М. Горький: своеобразие романтических произведений. Ранние романтические произведения М. Горького. Жанровая типология. Концепция героя Основные черты характеров героев горького

Тема урока: М. Горький «Старуха Изергиль», «Макар Чудра». Романтический пафос раннего творчества

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством М. Горького.

Задачи урока: показать художественное своеобразие ранних романтических произведений писателя; познакомить с ранними романтическими рассказами «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «На соли», «Рождение человека»;

Развивать аналитическое и образное мышление, память, речь;

Воспитывать гуманизм, уважение к человеческой личности; формировать эстетический вкус, культуру чтения.

Ход урока

I . Организационный этап

II . Актуализация

1. Беседа

Как можно объяснить псевдоним, который взял А.М. Пешков, начав публиковать свои произведения?

Свидетелем каких исторических событий конца XIX – начала XX века стал Горький? Каково было отношение писателя к этим событиям?

2. «Литературная кладовая». Творческая работа по повторению изученного «Лови ошибку» (навыки критического мышления при решении заданий). В вопросы по литературе вкрались ошибки, найди их.

1. Даты жизни писатели и врача А.П. Чехова 1860-1904 – Да

2. Трилогия 1898 года «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» принесла известность Леониду Андрееву – Нет, А.П. Чехову

3. Кто виноват (или что виновато) в том, что молодой, полный сил и жизненной энергии Дмитрий Старцев превращается в Данко. – Нет, в Ионыча, среда заела, трудно оставаться человеком, даже зная, каким ему следует быть.

4. Личность Куприна в воспоминаниях современников «Молодой, похожий на молодого Вакха, тихий, медленный, коренастый, с бычьей шеей и сильными руками, мускулистый, приятный» - Да.

5. «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» - это строки из рассказа И.А. Бунина «Легкое дыхание». – Нет, из рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

6. Критик Адамович сказал о Бунине «С возрастом он стал красивее и как бы породистее. Седина ему шла. Появилось в его облике что-то величавое, римски-сенаторское. Он был на редкость умен». Да.

7. Оля Мещерская главная героиня рассказа «Темные аллеи». – Нет, «Легкое дыхание»

8. Максим Горький родился в Нижнем Новгороде, в семье столяра-краснодеревщика. – Да

9. Творческий путь Л. Андреева начался с публикации в сентябре 1892 г. в тифлисской газете «Кавказ» рассказа «Макар Чудра». – Нет, М. Горького

10. К ранним романтическим рассказам М. Горького относятся «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе». Да.

11. В повести «Иуда Искариот» четко выделяются три части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни и легенда о Данко. – Нет, в рассказе «Старуха Изергиль».

12. Умер в Финляндии в 1919 году от сердечного приступа с глубокой тоской по родине «Нет России. Нет и творчества» Леонид Андреев. – Да.

13. В 1933 году получил Нобелевскую премию первый русский поэт А.И. Куприн. – Нет, И.А. Бунин.

14. «Сын орла и женщины. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел этого» Данко. – Нет, Ларра.

15. Максим Горький член Императорской академии, председатель Первого Всесоюзного съезда писателей, награжден орденом Ленина. – Да.

III . Формирование новых понятий и способов действия.

3. Слово учителя

Мы с вами знаем, что творческий путь писателя начался с публикации в сентябре 1892 г. в тифлисской газете «Кавказ» рассказа «Макар Чудра». Тогда же появился литературный псевдоним - Максим Горький. В 1895 г. был напечатан рассказ «Старуха Изергиль». Горького сразу заметили, в печати появились восторженные отклики.

Ранние рассказы Горького носят романтический характер.

Вспомните, что такое романтизм. Назовите романтические черты прочитанных рассказов.

Романтизм художественный метод, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

В центре повествования в ранних произведениях Горького обычно романтический герой - гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек, разрушитель сонного прозябания большинства. О Лойке Зобаре, например, сказано: «С таким человеком сам лучше становишься». Действие происходит в необычной, часто экзотической обстановке: в цыганском таборе, в общении со стихией, с миром природы: море, горы, прибрежные скалы. Часто действие переносится в легендарные времена. (Вспомним романтические произведения Пушкина и Лермонтова.)

Отличительные черты романтических образов Горького - гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни.

В романтических рассказах воплощены мечта о красоте и наблюдения писателя за противоречиями человеческой души. Макар Чудра говорит: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько...» Старуха Изергиль почти вторит ему: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются».

Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима - так формируется важнейшая черта романтического художественного мира: принцип романтического двоемирия . Идеальный мир героя противостоит реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противостояние романтика и окружающего его мира - коренная черта этого литературного направления.

Именно таковы герои ранних романтических рассказов Горького. Старый цыган Макар Чудра предстает перед читателем в романтическом пейзаже.

Приведите примеры, доказывающие ваши слова.

Героя окружают «холодные волны ветра», «мгла осенней ночи», которая «вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева - безграничную степь, справа - бесконечное море».

Обратим внимание на одушевленность пейзажа, на его широту, которая символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять.

В романтическом пейзаже предстает и главная героиня рассказа «Старуха Изергиль»: «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее».

Обратим внимание на развернутую метафоричность стиля Горького, на яркую звукопись.

Именно в таком пейзаже - приморском, ночном, таинственном и прекрасном - могут реализовать себя герои Горького.

Каковы основные черты характеров романтических героев Горького?

Макар Чудра несет в характере единственное начало, которое полагает наиболее ценным: максималистское стремление к свободе.

Отличительной чертой Изергиль является ее уверенность, что вся ее жизнь была подчинена любви к людям, однако свобода была для нее превыше всего.

Герои легенд, рассказанных Макаром Чудрой и старухой Изергиль, тоже воплощают стремление к свободе. Свобода, воля для них дороже всего на свете.

Радда - высшее, исключительное проявление гордости, которую не может сломить даже любовь к Лойко Зобару: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя». Неразрешимое противоречие между двумя началами в романтическом характере - любовью и гордостью - мыслится Макаром Чудрой как совершенно естественное, и разрешиться оно может только смертью.

Герои легенд старухи Изергиль - Данко и Ларра - тоже воплощают собой единственную черту: Ларра - крайний индивидуализм, Данко - крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям.

Какова мотивировка характеров героев?

Данко, Радда, Зобар таковы по своей сути, таковы изначально. Ларра - сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Обратим внимание на необычность и звучность имен героев.

Действие легенд происходит в глубокой древности - это как будто время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Поэтому в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, - это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Ларры, которую видит Изергиль, образы Радды и Лойко Зобара, соткавшиеся перед взором рассказчика в темноте ночи.

Каков смысл противопоставления Данко и Ларры?

Ларра уподоблен могучему зверю: «Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу»; «у него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого». По прошествии лет выясняется, что этот сын «орла и женщины» был лишен сердца: «Ларра хотел вонзить в себя нож, но «сломался нож - точно в камень ударили им». Страшна и закономерна постигшая его кара - быть тенью: «Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего». В образе Ларры воплощена античеловеческая сущность.

Данко несет в себе неиссякаемую любовь к тем, кто «как волки», окружившие его, «чтобы легче им было схватить и убить Данко». Одно желание владело им - вытеснить из их сознания мрак, жестокость, страх перед темным лесом, откуда «смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное».

Сердце Данко загорелось и сгорело, чтобы рассеять тьму не только лесную, но и душевную. Спасенные люди не обратили внимания на упавшее рядом «гордое сердце», и один «осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».

Чего, по-вашему, испугался «осторожный человек»?

Обратите внимание на символические параллели: свет и тьма, солнце и болотный холод, огненное сердце и каменная плоть.

Самоотверженное служение людям противопоставлено индивидуализму Ларры и выражает идеал самого писателя.

IV . Применение. Формирование умений и навыков

4. Творческое задание на соответствие с целью проверки знания текста рассказа «Старуха Изергиль»

«А этот юноша, отверженный, выкинутый вон, смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его не был человеком. А этот – был человек». – Ларра

«Молодой красавец. Красивые – всегда смелы. Он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня» - Данко

«Время согнуло её пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями» - Старуха Изергиль

«Он уже стал теперь как тень. Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость!...» - легенда о Ларре

«Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете…» - легенда о Данко

«Старуха дремала. Я смотрел на неё и думал: «Сколько ещё сказок и воспоминаний осталось в её памяти?» - Старуха Изергиль

«Может быть, ее красоту можно на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает»; «один магнат увидал ее и остолбенел, сидит и смотрит, дрожа, как в огневице». – Радда

«Её черные глаза были тусклы. Луна освещала её сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбивавшихся из-под красной тряпки, которой была обмотана её голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами» - Изергиль

«Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце. С таким человеком ты и сам лучше становишься. И мудр, как старик, и сведущ во всем, и грамоту русскую и мадьярскую понимал.» - Лойко.

