Собор богородицы. Собор пресвятой богородицы Собор святой богородицы

Январь по праву называют одним из самых богатых на праздники месяцев. Помимо любимых всеми Нового Года и Рождества, 8 числа этого месяца отмечают важный церковный праздник - Собор Пресвятой Богородицы.

Почему этот день так важен с религиозной точки зрения?

Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы не случайно на следующий день после Рождества Христова.

Служители господа обращаются с хвалебными молитвами к Матери Иисуса, которая была избрана Господом для рождения Сына Божьего. В Библии написано о непорочном зачатии и безболезненных родах Марии. По той причине, что она - Та самая, избранная дева, в церковных обычаях принято чествовать мать Иисуса сразу после Дня Его Рождения.

Почему праздник называется Собором?

Богородица удостоена чествования круглый год. Имеется множество посвященных ее рождению, получению ею Благой вести от ангела и так далее. назван так потому, что он направлен на общее служение Марии. Речь идет о соборной службе, где провозглашаются молитвы для Богоматери, а также лиц, приближенных к ней и Иисусу Христу: царю Давиду, святым Иосифу и Иакову.

Иосиф Обручник и святой Иаков

Для рода Давидова рождение Мессии стало величайшим событием, несмотря на то, что действие протекало в неприглядной пещере Вифлеема. Родственников у Марии не было, и в момент рождения Иисуса рядом был лишь Иосиф Обручник, который был уже в почтенном возрасте и был призван блюсти девственность Богородицы. Предание гласит, что иудейский первосвященник благословил его на обручение с Марией. Иосиф опекал Богородицу и ее Младенца долгие годы и именно ему во сне явился ангел с предупреждением, что надобно бежать в Египет. Не колеблясь ни минуты, он встал и повел Марию с ребенком за собой. Даже не помешал Иосифу взять на себя ответственность за две столь важные жизни, и, дабы обеспечивать своих подопечных, он начал работать плотником в Египте, зарабатывая на пропитание.

По плоти Давид был предком Господним, так как по преданию надлежало, чтобы Спаситель был рожденным из рода Давидова. Не менее важная приближенная к Господу персона - Иаков. Он был сыном Иосифа Обручника от первого брака, поэтому его считают братом Господним. Будучи благочестивым и преданным Богу, после воскрешения Христа из мертвых его нарекли настоятелем Иерусалимской Церкви.

Собор Пресвятой Богородицы: история праздника

Дева Мария почитаема людьми с раннего становления Христианской церкви. Праздник Собор Пресвятой

Богородицы как таковой начал отмечаться еще в IV веке нашей эры, когда Епифаний Кипрский, Августин Блаженный и Амвросий Медиоланский произвели обряд Богослужения в честь Рождения Христова и соединили его с оным для Матери Его. Официальный статус это церковное событие приобрело лишь в 681 году, когда впервые был проведен собор в честь Девы Марии, Иакова и отца его Иосифа Обручника.

Дата 8 января выбрана не случайно. Среди всех святых Богоматерь удостоена наивысшей чести. Поэтому в качестве дани уважения к Пресвятой Деве церковные служители чествуют ее на следующий день после самого важного религиозного праздника - рождения Спасителя.

Собор Пресвятой Богородицы: особенности праздника

С течением времени некоторые церковные события имеют обыкновение становиться народными. Так, 8 января принято праздновать религиозный праздник - Собор Пресвятой Богородицы, однако на Руси зародились свои обычаи. В народе в этот день прозвали «Бабьи каши». Полагается почитать рожениц и повивальных баб. В деревнях 8 января согласно старым обычаям принято было печь пироги и угощать ими рожениц. В крестьянских семьях, где были дети, в этот день обязанностью родителей было приготовить вкусности, взять водку и отправиться с поклоном в гости к повитухе, которая принимала роды.

По старорусским обычаям в день Собора Пресвятой Богородицы женщины чувствовали свое особое единство с Богоматерью, поэтому оставляли ей в дар хлеб. Как правило, женщины пекли и приносили их в церковь: часть угощений они оставляли у алтаря, а часть освящали и несли домой.

Считается, что эти обычаи пришли из язычества, которое долгое время процветало на Руси. Известно, что до посвящения русских земель в христианство, люди почитали множество Богов. Среди них была покровительница всех женщин - Макошь, культ которой претерпел метаморфозы и смешался с празднованием Собора Богородицы. Искоренить следы язычества долгое время было невозможно, особенно это касалось поклонению богиням, помогающим женщинам.

Известны случаи, когда параллельно с появившимися христианскими церквями многие крестьянки в деревнях продолжали каждую осень преподносить дары богиням рожениц. Эти закостенелые традиции вызывали гнев отцов церквей, но, тем не менее, даже страх перед наказанием не мешал женщинам осуществлять их ритуалы. Бытует мнение, что во многом празднование Собора Пресвятой Богородицы было маскировкой языческих обрядов, которые проходили во время богослужения и после него. Люди закатывали пиры в этот день, водили хороводы и продолжали навещать рожениц и повитух.

Даже в XVIII веке продолжались гонения на язычников, которые тщательно скрывали свои ритуалы от церквей. Священники называли большинство традиций этого дня дьявольской работой, повергая в смятение всех крестьян. Даже такой нетривиальный обычай, как варить в этот день кашу, они относили к проискам Интересен тот факт, что освящение хлеба на Собор Пресвятой Богородицы священнослужители также отрицали. В 1590 году Киевский митрополит осуждал людей, называя подобные их действия еретическими.

Кого еще воспевали на Руси 8 января?

По старинному обычаю день Собора Пресвятой Богородицы приходился на 26 декабря. Помимо молитвенного воспевания Девы Марии, славяне отдавали должное памяти пророка Давида, который смог победить своими руками гиганта Голиафа. Крестьяне почитали этого святого и обращались к нему с молитвами за помощью. Считалось, что те, кто верует и молится Давиду, будут избавлены от ярости и гнева. Это поверье сложилось в результате исторических данных о том, что пророк был оруженосцем Саула и часто должен был укрощать строптивого мужа песней и шуткой. Отсюда на Руси зародилось поверье, что, отправляясь в путь, странник должен испросить защиты у Давида. Это должно было обеспечить ему легкую дорогу и избавиться от всяческих напастей, в том числе разбойников и диких зверей.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Представители христианской

религии не понаслышке знают, что календарь исчерчен красным цветом в дни наиболее значимых церковных событий. Дева Мария - одно из самых важных действующих лиц в истории появления на свет Спасителя. Поэтому в ее честь отведено множество хвалебных церемоний, в том числе и проводимый 8 января Собор Пресвятой Богородицы. История праздника уходит в самое сердце истории Нового Завета. Однако на этом список важных событий не подходит к концу, и существует множество других, важных с религиозной точки зрения событий.

