Виктор Гюго — выдающийся французский романист. Виктор гюго - биография, информация, личная жизнь Виктор гюго полное имя


Имя: Виктор Гюго (Victor Hugo)

Возраст: 83 года

Место рождения: Безансон, Франция

Место смерти: Париж, Франция

Деятельность: французский писатель

Семейное положение: был разведен

Виктор Гюго - биография

Писатель – романтик, покоривший не только французских, но и советских читателей. Необычный слог, граничащий с простотой изложения понятен всем, человек интересной судьбы Виктор Гюго известен многим.

Детство, семья Виктора Гюго

Полностью имя известного французского поэта, прозаика и драматурга звучит, как Виктор Мари Гюго. В семье кроме него было два брата, Виктор был самым младшим. Родился очень маленьким и часто болел. Жили Гюго богато, имели трёхэтажный дом. Глава семьи был родом из крестьян, но сумел добиться много в своей жизни. В его биографическом послужном списке наблюдается огромный скачок, он дослужился до чина генерала в армии Наполеона. Мать была по тем временам дочерью знатного судовладельца.


С детства будущему писателю знакомы Марсель и Корсика, Эльба и Италия, Мадрид и Париж. Эти путешествия сформировали мировоззрение мальчика как романтика. Вся биография маленького путешественника подвигла его на описание тех мест, которые навсегда пленили своей красотой и изяществом, простотой и невероятным трудолюбием местных жителей. В каждом месте, где, по долгу службы отца, останавливалась семья, мальчик находил свои прелести жизни.

Хотя к детям в семье относились с большой любовью, мать и отец часто ссорились из-за своих несхожих политических взглядов. Родители разошлись по причине новой влюблённости матери, сына женщина забрала и уехала на постоянное местожительство в Париж. В этом городе Виктор Гюго получил образование. В четырнадцатилетнем возрасте он уже начинает зарабатывать деньги своей писательской деятельностью.

Взрослая жизнь писателя

Резкий поворот в личной жизни родителей повлиял на дальнейшую биографию Виктора Мари. По желанию отца, Виктор должен был поступить в Политехнический институт. Действительно, мальчик показывал хорошие способности в области точных наук. Но Виктор предпочёл литературу, и вскоре убедил всех в правильности своего выбора. Когда Гюго проходил обучение в Лицее, он часто сочинял пьесы для импровизированного школьного театра. Костюмы делали сами из бумаги и картона, а сцену сооружали, сдвинув столы. Почётный отзыв за стихотворение, две премии за поэмы – это его первые награды за сочинительский труд.


Один из романов «Ган Исландец» был встречен читательской аудиторией довольно сдержанно. А критик Шарль Нодье дал молодому литератору несколько дельных советов. Виктор стал активно общаться со своим отцом и посвящает ему несколько своих сочинений. Гюго дружен с Мериме и Мюссе. В последующих произведениях у писателя звучат политические нотки, он, не боясь осуждения, выказывает своё негативное отношение к смертной казни.

Почти тринадцать лет автор вплотную работает с театром, он пишет драматические произведения и выступает за новое в искусстве и литературе, чем вызывает массу споров вокруг своего имени. Гюго, не стесняясь, входит в переписку с высшими кругами, занимает несколько значимых постов во Французской академии и Национальном собрании. Почти двадцать лет находится в изгнании по указу императора Наполеона III.

Взгляды Гюго

Писатель активно пропагандирует романтизм в литературе, он республиканец в политике. Первые работы уже принесли славу Гюго в 20 лет, для писателя выделяют писательское жалование. Его мастерство оценивается достаточно высоко, он становится мастером лирики и песни. Некоторые работы послужили отправной точкой для таких писателей, как Ч.Диккенс и Ф.М.Достоевский .

"Собор Парижской Богоматери"

Роман «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго стал настоящим шедевром в мировой литературе, его переводили на многие языки. В Париж стремились туристы, стали возрождать старые здания, проявлять к ним должное уважение.

Виктор Гюго - биография личной жизни

Знаменитый писатель был постоянен не только в своих взглядах, но и в личной жизни. Он женился один раз, потому что нашёл в лице Адель Фуше свою единственную любовь. Это был счастливый брак, в котором родилось пятеро детей. Супруга не читала произведений писателя и не разделяла восторга почитателей его таланта. Есть сведения, что жена Гюго изменяла ему с его же другом.


Зато сам Виктор хранил верность жене, хотя некоторые источники утверждают, что Гюго был знаменит не только как великий писатель, но и своей любвеобильностью. К сожалению, не всё шло гладко с рождением продолжателей рода Гюго. Первый ребёнок умер ещё в младенческом возрасте. Остальные дети, кроме последней дочери Адель, не пережили своего знаменитого отца. Потерю детей Виктор переживал очень сильно.

Болезнь, последние годы писателя

Гюго заболел воспалением лёгких. Его можно было вылечить, будь он не в преклонном возрасте. В 83 года организм уже ослаблен и неадекватно реагирует на медикаменты и усилия врачей. Похороны были очень пышными, проститься с великим автором «Собора Парижской богоматери» пришло почти миллион человек, целых 10 дней длилось прощание с писателем. Правительство разрешило эту церемонию, не стало препятствовать этой процедуре, так как понимало, насколько был популярен писатель среди французского населения.

