Отличие суннитов от шиитов – религиозные убеждения и интересные факты. Различия суннитов и шиитов. Причины разделения мусульман на шиитов и суннитов

Противостояние между шиитами и суннитами в большей степени основывается на «исторических и текущих политических факторах». Однако потенциал столкновения между течениями возникает не только из-за провокаций внешних сил или политических разногласий – продолжает обсуждать основы конфликта между исламскими течениями в своей колонке обозреватель газеты «Заман» Али Булач.

Есть также ряд причин связанных с расхождением в понимании теологии (калам), юриспруденции (фикх), Сунны и основ мусульманского права (усуль), которые как бы подпитывают конфликт. Хотя детали разногласий по вышеперечисленным причинам не обсуждаются широкой общественностью, сторонники сближения течений обращают внимание на то, что пока не будет достигнуто взаимопонимание по вопросам калама, фикха, Суннны и усуля потенциал возникновения конфликта будет оставаться высоким и угрожать политическому и социальному единству мусульман.

Исходя из собственных наблюдений и изучения источников, я твердо убежден, что «честолюбие и амбиции политиков», несмотря на их обратные заявления, служат поводом для превращения расхождений в интерпретации и практике религиозных вопросов в конфликт. Именно политики пытаются эксплуатировать богословские расхождения для получения политических дивидендов. Различия между исламскими течениями воспринимаются всего лишь как «расхождения в интерпретации, толковании и практике», если обсуждать их в рамках усуля, однако в руках политиков эти расхождения тут же превращаются в спорные вопросы с высоким потенциалом создания конфликтных ситуаций. В ответ на предложения сближения течений, политики начинают придумывать небывалые оговорки, которые в итоге, образно выражаясь, сводятся к следующему призыву противной стороны: «ты оставь свои убеждения и политическую автономию, переходи на нашу сторону и полностью нам подчиняйся!» Такого рода подход не только не ведет к объединению или даже сближению, а наоборот подпитывает так любимый политиками конфликт.

Для устранения легитимной составляющей конфликтов между шиитами и суннитами необходимо спокойно обсудить разногласия в интерпретации и практике религиозных вопросов, определить и специфицировать: а) основные пункты разногласий, б) точки соприкосновения, с) пункты по выработке общей позиции. В этом отношении большая ответственность лежит на специалистах, просветителях и богословах.

Как оговаривалось выше между шиитами и суннитами имеют место быть расхождения в сфере теологии и юриспруденции. Необходимо отметить, что в вопросах основ веры (Единобожие, пророчество, загробная жизнь), основ ислама и разрешенного и запретного между нами нет расхождений. И то и другое течение являются ахлю кибла. В основе это показывает, что между шиитами и суннитами больше общих позиций, чем разногласий.

Теологические расхождения между шиитами и суннитами выражаются в вопросах «преемственности, возвращения ожидаемого имама (радж’a) и скрытого состояния (гайба) последнего имама (Махди)». Правовые расхождения в принципе не отличаются от расхождений между четырьмя правовыми школами суннитов (мазхаб). Каждый мусульманин свободен в выборе мазхаба. Например, существует фетва аль-Азхара и Махмуда Шалтута согласно джафаритскому мазхабу, которая даже была занесена в семейный кодекс Египта, что при определенных условиях трижды произнесенная формула развода может считаться за одну. Один из главных личностей «Такриб аль-Мазахиб» шейх Шалтут сказал следещее: «В некоторых вопросах я давал фетвы согласно джафаритскому мазхабу». Аятоллах Мухаммад Шихабуддин особенно после иранской революции говорил, что в практических вопросах, там где не шиитский фикх недостаточен, необходимо прибегать к усулю ханафитов и маликитов.

Основная проблема заключается в понимании Сунны, передаче хадисов, самих передатчиках и разборе цепи передатчиков.

По-моему мнению разногласия между шиитами и суннитами можно разделить на следующие категории:

1)Разногласия, исчезнувшие в историческом процессе

2) Текущие разногласия

3) Разногласия, по которым со временем можно выработать общую позицию.

В последние годы Ближний Восток не покидает заголовков новостей мировых информационных агентств. Регион лихорадит, события, происходящие здесь, во многом определяют глобальную геополитическую повестку дня. В этом месте переплелись интересы крупнейших игроков мировой арены: США, Европы, России и Китая.

Чтобы лучше понять процессы, происходящие сегодня в Ираке и Сирии, необходимо посмотреть в прошлое. Противоречия, приведшие к кровавому хаосу в регионе, связаны с особенностями ислама и историей мусульманского мира, который сегодня переживает настоящий пассионарный взрыв. С каждым днем события в Сирии все отчетливее напоминают религиозную войну, бескомпромиссную и беспощадную. Подобное уже случалось в истории: европейская Реформация привела к столетиям кровавых конфликтов между католиками и протестантами.

И если непосредственно после событий «арабской весны» конфликт в Сирии напоминал обычное вооруженное восстание народа против авторитарного режима, то сегодня противоборствующие стороны можно четко разделить по религиозным признакам: президента Асада в Сирии поддерживают алавиты и шииты, а большинство его противников являются суннитами (обе эти ветви признаны незаконными на территории РФ ). Из суннитов - причем самого радикального толка - состоят и отряды Исламского государства (ИГИЛ) – главной «страшилки» любого западного обывателя.

Кто же такие сунниты и шииты? Чем они отличаются? И почему именно сейчас разница между суннитами и шиитами привела к вооруженному противостоянию между этими религиозными группами?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, нам придется совершить путешествие во времени и возвратиться на тринадцать столетий назад, в период, когда ислам был молодой религией на этапе становления. Однако перед этим немного общей информации, которая поможет лучше разобраться в вопросе.

Течения ислама

Ислам – одна из крупнейших мировых религий, которая находится на втором месте (после христианства) по численности последователей. Общее количество ее приверженцев составляет 1,5 млрд человек, проживающих в 120 странах мира. В 28 странах ислам объявлен государственной религией.

