Гелий михайлович коржев - чувелев. Суровый стиль гелия коржева Картины гелия коржева смотреть

Путь художника - сложная и непрямая дорога. Порой необходимы годы мучительного поиска, большой работы по совершенствованию мастерства, выбора своего стиля, своих образов, своих сюжетов. Сложным был творческий путь Гелия Коржева. Стремясь к лаконизму и выразительности, он исключает всё, как он считает, лишнее, а его персонажи занимают все пространство картины. Что хотел выразить своими работами художник, о чем они? Об этом поговорим в статье.

Биография Гелия Коржева

7 июля 1925 года в Москве семье паркового архитектора и учительницы родился мальчик. Имя ему дали Гелий, что означает «солнечный». В семье Коржевых позже родились еще две девочки. С раннего возраста мальчик рос в атмосфере искусства. Талант к рисованию появился у Гелия в детстве. В изостудию Коржев пришел едва ему исполнилось одиннадцать лет. Это был класс А. П. Сергеевой, ученицы В. А. Серова. В только что открывшуюся профессиональную среднюю школу Коржева приняли в третий класс в 1939 году.

Узнав о начале войны, Гелий Коржев вместе с товарищами едет на полевые учения под Смоленск, записавшись на курсы снайперов. Однако на войну не попал, так как было принято решение эвакуировать школу с преподавателями в Башкирию. Школа была размещена в селе Воскресенское. Пробыв в эвакуации до 1944 года и вернувшись вместе со школой в Москву, Гелий в своих дневниках писал, что нахождение в деревне и непосредственное общение с природой включило осознание будущего художника, что красота - в людях и окружавшей ребят природе. Это определило дальнейший путь развития самой школы и многим учащимся дало направление в их творчестве.

Учеба в институте

В 1944 году учеба в школе закончилась. Выпускными экзаменами воспитанников школы была выставка их работ, выполненных в эвакуации. В результате приемная комиссия Московского государственного художественного института приняла на первый курс всех выпускников школы без вступительных экзаменов. У Коржева были прекрасные педагоги, такие как и В. В. Почиталов. Учебу в институте Коржев совмещал с работой в Пушкинском музее, где помогал разбирать спасенные картины

В 1946 году Гелий Михайлович создал семью с Кирой Владимировной Бахтеевой, студенткой актерского отделения ГИТИСа. В семье родились две дочери.

Работа преподавателем

После получения высшего образования и звания художника Гелий Коржев был приглашен в 1951 году своим учителем, С. В. Герасимовым, в Строгановское училище, чтобы заниматься преподавательской деятельностью на младших курсах. Как писал Коржев в своих дневниках, когда учишь других, учишься и сам. Ведя преподавательскую деятельность, он выступает организатором выставок в Москве и сам принимает участие в них. Картины Гелия Коржева публика приняла благосклонно. В 1952 году художник пробует себя как иллюстратор. Это его иллюстрации сопровождают сказку "О Мальчише-Кибальчише".

Картина "В дни войны"

В 1954 году увидела свет первая законченная картина Гелия Михайловича "В дни войны". Она была в экспозиции Выставочного зала Союза художников СССР. Картина получила высокую оценку как художников, так и посетителей выставки. С. В. Герасимов отметил, что художник состоялся и владеет мастерством сильного рисунка.

По его рекомендации Коржева принимают в Московский союз художников (МСХ) без необходимого прохождения кандидатского стажа. Картина "В дни войны" в 1955 году выставляется в Третьяковской галерее. Будучи членом союза художников, Гелий Коржев активно участвует в организации ежегодных выставок в МСХ. Такие выставки были необходимы молодым начинающим художникам, так как именно с них художники получили путевки в жизнь.

Темы работ послевоенных лет

Поколение художников послевоенных лет возмужало. Война не могла не внести свои поправки в такое понятие, как "социалистический реализм". Больше правды появилось в произведениях художников. Постепенно волна восхвалений уходит из живописи тех лет, а центральным местом в творчестве художников поколения Коржева становятся люди, их жизнь, их быт. Гелий Михайлович участвует в выставках со своими картинами "Уехали" и "Приехал со стройки". В это же время не прекращает работу над начатыми картинами "Утро" и "Машинистка", которые увидели свет в 1957 году на очередных выставках Москвы. Эти картины были на протяжения года выставлены еще на нескольких выставках столицы.

