Государственная, региональная, муниципальная политика в сфере дошкольного образования. Государственная политика в области дошкольного образования Приоритеты государственной политики в дошкольном образовании

Переход российского государства на путь инновационного развития предполагает совершенствование государственной социальной политики. Одним из факторов социального развития российского общества является модернизация системы образования. Как отмечают некоторые авторы, «образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры. Образовательная политика на основе общественного согласия устанавливает коренные цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества. Первейшая задача образовательной политики на современном этапе - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Образовательная политика, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает, вместе с тем, общие тенденции мирового развития» .

Совершенствование системы образования способствует повышению общего уровня жизни, так как уровень образования есть показатель уровня развития общества. От уровня образования зависит качество трудовых ресурсов, что напрямую оказывает влияние на состояние экономики общества.

Кроме того, образование влияет на духовное развитие общества через культурно-воспитательную функцию. Так же образование – это один из важнейших этапов жизни личности, и оно является средством решения различных проблем не только отдельных индивидов, но и всего общества.

В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ») образование рассматривается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. Все ступени образования взаимосвязаны и решают разные социальные задачи .

Дошкольное образование является первым и вместе с тем, одним из самых важных звеньев в цепи образовательных этапов. Государство признаёт приоритетную роль дошкольного образования, о чём свидетельствует государственная политика в сфере образования. В настоящее время государственная социальная политика в сфере образования проявляется в государственной программе развития образования, в проектной деятельности, в рамках стратегического развития Российской Федерации по направлению "Образование", в законодательном обеспечении системы образования и т.д.

Актуальность исследования государственной социальной политики в сфере образования подтверждена стратегической инициативой Президента Российской Федерации В. В. Путина, о том, что развитие и модернизация сферы общего образования обуславливается соответствием школьного образования целям опережающего развития. На данной концепции и базируется процесс развития дошкольного образования .

В настоящее время основными направлениями государственной социальной политики в сфере дошкольного образования являются: обеспечение доступности и повышение качества дошкольного образования. Решение данных задач решается посредством эффективного управления системой образования, которое представлено в ч. 2 ст.89 ФЗ «Об Образовании в РФ». Механизмами управления системой образования являются:
1) формирование системы взаимодействующих органов исполнительной власти всех уровней, осуществляющих управление в сфере образования;
2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;
3) принятие и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;
4) проведение мониторинга в системе образования;
5) информационное и методическое обеспечение деятельности различных органов власти всех уровней, осуществляющих управление в сфере образования;
6) государственную регламентацию образовательной деятельности;
7) осуществление независимой оценки качества образования;
8) подготовку и повышение квалификации работников различных органов власти всех уровней, осуществляющих государственное управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций .

На сегодняшний день результатами реализации государственной социальной политики в сфере дошкольного образования можно считать следующие количественные показатели:
100 % - ая доступность дошкольного образования для детей от 3 - 7 лет в 75 субъектах Российской Федерации;
доступность дошкольного образования для детей от 2 месяцев до 3-х лет выросла на 4,84%;
94,9% детей дошкольного возраста от общего числа воспитанников обучаются по образовательным программам, соответствующим требованиям федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДОО);
в 83,18% образовательных организациях, реализующих программу дошкольного образования, в соответствии с требованиями ФГОС ДОО;
98,6% руководителей и педагогических работников дошкольных организаций прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку .

Тем не менее, на сегодняшний день проблема доступности дошкольного образования для детей от 1,5 – 3-х лет остаётся всё также актуальной.

Сегодня, ключевую роль в обеспечении доступности дошкольного образования для детей раннего дошкольного возраста, призван сыграть негосударственный сектор. Но, вместе с тем, значительная разница в оплате за присмотр и уход за детьми в государственных и частных детских садах, ставит родителей (законных представителей) в неравные условия. А также, данное положение дел затрудняет конкуренцию между частных и государственных детских садов, что не выступает стимулом для повышения качества этой ступени образования.

В России накоплен определенный опыт реализации различных форматов социального партнерства в организации ЧГП в профессиональном образовании и весьма ограниченный – в дошкольном образовании. «В силу существующих бюджетных ограничений, очевидно, что задача полного охвата детей дошкольным образованием не может быть решена только силами государства» .

Выделены и формы частно-государственного партнерства, ориентированные на участие общественности: попечительские или управляющие советы, в которых участвуют представители субъектов частного сектора. Данный механизм позволяет включить в управление дошкольной образовательной организацией представителей органов государственной власти субъектов РФ, муниципалитетов, благотворителей, бизнеса, общественности (родительского сообщества) .

Внедрение сервисных электронных услуг для регистрации в электронной очереди на получение места в детском саду, безусловно, улучшило ситуацию по зачислению ребёнка в дошкольную образовательную организацию. Но имеет место быть проблема недостаточной информированности родителей о порядке комплектования групп, о правилах движения детей в очереди.

