Главная задача страховочной системы — распределить усилие при срыве и предотвратить травмы. Можно услышать разные названия: система, обвязка, беседка. Если ремни страховочной системы обхватывают пояс и бедра спортсмена — перед нами нижняя система, страховочная беседка, если грудь и плечи — верхняя система, грудная обвязка, если присутствует и то и другое — это полная система (страховочная привязь, обвязка).
Грудные обвязки использовались в прошлом веке и сегодня сами по себе не применяются, только в комбинации с нижней системой, потому что при срывах сдавливают грудную клетку и могут вызвать удушение. Полная система используется в промышленном альпинизме, потому что обеспечивает комфорт при длительном зависании, а также часто на соревнованиях из-за соображений безопасности. Нижние системы, беседки, широко применяются в альпинизме, горном туризме и скалолазании. В зависимости от вида активности и задач ножные обхваты системы различаются по ширине и возможности регулировки. Также есть специальные женские модели.
В АльпИндустрии представлены сертифицированные страховочные системы для разных видов активности от Black Diamond, CAMP, Edelweiss, Petzl, Singing Rock и других брендов.
Страховка для альпиниста - гарантия безопасности. И речь идет не только о снаряжении.
Нужно ли покупать специальный полис страхования покорителям вершин?
Чем он отличается от обычной страховки?
Ответ на вопрос, нужна ли страховка при занятиях экстремальными видами спорта, лежит на поверхности - разумеется, она необходима!
Альпинизм относится к самым опасным видам активного отдыха. Опасность поджидает со всех сторон - спортсмен может невзначай подвернуть ногу, взбираясь по крутому склону или просто получить травму по неосторожности.
«Видавшие виды» спортсмены сейчас усмехнутся - с ними точно такого не случится! Только вот никто не отменял риск камнепадов, схода лавин, непогоды и прочих природных сюрпризов.
Горы прекрасны, но непредсказуемы. Именно поэтому рекомендуем купить полис не только профессиональным спортсменам, но и обычным любителям.
Отличается ли такая страховка от стандартного полиса?
Порядок действий и перечень документов для оформления страховки альпиниста ничем не отличается. Разве что при оформлении полиса нужно будет добавить «Спортивные риски » или «Экстремальные виды спорта».
Главное отличие такой страховки - стоимость. Она обойдется в 2-3 раза дороже обычной. Вполне логично - опасность в горах гораздо выше, чем при прогулке по улицам города.
На что обратить внимание при выборе полиса?
В первую очередь - на сумму страхового покрытия. Дело в том, что зачастую травмы, полученные в горах, носят тяжелый характер, и страховки с недостаточным покрытием может не хватить для полной оплаты комплексного лечения.
Что покрывает страховка альпиниста?
«Базовый» набор предусмотренных услуг включает в себя:
- - первая помощь на месте происшествия;
- - транспортировка в больницу;
- - стационарное и/или амбулаторное лечение;
- - экстренное хирургическое вмешательство;
- - проведение диагностических исследований;
- - предоставление необходимых для лечения препаратов и средств фиксации;
- - посмертная репатриация.
Что может дополнительно входить в страховку?
В зависимости от страховой компании можно рассчитывать на:
- - поисково-спасательные операции;
- - эвакуацию с места происшествия;
- - визит родственника в экстренной ситуации.
Какие случаи могут быть признаны не страховыми?
Перед восхождением на гору уточните не является ли место, где вы будете подниматься, особенно опасным: какова вероятность схода лавины, камнепада. Если в процессе подъема вам встретится запрещающий знак - не пересекайте его.
Игнорирование таких предупреждений может привести к тому, что случай будет признан не страховым.
Уверены, что альпинизм и алкоголь для вас не совместимы. Все же напоминаем, что нахождение в состоянии алкогольного опьянения в момент происшествия гарантировано приведет к отказу в выплате.
Что делать при наступлении страхового случая? Как вообще это работает?
Вот представьте обычную ситуацию: Петр отправился с друзьями в поход в горы. Там он сорвался с уступа и сломал ногу (на голову Петру упал камень, его покусали волки, он вывихнул лодыжку - нужное подчеркнуть).