Первый триптих

Кроме выставок в Советском Союзе, Коржев принимает активное участие в творческих командировках от Союза художников в Италии, а затем в Сирии и Ливане. В это же время его избирают членом Правления МСХ. В 1958 году экспонируется на очередной Московской выставке первая из картин задуманного художником триптиха "Коммунисты". Это "Интернационал". К 1960 году работа над триптихом заканчивается. Это полотно получает большую известность и приносит его автору награду - Золотую медаль Академии художеств СССР.

Работа над задуманными еще двумя картинами подходит к завершению. Это "Влюбленные" и "Художник". Высокой оценки удостоена его картина "Влюбленные". В прессе отмечалось, что Коржев в своей картине показал глубокое настроение, и, как всегда, остался верен своему взгляду на человеческие судьбы.

Творчество 60-х и 90-х

В 60-е Коржев работает в Москве в качестве руководителя творческой студии Академии художеств и в составе творческих командировок посещает Францию и Великобританию. В 70-х побывал в Италии и Испании с выставками, проходившими в городах этих стран. В 1972 году Коржев Гелий Михайлович был удостоен почетного звания "Народный художник РСФСР". Будучи с 1968 по 1976 годы председателем Союза художников РСФСР, Коржев собрал коллектив молодых художников с новыми идеями и методами развития искусства. На выставках появляются новые имена. 1979 год принес Коржеву новое звание - "Народный художник СССР". "Сложно сочетать общественную работу, организацию выставок и педагогическую деятельность с творческой работой", - писал в своих дневниках Коржев.

В 1986 году он завершает свою преподавательскую деятельность. В этом же году весной из жизни ушла мать художника, а зимой отец. Гелий Михайлович углубился в работу над циклом картин "Библейской" серии. В 1991 году художник отказывается от избрания его президентом Академии художеств СССР. Он считает, что нужно заниматься главным делом его жизни - созданием картин. У молодых достаточно энергии для совмещения в себе нескольких работ, но приходит время, когда нужно оставлять то, что приносит душевное удовлетворение, а это деятельность у холста в своей мастерской.

Последние полотна художника

После краха коммунистического режима Гелий Михайлович работает в своей мастерской, создавая новые полотна, участвуя в выставках. Так продолжается 21 год до самой его смерти. За эти годы были написаны и представлены публике:

  • Цикл "О Дон Кихоте".
  • "Бытовая" серия пополнилась картинами "Встань, Иван!" и "Квартирантка".
  • Закончена работа "Библейской" серии.

Картины художника продолжают участвовать в выставках в стране и за рубежом. Художник делится своими мыслями о том, что много было создано картин, которые ушли в зарубежные коллекции, след некоторых потерян. Но Гелий Михайлович верил, что где-то они живут и продолжают служить людям. Последними картинами художника были "Пророк", "Последние часы на земле" и "Победитель". В 2012 году 27 августа сердце Гелия Михайловича Коржева остановилось.

Гелий Михайлович похоронен на Алексеевском кладбище Москвы. Авторами памятника-надгробия являются дочь Ирина и внук Иван Коржевы.


В здании ГТГ на Крымском валу проходит большая выставка Гелия Коржева.
Гелий Михайлович Коржев родился 7 июля 1925 года в Москве. Учился в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1944-1950). Преподавал в МВХПУ имени С. Г. Строганова. Профессор (1966). Председатель правления СХ РСФСР(1968-1975).Скончался в 2012 году.

Все, что я о нем помнила до выставки – это две картины из старой ГТГ.