Введение во храм Пресвятой Богородицы - праздник, пришедший из древнего Придания. Он относится к двенадцати наиболее важным религиозным событиям года и отмечается на четвертый день декабря.

В этот день по Приданию люди должны вспоминать родителей Богородицы: Анну и Иоакима, которые прожили долгую жизнь до самой старости, но Бог так и не наградил их детьми. До последнего веруя в Божью справедливость, они уповали на Господа в своих молитвах, пообещав, что, если он подарит им долгожданное дитя, то они посвятят его ему. Их просьбы были услышаны Всевышним, и он послал им младенца - прекрасную Марию.

Когда девочке исполнилось три года, Анна с мужем отправились в Иерусалим, чтобы отвести дочь в храм, как и обещали Господу. В виду особой важности обета родители Марии зажгли свечи и устроили сопроводительную процессию девочке. Впереди нее следовали юные девы, а вокруг Марии и родителей - родственники.

Когда процессия подошла к воротам храма, их встретили священники во главе с Захарией, отцом Иоана Крестителя. При входе в Божью обитель стояло 15 ступеней. Родители оставили девочку на первой из них, после чего с удивлением наблюдали, как их дочь самостоятельно поднялась до самого возвышения.

Захария получил послание свыше о том, что должен ввести Марию в самое святое место храма, куда было положено входить только единожды в году. С этого момента можно считать, что начался нелегкий и решающий период в Истории - мать Спасителя начала свой путь. Введение во храм Пресвятой Богородицы - событие праздника, когда юная дева начала служить Господу согласно обещанию родителей.

Пребывание Марии в храме

Летописцем, который записал историю событий о жизни Богородицы в Божьем доме, был Он поведал, что девочка жила в помещении с другими девственницами и была на попечительстве благочестивых дев. Основными занятиями, которым предавалась девочка, были мольба, рукоделие и чтение молитв. Мария была прилежной ученицей и с детства проявляла себя с лучшей стороны.

По правилам

Тогдашнего мира, девочка по достижении пятнадцатилетнего возраста должна была покинуть стены храма и обзавестись мужем. Однако в этом вопросе Мария впервые проявила непокорство: она приняла обет оставаться девой до конца дней и посвятить себя служению Богу. Захария, будучи мудрым, предложил выход из ситуации. Он посоветовал престарелому родственнику девочки Иосифу жениться на ней, дабы обеспечить ей достойную жизнь. При этом подразумевалось, что Мария и далее будет оставаться непорочной и сможет исполнить свой обет.

История празднования вхождения во храм Пресвятой Богородицы

Первые упоминания об этом события появились в начале нашей эры, а точнее, эры христианства. В период с 250 по 300 годы н.э. по настоянию императрицы Елены был сооружен первый храм, посвященный памяти вхождения Пресвятой Богородицы во храм. Окончательно празднование этого мероприятия было учреждено в церковных кругах к IV веку.

Празднование проходило пресно и поверхностно, и лишь к началу Х века Георгий Никодимский совместно с Иосифом Песнописцем написали каноны для проведения молитвенных обрядов.

Особенности празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы

Нужно сказать,

что любое церковное мероприятие представляет собой обряд. Конечно, в отличие от языческих жертвоприношений, христиане придерживаются гуманных методов, в основном прибегая к помощи молитвенных песнопений, проповедей, помазанию и имитации некоторых исторических событий, носящих символический характер.

Независимо от того, ведется ли служба в храме или проходит любой праздник, например, Собор Пресвятой Богородицы, молитва Богородицы является неотъемлемым атрибутом события. Немаловажными факторами в проведении богослужения выступают одежды священников. Так, в день празднования Введения во храм Богородицы служители Господа облачаются в одеяния синего или голубого цвета. В этот день проводится вечерняя служба, всенощное бдение, литургия.

Особенности праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы подразумевают прочтение лишь предусмотренных текстов: молитва Богородице, одноименный тропарь и кондак, а также ряд специфических богослужебных песнопений.

Распятие в честь праздника

По религиозным понятиям существует 12 наиболее значимых событий в году. Некоторые из них воспеваются не только во время массовых молитвенных песнопений, но и имеют свою собственную атрибутику, как, например, распятие «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Крестики с изображением данной тематики весьма популярны. Они исполняются из различных материалов. На одной стороне крестика можно увидеть Создателя, восседающего на уготованном ему престоле, а с обратной - наблюдать праздничную процессию во время восхождения на ступени храма Марии.

В христианстве есть огромное количество икон, которые имеют свою уникальную историю. Образ «Собор Пресвятой Богородицы» тоже относится к таким иконам, хоть и посвящен празднику, событию.

«Собор» переводится как сбор или массовая встреча. Это одна из наиболее распространенных икон в католицизме и православии. Перед ней можно читать молитвы или брать с собой в дальнюю дорогу. Ее не обязательно оставлять дома, потому что в своей помощи этот образ универсален и уникален.

История иконы

«Собор Пресвятой Богородицы» — это праздник, причем, один из самых древних в христианстве. Это встреча всех святых, пророков, ангелов и мучеников рядом с Богородицей 8 января. Даже обычные люди в этот день вспоминают Божью Матерь, потому она даровала миру Спасителя. Это постпразднество ко дню Рождества Христова. И именно к этому дню была написана данная икона.

Вариантов исполнения иконы несколько, потому как каждый из них был создан в различное время. Более новые образы содержат лишь святых и пророков, а вот многие старые содержат целые истории о жизненном пути Иисуса Христа, словно это взгляд в будущее, ведь Дева Мария знала, что ждет ее сына с самого начала.

Данная икона может стать отличным подарком на Рождество Христово. Вы можете подарить ее своей матери, жене, сестре, а можете купить и для своего дома. Нужно ставить ее так, чтобы Богородица «видела» как можно больше.

