Цитаты чингиза айтматова, которые нужно помнить и сейчас. Лучшие цитаты из произведений чингиза айтматова Короткие изречения из повести чынгыз айтматова

Известный киргизский писатель, писавший на киргизском и русском языках, Герой Киргизской Республики (1997), народный писатель Киргизской СССР (1974), Герой Социалистического Труда (1978), член КПСС с 1959 года. К цитатам Айтматова Чингиза должен прислушаться каждый человек, ведь это очень умные фразы.

● Вчерашние люди не могут знать, что происходит в настоящее время, но сегодняшние знают, что происходило вчера. …но завтра сегодняшние станут вчерашними.

● Не зря люди говорят: если хочешь скрыть свой позор, нужно опозорить другого.

● Мне кажется, что люди не понимают, сколько убожества и несчастий в их жизни возникает из-за лени.

● Где-то вдалеке шла битва и проливалась кровь, а нашей битвой в тот момент была работа…. Мы с раннего утра до вечера были в колхозе. Все разговоры были только лишь о войне, а самым желанным гостем в каждом доме стал почтальон.

● В момент, когда луна, такая огромная и чистая поднялась над гребнем той темной горы, звезды, которые были на небе, разом открыли глаза. Я не мог избавиться от ощущения, что они видят нас.

● Когда ты делаешь для себя открытие, все в тебе согласно и гармонично, тогда и наступает просветление души.

● Со всеми мечтами одна ситуация: они рождаются в глубине воображения, потом терпят крушение, поскольку по глупости начали расти без корней, словно некоторые цветы и деревья…

● Так всегда: после любого, даже самого гениального выступления, появляется занавес.

● Когда ты на земле, ты не думаешь о земле. Когда ты находишься в море, ты постоянно думаешь о море.

● Я могу вам гарантировать: мир научит вас слушаться, так как в мире существует одна крайняя необходимость - добывать кусок хлеба.

● Нет возможности у человека унести Родину, ведь можно унести только лишь тоску. Если бы была возможность унести Родину, то цена ей была бы грош.

● О, великая Земля, ты всех нас удерживаешь на своей груди. В случае, если ты не подаришь нам счастья, то для чего тебе быть Землёй, а нам быть людьми, которые рождаются на свет?! Да, мы твои дети, так дай же нам счастья, сделай нас счастливыми!

● Я точно уверен, что скорость мышления нельзя сравнить со скоростью света. Скорость мысли - все, скорость света - ничто. Мысль, которая уходит в прошлое, может двигаться в обратном направлении во времени и пространстве. Она всемогуща.

● С того момента они не виделись. Их отношения были совершенно адекватными, но жизненные пути разошлись…

● Однако жизнь так устроена: если есть счастье, значит, рядом с ним прячется несчастье, которое следит за тобой и является бессмертным и неотступным.

● Я навсегда запомнил ту весну, когда пришла победа. Я буду помнить вечно, как люди встречали людей с фронта. Но до сих пор я не могу разобраться: чего в тот момент было больше- горя или радости?!

● Женщина-это женщина. Они так часто плачут, эти женщины. Плачут потому, что жалеют всех..

(1928 - 2008) - выдающийся киргизский и русский писатель и сценарист. Его называли мастером советского «магического реализма». Такие его произведения, как «Плаха », «И дольше века длится день » и «Белый пароход », стали классикой отечественной литературы XX века.

Мы отобрали 12 цитат из книг писателя:

Люди не понимают, сколько несчастий и убожества в их жизни проистекает и проистекало во все времена от лени. «Плаха »

Родину невозможно унести, можно унести только тоску, если бы родину можно было перетаскивать с собой, как мешок, то цена ей была бы грош. «Плаха »

Для малых детей взрослые всегда кажутся умными и авторитетными. Вырастут, смотрят - а учителя-то, не так уж много знали и не такие уж умные, как казалось. «И дольше века длится день »

Перед каждым человеком стоит неизбывная задача - быть человеком, сегодня, завтра, всегда. «Плаха »

Сколько земли, сколько простора и света, а человеку все равно чего-то недостает, и прежде всего - свободы... «Плаха »