«На этом фоне реализуемые в настоящее время программы развития регионально-муниципальных систем дошкольного образования выглядят не полными по своим целям и задачам. Проведенный анализ показал, что сейчас в них наблюдается смещение целевых ориентиров в сторону обеспечения доступности, явный дисбаланс между мерами по вводу дополнительных мест и мерами по повышению качества дошкольного образования. Более того, в большинстве проанализированных программ повышение качества дошкольного образования не заявлено ни в виде целевых ориентиров, ни в составе планируемых мероприятий и ожидаемых результатов» .

Всё вышесказанное и другие проблемы, возникающие в системе ступени дошкольного образования, напрямую оказывают влияние на такой важный демографический показатель как рождаемость. Возникновение и постепенное обострение на протяжении последних двух десятилетий проблемы обеспечения доступности качественного дошкольного образования является феноменом постсоветского развития отечественной системы образования. Во многом такое положение обусловлено процессами нарастающей социальной дифференциации российского общества .

Исходя из этого, проблема реформирования и модернизации системы дошкольного образования остаётся все также актуальной. Поэтому, необходим дальнейший поиск и реализация комплекса новых государственных мер, направленных на развитие и эффективное функционирование такого уровня системы образования, как дошкольное образование.

Литература
1. Чистохвалов, В.Н. Современная образовательная политика России: Учеб. пособие. – М.: РУДН, 2008. – 246 с.
2. Харисова, А.В. Реализация государственной политики в сфере образования в субъекте РФ, состояние и перспективы развития / А. В. Харисова, А. В. Янгиров // Научно-практические исследования. – 2017. – № 1 (1). – С. 40-45.
3. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2012. - № 53 (часть I). - Ст. 7598.
4. Хайбулина, Ю.Б. Современное дошкольное образование в России – проблемы и решения / Ю. Б. Хайбулина // В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики Материалы IX международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В. – 2014. – С. 244-245.
5. Афанасьева, К.А. Принципы формирования государственной политики в сфере образования: проблемы реализации / К. А. Афанасьева // В сборнике: Вектор лидерства: стратегии регионального развития. Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. В 2-х частях. – 2017. – С. 72-74.
6. Клячко, Т.Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения / Т.Л. Клячко. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. – 53 с.
7. Вариативные формы обеспечение доступности качественного дошкольного образования [Электронный ресурс]/Т.Н. Богуславская// Управление образованием: теория и практика (электронный журнал). – 2013, № 4 - Режим доступа: www. iuorao.ru.
8. Пуденко, Т.И. Доступность качественного дошкольного образования: риски современного этапа [Электронный ресурс]/ Т.И. Пуденко // Управление образованием: теория и практика (электронный журнал). – 2013, № 2. - Режим доступа: www. iuorao.ru.
9. Доступ к образованию: оценка ситуации в России // Народное образование, 2013. – № 7. – С.11-17.

IMPLEMENTATION OF STATE SOCIAL POLICY IN THE SPHERE OF PRESCHOOL EDUCATION AT THE STAGE OF MODERN DEVELOPMENT OF RUSSIA

О.S. Мoskalenko
Vyatka State University, Кirov

Annotation . This article focuses on the main areas of implementation of state social policy in the field of pre-school education. The article considers the main mechanisms of managing the education system. The results of the implementation of the state social policy in the sphere of preschool education are revealed. The current problems are considered.

Keywords: state social policy; pre-school education; kindergarten; quality; accessibility; management arrangements.

References
1. Chistokhvalov, V. N. Modern educational policy of Russia: Textbook. benefit. - Moscow: RUDN, 2008. - 246 p.
2. Implementation of state policy in the field of education in the subject of the Russian Federation, the state and prospects of development / A.V. Kharisova, A.V. Yangirov // Scientific and practical research. - 2017. – No. 1 (1). - P. 40-45.
3. About education in the Russian Federation: Feder. law of 29.12.2012 № 273-FZ / / SOBR. legislation of the Russian Federation. - 2012. - No. 53 (part I). - St. 7598.
4. Khaybulina, J. B. Modern preschool education in Russia – problems and solutions / J. B. Khaybulina // In the book: Russia and Europe: culture and economy in the Materials IX international scientific-practical conference. Executive editor Evarina N. In. – 2014. – P. 244-245.
5. Afanasieva, K.A. Principles of public policy in the field of education: problems of implementation / ka Afanasyeva // in the collection: Vector of leadership: strategies for regional development. Collection of scientific works based on the materials of the all-Russian scientific-practical conference of students, postgraduates and postgraduates. In 2 - " s parts of. - 2017. – P. 72-74.
6. Klyachko, T. L. Education in Russia: key problems and solutions / T. L. Klyachko. - Moscow: publishing house" Delo " Ranepa, 2013. - 53 p.
7. Variable forms of ensuring access to quality preschool education / T. N. Boguslavskaya/ / education Management: theory and practice (electronic journal). - 2013, № 4-access Mode: www. iuorao.ru.
8. The Availability of high-quality preschool education: the risks of the modern stage / T. I. Pudenko // education Management: theory and practice (electronic journal). - 2013, № 2. - Access mode: www. iuorao.ru.
9. Access to education: assessment of the situation in Russia // Narodnoe obrazovanie, 2013. – No. 7. – P . 11-17.

