Песнь о вещем Олеге. Описание картин Васнецова. "Могила" вещего Олега зарастает бурьяном Роль волхвов в языческой Руси

"ЭКСПЕРТЫ" ОБНАРУЖИЛИ В КАРТИНЕ В. ВАСНЕЦОВА "НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ"
Кировская область: 2010-03-16 08:43:50

Стали известны подробности уголовного дела по 282 статье УК РФ против родновера Алексея Добровольского ("Доброслава").

"Эксперты" кафедры педагогики и психологии Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования вывели следующее абсурдное заключение, касающееся картины Виктора Михайловича ВАСНЕЦОВА "Встреча Олега с кудесником", 1899 г., изображенной на обложке работы "Доброслава" "Волхвы":

"Признаки манипулятивного психологического воздействия обнаружены в брошюре «Волхвы», использованы вербальные (словесные, речевые) и невербальные (неречевые) средства. К невербальным манипулятивным воздействиям относится оформление обложки «Волхвы», на которой изображён старец, указывающий отряду воинов направление действия. Старец одет в простую одежду: длинную рубаху, лапти, он только вышел из леса. В описании старца читается образ язычника. Указующий жест руки старца в отношении воинов свидетельствует о его повелевании, обладании определённой властью над ними. Исходя из положения о том, что обложка книги выражает её ключевую идею, можно сделать вывод о стремлении автора к повелеванию, власти над другими людьми, направленности на борьбу".

Таким образом картина великого русского художника фактически была признана экстремистской. Работа "Волхвы" же была внесена в Федеральный список экстремистских материалов.

Между тем, соратники Доброслава обратились к родноверам, а также правозащитникам, представителям СМИ и просто людям с активной гражданской позицией с призывом к максимально широкому распространению информации о данном деле с целью создания общественного резонанса.Они указывают на асурдность обвинений и вероятность того, что показательный процесс над Доброславом станет началом нового витка репрессий.

А вот и сама "ЭКСТРЕМИСТСКАЯ КАРТИНА":

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам*,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

В. Васнецов "Встреча Олега с кудесником". Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге"

А вот что (не без злорадства!) пишут по этому поводу "наши" вахабитские бГатья:


emiratkavkaz 16.03.2010 00:05:52

Картина русского художника XIX века В. Васнецова признана Ленинским судом экстремистской
Как только сейчас стало известно, 16 февраля 2010 года вступило в законную силу решение Ленинского районного суда города Кирова от 24 декабря 2009 года о признании Васнецова Виктора Михайловича, русского, рожд. 1848 г, художником-экстремистом, на основании заказанную органами ФСБ экспертизы по его картине "Встреча Олега с кудесником", изготовленную им масляными красками по заказу неустановленного следственными органами лица в г. Москва в 1899 г. Данная картина в качестве иллюстрации была опубликована в брошюре одного из старейшин национал-социалистического движения в России Алексея Добровольского («Доброслава»), также признанной экстремистской.

По решению суда все литографии этой картины подлежат уничтожению вместе с брошюрами Алексея Добровольского. В заключении ГУ «Владимирская лаборатория судебной экспертизы» говорится: "К невербальным манипулятивным воздействиям относится оформление обложки "Волхвы", на которой изображён старец, указывающий отряду воинов направление действия. Старец одет в простую одежду: длинную рубаху, лапти, он только вышел из леса. В описании старца читается образ язычника. Указующий жест руки старца в отношении воинов свидетельствует об их повелевании, обладании определённой власти над ними. Исходя из положения о том, что обложка книги выражает её ключевую идею, можно сделать вывод о стремлении автора к повелеванию, власти над другими людьми, направленности на борьбу".

Решение суда после вступления в законную силу запрещает гражданам Российской Федерации смотреть на картину "Встреча Олега с кудесником", имеющую ярко выраженное экстремистское содержание, направленное на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации. Граждане других стран могут посмотреть на нее на американском сайте Викимедии по следующей ссылке.
Отдел мониторинга КЦ
(КЦ - сокращённо "кавказ-центр", сайт русофобов-сепаратистов выступающих за создание кавказского джамаата во главе с Ичкерией и для этого объявившие "газават" неверным Русским - прим. комбатант)

Так что ЗДЕСЬ - никакого разжигания, чистА "буква закона"...