Даты жизни: 1860-1904 = А.П. Чехов

1870-1938 = А.И. Куприн

1870-1953 = И.А. Бунин

1871-1919 = Л.Н. Андреев

1868-1936 = М. Горький

5. Аналитическая беседа

Особенности композиции романтических рассказов Горького.

- Композиция (построение художественного произведения) подчинена одной цели - наиболее полно раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской идеи.

Как раскрываются в композиции образы героев?

Композиция «Макара Чудры» и «Старухи Изергиль» - рассказ в рассказе. Этот прием часто встречается в литературе.

Рассказывая легенды своего народа, герои рассказов выражают свои представления о людях, о том, что считают ценным и важным в жизни. Они словно создают систему координат, по которой можно судить и о них.

В композиции важную роль играют портретные характеристики. Портрет Радды дается опосредованно. О ее необычайной красоте мы узнаем по реакции людей, которых она поражала. «Может быть, ее красоту можно на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает»; «один магнат», «увидал ее и остолбенел». Гордая Радда отвергла и деньги, и предложение идти в жены к тому магнату: «кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?» Гордость и красота равновелики в этой героине.

Зато портрет Лойко нарисован подробно: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка - целое солнце, ей-богу! Словно его ковали из одного куска железа вместе с конем». Образ не просто романтический - сказочный.

Рассказывая о любви Радды и Лойко Зобара, Макар Чудра полагает, что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так можно было сохранить собственную свободу. Конфликт между любовью и гордостью разрешается смертью обоих - покориться любимому человеку ни один не захотел.

Образ повествователя - один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но взгляд этого человека, путешествующего по Руси, встречающегося с разными людьми, очень важен. Воспринимающее сознание (в данном случае герой-рассказчик) является важнейшим предметом изображения, критерием авторской оценки действительности, средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка – восхищение силой, красотой, поэтичностью, гордостью.

Эти две легенды как бы обрамляют повествование о жизни самой старухи Изергиль. Осуждая Ларру, героиня думает, что ее судьба ближе к полюсу Данко - она тоже посвящена любви. Но из рассказов о себе самой героиня предстает, скорее, жестокой: она с легкостью забывала прежнюю любовь ради новой, оставляла некогда любимых людей. Ее равнодушие поражает.

Какую роль в композиции играет портрет старухи Изергиль?

Портрет героини противоречив. Из ее рассказов можно представить, как хороша она была в молодости.

Но портрет старухи вызывает почти отвращение, нарочито нагнетаются антиэстетические черты: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, словно старуха говорила костями». У нее беззубый рот, дрожат руки, а пальцы кривы. «Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, которою была обмотана ее голова. Кожа на лице, шее и руках была изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и передо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами».

Черты портрета Ларры, о котором рассказывает сама старуха, сближают этих героев: «Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их». Древность старухи, ее индивидуализм, ее рассказы о людях, прошедших свой жизненный круг и обратившихся в тени, сама старуха «без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня - тоже почти тень» напоминают повествователю Ларру (вспомним, что Ларра тоже обратился в тень).

Так с помощью портрета сближаются образы Изергиль и Ларры, раскрывается суть героев и позиция самого автора.

6. Развернутый ответ на вопрос

Учащиеся письменно дают развернутый ответ на вопрос «Почему люди не заметили самопожертвования Данко?»

7. Творческая работа по заполнению сравнительной таблицы

Сравнительная таблица

Образ Ларры

Образ Данко

Происхождение

сын орла и женщины

«один из людей »

Внешность

Двадцатилетний юноша, красивый и сильный.

Глаза «холодны горды, как у царя птиц».

«молодой красавец», «в очах его светилось много силы и живого огня»

Отношение к людям

Высокомерие, презрение: «он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе»

Альтруизм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь»

Поступки

Убийство дочери одного из старейшин, ударил её и, когда она упала, встал ногой на её грудь, так, что из уст её кровь брызнула к небу

Самопожертвование: «Он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям».

8. Просмотр отрывка из к/ф по рассказам «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». «Табор уходит в небо»

V . Этап информации о домашнем задании

1. История создания пьесы «На дне» (сообщения 3 человека), стр. 262-266

3. Выписать из пьесы «На дне» крылатые выражения.

VI . Этап рефлексии

е как литератур­ном направлении.) Романтизм предполагает утверждение исключительной личности , выступающей один на один с миром , подходящей к действительности с пози­ции своего идеала , предъявляющей ей исключитель­ные требования. Герой на голову выше людей, окру­жающих его, их общество им отвергается . Этим обу­словлено столь типичное для романтического героя одиночество , которое чаще всего мыслится им как ес­тественное состояние, ибо люди не понимают его и не принимают его идеалов. Герой-романтик находит рав­ное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы.

Вспомните романтические произведения Пушкина и Лермонтова.

Поэтому столь большую роль играет в романтичес­ких произведениях пейзаж , обычно лишенный полу­тонов, основанный на ярких красках , выражающий неукротимую мощь стихии , ее красоту и исключи­тельность. Пейзаж, таким образом, одушевляется и как бы подчеркивает неординарность характера героя. Попытки сближения романтического героя с реаль­ным миром чаще всего бесперспективны: реальность не принимает романтического идеала героя в силу его исключительности .

Соотношение характеров и обстоятельств в романтизме. Для романтического сознания соотне­сенность характера с реальными жизненными обстоя­тельствами почти немыслима — так формируется важнейшая черта романтического художественного мира — принцип романтического двоемирия . Роман­тический, а потому идеальный мир героя противосто­ит миру реальному , противоречивому и далекому от романтического идеала. Противостояние романтика и действительности, романтика и окружающего мира — основная черта этого литературного направления.

Именно такими мы видим героев ранних романти­ческих рассказов Горького. Старый цыган Макар Чудра предстает перед читателем в романтическом пейзаже : его окружает «мгла осенней ночи », которая «вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь , справа — бесконеч­ное море ». Обратите внимание на одушевленность пейзажа, на безграничность моря и степи, которые как бы подчеркивают безграничность свободы героя , его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять. Через несколько строк Макар Чудра заявит такую позицию прямо, рассуждая о че­ловеке, с его точки зрения, несвободном : «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб,— как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»

На фоне романтического пейзажа изображена и ста­руха Изергиль : «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными . Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазии одевали их все прекраснее ».

Именно в таком пейзаже — приморском, ночном, таинственном и прекрасном — могут реализовать себя Макар Чудра и Старуха Изергиль — главные герои этих рассказов. Их сознание и характеры с их подчас таинственными противоречиями становятся главным предметом изображения . Ради этих героев рассказы и написаны, и художественные средства, используемые автором, нужны ему для того, чтобы показать героев во всей их сложности и противоречивости, чтобы объ­яснить их силу и слабость. Макар Чудра и Изергиль, находясь в центре повествования, получают макси­мальную возможность для самореализации. Писатель дает им право говорить о самих себе, свободно выска­зывать свои взгляды. Легенды , ими рассказанные, об­ладая несомненной художественной самостоятельнос­тью, тем не менее служат, в первую очередь, средст­вом раскрытия образа главного героя, именем которо­го и названо произведение .

В легендах выражены представления Макара Чудры и старухи Изергиль об идеальном и антииде­альном в человеке , т. е. представлены романтический идеал и антиидеал . Повествуя о Данко и Ларре, о Радде и Лойко Зобаре, Изергиль и Чудра говорят ско­рее о себе . Эти легенды нужны автору для того, чтобы Изергиль и Чудра в наиболее доступной для них форме могли выразить свои собственные взгляды на жизнь . Попробуем определить основные качества этих характеров.

Макар Чудра, как и всякий романтик, несет в ха­рактере единственное начало, которое он полагает ценным: максималистское стремление к свободе . Изергиль уверена, что вся ее жизнь была подчинена лишь одному — любви к людям. То же единственное начало, доведенное до максимальной степени, вопло­щают и герои легенд, рассказанных ими. Для Лойко Зобара высшей ценностью тоже является свобода, от­крытость и доброта : «Он любил только коней и ничего больше, и то недолго — поездит да и продаст, а деньги кто хочет, тот и возьми. У него не было заветного — нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было ». Радда — высшее, исключительное проявление гордос­ти , которую не может сломить даже любовь к Лойко Зобару: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. ...Поклонишься мне в ноги перед всем табором и поцелуешь правую руку мою — и тогда я буду твоей женой ».