Проводы (1967)

Поднимающий знамя

Уже в этих картинах виден весь художник, особенности его стиля и мышления. Сюжет, событие дается крупным куском, крупным кадром. Минимум посторонних деталей. При этом заметен мрачный настрой художника.
Вот картина с солдатом и женщиной: почему это «Проводы», а не «Встреча»? Или мужчина, поднимающий знамя из рук упавшего товарища – ясно же, что и его вот-вот убьют.
Гелия Коржева любят называть соцреалистом. Мне всегда трудно было понять, что этим хотят сказать, но раньше быть представителем социалистического реализма было обязательно, а теперь считается позорным.
Реализм в художественном искусстве я бы определила от противного: это не абстракционизм, не кубизм, не сюрреализм и пр. Более того, это картина или скульптура, а не, например, инсталляция из мусора, которая теперь есть в каждом большом музее мира, и в ГТГ есть, на первом этаже здания на Крымском Валу в отделе новых поступлений. Впрочем, и это уже старье. Да и кусать людей за ноги тоже старье. Даже не знаю, какое теперь самое новое течение в художественном искусстве.
Таким образом, все, что писали до 20 века – это реализм. Конечно, можно сказать, что реалист должен отражать исключительно окружающую действительность, т.е. выбирать бытовые сюжеты. Но ведь художник или реалист, или нет. А если он сегодня написал портрет соседа, завтра – натюрморт из продуктов, а послезавтра картину на библейский сюжет, то он что же: здесь реалист, а там уже нет? Ерунда какая-то получается. Да и разве, например, импрессионисты не писали бытовых сцен, обычных предметов, пейзажей? Да только этим и занимались. Вопрос в том, как они это делали.
Ну, а социалистический реализм, как нас учили в школе, это реализм, обращенный в будущее. Для коммунистической доктрины будущее это было непременно светлым, коммунистическим. Вот с этим, по-моему, у Коржева были проблемы: светлого будущего у него не просматривается.
Если висевшие в постоянной экспозиции Третьяковки картины Коржева написаны на героическую тему: один идет на фронт, другой сражается на баррикадах, то на выставке можно увидеть картины с совершенно другим настроем.
Вот картина про Победу. Да, победили, но слишком дорогой ценой.

Облака. 1945 (1985 год)

Даже картина про любовь выглядит грустной.

"Влюбленные".


Для художника естественно писать красивое: влюбленные должны быть молодыми, страстными, а здесь двое немолодых людей уехали подальше от людских глаз: наверное, им негде встречаться, кроме как на природе. Может, у них семьи? Или стесняются детей?

"Старые раны".
Кстати, вам не кажется, что это те же герои, что и во "Влюбленных"?

И обратите внимание, никакой лакировки действительности, в чем часто упрекали социалистический реализм. Мы видим бедных, усталых людей, которым живется трудно.

Вот эта картина выглядит повеселее. Но я не нашла, что это такое. Остается поверить блогеру, который ее выложил как картину Коржева.

Но картины с реалистическими сюжетами занимают не главное место на выставке. Вот характерная картина

Егорка-летун (1976 год)

Говорят, что такой случай произошел в действительности. «В 1695 году, апреля 30 дня, закричал на Ивановской площади мужик караул и сказал за собою государево слово, и приведён в Стрелецкий приказ и распрашиван, а в распросе сказал, что он, сделав крылья, станет летать как журавль. По царскому указу предложение было принято.
Сделал себе крылья из слюды, истратив на это 18 рублей. Начальник Стрелецкого приказа боярин Троекуров с товарищами и с другими любопытными лицами вышел из приказа и стал смотреть, как полетит мужик. Устроив крылья, мужик по обычаю перекрестился и стал мехи надувать, хотел лететь, да не поднялся, сказал, что крылья сделал тяжелы. Боярин на него раскручинился. Мужик бил челом, чтоб ему сделать крылья иршеные (род замши), на которые издержано ещё 5 рублей. И на тех не полетел. За то ему было наказанье - бить батогами, снем рубашку, а деньги на нём доправить, продав все его имущество» (И.Е.Забелин. История Москвы)
Но то был взрослый мужик, а здесь – подросток, и тот не полетел, а этот погиб. И ведь картина эта не просто парафраз истории «Икара» - это о нас, о советских людях, которые летели к коммунизму, да разбились.

Большое впечатление производит серия «Дон Кихот». Эти картины похожи на книжные иллюстрации. Здесь опять сплошные крупные кадры.
Увы, Дон Кихот абсолютно безумен и очень стар. Борьба со злом обречена.


Коржев писал картины и на библейские темы. Почему-то это особенно напрягает критиков: соцреалист рисует Христа! А что, соцреалист – не человек, и не может высказаться на вечную тему?
Коржев видит библейские истории, как произошедшие в действительности.
Адам и Ева у него – супружеская пара, у которой никого нет, кроме друг друга, и которым больше не на кого надеяться, кроме как, друг на друга.