Известные люди: Виктор Гюго - Документальный фильм

Виктор Гюго - библиография, книги

Отверженные
Собор Парижской Богоматери
Человек, который смеется
Последний день приговоренного к смерти
Девяносто третий год
Козетта
Труженики моря
Гаврош
Клод Ге
Эрнани

Не обязательно быть большим любителем литературы, чтобы знать, кто такой Виктор Гюго. Биография и творчество его, однако, многим из нас знакомы лишь в общих чертах. А между тем без которого невозможно представить себе французскую литературу 19 века. Виктор Гюго, краткая биография и творчество которого представлены в этой статье, - один из самых выдающихся романтиков Франции, теоретик и вождь романтизма в своей стране. Его творчество поражает разнообразием и многогранностью. И поэт, и драматург, и прозаик, и литературный критик, и публицист - все это Виктор Гюго. Интересная биография его предлагается вашему вниманию.

Происхождение и детство Виктора

Годы жизни интересующего нас автора - 1802-1885. В Безансоне 26 февраля 1802 г. на свет появился Виктор Гюго. Краткая биография его, таким образом, начинается этой датой. Отец его был мастером столярного цеха. В годы правления Наполеона он дослужился до генерала. Мать мальчика, напротив, ненавидела Бонапарта и была рьяной роялисткой. Известно, что семья Гюго нередко переезжала с места на место. Виктор с родителями некоторое время жил в Испании. Семья распалась в Мадриде после падения Наполеона. В этом городе отец Виктора был губернатором. После развода мальчика воспитывала мать.

Первые произведения

Поэтический талант Виктора проснулся рано. Еще в подростковом возрасте стал писать Биография его отмечена ранним признанием созданных им поэм и од. Они были замечены еще в 1815-16 годах. В эти годы Виктор отличился на конкурсах, проводимых Тулузской академией. Позднее его творчество получило признание и королевского правительства. В 1822 году появился первый поэтический сборник Виктора Гюго "Оды и разные стихотворения". Он был создан в стиле классицизма.

Развитие романтизма в творчестве Гюго

Следует сказать, что Виктор Гюго довольно рано изменил классицизму. Едва только Гюго вышел из стадии ученичества, он начал постепенно переходить на позицию романтиков, сначала несмело, а через некоторое время уже решительно. Однако в прозаических жанрах Гюго с самого начала придерживался романтизма. "Ган Исландец", первый его роман, созданный в 1821-22 гг., является доказательством этого. Виктор Гюго создал свой второй роман в 1826 году. Произведение называется "Бюг Жаргаль". Оно стало свидетельством дальнейшего утверждения на позициях романтизма такого автора, как Виктор Гюго. Биография его дальнейших лет отмечена развитием в данном направлении. В произведении "Бюг Жаргаль" Виктор описал восстание негров-рабов.

"Оды и баллады"

Реформа Гюго в области поэтического стиля состояла в попытке заменить языком человеческих чувств господство разума в стихотворениях классицизма. Гюго решил отказаться от украшений, являющихся заимствованиями из мифологии античности. Примерно в это же время он обратился и к балладе, считавшейся романтическим жанром, весьма популярным в те годы. Сборник Гюго "Оды и баллады" появился в 1826 г. Само название книги говорит о ее переходном характере. Ода, которая является образцовым жанром поэзии классицизма, объединяется в ней с балладой, свойственной романтической традиции.

Первые драматические произведения Гюго

Романтики в конце 1820-х годов начали уделять большое внимание театру, остававшемуся в то время под властью господствовавшего классицизма. Виктор Гюго с этой целью написал в 1827 году свою первую драму "Кромвель". В этом романтико-историческом произведении говорится о в 17 веке. Кромвель, ее вождь, показан сильной личностью. Однако ему свойственны моральные противоречия, в отличие от цельных персонажей, созданных в рамках классицизма. Кромвель, свергнув короля, хочет изменить революции и сделаться монархом. Не только само произведение, но и предисловие к этой драме приобрело большую известность. Виктор Гюго в нем попытался связать с ходом истории развитие мировой литературы, чтобы показать, что торжество романтизма обусловлено исторически. Он представил целую программу нового направления.

"Ориенталии"

В это время многогранная Виктора достигает небывалой интенсивности. Сборник "Ориенталии", появившийся в 1829 году, стал особенно значимым событием. Это первый законченный сборник романтической поэзии, создавший Гюго репутацию выдающегося лирика.

Следует сказать, что творчеству Гюго в целом свойственно редкое разнообразие жанров. Одинаково успешно выступал и в прозе, и в поэзии, и в драматургии Виктор Гюго. Биография его, однако, свидетельствует о том, что он был в первую очередь поэтом.

Новые драмы

Что касается драмы этого автора, ее идейное содержание восходит к битве идеологий конца 1820-х годов, а также к произошедшей в 1830 году Июльской революции. Романтическая драма Виктора перекликалась с социально-политической проблематикой. Она отстаивала передовые устремления и идеалы автора.

В основу драм Гюго, созданных в 1829-39 гг. (кроме "Лукреции Борджа" 1833 года), было положено столкновение простолюдинов с монархией и феодальной аристократией ("Марион Делорм", "Мария Тодор", "Король развлекается", "Рюи Блаз" и др.).

"Собор Парижской Богоматери" (Виктор Гюго)

Биография дальнейших лет интересующего нас автора отмечена появлением множества новых произведений. Вторая половина 1820-х годов в истории литературы Франции - время господства такого жанра, как исторический роман. Произведение Виктора созданное в 1831 году, является одним из высочайших достижений этого жанра. В романе нашла отражение история Франции. В произведении имеется и актуальная проблематика, связанная с положением в стране в годы написания книги.

