Якоб Людвиг Феликс Мендельсон. Нежный гений. Мендельсон краткая биография В лейпцигский период

Феликс Мендельсон - один из лучших композиторов 19-го века, современники сравнивали его музыкальное дарование с талантом Моцарта, что было вполне заслужено, много ли произведений широко звучат сегодня, написанные 16-17 юношей? А у Мендельсона таких произведений не одно. Светлая, примиряющая музыка является отличительной чертой Мендельсона, не только как композитора, но и как человека-эстета. Внешняя простота и прямолинейность его исключительного мелодизма наполнена редким по богатству внутренним содержанием, а высокий искренний романтизм поразительно сочетается с неповторимой глубиной.

1. Скрипичный концерт ми минор, соч.64 (1844)
Любим аудиторией, входит в стандартный классический репертуар исполнителей и является одним из самых исполняемых на концертных площадках во всём мире. Как сказал знаменитый скрипач Йозеф Иоахим: "У немцев есть четыре скрипичных концерта. Величайший и самый бескомпромиссный - Бетховена , один концерт Брамса соперничает с ним в серьезности. Самый богатый и соблазнительный написан Максом Брухом. Но самым душевным, жемчужиной сердца, является концерт Мендельсона."


2. Симфония № 4 ля мажор "Итальянская", соч. 90 (1833)
Симфония № 4 стала результатом путешествия молодого Мендельсона по Европе в 1829-1832, на её написание его вдохновила Италия.

Композитор в симфонии передаёт свои личные впечатления от искусства, природы и людей Италии, в симфонии звучат сцены итальянской жизни, заканчивается стремительными народными танцами - сальтарелло и тарантелла. Хотя эта симфония является одной из его самых известных его работ, она никогда не была опубликована при его жизни.


3. На крыльях песни, соч.34/2 (1835)
34-й опус Мендельсона включает шесть песен для голоса и фортепиано , написанных приблизительно в 1834-1836. Это был насыщенный и сложный период в жизни композитора - переезд в Лейпциг, смерть отца, работа над ораторией "Павел", встреча со своей будущей женой. Самым известным романсом опуса, да и возможно из всех песен Мендельсона является № 2 - "На крыльях песни". Текст Генриха Гейне под прекрасную мелодию повествует о мечтах влюблённых о ночном саде, с яркими душистыми цветами и журчанием волн. В песне видны благородство и уравновешенность внутреннего мира композитора.


4. Фортепианное трио № 1 ре минор, соч. 49 (1839)
Это первое из двух фортепианных трио Мендельсона и возможно его самая известная камерная композиция. Трио - воплощение противоположности, с одной стороны, оно знаменито своим лиризмом, с другой стороны, наполнено энергией, несколько раз сила и текстура перерастают в почти оркестровые пропорции. Этот гибкий и прекрасно построенный баланс противоположностей и делает искусство Мендельсона таким прекрасным, "легким" и естественным.


5. Оратория "Илия" соч.70 (1846)
Если музыку сравнивать с водой (погружение в тихое озеро или в буйную полноводную реку), то ораторию Мендельсона "Илия" можно сравнить только с океаном, такой мощью веет от неё. Обе написанные композитором оратории - "Павел" и "Илия" широко исполнялись при его жизни и какое-то время после смерти. Именно они проявляют глубину, сложность и духовную основу Мендельсона.


6. Увертюра "Гебриды, или Фингалова пещера" си минор, соч. 26 (1832)
Концертную увертюру "Гебриды" Мендельсон написал после посещения побережья Шотландии в 1829. Используя в ней модальные гармонии, автор пробуждает древние чувства, рисуя живописные картины дыхания моря. По мнению доктора искусствоведения В.Д. Конен, "Гебриды" - самая яркая из шести увертюр Мендельсона, которые вообще заложили традицию увертюры как особого жанра программной симфонической музыки: "Северный морской пейзаж вначале трактован композитором элегически. Но постепенно музыка приобретает драматизм и динамичность".


7. Рондо-Каприччиозо ми мажор соч.14 (1824-1830)
Первый вариант этой пьесы для сольного фортепиано был написан в 1824 году, окончательный в 1830 как подарок знакомому пианисту. Работа состоит из двух частей: начинается с элегантного Andante и вскоре прогрессирует в ритмическое Presto, которое продолжается до конца. Мендельсон использует весь динамический диапазон фортепиано, интересно и выразительно сопоставляя контрастные пианиссимо и фортиссимо, за это пользуется любовью многих пианистов.


