеобразного системного подхода к решению непростых задач. Вместо того чтобы загрузить способных учеников до потери пульса, как сделали бы, например, в Китаеили Южной Корее, школа «переформатирует» учебные предметы таким образом, чтобы стимулировать самостоятельную познавательную активность детей.

Прежде всего, учебный день перестают делить на уроки. Жесткая схема, когда 45 минут отводятся на, допустим, математику, следующие — на родной язык и так далее, заменяется единым обучающим пространством.

У учителя есть план того, чему он должен научить детей. Но как именно он это сделает, педагог выбирает сам, произвольно комбинируя предметы

Природоведение легко может объединиться с родным языком или литературой. Тут же могут быть сделаны акценты на математику и искусство. Таким образом, давление на школьника уменьшается. Зато происходит вовлечение в миросозерцание, развитие умственных способностей и умения думать комплексно.

Эта практика уже сегодня широко используется в начальной школе. Параллельно обсуждается идея применять ее и в старших классах. Собственно, таким образом достигается ненасильственная диверсификация учеников согласно их способностям и возможностям. Не принудительным делением на сильные и посредственные группы, а путем создания возможностей, когда пытливый ум сам в состоянии взять столько знаний, сколько ему нужно.

Модель, в которой не нужно применять сверхусилий для достижения результата, не всегда понятна тем, кто вырос в иной системе координат. «Боже, какой ужас!» — вот характерное впечатление от школы русских родителей, живущих в Финляндии. Даже выдающиеся результаты на всемирных школьных Олимпиадах не могут конкурировать со сложившимся мировоззрением.

Анна Данцева, мама двоих детей, больше 15 лет живет в Финляндии, инженер и топ-менеджер крупной финской компании

В Советском Союзе был такой слоган: «Не можешь — научим, не хочешь — заставим». В Америке он звучит иначе: «Не можешь — твоя проблема, не хочешь — твоя проблема». А для Финляндии актуальное третье прочтение: «Не можешь — научим, не хочешь — твоя проблема». Вот это желание учиться, отданное на откуп самому ребенку, и есть самое сложное для принятия взрослыми. Мне, честно говоря, совершенно непонятно, каким образом у меня дети ухитряются учиться. Домашних заданий не так много. Но ребята отлично ориентируются в школьных предметах, плюс еще находят время на спорт и иностранные языки.

Иностранные языки в финской школе начинают учить с третьего класса. Каждый ученик может выбрать язык на свое усмотрение. Но чтобы обучение началось, должна набраться группа не менее 12 человек. Самыми распространенные, как и везде, английский, немецкий и французский. Если первым языком выбран не английский, то в четвертом классе его нужно будет учить уже принудительно.

Вообще, английский не считается таким уж «иностранным»: Финляндия занимает 7-е место в мире по уровню владения английским языком среди неанглоязычных стран

Многие директора школ настраивают родителей, что английский — это второй родной язык. Или даже третий, потому что в шестом классе начинается обязательное изучение шведского языка. Финляндия считается страной двуязычной, хотя шведский язык — родной лишь для 6% населения.

В восьмом классе можно взять еще один язык. Тут школьники обычно выбирают испанский, русский или китайский. Русский язык в последние годы набирает популярность: если раньше им владело около 3% финнов, то сейчас прослеживается тренд на увеличение числа изучающих его школьников.

Родной язык плюс четыре иностранных — вот набор, с которым покидает учебное заведение финский школьник

Конечно, не все смогут свободно рассуждать о литературе и философии на любом из выученных языков, но на бытовые темы разговор поддержать может каждый.

Анна Данцева, мама двоих детей, больше 15 лет живет в Финляндии, инженер и топ-менеджер крупной финской компании

Для меня мистика, как они это учат. Для меня изучение языка — это бесконечная долбежка, отработка произношения, заучивание и повтор лексики. Здесь же я зубрежки вообще не вижу. И гораздо меньше упора на грамматику. Я даже не вижу, чтобы дети начинали учить язык с алфавита. Начинают с элементарных вещей, близких к твоей жизни. И в процессе как-то наращивается словарный запас. По моим наблюдениям, каждый следующий язык, по крайней мере в индоевропейской группе, дается все легче и легче.