Изгнанные из рая (Адам и Ева)

Осень прародителей (Адам и Ева)

«Благовещение».
Мария испугалась ангела и своей судьбы. Впрочем, Коржев был не первым, кто так изобразил это событие.

«Изыди, сатана».
А от сатаны попали в кадр только нога и рукав.

Несение креста

Распятие



Снятие с креста

Оплакивание Христа

«Отец и сын».
Как понимать эту картину? Кто отец Христа? Бог Саваоф или св.Иосиф – муж девы Марии? Кто на картине?

«Иуда».
Как видите, Коржев стремится отразить самое главное. Чтобы изобразить повешенного, достаточно показать ноги, не дотягивающиеся до земли. Голова – это уже лишнее.

Как мы видим, Коржев очень подробно описал Новый Завет. Но у него нет Воскрешения – главного в христианстве.

Несмотря на любовь к библейской, литературной тематике, Коржев пишет и остро социальные картины.

Позиция его понятна.
Коммунизм мертв

Рядом со скелетом сам художник.

Заложники (Живой заслон)(2001-2004)
Картину почему-то трактуют, как картину о прошлом. А мне кажется, что она была написана про сегодняшний день. Да, там враги в фашистской форме, но ведь фашизм никуда не делся.

«Встань, Иван»
А защитник русского народа беспросветно пьян.

И уже не понимает, что его собутыльники мертвы

Как видим, тут и обобщение, и карикатура. А вот совершенно реалистичное изображение пьянства и деградации.

Что же будет дальше? А дальше люди мутируют и превратятся в тюрликов.
Тюрлики отвратительны, страшны и смешны одновременно. С одной стороны, у них все, как у людей: мужчины пьют горькую, женщины кокетничают. Есть даже свои философы. Но все это – карикатура на нормальных людей.

"Триумфатор"

"Пир".
Кого едят тюрлики? Впрочем, и мы ведь един коровьих и овечьих младенцев.


"Философы"


"Борьба"

«Череп предка»
Видите? Тюрлики произошли от людей.

Вот другой вариант этой картины


У Коржева некоторые картины написаны в нескольких вариантах, и трудно сказать, какой лучше.

"Мутанты"


"Раздумье"


"Русский мужик спорит с нелюдью"


«Голубой огонек» (1976)
Вам не кажется, что это – Пугачева? Он знал!


"Старая кокетка"

"Тюрлик за деревом". Почему-то этого мне жалко: он такой одинокий.

Наконец, натюрморты

Но даже в натюрморте художник может отобразить свою гражданскую позицию.
"Свалка"

Коммунизм выбросили на свалку, а взамен предлагают архаику: двуглавого орла да лапти.

В целом я довольна, что интерес к советским художникам возрождается. Одно время их списали на свалку, а от советского периода оставили Дейнеку, да Кабакова с Брускиным. Были еще выставки Тышлера и Штернберга, но они, все же, стоят на рубеже эпох.

А сейчас одна за одной пошли выставки. Был Эрик Булатов, Салахов, Пивоваров, теперь вот Коржев. Да, и Герасимов в Историческом музее выставлен. Процесс пошел.

Гелий Михайлович Коржев родился в Москве в 1925 году в семье архитектора. После окончания Московского художественного института имени Сурикова Коржев преподает, иллюстрирует книги, пишет многочисленные эскизы - он ищет свои пути.

В 1954 году Коржев заканчивает картину «В дни войны» . На ней изображен художник в своей мастерской, у чистого пока еще холста, перед началом работы. В картине хорошо передано состояние молодого художника, чувствующего себя участником всенародной борьбы. Это талантливое серьезное произведение сразу же привлекло внимание.

Однако последующие работы Коржева «Осень» , «Уехали», «Утро» в первый момент кажутся неожиданными и разочаровывают - они намного слабее первой.