8. Песни без слов (1829-1845)
"Песни без слов" занимают центральное место в многообразном творчестве Мендельсона. Композитор обращался к этой форме коротких лирических пьес на протяжении всей своей творческой жизни: все 48 песен собраны в 8 тетрадей по 6 пьес в каждой, первая тетрадь начата 20-летним композитором, последняя завершена через 16 лет, за 2 года до смерти. Песни внесли новую традицию и новые средства выразительности для фортепиано и были доступны музыкально образованному любителю. При всей простоте и скромности "Песни без слов" Мендельсона вошли в историю мировой музыки как один из выдающихся памятников лирического искусства 19-го века .


9. Струнный октет ми-бемоль мажор, соч.20 (1825)
Ещё одна работа раннего Мендельсона, когда он в свои 16 лет сочинил этот октет, ещё были живы Бетховен, Шуберт , Вебер, этим шедевром Мендельсон чётко подтвердил своё право стоять в одном ряду с такими знаменитыми коллегами. Октет поистине симфонического масштаба, сушествуют его оркестровые переложения и он является мостом между камерными и оркестровым работами Мендельсона.


10. "Свадебный марш" из музыки к комедии "Сон в летнюю ночь" соч.61 (1842)
"Свадебный марш" далеко не самая сильная музыка Мендельсона, но волею судеб он стал самой известной и самой исполняемой его работой в мире. Впервые по своему прямому назначению он прозвучал в 1847 году, а популярным стал в 1858 после свадьбы английской принцессы Виктории и принца Фридриха III, будущего императора (кайзера) Германии.
Хочется пожелать всем, для кого ещё персонально не звучал этот марш, услышать его, а тем, кто уже слышал, сохранить те чувства, которые связывали два любящих сердца во время его звучания.

Феликс Мендельсон – композитор, имя которого приходит на ум при первых же звуках «Свадебного марша». Он также был знаменитым дирижером, пианистом и педагогом. Мендельсон отличался удивительной музыкальной памятью и был востребован в странах Европы. Его заслугой стало основание Лейпцигской консерватории.

Детство и юность

Полное имя музыканта – Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди. Двойная фамилия досталась мальчику от отца, который решил стать лютеранином. Старинный род гордился дедом, известным философом, проповедником веротерпимости и еврейским просветителем. Родитель Феликса был главой банкирского дома и хорошо разбирался в предметах искусства.

Феликс родился в Гамбурге 3 февраля 1809 года. Он стал одним из 5 детей Мендельсонов. Мальчик находился в благоприятной среде, где имелись все условия для получения качественного образования и реализации талантов. В дом Мендельсонов часто приезжали философ и музыкант Карл Цельтер.

Склонность ребенка к музыке стала очевидной на ранних порах, и мать занялась развитием его способностей. Схожий талант был заметен и у сестры Феликса, Фанни. Вместе дети изучали нотную грамоту, а затем поступили на обучение к педагогу Людвигу Бергеру. Теории музыки детей обучал Цельтер. Феликс выучился игре на скрипке и альте, а в 9 лет дебютировал в роли пианиста. Не остались без внимания и его вокальные способности.


Первые произведения будущего композитора были созданы в этот период. Ими оказались сонаты для скрипки и фортепиано, а также мелодии для органа. был в числе первых ценителей таланта Мендельсона и открыто восхищался его способностями. Феликс начал давать концерты как дирижер, а также исполнитель чужих и авторских композиций. В 1842 году Мендельсон презентовал собственную оперу «Два племянника».

В семье делали все возможное, чтобы у детей были перспективы, поэтому Мендельсоны часто путешествовали. В 16 лет Феликс впервые побывал в Париже в компании отца, отправившегося во Францию с деловым визитом. Успехи музыканта оценили в парижской консерватории, но сам он не удовлетворился местными музыкальными традициями. Зато обрел массу полезных знакомств. Вернувшись домой, Мендельсон продолжил работу над оперой «Свадьба Камачо», созданной как аллюзия на произведение «Дон Кихот». В 1825 году произведение было закончено.

Музыка

В 1862 году свет увидела композиция, сделавшая Феликса известным. Увертюра к шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь» состояла из 12 минут непрерывной музыки, источавшей невероятный романтизм. Интересный факт: частью произведения был небезызвестный свадебный марш. На момент создания композиции Мендельсону было 17 лет.

«Свадебный марш» Феликса Мендельсона

Спустя год состоялась сценическая адаптация «Свадьбы Камачо». Критики хорошо отзывались о композиции, но театральные интриги и склоки не позволили мероприятию обрести успех. Это расстроило Мендельсона, и автор решил сосредоточиться на инструментальных мелодиях. Параллельно с творческой деятельностью Феликс обучался в Берлинском университете им. Гумбольдта.