Неразрешимое противоречие между двумя начала­ми в романтическом характере — любовью и гордос­тью — мыслится Макаром Чудрой как совершенно ес­тественное, и разрешиться оно может лишь так, как разрешилось — смертью . Единственную черту харак­тера в ее максимальном проявлении несут в себе Данко и Ларра, о которых рассказывает старуха Изергиль. Данко воплощает крайнюю степень самопожер­твования во имя любви к людям, Ларра — крайний индивидуализм .

Романтическая мотивировка характеров . Ис­ключительный индивидуализм Ларры обусловлен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли. О мотивированности характеров Данко, Радды или Зобара просто не приходится говорить — они таковы по сути своей, таковы изначально .

Действие легенд происходит в хронологически не­определенной глубокой древности -— это как бы время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений . Однако в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой,— это голубые огоньки, остав­шиеся от сердца Данко, тень Ларры, которую видит Изергиль ; плавно и безмолвно кружащиеся во тьме ночи красавец Лойко и гордая Радда.

Композиция романтических рассказов . Компози­ция повествования в романтических рассказах цели­ком подчинена одной цели: наиболее полно показать образ главного героя, будь то Изергиль или Макар Чудра. Заставляя их рассказывать легенды своего на­рода, автор представляет систему ценностей, их пони­мание об идеальном и антиидеальном в человеческом характере, показывает, какие черты личности, с точки зрения его героев, достойны уважения или презрения. Иными словами, герои таким образом как бы задают систему координат, исходя из которой могут быть су­димы сами.

Итак, романтическая легенда является важнейшим средством создания образа главного героя. Макар Чудра совершенно уверен, что гордость и любовь, два прекрасных чувства , доведенных романтиками до выс­шего своего выражения, не могут примириться, ибо компромисс вообще немыслим для романтического со­знания. Конфликт между чувством любви и чувством гордости, который переживают Радда и Лойко Зобар, может разрешиться только лишь смертью обоих : ро­мантик не может поступиться ни любовью, не знаю­щей границ, ни абсолютной гордостью. Но любовь предполагает смирение и взаимную способность поко­риться любимому. Этого-то и не могут сделать ни Лойко, ни Радда.

Как же оценивает такую позицию Макар Чудра? Он полагает, что именно так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, достойный подражания, и что только при такой жизненной позиции можно со­хранить собственную свободу . Интересен вывод, кото­рый он давно сделал из истории Радды и Лойко: «Ну, сокол, хочешь, скажу одну быль? А ты ее запомни и, как запомнишь,— век свой будешь свободной пти­цей». Иными словами, истинно свободный человек только так и мог реализовать себя в любви, как сдела­ли это герои «были», рассказанной Макаром Чудрой.

Но согласен ли автор со своим героем? Какова ав­торская позиция и каковы художественные средства ее выражения? Для ответа на этот вопрос мы должны обратиться к такой важной композиционной особен­ности ранних романтических рассказов Горького, как наличие образа повествователя . В самом деле, это один из самых незаметных образов, он почти не прояв­ляет себя в действиях. Но именно взгляд этого челове­ка, странствующего по Руси и встречающего на своем пути множество самых разных людей, очень важен для писателя. В композиционном центре любого горьковского эпического произведения всегда будет стоять воспринимающее сознание — негативное, искажаю­щее реальную картину жизни, или же позитивное, наполняющее бытие высшим смыслом и содержанием. Именно это воспринимающее сознание в конечном счете является важнейшим предметом изображения, критерием авторской оценки действительности и сред­ством выражения авторской позиции.

В более позднем цикле рассказов «По Руси» Горь­кий назовет героя-повествователя не прохожим, а про­ходящим , подчеркнув его неравнодушный взгляд на действительность. И в цикле «По Руси», и в ранних романтических рассказах в судьбе и мировоззрении «проходящего» проявляются черты самого Горького, в судьбе его героя во многом отразилась судьба писате­ля, с юности в своих странствиях познавшего Россию. Поэтому многие исследователи предлагают говорить о повествователе Горького в этих рассказах как об авто­биографическом герое.

Именно пристальный, заинтересованный взгляд автобиографического героя и выхватывает из встреч, дарованных ему судьбой, самые интересные и неодно­значные характеры — они и оказываются главным предметом изображения и исследования. В них автор видит проявление народного характера рубежа веков, пытается исследовать его слабые и сильные стороны. Авторское отношение к ним — восхищение их силой и красотой (как в рассказе «Макар Чудра»), или поэ­тичностью, склонностью к эстетическому восприятию мира (как в «Старухе Изергиль»), но в то же время несогласие с их позицией, способность увидеть проти­воречия в их характерах. Такое сложное отношение выражается в рассказах не прямо, а косвенно, с помо­щью самых разных художественных средств .

Макар Чудра лишь скептически выслушивает воз­ражение автобиографического героя: в чем, собствен­но, их несогласие,— остается как бы за кадром повест­вования. Но конец рассказа, где повествователь, глядя во тьму степи, видит, как красавец цыган Лойко Зобар и Радда, дочь старого солдата Данилы, «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог краса­вец Лойко поравняться с гордой Раддой», проявляет его позицию. В этих словах — восхищение автора их красотой и бескомпромиссностью, силой их чувств, понимание невозможности для романтического созна­ния иного разрешения конфликта. Одновременно это и осознание бесплодности такого исхода дела: ведь и после смерти Лойко в своей погоне не поравняется с гордой Раддой .

Более сложно выражена позиция автобиографичес­кого героя в «Старухе Изергиль». Создавая образ глав­ной героини, Горький композиционными средствами дает ей возможность представить и романтический идеал, выражающий высшую степень любви к людям (Данко), и антиидеал, воплотивший доведенный до апогея индивидуализм и презрение к другим (Ларра). Идеал и антиидеал, два романтических полюса повест­вования, выраженные в легендах, задают систему ко­ординат, в рамки которой хочет поставить себя сама Изергиль. Композиция рассказа такова, что две леген­ды как бы обрамляют повествование о ее собственной жизни, которое и составляет идеологический центр повествования. Безусловно осуждая индивидуализм Ларры, Изергиль думает, что ее собственная жизнь и судьба стремятся скорее к полюсу Данко, воплотивше­му высший идеал любви и самопожертвования. В самом деле, ее жизнь, как и жизнь Данко, была цели­ком посвящена любви — героиня абсолютно в этом уверена. Но читатель сразу обращает внимание на то, с какой легкостью забывала она свою прежнюю любовь ради новой, как просто оставляла она некогда любимых людей. Они переставали существовать для нее, когда проходила страсть . Повествователь все время пытается вернуть ее к рассказу о тех, кто толь­ко что занимал ее воображение, и о которых она уже забыла:

«— А рыбак куда девался? — спросил я.

Рыбак? А он... тут... <...>

Погоди!.. А где маленький турок?

Мальчик? Он умер, мальчик. От тоски по дому или от любви... »

Ее равнодушие к некогда любимым людям поража­ет повествователя: «Я ушла тогда. И больше не встре­чалась с ним. Я была счастлива на это: никогда не встречалась больше с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойника­ми » .

Во всем — в портрете, в авторских комментари­ях — мы видим иную точку зрения на героиню. Имен­но глазами автобиографического героя видит читатель Изергиль. Ее портрет сразу же выявляет очень значи­мое эстетическое противоречие . О прекрасной чувст­венной любви должна была бы рассказывать юная де­вушка или молодая, полная сил женщина. Перед нами же глубокая старуха, в ее портрете нарочито нагнета­ются антиэстетические черты : «Время согнуло ее по­полам, черные когда-то глаза были тусклы и слези­лись. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями ». «Ее скрипучий голос зву­чал так, как будто это роптали все забытые века, во­плотившись в ее груди тенями воспоминаний ».

Изергиль уверена в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь индивидуа­листа Ларры, она не может даже представить в себе ничего общего с ним, но взгляд автобиографического героя находит эту общность, парадоксально сближая их портреты. «Он уже стал теперь как тень,— пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость!..» — рассказыва­ет Изергиль о Ларре. Но почти те же черты видятся повествователю в древней старухе Изергиль: «Я по­смотрел ей в лицо. Ее черные глаза были все-таки тусклы, их не оживило воспоминание. Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были чер­ные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, ко­торою была обмотана ее голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движе­нии старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и передо мной встанет голый скелет с тусклыми черными гла­зами ».

Все в образе Изергиль напоминает повествователю Ларру — в первую очередь, разумеется, ее индивидуа­лизм, доведенный до крайности, почти сближающий­ся с индивидуализмом Ларры, ее древность, ее расска­зы о людях, давным-давно прошедших свой круг жизни: «И все они — только бледные тени, а та, кото­рую они целовали, сидит рядом со мной живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня,— тоже почти тень»,— вспомним, что в тень обратился Ларра.