Альпинистская страховка – первый опыт общения со страховыми компаниями
Нужна ли альпинистская страховка? Этот вопрос интересовал меня и в советское время, но тогда он казался не очень важным. Нет, конечно, в случае смерти семья могла получить какие-то деньги, но непосредственно страхуемого это казалось мало. Я уже двадцать лет занимаюсь горным туризмом. И в моих группах были спасательные работы, бывали и в группах моих друзей, но все они как-то проходили без участия официальных представителей. Тащили участники группы, помогали встречные команды, но все это было на добровольной, не официальной и тем более не денежной основе. Да, я защищал маршрут в МКК, регистрировался в КСС, но всегда четко понимал, что реальной помощи в случае ЧП они не окажут. Нет, в МКК обычно сидят квалифицированные люди, которые могут дать много полезных советов по маршруту, но что они могут сделать в случае ЧП? Максимум – организовать поиски тел после окончания контрольного срока.
То же самое относится и КСС. Единственный случай помощи от КСС был больше похож на курьез. Мы делали четверку на первенство Москвы (Дигория, Цей). Поход был очень сложным, много перевалов и на спуске с последнего, когда на горизонте уже показалась трава, я расслабился и стал энергично объяснять первой связке, чтобы они шевелились быстрее или уступили дорогу нам, как следствие, потерял концентрацию, сорвался и сдернул свою жену. Во время рывка веревка захлестнула ей руку и сломала палец, так что удержать меня она не смогла. Благополучно перелетев через бергшрундт по снежному мосту мы остановились, вкололи Ирине обезболивающее и, как могли, зафиксировали сломанный под 90 градусов палец. Потом я побежал с ней вниз – искать врача. В двух (!) альплагерях врачей не нашлось и я поймал машину, которая отвезла нас в больницу в Орджоникидзе, ныне Владикавказ. Расплачиваясь с шофером я с удивлением узнал, что он из КСС. Это был единственный случай помощи от КСС за все мои походы. Нет, наверное, КСС кого-то спасало, но, скорее всего в местах массового скопления людей, например на Эльбрусе, а не в глухих углах, где обычно и проходили мои походы.
Реальная помощь всегда приходила от других групп, но тоже не от всех. Заметил, что наши группы и группы из Восточной Европы – всегда приходят на помощь, а вот на западников надежды мало. Видимо они считают, что спасательные работы – не их дело, а дело спасателей. Понятная позиция, конечно лучше, когда спасением занимаются профессионалы, особенно когда они в этом месте есть.
В этом году, решив сходить на Монблан, я вспомнил об этой особенности поведения западников. Конечно, Альпы – самый спасаемый район на планете, здесь работают настоящие профи, но и получают они за это настоящую, а не символическую зарплату. А кто же будет оплачивать такие расходы, если, не дай бог, что-то случится? Ведь обычная страховка, без которой вас не выпустят за границу, в горах не действует. Задумавшись об этом я поехал в страховую компанию в которой меня застраховали французы при оформлении визы – в АВИКОС.
“Нет никаких проблем” – заверила меня улыбающаяся девушка. “Доплачиваете по коэффициенту за риск и получаете необходимую вам альпинистскую страховку”. “А вертолет на спасательных работах оплатите?” – спрашиваю я, вспоминая страшные суммы в которые обходился час полета вертолета на спасработах в советское время. “Конечно, не беспокойтесь, все будет нормально” – отвечает девушка и забирает деньги. После чего вписывает нужные дни в страховой полис.
Смутно проскальзывает мысль, что неплохо бы подробно изучить договор. Да и странно, что девушка не выдала мне новые документы, а просто вписала слова альпинизм в стандартный бланк. Но может так всегда и происходит, у меня же еще не было опыта оформления альпинистской страховки. Да и в реальность наступления такого случая не верится, ведь в горы мы ходим не для того, чтобы нас там спасали.
Август 2003 года. В Европе два месяца стоит страшная жара. Снег стаял, обнажились трещины, возросла техническая сложность маршрутов и, вдобавок, начались сильные камнепады. Очень сильно сыпало при подъеме от хижины Тет Рус к хижине Гуте, в так называемом “кулуаре смерти”. Ирина как раз наблюдала за македонцем, когда в него попал большой камень. Смерть на глазах – большое нервное потрясение, но утром мы все же поднялись и пошли на Монблан. За время восхождения ситуация ухудшилась еще сильнее, сыпало уже не только в кулуаре, но и по всему склону, несколько человек было убито, несколько ранено.