Естественно, что столь массовое религиозное учение не может быть однородным. В состав ислама входит много различных течений, некоторые из которых считают маргинальными даже сами мусульмане. Двумя крупнейшими направлениями ислама являются суннизм и шиизм. Существуют и другие, менее многочисленные течения этой религии: суфизм, салафизм, исмаилизм, Джамаат таблиг и другие.

История и суть конфликта

Раскол ислама на шиитов и суннитов произошел вскоре после возникновения этой религии, во второй половине VII столетия. При этом его причины касались не столько догматов веры, сколько чистой политики, а если говорить еще точнее, к расколу привела банальная борьба за власть.

После смерти Али, последнего из четырех Праведных халифов, началась борьба за его место. Мнения о будущем наследнике разделились. Часть мусульман считала, что руководить халифатом может только прямой потомок рода Пророка, к которому должны перейти все его духовные качества.

Другая же часть верующих полагала, что лидером может стать любой достойный и авторитетный человек, которого изберет община.

Халиф Али был двоюродным братом и зятем пророка, поэтому значительная часть верующих считала, что будущий правитель должен быть выбран из его рода. Более того, Али родился в Каабе, он был первым мужчиной и ребенком, принявшим ислам.

Верующие, которые считали, что править мусульманами должны люди из рода Али, образовали религиозное течение ислама, получившее название «шиизм», соответственно, его последователей стали называть шиитами. В переводе с арабского это слово означает «приверженцы, последователи (Али)». Другая часть верующих, которая считала исключительность этого рода сомнительной, образовали течение суннитов. Это название появилось потому, что сунниты подтверждали свою позицию цитатами из сунны – второго по важности после Корана источника в исламе.

Кстати, шииты считают Коран, признаваемый суннитами, частично фальсифицированным. По их мнению, из него были убраны сведения о необходимости назначения Али приемником Мухаммеда.

Это и есть главное и основное различие между суннитами и шиитами. Оно стало причиной первой гражданской войны, которая случилась в Арабском халифате.

Однако следует отметить, что дальнейшая история взаимоотношений между двумя ветвями ислама хоть и не была слишком радужной, но серьезных конфликтов на религиозной почве мусульманам удавалось избегать. Суннитов всегда было больше, подобная ситуация сохраняется и сегодня. Именно представителями этой ветви ислама были основаны такие могучие в прошлом государства, как Омейядский и Аббасидский халифаты, а также Османская империя, которая в период своего расцвета была настоящей грозой Европы.

В Средние века шиитская Персия постоянно враждовала с суннитской Османской империей, что во многом помешало последней полностью покорить Европу. Несмотря на то, что эти конфликты имели скорее политическую подоплеку, религиозные разногласия также сыграли в них не последнюю роль.

На новый виток противоречия между суннитами и шиитами вышли после Исламской революции в Иране (1979 год), после чего к власти в стране пришел теократический режим. Эти события положили конец нормальных отношений Ирана с Западом и государствами-соседями, где у власти в основном находились сунниты. Новая иранская власть начала проводить активную внешнюю политику, что было расценено странами региона, как начало шиитской экспансии. В 1980 году началась война с Ираком, подавляющую часть руководства которого занимали сунниты.

На новый уровень конфронтации сунниты и шииты вышли после череды революций (известных как «арабская весна»), прокатившейся по региону. Конфликт в Сирии четко разделил враждующие стороны по конфессиональному признаку: сирийского президента-алавита защищает иранский Корпус исламских стражей и шиитская «Хезболла» из Ливана, а противостоят ему отряды боевиков-суннитов, которых поддерживают разные государства региона.

Чем еще отличаются сунниты и шииты

Сунниты и шииты имеют и другие отличия, но они имеют менее принципиальный характер. Так, например, шахада, которая является вербальным выражением первого столпа ислама («Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед - Пророк Аллаха»), у шиитов звучит несколько иначе: в конце этой фразы они добавляют «…и Али - друг Аллаха».

Существуют и другие различия между суннитской и шиитской ветвью ислама:

  • Сунниты почитают исключительно пророка Мухаммеда, а шииты, кроме этого, славят и его двоюродного брата Али. Сунниты почитают весь текст сунны (их второе название «люди сунны»), а шииты только ее часть, которая касается Пророка и членов его семьи. Сунниты считают, что точное следование сунне – это одна из главных обязанностей мусульманина. В этом отношении их можно назвать догматиками: у талибов в Афганистане строго регламентируются даже детали внешнего вида человека и его поведение.
  • Если крупнейшие праздники мусульман – Ураза-байрам и Курбан-байрам – отмечаются обеими ветвями ислама одинаково, то традиция празднования дня Ашура у суннитов и шиитов имеет значительное отличие. Для шиитов этот день является поминальным.
  • Сунниты и шииты по-разному относятся к такой норме ислама, как временный брак. Последние считают это нормальным явлением и не ограничивают количество подобных браков. Сунниты считают такой институт незаконным, так как сам Мухаммед отменил его.
  • Есть отличия в местах традиционного паломничества: сунниты посещают Мекку и Медину в Саудовской Аравии, а шииты – иракские Эн-Наджаф или Кербелу.
  • Сунниты должны совершать пять намазов (молитв) в день, а шииты могут ограничиться тремя.

Однако главным, в чем отличаются эти два направления ислама, является способ избрания власти и отношение к ней. У суннитов имам – это просто духовное лицо, которое главенствует в мечети. Совсем другое отношение к этому вопросу у шиитов. Глава шиитов - имам – это духовный лидер, который управляет не только вопросами веры, но и политики. Он как бы стоит над государственными структурами. Причем имам должен происходить из рода пророка Мухаммеда.

Типичным примером такой формы управления является сегодняшний Иран. Глава шиитов Ирана – рахбар – находится выше, чем президент или глава национального парламента. Он полностью определяет политику государства.

Сунниты вовсе не верят в непогрешимость людей, а шииты считают, что их имамы полностью безгрешны.