Проблемы системы дошкольного образования

нет структурных
изменений
в ДО
низкий
охват детей
услугами ДО
низкая
заработная плата
работников ДОУ
– кадровые
проблемы
отсутствует
конкуренция
не меняется
уклад жизни
медленно
развиваются
новые формы
среднее соотношение
числа воспитателей
к числу воспитанников
(1:25)
необходима новая система оценки качества
дошкольного образования

Дошкольное образование

Более 6 миллионов детей
56,4 тысяч детских садов;
29,3 тысячи (52%) – в городах и поселках городского типа;
27,1 тысячи (48%) – в сельской местности;
43,5 тыс. (77%) государственные и муниципальные ДО;
1022 (1,8%) негосударственных ДО.
3

Доступность дошкольного образования

Задача:
к 2016 году всем детям с 3 до 7 лет обеспечена доступность
дошкольного образования (Указ Президента Российской
Федерации от 7 мая 2012 года)
Инструмент: региональные «дорожные карты»:
развитие муниципально-региональных систем дошкольного
образования;
развитие негосударственного сектора.
4

Сеть учреждений предоставляющих услуги дошкольного образования

муниципальные детские сады
иные государственные и
муниципальные организации
негосударственные
образовательные учреждения
Общеобразовательные
учреждения
Начальная школа - детский сад
0
20
40
60
80

Задачи дошкольного образования

Создание новых мест в дошкольном образовании и ликвидация
очереди
Повышение заработной платы педагогам дошкольного
образования
Обеспечение детям комфортных условий в соответствии со
ФГОС дошкольного образования
Повышение качества подготовки педагогических кадров
дошкольного образования
6

Нормативная база дошкольного образования

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»:
дошкольное образование – уровень общего образования
Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования
самоценность дошкольного периода;
личностный рост ребенка;
формирования траектории его индивидуального развития;
учет потребностей детей с ограниченными возможностями
здоровья.
7

ДЕТСТВО ПОДОБНО УВЕРТЮРЕ, ДАЁТ ОКРАСКУ ВСЕМУ СПЕКТАКЛЮ Татьяна Ермакова

… ДРУГАЯ СТРАНА С НОВЫМ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИМ УКЛАДОМ
… ДРУГИЕ
ЦЕЛИ
ОБРАЗОВАНИЯ
… КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ СТАНДАРТЫ
… ДРУГИЕ ДЕТИ
ВСЕ ДРУГОЕ…
Содержание – набор
предметных занятий
(ЗУНы)
Репродуктивные способы
(методы) обучения
Ребенок – объект
обучения…..
………..
Ребенок – активный субъект
деятельности
Инновационные технологии
(игровые,
исследовательские,
проектные)
Содержание – формирование
способностей

ВОПРОС ДНЯ

Зачем нужен стандарт?
Что должен регулировать?
Что изменится в детском саду
после появления стандарта?
Дошкольное образование становится уровнем общего образования наряду с начальным,
основным и средним общим образованием (ст. 10, ч.4).
Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются для всех
уровней общего образования (ст. 5, ч.3), в том числе для дошкольного.
№273-ФЗ от 29.12.2012г
«Об образовании в Российской Федерации»

ФГОС дошкольного образования:

Впервые государство де-юре берет на себя
обязательства по дошкольному
образованию

(англ. standart – норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные
для сопоставления с ними др. подобных объектов»
«Стандарт – комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе
достижений науки, техники и передового опыта; минимальные требования (к
продукции), устанавливаемые с целью защиты здоровья и безопасности потребителей;
гарантии – условия и механизмы, обеспечивающие беспрепятственное пользование
правами и их всестороннюю охрану»
Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права
российского гражданина, права любого человека на качественное образование.
ФГОС - система основных параметров, которые принимаются в качестве
государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и
учитывающей возможности реальной личности и системы образования по
достижению этого идеала.
ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественногосударственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами
для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования,
семей воспитанников и широкой общественности.

положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной
психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном
возрасте (А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов и др.)
работы по аксиологии и философии образования (И.А.Зимняя, В.П.Зинченко,
Н.Д.Никандров, В.А. Сластенин и др.), теории и методологии разработки
образовательных
стандартов
(В.И.Байденко,
В.П.Беспалько,
А.М.Кондаков,
А.А.Кузнецов, B.C.Леднев, А.И.Маркушевич, М.В.Рыжаков, В.М.Соколов, А.И. Субетто
и др.)
научные положения, практические разработки и методические рекомендации,
содержащиеся в трудах исследователей в области дошкольного образования (Л.А.Венгер,
М.А. Васильева, В.Т.Кудрявцев, Л.А.Парамонова, В.А. Петровский и др.)
законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области
образования

обеспечение государством равенства возможностей
для каждого ребёнка в получении качественного
дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и
качества
образования
на
основе
единства
обязательных требований к условиям реализации
основных образовательных программ, их структуре
и результатам их освоения;
сохранение единства образовательного пространства
Российской
Федерации
относительно
уровня
дошкольного образования.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

расширения
возможностей
развития
личностного
потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного
возраста;
обеспечения условий здорового образа жизни и
безопасности ребенка;
приобщения
детей
через
соответствующие
их
индивидуально-возрастным
особенностям
виды
деятельности к социокультурным нормам, традициям
семьи, общества и государства;
развития интереса и мотивации детей к познанию мира и
творчеству;
реализации вариативных образовательных программ;
соблюдения прав ребенка, родителей и других участников
образовательного процесса.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

● полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение
(амплификация) детского развития;
● индивидуализация дошкольного образования);
● содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
● поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
● сотрудничество с семьёй;
● приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
● формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
● возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
● учёт этнокультурной ситуации развития детей.


Особое место дошкольного стандарта среди ФГОС
Среди принципов:
- поддержки разнообразия детства;
-сохранения
уникальности
и
самоценности
дошкольного детства как важного этапа в общем
развитии человека;
-полноценного проживания ребёнком всех этапов
дошкольного детства, амплификации (обогащения)
детского развития;
-создания благоприятной социальной ситуации
развития каждого ребёнка в соответствии с его
возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями;

к структуре
ООП ДО
к условиям
реализации ООП
ДО
к результатам
освоения ООП
ДО
ФГОС

Индикаторы качества

Т
Р
Е
Б
О
В
А
Н
И
Я
к предметно – развивающей среде как
к условиям индивидуального развития ребенка
к кадровым + психолого – педагогическим
условиям = корпоративный дух
к материально – техническим условиям как
условиям безопасности и охране здоровья детей
к финансовому обеспечению, как гарантии
бесплатного дошкольного образования.

безопасная
Развивающая
предметнопространственная
среда организации
(группы)
трансформируемая

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Содержание Программы должно охватывать
следующие образовательные области:
● социально-коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно-эстетическое развитие;
● физическое развитие.

программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуализации развития детей дошкольного возраста;
определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования
(объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров
дошкольного
образования),
организационно-педагогические
условия
образовательного процесса;
направлена на создание условий социальной ситуации развития
дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации
ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и
познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей
на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры,
изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.),
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего
развития;
направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего
развития ребёнка.

Образовательная среда –
это система условий социализации и развития детей:
1. пространственно-временные
условия (гибкость
трансформируемость предметного пространства);
и
2. социальные
условия (формы сотрудничества и
общения, ролевые и межличностные отношения всех
участников образовательного процесса, включая
педагогов, детей, родителей, администрацию);
3. деятельностные условия (доступность и разнообразие
видов деятельности, соответствующих возрастным
особенностям дошкольников, задачам развития и
социализации).

Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим
Стандартом и с учётом Примерных программ (Закон РФ «Об образовании», ст.12.6)
При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания
детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых
образовательных, педагогических и организационно-управленческих задач
Организация может разрабатывать и реализовывать различные Программы для
дошкольных образовательных групп с разной продолжительностью пребывания детей в
течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, полного и
продлённого дня, и для групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том
числе разновозрастных групп
Группы в одной Организации могут действовать на основе различных Программ

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Целевые ориентиры дошкольного
образования - социально-нормативные
возрастные характеристики возможных
достижений ребёнка на этапе завершения
уровня дошкольного образования
● целевые ориентиры образования в
раннем возрасте
● целевые ориентиры образования на этапе
завершения дошкольного образования

Целевые ориентиры ДО -
социальные и психологические характеристики
возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО.
● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности –
игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников
совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных
замыслов;
● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и
к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,
учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам
других, стараться разрешать конфликты;
● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности. Способность ребёнка к фантазии, творчеству интенсивно развивается и
проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную
ситуации, в том числе игровую и учебную;

● творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании
сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и
словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои
движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить
поделки из различных материалов и т. п.;
● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать
сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело;
● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких
предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему?
зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и
поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором
он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает
элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,
математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения
в различных сферах действительности.

ФГОС дошкольного образования - нестандартный стандарт

ФГОС дошкольного образования нестандартный стандарт
Целевые ориентиры не подлежат
непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не
являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей. Они
не являются основой объективной оценки
соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки
воспитанников.
Освоение Программы не сопровождается
проведением промежуточных аттестаций и
итоговой аттестации воспитанников.

ФГОС дошкольного образования - нестандартный стандарт

ФГОС дошкольного образования нестандартный стандарт
Результаты психолого-педагогической
диагностики (мониторинга) могут
использоваться исключительно для
решения образовательных задач 1. Надо не учить детей, а сделать
так, чтобы ребёнок
захотел научиться.