В воздухе все время кружил спасательный вертолет.. В конце концов французские власти решили, что число жертв слишком велико и закрыли проход между хижинами Гуте и Тет Рус. Мэр Ле Зуша открыл воздушный коридор к хижине Гуте для эвакуации застрявших там восходителей.
Вертолеты весь день спускали людей и к нашему возвращению с вершины, в лагере уже никого не было. Что делать? Спуск закрыт, да и сыпет так, что идти туда не хочется. Подняться вверх на Гуте и идти по пути первопроходцев через ледник Боссон? Но там так все стаяло, такая рвань, что и следов прохождения нет. Ждать пока кончатся камнепады? А сколько ждать, хватит ли газа (приходится топить снег) и продуктов и успеем ли на самолет в Москву?
Остается одно – спасательный вертолет, тем более что через час улетает последний. Это эвакуация по распоряжению властей и тариф льготный – 500 евро за борт, но все равно сумма не маленькая. Но чего мне волноваться, я ведь как раз такую ситуацию оговорил со страховой компанией.
Звоню по сотовому в Москву. Вежливый мальчик отвечает, что сегодня выходной и мне нужно перезвонить завтра. “Завтра будет поздно, это последний вертолет. Завтра сюда не будет коридора и никто не сможет прилететь”. “Хорошо, спускайтесь, но возьмите все документы”.
Быстро собираемся и улетаем вниз. Беру счет, в котором написано, что я эвакуирован с горы Гуте в связи с угрозой для жизни. Беру копии французских газет, описывающих ситуацию на Гуте.
Звоню в Москву. Менее приветливый голос по телефону мне объясняет, что раз я не пострадал, то и страховой случай не наступил. Впрочем, приходите в офис в Москве, разберемся.
Вернувшись в Москву еду в красивый многоэтажный офис страховой компании. Меня встречает совсем неприветливая тетка. “Чего пришли? Никаких денег не получите. Вот посмотрите договор пункт такой-то. Медицинской помощи ведь не оказывалось? А спасение жизни медицинской помощью не является. Людей убило? А на психические травмы страховка тоже не распространяется ”.
“А если бы я отказался от эвакуации, пошел под камнепад – я бы получил страховку в случае ранения?”
“Нет, так как спуск был запрещен и это расценивалось бы как умышленное создание страховой ситуации, почти как самоубийство”
“То есть денег я бы в любом случае не получил?”
“Да, именно так”.
Какие выводы можно сделать из моего первого опыта такого страхования?
Все же страховаться надо, но в каких-то проверенных альпинистами фирмах, хорошо бы узнать в каких, причем лучше всего в таких, которые оплачивают счета на месте, так как выбить деньги задним числом, в Москве, гораздо труднее. Понятно, что не юристу трудно сразу уловить все подводные камни, на которые будет опираться страховая компания, отказывая вам в оплате спасательных работ, но все же надеяться на типовой договор, а тем более верить на слово симпатичным девушкам, не стоит, а следует потратить несколько часов на детальное изучение пунктов договора. Это поможет вам сэкономить деньги при восхождениях в Европе.
Если вы зарабатываете себе на жизнь выполняя высотные работы методом промышленного альпинизма, то одним из самых важных вопросов для вас является вопрос обеспечения безопасности. Если он для вас не является важным, то эффективность этой работы с большой долей вероятности в результате будет не очевидной, поскольку на лечение или похороны нужно будет потратить довольно много денег. В этой статье я постараюсь передать главные аспекты этой философии в самом простом приближении и для базового и простого варианта, работы в безопорном пространстве.
Вчера я очередной раз пообщался с балбесами, не правильно представляющими себе вопрос обеспечения личной безопасности и не это является проблемой, а то, что балбесы считают себя вполне успешными и состоявшимися профессионалами. Кроме того, я вчера, ура, получил образец нового страховочного устройства от CAMP, имеющего название .