Чтобы добиться таких потрясающих результатов, финская методика использует принцип познания родного языка младенцами. Ведь никому из родителей не приходит в голову учить новорожденного буквам или грамматике. Ребенок просто погружается в разговорную среду и в течение приблизительно двух лет осваивает устную речь. Примерно так же поступают и финские учителя, создавая прикладной контекст, который в ненавязчивой форме дает необходимые навыки. Кроме того, свою лепту в поразительное финское многоязычие вносит телевидение. Все программы и фильмы, как правило, не дублируются, а идут на языках оригинала.

Любая мировая система образования не живет в вакууме. Она, прежде всего, служит целям общества, в котором существует. Финская система на самом деле довольно прагматична и не тратит деньги на то, в чем не нуждается.

Если советская педагогика готовила всех поголовно «для Оксфорда», что до сих пор считается ностальгическим идеалом в нашей стране, то финская задача состоит в том, чтобы подготовить всех для профессиональной жизни.

Вряд ли кто-то вел подсчеты, но ни одна экономика не нуждается в большом количестве «Эйнштейнов»

Более того, специалистов высокого класса — врачей, ученых, юристов — нужно лишь определенное количество. А кассиры, продавцы, уборщики, сантехники и медсестры даже в постиндустриальном обществе востребованы гораздо больше. К тому же без этих специальностей цивилизованное общество быстро потеряет человеческий облик.

Для выживания социуму нужно разнообразие. Но для того, чтобы это разнообразие обеспечить, нет необходимости в поголовном высшем образовании. Зато есть необходимость в твердом интеллектуальном среднем уровне и грамотно привитых гуманистических ценностях. А также в возможностях достичь большего при наличии потенциала и желания. И это как раз то, что прекрасно обеспечивает финская модель.

Дошкольное образование

В Финляндии дети идут в школу только когда им исполняется семь лет. Но то, что происходит с ними до этого момента, — не менее важно. И нет, они не учатся читать, писать и решать уравнения. Они строят башни из кубиков и играют во дворе. На каких принципах строится финское дошкольное образование, выяснил редактор The Guardian Патрик Батлер .

Тесты PISA оценивают результаты школьного образования. Но работа над этими результатами начинается задолго до того, как дети поступают в первый класс.

Главное в раннем обучении в Финляндии — то, что оно начинается поздно. В финских детских садах акцент делают не на математику, чтение или письмо, а на творческие игры.

Дети не получают никакого формального образования, пока им не исполнится семь и они не пойдут в начальную школу. Это может удивить родителей, которые считают, что образование — это конкурентная гонка. «Мы считаем, что дети до семи лет не готовы к школе, — говорит Тина Марджониеми (Tiina Marjoniemi), глава детского центра Franzenia в Хельсинки. — Им нужно время, чтобы играть, бегать и прыгать. Это время для творчества».

Главная цель первых лет образования — здоровье и благополучие каждого ребёнка

В дошкольных центрах детей готовят к школе, но не в академическом смысле. Их учат общаться, дружить, уважать других, подходяще одеваться.

Можно подумать, что воспитатели в финских садах бездельничают: не учат детей читать и писать, а просто позволяют им играть сколько захочется. На самом деле нужно проделать большую работу, чтобы правильно организовать процесс игры. «Свободная игра» чередуется с играми под руководством воспитателя. Сотрудники центра наблюдают за тем, какие навыки дети проявляют, как развиваются. В детском саду Franzenia с детьми работают 44 сотрудника. В младшей группе (до трёх лет) — по одному взрослому на четырёх детей, в старшей — на семерых.

«На раннем этапе развития игра должна вовлечь ребёнка в процесс обучения, — говорит Дэвид Уайтбрэд, директор Центра по изучению игры в области образования, развития и обучения Кембриджского университета. — Однажды, увлёкшись заданием, которое ему нравится, будь это ролевая игра или сборка конструктора, он почувствует мотивацию совершенствоваться. Ему захочется в следующий раз справиться с более сложной задачей».

В детском саду ребёнок хочет построить более высокую башню, а в школе — написать диктант без ошибок

Во время игры ребёнку приходится быть внимательным и настойчивым, он учится принимать решения и справляться с проблемами. В четыре года эти навыки больше говорят о будущих академических успехах ребёнка, чем умение читать.

В Финляндии у каждого ребёнка есть законное право на качественное дошкольное образование. В Franzenia, как и в других детских садах, есть дети из семей с разным достатком. Максимальная плата — 290 € в месяц, для малообеспеченных семей — бесплатно. В дошкольные центры ходят 40% детей до трёх лет и 75% детей от трёх до пяти лет. В необязательный подготовительный класс при школе поступают 98% детей. Эта система сформировалась в 70-х годах, изначально — чтобы матери могли быстро вернуться к работе после рождения ребёнка. Сейчас детский сад стал важным элементом непрерывного образования. «Время, которое дети проводят в подготовительных центрах, концентрируясь на играх и социализации, — самые важные годы», — говорит Яаакко Сало, специальный советник Союза финских учителей (OAJ).