Принципиальная дистанция между позицией ге­роини и повествователя формирует идеологический центр рассказа и определяет его проблематику . Роман­тическая позиция при всей ее красоте и возвышеннос­ти отрицается автобиографическим героем. Он пока­зывает ее бесперспективность и утверждает актуаль­ность позиции более трезвой, реалистической.

В самом деле, автобиографический герой — единст­венный реалистический образ в ранних романтичес­ких рассказах Горького . Его реалистичность проявля­ется в том, что в его характере и судьбе отразились типические обстоятельства русской жизни 1890-х годов. Развитие России по капиталистическому пути привело к тому, что со своих мест оказались сорваны миллионы людей, составивших армию босяков, бро­дяг, как бы «выломившихся» из прежних социальных рамок и не обретших новых прочных общественных связей. Автобиографический герой Горького принад­лежит именно к такому слою людей. Исследователь творчества М. Горького Б. В. Михайловский назвал такой характер «выломившимся» из традиционного круга общественных отношений.

При всем драматизме этого процесса он был пози­тивным: кругозор и мировосприятие людей, пустив­шихся в странствие по Руси, было несравнимо глубже и богаче, чем у предшествующих поколений, им от­крылись совершенно новые стороны национальной жизни. Россия через этих людей как бы познавала себя. Именно поэтому взгляд автобиографического героя реалистичен, ему доступно осознать ограничен­ность сугубо романтического миросозерцания, обрека­ющего Макара Чудру на одиночество и приводящего Изергиль к полной исчерпанности.

Какие черты романтизма отразились в «Песне о соколе» (1895, вторая редакция — 1899)? Как вы мо­жете определить жанр этого произведения? Что такое аллегория? Как воплощен конфликт? Какова роль пейзажа? Каковы художественные средства со­здания образов? Как выражена авторская позиция?

Сергей ВОЛКОВ

“Вписанный” портрет

Говоря о мастерстве создания портрета в литературном произведении, не стоит забывать об одном его типе, который условно можно назвать “вписанным”. Человек не только “описывается”, но и “вписывается”, включается в более широкий фон, становясь его конструктивной частью. И одновременно этот фон-окружение бросает свой отсвет на человека, заставляет его выглядеть по-другому, выявляет в его облике сущностные черты, скрытые от глаза без такого включения.

И нтересные примеры “вписанного” портрета мы находим в прозе рубежа веков. Его использует М.Горький в своём первом рассказе «Макар Чудра»: “С моря дул влажный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, жёлтые листья и бросали их в костёр, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море и прямо против меня — фигуру Макара Чудры, старого цыгана…” Герой рассказа подаётся на фоне природы, могучей, стихийной; интересно положение Макара Чудры в этой почти мизансцене — он точно в центре, “безграничная” степь и “бесконечное” море — как два крыла у него за спиной (знак тире помогает прочесть этот фрагмент текста, делая паузы-жесты после слов, указывающих направления: “слева”, “справа”, “прямо против меня”). Следующее же предложение рассказа опять устроено симметрично, но теперь основное внимание отдаётся персонажу. Стихия, окружающая его, уже названа и охарактеризована (в предложении она “убирается” в деепричастные обороты), теперь важно подчеркнуть, что герой не только подобен ей, но и выше, сильнее её (показательна симметрия отрицательных частиц, сопровождающих действия героя по отношению к стихии): “Не обращая внимания на то, что холодные волны ветра, распахнув чекмень, обнажили его волосатую грудь и безжалостно бьют её, он полулежал в красивой, сильной позе , лицом ко мне, методически потягивал из своей громадной трубки… и… разговаривал со мной, не умолкая и не делая ни одного движения к защите от резких ударов ветра”(курсив здесь и далее наш. — С.В. ).

Другую функцию выполняет пейзажное окружение в описании княгини Веры из «Гранатового браслета» Куприна. Героиня появляется на фоне осенних цветов: “…она ходила по саду и осторожно срезала ножницами цветы к обеденному столу. Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой — наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнувших капустой, розовые кусты ещё давали — в третий раз за это лето — бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и чрезмерного материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни”. Героини, кажется, ещё и нет — перед нами описание цветов, которые она срезает. Присмотримся к нему внимательнее: из всех цветов выделены (и опять помещены в центр фрагмента) георгины, пионы и астры — союз “зато” противопоставляет их левкоям и розам, цветущим не так “пышно”, “холодно” и “высокомерно”, слово “остальные” в начале следующего предложения опять выделяет их из ряда — уже по признаку бесплодности . Все остальные цветы не только цвели, но и дали семена, им были ведомы любовь и радость материнства, осень для них — не только пора умирания, но и время начала “будущей жизни”.


“Человеческие” мотивы в описании цветов подготавливают характеристику самой героини. На этой же странице читаем: “…Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом…”. Выделенные нами определения связывают в сознании читателя Веру, у которой нет детей, а страсть к мужу уже давно прошла, с красивыми, но бесплодными цветами. Она не просто среди них — создаётся впечатление, что она одна из них. Так образ героини, вошедшей в пору своей осени, опять встраивается в более широкий пейзажный контекст, который обогащает этот образ дополнительными смыслами.

Творчество раннего Горького не следует сводить только к романтизму: в 1890-е гг. он создавал одновременно и романтические, и реалистические по стилю произведения (среди последних, например, рассказы «Нищенка», «Челкаш», «Коновалов» и многие другие). Тем не менее именно группа романтических рассказов воспринималась как своего рода визитная карточка молодого писателя, именно они свидетельствовали о приходе в литературу писателя, резко выделявшегося на фоне своих предшественников.

Новым был прежде всего тип героя. Многое в горьковских героях заставляло вспомнить о романтической литературной традиции. Это и яркость, исключительность их характеров, выделявшая их из окружающих, и драматизм их отношений с миром обыденной реальности, и принципиальное одиночество, отверженность, загадочность для других. Горьковские романтики предъявляют миру и людскому окружению слишком жесткие требования, а в своем поведении руководствуются «безумными» с точки зрения «нормальных» людей принципами.

Два качества особенно заметны у горьковских героев-романтиков: это гордость и сила, заставляющие их перечить судьбе, дерзко стремиться к безграничной свободе, даже если ради свободы приходится жертвовать жизнью. Именно проблема свободы становится центральной проблемой ранних рассказов писателя.

Таковы рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». Сама по себе поэтизация вольнолюбия — вполне традиционная для литературы романтизма черта. Не являлось принципиально новым для отечественной литературы и обращение к условным формам легенд. В чем же смысл конфликта в ранних романтических рассказах Горького, каковы специфически горьковские приметы его художественного воплощения? Своеобразие названных рассказов уже в том, что источником конфликта в них становится не традиционное противостояние «добра» и «зла», а столкновение двух позитивных ценностей. Таков конфликт свободы и любви в «Макаре Чудре» — конфликт, который может разрешиться только трагически. Любящие друг друга Радда и Лойко Зобар настолько дорожат своей свободой, что не допускают мысли о добровольном подчинении любимому человеку.

Каждый из героев ни за что не согласится быть ведомым: единственная достойная этих героев роль — главенствовать, даже если речь идет о взаимном чувстве. «Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя», — говорит Радда. Исключительность конфликта — в полном равенстве одинаково «гордых» героев. Не имея возможности покорить возлюбленную, Лойко одновременно не может и отступиться от нее. Поэтому он решается на убийство — дикий, «безумный» поступок, хотя знает, что тем самым приносит в жертву гордости и собственную жизнь.

Подобным образом ведет себя в сфере любви и героиня рассказа «Старуха Изергиль»: чувства жалости или даже сожаления отступают перед стремлением остаться независимой. «Я была счастлива... никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила, — говорит она собеседнику. — Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками». Впрочем, герои этого рассказа включены не только и не столько в любовные конфликты: речь в нем идет о цене, смысле и разнообразных вариантах свободы.

Первый вариант представлен судьбой Ларры. Это еще один «гордый» человек (такая характеристика в устах рассказчицы — скорее похвала, чем негативная оценка). История его «преступления и наказания» получает неоднозначную трактовку: Изергиль воздерживается от прямой оценки, тон ее рассказа эпически спокоен. Приговор доверено вынести безымянному «мудрому человеку»:

«— Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему — в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!»