Эмоции
2. Не надо учить детей, не надо
их воспитывать, надо жить
вместе с детьми интересной,
содержательной жизнью.

Психологические закономерности развития системы дошкольного образования

Эмоции
3. Разностороннее
использование игры как для
обучения,
так и для досуга.

Эмоции

Психологические закономерности развития системы дошкольного образования

Воля
4. Создание условий и ситуаций,
где бы ребёнок мог проявить
волевое усилие.

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

«ПОДДЕРЖКА ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

И УСЛОВИЯ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ

В БЛИЖАЙШЕМ ДЕСЯТИЛЕТИИ

Информационные материалы

Составители:

– директор ДВНЦМС,

к. ф.-м. н,; д. п.н.

Хабаровск -2011

Глава 1. Государственная политика в сфере дошкольного образования……………

1.1. Конституционные гарантии дошкольного образования и правовые основы их обеспечения …………………………………………………………………………………………..

1.2. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по решению вопроса местного значения «организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования»………………………………………………………………………………………….

Глава 2. Условия реализации государственной политики в сфере дошкольного образования в ближайшем десятилетии ……………………………………………………

2.1. Демографические тенденции ближайшего десятилетия………………………………….

2.2. Новое федеральное законодательство об образовании.…………………………………

Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Конституционные гарантии дошкольного образования

и правовые основы их обеспечения

(Извлечения)

Статья 43.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного , основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.


3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

«ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

(Извлечения)

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан РФ в области образования

3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования , … в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Статья 18. Дошкольное образование

1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 01.01.2001 N 122-ФЗ.

3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

4. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

5. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

Статья 29. Полномочия органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования

6.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, …. в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия , технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Статья 31. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования

2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования ;

3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;


4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 01.01.01 г. N 1663-р

(в ред. распоряжений Правительства РФ от 01.01.2001 N 1120-р,

от 01.01.2001 N 1622-р, от 01.01.2001 N 1840-р, от 01.01.2001 N 1926-р)

В целях создания условий для повышения уровня жизни населения на основе устойчивого развития российской экономики, а также обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по решению задач в области социально-экономического развития Российской Федерации:

1. Утвердить прилагаемые:

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года;

перечень проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

2. Органам исполнительной власти при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности руководствоваться Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Председатель Правительства

Российской Федерации

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА

(Утверждены распоряжением Правительства РФ от 01.01.01 г. N 1663-р,

в ред. распоряжения Правительства РФ от 01.01.2001 N 1622-р)

(Извлечение)

I. Новое качество жизни

Свободный, образованный, здоровый, активный человек - основа конкурентоспособности страны. Исходя из этого главной целью деятельности Правительства Российской Федерации является создание условий для повышения уровня жизни российских граждан, в том числе для повышения материального благополучия, обеспечения возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, обеспечения безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы.

Социальная политика и экономическая политика должны дополнять и усиливать друг друга. При этом социальная политика будет гибко реагировать на изменения в обществе, а социальные институты - развиваться в соответствии с потребностями различных групп населения. Важнейшими направлениями формирования новой социальной модели станут общественный диалог, развитие механизмов социального партнерства .

Социальная политика будет ориентирована как на действенную поддержку людей, в силу объективных причин оказавшихся в сложной жизненной ситуации, так и на создание условий для того, чтобы каждый человек мог самостоятельно формировать стабильные, благополучные социальные позиции для себя и своей семьи.

3. Удовлетворение потребностей в современном образовании

В российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества.

Приоритетными направлениями в этой сфере являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг.

Особое внимание уделяется обеспечению качества и инновационного характера образования путем внедрения новых образовательных технологий подготовки кадров и современных обучающих программ, а также повышению уровня интеграции образования, науки и практики.

На всех уровнях образования будут внедрены образовательные стандарты, обеспечивающие компетентностный подход, взаимосвязь фундаментальных знаний и практических умений. На их основе предстоит обновить систему аттестации работников образования.

Предстоит:

ускорить введение нормативно-подушевого механизма оплаты образовательных услуг;

расширить возможности получения государственного (муниципального) задания (заказа) на реализацию основных образовательных программ по конкурсу, в том числе негосударственными организациями;

стимулировать изменение организационно-правовых форм образовательных учреждений;

внедрить в систему оплаты труда работников образовательных учреждений механизмы оценки качества и востребованности образовательных услуг потребителями;

внедрить независимую систему оценки качества образования на всех уровнях и публичной доступности ее результатов;

обеспечить участие потребителей образовательных услуг и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.

Будут ужесточены лицензионные требования к учреждениям для обеспечения гарантии современного качества образования. Одновременно продолжится содействие развитию советов самоуправления в образовательных учреждениях.