Идея о равенстве лежит в основе образовательной системы Финляндии. Финны убеждены, что их маленькая страна не может позволить себе неравенство или сегрегации в школе или здравоохранении. В Финляндии один из самых низких показателей детской бедности в Европе и один из самых высоких уровней благосостояния. «Цель состоит в том, что мы должны развиваться все вместе», — объясняет Гунилла Холм, профессор образования в Университете Хельсинки.

Финская система решительно противостояла модным течениям в образовании, принятым в развитых странах в 1980-90-х годах. Из соображений равенства здесь запрещены выбор школы, формальные экзамены (до 18 лет) и разделение по способностям. Гимназии отменили несколько десятилетий назад. В школах нет конкуренции, нет рейтингов, нет натаскивания на тесты. И родители дошкольников могут не беспокоиться о том, что их ребёнка не возьмут в школу, потому что он не успел до семи лет освоить чтение, математику и английский.

Российские родители очень рано начинают беспокоиться о том, попадёт ли ребёнок в хорошую школу и получит ли потом высокие баллы на ОГЭ и ЕГЭ, чтобы поступить в хороший вуз. В Финляндии различия в результатах образования между отдельными школами небольшие, и родители редко посылают своих детей дальше, чем в ближайшую общеобразовательную школу. Ученики, как правило, тоже нервничают меньше. Подход «качество, а не количество» означает, что школьные часы короче, а домашняя работа легче. Репетиторы после школы — очень редкое явление. В результате финские дети меньше устают и с радостью ходят в школу.

Удовольствие от процесса — единственная верная мотивация к учёбе.

Практически невозможно сказать, школы каких стран являются лучшими в мире.

Однако есть такая страна, школьники которой отлично выполняют Международную программу по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), включающую в себя экзамены по математике, чтению и естественным наукам. Это может стать неожиданностью для многих, но Финляндия, страна с населением 5,5 миллионов человек, последовательно входит в топ 5 лучших образовательных систем в мире, уступая только азиатским странам.

Стабильно высокие показатели сподвигли многих преподавателей изучить школы Финляндии, чтобы попытаться узнать «секрет фирмы». Многие люди во всём выражают удивление, интерес и даже зависть по отношению к высокой производительности финских студентов, спрашивая: «Почему страна размером с Нью-Мексико лучше США в академической успеваемости?» Ниже мы приводим 10 причин, почему финская школьная система образования производит такие отличные результаты.

  • 1 Школьная система образования даёт детям мощный старт
  • 2 Высококлассные преподаватели
  • 3 Особенная свобода преподавания
  • 4 Равные возможности для каждого
  • 5 Преподаватели не орентированы на подготовку к тестам
  • 6 Дети начинают ходить в школу в более позднем возрасте
  • 7 Игры являются частью расписания
  • 8 Все ходят в государственные школы
  • 9 У финских детей большие перспективы, с учетом их интересов и сильных сторон
  • 10 Равенство среди школ

Школьная система образования даёт детям мощный старт

Финское правительство оказывает мощную поддержку молодым семьям

Одна из причин, почему финские школы способны показывать высокие результаты, заключается в том, что дети в Финляндии приходят в школу с сильным фундаментом. Финское правительство очень сильно помогает семьям, начиная с их знаменитых «бэби боксов», содержащих одежду, книги и другие предметы необходимости для младенцев в течение первого года, который предоставляется бесплатно для каждой будущей матери в Финляндии. Молодым родителям дают широкие возможности, чтобы контактировать со своими детьми; матери получают 4 месяца оплачиваемого отпуска по беременности и родам, а также имеется дополнительный 6-месячный отпуск для одного из родителей, также с полной оплатой.

Если родители решили отправить ребенка в детский сад, правительство выделяет средства на высококвалифицированный персонал (преподаватели имеют степень бакалавра); максимальная стоимость за ребенка составляет $ 4000 в год. Все дошкольные воспитательные учреждения абсолютно бесплатны, чем активно пользуется большинство финских родителей, а это означает, что когда дети начинают ходить в школу в возрасте 7 лет, они приходят туда уже с неплохими знаниями. Как объясняют представители финского министерства образования: «Мы рассматриваем этот комплекс мероприятий как право каждого ребёнка на детский сад. Это не место, где вы бросаете дитё, в то время как сами работаете. Это место для ребёнка, чтобы играть, учиться и заводить друзей».