Шииты верят в двенадцать праведных имамов (потомков Али), судьба последнего из которых (его звали Мухаммад аль-Махди) неизвестна. Он просто бесследно исчез в конце IX столетия. Шииты верят, что аль-Махди вернется к людям в канун Страшного суда, чтобы навести порядок в мире.

Сунниты верят, что после смерти душа человека может встретиться с Богом, а шииты считают такую встречу невозможной как в земной жизни человека, так и после нее. Связь с Богом можно поддерживать только через имама.

Также следует отметить, что шииты практикуют принцип «такия», это означает благочестивое скрывание своей веры.

Численность и места проживания суннитов и шиитов

Сколько всего суннитов и шиитов в мире? Большая часть мусульман, проживающих сегодня на планете, относится к суннитскому направлению ислама. По разным оценкам, они составляют от 85 до 90% последователей этой религии.

Больше всего шиитов проживает в Иране, Ираке (более половины населения), Азербайджане, Бахрейне, Йемене и Ливане. В Саудовской Аравии шиизм исповедует примерно 10% населения.

Сунниты составляют большинство в Турции, Саудовской Аравии, Кувейте, Афганистане и остальных странах Центральной Азии, Индонезии и в странах Северной Африки: в Египте, Марокко и Тунисе. Кроме того, к суннитскому направлению ислама относится большинство мусульман Индии и Китая. Российские мусульмане также относятся к суннитам.

Как правило, между приверженцами этих течений ислама не возникает конфликтов при совместном проживании на одной территории. Сунниты и шииты нередко посещают одни и те же мечети, и это также не вызывает конфликтов.

Нынешняя ситуация в Ираке и Сирии – скорее исключение, вызванное политическими причинами. Этот конфликт связан с противостоянием персов и арабов, уходящим своими корнями в мрачную глубину веков.

Алавиты

В завершение хотелось бы сказать несколько слов о религиозной группе алавитов, к которой относится нынешний союзник России на Ближнем Востоке – президент Сирии Башар Асад.

Алавиты – это течение (секта) шиитского ислама, с которым его объединяет почитание двоюродного брата Пророка, халифа Али. Алавизм зародился в IX веке на территории Ближнего Востока. Это религиозное течение вобрало в себя черты исмаилизма и гностического христианства, и в итоге получилась «гремучая смесь» из ислама, христианства и различных домусульманских верований, которые существовали на этих территориях.

Сегодня алавиты составляют 10-15% населения Сирии, их общая численность – 2-2,5 млн человек.

Несмотря на то, что алавизм возник на основе шиизма, он весьма сильно отличается от него. Алавиты отмечают некоторые христианские праздники, такие как Пасха и Рождество, совершают всего лишь два намаза в день, не посещают мечетей и могут употреблять алкоголь. Алавиты почитают Иисуса Христа (Иса), христианских апостолов, на их богослужениях читают Евангелие, они не признают шариат.

И если радикальные сунниты из числа бойцов Исламского государства (ИГИЛ) не слишком хорошо относятся к шиитам, считая их «неправильными» мусульманами, то алавитов они вообще называют опасными еретиками, которые должны быть уничтожены. Отношение к алавитам намного хуже, чем к христианам или иудеям, сунниты полагают, что алавиты оскорбляют ислам одним фактом своего существования.

О религиозных традициях алавитов известно не слишком много, поскольку эта группа активно использует практику такия, позволяющую верующим исполнять обряды других религий, сохраняя при этом свою веру.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Сунниты - самое крупное течение в исламе, а шииты - это второе по величине направление ислама. Разберёмся в чём они сходятся и в чём различаются.

Из всех мусульман 85-87% людей являются суннитами, а 10% людей шиитами. По численности сунниты составляют более 1 миллиарда 550 миллионов человек

Сунниты делают особый акцент на следовании Сунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям), на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы - халифа.

Основными признаками принадлежности к суннизму считаются:

  • Признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов (составленных Аль-Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи);
  • Признание четырёх юридических школ: маликитского, шафиитского, ханафитского и ханбалитского мазхабов;
  • Признание школ акиды: асаритской, ашаритской и матуридитской.
  • Признание законности правления Праведных халифов - Абу Бакра, Умара, Усмана и Али (шииты признают только Али).

Шииты в отличии от суннитов считают, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать не выборным лицам - халифам, а Имамам - назначенным Богом, избранным лицам из числа потомков пророка, к которым они относят Али ибн Талибу.

Шиитское вероучение базируется на пяти основных столпах:

  • Вера в Единого Бога (Таухид).
  • Вера в Справедливость Бога (Адль)
  • Вера в Пророков и Пророчества (Набувват).
  • Вера в Имамат (вера в духовное и политическое руководство 12 имамов).
  • Загробный мир (Маад)

Раскол шиитов и суннитов

Расхождение течений в исламе началось при Омейядах и продолжалось во времена Аббасидов, когда учёные начали переводить на арабский язык труды древнегреческих и иранских учёных, анализировать и интерпретировать эти труды с исламской точки зрения.

Несмотря на то, что ислам сплачивал людей на основе общности религии, этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах не исчезли . Данное обстоятельство нашло отражение в разных течениях мусульманской религии. Все различия между течениями в исламе (суннизмом и шиизмом) фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Ислам считается единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений существует ряд разногласий. Имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам.

Сунниты и шииты в России

В России в основном мусульмане сунниты, лишь на юге Дагестана мусульмане шииты .

Вообще численность шиитов в России незначительна. К этому направлению ислама принадлежат проживающие в Республике Дагестан таты, лезгины селения Мискинджа, а также азербайджанские общины Дербента, говорящие на местном диалекте азербайджанского языка. Кроме того шиитами является большая часть проживающих в России азербайджанцев (в самом Азербайджане шииты составляют до 85 % населения) .

Убийство шиитов в Ираке

Из десяти обвинений, выдвинутых против Саддама Хусейна, было выбрано только одно: убийство 148 шиитов. Оно было совершено в ответ на покушение на самого Саддама, суннита. Сама казнь была совершена в дни хаджа — паломничества мусульман в святые места. К тому же, приговор был приведен в исполнение за несколько часов до начала главного мусульманского праздника — Ид аль-Адха, хотя закон позволял сделать это до 26-го января.