Эту икону очень часто ставят на фасады церквей. Она есть, например, на южном фасаде церкви Божьей Матери в селе Глинково, которое находится в Сергиево-Посадском районе Московской области. Дело в том, что этот образ не имеет определенной цели. Он лишь указывает на важность Богородицы в рождении Христа.

В чем помогает икона

Это икона с уникальным разносторонним действием. Богородица всегда поможет вам обрести настроение и наведет вас на путь истинный в делах. Дома с такой иконой ссоры будут огромной редкостью. Она поможет в отношениях между детьми и родителями, а также между мужем и женой. Принимать общие решения для семьи будет гораздо легче. В начале нашей эры, когда христианство только зарождалось как мировая религия, эта икона была даже чудотворной. Многие образы помогали людям исцеляться от болезней и обретать смысл жизни.

Перед этой иконой можно и нужно читать следующие молитвы: «Живые помощи» , «Отче наш» , «Символ веры» . Этот образ — символ большинства праздников, связанных с Богородицей — Сретения, Покрова, Преображения, Рождества. Если все плохо в личной жизни и если вас постоянно посещают негативные мысли, можно прочесть еще одну молитву: «Святые праотцы, мученики и все к Господу нашему приближенные, помогите нам грешным мир узреть настоящий, чтобы грусть и слабость духовная отступили навеки веков. Прости нас благодатная Матушка Заступница, яко же прегрешения наши оставляем мы без внимания. Яко же мы в вере нашей сомневаемся и деяния наши не замечаем темные. Помоги нам обрести счастье и дом наш преобразить добром и любовью. Аминь.»

Читайте эту молитву каждый день, если вы чувствуете, что вас одолевает грусть. Обязательно приобретите данную икону для своего дома, чтобы она оберегала ваши стены от всякого недоброго начала.

Один из величайших двунадесятых праздников , Рождество Христово — это день данной иконы. Точнее, ее день — 8 января, время воспоминаний о Матушке Заступнице. Именно эта дата является днем почитания иконы. Не забудьте посетить церковь в этот день, если у вас будет на то время и возможность. Помолитесь всем святым и Богородице, без которой не было бы Рождества Христова. Не забудьте поздравить всех матерей с этим праздником. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

07.01.2018 05:32

Каждый родитель желает защитить свое драгоценное чадо и наставить его на верный и праведный путь. Узнайте, какие молитвы...

Собор Пресвятой Богородицы отмечается на следующий день после Рождества Христова, 8 января по православному календарю. Официально празднование Собора Пресвятой Богородицы было установлено на Шестом вселенском соборе в 681 году. Собором этот день называется потому, что в отличие от отдельных праздников в честь Пресвятой Богородицы (например, Ее Зачатие, Рождество, Благовещение и пр.) в данный день совершается общее (соборное) празднование и других лиц, близких Пресвятой Деве Марии и Иисусу Христу.

Согласно традиции, Церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, и это собрание верующих называется "Собором Пресвятой Богородицы", в котором вместе с Богородицей совершается память святого Иосифа Обручника, царя Давида и святого Иакова, брата Господня — сына святого Иосифа Обручника от первого брака, который вместе с отцом сопровождал Богородицу и Богомладенца при бегстве Святого Семейства в Египет.

8 января на Руси чествовали повитух. Другое название этого праздника "бабьи каши". Оно связано с обычаем варить кашу и угощать ею лекарок-"акушерок".

Собор Пресвятой Богородицы 2016: приметы и традиции

  • Если в доме растет маленький ребенок, надо в этот день поднять его выше собственной головы - чтобы был счастливым.
  • Готовить и есть кисель в этот день - к покойнику.
  • Если к вам пришли гости или колядовщики, их обязательно надо радушно встретить и как следует угостить - к миру и покою в семье.
  • Нельзя на Собор Пресвятой Богородицы покупать веревки и изделия из них - иначе в доме кто-то удавится.
  • Тот, кто родился в этот праздник - вырастет хозяйственным и мастеровитым.
  • Если в этот день пророку Давиду помолишься - защита от хищников в лесу вам обеспечена!
  • 8 января за окном снег и мороз - к холодному и ненастному лету.
  • После заката на севере красно - к лютым морозам.
  • Утром ясно и солнечно - просо хорошо уродится.
  • Пригорела каша - снег пойдет.
  • Синички щебечут - к ночным заморозкам.
  • Услышал пение зяблика - ожидай оттепели!
  • Вынести из дома разбитую посуду, избавиться от ненужного хлама - к счастью.
  • В печи горит не красное, а белое пламя - скоро потеплеет.
  • День особенно благоприятен для столяров и музыкантов - у них работа в это время спорится.
  • Стаи ворон кружат над головой - к вьюге.
  • Снег прилипает к рукам - к теплу.
  • Подул сиверко (северный ветер) - будет холодно.

Фото в тексте: Depositphotos.com

Тема воплощения Спасителя в восточно-христианском искусстве отражена не только в иконах, изображающих Рождество Христово, но и в образах, посвященных празднику Собора Пресвятой Богородицы.

В богослужебном годовом круге есть следующая особенность: после «основного», «главного» праздника, на следующий день празднуется особая память тех лиц, связанных с данным праздиком. Так, после Богоявления отмечается «Собор Иоанна Предтечи», после дня первоверховных апостолов Петра и Павла - «Собор 12-ти апостолов». Слово «собор» в данном контексте означает некое, не ограниченное ни временем, ни пространством, собрание верных, совершаемое в честь какого-либо святого. Празднование Собора Богоматери совершается во второй день Рождества Христова, 8 января (н.с.). Богослужения этих дней тесно связаны по смыслу и по характеру, так же связаны иконографии этих праздников. В день Собора Богоматери мы чествуем Ее как Пресвятую Деву и Матерь Сына Божия, послужившую великой тайне Боговоплощения.

Соотнесенное с праздником Рождества празднование в честь Богородицы возникло в Церкви очень рано, уже в IV веке. Это был самый первый богородичный праздник, из которого позднее сформировались другие богородичные празднования.

Иконография «Собор Богоматери» сформировалась достаточно поздно, только в конце ХШ века. Основой ее стали иконография Рождества Христова и некоторые важные элементы, внесенные под влиянием текста рождественской стихиры. Это четвертая стихира Великой Вечерни праздника Рождества: «Что Ти принесем, Христе, яко явился eси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас». В рукописи Софийской библиотеки XIV в. (№ 193) говорится, что пастухи приносят Христу в качестве благодарения «дивление».