В данной статье, я сразу хочу провести рамки, речь идёт о работе на верёвке в безопорном пространстве, то есть системе, когда спусковая и страховочная верёвка закреплены вверху и вы на этой верёвке (или верёвках в случае неоходимости горизонтальных перемещений) спускаетесь или поднимаетесь, осуществляя страховку за отельную верёвку (или веревок в случае существенного разнесения спусковых). Обеспечение страховки при работе в опорном пространстве требует другой теории и описания.
Очевидное
Для начала, я очередной раз выдам очевидные и уже надоевшие, само собой, банальные истины.
- Страховочная верёвка всегда должны быть независимо от того 300 метров под вами или 3
- Панический рефлекс - это реальность, а не выдуманная теория. Наибольшая опасность в методах страховки связана именно с этим понятием.
- Страховочная верёвка практически никогда не должна использоваться не для страховки без крайней необходимости. Есть исключения, но в рамках этой статьи о них разговора нет. Страховочная верёвка должна выполнять строго определённую отведённую ей роль.
- Страховочная веревка не должна быть динамической (с удлинением больше 6 процентов при нагрузке в 80 кг), также она не должна быть суперстатической с удлинением меньше 3 процентов.
- Верёвка для страховки не должна в случае обрыва основной запустить вас в увлекательный полёт с неизвестным финалом маятником, потому, что она была закреплена в стороне от основной.
- Промальп должен отчётливо понимать, что происходит и бывает при обрыве основной верёвки. Чаще всего несчастные случаи происходят на небольшой высоте, когда глубина падения больше, чем глубина реакции страховочного устройства.
Разумность (призываю включить мозг)
Обеспечить безопасную работу можно используя практически любые способы страховки. Можно успешно страховаться с помощью прусика из 8-мм шнура, грамотно завязанного на верёвке, жумара или многочисленных дешёвых зажимов типа капля, что само собой, я не призываю делать. Это допустима в крайних случаях, как мне кажется, но, если это норма, а не исключение, такой способ совершенно не эффективен с точки зрения продуктивности работы и опасен постоянным искушением правило нарушить. При понимании того, что происходит при возникновении динамической нагрузки на страховочную верёвку и зажима, есть все шансы остаться в списке живых и здоровых людей.
Понимание опасности от такого эффекта, как панический рефлекс даёт все преимущества в той игре, в которую мы все играем от рождение до смерти. Иллюзорность надёжности очень высока. Нет ни одного шанса, что при обрыве верёвки вы отпустите страховочное устройство и этот факт носит давно уже не теоретический характер.
Использование динамики для страховки. Можно просто посчитать. Над вами 100 метров. Под вами 10 до земли. Ваш вес 80 кг. Вы используете ASAP , не дающий лишнего проскальзывания. Обрыв основной верёвки отправляет вас в падение. Динамика - это резинка, поэтому к тому моменту как она начнёт стремиться задержать падение вы накопите достаточно кинетики. Удлинение динамики обычно 7-9 процентов для нагрузки в 80 кг. То есть, даже не учитывая кинетику падения в статическом состоянии вы повисните в 1-3 метрах от земли. Но этого не произойдёт, потому что вы не из ваты, а из мяса и встреча с землёй будет такой, что не оставит вам шанса уйти на своих ногах домой.
Использование суперстатики из наикрепчайшего арамида, кевлара, дайнемы и прочего также недопустима. Срабатывание страховки это всегда динамический процесс. Поэтому, нагрузки при срабатывании на суперстатике будут запредельными для точки закрепления, устройства и вас. Результат может быть не очень.
Козырной ASAP
Выпущенный компанией Petzl не так давно с претензией на идеальное страховочное устройство. Обязательно с амортизатором 20 или 40 см при использовании вопреки часто встречающемуся мнению, что и без амортизатором нормально. ASAP решает главную проблему в обеспечении безопасности - исключение панического рефлекса. Фиксация произойдёт в любом случае, схватитесь вы за него или нет. Глубина срабатывания, насколько я знаю составляет порядка метра на практике. То есть при обрыве верёвки вы пролетите то расстояние, которое отпущено длиной амортизатора и положение устройства в момент падения и глубину проскальзывания до полной фиксации.