Выбор уголовного дела для казни, особенного времени для повешения Хусейна свидетельствует о том, что закулисные авторы сценария этой расправы задумали спровоцировать мусульман на выступления по всему миру, на новые распри между суннитами и шиитами. И, действительно, противоречия между двумя направлениями ислама в Ираке обострились. В этой связи — рассказ о корнях конфликта между суннитами и шиитами, о причинах этого трагического раскола, который произошел 14 веков назад.

История раскола шиитов и суннитов

Это трагическое и глупое разделение не основывается на каких-либо серьезных и глубоких различиях. Оно, скорее, традиционное. Летом 632 года пророк Мохаммед умирал, а за занавеской из пальмовых волокон уже начался спор, кто заменит его — Абу Бекр, тесть Мохаммеда, или Али — зять и двоюродный брат пророка. Борьба за власть и была первопричиной раскола. Шииты считают, что первые три халифа — Абу Бекр, Осман и Омар — некровные родственники пророка — незаконно узурпировали власть, и только Али — кровный родственник — обрел ее законно.

В одно время даже существовал Коран, состоящий из 115-ти сур, в то время как традиционный Коран содержит 114. 115-я, вписанная шиитами, названная «Два светила», была призвана поднять авторитет Али на уровень пророка Мохаммеда.

Борьба за власть в конце концов привела к убийству Али в 661 году. Его сыновья Хасан и Хусейн также были убиты, причем гибель Хусейна в 680 году у города Кербела (современный Ирак) до сих пор воспринимается шиитами как трагедия исторических масштабов. В наше время, в так называемый день Ашуры (по мусульманскому календарю в 10-й день месяца махаррама) во многих странах шииты проводят траурные процессии, сопровождающиеся бурным проявлением эмоций, люди наносят себе удары цепями и саблями. Сунниты тоже чтят Хусейна, но считают излишним такой траур.

Во время хаджа — паломничества мусульман в Мекку — разногласия забываются, сунниты и шииты вместе преклоняются Каабе в Запретной мечети. Но многие шииты совершают паломничество в Кербела — туда, где был убит внук пророка.

Шииты пролили много крови суннитов, сунниты — шиитов. Самый длительный и серьезный конфликт, с которым сталкивается мусульманский мир — это не столько конфликт между арабами и Израилем, или между мусульманскими странами и Западом, сколько конфликт внутри самого ислама из-за раскола между шиитами и суннитами.

«Теперь, когда осела пыль войны в Ираке, стало ясно, что неожиданными победителями в ней оказались шииты, — писал вскоре после свержения Саддама Хусейна научный сотрудник лондонского Королевского Института по международным делам Май Йамани, — Запад осознал, что местонахождение основных запасов нефти совпадают с теми районами, в которых шииты составляют большинство — Иран, Восточная провинция Саудовской Аравии, Бахрейн и Южный Ирак». Именно поэтому американское правительство заигрывает с шиитами. Даже убийство Саддама Хусейна — это своеобразная подачка шиитам. В то же время — свидетельство того, что сценаристы иракского «правосудия» пожелали внести еще больший раскол между шиитами и суннитами.

Сейчас нет мусульманского халифата, из-за власти в котором и началось разделение мусульман на шиитов и суннитов. Значит, нет уже предмета спора. А теологические различия настолько надуманны, что могут быть нивелированы ради единства мусульман. Нет большей глупости, чем суннитам и шиитам вечно держаться этих различий.

Пророк Мохаммед незадолго до смерти сказал собравшимся в мечети мусульманам: «Смотрите же, не становитесь после меня заблудшими, которые рубят друг другу головы! Присутствующий да известит об этом отсутствующего». Затем Мохаммед обвел людей взглядом и дважды спросил: «Довел ли я это до вас?» Все это услышали. Но сразу после смерти пророка мусульмане стали «рубить друг другу головы», ослушавшись его. И до сих пор не желают услышать великого Мохаммеда.

Не пора ли остановиться?

Отправить

Кто такие сунниты

Суннитский ислам (/ˈsuːni/ или /ˈsʊni/) - это самое большое течение ислама. Его название происходит от слова Сунна, ссылаясь на образцовое поведение исламского пророка Мухаммеда. Различия между мусульманами-суннитами и мусульманами-шиитами появились в результате разногласий относительно выбора преемника Мухаммеда и, впоследствии, приобрели более широкое политическое значение, а также теологические и юридические аспекты.

По состоянию на 2009 мусульмане-сунниты составляли 87-90% мусульманского населения в мире. Суннизм - самое большое религиозное наименование в мире, второе место после которого занимает католицизм. На арабском языке сторонников суннизма называют ahl as-sunnah wa l-jamāʻah ("люди Сунны и сообщества") или сокращенно as-sunnah. На английском языке доктрины и практики называются Sunnism (суннизм), в то время как сторонников иногда называют Sunni Muslims (мусульмане-сунниты), Sunnis (сунниты), Sunnites (сунниты) и Ahlus Sunnah (Алу Сунна). Суннизм иногда называют «ортодоксальным исламом».

Чем сунниты отличаются от шиитов

Согласно суннитской традиции, перед смертью пророк Мухаммед не назначил своего приемника и мусульманское общество действовало согласно его Сунне и в качестве первого халифа избрали его тестя Абу Бакра. Это решение противоречило шиитским убеждениям, согласно которым пророк Мухаммед назначил своего зятя и кузена Али ибн Аби Талиба своим приемником. Политическая напряженность между суннитами и шиитами с различной итенсивностью продолжалась на протяжении всей истории ислама. В последнее время она усугубляется этническими конфликтами и ростом ваххабизма.

Коран, вместе с хадисами (особенно собранные в Кутубе аль-Ситтахе) и закреплеными юридическими согласованиями формируют основу всех традиционных законов в пределах суннизма. Правила шариата произошли из этих основных источников вместе с аналогичными рассуждениями относительно общественного благосостояния и юридического регулирования, используя принципы исламской юриспруденции, развитые традиционными юридическими школами.