Высококлассные преподаватели

В Финляндии профессия учителя очень почитаема

В Финляндии очень многие хотят стать преподавателями; учителя рассматриваются наравне с другими специалистами, такими как юристы и врачи. Степень магистра (полностью оплачиваемая правительством Финляндии) является необходимым условием для должности преподавателя, соответственно конкуренция в этой специальности очень высока. Один из членов приёмной комиссии сообщает, что в 2012 году в Университет Хельсинки поступило более 2300 заявок на 120 мест в начальной программе педагогического образования.

Требование степени магистра означает, что финские учителя, как правило, имеют от 5 до 7,5 лет образовательной подготовки к своей профессии, прежде чем они будут самостоятельно вести занятия. Поскольку преподаватели провели долгое обучение, они более склонны рассматривать преподавание как пожизненную профессию, и финское общество уделяет учителям особое внимание, которое, в свою очередь, дает им возможность ещё более эффективно выполнять свою работу.

Особенная свобода преподавания

В Финляндии приветствуются инновации в процессе обучения

Имея преподавательский состав, состоящий из лучших и самых ярких личностей, широко образованных для своей работы, правительство Финляндии свободно предоставляет учителям большую автономию в своих классах. Преподавателям дают свободу для тестирования инновационных подходов к обучению, таких как уроки математики «на открытом воздухе».

По сравнению с учителями в других странах, таких как США, финские преподаватели, как правило, проводят меньше времени в классе, чем их зарубежные коллеги. В то время как средний школьный учитель в США может потратить 1,080 часов преподавания в течение учебного года из 180 дней, финский учитель средней школы потратит около 600 учебных часов за тот же период. Это дополнительное время дает финским учителям больше возможностей для разработки новых стратегий обучения и индивидуальной оценки, изучения потребностей своих учеников.

В Финляндии очень ёмкая национальная система образования, например: математические задачи для 1–9 классов занимают только 10 страниц. Большинство решений по учебным программам принимаются на местном уровне, учителями и директорами школ, а преподаватели и студенты оцениваются своими коллегами и руководителями. Финским преподавателям, как правило, предоставляется больше свободы в процессе обучения, и этим они отличаются от других учителей по всему миру.

Равные возможности для каждого

В Финляндии одинаково уделяют внимание всем ученикам

Некоторые критики широкой применимости образовательных стратегий Финляндии указывают на относительно однородное население Финляндии и отсутствие других проблем студентов в её школах. В некотором смысле они правы; щедрая социальная защита в Финляндии означает, что даже самые бедные дети имеют доступ к достаточному питанию, жилью и здравоохранению. Тем не менее население Финляндии становится всё более разнообразным (4% иностранцев с 2011 года), при этом некоторые школы обучали более 50% детей-иммигрантов. Причём финские школы опережают своих северных соседей со сходным составом населения.

Одним из факторов, помогающим образовательным учреждениям показывать высокие результаты, является общенациональный приоритет на достижение равенства, как среди школ, так и среди студентов. Если ученик начинает отставать, государство быстро выделяет средства, чтобы помочь ему достигнуть цели, которую ему поставил учитель. В качестве примера приведём вам слова одного финского учителя, в чьей школе в основном учатся дети иммигрантов: «Детей из богатых семей с большим количеством знаний можно обучить глупыми учителями. Мы пытаемся помогать слабым ученикам. Это глубоко в нашем сознании».

Цель заключается в том, чтобы обучить всех детей, в том числе с особыми потребностями, в тех же самых обычных классах. Классы формируются по уровню способностей, гарантируя высокие ожидания от всех учеников, а учителя, в свою очередь, всегда готовы помочь ученикам догнать своих одноклассников. Этот акцент на равенстве окупается; Недавнее исследование показало, что в Финляндии наименьшее различие между самыми слабыми и сильными учениками, чем в любой стране мира.

Преподаватели не орентированы на подготовку к тестам

В Финляндии нет ориентации на подготовку к тестам

Несмотря на то, что финские дети обычно показывают лучшие результаты на международных тестах по математике и чтению, стандартизированное тестирование не является частью финской системы образования. Есть только обязательный государственный тест для финских учеников в конце последнего года средней школы. До этого могут быть дополнительные тесты на районном уровне, но результаты не обнародуются, и им не уделяют особого внимания ни учителя, ни школы, ни даже родители или средства массовой информации.