Также нужно упомянуть о проблеме выдувания верёвки в момент, когда выше вас её много, а ниже не очень. Ветер может вытягивать верёвку из устройства и чем больше её вытянет, тем больше глубина падения в случае возникновения этой ситуации.
Резюмируя я хочу убедить вас, что даже такое идеальное устройство как ASAP не позволяет забывать о постоянном контроле этого звена.
Скользящие устройства, попробуй обгони
Принцип устройств в том, что они скользят по верёвке и не требуют участия при спуске или подъёме. Поэтому, они всегда ниже точки закрепления самостраховки на системе, поэтому всегда при срабатывании будет обеспечено падение на определённую глубину. Срабатывание устройства возникает при небольшом ускорении прохождения верёвки через него. Все устройства такого рода имеют возможность ручной блокировки свободного скольжения и в этом случае его можно зафиксировать выше точки и обеспечить минимальную глубину падения. При этом все они имеют проскальзывание по верёвки до фиксации, какие-то больше, какие-то меньше. Поэтому, чем меньше длина самостраховки, тем лучше. Рекомендуемая длина - 40 см. Это вполне комфортная длина, которая позволяет не испытывать неудобство от того, что зажим мешается при работе и в тоже время обеспечивает небольшую глубину падения. Выдувание верёвки в этих устройствах не происходит за счёт чувствительного срабатывания, не позволяющего верёвке выскальзывать вверх. Панический рефлекс, как возможность плохого развития событий минимизирован, при том, что этот риск всё равно есть. Можно случайно в падении устройство схватить.
Лидером на данный момент по качеству и надёжности, совершенно очевидно является от CAMP . Обеспечивая минимальную глубину проскальзывания оно кроме этого рассчитана на применение с нагрузкой до 200 кг. Самым популярным является Kong BackUp , завоевавший популярность за счёт адекватной стоимости и хороших характеристик. Уже не одному моему знакомому он спас жизнь, причём именно за счёт быстрой реакции устройства на падение.
Зажимы требующие дисциплины, которые вообще-то использовать нельзя, и при этом все используют
Многим промальперам использование зажимов, которые нужно двигать по верёвке рукой стоило жизни и здоровья. Есть две причины, а точнее опасности. Первый и самый главный- это панический рефлекс. При обрыве основной верёвки в момент, когда рука держит зажим, нормальный и здоровый человек его не отпустит. Инстинкт самосохранения - самый сильный из инстинктов и преодоление его осознанием ситуации требует времени во много раз превышающем то время, что отпущено на реакцию. На практике, человек даже не может вспомнить что произошло, если он, само собой ещё жив. Второй причиной является то, что часто зажим оказывается слишком низко, потому, что промальпер просто не передвинул его при подъёме по верёвке. В этой ситуации высока степень плохого развития событий. Человек может долететь до земли, если высота не большая. Может произойти перекусывание, переплавление верёвки, снятие рубашки с неё. Также есть зажимы, которые на практике деформировались и ломались. Самым распространённым типом в этом многочисленном типе являют собой устройства с названием капля
Некоторые зажимы могут протягиваться по верёвке вверх без участия, если вес верёвки, уходящей вниз позволяет. Самым распространённым у нас является, и его младший брат . Можно достаточно безопасно использовать эти зажимы для страховки, потому, что у них очень хорошие динамические и эргономические свойства. Главное помнить о паническом рефлексе и при спуске двигать уcтройство не беря его рукой, а зажимая самый низ большим и указательным пальцем. При движении вверх, чтобы уменьшить глубину возможного падения, я на практике, пускаю самостраховку над сгибом руки, толкающей жумар. В этом случае зажим всегда максимально высоко. Но эти зажимы не являются страховочными, они созданы для других целей. Я пишу о них сейчас только потому, что они в любом случае лучше с точки зрения безопасности, чем те, которые описаны в прошлом абзаце и, поэтому я о них пишу.
IRATA позволяет
И теперь главный класс устройств, который допустим для страховки при условии соблюдения дисциплины и при исключении главной опасности в виде панического рефлекса. Это практика IRATA, ассоциации, у которой за всю историю не было ни одного смертельного случая, наскольо я знаю, и их философия использования буксируемых устройств.