«Встреча Олега с кудесником» - акварель Виктора Васнецова. Написана в 1899 году в рамках цикла иллюстраций к «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина.

В оформлении поэмы Васнецов заимствовал мотивы древнерусских традиций оформления книг. Помимо собственно иллюстраций, Васнецов разработал буквицы, композиции, заставки. Цикл «Песнь о вещем Олеге» Васнецова оказал значительное влияние на развитие русской книжной иллюстрации, в частности на Ивана Билибина и художников объединения «Мир искусства».

Сообщения в прессе о предположительном признании иллюстрации экстремистской

По сообщениям некоторых российских СМИ в марте 2010 года, картина была использована в оформлении обложки книги националиста-неоязычника Алексея Добровольского «Волхвы». 27 апреля 2010 года решением Ленинского районного суда города Кирова семь книг Добровольского, в том числе и «Волхвы» были признаны экстремистскими материалами. При этом в некоторых СМИ было указано, что экстремистской была признана и обложка книги. Приводился текст экспертизы, якобы проведённой специалистами из Кирова и Владимира:

Признаки манипулятивного психологического воздействия обнаружены в брошюре «Волхвы», использованы вербальные (словесные, речевые) и невербальные (неречевые) средства. К невербальным манипулятивным воздействиям относится оформление обложки «Волхвы», на которой изображен старец, указывающий отряду воинов направление действия. Старец одет в простую одежду: длинную рубаху, лапти, он только вышел из леса. описании старца читается образ язычника. Указующий жест руки старца в отношении воинов свидетельствует о его повелевании, обладании определенной властью над ними. Исходя из положения о том, что обложка книги выражает её ключевую идею, можно сделать вывод о стремлении автора к повелеванию, власти над другими людьми, направленности на борьбу.

В приговоре суда отсутствует информация о признании картины Васнецова экстремистским материалом. конце апреля 2011 года Ленинским районным судом г. Кирова были даны опровержения о признании картины как экстремистской и художника - как экстремиста. По различным данным, психологи Кировского института заявили, что либо изображение на обложке не рассматривалось как экстремистское, либо они не проводили экспертизу по запросу прокуратуры.

Примечания

  1. 1 2 Екатерина Лушникова. Язычник в Европейском суде // Радио Свобода, 24.04.2011
  2. KM.ru. Синельников Михаил. Великий Васнецов осуждён по «русской статье». Посмертно
  3. 1 2 ProGorod. Алексей Носков. Кировские психологи оказались вовлечены в скандал
  4. 1 2 Ленинский районный суд г. Кирова. Дело № 1-71/2010 (80119)
  5. 1 2 Pravda.ru. Сергей Николаев. Любовь к Перуну приводит в Страсбург
  6. Rupo.ru. Русский художник Виктор Васнецов «осуждён» посмертно по ст. 282 УКРФ
  7. ВебПресса.ком. xtro. Forbes.ru «осудил художника Васнецова»
  8. Ленинский районный суд г. Кирова. Обращения граждан. Признание художника Васнецова экстремистом посмертно
  9. Город Киров. Алексей Ивакин. Скандал с картиной Васнецова: обвинения в экстремизме оказались подлогом

Литература

Ссылки

  • Виктор Михайлович Васнецов. Иллюстрации к «Песне о вещем Олеге» А. С. Пушкина
  • Васнецова причислили к экстремистам
  • Ознакомиться с делами: Афродита; Скажи мне, кудесник; Пиво // Эхо Москвы

Написана в 1899 году в рамках цикла иллюстраций к «Песни о вещем Олеге » А. С. Пушкина .

