Психологическая культура личности как результат психологического образования. Основные подходы к понятию психологическая культура

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Леонтьев Д. А. Введение в психологию искусства / Д. А. Леонтьев. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1998. - 111 с.

Поступила 12.04.11.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Е. В. Дементьева

В представленной статье осуществлен анализ современного состояния проблемы психологической культуры человека. В ней рассматриваются различные подходы к определению понятия психологической культуры, характеризуются ее структурные компоненты, функции, детерминанты, планы, уровни, а также механизмы, закономерности, стадии, условия и особенности ее развития. Разнородность и несогласованность существующих на сегодняшний день подходов свидетельствуют об отсутствии целостной, непротиворечивой теории психологической культуры.

Развитие человека как личности представляет собой процесс усвоения того, что зафиксировано в пределах материальной и духовной культуры и конкретных людях как ее носителях. Благодаря ему происходит развитие психических процессов, способностей, черт характера, потребностей, мотивов, отношений, убеждений, самосознания, всевозможных знаний, умений, навыков, т. е. всего, что делает человека человеком и обеспечивает его полное вхождение в систему общественных отношений как равноправного члена общества. Уровень необходимого развития перечисленных качеств и процессов определяется обществом как некая социокультурная норма, которой должен соответствовать каждый нормальный гражданин, каждый член общества. В каждой социокультурной норме задан необходимый уровень овладения соответствующим социальным опытом. Поэтому, если человек в полной мере овладел той или иной социокультурной нормой, можно говорить, что он обладает высокой культурой в соответствующей сфере, например, культурой общения, нравственной культурой, бытовой культурой, психологической культурой и т. д. Все это вместе называется общей культурой человека. Именно она и делает человека человеком и личностью. Трансляция культуры от одного поколения людей к другому может происходить

либо стихийно, либо целенаправленно в процессе обучения и воспитания.

Психологическая культура зарождается у ребенка уже на первом году жизни в контексте общения с матерью, а затем с другими членами семьи. Дальнейшее ее развитие стимулируется необходимостью постоянного расширения и углубления социальных контактов в семье и за ее пределами: в детском саду, в школе, во дворе, в профессиональных учебных заведениях, на работе и т. д. Развитие психологической культуры человека происходит в основном стихийно. Важную роль в этом играет чтение художественной литературы, просмотр фильмов и спектаклей, где ребенок или взрослый человек знакомится с психологическими особенностями людей (чертами характера, поступками, душевными переживаниями и состояниями), способами поведения по отношению друг к другу, межличностными отношениями и т. п.

Среди специально организованных процедур большое значение имеют мероприятия, направленные на воспитание у ребенка культуры поведения, а также уроки литературы. Любые акты жизнедеятельности человека прямо или косвенно опосредованы людьми. Поэтому психологическая культура как структурный компонент личности представляется важнейшим инструментом взаимодействия с людьми, фактором приспособления,

© Е. В. Дементьева, 2011

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | М» 2

выживания, жизненного успеха и социального бытия.

Разные авторы по-разному трактуют психологическую культуру, но в целом рассматривают ее как часть или элемент общей культуры человека, и одновременно как важнейший компонент его личности. Высокий уровень развития психологической культуры позволяет человеку правильно ориентироваться в окружающих людях; в совершенстве владеть необходимым репертуаром способов психологического воздействия и разумно пользоваться ими в условиях социальной жизни; знать и понимать самого себя, т. е. иметь адекватный образ «Я»; в совершенстве владеть приемами самоуправления и саморегуляции, позволяющими в максимальной степени реализовывать свой личностный потенциал; правильно (на гуманистических позициях) относиться к людям и строить благоприятные отношения с ними .

Психологическая культура как личностное образование имеет важное функциональное предназначение. Надо сказать, что многие авторы склонны ограничивать функциональное пространство психологической культуры и отождествлять его со спектром функций культуры общения. Мы считаем, что ее можно рассматривать как своеобразный инструмент обращения человека с другими людьми и с самим собой как с субъектами, как с личностями и как с индивидуальностями.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие функции психологической культуры: ориентировка в окружающих людях, психологическое воздействие на других людей, отношение к людям, понимание самого себя, саморегуляция и отношение к самому себе. Следует отметить, что исследуются они главным образом по отдельности, в большей или меньшей степени изолированности друг от друга. В действительности же они представляют собой разные стороны и элементы единого личностного образования - психологической культуры.

Как показывает анализ исследования, психологическая культура - это очень многогранное и плохо изученное явление. Ее можно изучать в структурно-содержательном, функциональном, культурно-истори-ческом, онтогенетическом, психолого-педагогическом, акмеологическом и во многих других аспектах.

Структурно-содержательный анализ предполагает изучение ее феноменологии и отношений между составными элементами строения. Психологическая культура как

культурно-исторический феномен может изучаться в плане сравнительного исторического и межкультурного анализа. Совершенно понятно, что психологическая культура человека, как и культура вообще, прошла длительный путь исторического развития. Например, в исторически ранние эпохи человек воспринимал себя и других совсем иначе, чем наш современник. Представления первобытного человека о себе и о других являются довольно размытыми. Он воспринимал себя как часть своей общины, включая в эту общность даже умерших членов. Такое самосознание является не индивидуальным, а скорее коллективным. Говоря о себе, он говорил о других, а говоря о других, он подразумевал самого себя. Первобытный человек не обладал психологической культурой обращения с собой. Его психологические функции были еще не окультуренными, а близкими к натуральным .

Культурологический анализ показывает, что психологическая культура отличается разнообразием в зависимости от нацио-нально-этнических, социально-экономических особенностей людей. Это отчетливо проявляется во всех ее структурных компонентах и функциональных характеристиках: в интеллектуальном - как люди воспринимают других и себя, в практическом - как люди обращаются с другими и с самими собой, в ценностно-смысловом - как люди относятся к другим и к себе. Так представители разных национально-этнических общностей имеют определенные особенности в восприятии представителей своей и «чужой» общности. Люди, исповедующие религию индуизма и буддизма, владеют особой культурой самопознания и саморегуляции (техникой йоги) и в этом отношении существенно отличаются от представителей других религиозных конфессий.