С юности музыкант увлекался творчеством , популярность которого в тот период была невелика. В 1829 году публика услышала «Страсти по Матфею» кумира в исполнении поклонника. Это стало громким событием в мире музыки и принесло Мендельсону новый успех, положивший начало первым гастролям. Композитор отправился в Лондон, где неоднократно выступал перед слушателями с авторскими произведениями, музыкой Вебера и Бетховена. За Великобританией Мендельсону покорилась Шотландия, под впечатлениями от которой музыкант создал «Шотландскую симфонию».


Мужчина вернулся в Германию знаменитостью. Спонсором его путешествий по Европе выступил отец, и Феликс вновь отправился в путь, чтобы выступать в Италии. Один гастрольный тур стал причиной, по которой Феликс отказался от позиции в Берлинском университете. Объездив Германию, Францию, Австрию и Италию, музыкант остановился в Риме и создал «Первую Вальпургиеву ночь». За ней последовали несколько фортепианных и клавирных концертов.

К 26 годам Мендельсон был руководителем оркестра Гевандхаус. Отношения с подопечными сложились наилучшим образом. В качестве единомышленников и слаженного ансамбля музыканты и дирижер быстро обрели известность в Европе, а Феликс приступил к написанию триптиха «Элиа – Павел – Христос».


В 1841 году прусский король Фридрих Вильгельм IV доверил Мендельсону реформирование Королевской академии искусств в Берлине, но местная интеллигенция не приняла нововведения мастера, и он ретировался. В 1846- м была создана оратория «Элиа». Громкая премьера заворожила публику. Мендельсон был в восторге от впечатления, которое произвело его творение.

Параллельно с написанием музыки Феликс Мендельсон задумывался о создании учебного заведения для авторов. Он ходатайствовал об учреждении Лейпцигской консерватории, ставшей первой в Германии. Ее открыли в 1843 году, а портрет основателя до сих пор украшает стены здания.

Личная жизнь

В биографии любого творческого деятеля присутствует муза. Таковой для Мендельсона стала его жена Сесиль Жанрено, с которой он сочетался узами брака в 1836 году. Девушка из богатой гугенотской семьи, дочь французского пастора, отличалась спокойным нравом.


Композитор был счастлив в личной жизни, так как супруга привнесла в его дом заботу, уют и гармонию. Она вдохновляла мужа на новые творения.

Мендельсон стал отцом пятерых детей. Семья и пылкие чувства к ней побуждали музыканта на написание новых произведений.

Смерть

Проблемы со здоровьем наметились у Феликса в 1846 году. Он завершил гастроли и занялся написанием финальной части своего триптиха, «Христос». Занятия шли сложно из-за самочувствия композитора. Он часто делал перерывы, страдая мигренью и постоянной сменой настроения. По рекомендации семейного врача гастроли были отложены, а музыкант находился в комфортных домашних условиях.


Смерть любимой сестры усугубила положение. Мужчина переживал, оплакивая свою любимицу. Осенью 1847 года композитор пережил инсульт и не смог оправиться от него. Состояние музыканта ухудшалось: он впадал в забытье и не мог развернуто отвечать на вопросы. Спустя месяц Мендельсона настиг второй удар, который и послужил причиной смерти. Феликс Мендельсон скончался в Лейпциге 4 ноября 1847 года, в 38 лет.

Произведения

  • 1824 – «Симфония № 1 c-moll»
  • 1827 – «Christe, Du Lamm Gottes»
  • 1830 – «O Haupt voll Blut und Wunden»
  • 1831 – «Vom Himmel hoch»
  • 1831 – Увертюра «Сон в летнюю ночь»
  • 1832 – Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера»
  • 1833 – Увертюра «Сказка о прекрасной Мелузине»,
  • 1835 – «Павел»
  • 1840 – Симфония № 2 B-dur (симфония-кантата «Хвалебная песнь»)
  • 1842 – Симфония № 3 a-moll («Шотландская»)
  • 1846 – «Илия»

- ? 4 ноября ) - немецкий композитор еврейского происхождения, пианист , органист , дирижер , музыкально-общественный деятель, автор свадебного марша.