Самая ранняя известная композиция на эту тему - фреска нартекса церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.). В палеологовский период иконография распространяется в православной ойкумене. Самая древняя русская икона на этот сюжет происходит из Пскова и была создана в конце XIV - начале XV века. Это интереснейший памятник как по своей иконографии, так и в стилевом отношении. Икона существенно отличается как от предшествующих византийских памятников, так и от русских икон и фресок более позднего времени. Возможно, особенности композиции иконы связаны с тем, что в ее основу был положен не только текст стихиры «Что Ти принесем…», но и другие праздничные песнопения. Некоторые детали именно этой псковской иконы до сих пор остаются для исследователей загадкой.

В центре иконы изображена Пресвятая Дева, восседающая на троне, который имеет изогнутую асимметричную спинку и украшен белой завесой. Однако, Богородица не держит на руках Младенца Христа, хотя именно так Она изображается во всех других произведениях на этот сюжет. На псковской иконе перед Богородицей, на Ее груди, помещается заключенное в двухцветную восьмиконечную «славу» изображение Христа Эммануила, которое Она как бы придерживает.

Такое изображение Спасителя и Богоматери напоминает иконографию Богоматери «Знамение». На иконах «Знамение» помещение образа Эммануила в «славу» на груди Богоматери указывает на Его прикровенное, таинственное присутствие и подчеркивает главную богословскую идею образа - догмат о предсказанном пророками воплощении Бога Сына от Приснодевы Марии. В иконографии «Собор Богоматери» такой необычный ход дополнительно акцентирует тему Боговоплощения.

Еще одна особенность псковской иконы - изображение пещеры, внутри которой ясли со спеленутым Младенцем. Этот эпизод, заимствованный из образа Рождества Христова, не встречается в других произведениях иконографии «Собор Богоматери». Можно сделать предположение, что обе эти уникальные черты появились как отражение, например, текста кондака праздника Рождества: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог ». В таком случае изображение яслей с только родившимся Младенцем усиливает саму тему рождения, а изображение Христа-Эммануила в «славе» призвано подчеркнуть, что рождается от Девы, воплощается, не обычный человек, а именно «Превечный Бог», Вторая Ипостась Пресвятой Троицы.

В остальном центральная и верхняя часть композиции иконы следуют сложившейся традиции. Слева от трона Богоматери изображены приносящие дары волхвы, один из которых указывает на звезду, изображение которой не сохранилось. Справа и слева от подножия трона помещены две своеобразные фигуры: полуобнаженные женщины с растрепанными волосами. Это персонификации - изображения, олицетворяющие Пустыню и Землю. Пустыня, одетая в красное, подносит Христу ясли, а Земля, облаченная в зеленый плащ, одной рукой как бы протягивает вертеп, а в другой держит процветшую ветвь.

Вверху, над горками, написаны ангелы и дивящиеся пастухи. В верхних углах - полуфигурные изображения особо почитаемых святых: Николая Чудотворца и св. Варвары, которые, видимо, выполнены по желанию заказчика и не имеют прямого отношения к иконографии.

Обычно в композициях «Собор Богоматери» внизу изображаются торжественное рождественское богослужение: хор певцов, гимнографы Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, священники, монахи; могут также изображаться патриархи и цари. Эта группа, с одной стороны, олицетворяет весь человеческий род, который, согласно стихире, приносит Христу Матерь Деву. С другой стороны, изображаемое богослужебное прославление Богородицы совершается прямо на наших глазах. Это усиливает литургическую, богослужебную функцию образа.

В нижней части псковского образа снова обнаруживается уникальное иконографическое решение. Здесь изображены три мужа в белых одеждах, похожих на стихари, юный чтец, а также юноша в замысловатой позе, напоминающей движение танца. Вся эта сцена до сих пор не имеет однозначной интерпретации. В научной литературе можно встретить противоречивые истолкования.

Предполагают, что вся группа в целом может олицетворять различные формы прославления Богоматери, которое совершается всем человечеством (поэтому изображены персонажи разных возрастов и народов). Три центральных фигуры трактовались как хор певчих, как диаконы, как Богоотцы Давид, Иосиф и Иаков. Их определяли как «пастырей в конкретном и иносказательном значении этого слова», понимая под этим и странствующих исполнителей духовных стихов, посвященных библейским событиям.

Часть исследователей видит в мужах волхвов. Действительно, трое мужчин очень похожи на изображенных в средней части иконы волхвов внешностью и возрастом: старец, средовек и юноша. Изменение цвета и характера одеяний можно объяснить преданием, согласно которому, после Пятидесятницы волхвы были крещены апостолом Фомой. Белые одежды - знак очищения новокрещенного от бремени первородного греха.

Нужно отметить, что в Западной Европе волхвы очень почитались. Их мощи, по преданию обретенные царицей Еленой, из Константинополя попали в Милан, а оттуда в Кёльн. В XII веке на Западе возникает особый богослужебный рождественский чин, представляющий собой некое представление в лицах, исполняемое клириками, певцами и чтецами. Волхвы были главными персонажами этой мистерии. Значительно позже, попав на Западную Украину театрализованное представление такого рода получило название «Вертепное действо». Псков был самым западным русским городом и западноевропейские традиции и влияния были сильны в этом княжестве. Вполне возможно, что в XIV веке псковичи знали о таких представлениях, и, может быть, похожий обряд входил в празднование Рождества в этом городе. Это не трудно предположить, если вспомнить, что на Руси имелся близкий по характеру чин - «Пещное действо». Таким образом, на псковской иконе может быть представлен конкретный праздничный церковный обряд. Ровно так же в рассмотренном выше варианте иконографии изображалось Рождественское богослужение, но без указания на какую-то определенную часть службы.

Используя и трансформируя версию об изображении особенного праздничного обряда, представляющего поклонение волхвов, мы дерзнем предположить, что три мужа могут являться не волхвами, а пастухами. Изображенные в верхней части иконы пастыри - это тоже старец, средовек и юноша. Есть и определенное внешнее сходство. У мужей в белых одеяниях и у пастухов есть одинаковые атрибуты - посохи. В пользу этой версии говорит тот факт, что с XI века в Западной Церкви существовал богослужебный чин, посвященный исключительно поклонению пастухов.