Произведения конца 1820-1840-х годов

Конец 1820-начало 1830-х годов - время необычайной творческой активности даже для такого плодовитого автора, как Виктор Гюго. Краткая биография его этого времени, а также периода изгнания (с 1851 по 1870 год) отмечена созданием множества различных произведений. Гюго разрабатывал романтическую драматургию, творил в прозе и в поэзии. В 1830-е и в начале 1840-х годов Гюго создал 4 поэтических сборника. В 1836 году появились "Осенние листья", в 1837 - "Песни сумерек", в 1841 - "Лучи и тень" и "Внутренние голоса". А в 1856 году вышел двухтомный сборник "Созерцания", относящийся уже к периоду изгнания.

Период изгнания

Виктор Гюго решил покинуть Францию после того, как в 1848 году произошла Февральская революция, вслед за которой стал диктатором. Гюго отправился в изгнание. Виктор поселился на острове, находящемся в проливе Ла-Манш. Для того чтобы перед всем миром обличить политического авантюриста Луи Бонапарта и его преступный режим, уже в первый год изгнания он создал книгу "Наполеон Малый". В 1877-78 годах появилось произведение "История одного преступления", которое является обличительной хроникой государственного переворота, состоявшегося в 1851 году.

Мировоззрение Виктора Гюго окончательно сформировалось именно в годы изгнания. Здесь, на острове Джерси, он создал в 1853 году сборник "Карты", считающийся лучшим в политической поэзии Гюго. На первый взгляд, это некий калейдоскоп карикатурных портретов и сцен из жизни. Однако в сборнике есть своя смысловая линия, а также высокий уровень эмоционального напряжения. Они объединяют разнородный материал в завершенное и упорядоченное произведение.

Виктор Гюго активно выступал и в прозаических жанрах во время пребывания на острове Джерси. Он создал три романа. В 1862 году появились "Отверженные", в 1866 - "Труженики моря", а в 1869 - Главной темой всех этих произведений является тема народа.

Общественно-политическая деятельность

Следует сказать, что Виктор прославился не только как поэт и писатель, но и как общественно-политический деятель. Он активно стремился изменить ход событий в жизни своей страны. В 1872 году Виктор Гюго создал сборник под названием "Грозный год". Это своего рода поэтическая хроника трагических событий 1870-71 гг., когда Франция участвовала во Франко-прусской войне.

Последние годы жизни

До последних лет жизни не угасала активность этого автора. В последний период его творчества появляются следующие поэтические сборники и поэмы: в 1877 - "Искусство быть дедушкой", в 1878 - "Папа", в 1880 - "Осел", в 1888-83 - "Все струны лиры" и др.

Писатель скончался в 1885 году, 22 мая. Общественность Франции восприняла его смерть как национальную трагедию. Проводы Виктора Гюго в последний путь стали грандиозной манифестацией. В ней участвовали тысячи людей.

Прочно вошли во французскую и мировую литературу произведения, которые создал Виктор Гюго. Биография, краткое содержание его творений, интересные факты об этом авторе - все это известно многим нашим современникам. Неудивительно, ведь Виктор Гюго сегодня является признанным классиком.

×

Виктор Мари Гюго - французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841).

Отец писателя, Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго (фр.)русск. (1773-1828), стал генералом наполеоновской армии, его мать Софи Требюше (1772-1821) - дочь судовладельца, была роялисткой-вольтерьянкой.

Раннее детство Гюго протекает в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803-1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж.

Путешествия оставили глубокое впечатление в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание. В 1813 году мать Гюго, Софи Требюше, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.

С 1814 по 1818 учится в лицее «Людовика Великого». В 14 лет начинает творческую деятельность. Пишет свои неопубликованные трагедии: «Yrtatine» и «Athelie ou les scandinaves», драму «Louis de Castro», переводит Вергилия, в 15 лет уже получает почётный отзыв на конкурсе Академии за стихотворение «Les avantages des études», в 1819 - две премии на конкурсе «Jeux Floraux» за поэмы «Верденские девы» (Vierges de Verdun) и оду «На восстановление статуи Генриха IV» (Rétablissement de la statue de Henri III), положившие начало его «Легенде веков»; затем печатает ультрароялистическую сатиру «Телеграф», впервые обратившую на него внимание читателей. В 1819-1821 издаёт Le Conservateur littéraire (франц.), литературнoe приложение к роялистическому католическому журналу Le Conservateur (франц.). Заполняя сам под различными псевдонимами своё издание, Гюго опубликовал там «Оду на смерть герцога Беррийского», надолго установившую за ним репутацию монархиста.

В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше (франц.) (1803 - 1868), в этом браке родилось пятеро детей:

Леопольд (1823-1823)

Леопольдина (франц.), (1824-1843)

Шарль (франц.), (1826-1871)

Франсуа-Виктор (франц.), (1828-1873)

Адель (1830-1915).

В 1823 году был опубликован роман Виктора Гюго «Ган Исландец» (Han d"Islande), получивший сдержанный приём.Хорошо аргументированная критика Шарля Нодье привела к встрече и дальнейшей дружбе между ним и Виктором Гюго. Вскоре после этого прошло собрание в библиотеке Арсенала, - колыбели романтизма, - которое оказало большое влияние на развитие творчества Виктора Гюго. Их дружба продлится до 1827-1830 годов, когда Шарль Нодье станет всё более критично высказываться по поводу произведений Виктора Гюго. Примерно в этот период Гюго возобновляет отношения со своим отцом и пишет поэмы «Ода моему отцу» (Odes à mon père) и «После битвы» (Après la bataille). Его отец скончался в 1828 году.