Итак, индивидуалистическая, не просветленная разумом свобода Ларры — это свобода отторженности, превращающаяся в свою противоположность — в наказание вечным одиночеством. Противоположный «модус» свободы явлен легендой о Данко. Своей позицией «над толпой», своей гордой исключительностью, наконец, жаждой свободы он, на первый взгляд, напоминает Ларру. Однако элементы сходства лишь подчеркивают принципиальную разнонаправленность двух «свобод». Свобода Данко — это свобода взять на себя ответственность за коллектив, свобода бескорыстного служения людям, способность преодолеть инстинкты самосохранения и подчинить жизнь сознательно определенной цели. Формула «в жизни всегда есть место подвигу» и есть афористическое определение этой свободы. Правда, финал рассказа о судьбе Данко лишен однозначности: спасенные героем люди аттестуются Изергиль отнюдь не комплиментарно. Любование смельчаком Данко осложняется здесь нотой трагизма.

Центральное место в рассказе занимает история самой Изергиль. Обрамляющие легенды о Ларре и Данко заведомо условны: их действие лишено конкретных хронологических или пространственных примет, отнесено к неопределенной глубокой древности. Напротив, история Изергиль разворачивается на более или менее конкретном историческом фоне (по ходу рассказа упоминаются известные исторические эпизоды, используются реальные топонимы). Однако эта доза реальности не меняет принципов раскрытия характера — они остаются романтическими. История жизни старухи Изергиль — история встреч и расставаний. Ни один из героев ее рассказа не удостаивается подробного описания — в характеристике персонажей доминирует метонимический принцип («часть вместо целого», одна выразительная деталь — вместо подробного портрета). Изергиль наделена чертами характера, сближающими ее с героями легенд: гордостью, мятежностью, непокорностью.

Подобно Данко, она живет среди людей, ради любви способна на героический поступок. Однако в ее образе нет той цельности, которая присутствует в образе Данко. Ведь череда ее любовных увлечений и легкость, с которой она расстается с ними, вызывает ассоциации с антиподом Данко — Ларрой. Для самой Изергиль (а именно она является рассказчицей) эти противоречия незаметны, она склонна сближать свою жизнь с той моделью поведения, которая составляет существо финальной легенды. Неслучайно, начавшись с повествования о Ларре, ее рассказ устремляется к «полюсу» Данко.

Однако помимо точки зрения Изергиль в рассказе выражена и иная точка зрения, принадлежащая тому молодому русскому, который слушает Изергиль, изредка задавая ей вопросы. Этот устойчивый в ранней прозе Горького персонаж, иногда называемый «проходящим», наделен некоторыми автобиографическими приметами. Возраст, круг интересов, странничество по Руси сближают его с биографическим Алексеем Пешковым, поэтому в литературоведении по отношению к нему часто используется термин «автобиографический герой». Встречается и иной вариант терминологического обозначения — «автор-повествователь». Можно пользоваться любым из этих обозначений, хотя с точки зрения терминологической строгости предпочтительнее понятие «образ повествователя».

Нередко анализ романтических рассказов Горького сводится к разговору об условных романтических героях. Действительно, фигуры Радды и Лойко Зобара, Ларры и Данко важны для понимания горьковской позиции. Однако содержание его рассказов шире: сами романтические сюжеты несамостоятельны, включены в более объемную повествовательную конструкцию. И в «Макаре Чудре», и в «Старухе Изергиль» легенды подаются как рассказы повидавших жизнь стариков. Слушателем этих рассказов является повествователь. С точки зрения количественной этот образ занимает немного места в текстах рассказов. Но для понимания авторской позиции его значимость очень велика.

Вернемся к анализу центрального сюжета рассказа «Старуха Изергиль». Этот отрезок повествования — история жизни героини — находится в двойном обрамлении. Внутреннюю рамку составляют легенды о Ларре и Данко, рассказанные самой Изергиль. Внешнюю — пейзажные фрагменты и портретная характеристика героини, сообщаемые читателю собственно повествователем, и его короткие реплики. Внешняя рамка определяет пространственно-временные координаты самого «события речи» и проявляет реакцию повествователя на существо услышанного им. Внутренняя — дает представление об этических нормах того мира, в котором живет Изергиль. В то время как рассказ Изергиль устремлен к полюсу Данко, — скупые высказывания повествователя вносят в восприятие читателя важные коррективы.

Те короткие реплики, которыми он изредка прерывает речь старухи, на первый взгляд, носят сугубо служебный, формальный характер: они либо заполняют паузы, либо содержат безобидные «уточняющие» вопросы. Но сама направленность вопросов показательна. Повествователь спрашивает о судьбе «других», жизненных попутчиков героини: « А рыбак куда девался?» или «Погоди!.. А где маленький турок?». Изергиль же склонна рассказывать прежде всего о себе. Ее спровоцированные повествователем дополнения свидетельствуют об отсутствии интереса, даже равнодушии к другим людям («Мальчик? Он умер, мальчик. От тоски по дому или от любви...»).

Еще важнее, что в даваемой повествователем портретной характеристике героини постоянно фиксируются черты, ассоциативно сближающие ее не только с Данко, но и с Ларрой. К слову, о портретах. Заметим, что «портретистами» в рассказе выступают и Изергиль, и повествователь. Последний будто намеренно использует в своих описаниях старухи отдельные приметы, которыми она наделяла легендарных героев, как бы «цитирует» ее.

Портрет Изергиль дается в рассказе довольно подробно («время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились», «кожа на шее и руках вся изрезана морщинами» и т.д.). Внешний облик легендарных героев представлен через выхваченные по отдельности характеристики: Данко — «молодой красавец», «в очах его светилось много силы и живого огня», Ларра — «юноша красивый и сильный», «только глаза его были холодны и горды».

Антитетичность легендарных героев задана уже портретом; однако облик старухи соединяет в себе отдельные черты того и другого. «Я, как солнечный луч, живая была» — явная параллель с Данко; «сухие, потрескавшиеся губы», «сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы», «сухая... кожа» — детали, перекликающиеся с чертами облика Ларры («солнце высушило его тело, кровь и кости»). Особенно важен общий в описании Ларры и старухи Изергиль мотив «тени»: Ларра, став тенью, «живет тысячи лет»; старуха — «живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, — тоже почти тень». Одиночество оказывается общей судьбой Ларры и старухи Изергиль.

Таким образом, повествователь отнюдь не идеализирует свою собеседницу (или в другом рассказе — собеседника Макара Чудру). Он показывает, что сознание «гордого» человека анархично, не просветлено ясным представлением о цене свободы, а само его вольнолюбие может принимать индивидуалистический характер, Вот почему финальная пейзажная зарисовка настраивает читателя на сосредоточенное размышление, на встречную активность его сознания. Здесь нет прямолинейного оптимизма, приглушена героика — господствовавший в финальной легенде пафос: «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно... Море шумело глухо и печально». Ведущим началом горьковского стиля оказывается не эффектная внешняя изобразительность, как могло бы показаться, если в поле зрения читателя попали бы только «легенды». Внутренняя доминанта его творчества — концептуальность, напряжение мысли, хотя это качество стиля в раннем творчестве несколько «разбавлено» стилизованной фольклорной образностью и тяготением к внешним эффектам.

Облик персонажей и подробности пейзажного фона в ранних рассказах Горького созданы средствами романтической гиперболизации: эффектность, необычность, «чрезмерность» — качества любого горьковского образа. Сама внешность героев изображается крупными, экспрессивными мазками. Горький не заботится об изобразительной конкретности образа. Ему важно украсить, выделить, укрупнить героя, привлечь к нему внимание читателя. Сходным образом создается и горьковский пейзаж, наполненный традиционной символикой, пронизанный лиризмом.

Его устойчивые атрибуты — море, облака, луна, ветер. Пейзаж предельно условен, он выполняет роль романтической декорации, своего рода заставки: «...ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд». Поэтому, кстати, в пределах одного описания одному и тому же объекту могут даваться разноречивые, но одинаково броские характеристики. Так, например, начальное описание лунной ночи в «Старухе Изергиль» содержит в одном абзаце противоречащие друг другу цветовые характеристики. Сначала «диск луны» называется «кроваво-красным», но вскоре повествователь замечает, что плывущие облака пропитаны «голубым сиянием луны».

Степь и море — образные знаки бесконечного пространства, открывающегося повествователю в его странствиях по Руси. Художественное пространство конкретного рассказа организуется соотнесением беспредельного мира и выделенного в нем «места встречи» повествователя с будущим рассказчиком (виноградник в «Старухе Изергиль», место у костра в рассказе «Макар Чудра»). В пейзажной картине многократно повторяются слова «странный», «фантастический» («фантазия».), «сказочный» («сказка»). Изобразительная точность уступает место субъективным экспрессивным характеристикам. Их функция — представить «другой», «нездешний», романтический мир, противопоставить его унылой реальности. Вместо четких очертаний даются силуэты или «кружевная тень»; освещение строится на игре света и тени.