Будет осуществляться конкурсная поддержка субъектов Российской Федерации и муниципальных образований , внедряющих современную модель образования, комплексно охватывающую начальное и среднее профессиональное образование, общее образование, дополнительное образование.

Будет продолжено создание условий для качественного обучения и успешной социализации лиц с особыми нуждами и ограниченными возможностями здоровья, адресной поддержки предоставления качественных образовательных услуг малоимущим слоям населения.

Развитие дошкольного образования

Увеличение рождаемости вызовет дальнейший рост потребности в услугах дошкольных образовательных учреждений уже в ближайшие годы. При этом крайне важно обеспечить не только доступность дошкольного образования независимо от места жительства, состояния здоровья, социального положения семей, но и повышение его качества за счет гибкости и многообразия образовательных программ и форм предоставления образования. Должна быть обеспечена всеобщая доступность дошкольного образования.

Предстоит обеспечить каждому ребенку возможность осваивать образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста, полноценно общаться на государственном языке при поступлении в первый класс. Будет стимулироваться создание системы образовательных услуг, обеспечивающей поддержку семейного воспитания, в первую очередь для семей с детьми до трех лет.

Государственная политика в этой сфере будет реализовываться по следующим основным направлениям.

Первое - реструктуризация и развитие сети дошкольных учреждений, создание конкурентной среды.

Следует принять меры к постепенному изменению организационно-правовых форм дошкольных учреждений, создать массовый сектор автономных некоммерческих организаций . Для развития конкуренции будут приняты меры к введению системы муниципального задания (заказа) на услуги дошкольного образования с полноценным допуском к нему негосударственных организаций и переходу на нормативно-подушевой механизм оплаты услуг.

Второе - стимулирование развития частных дошкольных организаций.

Будут созданы условия для разделения оплаты услуг по образованию и содержанию детей. Это, помимо традиционных детских учреждений, откроет перспективы для развития других форм содержания детей, включая домашние и семейные.

Внедрение нормативно-подушевого механизма оплаты услуг предоставит родителям возможность выбора между муниципальными и частными учреждениями и организациями, оказывающими услуги дошкольного образования.

2. Формирование благоприятной среды

Государство продолжит формирование комфортных условий для ведения бизнеса, будет содействовать развитию конкуренции, устранению излишних административных барьеров, обеспечению защиты прав собственности и контрактных обязательств.

Первое - развитие конкуренции.

Меры активной конкурентной политики будут направлены на оптимизацию государственного воздействия на рыночную конкурентную среду, устранение внутренних административных барьеров и снижение внешнеторговых барьеров в целях стимулирования доступа новых участников на российские товарные рынки. Будут установлены обязательные процедуры обоснования целесообразности введения новых норм государственного регулирования с точки зрения их последствий для состояния и развития конкуренции.

Ключевыми для развития конкуренции станут меры по развитию инфраструктуры товарных рынков, механизмов организованной (биржевой) торговли, расширению практики заключения долгосрочных контрактов. Важной задачей является формирование системы мониторинга проблемных товарных рынков, недостаточное развитие конкуренции на которых сдерживает рост предложения товаров и способствует негативным ценовым тенденциям.

Необходимо повысить эффективность выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства на рынках Российской Федерации, в том числе связанных с заключением картельных соглашений. С этой целью следует активизировать взаимодействие антимонопольного органа и правоохранительных органов .

Будут конкретизированы особенности применения антимонопольного законодательства в отдельных сферах экономики, включая розничную торговлю, распределение прав пользования недрами, землей, лесами, водными и биоресурсами. Будут приняты правила, обеспечивающие равный доступ потребителей к объектам инфраструктуры, в том числе находящимся в распоряжении субъектов естественных монополий .

Будет продолжено создание системы действенных наказаний за нарушение антимонопольного законодательства. Будет предусмотрено расширенное применение дисквалификаций должностных лиц (в частности, в отношении государственных и муниципальных служащих). В отношении наиболее злостных случаев ограничения конкуренции (участие в картельном сговоре, многократные злоупотребления доминирующим положением) будет применяться уголовное наказание в виде лишения свободы.

Необходимо последовательно использовать предоставленные антимонопольным законодательством возможности пресечения антиконкурентной государственной и муниципальной помощи. Будут уточнены запреты на избирательное предоставление льгот и преимуществ хозяйствующим субъектам со стороны органов власти и органов местного самоуправления, расширится сфера применения таких запретов.

Третье - развитие малого и среднего предпринимательства .

Будут расширены государственные программы поддержки малого предпринимательства . Их действие будет распространяться на средние предприятия, наличие которых является одним из важных факторов формирования конкурентной среды. Поддержка будет осуществляться, прежде всего, через субсидирование их расходов на повышение квалификации работников, получение международной сертификации продукции и бизнес-процессов. Важным каналом предоставления поддержки малым и средним субъектам предпринимательства станут отраслевые и региональные объединения предприятий. Будет усовершенствована упрощенная система налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента.

В приоритетном порядке будут стимулироваться создание и развитие малых наукоемких предприятий, предприятий малых форм в научно-технической сфере.