1. Биография


2. Творчество

Мендельсон - один из виднейших представителей немецкого романтизма, тесно связанный с классическими традициями (эстетическая позиция Мендельсона - основателя лейпцигской школы - отличалась ориентацией на классические образцы), однако Мендельсон искал новых типов выразительности. Музыка Мендельсона отличается стремлением к ясности и уравновешенности, ей присущи элегичность тона, опора на бытовые формы музицирования и интонации немецкой народной песни ("Песни без слов" для фортепиано и др..). Специфическая для Мендельсона образная сфера - изящная фантастическая скерцознисть (увертюра из музыки к пьесе "Сон в летнюю ночь" и др..). Исполнительский стиль Мендельсона-пианиста, противника поверхностной виртуозности, повлиял на его инструментальную музыку (концерты, ансамбли и др..). Один из создателей романтического симфонизма , Мендельсон обогатил его жанром программной концертной увертюры (?Морская тишь и счастливое плавание", 1832, и др..).


2.1. Список произведений

Оперы и Зингшпиль

  • "Два племянника, или Дядюшка из Бостона"
  • "Свадьба Камачо"
  • "Любовь солдата"
  • "Два педагога"
  • "Бродячие комедианты"
  • "Возвращение с чужбины" (переработано в вокальный цикл, op. 89; 1829)
Оратории
  • "Павел", op. 36 (1835)
  • "Илия", op. 70 (1846)
  • "Христос", op. 97 (не окончена)
  • Te Deum
Кантаты
  • "Christe, Du Lamm Gottes" (1827)
  • "O Haupt voll Blut und Wunden" (1830)
  • "Vom Himmel hoch" (1831)
  • "Wir glauben all" (1831)
  • "Ach Gott vom Himmel sieh darein" (1832)
  • "Вальпургиева ночь", op. 60
  • "Праздничные песнопения", op. 68 (1840)
  • "Wer nur den lieben Gott lasst walten" (1829)
Оркестровые произведения Концерты Камерные произведения
  • Семь струнных квартетов;
  • Струнный октет;
  • Две сонаты для скрипки и фортепиано;
  • Две сонаты для виолончели и фортепиано;
  • Два фортепианных трио;
  • Три фортепианных квартета;
  • Соната для альта и фортепиано
Произведения для фортепиано Сочинения для органа
  • Прелюдия d-moll (1820)
  • Анданте D-dur (1823)
  • Пассакалья c-moll (1823)
  • Три прелюдии и фуги, op. 37 (1836/37)
  • Три фуги (1839)
  • Прелюдия c-moll (1841)
  • Шесть сонат op. 65 (1844/45)
  • Анданте с вариациями D-dur (1844)
  • Аллегро B-dur (1844)
Вокальные и хоровые произведения
  • "На крыльях песни"
  • "Gruss"
  • Шесть песен, op. 59 (1844)

Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди родился в Гамбурге 3 февраля 1809. Его дед, философ Мозес Мендельсон, получил признание вопреки антиеврейским предрассудкам в Германии той эпохи. Отец композитора, Абрахам Мендельсон («прежде сын своего отца, а теперь отец своего сына», как он сам говорил), был банкиром; он и его жена Лия приняли христианство, и их дети были крещены под фамилией Мендельсон-Бартольди. Феликс был вторым ребенком в семье; его старшая сестра Фанни была одаренным музыкантом. В 1812 семья переехала в Берлин. В 1817 он начал брать уроки композиции у К.Цельтера, друга Гёте , и к 1820 в его портфеле накопилось довольно много сочинений, пока не слишком оригинальных, но поразительно складных для ребенка такого возраста. В 1821 Цельтер взял мальчика с собой в Веймар и представил его Гёте: Феликс произвел на поэта сильное впечатление как музыкальной одаренностью, так и личным обаянием. Описание первой встречи с Гёте в письме мальчика к семье может свидетельствовать о выдающемся литературном даровании юного музыканта; теми же качествами отмечены более поздние письма Феликса к Цельтеру, в которых он рассказывает о красотах Швейцарии , где проводил с семьей каникулы.