Ощутима в рассказах и внешняя музыкальность речи: течение фразы неторопливо и торжественно, изобилует разнообразными ритмическими повторами. Романтическая «чрезмерность» стиля проявляется и в том, что существительные и глаголы обвиты в рассказах «гирляндами» прилагательных, наречий, причастий — целыми сериями определений. Эта стилевая манера, кстати, осуждалась А.П.Чеховым, который по-дружески советовал молодому писателю: «...Вычеркивайте, где можно, определения существительных и глаголов. У Вас так много определений, что читателю трудно разобраться, и он утомляется».

В раннем творчестве Горького «избыточная» красочность была тесно связана с мироощущением молодого писателя, с его пониманием подлинной жизни как свободной игры ничем не скованных сил, со стремлением привнести в литературу новую — жизнеутверждающую тональность. В дальнейшем стиль прозы М.Горького эволюционировал в сторону большей сжатости описаний, аскетизма и точности портретных характеристик, синтаксического равновесия фразы.

Гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие. Героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая дороже самой жизни.

На раннем этапе творчества писатель обратился к романтизму, благодаря которому, создал ряд ярких литературных образов. Это литературное направление позволяло писателю не только создать идеальный образ, но и передать романтический дух: Гордый Сокол, гибнущий в глубоком ущелье, смельчак Данко, осветивший факелом своего сердца дорогу

Людям, Радда со своим прекрасным голосом – всех этих героев Горького объединяет стремление к свободе, они не боятся даже самой смерти. В рассказах Горького только свобода является для человека настоящей ценностью. Для примера он рассказывает легенду о любви двух молодых цыган, сильнее которой стала любовь к свободе.

Финал поэмы трагичен – Лойко убивает Раду на глазах всего табора и гибнет сам. Горький рисует именно такое завершение поэмы потому как ни Лойко, ни Рада не хотели терять свободу.

К свободе также стремятся и герои легенд, рассказанные молдаванской Изергиль. Герои рассказа – Ларра и Данко – противопоставляются друг другу, но у них также присутствуют и общие схожие черты. Сила характера, гордость подчеркиваются в Ларе. Но хорошие качества превращаются в свою противоположность, потому что она презирает людей.

Данко тоже стремится к свободе, берет на себя тяжелую миссию – вывести людей из леса. Он вырывает свое сердце, тем самым, освещая им дорогу. У романтических героев Горького присутствует множество положительных, человеческих качеств – свободолюбие, а также умение служить людям