Исследования психологической культуры в онтогенетическом плане позволяют выявить механизмы, закономерности, стадии, условия и особенности ее развития. Будучи частью человека как субъекта и как личности, психологическая культура представляется социальной по своему происхождению и сущности. Социальная сущность человека определяется тем, что вся его жизнь от рождения и до смерти проходит среди людей. Он становится человеком (субъектом и личностью) прежде всего потому, что воспитывается в человеческом обществе и усваивает общественно выработанные способы поведения в различных жизненных ситуациях, способы обращения с предметами и людьми. Любое психическое образование человека (процесс,

личностное свойство, потребность и т. д.) представляются социальными по происхождению и сущности. Как показал Л. С. Выготский, именно благодаря социальному воздействию психические функции ребенка из так называемых натуральных преобразуются в высшие. Таким же путем формируются человеческие потребности, личностные черты, сознание и самосознание . *

Развитие психологической культуры жизненно необходимо, поскольку социальное бытие человека представляет собой постоянное взаимодействие с другими людьми: членами своей семьи, друзьями, одноклассниками, коллегами по работе, должностными лицами, случайными прохожими и т. д. Оно начинается буквально с момента рождения (а возможно, на более ранней стадии - внутриутробной) и продолжается всю жизнь. «Взрослый (вообще другой человек) для ребенка не просто одно из условий его развития наряду со многими другими (не просто персонификатор общественно выработанных способностей), а фундаментальное онтологическое основание самой возможности возникновения человеческой субъективности, основание нормального развития и полноценной человеческой жизни» . Важно подчеркнуть, что общение - это не просто процесс, сопровождающий психическое развитие и социальное бытие человека. Без общения они в принципе невозможны. Последствия социальной депривации для психического развития ребенка очень обширны и невосполнимы. Столь же губительна она и для социального бытия человека. Оно просто немыслимо без таких функций общения, как обмен информацией, психологическое воздействие, межличностное познание, регуляция совместной деятельности, удовлетворение многочисленных потребностей и, прежде всего, потребности в самом общении, самореализации и др.

Психологическая культура человека может рассматриваться в контексте различных сфер жизнедеятельности (профессиональной, личной) с учетом ряда особенностей (национальных, возрастных, половых и т. д.). Раз-

\ витие психологической культуры как целостного личностного образования изучено в науке довольно плохо. Предметом исследования чаще всего являются ее отдельные структурные компоненты и функции. Однако даже они изучены недостаточно полно.

Общая психологическая культура человека характеризуется наличием функций, задач, признаков, параметров, определяющих готовность эффективно решать широкий круг повседневных задач независимо от

особенностей узких, специальных видов деятельности, выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно конкретной профессиональной деятельности. Для того чтобы полно охарактеризовать понятие «психологическая культура человека», необходимо определить ее основные функции.

О функциях культуры М. С. Каган писал следующим образом: «В одном измерении - в социальном пространстве - культура призвана непосредственно удовлетворять потребности людей, поскольку они выходят за пределы природных по своему происхождению и функциям витальных нужд, свойственных всем животным, тем более, что эти потребности она же и формирует; в другом же измерении культура преодолевает власть времени над бытием человека, поскольку ее предметное бытие не исчезает в ходе удовлетворения потребностей каждого поколения, но сохраняется и передается из поколения в поколение определенный в ней разностороннйй жизненный опыт человечества» .

Л. С. Колмогорова выделяет следующие функции общей психологической культуры человека: репродуктивно-трансляционную, конструктивно-адаптационную, регулятивно-корректиру ющую, проектировочно-ориента-ционную, гармонизирующе-синергетическую, продуктивно-порождающую [ 6 ]:

Репродуктивно-трансляционная функция предполагает сохранение и передачу тех достижений в психологических взглядах, знаниях, методах, а также в достижении личностного определенного культурного уровня, которые создали бы преемственность поколений, не позволили бы последующим поколениям «откатиться» назад и создали бы условия для последовательного прогресса человечества;

Конструктивно-адаптационная функция включает в себя обеспечение социальной адаптации, эффективного взаимодействия, взаимопонимания, общения людей, различающихся по национальным, возрастным, половым и другим признакам, обеспечение эффективности внешней и внутренней деятельности человека, направленной на решение проблем, на основе имеющегося жизненного опыта, образованности, развития психических процессов и качеств;

Регулятивно-коррактирующая функция отвечает за обеспечение эффективности процессов саморегуляции, самоорганизации, самоконтроля, самосовершенствования, преодоления различных неблагоприятных психических и физических состояний;

Проектировочно-ориентационная функ-

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | 2

ция направлена на ориентирование, планирование в процессах жизненного самоопределения, сознательного проектирования, «построения» человеком своей жизни;

Гармонизирующе-синергетическая функция предполагает гармонизацию внутреннего мира человека, создание целостной непротиворечивой Я-концепции, состояние внутреннего благополучия, обеспечение полноценной духовной и душевной жизни человека, повышение качества жизни, степени удовлетворенности жизнью;

Продуктивно-порождающая функция обеспечивает процесс обновления индивидуального и общественного бытия во всех сферах жизни человека .

Е. А. Климов характеризует психологическую культуру как часть общей культуры человека (как члена семьи, гражданина, специалиста), предполагающую освоение им системы знаний в области основ научной психологии, основных умений в деле понимания особенностей психики (своей и окружающих людей) и использование этих знаний в обыденной жизни, в самообразовании и профессиональной деятельности. Таким образом, в этом определении дается характеристика «родового» понятия без разделения общей и профессиональной психологической культуры .

О. И. Мотков считает, что психологическая культура включает комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений . По его мнению, развитая психологическая культура включает: систематическое самовоспитание культурных стремлений и навыков; достаточно высокий уровень обычного и делового общения; хорошую психологическую саморегуляцию; творческий подход к делу; умение познавать и реалистически оценивать свою личность.

Становление психологической культуры автор понимает как актуализацию культурно-психологического потенциала. Раскрывая функции психологической культуры, он отмечает, что культура помогает человеку создавать реалистическую Я-концепцию, находить свой жизненный путь, организовывать свою деятельность, успешно преодолевать стрессы.