Этот церковный чин совершался так: около Престола на специальном возвышении устанавливались ясли, в которых находилась статуя или икона Богородицы с Младенцем. Несколько каноников (клириков) в церковном облачении, с льняными платками на головах и жезлами в руках представляли собой вифлеемских пастухов. Мальчик из хора, изображавший ангела, сообщал им о Рождестве, цитируя Евангелие. Под пение хора «Слава в вышних Богу…» пастыри проходили в алтарь, где у яслей их ждали два каноника, изображавшие повитух. Они спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» «Мы ищем, - отвечали пастыри, - Спасителя Христа». Повитухи отдергивали завесу, которая скрывала образ Пресвятой Девы с Богомладенцем. Указывая на него, они говорили: «Вот он - этот Младенец со своей Матерью». Пастухи преклонялись и воспевали молитвословия, затем начиналась литургия.

В этой версии хорошо объяснялись бы и необычная форма трона Богородицы, и крайне редкая для русских памятников белая завеса. Однако, этот мотив - завеса на троне - возник еще в раннехристианском искусстве, а позже получил развитие в южнославянских росписях и иконах. Приведенное рассуждение не более чем осторожная догадка, так как не возможно доподлинно узнать, мог ли такой чин быть известным в западно-русских землях. А такой атрибут как посох вполне мог из одного «сценария» переместиться в другой и стать атрибутом путешествующего волхва.

Загадки иконы на этом не заканчиваются. Самой сложной для интерпретации фигурой остается танцующий юноша. Существует мнение, что это молодой пастух, дивящийся (удивляющийся) чуду Рождества. Пораженный, он закрывает лицо рукой, чем напоминает пастуха изображенного в вернем углу иконы, - тот, увидев звезду, также прикрывает глаза. Одежда юноши - короткий хитон - соответствует традиции изображения пастухов. Проще дать определение образу юноши с книгой в руках. Некоторые исследователи видят в нем Романа Сладкопевца; другие, указывая на отсутствие нимба, уменьшенный размер фигуры и другие детали, считают, что это некий собирательный образ гимнографа или чтеца.

В памятниках XVI–XVII веков композиция сильно расширяется, в нее входят персонификации моря и ветров, приносящих Младенцу, по выражению иконописного подлинника, послушание и повиновение. Все более многофигурным становится изображение молящихся.

Реформатская М.А. Псковская иконопись XIII – начала XV веков (К уяснению понятия «местная школа»): Дис. М., 1979. С. 117, 118.

Овчинников А.Н. Опыт описания древнерусской станковой живописи: Техника и стиль: Псковская школа XIII - XVI веков. М., 1971. Вып. 1. С. 13.

На другой день праздника Рождества Господа нашего Иисуса Христа Церковью установлено празднование Собора Пресвятой Богородицы. Название этого празднества «собором» означает собрание всех праздников, торжеств Пресвятой Богородицы в одном дне, собрание в этот день верующих для прославления Небесной Владычицы, рождшей Спасителя нашего. В первый день праздника Рождества Христова Церковь прославляет самого Искупителя рода человеческого, благоизволившего спасти грешный мир от сетей вражиих, а на второй день после воспоминания этого великого события верующие призываются Церковью почтить и достойно ублажить Приснодеву Марию, Матерь нашего возлюбленного Господа, послужившую великому событию спасения рода человеческого.

Многие праздники имеют на другой день после себя «собор». Таковы - Рождество Богородицы, на второй день после которого чествуются праведные Иоаким и Анна; после Богоявления на второй день установлено празднество в честь Иоанна Крестителя и т. д.

Установление Собора Богоматери относится к очень древним временам. В IV веке некоторые святые отцы, например, св. Епифаний Кипрский, говорили уже поучения в день этого торжества.

В древних месяцесловах праздник Собора Пресвятой Богородицы называется еще «Родильные дары». Думают, что в данном наименовании скрывается указание на дары, принесенные новорожденному Царю Иудейскому - Богомладенцу Иисусу от восточных волхвов. Еще называется праздник Собора Богоматери «Бегством в Египет». Вероятно, в древней Церкви воспоминание о поклонении восточных мудрецов и о бегстве в Египет соединялось с празднованием Собора Божий Матери. Поэтому и на иконах, изображающих Рождество Христово с поклонением пастырей и волхвов и бегством Святого Семейства в Египет, очень часто можно встретить надпись «Собор Пресвятой Богородицы».

Источник: Книга «Е. Поселянин. Богоматерь.
Описание Ее земной жизни и чудотворных икон»

О значении праздника «Собор Пресвятой Богородицы»

Рождение Спасителя было от Духа Святого. Это не было обычным рождением. Но в земной жизни Спасителя важное значение играла Его семья: Его Пречистая Матерь, Иосиф Обручник, Его ближайшие родственники — те, кто окружал Младенца и Отрока Иисуса. И поэтому Церковь, воздавая особое почитание всему тому, что Господь Бог принес в мир через воплощение Сына Своего, одновременно вспоминает и земную жизнь Спасителя, и Его близких и родных. И так иначе и быть не могло, потому что в Церкви соединяется Божественное и человеческое, небесное и земное, и в этом соединении одно не умаляется другим.

Богу было угодно, чтобы и человеческая природа, человеческая жизнь, с ее радостями и скорбями была восхищена в Тайну Святой Троицы, чтобы эта человеческая жизнь обожествилась. Это было угодно Господу и в отношении Его возлюбленного Сына, и после воплощения Сына Божиего этот Божий замысел о прославлении всего творения, о прославлении человеческой природы стал совершенно очевидным, ибо во Христе соединяется небесное и земное, Божественное и человеческое.

Вот почему христианин, устремляясь к горнему, устремляясь к вечному спасению, никогда не должен осуществлять путь ко спасению, обижая своих родных и близких, отказываясь от добрых семейных отношений и вообще уничижая человеческое начало. Некоторым кажется, что в человеческом начале — грех. Но грех не в самой человеческой природе, а в злой человеческой воле. И все то, что совершает человек во славу Божию, все, что является результатом его труда, благословляется Богом. Это некая святыня, посредством которой мы служим Богу. Вот почему человеческое творчество: и самое высокое, и самое незначительное — это все наш дар Богу, это жертва, которую мы Богу приносим.