В вопросах мировоззрения суннитская традиция придерживается шести столпов веры (iman) и включает школы рационалистического богословия Ash"ari (Ашари) и Maturidi (Матуриди), а также школу текстуализма, известную как традиционалистское богословие.

Значение термина Суннизм

Sunnī (Классический арабский язык: سُنِّي / ˈsunni ː/), также обычно называемый Sunnīism (суннизмом), термин, полученный из Сунны (سُنَّة / ˈsunna/, множественное число سُنَن сунна / ˈsunan/) означает «привычка», «обычная практика», «обычай», «традиция». Мусульманское использование этого термина относится к высказываниям и привычкам пророка Мухаммеда. На арабском языке эта отрасль ислама называется ahl as-sunnah wa l-jamāʻah (араб.: أهل السنة والجماعة‎‎), "люди Сунны и общества", которое обычно скоращается как ahl as-sunnah (араб: أهل السنة).

История суннитов

Одна общая ошибка состоит в предположении того, что суннизм, как вероисповедание, представляет ислам существовавший с самого начала, еще до его разделения, и, поэтому, суннизм нужно рассматривать как норматив или стандарт. Такое восприятие базируется на основании очень идиологических источников, которые принято рассматривать как надежные исторические работы, а также, потому, что подавляющее большинство населения является суннитами, а это изложение фактов удовлетворяет их вероисповедание, не смотря на то, что оно не совсем правдиво. И суннизм, и шиизм являются конечными продуктами соревнования идеологий на протяжении нескольких веков. Оба вероисповедания использовали друг друга, чтобы в дальнейшем сплотить их собственные тождества и подразделения.

Первые четыре халифа известны среди суннитов как Rashidun или «Праведные». Сунниты признают вышеупомянутого Абу Бакра как первого халифа, Умара, который учредил исламский календарь, как второго, Усман был третьим, а Али - четвертым. Последовательность событий 20-го века привела к негодованию в некоторых частях суннитского сообщества из-за потери преимущества в нескольких ранее доминируемых суннитами регионах, таких как Левант, Месопотамия, Балканы и Кавказ.

Сподвижники пророка Мухаммада

Сунниты полагают, что сподвижники Мухаммеда были лучшими из мусульман. Это верование основано на пророческих традициях, одной из которых является повествование Абдуллы, сына Масуда, в котором Мухаммед сказал: "Лучшими из людей является мое поколение, потом следующее поколение, и потом те кто придет после них." Согласно суннитским убеждениям, поддержку этой точки зрения также можно найти в Коране. Сунниты также верят, что сподвижники были истинными верующими, так как именно им было дано задание собрать части Корана в единое целое. Более того, сунниты считают повествования рассказанные сподвижниками (ahadith) вторым источником знаний мусульманской веры. Исследовательский центр Пью в 2010 году провел исследование, опубликованное в январе 2011 года, в котором было указано, что во всем мире насчитывается 1,62 млрд. мусульман, и примерно 75-90% из них - сунниты.

Исламское духовенство

Ислам не имеет формальной иерархии или духовенства. Лидеры ислама это неофициальные лица которые получают влияние посредством учебы, чтобы в конечном итоге стать ученым в сфере исламского права, которое называется Шариат. Согласно Исламскому Колумбийскому центру, Южная Каролина, любой человек, с желанием и достаточными знаниями, может стать исламским имамом. Во время службы в мечети по пятницам в полдень, собрание выбирает хорошо образованного человека, которые и будет управлять службой (Khateeb - тот, кто говорит).

Юриспруденция ислама

Существует несколько интеллектуальных традиций в области мусульманского права, часто называемого юридическими школами. Эти различные традиции отражают отличающиеся точки зрения на некоторые законы и обязательства в пределах мусульманского права. В то время как одна школа может рассмотривать определенный акт как религиозное обязательство, другая, может рассмотреть тот же самый акт как дополнительный. Эти школы не рассматриваются как секты; скорее они представляют отличающиеся точки зрения на проблемы, которые не считаются ядром исламской веры.

Мнения историков различаются относительно точного разграничения школ основанных на базовых принципах, которым они следуют. Много традиционных ученых разделяли суннизм на две группы: Ahl al-Ra"i, или «люди причины», из-за их акцента на академическое суждение и беседу; и Ahl al-Hadith, или «люди традиций», из-за их акцента на ограничение юридической мысли только тем что найдено в священном писании. Ибн Хальдун раздялял суннизм на три школы: школа Hanafi (Ханафи) представляла причину, школа Ẓāhirīte (Захирите) представляла традицию и более обширная, средняя, школа которая охватывала школы Shafi"ite (Шафиите), Malikite (Маликите) и Hanbalite (Ханбалите).

В средние века Мамлюкский султанат в Египте очертил приемлемые суннитские школы, среди которых были названы школы Hanafi, Maliki, Shafi"i и Hanbali, за исключением Ẓāhirī. Позже Османская империя вновь подтвердила официальный статус четырех школ. Это действие стало ответной реакцией на шиитский характер, их главного политического и идеологического соперника, персидких Сефевидов. Хотя бывший премьер-министр Судана Аль-Садик Аль-Махди, а также Амманская декларация опубликованная королем Иордании Абдуллой II признают школу Ẓāhirī и насчитывают пять суннитских школ.

Различные толкования исламского права

Толкование мусульманского права, посредством извлечения конкретных правил - таких, как молитва - обычно называется исламской юриспруденцией. Все юридические школы имеют свои собственные конкретные традиции интерпретации этой юриспруденции. Поскольку эти школы представляют ясно разъясненные методологии для интерпретации мусульманского права, произошло небольшое количество изменений в методологии относительно каждой школы. В то время как конфликт между школами в прошлом часто имел насильственный характер, сегодня, школы признают друг друга как жизнеспособные юридические методы нежели как источники ошибок или ереси. Каждая школа полагается на свои факты, а расхожие мнения принято уважать.