Есть несколько страховочных устройств, позволяющих протягивать их по верёвке не трогая сам зажим руками. Это в частности Pezl Shunt , DMM Catch , недавно появившийся S.Tec Duck R . Также неплохое устройство , работающее по этому принципу предложили парни из Krok, которые протестировали его на срыв с фактором 1 и 2. Все эти устройства объединяет способ их использования для страховки. Они передвигаются за дополнительные шнурки, которые в случае срабатывания не могут удержаться рукой или отщелкиваются при срыве. Поэтому, на примере Petzl Shunt, короткий шнурок ввязывается в предназначенное для него места и при работе держится между главным и указательным пальцем (и только так). В данный момент, насколько я знаю, Petzl официально говорит о неприменимости Шанта для страховки, но использует ли его сейчас IRATA для страховки, честно говоря, не знаю. Я не вижу особых отличий в плане безопасности Шанта от других устройств в этом классе.
Всё остальное
Все остальные варианты страховки находятся вне данной статейки, их как мне кажется применяют очень отважные люди, очевидно считающие промышленный альпинизм экстремальным видом спорта. Этот абзац я пишу прежде всего тем парням, которые вчера убеждали меня, что они абсолютно уверенны в себе, когда работают на двух разнесённых верёвках с использованием двух спортивных по своей сути Gri-gri .
Такие дела.
Тимур Ахмедханов, промышленный альпинист
Но даже использование сертифицированного снаряжения не дает гарантий - применение снаряжения с ошибками или использование ошибочных технических приемов также очень опасно. Рассмотрим силы, которые действуют на разные элементы страховочной цепи при срыве. Внимание!
Во всех расчетах мы принимаем вес сорвавшегося 80 кг, но нужно помнить, что при весе сорвавшегося большим, чем 80 кг усилия значительно вырастут. Например если рывок при весе сорвавшегося 80 кг и факторе рывка 1,7 (это стандарт для испытаний по UIAA) составит 8,3 кН, то при весе сорвавшегося 114 кг и аналогичных прочих условиях рывок составит 11,1 кН, что очень близко к установленному UIAA пределу безопасности для сорвавшегося в 12 кН. А главное, что при этом на промежуточную точку страховки будет воздействовать усилие более чем в 18 кН, что находится далеко за границей прочности для любого страховочного снаряжения кроме стационарных (шлямбурных) крючьев.
Поэтому стоит обратить самое серьезное внимание на вес лидера, и дать себе правдивый ответ - сколько вы весите со всей одеждой, рюкзаком, снаряжением, биваком и т. д. Ваша безопасность напрямую зависит от этого ответа. Оценив вес сорвавшегося вы можете оценить максимальный фактор рывка, падение с которым не травмирует сорвавшегося и не приведет к разрушению страховочной цепи.
|
|
На сегодняшний день это одна из самых надежный частей страховочной цепи, современные стандарты даже не оговаривают ее прочности, сила максимального рывка это гораздо боле важный фактор. Все современные веревки гарантируют нагрузку на сорвавшегося при весе груза 80 кг и факторе рывка 1,77 не более 9 кН, что оставляет запас на старение веревки, ее намокание и т. д., в любых условиях рывок не превысит установленного UIAA предела безопасности в 12 кН. По данным независимых тестов прочность современных статических и динамических веревок составляет не менее 15 кН с завязанным узлом «восьмерка». Что дает опять практически двукратный запас прочности. При использовании веревок типа Half (двойная, половинка) или Twin (сдвоенная) также достигается повышение надежности страховочной цепи от перебивания веревки камнями или от обрыва на остром ребре. Прочностные и динамические характеристики веревок типа Half и Twin не уступают характеристикам одинарных веревок. Силы действующие на промежуточную точку страховки.
|
Данный фактор делает верхнюю промежуточную точку самым нагруженным и соответственно самым слабым звеном в страховочной цепи. Посмотрите на свое снаряжение, у вас нет ни одно из устройств для организации промежуточных точек страховки (за исключением ледобуров), которое выдерживает рывок в 15 кН, который возникает на промежуточной точке при силе рывка на сорвавшегося в 9 кН. И это только паспортные характеристики снаряжения, которые не учитывают непрочность породы и ошибки при установке снаряжения на рельефе.
|
Исходя из этого знания срывы с фактором рывка > 1 возможны только при использовании в качестве промежуточных точек страховки стационарных (шлямбурных) крючьев, прочность которых находится в диапазоне от 18 до 22 кН. Альпинистские карабины, петли и оттяжки выдерживают нагрузка не менее чем 22 кН, что достаточно для использования в любом месте страховочной цепи.