Н. Н. Обзоров в понятии «психологическая культура» выделяет три компонента:

1) понимание и знание себя и других людей;

2) адекватная самооценка и оценка других людей; 3) саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений с другими людьми .

Это определение отражает важные компоненты психологической культуры, но не исчерпывает полного объема понятия, в частности, не включает ценностно-смысловой и культуротворческий блоки культуры. А. А. Бодалев рассматривает психологвде-скую культуру личности в контексте проблемы общения. Он считает, что «...для общения, основанного на принципах гуманизма, необходима психологическая культура, основные положения которой можно попытаться свести к трем элементам: разбираться в других людях и верно оценивать их психологию, адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние и выбирать по отношению к каждому из них такой способ общения, который, не расходясь с требованиями морали и будучи направлен на утверждение идеалов, в то же время наилучшим образом отвечал бы индивидуальным особенностям тех, с кем приходится общаться» .

Л. Д. Демина определяет психологическую культуру как комплексное понятие, которое включает знания человека об основных факторах и законах развития внутреннего мира, способах и приемах саморегуляции (т. е. управление своими переживаниями, чувствами, активностью), лежащих в основе психического здоровья личности .

Мы рассматриваем психологическую культуру как высокого уровня обобщенности интегральное образование, которое включает в себя связанные по координационному и субординационному принципам различные психологические свойства и образования человека, такие как: мотивационные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, рефлексивные, регулятивные и др. Выстраивая модель психологической культуры в общепсихологическом плане, выделяется в целостной психике человека психическое образование, которое включает в себя все, что касается субъект-субъектных и самосубъектных взаимосвязей и отношений. Это образование, таким образом, имеет отношение к способам и стилям взаимодействия с другими и с самим собой, а также оно включает содержание отношений к другому человеку и самому себе. В генезисе психологической культуры следует выделять три основных уровня:

Психологическую грамотность - как некоторый минимум психологических знаний и умений, которые обеспечивают более или менее адекватное поведение;

Психологическую компетентность, обеспечивающую эффективность поведения, деятельности или социального взаимодействия с людьми;

Зрелую психологическую культуру как развитый механизм личностной саморегуляции, которая обеспечивает и эффективное, и безопасное, и гуманное взаимодействие с людьми. Можно полагать, что психологическая культура этого уровня выступает как психологическое новообразование, отражающее высокий уровень зрелости личности.

В результате изучения структуры психологической культуры можно отметить, что она включает в себя следующие основные компоненты:

Когнитивный (система научных психологических знаний о человеке и социальном взаимодействии людей, система адекватных представлений о своем внутреннем психическом мире и личностно-индивидуаль-ных качествах, развитый социальный интеллект, креативность, склонность к социальному творчеству);

Рефлексивно-перцептивный (наблюдательность, внимательность к людям, психологическая проницательность, умение адекватно воспринимать самого себя и других людей, прогностические способности, способности к идентификации);

Аффективный (чуткость к людям, развитая эмпатия и умение сопереживать, богатство и действенность переживаний, эмоциональная стабильность, отзывчивость, доброжелательность, великодушие, милосердие, чувство собственного достоинства, чувство юмора);

Волевой (способность противостоять внешнему давлению, способность подавить отрицательные эмоциональные воздействия и сильные переживания, способность не допускать срывов деятельности при значительных психических и физических нагрузках, самоконтроль, выдержка, настойчивость в утверждении нравственных ценностей и отстаивании нравственных принципов);

Коммуникативный (умение общаться с разными людьми, адекватно воспринимать и передавать информацию, умение строить и излагать свои мысли логично, доказательно и понятно, речевая культура);

Регулятивный (адаптивность, умение произвольной саморегуляции поведения и деятельности, владение собой, умение управлять своими психическими состояниями и умом, совестливость, нравственная саморегуляция);

Подсистема опыта социального взаимодействия (установки и стереотипы культурного поведения, развитые умения и навыки социального взаимодействия, соци-альная активность, терпимость к людям, вежливость, дипломатичность, добросовестность, внутреннее достоинство, интеллигентность);

Ценностно-смысловой (социальные нормы, ценности и отношения к ним, интерес к людям, толерантность, гуманность, порядочность, справедливость, ответственность, нравственность, самоуважение).

Л. С. Колмогорова определяет общую психологическую культуру человека следующим образом: «Это составная часть базовой культуры как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределиться в социуме и самореализоваться в жизни, способствующая саморазвитию, успешной социальной адаптации и удовлетворенности жизнью. Она включает грамотность и компетентность в психологическом аспекте понимания человеческой сущности, внутреннего мира человека и самого себя, человеческих отношений и поведения, гуманистически ориентированную ценностно-смыс-ловую сферу (стремления, интересы, мировоззрения, ценностные ориентации), развитую рефлексию, а также творчество в психологическом аспекте человекознания и собственной жизни» .

Таким образом, обзор литературы позволяет говорить о том, что проблема психологической культуры является актуальной в психологической науке. Психологическая культура является частью общей культуры человека. Она имеет довольно широкое функциональное значение. В самом общем плане ее можно рассматривать как своеобразный личностный инструмент обращения человека с другими людьми (включая самого себя) как с субъектами, как с личностями и как с индивидуальностями. Она представляет важнейшее условие социального бытия человека как субъекта и как личности. Психологическая культура как личностное образование не дана человеку в готовом виде, а задана в культуре общества: в людях, в межличностных отношениях, в способах и формах общения, а также в тех видах и жанрах литературы, науки и искусства, которые посвящены человеку.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бодалев А. А. Психология личности / А. А. Бодалев. - М. : Просвещение, 1988. 187 с.

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 2

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в б т. / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1982. - Т. б. - 564 с.

3. Демина Л. Д. Психологический мир личности / Л. Д. Демина. - Барнаул: АГУ, 1994. - 167 с.

4. Каган М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. - СПб. : Питер, 1997. - 342 с.

5. Климов Е. А. Основы психологии / Е. А. Климов. - М. : ВЛАДОС, 1997. - 376 с.

6. Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьников / Л. С. Колмогорова. - М. : ВЛАДОС-Пресс, 2002. - 359 с.

7. Мотков О. И. Психология самопознания личности / О. И. Мотков. - М. : Академия,

8. Обозов Н. И. Психологическая культура отношений / Н. И. Обозов. - СПб. : Питер, 1995. - 267 с.

9. Романов К. М. Психология межличностного познания / К. М. Романов. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. - 347 с.

Поступила 24.12.09.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

М. С. Ионова

В данной работе рассматривается одна из актуальных и недостаточно разработанных проблем современной психологической науки - проблема планирования и прогнозирования в профессиональной деятельности психолога. В статье представлены результаты теоретического анализа психологической литературы. В частности, выделены основные направления исследований планирования и прогнозирования в профессиональной психологической деятельности, указаны недостаточно разработанные аспекты проблемы, очерчены ближайшие перспективы дальнейшей работы в данном направлении.

Согласно положениям деятельностного подхода, активно развивавшегося в нашей стране в предыдущие десятилетия, любое психическое явление в той или иной функции включено в структуру человеческой деятельности и обслуживает ее. Не составляют исключения планирование и прогнозирование. Наличие в любой деятельности опережающего начала, отмечает Л. А. Регуш, подтверждается такой психологической характеристикой деятельности, как целенаправленность . Именно в умении планировать и прогнозировать проявляется опережающий характер деятельности человека.

Большинство исследований планирования и прогнозирования в психологии связаны прежде всего с разработкой проблемы прак-

тической деятельности. Так, Б. М. Теплов одним из первых обратился к данной проблеме. В работе «Ум полководца» автор рассматривает планирование как одно из важнейших условий полководческой деятельности, а план как один из видов прогнозирования . Е. Н. Сурковым раскрыта специфика данных компонентов в спортивной деятельности. Под руководством О. К. Тихомирова осуществлялись исследования планирования и прогнозирования в игре шахматистов . С. Н. Архангельский, Д. Н. За-валишина, В. Н. Пушкин и ряд других авторов обратились к данной проблеме, рассматривая деятельность представителей ряда рабочих профессий . Достаточно полно указанные составляющие исследованы в

Федеральное агентство по образованию

Пермский государственный технический университет

Березниковский филиал

Кафедра ОНД

Реферат по психологии

Тема: психологическая культура личности

Выполнил:

Студент группы ХТНВ - 04д

Куимов М.В.

Проверил:

Ст. преподаватель

Плетнёва Л.В.

Березники 2007

Психологическая культура личности – это характеристика гармоничности построения основных процессов поведения и управления ими. Она выражается, в первую очередь, в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития.

Изучают выраженность и качество шести частных видов культурно-психологических поведенческих проявлений:

1 - самопонимание и самопознание , наличие самоанализа своих личностных и поведенческих особенностей, в результате которого начинают лучше осознаваться свои планы, отношения и психологические особенности, образуется самооценка, реально помогающая жить, ставить осуществимые цели и задачи, направлять конкретные усилия в соответствующее своим склонностям и предпочтениям русло, быть самим собой;

2 - конструктивность общения со сверстниками, ближними и дальними людьми, помогающая продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов;

3 - хорошая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей - развитые умения поддерживать положительный эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, проявлять гибкость при решении сложных задач и в общении;

4 наличие творчества – охотное освоение новых дел, придумывание новых способов выполнения привычной деятельности;

5 - самоорганизованность - достаточно реалистичное планирование, доведение начатого дела до конца, выполнение деловых обещаний, умение распределять время на различные дела;

6 - гармонизирующее саморазвитие - наличие самозадач и деятельности по с амовоспитанию своих качеств, улучшающих образ жизни, поддержание бодрости с помощью физических упражнений, умение заставить себя соблюдать ежедневную гигиену, сохранять порядок в своей комнате и т.п.

Эти шесть частных показателей составляют общий фактор Психологическая культура личности

Развитие психологической культуры у детей связано, по-видимому, как с действием факторов наследственности и среды, так и с собственной активностью субъекта, т.е. с постановкой развивающих самозадач и их осуществлением.

О психологической культуре человека можно говорить в контексте различных сфер жизнедеятельности (профессиональной, личной), с учетом ряда особенностей (национальных, возрастных и т.д.). Например, развитие психологической культуры у детей связано, по-видимому, как с действием факторов наследственности и среды, так и с собственной активностью субъекта, т.е. с постановкой развивающих самозадач и их осуществлением, профессиональная психологическая культура определяется спецификой той или иной деятельности (учителя, врача, менеджера и т.д.), особенностями решаемых задач. В этом ракурсе базисная психологическая культура личности определяется наличием характеристик, параметров, определяющих готовность эффективно решать широкий круг повседневных задач независимо от особенностей узких, специальных видов деятельности, выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно к конкретной профессиональной деятельности. Именно в таком понимании она является предметом нашего изучения.

Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность) в области психологии, так и основные параметры развития личности. Причем, психологическая культура личности не может рассматриваться вне контекста той культуры, в которой человек вырос, живет. Она содержит в себе черты как общечеловеческой, так и национальной, социально-стратовой культуры, "вычерпывая" ее достояние в пространстве и времени.

Понятие "психологическая культура" системное и многокомпонентное. Оно может быть раскрыто с точки зрения следующих основных аспектов:

Гносеологического;

Процессуально-деятельностного;

Субъективно-личностного.

Рассмотрим содержание каждого аспекта более детально.

В гносеологическом аспекте анализа мы следуем выделенным компонентам культуры: нормы, знания, значения, ценности, символы.

Культурные нормы человека связаны с нормативностью социального поведения, его ролевыми функциями, социальными ожиданиями и т.д. В то же время с усвоением норм связано такое наследие психологической культуры как предрассудки, стереотипы психологии людей, проявляющиеся в сознании, подсознании, поведении.

Психологические знания как результат процесса познания людьми самих себя, других и как результат развития науки, выраженные в представлениях, понятиях, теориях, могут быть как научными, так и житейскими, обыденными, как практическими, так и теоретическими.

Значения - культурное средство соединения с миром посредством знаков. Значения выражаются в образах, условных знаках, жестах и словах, одежде и т.д.