Успешно прошли встречи молодого композитора с выдающимися музыкантами той эпохи, особенно с И.Мошелесом, однако отец Феликса все еще не был уверен в том, что сыну предназначено стать профессиональным музыкантом, и в 1825 он отвез мальчика в Париж, чтобы показать его Л.Керубини, крупнейшему музыкальному авторитету Франции и человеку, известному своей язвительностью и консервативными взглядами. Вопреки ожиданиям, Керубини весьма благосклонно отнесся к Феликсу и предрек ему большое будущее. К этому времени Мендельсон стал автором уже вполне самостоятельных сочинений, в том числе знаменитого Рондо-каприччиозо . В 1825 появился октет для струнных ми-бемоль мажор и в 1826 – увертюра к комедии Шекспира Сон в летнюю ночь (Sommernachtstraum ) – настоящие шедевры, самые яркие образцы творчества композитора. Мендельсон успешно выступал как пианист и приобрел некоторый дирижерский опыт. Четвертая опера Мендельсона Свадьба Камачо (Die Hochzeit des Camacho ) была поставлена в Берлине в 1827; успех она имела средний в сравнении с теми восторженными похвалами, к которым автор привык с детства, и Мендельсон тяжело переживал нападки критики. Настоящий триумф пришел к нему спустя два года, когда он продирижировал в Лейпциге Страстями по Матфею И.С.Баха – первым исполнением сочинения после смерти композитора. Через несколько недель он впервые посетил Англию, где приобрел множество друзей и выступил весьма успешно как на музыкальном, так и на общественном поприще. Мендельсон побывал также в Шотландии и в Уэльсе. В конце года он вернулся в Берлин, но вскоре возобновил странствия. В 1830 он посетил Рим, где встретился с Берлиозом и начал работу над двумя симфониями – Четвертой ля мажор (Итальянской , 1833) и Третьей ля минор (Шотландской , 1842); в 1832 снова побывал в Париже, где приобрел новых друзей (среди них – Шопен). Разочарование принесла премьера Пятой симфонии ре мажор (Реформационной ) в 1831. Вскоре Мендельсон принял должность музик-директора Дюссельдорфа, но в результате конфликтов и интриг вынужден был уйти; в 1835 он получил пост руководителя лейпцигского оркестра Гевандхаус.

В конце 1835 внезапно скончался отец композитора. От этого потрясения Мендельсон долго не мог оправиться; прийти в себя помогли работа над ораторией Св. Павел (1836) и поездка на каникулы во Франкфурт, где состоялась его встреча с Сесилией Жанрено, которая через два года стала женой композитора. Их брак был счастливым: мягкость характера и здравый смысл Сесилии великолепно сочетались с динамичной, импульсивной натурой Феликса. Оставшиеся годы своей жизни Мендельсон провел главным образом в Германии и Англии; в 1843 с триумфом прошла премьера оратории Илия на Бирмингемском фестивале. В Германии деятельность Мендельсона распределялась между Берлином и Лейпцигом. Руководство музыкальным отделением берлинской Академии искусств принесло композитору разочарование, однако он с живейшим интересом занимался организацией консерватории в Лейпциге. После поездки в Англию в 1847 он вернулся в Германию совершенно обессиленным. В довершение пришло известие о смерти любимой сестры Фанни.

ТВОРЧЕСТВО

Оркестровые сочинения.

Ранее всего индивидуальность композитора проявилась в инструментальной музыке, и в конечном счете оркестровые сочинения Мендельсона оказались самой долговечной частью его творческого наследия. Увертюры Сон в летнюю ночь и Гебриды, или Фингалова пещера (Hebrides, oder Die Fingalshöhle , первая редакция 1830, вторая 1832) – безусловные шедевры, блестящие по оркестровому письму, самобытные по тематическому материалу и в смысле драматургии гораздо более интересные, чем подавляющая часть более поздних опусов. Не уступают им увертюры Морская тишь и счастливое плавание (Meerstille und die glückliche Fahrt , 1832) и Сказка о прекрасной Мелузине (Das Märchen von der schönen Melusine , 1833). Симфонии Мендельсона не столь ровны. Ранняя симфония до минор (1824) удачна по форме, но не оригинальна; Реформационная и Шотландская претендуют на большее, и в них сильнее сказывается личность автора. В обеих немало отличной музыки (особенно в двух первых частях Шотландской ), но в целом они не соответствуют заявленной крупной симфонической концепции. Лучшая из симфоний, несомненно, Итальянская : она проникнута весельем, но при этом по-настоящему лирична. Мендельсон первым отказался от начального tutti при сочинении инструментальных концертов; в этом жанре у него можно найти произведения разного качества. Менее интересны два фортепианных концерта (Первый, соль минор, 1831 и Второй, ре минор, 1837), зато скрипичный концерт ми минор (1844), последнее большое оркестровое сочинение композитора, до сих пор сохраняет свежесть и очарование.

Камерные жанры.