Виктор Васнецов
Встреча Олега с кудесником . 1899
Бумага , акварель
Государственный Литературный музей , Москва

В оформлении поэмы Васнецов заимствовал мотивы древнерусских традиций оформления книг. Помимо собственно иллюстраций, Васнецов разработал буквицы, композиции, заставки. Цикл «Песнь о вещем Олеге» Васнецова оказал значительное влияние на развитие русской книжной иллюстрации, в частности на Ивана Билибина и художников объединения «Мир искусства ».

Сообщения в прессе о предположительном признании иллюстрации экстремистской

По сообщениям некоторых российских СМИ в марте 2010 года, акварель была использована в оформлении обложки книги националиста -неоязычника Алексея Добровольского «Волхвы» . 27 апреля 2010 года решением Ленинского районного суда города Кирова семь книг Добровольского, в том числе и «Волхвы» были признаны экстремистскими материалами . При этом в некоторых СМИ было указано, что экстремистской была признана и обложка книги . Приводился текст экспертизы, якобы проведённой специалистами из Кирова и Владимира :

Признаки манипулятивного психологического воздействия обнаружены в брошюре «Волхвы», использованы вербальные (словесные, речевые) и невербальные (неречевые) средства. К невербальным манипулятивным воздействиям относится оформление обложки «Волхвы», на которой изображен старец, указывающий отряду воинов направление действия. Старец одет в простую одежду: длинную рубаху, лапти, он только вышел из леса. В описании старца читается образ язычника. Указующий жест руки старца в отношении воинов свидетельствует о его повелевании, обладании определенной властью над ними. Исходя из положения о том, что обложка книги выражает её ключевую идею, можно сделать вывод о стремлении автора к повелеванию, власти над другими людьми, направленности на борьбу

mp-3 плейер

(музыкальное сопровождение)

Сирин и Алконост. Песнь радости и печали

Прощание Олега с конем. Иллюстрация к “Песни о вещем Олеге” А.С.Пушкина

Васнецов Виктор Михайлович (Viktor Mikhailovich Vasnetsov, 1848–1926), великий русский художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте.
Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге (где наставником Васнецова был Иван Николаевич Крамской) и в петербургской Академии художеств (1868–1875).

Васнецов - основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Живописец Васнецов преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен. Среди этих живописных былин и сказок Васнецова – картины "Витязь на распутье" (1878, Русский музей, Санкт-Петербург), "После побоища Игоря Святославича с половцами" (по мотивам сказания "Слово о полку Игореве", 1880), "Аленушка" (1881),"Три богатыря" (1898), "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897; все картины – в Третьяковской галерее). Некоторые из этих произведений ("Три царевны подземного царства", 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез. Для своей картины "Аленушка" художник долго не мог найти модель. Ни одна из девочек, по мнению художника, не походила на ту сказочную сестрицу Иванушки, которую он так ясно представлял себе. Но однажды художник понял, что у его героини должны быть глаза Верочки Мамонтовой (той самой, с которой Серов писал свою «Девочку с персиками»). И он тут же переписал лицо заново, попросив девочку хотя бы полчаса посидеть перед ним неподвижно.

Мастером декоративной живописи Васнецов проявил себя в панно «Каменный век» (1883-85), написанном для московского Исторического музея, изобразив на нем древних предков славян. Но самым крупным его свершением в области монументального искусства явились росписи киевского Владимирского собора (1885-96); стремясь по возможности обновить византийские каноны, художник вносит в религиозные образы лирическое, личностное начало, обрамляет их фольклорным орнаментом.

Самобытен вклад Васнецова также в историю архитектуры и дизайна. В русском стиле он видел не просто предлог для подражания старине, но и почву для воспроизведения таких свойств древнерусского зодчества, как органическая, «растительная» целостность и декоративное богатство форм. По его эскизам в Абрамцеве были выстроены церковь в духе средневековой псковско-новгородской традиции (1881-82) и шутливо-сказочная «Избушка на курьих ножках» (1883). Им была также разработана декоративная композиция фасада Третьяковской галереи (1906) с гербом Москвы (св. Георгий, побеждающий дракона) в центре.