Отсутствие акцента на стандартизированных тестах означает, что финские преподаватели имеют большую гибкость в том, как они структурируют свои уроки, а также свободу оценки прогресса своих учеников с использованием более индивидуализированных показателей. При обсуждении использования стандартизированных результатов испытаний в американском стиле для оценки учителей один из финских директоров описывает, насколько эта идея является неприемлемой для финской системы образования, сказав: «Если вы будете следить только за статистикой, вы упустите человеческий аспект.» Чиновник из Министерства образования Финляндии также преуменьшает успех финских студентов на международных тестах, говоря: «Мы не очень заинтересованы [в результатах испытаний]. Это не то, что мы собираемся делать».

Дети начинают ходить в школу в более позднем возрасте

Детей в Финляндии отправляют в школу позже обычного

Очевидно, что высококачественные субсидированные дневные детские и дошкольные варианты означают, что даже если финские дети начинают ходить в школу в позднем возрасте, неформально обучаться и проходить подготовку к школе они начинают гораздо раньше. Тем не менее, в возрасте до 7 лет, основной упор делается на практическое обучение, в процессе игры и движения. Если дети не проявляют интереса и желания, от них не ждут, что они научаться читать в детском саду. Данный подход подкреплён исследованиями, показывающими отсутствие долгосрочных преимуществ для детей, которые учатся читать в детском саду.

Директор финской школы утверждает, что такой расслабленный подход к обучению лучше подходит для нужд и способностей самых юных учеников, говоря: «У нас не торопятся. Дети учатся лучше, когда они к этому готовы. Зачем их подгонять? «Дети счастливы, потому что все финские школы разделяют эту философию, родители не беспокоятся, что их дети отстают от своих сверстников.

Игры являются частью расписания

Прогулки и игры являются частью учебного плана

Арья-Сиско Холаппа, советник Национального совета образования Финляндии, подчеркивает важность того, чтобы дети учились с удовольствием, говоря: «Есть старая финская пословица. Те вещи, которые вы узнаёте без радости, вы легко забудете. В соответствии с этой философией, в каждой финской школе пытаются сделать так, чтобы дети были счастливы во время обучения. В дополнение к стандартным урокам языка, математики и естествознания, дети посещают широкий спектр дополнительных занятий по иностранным языкам, искусству/ремеслам, этике и музыке. В перерывах между занятиями дети отправляются на улицу в течение 15 минут 4 раза в день, независимо от погодных условий. Финские учителя и родители рассматривают эти нерегламентированные прогулки как необходимую часть процесса обучения.

Акцент на радость выходит за пределы аудитории. У финских детей обычно больше свободного времени, поскольку им меньше задают на дом, чем их сверстникам в других развитых странах.

Все ходят в государственные школы

В Финляндии школы помогают друг другу

Одним из самых необычных аспектов финской школьной системы является почти повсеместное присутствие государственных школ. В Финляндии очень мало частных школ. Паси Сальберг, представитель Министерства образования Финляндии и автор финских учебников говорит: «Чему мир может научиться у образовательных системы в Финляндии? В финской системе образования сотрудничеству уделяется больше внимания, чем конкуренции, вот почему школы Финляндии настолько сильны.

В Финляндии каждый заинтересован в успехе и качестве государственных школ страны. Инновации, хорошо работающие в одной школе, быстро переходят на другие, поэтому лучшие методики могут помочь каждому ученику. Школы не соревнуются между собой по количеству учеников и результатам тестов. В Финляндии все одинаково вкладываются в качество школ (в отличие от многих развитых стран, где государственные школы конкурируют с частными, уводя студентов, преподавателей и финансирование).

У финских детей большие перспективы, с учетом их интересов и сильных сторон

По окончании школы у детей большие перспективы

Финская система школ исключительно хороша для учеников средней школы; 93% финских студентов окончили профессиональный или академический ВУЗы значительно быстрее, чем их сверстники во многих других развитых странах. Финским детям во время учёбы предоставляется выбор: продолжить обучение по программам профессионального образования, готовящих их для работы в строительстве, здравоохранении, туризме и поступить в политехнический институт, или записаться в учебную программу, готовящую их к поступлению в университет. Около 43% студентов идут по профессиональному пути.