Дополнительные меры будут направлены на снижение издержек и упрощение доступа малого и среднего бизнеса к объектам электросетевого хозяйства, тепло-, водо - и газоснабжения и другим объектам естественных монополий.

Будут сокращены контрольные полномочия проверяющих органов, заменены разрешительные процедуры при открытии и ведении бизнеса на уведомительные. Расширится сфера применения обязательного страхования ответственности при сокращении лицензируемых видов деятельности .

Предстоит законодательно ограничить количество проверок хозяйствующих субъектов и сроки их проведения, значительно сократить количество внепроцессуальных проверок со стороны правоохранительных органов.

______________________________________________________________________________

Задачи по развитию предпринимательства, в том числе и в сфере дошкольного образования, поставлены и в ряде документов Правительства РФ, поскольку существующая структура предпринимательства явно имеет перекос в сферу торговли

DIV_ADBLOCK472">

Наименование показателя │ Значение │ Целевое

│ показателя│ значение

│в 2008 году│показателя

│ │в 2012 году

──────────────────────────────────────────────────┴───────────┴────────────

I. Новое качество жизни

Доля граждан, удовлетворенных полученным 40 60

образованием (по результатам социологических

исследований)

Выпуск продукции малых предприятий, процентов к 21 29

ВВП (не менее)

ПЕРЕЧЕНЬ

ПРОЕКТОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА

(в ред. распоряжений Правительства РФ от 01.01.2001 N 1622-р,

от 01.01.2001 N 1840-р, от 01.01.2001 N 1926-р)

─────┬────────────────────────────────────┬────────────────────────────────

│ │ Ответственные исполнители

─────┴────────────────────────────────────┴────────────────────────────────

5. Развитие дошкольного и общего Минобрнауки России

образования

15. Развитие конкурентных рынков и Минэкономразвития России

защита конкуренции

16. Развитие малого и среднего Минэкономразвития России

предпринимательства

Послание Федеральному Собранию

Президент Российской Медведев

Извлечение

11. В целях развития дошкольного образования:

а) разработать и реализовать программы реконструкции существующих и строительства новых детских садов;

б) обеспечить поддержку развития вариативных форм дошкольного образования, в том числе негосударственных детских организаций и семейных детских садов, предусмотрев, по возможности, предоставление им соответствующих помещений, применение пониженных ставок арендной платы , льгот по налогу на имущество;

в) предусмотреть создание для детей, не посещающих детские сады, дошкольных групп в общеобразовательных школах.

Ответственные: высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления.

1.2. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по решению вопроса местного значения «организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования»

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ

(в ред. Указа Президента РФ от 01.01.2001 N 579)

В целях реализации положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановляю:

1. Утвердить прилагаемый перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

2. Правительству Российской Федерации:

а) разработать и утвердить до 1 сентября 2008 г.:

перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов;

типовую форму доклада глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период;

методику мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;

63. Доля лиц с высшим профессиональным образованием в общей численности

педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных

учреждений

64. Общий объем расходов бюджета муниципального образования на

дошкольное образование

65. Общий объем расходов бюджета муниципального образования на

дошкольное образование в части бюджетных инвестиций на увеличение

стоимости основных средств

66. Общий объем расходов бюджета муниципального образования на

дошкольное образование в части расходов на оплату труда и

начислений на оплату труда

122. Удовлетворенность населения деятельностью органов местного

самоуправления городского округа (муниципального района), в том

числе их информационной открытостью

123. Доля муниципальных автономных учреждений от общего числа

Извлечение

Статья 89. Дошкольное образование

1. Дошкольное образование направлено на всестороннее развитие детей , формирование у них нравственных норм, приобретение ими социального опыта в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, до их приема в образовательную организацию для получения общего образования.

2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования обеспечивает познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей, укрепление и сохранение их физического и психического здоровья, а также осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования реализуется дошкольными образовательными организациями.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования может реализовываться в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (их структурных подразделениях), а также в организациях, осуществляющих содержание, воспитание и (или) оздоровление детей, в том числе в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Требования настоящей главы распространяются на такие организации при реализации ими основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

4. Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной организации сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня.

5. Услуги по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста могут оказываться в рамках индивидуальной педагогической деятельности.

Лица, осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование в области образования.

6. Дошкольное образование вне организаций, указанных в части 3 настоящей статьи, может быть получено в форме семейного образования.

7. Органы местного самоуправления организуют предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории соответствующего муниципального района или городского округа, а также организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста в семье.

Зотеева Юлия
Основные направления государственной политики в области дошкольного образования

Одним из основных направлений государственной политики в в России является решение проблемы ликвидации очередей по зачислению детей в детские сады в возрасте от 3 до 7 лет. Для это выделяются дополнительные места в муниципальных детских садах, реконструируются закрытые дошкольные учреждения , привлекаются негосударственные организации в сферу дошкольного образования . Разрабатываются меры по развитию вариативных форм обучения.