Если у нас будет такое понимание человеческого бытия, такое понимание человеческой природы, такое понимание человеческих отношений, то это бытие, эта природа и эти отношения наполнятся благодатью Божией — так, чтобы, по слову апостола, небесное соединилось с земным и чтобы во главе всего был Бог, который и наполняет все, и содержит все силой Своей.

Рождество Христово — тайна Божественного воплощения — многому нас учит, в том числе и угодному Богу отношению человека к своей земной жизни. Прославим Господа в душах и телесах наших, которые суть Божии, призывает нас апостол. И сегодняшний день, подчеркивая родственные и человеческие отношения Спасителя с теми, кто окружал Его, еще и еще раз призывает нас всех к благочестивой жизни, к добрым отношениям с нашими близкими и родными, к построению человеческих отношений по заповеди Божией, дабы действительно прославлять Бога и в душах, и в телесах наших. Аминь.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Богослужение

Дорогие братия и сестры, сегодня второй день великого праздника Рождества Христова. Этот день называется днем Собора Божией Матери, потому что в древности первые христиане на второй день праздника Рождества Христова собирались в храм, чтобы прославить Ту, Которая дала земле Спасителя мира. Она явилась виновницей нашего спасения, по Своему смирению, послушанию воле Господней, чистоте, высочайшему целомудрию сподобившись стать Матерью Христа, Сына Божия.

Церковь во время празднования Собора Пресвятой Богородицы в богослужениях призывает верных к прославлению Богоматери: «Придите, воспоем Матерь Спасителя, после рождения Его по-прежнему оставшуюся Девой: «Радуйся, Град одушевленный Царя и Бога, – Христос, в Него вселившись, совершил спасение». С Гавриилом воспеваем Тебя, с пастухами славим, восклицая: «Богородица, ходатайствуй пред Воплотившимся из Тебя о нашем спасении! »» (Утреня праздника).

На иконе обычно изображается Богородица, восседающая на троне с Богомладенцем на руках. Вверху, рядом и внизу – ангелы, волхвы, приносящие дары, и ветхозаветные старцы.

Тропарь Богородицы, глас 4:
Пречистая Богомати, Богородице, Собор Твой честный украшен многоразличными добротами, дары Ти приносят, Госпоже, многи мирстии людие, узы наша грешныя раздери Своею милостию и спаси души наша.

Установление праздника Собор Пресвятой Богородицы

Мы не располагаем точными сведениями о возникновении этого праздника. Известно, что установление особого празднования Рождества Христова сразу же повлекло за собой и чествование Родившей, запечатленное уже в проповедях свв. Епифания Кипрского, Амвросия Медиоланского и блж. Августина (в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу рождшемуся Богочеловеку с хвалой рождшей Его Деве). Однако встречающееся на некоторых сайтах сообщение, что «официальное указание на празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова можно найти в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 681 году», несколько неточно.

Во-первых, канонические правила, которые относят к VI Вселенскому Собору, действительно, состоявшемуся (точнее, завершившемуся) в 681 г., были приняты не на нем (V и VI Вселенские Соборы были посвящены догматическим вопросам, и канонов не издавали), а на так называемом Трулльском Соборе, созванном в 691 г. (еще называемый «Пято-Шестым»), который рассматривался его участниками, как продолжение VI Вселенского Собора.

Во-вторых, в упомянутом правиле нет указания на празднование памяти окружения Пресвятой Девы, и тем более – никакого основания считать этот праздник соборным установлением. 79-е правило косвенно указывает на прижившийся обычай отмечать память Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова, но оно касается не столько самого празднования, сколько распространившейся ритуальной формы, которую отцы Собора сочли противоречащей церковному учению, и обличили невежество «православного люда», который, почитая Пречистую приготовлением ритуальной пищи аналогичной той, что обычно готовилась в честь «болезней рождения» («хлебенное печение»), проявлял непонимание исключительности тайны Боговоплощения: зачатия бессеменного и рождения безболезненного, «ибо не есть сие честь Деве, паче ума и слова, плотию родившей невместимое Слово, аще ея неизреченное рождение определяют и представляют по примеру обыкнновеннаго и нам свойственнаго рождения».

Можно сказать, что этим соборным указанием, стихийно сложившееся в церковной среде празднование Пресвятой Богородице, было очищено от чуждых примесей, освящено и воцерковлено, а затем выросло в почитание всего ее ближайшего окружения. Отмечая этот праздник, мы словно попадаем на тихое семейное торжество. Только семья в этом случае особенная и почетные гости такие, что одно упоминание о них вызывает радостный почтительный трепет от прикосновения к тайне Боговоплощения, и словно воздухом тех самых дней пахнуло, когда, как сказано в рождественском кондаке, «Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют».

Протоиерей Игорь Прекуп

VI Вселенский Собор — правило 79

«Божественное от Девы рождение, как безсеменно бывшее, исповедуя безболезненным, и сие всему свету проповедуя, подвергаем исправлению творящих, по неведению, что либо не должное. Понеже убо некие, по дне святого рождества Христа Бога нашего, усматриваются приготовляющими хлебное печение, и друг другу передающими, аки бы в честь болезней рождения всенепорочные Девы Матери: то мы определяем, да не совершают верные ничего такового. Ибо не есть сие честь Деве, паче ума и слова, плотию родившей невместимое Слово; если ея неизреченное рождение определяют, и представляют по примеру обыкнновенного и нам свойственного рождения. Если убо отныне усмотрен будет кто-либо тако творящий: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен «.

Собор Пресвятой Богородицы – тихое семейное торжество

Почитание Пресвятой Богородицы закономерно выразилось в том, что в годовом богослужебном круге был выделен день, следующий непосредственно за праздником Рождества Христова, собирающий нас в честь Божией Матери, а так же в том, что в этот день празднуется не только память самой Пречистой, но и тех, кто оказался участниками событий, связанных с явлением в мир Богомладенца. В первую очередь – это св. Иосиф Обручник и его сын от первого брака Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалима. Это и день памяти св. царя Давида, из рода которого происходила Пречистая, это праздник всех сорадовавшихся с ней о рождении Сына Человеческого – и пастухов, и волхвов – всех собранных вокруг нее не только и не столько в пространственном, сколько в духовном смысле.