Семья Гюго часто устраивает в своем доме приёмы и устанавливает дружеские отношения с Сент-Бёвом, Ламартином, Мериме, Мюссе, Делакруа. С 1826 по 1837 год семья часто проживает в Шато де Рош (франц.), в Бьевре (франц.), поместье Бертьена л"Эне (франц.), редактора Joual des débats. Там Гюго встречается с Берлиозом, Листом, Шатобрианом, Джакомо Мейербером; составляет сборники поэм «Восточные мотивы» (Les Orientales, 1829) и «Осенние листья» (Les Feuilles d’automne, 1831). В 1829 году выходит «Последний день приговорённого к смерти» (Deier Jour d"un condamné), в 1834 - «Клод Ге» (Claude Gueux). В этих двух коротких романах Гюго выражает своё отрицательное отношение к смертной казни. Роман «Собор Парижской Богоматери» был опубликован в 1831 году.

Виктор Мари Гюго (Victor Marie Hugo, 28 февраля 1802 – 22 мая 1885) – французский поэт, писатель и драматург. С 1841 года является почетным членом Французской академии. Гюго считают одним из талантливейших людей своего времени, а также одной из наиболее значимых фигур французского романтизма.

Детство

Виктор Гюго родился 28 февраля во французском городишке Бензасон. Его отец служил в наполеоновской армии, а мать преподавала музыку в одной из школ города. Помимо Виктора, в семье было еще два брата – Абель и Евгений, который впоследствии также пошли по стопам отца и были убиты в одном из сражений.

Из-за того, что отцу Виктора приходилось часто уезжать в командировки, семья переезжала с места на место раз в несколько недель. Так, мальчик и его старшие братья практически с самого рождения путешествовали по Италии, крупным городам Франции, были на Корсике, Эльбе и во многих местах, где на тот момент проходили службу военные армии Наполеона.

Многие библиографы считают, что постоянные поездки лишь сломали судьбу маленького Виктора, однако сам писатель нередко упоминал о том, что именно путешествия позволяли ему смотреть на жизнь неоднообразно, учиться подмечать мельчайшие детали и впоследствии сравнивать их в своих произведениях.

С 1813 года Виктор вместе с матерью переезжает в Париж. На тот момент у матери был бурный роман с генералом Лагори, который согласился перевезти возлюбленную и её отпрыска поближе к себе. Так, Виктор был оторван от остальных братьев, которые остались с отцом, и перевезен в Париж, где он начал образование.

Юность и начало писательской карьеры

По заверениям многих библиографов, мать Виктора никогда не была влюблена в Лагори и согласилась выйти за него замуж только ради сына. Женщина понимала, что, оказавшись рядом с отцом-военным, который был обычным солдатом, сын рано или поздно примкнет к армии, а значит, навсегда сломает свою судьбу и карьеру.

Она не могла выносить того, что муж «отобрал» у неё двух других сыновей, поэтому, познакомившись с Лагори, она решает хотя бы попытаться спасти судьбу Виктора. Так, будущий писатель и драматург оказывается в столице Франции.

В 1814 году, благодаря связям и авторитету генерала Лагори, Гюго принимают в Лицей Людовика Великого. Именно здесь проявляется его талант к созданию уникальных произведений. Гюго создает такие трагедии, как «Yrtatine», «Athelie ou les scandinaves» и «Louis de Castro», но поскольку Виктор не был уверен в своём таланте, произведения достигли публикации лишь спустя несколько месяцев после создания.

Впервые же заявить о себе он решает на лицейском конкурсе на лучшее стихотворение – специально для мероприятия написано «Les avantages des études». К слову, Виктор получает заветный приз, после чего участвует в еще двух конкурсных мероприятиях, на которых также одерживает победу.

В 1823 году выходит первое полноценное произведение Виктора Гюго под названием «Ган Исландец». Несмотря на то что сам автор уверен, что его творение будет оценено публикой, оно получает лишь несколько положительных отзывов. С основной же критикой по этому произведению выступает Шарль Нодье, с которым Гюго впоследствии станет лучшими друзьями вплоть до 1830 года, когда литературный критик начнет позволять себе чрезмерно резкие негативные отзывы о произведениях товарища.

Виктора Гюго называют одной из ключевых личностей романтизма отнюдь не случайно. Этому способствовал выход в свет в 1827 году произведения «Кромвель», где автор открыто выступает в поддержку французского революционера Франсуа-Жозефа Тальма.

Однако признание и положительные отзывы произведение получает даже не за революционный настрой драматурга, а скорее, за то, что автор отошел от классических канонов единства места и времени. На тот момент это был единственный подобный прецедент, поэтому «Кромвель» стал поводом для дебатов и ожесточенных дискуссий не только многих литературных критиков, но и даже других писателей.

Работа в театре

С 1830 года Виктор Гюго работает преимущественно в театре. Этому периоду принадлежат такие работы автора, как «Лучи и тени», «Внутренние голоса» и несколько других пьес, которые практически сразу же показываются широкой публике.