Шесть столпов суннитского ислама

Ислам суннитского толка базируется на шести статьях известных как шесть столпов веры (iman), которые объединяют в вере всех мусульман-суннитов, вместе с 105 ключевыми убеждениями, упомянутыми в "Исламской теологии Ат-Тахави" ("Aṭ-Ṭaḥāwī"s Islamic Theology").

  1. Существование одного истинного Бога;
  2. Существование божественных ангелов;
  3. Авторитет книг Божьих, которыми являются свитки Авраама, свитки Моисея, Тора, Псалмы, Евангелие и Коран;
  4. Вера в посланников и пророков;
  5. Подготовка и вера в Судный День;
  6. Верховенство Божьей воли, т.е. вера в предопределение хорошего или плохого единым Богом.

Особенности суннитского ислама

Некоторые исламские ученые столкнулись с вопросами, четкие ответы на которые, по их мнению, не были даны в Коране или Сунне. Особенно это касается вопросов философских головоломок, таких как природа Бога, существование человеческой свободы воли или вечное существование Корана. Различные школы богословия и философии развивались, чтобы ответить на эти вопросы, каждый из которых заявлял о своей верности согласно Корану и мусульманской традиции (сунна). Среди мусульман-суннитов, различные школы мысли в теологии стали рождаться из наук калама в оппозиции к текстуалистам, которые стояли на своем, одобряя тексты не вникая в философские рассуждения. Они видели в этом инновацию в исламе. Три существовавших школы следовали таким убеждениям. Все три школы принимают мусульмане во всем мире и они рассматриваются в рамках "исламской ордотоксальности". Ключевые верования суннизма согласованы (шесть столпов веры (Iman)) и кодифицированы в трактате Акида написаным имамом Ахмадом ибн Мухаммедом аль-Тахави в его Aqeedat Tahawiyyah.

Теология Ашари

Основана Абу аль-Гасаном аль-Ашари (873–935). Эта теологическая школа Aqeedah (Акида) принималась многими мусульманскими учеными и развивалась в разных частях исламского мира на протяжении всей истории; Имам Аль-Газали писал о вероисповедании, его обсуждении и согласовании некоторых принципов.

Теология Ash"ari (Ашари) подчеркивает верховенство божественного откровения над человеческим разумом. Вопреки мутазилитам (Mu"tazilites), которые утверждают, что мораль не может происходить из человеческого разума, но божественные заповеди, как показано в Коране и Сунне (практиках Мухаммеда и его сподвижников как записано в традициях или хадисах) являются единственным источником морали и норм поведения.

Относительно природы Бога и божественных признаков, Ash"ari отклонили убеждения Mu"tazili, что все коранические ссылки на Бога как имеющие реальные признаки были метафорическими. Ash"aris настояли, что эти признаки были, поскольку они «лучше всего подходят Его Величеству». Арабский язык - широкий язык, на котором у одного слова может быть 15 различных значений, таким образом, Ash"aris пытаются найти значение которое больше всего будет подходит Богу и не будет противоречить Корану. Поэтому, когда Бог заявляет в Коране, "Он, тот кто не имеет сходства ни с одним из Его творений", это ясно означает что Бог не может иметь частей тела, потому что Он сам создал тело. Ash"aris склонны подчеркивать божественное всемогущество над человеческой свободой воли и склонны верить, что Коран вечен и нерукотворен.

Учение Матуридия

Основан Абу Мансуром аль-Матуриди (умер в 944). Maturidiyyah (Матуридия) была традицией меньшинства, пока ее не приняли турецкие племена Средней Азии (ранее, они были Ash"ari и последователями школы Shafi"i; после миграции в Анатолию они стали чтить традицию Hanafi и следовать вере Maturidi). Одно из племен, турки-сельджуки, мигрировало в Турцию, где позже была основана Османская империя. Юридическая школа, которой они отдавали предпочтение, получила новое выдающееся положение по всей империи, не смотря на то, что ее последователями были исключительно последователи школы Hanafi, в то время как последователи школ Shafi и Maliki в границах империи следовали школам мысли Ash"ari и Athari. Таким образом, везде где есть последователи Hanafi, можно найти приверженцев вероисповедования Maturidi.

Традиционная суннитская школа

Традиционалистская теология - это движения исламских ученых которые отвеграют рационалистическую исламскую теологию (kalam) в пользу строгого текстуализма в толковании Корана и Сунны. Название происходит от слова "традиция" в его техническом смысле как перевод арабского слова hadith (хадис). Иногда это движение также называют и другими названиями.

Сторонники традиционистской теологии полагают что zahir (буквальный, очевидный) значение Корана и Хадисов имеет единственую власть в вопросах веры и закона; и что использование рационального спора запрещено, даже если дискуссия подтверждает правду. Они участвуют в буквальном чтении Корана, напротивовес тем кто участвует в ta"wil (метафорическое толкование). Они не пытаются осмыслять значения Корана рационально и полагать, что их факты должны быть отправлены одному только Богу (tafwid). В сущности текст Корана и хадиса принимается без вопросов "как" или "Bi-la kaifa".

Приверженное традиции богословие появилось среди ученых хадиса, которые в конечном счете соединились в движение, названное ahl al-hadith под лидерством Ахмада ибн Ханбала. В вопросах веры они были настроены против Mu"tazilite и других теологических течений, осудив много пунктов их доктрины, а также рационалистических методов, которые они использовали в свою защиту. В десятом веке аль-Ашьари и аль-Матуриди нашли компромисс между рационализмом Mu"tazilite и буквализмом Hanbalite, используя рационалистические методы, защищенные Mu"tazilite, чтобы защитить большинство принципов приверженной традиции доктрины. Хотя, главным образом, ученые Hanbali, которые отклонили этот синтез, были в меньшинстве, их эмоциональный, основанный на рассказе подход к вере остался влиятельным среди городских масс в некоторых областях, особенно в аббасидском Багдаде.