Символы в сфере психологии могут быть объектом рассмотрения с точки зрения различных форм проявления в психической деятельности (сказки, сновидения, метафоры и т.д.), их трактовки, придания им личностного смысла и влияния на деятельность человека.

Ценности являются одним из наиболее сложных компонентов психологической культуры, как в плане определения, так и в плане их присвоения ребенком. Ценности соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном.

Таким образом, одной из центральных проблем содержания психологического образования является определение того, что, когда, в каком объеме и на каком уровне сложности представить для освоения в различные возрастные периоды из огромного "багажа", накопленного психологией за время ее существования, а также психологического опыта, накопленного мировой практикой и представленного в художественной литературе, фольклоре.

Процессуально-деятельностный аспект анализа психологической культуры определяется кругом и содержанием задач, которые предстоит научиться решать человеку, и организацией деятельности по ее освоению.

В субъективно-личностном аспекте анализа те компоненты, которые объективно представлены в культуре, характеризуются как ставшие достоянием личности, присвоенные субъектом культуры. В этом плане могут быть выделены и проанализированы культура общения, речи, поведения, чувств, мышления и т.д.

Психологическая культура как составная часть системной культуры общества многослойна. В нее входят:

1)Обыденное психологическое знание и психологические практики, присутствующие в рамках религиозной жизни, общественно-политической, экономической, образовательной деятельностей.

2)Психологическая профессиональная деятельность и практическое знание, имеющее научное обоснование и вместе с тем долю искусства (психотехники, различные школы психологического консультирования и психотерапии и т.д.).

3)Психологическая наука и образование (в основном высшее), образующие сферу психологии.

Взаимосвязь образования и культуры подчеркивается многими отечественными и зарубежными авторами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, И.А. Зимняя, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Образ культуры проецируется в современные типы образовательного процесса, и ее воспроизводство осуществляется в образовании. В этой связи актуальным и своевременным становится определение понятия «психологическая культура человека» и рассмотрение его содержания как важнейшей составляющей общей культуры человека.

Итоги научного и практического развития психологии в XX в. еще не обобщены, не осмыслены и тем более не интегрированы в собственную субкультуру. Разные методологические подходы к феномену человека, в частности и к феномену жизни, живого вообще, конфронтация двух основных парадигм, естественно-научной и гуманитарной, построение психологической науки, обретение психологией собственной практики, расширение ее влияния на многие области человеческой деятельности вызывают тревогу по поводу возможной утраты «культурного кода науки» (В.П. Зинченко). «Культурный код науки» транслировался в прошлом самими живыми его носителями, создателями оригинальных научных школ и направлений. Таким образом, представление о содержании психологической культуры можно получить путем эмпирического анализа того уникального и типического, что отличало самих создателей «культурного кода». Были выделены некоторые основные компоненты психологической культуры:

1) гуманизм, увлеченность, бескорыстность, страстная преданность науке;

2) исключительная тщательность и внимание к фактам;

3) понимание относительности научных доказательств и выводов;

4) высокий уровень личностной рефлексии, способность к иронии и самоиронии;

5) широкие культурные интересы, развитый эстетический вкус;

6) широкая гуманитарная культура;

7) речевая выразительность, наполненность эмоциональной жизни;

8) миро и жизнеутверждение, оптимизм, альтруизм.

В меньшей степени носителям подлинной психологической культуры были свойственны гибкость и социальная адаптированность по отношению к основным мировоззренческим категориям.

Между тем вне профессионального сообщества психологическая культура до сих пор складывается стихийно. Ее отличает аморфность, нерасчлененность и неосознанность. Задача формирования психологической культуры подрастающего поколения не может быть решена без развития индивидуальной психологической культуры взрослых, родителей, воспитателей, учителей и самих психологов.

Психологическая культура является важной составляющей персональной культуры человека. Ее отличают следующие особенности:

1) широкое общекультурное образование;

2) потребность быть культурным человеком;

3) желание иметь психологическую культуру;

4) потребность быть носителем психологической культуры;

5) чувствительность к психологическому опыту, опыту собственной жизни;

6) осознанность мыслей, чувств, поведения;

7) способность к проблематизации событий собственной жизни;

8) конструктивное, творческое осуществление собственной жизни.

Психологическую культуру нельзя передать как застывшую архаичную форму. Культура «живет» не внутри формы, а на ее границах, проявления ее спонтанны, они отражают индивидуальность ее носителя. Культура психологического знания и опыта может снять проявления бескультурья, но при условии осуществления ее в ходе «живого опыта», путем развития «культурного состояния», направленного на осуществление определенного усилия по изменению себя.

Длительное время культура рассматривалась как нечто внешнее по отношению к индивиду, все еще недостаточно изучены внутренние условия становления культурного опыта. Присвоение культуры осуществляется в ходе социокультурного развития индивида, и в этом процессе важное значение имеет индивидуальный опыт его жизни.

Тезис о взаимодействии и взаимовлиянии индивидуального и социального опыта применяется в качестве объяснительной модели в многочисленных исследованиях, посвященных самым разным проблемам психологической науки.

Не оспаривая безусловную справедливость данного подхода, важно особым образом выделить категорию индивидуального опыта человека . И главным образом потому, что в изучении становления всех культурных форм развития, в том числе и психологической культуры, индивидуальный опыт человека до сих пор не стал предметом специального исследования. Между тем мы полагаем, что именно этот опыт является одним из важнейших внутренних условий формирования психологической культуры. Долгое время внутренняя жизнь человека вообще не была специальным предметом исследований в психологии. Этот пробел восполнялся в других гуманитарных науках, и прежде всего в литературе.

Сложность изучения индивидуального опыта хорошо осознается современными исследователями. Он становится психологической реальностью лишь в прикладных областях, главным образом в психотерапии и клинической психологии. В своей практической работе психологи активно взаимодействуют с самыми разными гранями индивидуального опыта человека – опыта души, тела, духа, способствуют его проявлению, выявлению, осознанию, трансформации, развитию. В немедицинской модели психотерапии повышение и развитие психологической культуры клиента – важнейшее условие оказания ему помощи. И это не зависит ни от школы, ни от направления, к которому принадлежит практик. Несмотря на разнообразие используемых форм и языков, результатом становится персонификация и объективация психологического опыта человека.