За год до этого Гюго создает пьесу «Эрнани», которую ему удается поставить на сцене с помощью одного из влиятельных друзей. Сюжет и общая картина произведения вновь становятся причиной для баталий между критиками, ведь Гюго напрочь изменяет каноны и смешивает так называемое классическое (по его мнению, старое) искусство с новым. Результат практически полностью отвергается как критиками, так и самими актерами. Но находится и сторонник Гюго – Теофиль Готье, который выступает за новизну в искусстве и добивается того, что «Эрнани» ставят в еще нескольких городских театрах.

Личная жизнь

Осенью 1822 года Виктор Гюго знакомится со своей первой и единственной любовью – француженкой Адель Фуше. В отличие от писателя, Адель происходит из аристократической семьи, которая была вынуждена скрываться некоторое время в связи с подозрением в убийстве одного из королей. Тем не менее предков Фуше оправдали, после чего аристократам полностью возвратили их привилегии в обществе.

В этом же году пара тайно поженилась. В браке родилось пять детей: Франсуа-Виктор, Леопольдина, Адель, Леопольд и Шарль. Семья всегда являлась для Гюго опорой и поддержкой. Он всегда стремился к близким и до последней минуты с нежностью вспоминал все моменты, проведенные вместе с родными для него людьми.

фр. Victor Marie Hugo

французский писатель (поэт, прозаик и драматург), одна из главных фигур французского романтизма

Виктор Гюго

Краткая биография

Гюго Виктор Мари - французский писатель, поэт, яркий представитель романтического литературного направления - родился в Безансоне 26 февраля 1802 г. Его отцом был высокопоставленный военнослужащий, поэтому, будучи ребенком, Гюго успел побывать на Корсике, Эльбе, в Марселе, Мадриде, что впоследствии сыграло определенную роль в его формировании как писателя-романтика. Заметный отпечаток на формирование его личности сыграли монархистские и вольтеровские взгляды матери. После развода она забрала Виктора, и в 1813 г. они поселились в Париже. В столице продолжилось его образование: в 1814 г. Гюго стал воспитанником частного пансиона Кордье, с 1814 по 1818 г. являлся учеником лицея Людовика Великого.

Заниматься сочинительством Гюго начал в 14-летнем возрасте. Его первые публикации – дебютные стихи и роман «Бюг Жаргаль» - относятся к 1821 г. Виктору было 19, когда смерть матери заставила его искать источник средств к существованию, и он выбрал ремесло литератора. Стихотворный сборник «Оды и разные стихотворения» (1822) приглянулся Людовику XVIII и принес автору ежегодную ренту. В этом же году состоялась женитьба Гюго на Адели Фуше, в браке с которой он стал отцом пятерых детей.

Предисловие к драме «Кромвель», написанной в 1827 г., привлекло к Гюго всеобщее внимание, поскольку стало настоящим манифестом нового - романтического - направления во французской драматургии. Благодаря ему, а также повести «Последний день осужденного» (1829) и стихотворному сборнику «Восточные мотивы» (1829) автор приобрел огромную известность. 1829 год положил начало крайне плодотворному периоду в его творческой биографии, который длился вплоть до 1843-го.

В 1829 г. Гюго пишет еще одно ставшее резонансным произведение - драму «Эрнани», которое поставило точку в литературных спорах, ознаменовав окончательную победу демократического романтизма. Драматургические опыты сделали Гюго не только прославленным, но и состоятельным автором. Кроме того, активное сотрудничество с театрами подарило еще одно приобретение: в его жизни появилась актриса Жюльетта Друэ, которая являлась его музой и любовницей более трех десятков лет. В 1831 г. был опубликован один из самых популярных романов Гюго - «Собор Парижской Богоматери».

В 1841 г. писатель становится членом Французской Академии, что означало официальное признание его заслуг в области литературы. Трагическая гибель дочери и зятя в 1843 г. заставила отказаться от активной общественной жизни в пользу занятий творчеством: именно в то время возник замысел масштабного социального романа, который Гюго условно назвал «Невзгоды». Однако революция 1848 г. вернула писателя в лоно общественно-политической деятельности; в этом же году его избрали в Национальное собрание.

В декабре 1851 г., после государственного переворота, Виктор Гюго, выступивший против самопровозглашенного императора Луи Наполеона III Бонапарта, вынужден был бежать из страны. Он провел на чужбине почти два десятка лет, живя на британских островах, где им были написаны получившие огромную известность произведения, в частности, лирический сборник «Созерцания» (1856), романы «Отверженные» (1862, переработанные «Невзгоды»), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869).

В 1870 г. после свержения Наполеона III состоялось триумфальное возращение Гюго, в течение долгих лет служившего олицетворением оппозиции, в Париж. В 1871 г. его избрали в Национальную Ассамблею, однако консервативная политика большинства привела писателя к отказу от депутатского поста. В этот период Гюго продолжал литературную деятельность, однако им не было создано ничего, что приумножило бы его славу. Кончину в 1883 г. Жюльетты Друэ он пережил как тяжелейшую потерю, а спустя два года, 22 мая 1885 г. не стало и самого 83-летнего Виктора Гюго. Его похороны стали событием национального масштаба; прах великого писателя покоится в Пантеоне – там же, где упокоены останки и Вольтера .

Биография из Википедии

Викто́р Мари́ Гюго́ (фр. Victor Marie Hugo ; 26 февраля 1802, Безансон - 22 мая 1885, Париж) - французский писатель (поэт, прозаик и драматург), одна из главных фигур французского романтизма. Член Французской академии (1841).