После 1917 художник ушел целиком в сказочную тему, о чем красноречиво свидетельствуют заглавия последних крупных полотен: «Спящая Царевна», «Царевна-Лягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна Несмеяна», «Сивка-Бурка», «Баба-Яга», «Три царевны подземного царства», «Сирин и Алконост»... Он существовал на пенсию, предоставленную ему, как заслуженному художнику, советской властью, которой он, в свою очередь, вынужден был продать дом, являющийся теперь домом-музеем. В горнице этого дома и по сей день стоит богатырский дубовый стол с изображение огромного Двуглавого Орла во всю ширь, который ярко иллюстрирует масштаб и дух васнецовского монархизма. Значение Васнецова для развития творческой стихии русского монархизма трудно переоценить. Именно на его картинах воспитывалось поколение будущих теоретиков русского самодержавия (И. А. Ильин, П. А. Флоренский). Именно Васнецов дал начало национальной школе в русской живописи (М. Нестеров, П. Корин, И. Билибин). Черно-белые открытки с изображениями картин Васнецова, миллионными тиражами издававшиеся в годы Первой мировой войны, способствовали высокому патриотическому подъему русского духа. Не менее велико было влияние художника и на советское искусство и культуру, именно в васнецовские буденновки (или как они первоначально назывались - богатырки), разработанные художником для одного-единственного праздничного парада царской армии, в силу особого стечения обстоятельств стали формой той армии, которая в 1918-1922 восстановила единство страны и дала отпор иностранной интервенции.

Скончался Васнецов в Москве в своей мастерской, работая над портретом художника М. В. Нестерова.

Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, Апполинарий Васнецов также был художником - отнюдь не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием. Превосходный мастер-пейзажист, А. М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы. Редко кто, однажды увидев, не запомнит его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем столь убеждающе реальный образ древней русской столицы.

В 1900 году Апполинарий Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств, затем руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а с 1918 году возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города.

Внук Виктора Васнецова, Андрей Васнецов, тоже стал художником, впоследствии - основоположником так называемого "сурового стиля". В 1988-1992 гг. Андрей Васнецов был председателем Союза художников СССР, деействительным членом Российской Академии художеств, с 1998 - член Президиума. Был почётным председателем Фонда Васнецовых.

Во всех языческих культурах важную роль играли жрецы, служившие посредниками между людьми и сверхъестественными силами – духами и божествами. В дохристианской Руси таких людей называли волхвами.

Волхвы осуществляли ритуалы, связанные с поклонением славянским богам, а также, как считалось, могли узнавать волю богов и прорицать будущее. Неудивительно, что они обладали огромным влиянием, в том числе и политическим.

Роль волхвов в языческой Руси

Исследователи Иванов и Топоров полагают, что само слово «волхв» имеет тот же корень, что и «волосы». Волхвы носили длинные волосы и бороды, никогда не стриглись, за что их могли называть «волосатыми» («волхатыми»). Вероятно также, что именно от «волхва» произошли слова «волшба», «волшебство», то есть «колдовство».

Волхвы участвовали в религиозных обрядах, совершали жертвоприношения, проводили магические ритуалы, гадали, занимались целительством. При этом они занимали довольно высокое положение в государственной иерархии: власть предержащие часто приходили к ним за советом. Всем нам известна легенда о Вещем Олеге, который, пожелав узнать у кудесника, что сбудется с ним в жизни, услышал в ответ предсказание о грядущей смерти от собственного коня.

Волхвы в период христианства

С принятием христианства для волхвов настало неблагоприятное время. Отныне язычество объявлялось вне закона, и они могли потерять свой статус. Это вынуждало волхвов выступать на стороне оппозиционных киевской власти сил.

Так, в 1024 году волхвы возглавили восстание в Суздальской земле. Как рассказывает «Повесть временных лет», там приключилась засуха, вызвавшая неурожай и голод. Волхвы обвинили в этом «старшую чадь».