— святой Иосиф Обручник ;
— царь Давид (предок по плоти Иисуса Христа);
— святой апостол Иаков, брат Господень (сын от первого брака Иосифа Обручника). Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

Будучи 80-летним старцем, Иосиф Обручник по благословению первосвященника принял Деву Марию, чтобы хранить ее девство и чистоту. И хотя он был обручен Пречистой, все его служение заключалось в том, чтобы оберегать Матерь Божию.

«Но для многих людей, которые не знали тайны Боговоплощения, Иосиф был отцом Господа Иисуса Христа», – отметим, что и Богородица говорила, обращаясь к Иисусу, который в двенадцатилетнем возрасте остался в Иерусалимском храме и потерялся для родителей, что Отрок огорчил своего отца – ведь для окружающих Иосиф был как отец (ср. Лк. 2:39-52).

Церковь вспоминает и царя, пророка, псалмопевца Давида – святого человека, который тяжко согрешил, но покаялся так, что его словами люди сегодня призывают имя Божие, вспоминая великие обращенные к Создателю строки: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» (Пс.50:1). «Пророк Давид был по плоти предком Господа и Спасителя, потому что, как и надлежало быть, Спаситель, Мессия, пришел в мир из рода Давидова».

Апостол Иаков называется братом Божиим, потому что был старшим сыном Обручника Иосифа – от его первого брака. Иаков был очень благочестивым человеком и по Воскресении Христовом был избран предстоятелем Иерусалимской Церкви. Иаков, исполняя предписания Ветхого Закона, был епископом Завета Нового и провозглашал Господа Иисуса Христа и Мессией, и Избавителем Израиля. Проповедь Иакова была неугодна всем тем, кто привел Иисуса Христа на Голгофу, и святого апостола Иакова сбросили с крыши Иерусалимского храма.

Сказание о Бегстве Пречистой Девы Богородицы с Богомладенцем в Египет

После того, как волхвы ушли из Вифлеема, Ангел Господень во сне явился Иосифу, повелевая ему, чтобы он вместе с новорожденным младенцем Иисусом Христом и Материю Его, Пречистою Девою Мариею, бежал в Египет и оставался там до тех пор, пока ему поведено будет оттуда возвратиться, так как Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Иосиф, встав, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет.

Но сначала, прежде отшествия своего туда, он исполнил в храме Соломоновом все, что определено было по закону Господню, ибо дни очищения Пречистой и Пренепорочной Богоматери уже наступили, и в том храме сретили Господа нашего старец Симеон и Анна пророчица. Потом, исполнив все, что определено было в законе, Иосиф пошел в Назарет, в дом свой. Ибо так говорит святой Лука: «И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свои Назарет» (Лк. 2:39).Отсюда явно, что они не тотчас направились из Вифлеема к Египту, но сначала пошли в храм Господень, затем в Назарет и, наконец, в Египет. О том свидетельствует и святой Феофилакт в толковании на Евангелиста Матвея, когда пишет так: «Вопрос: Как это говорит Евангелист Лука, что Господь удалился в Назарет по прошествии 40 дней по рождении Своем и после сретения Своего старцем Симеоном?

А здесь святой Матвей говорит, что он пришел в Назарет уже по возвращении из Египта? Ответ: Знай, что Евангелист Лука упоминает о том, о чем умолчал Евангелист Матвей, именно — что Господь (говорит Лука) по рождестве Своем пошел в Назарет. А Матвей говорит о том, что случилось уже после того, именно: как наш Господь бежал в Египет и как, по возвращении оттуда, снова пошел в Назарет. Вообще Евангелисты не противоречат друг другу, но только Лука говорит об удалении Христа из Вифлеема в Назарет, а Матвей повествует о Его возвращении в Назарет из Египта». Итак, по выходе из храма Господня, святые путники сначала отправились в Назарет и немедленно сделали распоряжение относительно своего дома, а затем, захвативши все нужное для путешествия, поспешно, ночью (чтобы ближайшие соседи не узнали этого) направились по дороге к Египту. При этом они взяли с собою, для услужения, и Иакова, старшего сына Иосифова, названною впоследствии братом Господним, что видно из церковного песнопения на 23-е октября(с.ст), где поется так: «брат показался еси, ученик, и самовидец божественных тайн, бегаяй с ним, и во Египте быв со Иосифом» . Отсюда явно, что и Иаков сопутствовал святому семейству на пути в Египет, служа ему во время путешествия.

А бежал Господь в Египет частью для того, чтобы показать, что Он есть истинный человек воплощенный, а не дух и привидение (на что указывает святой Ефрем, в слове на Преображение, когда говорит: «Если бы Он не был плотию, то тогда с Кем же бежал Иосиф в Египет»); а частью для того, чтобы научить нас бежать гнева и ярости человеческой, а не с гордостью противиться им. Так объясняет и Златоуст: «В своем бегстве, — говорил он, — Господь научает нас давать место ярости, т.е. бегать человеческой ярости. И если Всемогущий бежит, то мы, гордые, научаемся этим не подвергать себя опасности». Цель бегства Господня в Египет и та, чтобы очистить Египет от идолов и, как говорит святой папа Лев, чтобы не без этой страны, в которой в первый раз через заклание агнца были прообразованы спасительное знамение креста и пасха Господня, — уготовалось таинство святейшей жертвы. Также и чтобы исполнилось следующее пророчество Исаиино: «Господь восседит на облаке легком, и грядет в Египте. И потрясутся от лица Его идолы египетские» (Ис.19:1). В этом месте под облаком святой Амвросий разумеет Пречистую Деву, Которая принесла на руках Своих Господа в Египет, и пали идолы египетских богов. Тот облак, Пречистая Дева, — легок, ибо, Она не отягощена никаким бременем какого-либо греха или плотского вожделения и познания супружества.

Передается и то, что когда праведный Иосиф, Пречистая Дева и Богомладенец шли в Египет, в одном пустынном месте напали на них разбойники и хотели отнять у них осла, на котором они везли то немногое, что необходимо было им в дорогу, и на котором иногда и сами ездили. Один же из тех разбойников, увидев Младенца необычайной красоты и удивившись такой красоте, сказал:

— Если бы Бог принял на Себя человеческое тело, то не хотел бы быть красивее сего Младенца.