Жизнь и творчество

Детство

Виктор Гюго был младшим из трёх братьев (старшие - Абель, (1798-1865) и Эжен, (1800-1837)). Отец писателя, Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго (1773-1828), стал генералом наполеоновской армии, его мать Софи Требюше (1772-1821) - дочь нантского судовладельца, была роялисткой-вольтерьянкой.

Раннее детство Гюго протекает в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803-1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж. Путешествия оставили глубокое впечатление в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание.

В 1813 году мать Гюго, Софи Требюше, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.

Юность и начало литературной деятельности

С 1814 по 1818 год Гюго учился в Лицее Людовика Великого. В 14 лет он начал творческую деятельность: пишет свои неопубликованные трагедии - «Yrtatine », которую посвящает своей матери; и «Athelie ou les scandinaves », драму «Louis de Castro », переводит Вергилия . В 15 лет уже получает почётный отзыв на конкурсе Академии за стихотворение «Les avantages des études », в 1819 - две премии на конкурсе «Jeux Floraux» за поэмы «Верденские девы» (Vierges de Verdun ) и оду «На восстановление статуи Генриха IV» (Rétablissement de la statue de Henri IV ), положившие начало его «Легенде веков». Затем печатает ультрароялистическую сатиру «Телеграф », впервые обратившую на него внимание читателей. В 1819-1821 издаёт Le Conservateur littéraire , литературнoe приложение к роялистическому католическому журналу Le Conservateur . Заполняя сам под различными псевдонимами своё издание, Гюго опубликовал там «Оду на смерть герцога Беррийского », надолго закрепившую за ним репутацию монархиста.

В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше (1803-1868), в этом браке родилось пятеро детей:

  • Леопольд (1823-1823)
  • Леопольдина, (1824-1843)
  • Шарль, (1826-1871)
  • Франсуа-Виктор, (1828-1873)
  • Адель (1830-1915).

В 1823 году был опубликован роман Виктора Гюго «Ган Исландец» (Han d’Islande ), получивший сдержанный приём. Хорошо аргументированная критика Шарля Нодье привела к встрече и дальнейшей дружбе между ним и Виктором Гюго. Вскоре после этого прошло собрание в библиотеке Арсенала - колыбели романтизма, которое оказало большое влияние на развитие творчества Виктора Гюго.

Дружба Гюго и Нодье продлится с 1827 по 1830 год, когда последний станет всё более критично высказываться по поводу произведений писателя. Несколько ранее Гюго возобновляет отношения со своим отцом и пишет поэмы «Ода моему отцу» (Odes à mon père , 1823), «Два острова » (1825) и «После битвы» (Après la bataille ). Его отец скончался в 1828 году.

Пьеса Гюго «Кромвель» (Cromwell ), написанная специально для великого актёра французской революции Франсуа-Жозефа Тальма и, опубликованная в 1827 году, вызвала бурные споры. В предисловии к драме автор отвергает условности классицизма, особенно единство места и времени, и закладывает основы романтической драмы.

Семья Гюго часто устраивает в своем доме приёмы и устанавливает дружеские отношения с Сент-Бёвом, Ламартином, Мериме, Мюссе, Делакруа.

С 1826 по 1837 год семья писателя часто проживает в Шато де Рош, в Бьевре, поместье Луи-Франсуа Бертена, редактора Journal des débats . Там Гюго встречается с Берлиозом, Листом, Шатобрианом, Джакомо Мейербером; составляет сборники поэм «Восточные мотивы» (Les Orientales , 1829) и «Осенние листья» (Les Feuilles d’automne , 1831). Тема «Восточных мотивов» - Греческая война за независимость, где Гюго выступает в поддержку родины Гомера .

В 1829 году выходит «Последний день приговорённого к смерти» (Dernier Jour d’un condamné ), в 1834 - «Клод Ге» (Claude Gueux ). В этих двух коротких романах Гюго выражает своё отрицательное отношение к смертной казни.

Роман «Собор Парижской Богоматери » был опубликован в промежутке между этими двумя произведениями, в 1831 году.

Годы, посвящённые театру

С 1830 по 1843 год Виктор Гюго работает почти только для театра. Тем не менее, он публикует в это время несколько сборников поэтических произведений:

  • «Осенние листья» (Les Feuilles d’automne , 1831),
  • «Песни сумерек» (Les Chants du crépuscule , 1835),
  • «Внутренние голоса» (Les Voix intérieures , 1837),
  • «Лучи и тени» (Les Rayons et les Ombres , 1840).

В «Песнях сумерек» Виктор Гюго с великим восхищением возвеличивает Июльскую революцию 1830 года.

Скандал во время первой постановки «Эрнани » (1830). Литография Ж.-И. Гранвиля (1846)

Уже в 1828 году он поставил свою раннюю пьесу «Эми Робсарт ». 1829 - год создания пьесы «Эрнани» (первая постановка в 1830 году), которая стала поводом для литературных баталий между представителями старого и нового искусства. Ярым защитником всего нового в драматургии выступил Теофиль Готье, c воодушевлением воспринявший это романтическое произведение. Эти споры остались в истории литературы под названием «битва за „Эрнани“ ». Пьеса «Марион Делорм», запрещённая в 1829 году, была поставлена в театре «Порт-Сен-Мартен»; а «Король забавляется» - в «Комеди Франсэз» в 1832 году (снята с репертуара и запрещена сразу же после премьеры, показ возобновлён только спустя 50 лет).