Лучшим камерно-инструментальным сочинением композитора стал ранний струнный октет ми-бемоль мажор – роскошная партитура для ансамбля, дающего возможность наслаждаться красотой звучания. И это не удивительно, ведь Мендельсон блестяще владел всеми возможностями оркестра. Струнные квартеты композитора иногда вызывают желание услышать их в оркестровом переложении, но и они содержат немало прекрасной музыки. Ранние квартеты ми-бемоль мажор (1829) и ля мажор (1827) интересны по форме; последний квартет фа минор, написанный вскоре после кончины любимой сестры композитора, отмечен необычной и глубоко трогающей выразительностью. Из двух струнных квинтетов Мендельсона ранний, ля-мажорный (первая редакция 1826, вторая 1832) – восхитительное сочинение, в позднем, си-бемоль-мажорном квинтете (1845) композитор как бы пытается вернуться, и не особенно удачно, к восторженному настроению струнного октета. Среди камерно-инструментальных ансамблей с фортепиано – два трио (ре минор, 1839; до минор, 1845) и две сонаты для виолончели и фортепиано (си-бемоль мажор и ре мажор); в этих сочинениях виртуозность фортепианной партии доведена до пределов возможного, и звучат они очень эффектно. Фортепианная музыка Мендельсона содержит немало превосходных страниц. Наиболее содержательны Серьезные вариации ре минор (Variations sérieuses , 1841) и цикл из шести прелюдий и фуг; этот цикл отличается напряженностью развития и доказывает, что в зрелом возрасте Мендельсон обладал редким для 19 в. умением, не впадая в архаичность, сочинять полифонические пьесы. Соната ми мажор (1826) и фантазия фа-диез минор (1833) – прекрасные и незаслуженно редко исполняемые сочинения; хороши также пьесы в жанре скерцо и, конечно, Песни без слов : несмотря на некоторую сентиментальность, другие образцы этого жанра пленяют редкой красотой, и в целом мендельсоновские Песни без слов гораздо разнообразнее, чем обычно полагают. Среди органных произведений – прелюдии и фуги и шесть сонат, некоторые из них представляют значительный интерес.

В области вокальной музыки важным достоинством Мендельсона является приятная, легко текущая мелодика, однако эмоциональный диапазон его сочинений ограничен, кроме того, у него не было того интуитивного ощущения поэтического слова, которое отличает великих мастеров вокального письма. Все песни и хоры Мендельсона представляют собой крепкую в профессиональном смысле музыку, но лишь немногие из них (например, Новая любовь , Песня ведьм , Ночная песнь ) выделяются на несколько монотонном фоне. Среди ораторий Мендельсона самая удачная, несомненно, Илия : в ней, особенно в первой части, есть по-настоящему выразительные драматические эпизоды. Оратория Св. Павел , красивая в отдельных фрагментах, менее жизнеспособна как целое, а симфония-кантата Хвалебный гимн (1840) есть не что иное, как неудачная попытка вступить в соревнование с финалом Девятой симфонии Бетховена. Среди разнообразных произведений на тексты псалмов наиболее удачен Псалм 94 ; яркая, волнующая музыка – кантата на текст Гете Первая Вальпургиева ночь (первая редакция 1832; вторая 1843). Ранняя опера Свадьба Камачо написана живо, но ей недостает оригинальности; зингшпиль Сын и странник (1847) – восхитителен. Однако, лучшим сценическим произведением Мендельсона остается его музыка к комедии Шекспира Сон в летнюю ночь (1842), которая замечательно соответствует по духу написанной ранее увертюре.

Феликс Мендельсон сочинял практически во всех жанрах и формах своего времени, общее количество работ композитора превышает 770 произведений. Его музыка была очень популярна в своё время и остаётся такой по сей день. Ниже перечислены основные работы Феликса Мендельсона.

Оркестровые произведения
Симфонии

Симфония № 1 до минор, соч.11, MWV N13, (1824)
Симфония № 2 си-бемоль мажор (симфония-кантата) "Хвалебная песнь", соч.52, MWV A18 (1840)
Симфония № 3 ля минор "Шотландская", соч.56, MWV N18 (1842)
Симфония № 4 ля мажор "Итальянская", соч.90, MWV N16 (1833)
Симфония № 5 ре-минор "Реформационная", соч.107, MWV N15 (1832)

Оркестровые увертюры
Увертюра "Сон в летнюю ночь" ми-бемоль мажор, соч.21, MWV Р3 (1826/1831)
Увертюра до мажор для духовых инструментов, соч.24, MWV P1 (1826/1838)
Увертюра "Гебриды, или Фингалова пещера" си минор, соч.26, MWV P7 (1832)
Увертюра "Морская тишь и счастливое плавание" ре мажор, соч.27, MWV P5 (1828/1833/1834)
Увертюра "Сказка о прекрасной Мелузине" ми-бемоль мажор, соч.32, MWV P12 (1833)
Увертюра "Рюи Блаз" до минор, соч.95, MWV P15 (1839)
Увертюра до мажор ("Увертюра с трубами"), соч.101, MWV P2 (1825)