Финские ученики, заканчивающие среднюю школу, знают, что государство будет платить за всё их высшее образование в одном из 8 национальных университетов Финляндии. 66% финнов продолжают получать к высшее образование, что является одним из самых высоких показателей в ЕС.

Равенство среди школ

Финские школы не конкурируют между собой

Этот список показал, что понятие равенства, играющее важную роль в финской культуре, является одной из центральных причин успеха её школ. Однако идея равенства финской школьной системы выходит далеко за рамки, поскольку поддерживает убеждение, что у всех детей изначально есть хороший старт в жизни, а отстающему ученику всегда будет оказана всесторонняя поддержка. Это означает не только минимум различий среди учеников, но также минимум отличий между школами, тем самым полагая, что все школы в Финляндии одинаково сильны.

Почему же так важно, чтобы финские школы предлагали одинаковые условия? Это предотвращает так называемую «ярмарку школ», когда родители обращают внимание на успешные школы с большими возможностями, а также создание «удавки» для слабых школ, теряющих средства и, соответственно, учеников. Один эксперт в области финского образования сравнивает выбор школы в США и в Финляндии, говоря, что в США: «школы, как товар в магазине … Родители могут купить то, что они могут себе позволить. В Финляндии родители также могут выбирать. Но варианты все одинаковы». Это означает, что даже в социально и экономически неблагополучных районах уровень школ точно такой же, как и в богатых районах страны.

Итак, мы рассказали вам о системе школьного образования Финляндии. Она в основном ориентирована на учеников и является одной из самых передовых в мире. Нам есть к чему стремиться!

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Согласно исследованиям, финские школьники - одни из лучших учеников планеты. При этом они проводят в школе меньше времени, чем дети из других стран, а уроки делают максимум полчаса в день.

сайт рассказывает о том, в чем секрет финского образования, которым восхищается весь мир.

14. Все бесплатно

Финское образование - бесплатное . И все остальное - обеды, экскурсии, принадлежности для школы - тоже бесплатно. Если ученики живут дальше чем в 2 километрах от школы, их подвозит на уроки и домой школьный автобус. Все это оплачивает государство: на образование выделяется целых общего бюджета страны.

13. К каждому ученику индивидуальный подход

Здесь на одном уроке ученики могут выполнять разные по сложности задания - в зависимости от того, что им по силам. Дети с разными физическими и умственными способностями учатся вместе. Если ребенок не справляется, учителя организуют для него индивидуальные занятия. Дополнительно преподаются и другие предметы, например, родные языки для детей эмигрантов.

Считается, что школьник сам может выбрать, что для него полезнее: когда ему неинтересен урок, он может заниматься чем-то своим - читать книгу или шить.

12. Оценки сообщают только самому ученику

Оценочная система в Финляндии 10-балльная, но до 3-го класса в финской школе оценок не ставят. С 3-го по 7-й - оценки словесные: от «посредственно» до «отлично». Свои баллы знает только сам школьник. Ругать за оценки здесь не принято, они используются для того, чтобы мотивировать ребенка совершенствовать свои знания и корректировать его индивидуальный учебный план.

11. На уроки можно ходить даже в пижаме

В финских школах нет школьной формы. На уроки можно ходить в чем угодно: никаких требований к одежде не предъявляют. Часто дети не надевают в классе даже обувь и ходят в носках.

9. Домашних заданий очень мало

Финские учителя считают, что дети должны отдыхать и проводить время с родителями, а не за уроками. Домашние задания занимают немного времени и могут быть очень интересными: например, на уроке истории могут попросить взять интервью у бабушки, чтобы выяснить, какой была жизнь в 50-х годах, и найти отличия между тем временем и современной жизнью.

8. А экзаменов нет вообще

Финские учителя говорят: «Готовить нужно либо к жизни, либо к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в школах Финляндии нет. Учителя могут по своему усмотрению провести контрольную, но обязательным считается только стандартный тест в 16 лет, по окончании средней школы.

7. В некоторых финских школах отменили все предметы

Одно из новых направлений финской системы образования - изучение явлений вместо конкретных предметов (phenomenon based learning). Вместо уроков - 6-недельные «разделы», во время которых школьники изучают одну тему с разных сторон. Например, тема мигрантов изучается с точки зрения географии (откуда они приехали?), истории (что произошло перед этим?), культуры (какие у них традиции?). Дети сами придумывают вопросы и находят на них ответы.

Как бы ни было здорово учиться, все равно самое любимое время ребенка - перемена. Финские школьники после каждых 45 минут обучения отдыхают не менее 15 минут.