В качестве наиболее значимого опыта индивида многие авторы рассматривают его детский опыт. Примечательно, что это уникальное образование исследуется и в контексте биографии индивида, и в случаях острого психологического кризиса. Установлено, что огромное значение в организации первичных доречевых форм опыта имеет общение с окружающими ребенка людьми и те отношения, которые у него складываются с ними.

Однако многие авторы подчеркивают, что не так важен сам опыт, как-то, что с ним (опытом) происходит. Он может быть «пустым», незаполненным, аморфным, как, например, у воспитанников детского дома, может привести к парадоксальным явлениям, развитию психологической устойчивости, к формированию копингповедения (о взрослых, помещенных в детстве в концентрационные лагеря, пишет X.Томэ), может быть жизненным сценарием или основой девиантного поведения.

И только под влиянием социокультурного опыта индивидуальный опыт вместо стихийного и неосознанного, не интегрированного и не связанного с генетически более поздними образованиями может «прийти в движение», быть преобразованным, трансформированным, развитым. По меткому выражению М.К. Мамардашвили, только «идеальная форма порождает реальную», «меняет горизонты движения», производит «окультуривание» нижележащих образований. Обобщенный и осознанный опыт собственной жизни создает условия для общей психической регуляции и личностного развития, становясь основой изменений и самоизменений субъекта.

Для повышения устойчивости субъекта по отношению к жизни важен не столько факт происшедшего, сколько превращение «внешних» событий жизни во «внутренние». Так закладываются основы потребности в человечности, формируется гуманистическая направленность личности. С одной стороны, случайные события могут быть преобразованы в значимые лишь при участии личности в собственной жизни, с другой – прошлый опыт является основой «богатства связей с миром». Личность опосредует собственную зависимость от обстоятельств своей жизни, результатом чего становится образование внутреннего мира человека.

Однако особенности проявления общественных закономерностей на индивидуальном уровне почти не изучены. Они трудны для изучения в силу того, что особенно велика здесь сила субъективного фактора. Вместе с тем различные формы опыта человека, в том числе и детского, имеют определенную культурную отнесенность. Об этом свидетельствуют активно развернувшиеся в последнее время многочисленные исследования, направленные на выяснение роли макро и микросоциальных влияний в становлении социально-психологических качеств личности. Большое внимание уделяется изучению социальной нестабильности в России и ее роли в процессах социализации ребенка.

В исследованиях была предпринята попытку выявить специфику детского опыта детей и взрослых в контексте происходящих в России социальных трансформаций. Под детским опытом понимаются не факты реальной биографии, а представленные в сознании и выраженные вербально яркие воспоминания о собственной жизни. Исследования основывались на высказывании М.К. Мамардашвили о том, что происшедшее может быть «раскручено» и что начало индивидуализации «во впечатлениях, позволяющих человеку войти в самого себя».

В индивидуальном детском опыте найдет отражение общекультурная ситуация в динамике ее изменений в современной России, в нем могут проявляться все важнейшие предпосылки для формирования психологической культуры ребенка: чувствительность к опыту собственной жизни, способность выявить и выразить собственные впечатления, а также их конкретная наполненность, отнесенность к миру людей, бытийному, событийному, природному или вещному пластам жизни.

Сравнение отраженности в сознании собственного детского опыта детей и взрослых позволило получить наиболее полное представление о психологической культуре взрослых и таких ее проявлениях, как рефлексивность, осмысленность, осознанность и конструктивность в реальной жизнедеятельности. Наряду с этим психологическая культура взрослых рассматривалась как-то «культурное поле», в котором происходит формирование психологической культуры ребенка.

В специально осуществленном экспериментальном исследовании были сопоставлены особенности личностного опыта детей и взрослых в контексте тех социальных изменений, которые произошли в России за последнее десятилетие XX в. Личностный материал, полученный в опытах с детьми 8–10 лет и взрослыми – педагогами и воспитателями в возрасте от 25 до 35 лет в 1988г., был сопоставлен с аналогичными данными, полученными в 1999г. Возраст испытуемых и профессиональная принадлежность взрослых были идентичными. Исследование осуществлялось с использованием метода анализа «Самого яркого детского воспоминания», специально сконструированных проективных бесед и рассказов, личностный материал был дополнен анализом «Рисунка семьи» Г.Т. Хоментаускаса.

Результаты исследования обнаружили высокую эмоциональную значимость для всех испытуемых собственного детского опыта. Мы встречали общее положительное отношение к заданию, ярко выраженный интерес к событиям прошлой жизни, стремление дополнить письменное задание устным рассказом о себе и установить контакт с экспериментатором.

Таким образом, можно констатировать, что воспоминания педагогов и их воспитанников свидетельствуют о большей эмоциональной устойчивости взрослых по сравнению с детьми. Однако содержание и качественное своеобразие детских воспоминаний у двух групп испытуемых характеризуется ярким сходством. Это касается также и того обстоятельства, что ни у взрослых, ни у детей не удалось выделить категорию жизненного успеха. Позитивная окраска воспоминания не была связана с направленностью на достижение и выделение себя как активного и энергетически «заряженного» субъекта. Социальная ситуация нашла яркое отражение в динамике представленности событий собственной жизни в сознании детей и взрослых. Эмоциональный фон, существующий в обществе, оказал влияние на тенденцию к регрессу к детству (у детей) и, возможно, сделал актуальным прошлое как источник ресурсности (у взрослых). Сходные проявления, обнаруженные в исследовании у детей и взрослых, позволяют охарактеризовать то «культурное поле», в котором происходит сегодня социализация ребенка. По-видимому, процесс социализации сегодня не менее актуален для взрослых, чем для детей.

Анализ индивидуального опыта детей, отраженный в невербальной продукции, позволил выделить два самых распространенных типа семьи: «Я нужен и любим, и я люблю вас тоже»; «Я нелюбим, но от всей души желаю приблизиться к вам». От 1988 до 1999г. число первого типа семей сокращается в 1,5 раза, а число второго типа увеличивается в три раза.