В то время как Ашаризм и Матуридизм часто называют суннитской «ортодоксальностью», приверженное традиции богословие процветало вместе с ним, заявляя конкурирующие претензии, на право называтся православной суннитской верой. В современную эру это оказало непропорциональное влияние на исламское богословие, адаптированное ваххабизмом и другими традиционными салафитскими течениями, которые распространились далеко за пределами границ юридической школы Hanbali.

Что такое хадисы

Коран, поскольку он существует сегодня в книжной форме, был составлен сподвижниками Мухаммеда (Sahabah) в течение нескольких месяцев после его смерти и принимается всеми течениями ислама. Однако, существует много вопросов веры и повседневной жизни, которые не были непосредственно предписаны в Коране, но были действиями, которые наблюдались Мухаммедом и ранним мусульманским сообществом. Более поздние поколения искали устные традиции которые бы поведали о ранней истории ислама, практиках Мухаммеда и его первых последователей, чтобы записать их и сохранить. Эти записанные устные традиции называют хадисами. Мусульманские ученые на протяжении веков тщательно проанализировали хадисы и оценили цепь повествования каждой традиции, тщательно исследовали правдивость рассказчиков, а также оценили силу каждого хадиса.

Какие хадисы самые достоверные

Кутуб аль-Ситтах - шесть книг, содержащих коллекции хадисов. Мусульмане-сунниты принимают коллекции хадиса Бухари и Мусульманина как самые подлинные (sahih, или правильные), и хотя принимают все проверенные хадисы как поддлинные, предоставляют немного меньший статус коллекциям других записей. Однако, существуют еще другие четыре коллекции хадисов, к которым с особенным уважениям относятся мусульмане-сунниты, что составляет в общей сложности шесть хадисов:

  • Сахих аль-Бухари Мухаммад аль-Бухари
  • Сахих Муслим Муслим ибн аль-Хаджжаджа
  • Сунан аль-Сугра Аль-Наса"и
  • Сунан Абу Дауд Абу Дауда
  • Джами "ат-Тирмизи Аль-Тирмизи
  • Сунан Ибн Маях Ибн Маяха

Существуют также и другие сборники хадисов, которые содержат много достоверном хадисов и часто используются учеными и специалистами. Примеры этих коллекций включают в себя:

  • Мусаннаф Абда аль-Раззака из Абд ар-Раззак ас-Санани
  • Муснад Ахмад ибн Ханбаля
  • Мустадрак Аль Хаакима
  • Муватта имама Малика
  • Сахих Ибн Хиббан
  • Сахих Ибн Хузайма Ибн Хузайма
  • Сунан Ад-Дарими Ад-Дарими

В последние годы Ближний Восток стал ареной значимых мировых событий. «Арабская весна», крушение диктатур, войны и непрекращающееся противостояние между влиятельными игроками в регионе стали важнейшими темами международных отношений. Недавно стало извес тно о самых масштабных потерях арабской коалиции с начала боевых действий в Йемене. Политические и военные баталии зачастую оттесняют на второй план один из основных аспектов многовековых противоречий — религиозную рознь. Так чем отличаются сунниты от шиитов?

Шахада

«Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед — Пророк Аллаха», — так звучит шахада, «свидетельство», первый столп ислама. Эти слова известны каждому мусульманину, в какой бы стране мира он ни жил и на каком бы языке ни говорил. В Средневековье троекратное произнесение шахады «с искренностью в сердце» перед официальным лицом означало принятие ислама.

Противоречия между суннитами и шиитами начинаются уже с этой краткой декларации веры. В конце своей шахады шииты добавляют слова «…и Али — друг Аллаха». Правоверный халиф Али ибн Абу Талиб — один из первых руководителей молодого исламского государства, двоюродный брат пророка Мухаммеда. Убийство Али и гибель его сына Хусейна стали прологом к гражданской войне внутри мусульманского сообщества, расколовшей единую общину — умму — на суннитов и шиитов.

Молитва в шиитской семье

Сунниты полагают, что халифа нужно избирать голосованием уммы среди наиболее достойных мужчин племени курейшитов, из которого происходил Мухаммед. Шииты, в свою очередь, выступают за имамат — форму руководства, при которой высший руководитель является и духовным, и политическим лидером. Имамом, по мнению шиитов, могут быть только родственники и потомки пророка Мухаммеда. Кроме того, по словам президента Института религии и политики Александра Игнатенко, шииты считают Коран, использующийся суннитами, фальсифицированным. По их мнению, оттуда убраны аяты (стихи), в которых говорится о необходимости назначения Али преемником Мухаммеда.

«В суннизме запрещены изображения в мечетях, а в шиитских "хусейниях" очень много изображений Хусейна, сына Али. В шиизме даже есть течения, последователей которых заставляют поклоняться самим себе. В их мечетях вместо стен и михраба (ниша, которая указывает направление на Мекку — прим. «Ленты.ру» ) установлены зеркала», — рассказал Игнатенко.

Эхо раскола

На религиозные разногласия наложились этнические: суннизм в первую очередь является религией арабов, а шиизм — персов, хотя существует множество исключений. Не раз убийства, грабежи и погромы объяснялись стремлением наказать еретиков. В XVIII веке, к примеру, сунниты-ваххабиты захватили священный шиитский город Кербелу и устроили там массовую резню. Это преступление до сих пор не прощено и не забыто.

Сегодня оплотом шиизма является Иран: аятоллы считают защиту шиитов всего мира своим долгом и обвиняют суннитские страны региона в их притеснении. 20 арабских стран — за исключением Бахрейна и Ирака — преимущественно суннитские. Суннитами же являются в основном и представители многочисленных радикальных течений, воюющих в Сирии и Ираке, в том числе боевики «Исламского государства».

Возможно, если бы шииты и сунниты жили компактно, ситуация была бы не столь запутанной. Но в шиитском Иране, к примеру, есть нефтеносный район Хузестан, населенный суннитами. Именно там шли основные бои в ходе восьмилетней ирано-иракской войны. Аравийские монархии называют этот регион не иначе как «Арабистан» и не собираются прекращать борьбу за права суннитов Хузестана. С другой стороны, иранские лидеры порой публично называют арабский Бахрейн 29-й провинцией Ирана, намекая на то, что шиизм там исповедует подавляющее большинство населения.