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Система образов. Система образов в рассказах Горького пол­ностью подчинена стремлению автора раскрыть основную тему сво­их произведений. Герои романтических произведений Горького – люди исключительные. Такими изображены Рада и Лойко – герои рассказа “Макар Чудра”;. Красота, сильные чувства и решительные действия героев восхищают старого цыгана Макара Чудру. В рассказе “Старуха Изергиль”; положительный герой – носитель всех добродетелей, […]...
  2. Система образов в рассказах Горького полностью подчинена стремлению автора раскрыть основную тему своих произведений. Герои романтических произведений Горького – люди исключительные. Такими изображены Рада и Лойко – герои рассказа “Макар Чудра”. Красота, сильные чувства и решительные действия героев восхищают старого цыгана Макара Чудру. В рассказе “Старуха Изергиль” положительный герой – носитель всех добродетелей, отрицательный – […]...
  3. Идейно-тематическое содержание. В основе романтической концепции Горького лежат мотивы протеста и бунтарства. Писатель не принял мотива трагического одиночества и обреченности роман­тического героя прошлого. Поэтому даже трагическая развязка кон­фликта в романтических произведениях Горького не воспринимает­ся как поражение. Так, смерть Данко или гибель Сокола – это утверждение нравственной победы. Герои романтических рассказов Горького устремлены к одной це­ли. […]...
  4. “Старуха Изергиль” – одна из ранних работ пера Максима Горького, где уже в полной мере воплотился талант автора с его многообразием использования ярких, даже индивидуальных художественно-выразительных средств. Красочные, цепкие и чуткие сравнения, в которых автор представляется тонким наблюдателем, человеком с подвижной и богатой образной фантазие, перерастают во всю сложность и силу системы образов этого произведения […]...
  5. В произведениях рассматриваемого периода Горький обратился к романтической поэтике. Своих героев он изображал в соответствии со своими представлениями о прекрасном. Для создания таких героев писатель обращался к жанру сказки и легенды. Одним из средств изображения стал для писателя прием контраста, а также антитеза. Высокий гуманистический идеал Данко противопоставляется как мещанской успокоенности людей, так и эгоизму […]...
  6. В основе романтической концепции Горького лежат мотивы протеста и бунтарства. Писатель не принял мотива трагического одиночества и обреченности романтического героя прошлого. Поэтому даже трагическая развязка конфликта в романтических произведениях Горького не воспринимается как поражение. Так, смерть Данко или гибель Сокола – это утверждение нравственной победы. Герои романтических рассказов Горького устремлены к одной цели. Для Макара […]...
  7. Художественные особенности. В произведениях рассматри­ваемого периода Горький обратился к романтической поэтике. Сво­их героев он изображал в соответствии со своими представлениями о прекрасном. Для создания таких героев писатель обращался к жанру сказки и легенды. Одним из средств изображения стал для писателя прием контраста, а также антитеза. Высокий гуманисти­ческий идеал Данко противопоставляется как мещанской успоко­енности людей, так […]...
  8. М. Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями. Достаточно прочесть хотя бы один из его ранних рассказов, чтобы убедиться в этом. Девизом ранних произведений Горького можно было бы выбрать слова из его ранней поэмы: “Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться”. Романтические произведения М. Горького […]...
  9. Имя провинциала Алексея Пешкова мало кому было известно в конце 90-х годов XIX века, но читатель был поражен появлением трех томов “Очерков и рассказов” нового писателя – Максима Горького. “Большой и оригинальный талант”, – таково было общее суждение о новом писателе и его книгах. Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических […]...
  10. Герои романтических произведений М. Горького служат убедительной иллюстрацией поиска истины и смысла жизни. Каждый из них выбирает свой путь. И при этом каждый считает, что выбрал верный шаг в нужном направлении. Горький как психолог находит ситуации, в которых проявляются врожденные человеческие стремления. В поведении героев Горький чутко улавливает “приступы удручающей, коверкающей душу скуки” и тоски. […]...
  11. Горький вошел в литературу в конце 1890-х годов как певец ярких личностей и сильных характеров. Это было что-то новое и необычное для литературы того времени. В творчестве молодого Горького отразился романтизм, особенно в таких рассказах, как “Челкаш”, “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, в революционных песнях. Герои этих произведений – люди “с солнцем в крови”, сильные, гордые, […]...
  12. Писателя должно лихорадить от волнения и восторга. Р. Брэдбери Глубина и нежность молдавской ночи, темнота леса, где жарким огнем вспыхнуло сердце Данко, жуткие аккорды разбушевавшейся стихии, где “гордо реет Буревестник, черной молнии подобный”. Романтические образы М. Горького вырастают из этого союза красок и звуков, они чаруют, заставляя быть там, где происходит действие, и тем, кем […]...
  13. Только те, кто готов умереть за нее, знают, что такое свобода. А. Сталь В своих ранних произведениях Горький предстает перед читателем писателем романтиком. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей один на один с миром, но которая бы соответствовала действительности и которая выдвигала бы действительности исключительные требования. Герои Горького стоят на ступень выше всего общества и […]...
  14. Время написания ранних романтических рассказов Горького – начало 90-х годов XIX века, время тяжелое и неопределенное. С предельной реалистичной правдивостью изображают этот период в своих произведениях Чехов и Бунин, старшие современники Горького. Сам же Горький заявляет о необходимости поисков новых путей в литературе. В письме Пятницкому от 25 июля 1900 года он пишет: “Задача литературы […]...
  15. Рубеж XIX-XX вв. – время значительных перемен в российской истории, время острейших противоречий и споров о судьбе отечества. Одним из главных вопросов, занимавших в то время умы и сердца представителей передовой общественности, был вопрос о свободе и равенстве. Эта тема нашла свое отражение во многих произведениях литературы того времени, нашла отклик у многих писателей, в […]...
  16. I. “Настало время нужды в героическом” (Горький). Причины обращения Горького к романтической поэтике в период расцвета реализма. II. Вера в человека и противопоставление его героического порыва “томительно бедной жизни”. 1. Пафос свободы в ранних рассказах. 2. Не страдать, а действовать! 3. Противопоставление индивидуалистическому самоутверждению подвига во имя людей. 4. Рассказы о босяках. “Не столько отверженные, […]...
  17. Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них, исполненного свободолюбия и гордости, тоже возвышен и романтичен. Горький талантливо живописал их внешность. Читая рассказ “Макар Чудра”, мы встречаемся именно с такими героями, которых автор, кроме свободы и гордости, наделяет необыкновенной красотой. Лойко и Радда любят друг друга, но они не могут ради этой любви […]...
  18. Издавна силы природы пугали и завораживали человека. Об этом свидетельствует история – наши предки-язычники поклонялись многим богам, которые олицетворяли обычные нам сегодня явления – гром, молнию, солнце… Люди стремились стать ближе к своим божествам, дотянуться до их идеала. Их очаровывала могущество и непокорность природы, и тогда они даже не догадывались, насколько сильной является собственно человеческая […]...
  19. История создания. Творчество Горького необыкновенно богато и противоречиво. Писатель, драматург, публицист, общественный деятель, М. Горький сыграл огромную роль в истории русской об­щественной и культурной жизни. О популярности писателя говорит следующий факт: по результатам социологического опроса тех лет Горький вместе с Л. Н. Толстым и Т. Эдисоном (американским изо­бретателем) вошел в тройку “величайших современников планеты”;. Первый […]...
  20. В своих ранних произведениях Горький предстает перед нами как истинный романтик. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей на противоборство с миром один на один, предъявляющий окружающим исключительные требования. Он отвергает общество, считая себя выше него, и обречен на одиночество. Поэтому он находит общение лишь со стихиями, с морями, океанами, горами. И система романтических ценностей отличается […]...
  21. В литературе роль ключевого признака романтического стиля написания исполняет прием, согласно которому человек, стремящийся к обретению свободы, изображается в необычном образе. Такие люди зачастую отличаются наличием гордого нрава, и не желают признавать устои и ведение жизни по законам своего общества. Герои такого типа встречаются нам в произведениях раннего периода творчества А. М. Горького. Рассказ “Старуха […]...
  22. С главными героями романа “Война и мир” писатель знакомит нас буквально на первых страницах произведе­ния. И Андрей Болконский, и Пьер Безухов еще совсем молоды. При первой их встрече князю Андрею 26 лет, а Пьеру нет и 20 лет. Своей непохожестью оба героя рез­ко выделяются среди гостей, которые собрались в салоне петербургской придворной дамы Анны Шерер. […]...
  23. 1. Темы раннего творчества писателя. 2. Романтический герой. 3. Подвиг во имя людей. Меня называют бытовиком. Даже натуралистом. Но какой же я бытовик? Я – романтик. М. Горький Рассматривая раннее творчество М. Горького, критики расходились во мнениях – одни утверждали, что творческий метод Горького – реализм, так как он придерживался натурализма в деталях, другие называли […]...
  24. Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее ходовыми и распространенными определениями романтизма. “Сколько я ни читал о романтизме, все не то”, – писал он своим друзьям. В шестой главе “Евгения Онегина”, написанной в 1826 году, Пушкин, “цитируя” унылые предсмертные стихи Ленского, замечал: Так он писал темно и вяло (Что романтизмом мы зовем, Хоть романтизма тут […]...
  25. Нужны подвиги! Нужны такие слова, Которые бы звучали как колокол Набата, тревожили все и, сотрясая, Толкали вперед. М. Горький Горький начал свою литературную деятельность в 90-е годы, Россия в это время переживала третий этап освободительного рабочего движения, в котором главная роль принадлежала пролетарским массам. Это был период, когда в народе зрел протест против эксплуататорских порядков, […]...
  26. В произведениях русских писателей описание природы всегда занимала значительное место. Возможно, это объясняется тем, что наши предки были язычниками, которые обожествляли и одухотворяли природу. А может, это просто особенность восприятия мира творчески одаренным человеком – он видит не только темные стороны жизни, но и все прекрасное и удивительное, что есть в ней. Не удивительно, что […]...
  27. Рассказ М. Горького “Старуха Изергиль” написан в 1895 году, сам автор признавался в письме к А. П. Чехову в том, что считает его самым стройным и красивым своим про­изведением. Отличительной особенностью рассказа является наличие в повествовании героя-рассказчика. Такая манера но­сит название “сказовой” и нередко использовалась писателем для создания эффекта достоверности описываемых событий. В самом начале […]...
  28. Необоримая лень и апатия, присущие Обломову, в доме Пшеницыной нашли благодатную почву. Здесь “нет никаких понуканий, никаких требований”. Предметной деталью Гончаров передает переломные моменты в жизни героя. Так, в XII главе третьей части писатель заставляет Захара облачить его в халат, вымытый и починенный хозяйкой. Халат здесь символизирует возврат к старой обломовской жизни. – Еще я […]...
  29. В ранних романтических произведениях М. Горького действовали социально-конкретные лица – главным образом босяки, а также близкие к ним по своему общественному положению люди. Критическая направленность рассказов о горькой и тяжелой доле отверженных, “бывших людей”, очевидна. В своем презрении к уродливым собственническим устоям деклассированный люд нес в себе стихийное влечение к воле, свободе. Во многих В […]...
  30. Жанровые особенности. Для романтического художественно­го мира характерно противопоставление героя и действительности. С этой особенностью романтизма как художественного метода свя­зано жанровое своеобразие произведений Горького начального пе­риода. “Рассказы в рассказе”; с использованием легенд, преданий, былей, сказочных элементов – таков жанр “Макара Чудры”; и “Старухи Изергиль”;. В этих рассказах Горький обращается к жанру литературной легенды, потому что он […]...
  31. Творчество Горького необыкновенно богато и противоречиво. Писатель, драматург, публицист, общественный деятель, М. Горький сыграл огромную роль в истории русской общественной и культурной жизни. О популярности писателя говорит следующий факт: по результатам социологического опроса тех лет Горький вместе с Л. Н. Толстым и Т. Эдисоном вошел в тройку “величайших современников планеты”. Первый рассказ “Макар Чудра” был […]...
  32. Пафос ранних романтических произведений М. Горького (идеи и стиль романтических произведений Горького) I. “Настало время нужды в героическом” (Горький). Причины обращения Горького к романтической поэтике в период расцвета реализма. II. Вера в человека и противопоставление его героического порыва “томительно бедной жизни”. 1. Пафос свободы в ранних рассказах. 2. Не страдать, а действовать! 3. Противопоставление индивидуалистическому […]...
  33. 1. Характерные черты романтизма в России. 2. Специфика раннего творчества Горького. 3. Революционный романтизм писателя. Меня называют бытовиком. Даже натуралистом. Но какой же я бытовик? Я – романтик. М. Горький Романтизм, сложившись как направление в противовес классицизму, распространился в литературе разных стран, в том числе и в России. Характерно то, что в Европе это произошло […]...
  34. Творчество раннего Горького не следует сводить только к романтизму: в 1890-е гг. он создавал одновременно и романтические, и реалистические по стилю произведения (среди последних, например, рассказы “Нищенка”, “Челкаш”, “Коновалов” и многие другие). Тем не менее именно группа романтических рассказов воспринималась как своего рода визитная карточка молодого писателя, именно они свидетельствовали о приходе в литературу писателя, […]...
  35. Ранняя романтика Горького проникнута поисками активно­го героя-борца за свободу, за человеческое достоинство. Эпи­графом к жизни такого героя могли бы стать слова из “Песни о Соколе”: “… безумству храбрых поем мы славу! Безумство храб­рых – вот мудрость жизни!” Вершиной романтического героического характера является образ Данко. Красивая самоотверженная смерть горьковского героя, самопожертвование ради других – вот идеал […]...
  36. “Я видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу”,- так начинает Максим Горький одно из своих лучших произведений. В рассказе “Старуха Изергиль” отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Рассказ относится к ранним произведениям М. Горького и продолжает романтическую линию, в которой наиболее сильно отразилось авторское […]...
  37. Для романтического художественного мира характерно противопоставление героя и действительности. С этой особенностью романтизма как художественного метода связано жанровое своеобразие произведений Горького начального периода. “Рассказы в рассказе” с использованием легенд, преданий, былей, сказочных элементов – таков жанр “Макара Чудры” и “Старухи Изергиль”. В этих рассказах Горький обращается к жанру литературной легенды, потому что он дает возможность […]...
  38. Известно, что литература времен Максима Горького отличалась от литературы прошлых лет, тем, что писатели поставили перед собой новые цели, а значит, выбрали новые образы, новых героев. Творчество, особенно раннее, Максима Горького пропитано романтической утомленностью к переменам. В произведениях Горького присутствовал и пафос, и борьба, и вера в человека, и романтика, и надежда, в то время […]...
  39. Какие особенности летописей вы можете вы­делить? Летопись возникла еще в Киевской Ру­си из потребности русского общества иметь свою письменную историю, и это было связано с ростом национального са­мосознания народа. Летопись представля­ла собой исторический документ, вклю­чающий в себя тексты или переложения договорных грамот, завещания князей, постановлений феодальных съездов и дру­гие документы. События не только отече­ственной, но […]...
  40. Теплые, дружеские отношения связывали Максима Горького и прославленного украинского прозаика Михаила Коцюбинского. Как известно, Коцюбинский некоторое время жил на Капри, где и познакомился с Горьким. Так, зиму 1911-1912 годов он провел на вилле Горького и написал там новеллы “Лист”, “Подарунок на іменини”, “Коні не винні”. Позже Максим Горький, вспоминая о своей первой встрече с украинским […]...