Это жанровые произведения, написанные прямо с натуры. Коржеву же они были необходимы для овладения профессиональным мастерством, недостаток которого им мучительно ощущался, мешая рассказать о том, что волновало его, передать свои мысли и чувства. Это был необходимый переходный этап в творчестве художника, который не прошел бесследно. Результат сказался позднее в картинах большой гражданственной силы: «Влюбленные» (1959 г.), где тема личного счастья решается в неразрывной связи с судьбой страны, в триптихе «Коммунисты» (1960 г.), в серии «Опаленные огнем войны».

Когда в 1960 году в Москве на выставке «Советская Россия» появился триптих Коржева «Коммунисты» , он стал художественным событием, мимо которого не прошел ни один посетитель. Но почему? В чем сила этого произведения? Разве мало каждый из нас видел картин , серьезных по теме, профессионально написанных и оставляющих зрителя совершенно равнодушным? В триптихе Коржева прозвучала искренняя, сильная вера в то, о чем он говорит. Художник утверждает здесь свое отношение к миру, свой идеал человека.

Каждая из частей картины-триптиха «Коммунисты» имеет самостоятельное значение, глубокое, символичное. Общая тема соединяет все три части. В центре - «Поднимающий знамя» .

Мостовая, рельсы, люк, двое убитых и… человек, поднимающий знамя, выпавшее из рук убитого. Перед нами лишь эпизод уличного боя, но весь накал этой битвы среди железа и камня ощущается здесь.

Картина полна динамики - только что упал знаменосец и сразу же начинает распрямляться, поднимаясь во весь рост, его соратник. Художник говорит о суровой неустрашимости бойца, его готовности продолжать борьбу, утверждает, что невозможно испугать, остановить восставший народ.

Одна из боковых частей триптиха - «Интернационал» (1957 - 1958 гг). - настоящий гимн мужеству и стойкости советского человека. Перед нами окруженные врагами безоружные люди. Винтовки брошены, потому что кончились патроны. Из целого отряда их осталось только двое. Они стоят спиной к спине - знаменосец и трубач, играющий Интернационал. Беспощадно палит солнце. Жесткая коричневая земля под ногами, вокруг стреляные гильзы, тела убитых и эти две фигуры в центре, во весь рост, готовые умереть, не дрогнув, и перед смертью мужеством своим бросающие вызов врагу.

Третья часть триптиха носит название «Гомер», или «Рабочая студия» (1958-1960 гг.). Здесь запечатлено то, ради чего велась борьба - ради жизни распрямленной, творческой, полной духовного смысла. Только что закончилась гражданская война. И человек у скульптурного станка еще не успел сменить своей военной одежды - на нем обмотки, кожаная тужурка, рядом лежит буденновка с красной звездой. Лепит он бюст древнегреческого сказителя Гомера. Как углублен, сосредоточен этот человек, постигающий основы скульптурного мастерства. И мы верим - он овладеет им.

В 1968 году заслуженный художник РСФСР Гелий Михайлович Коржев был избран председателем Союза художников Российской Федерации.

И. Рольник, по метариалам журнала “Семья и школа”, 1969 год


Гелий - в переводе бог солнца. Мать рассказывала ему, что его хотели назвать Трактор, но было лето и жара, поэтому - Гелиос. Гелий Коржев был награждён орденом Ленина, но никогда не состоял в партии. Возглавлял Союз художников, а от зарплаты отказался. Служебной машиной не пользовался и выставок себе не устраивал. Так и прожил Коржев длинную жизнь без персональной выставки на Родине. Его занимала лишь работа, материал, он никогда не гнался за известностью. Коржев закрылся от окружающего мира и писал до последнего в своей мастерской. Гелий Коржев умел мастерски передать в одном жесте, в выражении лица то, о чём думало целое поколение.

Ленин и слепец

Гелий Коржев регулярно присутствовал на заседаниях президиума ЦК партии, но сумел остаться независимым художником и никогда не писал по партийному заказу. Просто не был на это способен. Лишь однажды взялся. Долго и мучительно разрабатывал образ вождя пролетариата и седовласого слепца. Менял композицию, сомневался, не мог найти художественное решение. Чиновники, увидев его эскизы, заказ передали другому художнику. А картина «Беседа» свет всё же увидела. Спустя 10 лет. За неё то он и получил государственную премию СССР. Удивительно, ведь образ Ленина на ней совсем нетипичный, да и мысль художника довольна уклончива.