Внимание!
Не смотря на то, что петли и оттяжки обладают необходимым запасом прочности, следует помнить, что их динамические характеристика мало отличаются от характеристик стального троса. Особенно это заметно на коротких оттяжках, основную длину которых составляет сшивка в три слоя ленты и страховочные станции, на которых петли используются сложенными в 2, 4 или даже 6 раз. Увеличение количества одновременно нагруженных ветвей приводит к значительному снижению динамических характеристик петли. Страховочное устройство.
Стандарт на страховочно/спусковые устройства UIAA вводит только с 2012 года, устройства выпущенные до этого времени тестировались только производителем. Независимые тесты показали, что обычная «восьмерка» выдерживает нагрузку более 30 кН, устройства типа реверсо и шайба Штихта также обладают необходимым запасом прочности. На сегодняшний день UIAA рекомендует для занятия альпинизмом устройства базирующиеся на принципе Шайбы Штихта (стакан, корзинка, реверсо, ATX-XP, ATX-XP Guide и т.д.), устройства типа «восьмерка» в каталогах многих фирм проходят как «олд скул» устройства.
|
Напротив в практике применения «восьмерок» в России сложился очень опасный стереотип - веревку в восьмерку заправляют через карабин, а не через «шейку» устройства.
|
|
|
Основным качеством страховочной станции является ее надежность - возможность выдержать рывок максимально возможной силы. Данная характеристика достигается распределением нагрузки на несколько точек страховки и наличием дублирования/подстраховки - которые обеспечивают выполнение станцией своих функций при отказе одного или нескольких элементов. Организация станций на одной точки возможна, только если это абсолютно надежная точка - монолитный скальный выступ, надежное живое дерево и т. д.
Организация станции на одном стационарном крюке (шлямбуре) недопустима! Рекомендации по организации страховочной станции достаточно подробно изложены в работе «Организация станций страховки» согласно рекомендациям нем. альпинистского союза DAV» и многих других пособиях. Посмотреть можно
|
Рассмотрим несколько ситуаций при различных методах закрепления страховочного устройства.
Ситуация 1.Лидер срывается и повисает на веревке, которая проходит через промежуточную точку страховки. Страховочное устройство закреплено на станции. При этом усилие равное 0,66 усилия на сорвавшегося (до 6 кН) воздействует на страховочное устройство и, если оно прикреплено к станции, то и на станцию в направлении ВВЕРХ. Обычно лидер, организуя станцию, рассчитывает ее на приложение нагрузки в противоположном направлении - ВНИЗ, что и понятно - ему надо организовать самостраховку, страховать второго и худший случай, на который рассчитывается станция, это падение с фактором рывка 2 непосредственно на станцию (если промежуточных точек нет или они не выдержат), все эти силы направлены ВНИЗ, При нагружении такой станции ВВЕРХ с высокой степенью вероятности произойдет ее разрушение при незначительных нагрузках - закладные элементы очень чувствительны к направлению приложения усилия, тоже относится и к станциям на скальных выступах и крючьях. А если после этого произойдет и отказ промежуточной точки, то возможна и полная потеря страховки.
|
|
|
|
|
Основным способом для того, чтобы избежать такого развития событий является установка первой промежуточной точки страховки в непосредственной близости от станции. Если есть такая возможность то лидер устанавливает эту точку еще не отстегнув самостраховку или не выпустив станционную петлю из рук. Существует и тактический ход для безопасной организации первой промежуточной точки.