Марш в ре мажор, соч.108, MWV P16 (1841)

Концерты и концертные работы
Концерт № 1 соль минор для фортепиано и оркестра, соч. 25, MWV O7 (1831)
Блестящее каприччио си минор для фортепиано с оркестром, соч. 22, MWV O8 (1832)
Блестящее рондо ми-бемоль мажор, соч. 29, MWV O10 (1834)
Концерт № 2 ре минор для фортепиано с оркестром, соч. 40, MWV O11 (1837)
Шутливые серенада и аллегро си минор/ре мажор для фортепиано с оркестром, соч. 43, MWV O8 (1838)
Концерт ми минор для скрипки с оркестром, соч. 64, MWV O14 (1844)

Прочие
12 струнных симфоний (1821-1823), и симфоническая пьеса до минор (1823, иногда называется "Струнная симфония № 13")
Похоронный марш ля минор для духового оркестра соч.103, MWV P14 (1836)
Марш ре мажор, соч.108, MWV P16 (1841)

Инструментальная музыка
Сочинения для фортепиано
Каприччио (Скерцо) фа-диез минор, соч. 5, MWV U50(1825)
Соната ми-бемоль мажор, соч. 6, MWV U54 (1826)
Рондо каприччиозо (этюд) ми минор, соч. 14, MWV U67 (1828)
Фантазия на песню ирландской группы "Последняя роза лета" ми-бемоль мажор соч. 15, MWV U67 (1827?-30)
3 Фантазии (каприччио), соч. 16, MWV U70-72 (1829)
48 Песен без слов, в 8 тетрадях по 6 произведений в каждой: соч. 19, (1829); соч. 30 (1833-1934); соч. 38 (1837); соч. 53 (1841); соч. 62 (1843-1944); соч. 67 (1843-45); соч. 85 (1834-1945); соч. 102 (1842-45)
3 каприччио для фортепиано в ля минор, ми мажор и си-бемоль минор, соч. 33, MWV U 99,112,95 (1833-1935)
6 прелюдий и фуг, соч. 35 (1832-1837)
17 Серьёзных вариаций ре минор, соч. 54, MWV U156 (1841)
6 Детских пьес, соч. 72 (1842)
Вариации в ми-бемоль мажор, соч. 82, MWV U158 (1841)
Вариации в си-бемоль мажор (также для фортепиано, в четыре руки), соч. 83, MWV U159 (1841)
3 прелюдии и 3 этюда, соч. 104 (1834-38)
Соната № 2 соль минор, соч. 105, MWV U30 (1821)
Соната № 3 си-бемоль мажор, соч. 106, MWV U64 (1827)
Каприччио ми-бемоль мажор, соч. 118, MWV U139 (1837)
Вечный двигатель (скерцо) до мажор, соч. 119, MWV U58(1826)

Сочинения для органа
3 прелюдии и фуги до минор, соль мажор, ре минор, соч. 37 (1833-1837)
6 сонат, соч. 65, MWV W56-61 (1839-1944)
Фуга/анданте состенуто фа минор, MWV W26 (1839)
Прелюдия до минор, MWV W28 (1841)
Пассакалья до минор, MWV W7 (1823)
Анданте с вариациями ре мажор, MWV W32 (1844)

Камерная музыка
Блестящее аллегро и анданте дуэт, соч 92, MWV T4 (1841)
Фантазия и вариации на тему "Preciosa" Вебера до минор для двух фортепиано и оркестра (в соавторстве с Игнац Moscheles), WoO 25, MWV O9 (1833)
Соната си-бемоль мажор для виолончели и фортепиано № 1, соч. 45, MWV Q27 (1838?)
Соната ре мажор для виолончели и фортепиано № 2, соч. 58, MWV Q32 (1843?)
Концертная вариации ре мажор для виолончели и фортепиано, соч. 17, MWV Q19(1829)
Песня без слов ре мажор для виолончели и фортепиано, соч. 109, MWV Q34 (1845)
Соната фа минор для скрипки и фортепиано, соч. 4, MWV Q19 (1825)
Трио № 1 (большое) ре минор для фортепиано, скрипки и виолончели, соч. 49, MWV Q29 (1839)
Трио № 2 (второе большое) до минор для скрипки и виолончели, соч. 66, MWV Q33 (1845)
3 квартета для фортепиано и струнных: № 1 до минор, соч. 1, MWV Q11 (1822); № 2 фа минор, соч. 2 MWV Q13 (1823); № 2 си минор, соч. 3, MWV Q17 (1824-25)
2 концертные пьесы фа минор и ре минор для кларнета, бассетгорна и фортепиано, соч.113,114 MWV Q23,24 (1833)
7 струнных квартетов: си-бемоль мажор, соч. 12 (1829); ля минор, соч. 13 (1827); ре мажор, ми минор и ми-бемоль мажор, соч. 44 (1837-1938); фа минор, соч. 80 (1847); 4 пьесы соч. 81 (1827-1947)
2 Струнных квинтета ля мажор, соч. 18 MWV R21 (1831) и си-бемоль мажор, соч. 87, MWV R33 (1845)
Секстет ре мажор с фортепиано, соч. 110 (1824)
Октет ми-бемоль мажор для 4 скрипки, 2 альтов и 2 виолончелей, соч. 20 (1825).