Ситуация накалилась до того, что в город для урегулирования конфликта прибыл киевский князь Ярослав Мудрый: «В се же лето въсташа волъсви в Суждали, избиваху старшую чадь къ дыяволю наущенью и беснованью гаголяще яко си держать гобино. Бе мятежь великъ и голод по всеи тои стране. Идоша по Волзи вси людье в Болгары и привезоша жито и тако ожиша. Слышав же Ярославъ волхвы приде Суздалю изъимавъ волхвы расточи, а другым показны, рек сице: “Бог наводить по грехомь на куюждю землю гладом или мором ли ведромь ли иною казнью, а человекъ не весть ничтоже”».

По мнению советского историка Тихомирова, это событие являло собой яркий пример борьбы низших слоев населения – «младшей чади» против «старшей» - феодалов и знати, при этом движущей силой восстания исследователь считает крестьян (смердов). Что же до волхвов, то они, с его точки зрения, олицетворяют собой сопротивление церковной власти.

В отличие от своего коллеги, доктор исторических наук Фроянов полагает, что в данном случае речь шла о конфликте между волхвами и местными языческими вождями-старейшинами: первые обвиняли вторых в том, что те нарочно задерживают дождь, чтобы не было урожая. Что же касается приезда Ярослава Мудрого, то он прибыл в Суздаль вовсе не для того, чтобы усмирить восстание, а по каким-то своим делам.

В общем, ясно, что тут присутствовали волхвы, но вот кто подразумевается под «старшей» и «младшей» чадью и какую роль в этом сыграл князь Ярослав, остается предметом исторических споров.

Аналогичная ситуация сложилась в 1071 году в Новгороде. Считается, что Новгородское восстание было спровоцировано несколькими причинами: неурожаем, недовольством народа знатью и, наконец, насильственной христианизацией.

Вот что пишет об этом советский историк Мавродин в книге «Народные восстания в древней Руси XI-XIII вв.»: «…Во главе восставших против „старой чади“ смердов стояли волхвы, которые стремились использовать антифеодальное выступление народа для возврата к прежним дохристианским культам».

Так или иначе, в Новгороде во время правления князя Глеба Святославовича объявился некий волхв и стал пророчествовать и проводить «антихристианскую пропаганду», толкая народ на убийство епископа.

Епископ, выйдя к людям в полном облачении и с крестом, попытался вразумить их, но это ему не удалось. Тогда за него вступился князь Глеб со своей дружиной. Поскольку никто из народа не перешел на сторону епископа, князь решил взять хитростью и, подойдя к волхву со спрятанным под плащом топором, спросил: «Знаешь ли, что завтра случится и что сегодня до вечера?»

Волхв подтвердил, что это ему известно. Тогда князь поинтересовался: «А знаешь ли, что будет с тобою сегодня?». «Чудеса великие сотворю», - хвастливо отозвался смутьян. Глеб неожиданно вытащил топор и разрубил волхва. После того как он упал мертвым, люди разошлись, и мятеж не состоялся.

Борьба за власть

Были в XI веке и другие смуты, связанные с волхвами. В частности, они выступали на стороне полоцкого князя Брячислава Изяславича против киевского князя Ярослава Мудрого, а также поддержали в борьбе за власть в Киеве сына Брячислава, Всеслава Полоцкого, который, согласно летописям, был «рожден от волхвования», а также сам обладал умениями волхвов, такими, как оборотничество, гадание и наваждение (видимо, тут имеется в виду умение насылать на людей морок). Правда, княжил в Киеве Всеслав недолго – всего семь месяцев.

Волхвы всячески пытались удержать утраченное могущество. «Повесть временных лет» описывает, как во время голода 1071 года в Ростовской земле и Белозерье жрецы обвинили в его причинах «лучших жен», то есть самых знатных женщин, якобы прятавших съестные припасы. Кудесники чудесным образом доставали из-за спин обвиняемых «жито, либо рыбу, либо белку». Понятно, что это был ловкий трюк, дабы продемонстрировать свои магические способности.

Фроянов считает, что выступления волхвов представляли собой «религиозный и бытовой конфликт общины со своими высшими властями».

Последние упоминания о волхвах как языческих жрецах встречаются в новгородских и псковских летописях XIII-XIV столетий. Позднее на Руси так стали называть любых знахарей, колдунов, чернокнижников и носителей различных «ересей».