"Беседа"1985–1990гг. Государственный Русский музей

"Художник может служить:
1 материальным благам,
2 самому себе,
3 власть имущим,
4 искусству,
5 народу (последнее - самое трудное дело)",

- так начинаются «размышления» Коржева о роли художника. Он выбрал самый сложный путь.


"В дороге"1962г. Самарский областной художественный музей

Свой стиль реализма с приставкой «соц» Коржев позиционировал не как социалистический, а как социальный. Многих современников сильно раздражала его самобытность. Художника можно описать как метущуюся и несгибаемую натуру. Он не оглядывался на других. Больше всего дорожил внутренней свободой. На картинах нет сцен баталий. Его герои - люди способные совершить поступок, люди неординарные. Человек крупным планом. Часто изображение не вмещается в холст в полный рост. Обыденность, мелочность - отсутствуют.

«Нет, лирика мне не свойственна. Я не хочу писать несчастных, вызывающих жалость, людей. Мне интересны те люди, которые сопротивляются. Личности, которых следует уважать за их осанку, их необыкновенную стойкость», - позиция Гелия Коржева.


"Следы войны"1963–1964гг. Государственный Русский музей

Своей задачей как творца видел необходимую борьбу с бездумностью. Он отказывается от красоты в привычном понимании и пишет интеллектуальные работы. Коржев скорее выражает свои философские воззрения. Живопись становится инструментом достижения цели, а цель - обращение к человечеству, предостережение.


"Художник"1961г. Государственная Третьяковская галерея

Коржев выявлял идеалы и недостатки своего времени. Пика творческого мастерства художник достиг в 60-е годы. «Влюблённые», триптих «Коммунисты», цикл работ «Опаленные огнём войны». Он не приукрашивает жизнь, а ведь именно лакировкой действительности занимались все художники соц. реализма. А у Коржева - бедные, голодные, страдающие и уставшие от тяжёлого труда люди.

Суровый стиль


"Влюбленные"1959г. Государственный Русский музей

Взгляните, сюжеты социальные, а не социалистические. «Влюблённые» - не молодая уставшая пара. Они уехали подальше от глаз посторонних. Возможно, им негде встречаться, а может они вместе работают в поле. Эти влюблённые нетипичны, зато их чувство глубокое, как краски на холсте.

Изувеченные, но сильные. Свободный дух и «суровый стиль» - вот что отличает этого советского художника. В Великую Отечественную Войну рвался на фронт, но его не взяли. К работе своей Коржев относился крайне серьёзно. Дело тут не в удовлетворении творческой гордыни. Жизнь его была подчинена строгому расписанию. Подъём в 8 утра. Весь день в мастерской и лишь один перерыв на обед. Домашние знали, не стоит отвлекать художника. Деньги для Коржева не имели большого значения. Многие рассказывали, как он неохотно продавал картины. Долго приглядывался к покупателю, и часто отказывался от сделки по необъяснимым причинам.


"Маруся"1989г. Музей русского искусства в Миннеаполисе

«Суть метода реализма - непрерывная борьба художника с ложью» , - его основной постулат. И с ложью Гелий Коржев боролся вокруг себя и внутри себя. На холст попадала только правда, конечно, как он её видел.


"Старая кокетка"1985г. Частное собрание, США

В 90-х годах на полотнах Коржева оживают мифические существа - тюрлики. Уродливые персонажи беснуются в картинных рамках. Неожиданная серия работ как диагноз действительности. Время на изломе и его вряд ли можно излечить. В 2001 первом он дал интервью, в котором объяснил, почему быстро бросил изображать тюрликов: картины начали воспринимать как памфлеты. Слишком просто. И Коржева это не устроило.

Первая персональная выставка Гелия Коржева в России состоялась в Третьяковской галерее в 2017 году. Развеяны все сомнения о значимости его творчества. Но, к сожалению, самое крупное собрание работ находится в Америке. В коллекции Реймонда Джонсона в Миннеаполисе в Музее русского искусства.


"Мать"1964–1967гг. Государственная Третьяковская галерея

«По моему мнению, самые великие художники, которые творили в ХХ веке, - русские. И, конечно, что касается второй половины XX века, Гелий Коржев, возможно, - самый значительный»,

- сказал Реймонд Джонсон.