Йеменский кризис

Но самой горячей точкой на линии суннитско-шиитского противостояния остается Йемен. Когда началась «Арабская весна», диктатор Али Абдалла Салех добровольно ушел в отставку, президентом стал Абд-Раббо Мансур Хади. Мирный переход власти в Йемене стал излюбленным примером западных политиков, которые доказывали, что авторитарные режимы Ближнего Востока можно в одночасье сменить на демократические.

Однако вскоре обнаружилось, что спокойствие это мнимое: на севере страны активизировались шииты-хоуситы, которых забыли учесть при заключении сделки между Салехом и Хади. Ранее хоуситы неоднократно воевали с президентом Салехом, но все конфликты неизменно заканчивались вничью. Новый лидер показался хоуситам слишком слабым и неспособным противостоять радикальным суннитам из «Аль-Каиды на Аравийском Полуострове» (АКАП), активно действовавшим в Йемене. Шииты решили не ждать, пока исламисты возьмут власть и перережут их как вероотступников-муртадов, и нанести удар первыми.

Сторонники хоуситов рисуют граффити на стене посольства Саудовской Аравии в Сане

Их операции развивались успешно: хоуситские отряды объединились с войсками, верными Салеху, и стремительно прошли страну с севера на юг. Пала столица страны — Сана, и бои развернулись за южный порт Аден, последний оплот Хади. Президент и правительство бежали в Саудовскую Аравию. Суннитские власти нефтяных монархий Залива разглядели в происходящем иранский след. Тегеран не стал отрицать, что сочувствует делу хоуситов и поддерживает их, но при этом заявил, что действия повстанцев не контролирует.

Напуганный успехами шиитов в Йемене, Эр-Рияд при поддержке других суннитских стран региона в марте 2015 года начал масштабную воздушную кампанию против хоуситов, попутно поддерживая силы, верные Хади. Целью было провозглашено возвращение к власти бежавшего президента.

К концу августа 2015 года техническое превосходство арабской коалиции позволило ей отбить у хоуситов часть захваченных земель. Министр иностранных дел правительства Хади заявил, что наступление на столицу начнется в течение двух месяцев. Однако этот прогноз может оказаться слишком оптимистичным: до сих пор успехи суннитской коалиции достигались в основном за счет значительного численного и технического превосходства, и если Иран всерьез решит помочь единоверцам вооружением, ситуация может измениться.

Разумеется, объяснять конфликт между хоуситами и властями Йемена исключительно религиозными причинами было бы неверно, однако они играют значительную роль в новой «большой игре» в Заливе — столкновении интересов шиитского Ирана и суннитских стран региона.

Союзники поневоле

Еще одно место, где суннитско-шиитские противоречия во многом определяют политический ландшафт, — это Ирак. Исторически в этой стране, где большинство населения составляют шииты, правящие посты занимали выходцы из суннитских кругов. После свержения режима Саддама Хусейна во главе страны наконец встало шиитское правительство, не желавшее идти на уступки суннитам, оказавшимся в меньшинстве.

Неудивительно, что когда на политической арене появились радикалы-сунниты из «Исламского государства» (ИГ), им без особых проблем удалось захватить провинцию Анбар, населенную в основном их единоверцами-суннитами. Чтобы отбить Анбар у ИГ, армии пришлось прибегнуть к помощи шиитского ополчения. Это пришлось не по вкусу местным суннитам, включая тех, которые до того сохраняли лояльность Багдаду: они считали, что шииты хотят захватить их земли. Сами шииты о чувствах суннитов особо не беспокоятся: так, операцию по освобождению города Рамади ополченцы назвали «Служим тебе, Хусейн» — в честь сына праведного халифа Али, убитого суннитами. После критики из Багдада ее переименовали в «Служим тебе, Ирак». Нередко отмечались случаи мародерства и нападений на местных суннитов при освобождении населенных пунктов.

США, которые оказывают поддержку иракским частям с воздуха, относятся к участию в операциях шиитского ополчения без особого восторга, настаивая на его полной подконтрольности багдадским властям. США опасаются усиления влияния Ирана. Хотя в борьбе против ИГ Тегеран и Вашингтон оказались по одну сторону баррикад, они старательно делают вид, что никак не контактируют друг с другом. Тем не менее американские самолеты, наносящие удары по позициям ИГ, заслужили среди суннитов прозвище «шиитской авиации». А идея о том, что США выступают на стороне шиитов, активно используется в исламистской пропаганде.

При этом показательно, что до момента американского вторжения в Ирак конфессиональная принадлежность играла в стране второстепенную роль. Как отмечает директор Центра партнерства цивилизаций Института международных исследований МГИМО(У) Вениамин Попов, «во время ирано-иракской войны солдаты-шииты фактически воевали друг с другом, на первом месте стоял вопрос гражданства, а не веры». Уже после того как офицерам-суннитам армии Саддама Хусейна запретили служить в вооруженных силах нового Ирака, они массово начали вступать в ряды исламистов. «До этого времени они вообще не задумывались, сунниты они или шииты», — подчеркнул Попов.

Ближневосточный клубок

Сложность политики Ближнего Востока не исчерпывается противостоянием между суннитами и шиитами, однако оно оказывает существенное влияние на происходящее, и без учета этого фактора невозможно составить полное представление о ситуации. «Можно говорить о переплетении противоречий — религиозных, политических, исторических и геополитических конфликтов, — отмечает Игнатенко, — в них нельзя найти начальную нить, и разрешить их невозможно». С другой стороны, нередко звучат мнения о том, что религиозные разногласия — лишь ширма для прикрытия истинных политических интересов.

Пока политики и духовные лидеры пытаются распутать клубок ближневосточных проблем, конфликты региона выплескиваются за его пределы: 7 сентября стало известно, что в Европу под видом беженцев проникли до четырех тысяч боевиков ИГ (террористической группировки «Исламское государство», деятельность которой запрещена на территории России).

Алексей Наумов