Запрет последней побудил Виктора Гюго написать следующее предисловие к первоначальному изданию 1832 года, которое начиналось так: "Появление этой драмы на сцене театра дало основание неслыханным действиям со стороны правительства. На следующий день после первого представления автор получил записку от мсье Жуслена де ла Саля, директора сцены в «Театр-Франсе». Вот её точное содержание: «Сейчас десять часов тридцать минут, и я получил распоряжение остановить представление пьесы „Король забавляется“. Мне передал это распоряжение мсье Тэлор от лица министра ».

Это было 23 ноября. Тремя днями позже - 26 ноября - Виктор Гюго обратился с письмом к главному редактору газеты «Le National», в котором говорилось: «Мсье, меня предупредили, что часть благородной учащейся молодежи и художников собирается сегодня вечером или завтра явиться в театр и требовать показа драмы „Король забавляется“, а также протестовать против неслыханного акта произвола, из-за которого пьеса была закрыта. Я надеюсь, мсье, что есть другие средства наказать эти незаконные действия, и я их употреблю. Позвольте мне воспользоваться вашей газетой для поддержки друзей свободы, искусства и мысли, и не допустить жестоких выступлений, которые могут привести к бунту, столь желаемому правительством в течение долгого времени. С глубоким уважением, Виктор Гюго. 26 ноября 1832 года ».

В основе сюжетного конфликта во всех драмах Гюго лежит жестокий поединок между титулованным деспотом и бесправным плебеем. Таково столкновение безвестного юноши Дидье и его подруги Марион со всесильным министром Ришелье в драме «Марион Делорм» или изгнанника Эрнани с испанским королем доном Карлосом в «Эрнани». Иногда подобное столкновение доведено до гротескной заостренности, как в драме «Король забавляется», где конфликт разыгрывается между баловнем судьбы, облеченным властью,- красавцем и бессердечным эгоистом королем Франциском, и обиженным богом и людьми горбатым уродом - шутом Трибуле.

В 1841 году Гюго избран во Французскую академию, в 1845 году получил звание пэра, в 1848 году избран в Национальное собрание. Гюго был противником государственного переворота 1851 года и после провозглашения Наполеона III императором находился в изгнании. В 1870 году он вернулся во Францию, а в 1876 году был избран сенатором.

Смерть и похороны

Виктор Гюго скончался 22 мая 1885 года, на 84-м году жизни, от пневмонии. Церемония похорон знаменитого писателя продолжалась десять дней; в ней участвовало около миллиона человек.

1 июня гроб с телом Гюго был выставлен в течение двух суток под Триумфальной Аркой, которую закрыли чёрным крепом.

После пышных национальных похорон прах писателя был помещён в Пантеон.

Произведения

Квазимодо (герой романа «Собор Парижской Богоматери ») - Люк-Оливье Мерсон. Гравюра из книги Альфреда Барбу «Виктор Гюго и его время » (1881)

Как и на многих молодых писателей его эпохи, на Гюго большое влияние оказал Франсуа Шатобриан, известная фигура в литературном течении романтизма и выдающаяся - во Франции начала XIX века. В молодости Гюго решил быть «Шатобрианом или никем », а также что его жизнь должна соответствовать жизни его предшественника. Как и Шатобриан, Гюго будет содействовать развитию романтизма, будет занимать весомое место в политике как лидер республиканизма, и будет сослан в ссылку из-за своих политических взглядов.

Рано зародившаяся страсть и красноречие первых работ принесли Гюго успех и славу ещё в ранние годы жизни. Его первый поэтический сборник «Оды и разные стихи» (Odes et poésies diverses ) был опубликован в 1822 году, когда Гюго было только 20 лет. Королём Людовиком XVIII было пожаловано ежегодное денежное содержание для писателя. Стихами Гюго восхищались из-за их спонтанного пыла и беглости. За этим собранием сочинений последовало собрание «Оды и баллады» (Odes et Ballades ), написанное в 1826 году, через четыре года после первого триумфа. Оно представило Гюго как великолепного поэта, настоящего мастера лирики и песни.

Козетта - героиня романа «Отверженные ». Иллюстрация Эмиля Баяра

Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы, «Последний день приговорённого к смерти» (Le Dernier jour d’un condamné ), была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя, которое продолжилось в его последующих работах. Повесть оказала большое влияние на таких писателей, как Альбер Камю , Чарльз Диккенс и Ф. М. Достоевский . Claude Gueux , короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, увидела свет в 1834 году и впоследствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы о социальной несправедливости - романа-эпопеи «Отверженные» (Les Miserables ). Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Notre-Dame de Paris Собор Парижской Богоматери »), опубликованный в 1831 году и быстро переведённый на многие языки по всей Европе. Одним из эффектов появления романа было последующее привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.

«Человек, который смеётся»

«Человек, который смеётся» (фр. L"Homme qui rit) - один из самых известных романов Виктора Гюго, написанный в 60-х годах XIX века. Точкой отсчёта в сюжете романа является 29 января 1690 года, когда в Портленде при таинственных обстоятельствах оказывается брошен ребёнок.

К работе над романом Гюго приступил в июле 1866 года в Брюсселе. В письме к парижскому издателю Лакруа Виктор Гюго предлагает название произведения «По приказу короля », но позже, по совету друзей, останавливается на окончательном заглавии «Человек, который смеётся ».