Одно сделаешь - ну, думаешь, теперь спокойно поживу. Ан нет, жизнь еще что-нибудь придумает. «Белый пароход »

Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится. «Материнское поле»

Ведь все мечты так - вначале рождаются в воображении, а затем по большей части терпят крушение за то, что посмели произрастать без корней, как иные цветы и деревья... «Плаха »

Когда счастье есть, о нем не думают. «Ранние журавли»

Добро отберут у тебя - не пропадешь, выживешь. А душа останется потоптанной, этого ничем не загладишь. «И дольше века длится день »

Многие умирают не столько от болезней, сколько от неуемной, съедающей их вечной страсти - выдать себя за большее, чем они есть. «Белый пароход »

Говорят, что друзья познаются в несчастье, а по-моему, и в счастье они тоже познаются. «Тополек мой в красной косынке»

Известный киргизский писатель, писавший на киргизском и русском языках, Герой Киргизской Республики (1997), народный писатель Киргизской СССР (1974), Герой Социалистического Труда (1978), член КПСС с 1959 года. К цитатам Айтматова Чингиза должен прислушаться каждый человек, ведь это очень умные фразы.

● Вчерашние люди не могут знать, что происходит в настоящее время, но сегодняшние знают, что происходило вчера. …но завтра сегодняшние станут вчерашними.
● Не зря люди говорят: если хочешь скрыть свой позор, нужно опозорить другого.

● Мне кажется, что люди не понимают, сколько убожества и несчастий в их жизни возникает из-за лени.

● Где-то вдалеке шла битва и проливалась кровь, а нашей битвой в тот момент была работа…. Мы с раннего утра до вечера были в колхозе. Все разговоры были только лишь о войне, а самым желанным гостем в каждом доме стал почтальон.

● В момент, когда луна, такая огромная и чистая поднялась над гребнем той темной горы, звезды, которые были на небе, разом открыли глаза. Я не мог избавиться от ощущения, что они видят нас.

● Когда ты делаешь для себя открытие, все в тебе согласно и гармонично, тогда и наступает просветление души.

● Со всеми мечтами одна ситуация: они рождаются в глубине воображения, потом терпят крушение, поскольку по глупости начали расти без корней, словно некоторые цветы и деревья…

● Так всегда: после любого, даже самого гениального выступления, появляется занавес.

● Когда ты на земле, ты не думаешь о земле. Когда ты находишься в море, ты постоянно думаешь о море.

● Я могу вам гарантировать: мир научит вас слушаться, так как в мире существует одна крайняя необходимость - добывать кусок хлеба.

● Нет возможности у человека унести Родину, ведь можно унести только лишь тоску. Если бы была возможность унести Родину, то цена ей была бы грош.

● О, великая Земля, ты всех нас удерживаешь на своей груди. В случае, если ты не подаришь нам счастья, то для чего тебе быть Землёй, а нам быть людьми, которые рождаются на свет?! Да, мы твои дети, так дай же нам счастья, сделай нас счастливыми!

● Я точно уверен, что скорость мышления нельзя сравнить со скоростью света. Скорость мысли - все, скорость света - ничто. Мысль, которая уходит в прошлое, может двигаться в обратном направлении во времени и пространстве. Она всемогуща.

● С того момента они не виделись. Их отношения были совершенно адекватными, но жизненные пути разошлись…

● Однако жизнь так устроена: если есть счастье, значит, рядом с ним прячется несчастье, которое следит за тобой и является бессмертным и неотступным.

● Я навсегда запомнил ту весну, когда пришла победа. Я буду помнить вечно, как люди встречали людей с фронта. Но до сих пор я не могу разобраться: чего в тот момент было больше- горя или радости?!

● Женщина-это женщина. Они так часто плачут, эти женщины. Плачут потому, что жалеют всех..

(12.12.1928 - 10.06.2008)

Русский и киргизский писатель, лауреат Ленинской премии, государственных премий СССР. Автор повестей «Джамиля», «Тополек мой в красной косынке», «Первый учитель», «Прощай, Гульсары!», «Материнское поле», «Белый пароход», «Пегий пес, бегущий краешком моря», «Плаха»; романа «Буранный полустанок», очерков, статей и пр.