Романтизм как направление в литературе возник в конце 18 — начале 19 века, наибольшее распространение в Европе получил в период с 1790 по 1830 годы. Основной идеей романтизма было утверждение творческой личности, а особенностью — бурное изображение эмоций. Основными представителями романтизма в России были Лермонтов, Пушкин и Горький.

К романтическим настроениям Горького подтолкнуло растущее в обществе недовольство и ожидание перемен. Именно благодаря протесту против “застоя” в голове у писателя стали рождаться образы героев, способных спасти народ, вывести их из темноты, указать им правильны путь. Но этот путь представлялся Горькому совсем другим, отличным от привычного существования, автор презирал быт и видел спасение лишь в свободе от общественных оков и условностей, что и было отражено в его ранних рассказах.

Исторически этот период творчества Горького совпал с расцветом революционных движений в России, взглядам которых автор явно сочувствовал. Он воспел образ бескорыстного и честного бунтовщика, объятого не алчными расчетами, а романтическими устремлениями изменить мир к лучшему и разрушить несправедливую систему. Так же в его произведениях той поры раскрылась тяга к свободе и несбыточным идеалам, ведь писатель еще не видел перемены, а лишь предчувствовал их. Когда мечты о новом социальном строе приобрели реальные очертания, его творчество преобразовалось в соцреализм.

Основные черты

Главной чертой романтизма в творчестве Горького является четкое разделение персонажей на плохих и хороших, то есть, нет никаких сложных личностей, человек обладает либо только хорошими качествами, либо только плохими. Такой прием помогает автору яснее показать свою симпатию, выделить тех людей, которым надо подражать.

Кроме того, во всех романтических произведениях Горького прослеживается любовь к природе. Природа всегда является одним из главных действующих персонажей, и все романтические настроения передаются через нее. Писатель любил использовать описания гор, лесов, морей, наделяя каждую частицу окружающего мира своим характером и своим поведением.

Что такое революционный романтизм?

Ранние романтические работы Жуковского и Батюшкова были основаны на идеях классицизма и, по сути, являлись прямым его продолжением, что не соответствовало настроениям прогрессивно и радикально мыслящих людей того периода. Их было немного, поэтому романтизм приобрел классические формы: конфликт личности и общества, лишний человек, томление по идеалу и т.д. Однако время шло, и революционно настроенных граждан становилось все больше.

Расхождение литературы и народных интересов привело к изменению романтизма, к появлению новых идей и приемов. Основными представителями нового революционного романтизма стали Пушкин, Горький и поэты-декабристы, которые, в первую очередь, продвигали прогрессивные взгляды на перспективы развития России. Основной темой стала народная самобытность — возможность самостоятельного существования крестьян, отсюда в последствии появился термин народности. Стали появляться новые образы, и основными среди них были гений-поэт и герой, способный в любой момент спасти общество от нависшей угрозы.

Старуха Изергиль

В данном рассказе есть противопоставление двух героев, двух типов поведения. Первый — это Данко — пример того самого героя, идеала, который должен спасти народ. Он чувствует себя свободным и счастливым только тогда, когда его племя свободно и счастливо. Юноша исполнен любовью к своему народу, жертвенной любовью, что олицетворяет дух декабристов, готовых погибнуть ради благосостояния общества.

Данко спасает свой народ, но при этом погибает сам. Трагичность этой легенды в том, что племя забывает своих героев, оно неблагодарное, но для предводителя это не важно, ведь главной наградой за подвиг является счастье людей, ради которых он был совершен.

Антагонист — это сын орла, Ларра, он презирал людей, презирал их быт и закон, он признавал лишь свободу, переходящую во вседозволенность. Он не умел любить и ограничивать свои желания, в итоге за попрание общественных устоев его изгнали из племени. Только тогда гордый юноша понял, что без народа он никто. Когда он один, никто не может восхищаться им, никому он не нужен. Показав двух этих антиподов, Горький подвел все к одному выводу: ценности и интерес народа всегда должны быть выше твоих ценностей и интересов. Свобода в том, чтобы освобождать людей испод гнета тирании духа, невежества, той темноты, которая скрылась за лесом, непригодным для жизни племени Данко.

Очевидно, что автор соблюдает канон романтизма: вот противостояние личности и общества, вот томление по идеалу, вот гордая свобода одиночества и лишние люди. Однако дилемма о свободе разрешилась не в пользу гордого и самовлюбленного одиночества Ларры, этот тип, воспетый Байроном (одним из основателей романтизма) и Лермонтовым, писатель презирает. Его идеальный романтический герой – это тот, кто, будучи выше общества, не отрекается от него, а помогает ему даже тогда, когда оно гонит спасителя. В этой особенности Горький очень близок христианскому понимаю свободы.

Макар Чудра

В рассказе “Макар Чудра” свобода также является основной ценностью для героев. Старый цыган Макар Чудра называет ее главным сокровищем человека, в ней он видит возможность сохранить свое “я”. Революционный романтизм красочно проявляется именно в этом понимании свободы: старик утверждает, что в условиях тирании не разовьется нравственный и одаренный индивид. Значит, ради независимости стоит пойти на риск, ведь без нее страна никогда не станет лучше.

Такой же посыл есть у Лойко и Радды. Они любят друг друга, но видят в браке лишь цепи и оковы, а не шанс обрести покой. В итоге любовь к свободе, которая предстает пока в виде честолюбия, так как герои не могут правильно распорядиться ею, приводит к смерти обоих действующих лиц. Горький ставит индивидуализм выше брачных уз, которые только усыпляют творческие и умственные способности человека бытовыми заботами и мелочными интересами. Он понимает, что одиночке легче пожертвовать жизнью ради свободы, легче обрести полную гармонию со своим внутренним миром. Ведь не может же в самом деле вырвать сердце женатый Данко.

Челкаш

Главными действующими лицами рассказа являются старый пьяница и вор Челкаш и молодой деревенский парень Гаврила. Один из них собирался идти на “дело”, но его напарник сломал ногу, и это могло осложнить всю операцию, тогда-то опытный плут и встретил Гаврилу. Во время их разговора Горький уделял огромное внимание личности Челкаша, подмечал все мелочи, описывал его малейшие движение, все чувства и мысли, которые возникали у него в голове. Утонченный психологизм образа – явное следование романтическому канону.

Особое место в этом произведении занимает и природа, так как у Челкаша была духовная связь с морем, и его душевное состояние зачастую зависело от моря. Выражение чувств и настроений через состояния окружающего мира – опять-таки романтическая черта.

Также мы видим, как по ходу повествования меняется характер Гаврилы, и если вначале мы испытывали к нему жалость и сострадание, то в конце они превращаются в отвращение. Главной идеей рассказа является то, что неважно, как ты выглядишь и чем занимаешься, а важно то, что у тебя на душе, самое главное — всегда оставаться порядочным человеком в любом деле. Эта мысль сама по себе несет революционный посыл: как это неважно, чем занимается герой? Значит, и убийца сановной особы может быть порядочным человеком? Значит, и террорист может взрывать карету его превосходительства и сохранять при этом нравственную чистоту? Да, именно такую вольность сознательно допускает автор: не все порок, что осуждает общество. Революционер убивает, но при этом его мотив священен. Прямо сказать об этом писатель не мог, поэтому он выбрал отвлеченные примеры и образы.

Особенности романтизма Горького

Главной особенностью романтизма Горького является образ героя, некий идеал, призванный спасти народ. Он не отрекается от народа, а наоборот хочет вывести его на правильный путь. Основные ценности, которые писатель возвышал в своих романтических рассказах, — это любовь, свобода, храбрость и самопожертвование. Их понимание зависит от революционных настроений автора, который пишет не только для мыслящей интеллигенции, но и для простого русского мужика, поэтому образы и сюжеты не витиеваты и просты. Они носят характер религиозной притчи и даже похожи на нее по стилистике. Например, автор очень четко показывает свое отношение к каждому персонажу, и всегда понятно, кто симпатичен автору, а кто — нет.

Природа у Горького также была действующим лицом и оказывала влияние на героев рассказов. Кроме того, отдельные ее части являются символами, которые необходимо воспринимать иносказательно.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!