  • Почта Франции выпускала почтовые марки, посвящённые Виктору Гюго в 1933, 1935, 1936, 1938, 1985 годах.
  • Дом-музей Виктора Гюго в Париже.
  • Памятник в Сорбонне работы Лорана Маркеста.
  • Дом-музей Виктора Гюго в Люксембурге.
  • Бюст Гюго, созданный Огюстом Роденом.
  • Памятник Гюго в саду «Эрмитаж». Автор - Лоран Маркест, бронзовый бюст был создан в 1920 году. Дар мэрии Парижа Москве, установлен 15 мая 2000 года.
  • Улица В. Гюго в Калининграде.
  • Улица Виктора Гюго в Твери, утверждена решением Тверской городской думы 20 сентября 2011 года.
  • В честь Виктора Гюго назван кратер на Меркурии.
  • Гюго причислен к лику святых во вьетнамской религии Каодай.
  • Станция метро Victor Hugo в Париже на 2-ой линии.

Произведения Гюго в других видах искусства

Виктор Гюго начал рисовать в возрасте 8 лет. Сейчас у частных коллекционеров и в музеях находится около 4000 работ писателя они по сей день имеют успех и продаются на аукционах). Большинство работ были написаны чернилами и карандашами в период с 1848 года по 1851 год. Он делал наброски пером и чёрной тушью на обычной бумаге. Делакруа заявлял Гюго: «Если бы ты стал художником, то затмил бы всех живописцев современности» (Делакруа делал эскизы костюмов для первой пьесы Гюго «Эми Робсарт»).

Гюго был знаком со многими художниками и иллюстраторами, братья Девериа, Эжен Делакруа, так его близким другом был Луи Буланже. Восхищение писателем и поэтом вылилось в глубокую взаимную дружбу, ежедневно бывая в доме Гюго, Буланже оставил массу портретов людей, группировавшихся вокруг писателя.

Его привлекали сюжеты фантастические, навеянные все теми же поэмами Гюго: «Призрак», «Ленора», «Дьявольская охота». Мастерски выполнена литография «Ночной шабаш», где в жутком и стремительном хороводе несутся черти, обнаженные ведьмы, змеи и прочая «нечистая сила», фигурирующая в балладе Гюго. На целую серию литографий вдохновил Буланже роман «Собор Парижской богоматери». Конечно, нельзя исчерпать творчество Буланже всеобъемлющим влиянием Гюго. Художник вдохновлялся сюжетами истории прошлого и настоящего, Библией, итальянской литературой… Но лучшими остаются работы, навеянные искусством Гюго. Талант писателя был родствен художнику, в его творчестве он находил наиболее верную поддержку своим исканиям. Их преданная дружба, длившаяся всю жизнь, была предметом восхищения современников. «Месье Гюго потерял Буланже»,- сказал Бодлер, узнав о смерти художника. А в отзыве на «Салон 1845 года» (изданной в том же году брошюры объёмом около 50 страниц, подписанной «Бодлер-Дюфаи»). Бодлер дает такую характеристику Луи Буланже: «перед нами последние обломки старого романтизма - вот что значит жить в эпоху, когда считается, будто художнику достаточно вдохновения, заменяющего все остальное; вот та пропасть, куда увлекает Мазепу его дикая скачка. Г-н Виктор Гюго, погубивший столь многих, погубил и г-на Буланже - поэт столкнул в яму живописца. А между тем г-н Буланже пишет вполне прилично - достаточно взглянуть на его портреты; но где, черт возьми, выудил он диплом исторического живописца и вдохновенного художника? Уж не в предисловиях ли и одах своего знаменитого друга?»

В марте 1866 года вышел в свет роман «Труженики моря» с иллюстрациями Гюстава Доре. «Молодой, даровитый мэтр! Благодарю вас, - пишет ему Гюго 18 декабря 1866 года. - Сегодня, несмотря на бурю, до меня дошла ничуть не уступающая ей в силе иллюстрация к „Труженикам моря“. Вы изобразили на этом рисунке и кораблекрушение, и корабль, и риф, и гидру, и человека. Ваш спрут страшен. Ваш Жильят велик».

Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. Кандидатура Родена была выбрана в том числе и потому, что ранее он создал бюст писателя, принятый положительно. Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. Скульптор изобразил Гюго могучим обнажённым титаном, опирающимся на скалу и окружённым тремя музами. Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице, и в итоге проект был отклонён. В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль.

Самым известным иллюстратором книг Гюго, пожалуй, является художник Эмиль Байар («Отверженные»). Эмблемой мюзикла «Отверженные» является картина, на которой покинутая Козетта метёт полы в кабаке у Тенардье. В мюзикле эта сцена соответствует песне «Castle on a Cloud» (Замок на облаке ). Обычно используется обрезанная версия картины, где видны только голова и плечи девочки, часто в эмблему вплетается фоном развевающийся французский флаг. Это изображение основано на гравюре Густава Бриона, который в свою очередь взял за основу рисунок Эмиля Байара.

В СССР оформлял его книги Пинкисевич П. Н., последней книгой которую иллюстрировал Кравченко А. И. известный мастер гравюры, был «Собор Парижской богоматери» (1940). Также известностью пользуются иллюстрации современного французского художника Бенжамена Лакомба (Benjamin Lacombe ) (род. в 1982). (Victor Hugo, Notre-Dame de Paris, Partie 1 - 2011, Partie 2 - 2012. Éditions Soleil).