Сказав это, он запретил своим товарищам, прочим разбойникам, и не дал им ничем обидеть сих путников. Тогда Пречистая Богородица сказала тому разбойнику:

— Знай, что Сей Младенец воздаст тебе щедрым воздаянием за то, что ты охранил Его.

Этот разбойник был тот самый, который впоследствии, при распятии Христа, был повешен на кресте по правую сторону, и которому Господь сказал: «Ныне же Будешь со мною в раю» (Лк. 23:43). И исполнилось пророческое предсказание Божией Матери, что «воздаст тебе Сей Младенец».

Когда они вошли в Египетскую страну и находились в пределах Фиваиды, приблизились они к городу Ермополю. Близ входа в сей город росло очень красивое дерево, называвшееся «Персея», которое тамошние жители, по своему идолопоклонническому обычаю, почитали, как бога, из-за его высоты и величественной красоты, поклоняясь ему и принося ему жертвы, ибо в том дереве жил и бес, почитаемый ими. Когда Пречистая Богоматерь с Божественным Младенцем приблизилась к тому дереву, тотчас оно сильно потряслось, ибо бес, убоявшись пришествия Иисусова, бежал. А дерево приклонило свою верхушку до самой земли, воздавая подобающее поклонение своему Создателю и Его Родительнице, Пречистой Деве, кроме того, оно оградило их тенью своих много лиственных ветвей от солнечного зноя и тем дало возможность утомленным святейшим путникам отдохнуть. И в таком наклоненном виде осталось то дерево в очевидное знамение пришествия Господа в Египет. После того, как под сим деревом Господь с Своею Материю и Иосифом отдыхали, это дерево получило целебную силу, ибо от его ветвей исцелялись всякие болезни. Затем святые путники прежде всего вошли в тот город и идольский храм, находившийся в нем, и тотчас все идолы пали. О сем храме упоминает Палладий в Лавсаике: «Мы видели, — говорит он, — там (в Ермополе) идольский храм, в котором во время пришествия Спасителя упали все идолы ниц на землю. Также и в одном селении, называемом «Сирен», упало триста шестьдесят пять идолов в одном храме, в то время как туда вошел Христос с Пречистою Материю.

После сего святые путешественники повернули немного в сторону от города Ермополя и, ища места для остановки, вошли в селение, называвшееся «Натарея», лежащее недалеко от Илиополя Иосиф близ этого селения оставил Пречистую Деву Марию со Христом Господом, а сам пошел в селение ради приобретения потребного. А то смоковничное дерево, приютившее святых странников под собою, раздвоилось сверху до низу и опустило свой верх, образуя как бы сень или шатер над их главою: а внизу, у своего корня, оно образовало в той расселине как бы углубление, удобное для пребывания, и там Пречистая Дева с Младенцем легла и отдохнула от путешествия. То место и до сего времени в большом почитании не только у христиан, но и у сарацинов, которые и до сих пор (как это рассказывается достоверными очевидцами) возжигают светильник с елеем в расселине дерева в честь почивавшей там Девы с Младенцем.

Иосифу и Пресвятой Богородице захотелось остаться в том селении и, найдя для себя недалеко от того дерева хижину, они начали в ней жить. Совершилось и другое чудо силою Божественного Младенца, ибо там же, близ их местопребывания и близ того чудесного дерева, явился внезапно источник живой воды, из которого Пречистая Дева черпала для своей потребы и в котором устраивала купанье для Своего Младенца. Существует тот источник и доныне, имея очень холодную и здоровую воду. А что еще удивительнее, что во всей земле Египетской это единственный источник живой воды, и он славится в том селении. Сим кончается повествование о пребывании Пречистой Богоматери со Христом в Египте, где они пробыли несколько лет. Но точного известия о том, сколько лет провел Господь в Египте — нет. Св. Епифаний говорит, что — два года, а Никифор три года, а Георгий Кедрин пять лет; иные же, как Аммоний Александрийский, думают, что семь лет. Во всяком случае то несомненно, что до кончины Иродовой, как и Евангелия говорит: «И там был до смерти Ирода» (Мф. 2:15).

После же убиения вифлеемских младенцев и после того, как окаянный Ирод погиб злою смертью, Ангел Господень опять явился во сне Иосифу, повелевая ему возвратиться из страны Египетской в землю Израилеву, «ибо (сказал он) умерли искавшие души младенца». Иосиф встал, взял Младенца и Матерь Его и пошел в Иудею, которая составляла лучшую и большую часть земли Израильской. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, он убоялся идти туда. Ибо Ирод оставил после себя трех сыновей: первого Архелая, другого Ирода Антипу, а третьего, самого младшего, Филиппа. Все они, по смерти отца своего, отправились в Рим, к кесарю, из-за соперничества, так как каждый из них хотел получить царство отца. Кесарь, не давая ни одному из них царской чести, разделил царство на четыре части, назвав их тетрархиями. Старшему брату Архелаю он дал Иудею, Ироду Антипе дал Галилею, а младшему брату Филиппу — Трахонитскую страну; Авилинию же дал он Лисанию, младшему сыну Лисания старшего, некогда друга Иродова, а потом убитого им по зависти.

Отпуская всех их из Рима, кесарь обещал Архелаю и царскую честь, если только он обнаружит хорошее и заботливое управление своею частью. Но Архелай нисколько не лучше был жестокого отца своего, мучая и убивая многих, ибо, придя в Иерусалим, он тотчас напрасно убил три тысячи народа, и многих граждан велел мучить в день праздника, среди храма, перед всем собранием иудеев. По причине такой своей жестокости, он был, по прошествии нескольких лет, оклеветан, лишен власти и сослан в заточение Иосиф, при своем возвращении, услышал, что царствует этот злой Архелай, хотя и без царского титула, и убоялся идти в Иудею, получив же извещение во сне от того ангела, который уже прежде являлся ему, ушел в пределы галилейские, во владение Ирода Антипы, брата Архелая, ибо этот Ирод с большею кротостью правил народом, чем брат его; и поселился Иосиф в городе Назарете, в своем доме, где они и прежде жили, дабы исполнилось предсказанное о Христе Господе пророками, что Он назовется назореем. Ему слава вовеки. Аминь.

Димитрий, митрополит Ростовский «Жития святых»

Просмотрено (2449) раз