|
|
|
При таком рывке нагрузка на точку превысит 15 кН, никакое стандартное альпинистское снаряжение для организации точек страховки на скальном рельефе не выдерживает таких нагрузок. Применение этого метода может быть оправдано только при организации станции на стационарных болтах, для исключения трения веревок на станции и некоторого снижения фактора рывка. Также на этих рисунках нарушен первый принцип организации страховочной станции – отсутствует распределение нагрузки на несколько точек. При закреплении страховочного устройства на станции при страховке второго или при страховке на спуске страховочное устройство крепится на станцию, как показано на рисунке. При данном способе торможение в устройстве недостаточно и в случае сильного рывка или необходимости длительного удержания могут возникнуть проблемы. Данный метод практически аналогичен страховке «через карабин». При использовании устройств типа реверсо в режиме автоблокировки страховка второго становится очень простой, устройство автоматически фиксирует веревку, страхующему остается только выбирать веревку. Испытания подобных устройств в режиме автоблокировки показали, что они выдерживают нагрузку только до 6 кН без повреждения веревки, из этого следует, что веревку надо выбирать аккуратно, не допуская провиса, чтобы исключить падение с фактором рывка отличным от 0. Дополнительное замечание о срыве с фактором рывка 0.
|
Самостраховка при восхождении в двойке. Лидер и страхующий привязаны к веревке и самостраховка организуется из страховочной веревки с помощью узла стремя.
|
|
Привило «самостраховка должна быть из основной динамической веревки » является абсолютно истинным и актуальным. Но такие самостраховки и особенно узлы на ее концах получаются достаточно громоздкими и не очень удобными в использовании и регулировке. Регулировка длину самостраховки возможно либо с помощью завязывания на ней узлов либо с использованием схватывающего узла. Следует напомнить, что согласно рекомендациям UIAA, для завязывания схватывающего узла вяжется, узел Пруса в три оборота из репшнура диаметром 7 мм.
|
|
|
|
|
Используя данные самостраховка, следует помнить об их потенциальной опасности и следовать следующим правилам - правильно крепить страховочный карабин, правильно укорачивать самостраховку и главное - не допускать ситуацию при которой может возникнуть срыв с фактором большим или равным 1 на самостраховку. Главное правило - самостраховка должна быть все время натянута ! К сожалению, при работе в большой группе, восхождениях с начинающими альпинистами и тем более при проведении спасательных работ следовать этому правилу не удается. Поэтому для данных видов деятельности такие самостраховки неприменимы. Стандартная ситуация - на станции 6 человек, лидер просит отстегнуть его самостраховку и начинает движение. Но отстегивают не его а другую самостраховку и, сделав первое движение, лидер «упирается» в натянутую самостраховку и срывается с фактором рывка 2 на станцию.
Опасность такого срыва мы уже обсудили выше. Это более чем распространенная ситуация.
При проведении спасательных работ ситуация еще более опасная - спасатели активно перемещаться на станции и работают с тяжелыми грузами, все эти действия часто происходят в темноте и в условиях некоторой неразберихи. Опасность выхода на самостраховке над станцией и срыва с высоким фактором рывка при проведении ПСР очень высока. Большую опасность представляет использование для самостраховки регулируемых самостраховок для ИТО – клифа.
|
|
|
|
|
Но правила использования остается все тем же - самостраховка должна быть все время натянута ! Срыв с фактором рывка более 1 опасен на любой самостраховке! Одной из самых удобных и функциональных самостраховок данного типа является модель Beal Dinaconnexion и аналогичные модели других производителей. Выполненная методом сшивки из веревки диаметром около 8 мм данная самостраховка обеспечивает две точки крепления, которые позволяют с большим удобством организовывать самостраховку и спуск по веревке.
На спуске в среднюю точку самостраховки - на расстоянии 40 см. от альпиниста встегивается спусковое устройство, а длинный ус - 80 см. крепится к станции. Такая конфигурация очень удобна при использовании спуска со страховкой узлом автоблок.
|
|
Нижнюю страховку осуществлять через страховочное устройство, закрепленное на страхующем.
Верхнюю страховку осуществлять через страховочное устройство, закрепленное на станции.
Первая промежуточная точка страховки должна быть организована в непосредственной близости от станции, вторая точка должна исключить возможность падения на первую точку с высоким фактором рывка.
Подарите восьмерки, дейзи-чейн и самострахи из стропы врагам.
Всегда (даже при лазании с верхней страховкой) веревку к беседке привязывать узлом восьмерка, использование карабина недопустимо. Вопросы организации точек страховки, используемое снаряжение, узлы и ошибки при их организации мы рассмотрим в следующей статье.