Опера
"Свадьба Камачо", соч. 10, MWV L5 (1825)
"Возвращение с чужбины", соч. 89, MWV L5 (1829)
"Лорелея", соч 98, MWV L7 (незавершена)

Музыка к театральным постановкам
"Антигона" (Софокл), соч. 55, MWV M12 (1841)
"Сон в летнюю ночь" (Шекспир), соч. 61, MWV M13 (1841)
"Аталия" (Ж.Расин), соч. 74. MWV M16 (1845)
"Эдип в Колоне" (Софокл), соч. 93, MWV M14 (1845)
"Рюи Блаз" (В.Гюго), MWV M11 (1839)

Песни для голоса и фортепиано
12 песен, соч. 8 (слова Ф. Грильпарцера, И. Г. Фосса, И. В. Гёте, Л. К. Г. Хёльти и др.) (1830)
12 песен, соч. 9 (слова Г. Гейне, Фосса, Клингемана, Т. Мура, Уланда, Фаллерслебена) (1829)
6 песен соч. 19 (слова Гейне, Э. Эберта, Ульриха ф. Лихтенштейна) (1830-1834)
6 песен соч. 34 (слова Гейне, Гёте, Клингемана, Эберта) (1834-1837)
6 песен соч. 47 (слова Гейне, Клингемана, Ленау, Тика) (1839)
6 песен соч. 57 (слова Гёте, Уланда, Эйхендорфа, народные слова) (1837-41)
6 песен соч. 71 (слова Клингемана, Ленау, Фаллерслебена, Эйхендорфа) (1841-47)
3 песни соч. 84 (слова Клингемана и др.) (1831-39)
6 песен соч. 86 (слова Гёте, Гейне, Гейбеля, Клингемана и др.) (1826-47)
6 песен соч. 99 (слова Гёте, Уланда, Эйхендорфа и др.) (1841-45)
6 вокальных дуэтов с фортепиано соч. 63 (слова Гейне, Бёрнса. Клингемана, Фаллерслебена (1836-1844)
3 вокальных дуэтов с фортепиано соч. 77 (слова В. Гюго, Уланда, Фаллерслебена) (1836-1947)

Оратория
оратория "Павел", соч. 36, MWV A14 (1836)
оратория "Илия", соч. 70, MWV A25 (1846)
оратория "Христос", соч. 97, MWV A26 (незавершенная)

Светские и духовные работы для солистов, хора и инструментов
кантата "Ты Пётр" (Tu es Petrus), соч.111, MWV A4 (1827)
кантата "Христос, Агнец Божий" (Christe, du Lamm Gottes), MWV A5 (1827)
кантата "Чело в крови и ранах" (O Haupt voll Blut und Wunden) MWV A8 (1830)
кантата рождественская история "С небес спускаюсь я на землю" (Vom Himmel hoch, da komm ich her) MWV A10 (1831) и A22 (1843)
Псалмы соч. 31 (1830), соч.42 (1837), соч. 46 (1841), соч.51 (1839), соч.91 (1843)
6 мотетов, соч. 79 (1843-1946)
3 гимна, соч. 69 (1847)
кантата "Вальпургиева ночь", соч. 60, MWV D3 (1831/1845)
кантата "Праздничные песни", соч.68, MWV D6 (1846)

Работы для солистов, вокальных ансамблей и хора "а капелла":
соч. 41, 48, 50, 59, 63, 75, 76, 77, 79, 88, 100, 116, 120, составленные 1834-1847, на слова Гёте, Уланда, Эйхендорфа, Гейне, Платена, Хёльти, Гюго, Бёрнса, Клингемана, Фаллерслебена и др.