В рисунках, относящихся к благополучному типу семьи, с течением времени снижается индекс сотрудничества близких с ребенком, нарастает рассогласование с наиболее предпочитаемой персоной и идентификация с ней. Уменьшается число изображений родителей – матери и отца, «Я-изображение» все чаще изолировано от других и несет на себе черты эмоционального неприятия, отвержения. В изображении себя к 1999г. все чаще встречается негативная окраска, но при этом «Я» ребенка приобретает черты самостоятельности, он все больше концентрируется на самом себе.

В неблагополучном типе семей вообще нет самых счастливых, ребенок активно подчеркивает свою изоляцию от близких, часто преуменьшает состав семьи, в два раза чаще изображает конфликтные ситуации. В таком типе семей полностью отсутствует сотрудничество. Рисунки позволяют констатировать, что в семье резко сократилось сотрудничество взрослых с детьми, упал индекс позитивных чувств, нейтральные эмоциональные состояния и негативные образы себя у детей становятся типичными. Эти данные вполне соответствуют фактам, полученным при анализе индивидуального опыта ребенка в предыдущей части исследования. Согласно нашим данным взрослые передают детям аморфно сложившийся и недостаточно осознанный, а потому неструктурированный опыт собственной жизни, который не является по-настоящему событийным. И в семье, и в школе дети, по-видимому, не общаются достаточно полно со взрослыми. Дефицитарность общения распространяется и на сферу взаимодействия со сверстниками, и потому детские контакты лишены событийности. Эмоциональная заряженность жизни ребенка находится за пределами школы, и это обстоятельство препятствует усвоению социокультурного опыта, столь редко и незначительно представленного в детских сочинениях.

Очевидно, пришло время обобщить, систематизировать и проанализировать полученные знания в данной области. В связи с этим важно определить поле и содержание деятельности психологов в новом ракурсе и направить усилия психологов на формирование психологической культуры личности. Формирование психологической культуры личности это целенаправленная превентивная работа психолога в специально организованных педагогических условиях, направленная на усиление позитивных тенденций личности, развитие ее творческого потенциала и ресурсных возможностей психики.

Литература

    Леонтьев А.Н. Психология общения. Москва, 1997.

    Крупник Е.П. Психологическая устойчивость индивидуального сознания. Москва, 1997.

    Андреева Г.М. Социальная психология. Москва, 1996.

    Журнал «Педагог» №3(2004).

    Попова М.В., Формирование психологической культуры личности, Просвещение, 1999

    сайт «Формирование психологической культуры личности»: http://old.prosv.ru/metod/egorova/index.html

Зачем нужна психологическая культура личности человека?
Она необходима для гармоничного развития человека, правильного понимания себя, других людей и окружающей действительности, что способствует сохранению психического здоровья, добрых отношений и взаимопонимания.

Приветствую Вас, уважаемые посетители кабинета Олега Матвеева, где Вы можете бесплатно задать вопрос психоаналитику .
Желаю всем психического здоровья!

Психологическая культура личности

Познание самого себя , других людей и мира в целом, во всем многообразии и неповторимости — это основа психологической культуры личности.

Психологическая культура помогает:

  • большему осознанию своих возможностей; интеллекта , работоспособности, общительности , склонностей , социальной направленности личности, характера и темперамента и др.;
  • лучше понять и осознать свои истинные желания и потребности, а также способности и возможности для реализации жизненных планов;
  • правильно организовать свою учебу и работу, досуг и быт;
  • оптимально регулировать личные и деловые взаимоотношения с другими людьми (детско-родительские , отношения со сверстниками и партнерами , с друзьями и любимыми)

Психологическая культура человека…

Она является природным дополнением к физической культуре. И, как последняя помогает развить и сохранить физическое здоровье, психологическая культура человека — сохраняет психическое.
А так как психическое и физическое в человеке нераздельны — вывод очевиден.

Естественно, всем необязательно быть профессиональными психологами, чтобы следить за своим психологическим состоянием; чтобы понимать себя и других людей; чтобы планомерно развиваться и строить благополучную и счастливую жизнь; чтобы быть счастливым самому и приносить счастье другим, и, чтобы преобразовывать окружающий мир под себя. Для этого достаточно стать психологически культурным человеком.

Формирование психологической культуры людей

Формирование психологической культуры должно начинаться с детства. Лучшим вариантом стало бы ее включение в воспитательный процесс в семье и школе.
А то получается, что наша система образования заботится о физической культуре человека, а про психологическую -вовсе не думает.

Однако, в современном мире не стоит надеяться на кого-то, а лучше брать ответственность за свое развитие и за своих детей на себя. И самостоятельно поднимать свой культурно-психологический уровень, что, как следствие, дает человеку больше возможностей жизненного выбора, и главное, личную свободу и счастье.

Введение

Важнейшей социальной задачей цивилизованного общества является укрепление психического здоровья и обеспечение гармоничного развития подрастающего поколения. Здоровье детей является одной из основополагающих ценностей образования на современном этапе.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности в течение всей жизни.

Состояние психического здоровья детей - это важнейшая составная часть их общего здоровья, оно определяет будущее нашей страны.

Понятие психологической культуры

В настоящее время становится все более очевидным тот факт, что психология, обслуживая систему образования, не может оставаться в стороне от решения насущных социальных проблем, связанных с качеством воспроизводства нации, с состоянием общей и психологической культуры общества. Многие проблемы современной общественной жизни в своей основе имеют отсутствие культуры и, прежде всего, психологической культуры граждан. Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура современного общества, отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребенок нередко с момента рождения попадает в «зону риска» -- риска не стать человеком. Уровень психологической культуры общества можно рассматривать как «зону ближайшего личностного развития» молодого поколения страны. В связи с этим одна из важных задач практических психологов -- поиск и реализация средств, способов влияния на общественное сознание в направлении возрождения психологической культуры. И начинать, очевидно, надо с детства, в котором «сокрыта универсальная генетическая программа развития как совершенствования» (Р. Быков).