Создан эффективный контракт в области дошкольного образования с целью привлечения молодых квалифицированных специалистов, разработан проект по усовершенствования системы оплаты труда и льготных условий. Введена оценка качества работы сотрудников в соотношении с эффективностью принятой программы дошкольного образования . Контроль за профессионализмом педагогов, возможность повышения квалификации, переподготовки, посещения различных курсов, необходимых для дальнейшей работы, с целью улучшения ее качества. Так же возможность переобучения для работы с детьми с ОВЗ.

Еще одним из направлений является разработка и принятие ФГОС ДО, с целью улучшения работы в области дошкольного образования , ее лаконичности и концентрированности на отдельных областях . Возможность качественной оценки деятельности педагогов. Усовершенствование системы образования путем введения основных образовательных программ , включающих в себя направленность на все сферы образовательной деятельности , на детей с различными возможностями и особенностями здоровья. ФГОС является настоящим помощником для людей, работающих в сфере дошкольного образовании , он помог усовершенствовать нормативную базу ДОО, упорядочил систему образовательного процесса , образовательную нагрузку , финансирование, материально-техническое обеспечение и т. д.

Проведена модернизация институтов системы образования , основным критерием которой является создание благоприятных условий для детей с ОВЗ, возможность обучения их в некоррекционных организациях, а в обычных детских садах. Для этого разработаны мероприятия по повышению квалификации сотрудников ДОО, выделение денежных средств из бюджета на приобретение специального оборудования, для создания благоприятных, комфортных условий. Приняты меры, дающие возможность талантливым детям проявит себя и на дальнейшее развитие, организованы различные кружки при детских садах и дополнительные занятия.

Еще одним из основных направлений государственной политики является гармонизация национальных и межнациональных отношений в области дошкольного образования , упрочнение общероссийского гражданского самосознания. Объединение граждан с различными национальностями. Проведение мероприятий по сближению наций, организовываются беседы, открытые уроки на тему равенства наций, прав и свобод человека, патриотизм.

Рассмотрим основные направления государственной политики в области дошкольного образования в Нижегородской области .

Одним из основных направлений гос . политики в Нижегородской области является формирование области образовательной системы , обеспечивающей доступность качественного образования , совершенствование технологии образования , вовлечение инновационных форм обучения. Особое внимание уделяется системе оценке качества дошкольного образования и информационной прозрачности системы образования . Совершенствуется технология получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Немало важным направлением является привлечение молодых специалистов для работы в ДОО в поселках и деревнях, разработан комплекс привилегий для таких сотрудников (возможность получения жилья и автомобиля) . Сформирована система заработанной платы молодым специалистам, а так же льгот и субсидий. Таким образом , привлекаются квалифицированные сотрудники, и повышается качество образования в поселениях .

Решается проблема очередности в ДОО, появилась доступность в посещении детских садов детей с 3-ех лет. Используются ресурсы существующих муниципальных учреждений, реконструируются старые здания, строятся новые. Приветствуется открытие семейных детских садов, реализующих программу дошкольного образования , специалистам, работающим в семейном детском саду так же оказывается социальная поддержка из средств областного бюджета .

Все эти направления объединила в себе государственная программа «Развитие образования Нижегородской области » , содержание которой также включает развитие и укрепление системы гражданско-патриотического воспитания в Нижегородской области .

Основными направлениями гос . политики в сфере дошкольного образования в городе Дзержинск Нижегородской области являются развитие муниципальных дошкольных образовательных учреждений , оснащение их инновационным техническим обеспечением, для получения общедоступного качественного образования .

Разрабатываются меры социальной защиты детей, работников дошкольного образования , осуществление, осуществление комплекса мер по охране здоровья детей. Устанавливаются видеокамеры в учреждениях, а так же электронные замки на входные калитки.

Организовывается работа по повышению квалификации, аттестации руководящих работников и педагогических кадров. Ведется обмен опытом с педагогами других городов, проводятся различные семинары, собрания , экскурсии. Все это способствует развитию качественного дошкольного образования и множеству подходов к дошкольному воспитанию .

Важным направлением в области дошкольного образования является снижение очередности в дошкольные учреждения засчет открытия новых муниципальных детских садов, а также с помощью открытия частных дошкольных учреждений , ведущих развивающую деятельность по принятым образовательным программам . Оказывается содействие развитию негосударственных альтернативных образовательных учреждений ,а так же вариативности дошкольного образования .

Ведется направленная деятельность по сближению многонационального народа, проводятся открытые уроки и собрания на тему < ;< Многонациональная страна», «Уважение к людям других национальностей» .

Таким образом , можно сделать вывод, что все направления государственной политики дошкольного образования взаимосвязаны о объединены общей целью – развитие современного качественного образования , общедоступного для всех слоев населения России, не зависимо от национальности, социального статуса, индивидуальных возможностей здоровья.