Тему психологической культуры нельзя рассматривать отдельно от психологической грамотности. Психологическая грамотность как совокупность элементарных психологических знаний и умений представляет собой азы психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т.д.), умениями, символами, традициями, правилами и нормами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т.д. Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации, и т.д. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности способами психологического познания. Причем речь идет не только о знаниях, но и их применении, исполнении норм, правил на уровне ролевого поведения, социальных функций, традиций. Под грамотностью мы понимаем вслед за Е.А. Климовым, Б.С. Гершунским, Б.С. Ерасовым необходимую минимальную ступень и образованности, и компетентности, и культуры в целом.

Общая психологическая грамотность - это ступень в освоении культуры, доступная каждому нормально развивающемуся человеку.

Но одних знаний для развития психологической культуры недостаточно. Культура личности всегда проявляется во взаимоотношениях людей. Можно сказать, что основу психологической культуры личности составляют психологические знания, оплодотворённые общечеловеческими, гуманистическими ценностями. Реализация таких знаний в обществе осуществляется с позиций и в контексте уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству человеческого достоинства как своего, так и другого человека. Нравственные принципы, благородство чувств, которые выражаются в способности человека к тонким переживаниям, глубокому сопереживанию, в способности поступать великодушно являются сутью психологической (внутренней) культуры личности. Януш Корчак, великолепно зная и понимая психологию ребёнка, писал: «Я часто думал о том, что значит «быть добрым»? Мне кажется, что добрый человек - это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует».

Психологическая культура сама собой не рождается, её развитие предполагает внимание к внутреннему миру ребёнка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, к сверстникам, к окружающему миру, к происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Таким образом, в науке 20 века некоторые ученые обратили внимание на существование особого детского мира, обладающего собственной культурной системой представлений о мире и о людях, социальных норм и правил, наследуемых от поколения в поколение детей традиционных форм фольклорных текстов.

Дети должны быть подготовлены к пониманию того, как вести себя в обществе по-человечески, как разбираться в том, что происходит в этом обществе и пр. Психологическое образование представляется необходимым и естественным для нормального развития современного подрастающего человека. Психологическая культура не только проявляется во взаимодействии людей, но служит регулятором этого взаимодействия, предполагает и реализует живое общение, обусловленное взаимным уважением собеседников. Психологическая культура исключает манипулирование сознанием, чувствами, отношениями людей. Овладение культурой начинается с момента рождения человека. И эта судьба в значительной степени определяется той культурной средой, которая с момента рождения окружает ребёнка. Каждый учится быть человеком, и это научение происходит в контексте культуры и образования.

Психологическая культура касается душевной жизни человека: мыслей, чувств, состояний, межличностного взаимодействия, т.е. психологической реальности. «Психологическая реальность - чувства, эмоции, мысли индивида и человеческой группы».

Психологическая культура: 1) система представлений человека о психологической составляющей окружающей его социальной реальности; 2) совокупность навыков по познанию особенностей межличностных отношений; 3) умение сообразовывать свое поведение с действиями других людей и со своим внутренним миром, со своими потребностями.

Психологическая культура включает в себя умение личности выделять психологическую реальность из окружающего мира, получать знания о психологической реальности, уметь действовать в этой психологической реальности в соответствии с полученными знаниями.

Психологическая культура проявляется в трудовой деятельности, во взаимодействии с другими людьми (межличностные отношения: совместная деятельность и общение), в самопознании и самовоспитании, саморазвитии самого человека.

Итак, психологическая культура отражает две стороны: 1) как человек может остаться самим собой, сохранить собственное «Я»; 2) насколько успешно человек может общаться с другими людьми.

Психологическая культура проявляется в трех сферах (аспектах): это психологическая культура деятельности, психологическая культура общения, опыт самоорганизации.

Психологическая культура деятельности связана с тем, что человек может:

Выделить психологическую реальность из структуры деятельности;
- отделять мотивы работы от осуществляемого поведения;
- связывать психологическую абстракцию с поведением.

Таким образом, психологическая культура человеческой деятельности - это «системное единство смысла действия, знания о нем и соответствующих умений, обеспечивающих его эффективную реализацию».

В психологическую культуру общения входит:

Умение получать знания о психологической реальности друг друга (о ситуации общения, о взаимных ценностях и целях, о психологических особенностях друг друга, о том, каким тебя представляет партнер);

Умение пользоваться этим знанием в общении, чтобы выстраивать эффективную коммуникацию. Отсутствие психологической культуры общения приводит к деструктивной коммуникации, которая разрушает межличностные отношения;

Умение предвидеть возможное развитие ситуации, связанное с поведением определенной личности, и смоделировать ближайшее будущее, которое может возникнуть в межличностном общении в силу разницы психологического состояния субъектов.

Психологическая культура самоорганизации включает:

Умение соотносить свои собственные действия со значимым эталоном, т.е. общепринятыми нормами. Это важнейшая характеристика личностного самоуправления;

Умение правильно вести себя в условиях нормативного конфликта. Нормативный конфликт - это ситуация, когда обстоятельства предъявляют к человеку противоречивые, а часто и взаимоисключающие требования. Данную ситуацию называют ситуацией неопределенности. В ситуации неопределенности человек должен уметь анализировать обстоятельства, определить к ним свое отношение, построить программу поведения в нетипичных условиях;

Способность к рефлексии, т.е. к анализу собственных мыслей и чувств. Рефлексия - это механизм самоорганизации и ядро психологической культуры. Психолог Ж. Пиаже доказал, что у маленьких детей нет способности к рефлексии. Ребенок не может встать в отношение к самому себе и проанализировать себя, свои мысли, чувства и поступки. Отсутствие рефлексии Пиаже назвал детским эгоцентризмом. Преодоление детского эгоцентризма происходит в процессе длительного умственного созревания ребенка, с изменением, усложнением условий жизнедеятельности ребенка.

Психологическая культура личности - это «акт духовного напряжения индивида, в котором преобразованию («окультуриванию») подвергаются выделенные личностью структуры психологической реальности и связанные с ней действия».

Таким образом, психологическая культура личности дает возможность выстраивать эффективную коммуникацию между людьми, правильно ориентироваться в психологической реальности и влиять на свое собственное психологическое состояние и управлять собственным поведением.