Говорят, что друзья познаются в несчастье, а по-моему, и в счастье они тоже познаются.

Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится.

Если мы знаем, что история человеческого общества - это история войн, то, в конечном счете, история народов - это борьба за правду.

Материнское счастье идет от народного счастья, как стебель от корня. Нет материнской судьбы без народной судьбы.

Свободны могут быть или все, или никто, включая и тех, кто управляет, кто устанавливает данный порядок.

Такие мы все. Вспоминаем друг о друге к концу жизни, когда кто тяжело заболеет или помрет. Вот тогда вдруг становится всем нам ясно, кого потеряли, каким он был, чем славен, какие дела совершил.

Человек должен уметь ценить природу. …Относиться к природе как к равному - разумно и вдохновенно.

Человек не умирает до тех пор, пока живут знавшие его.

Человек стареет не столько от старости своих лет, сколько от сознания того, что он стар, что время его ушло, что осталось только доживать свой век…

Сегодня, 5 октября, начался III Международный Иссык-Кульский форум "Чингиз Айтматов и вызовы современности". Первый день он проходит в госрезиденции "Ала-Арча", завтра продолжится на Иссык-Куле.

Писатель, мыслитель, общественный деятель, гражданин, он сделал известной и прославил на всю планету свою небольшую страну по имени Кыргызстан.

Думается, лучшей данью светлой памяти этой незаурядной и многогранной личности будет обращение к его размышлениям, мыслям, советам, взятым из его произведений, публичных выступлений, статей, бесед, интервью. Некоторые из них были обнародованы 50, 40, 30 лет назад, но все они не потеряли актуальности, ибо Чингиз Айтматов всегда остро чувствовал пульс времени, постоянно жил его заботами, интересами и тревогами, оставшись в истории человеком на все времена.

Не должна повториться война, когда жизнь приходилось употреблять на одноразовое дело - на одну атаку, на один бросок гранаты под танк…

Каждый должен иметь возможность долго жить на белом свете, дорожить и свободно распоряжаться лишь однажды дарованным и цезарю, и пастуху счастьем полнокровного существования. Никто не вправе лишать человека такой благодати от сотворения - жить и приумножаться на земле в нескончаемом возвышении духа и разума.

Нам необходимо теснее общаться на всех уровнях, во всех сферах. Мне кажется, непонимание друг друга, груз предрассудков, который оказался довольно-таки весомым, во многом объясняется именно тем, что мы с детства (каждый на своей стороне) видим образ врага.

Мы пытались угрожать друг другу (уже не говоря о войне), конфронтация двух систем стала привычным состоянием, почти что естественным.

…Мы совместно приходим к выводу: резкая конфронтация в современном мире неэффективна. Лучше, полезнее идти на сближение, на сотрудничество.

Урбанизация, достижения научно-технической революции становятся всеобщими. Развивается более обширный обмен духовными ценностями, мыслями с помощью разветвленной сети коммуникаций.

Но с другой стороны, мне жалко будущих людей, потому что массовая культура, которая процветает на Западе и у нас тоже пошла в рост, этот духовный ширпотреб - все это неинтересно, бездуховно, развращающе действует на души людей.

В мире нет ничего идеального, в каждом явлении есть и плюсы, и минусы. Вот НТР дает огромные возможности для интеллектуальной интеграции, но она же во многом связана с коррупцией, наживой. Люди останавливаются в своем развитии, они довольствуются духовным примитивом и больше ничего не хотят. Массовая культура - это, если хотите, наркотики НТР, которые действуют везде и повсюду.

…Язык - одна из первейших предпосылок существования любой нации как исторического субъекта. Каждая нация самоценна. Каждая нация - большая она или малая - жаждет быть вечной, и это ее естественное право. А для этого должен жить и укореняться на своей почве язык народа, а рядом с ним должны процветать другие языки, и пусть не приведет судьба, чтобы какой-либо язык остался в мире в полном одиночестве, поглотив все остальные, ибо такое положение вещей могло бы означать только одно - глобальную деградацию человеческого духа, предвещающую скорый конец света. И в то же время человечество не может обходиться без опорных языков, на которых покоятся мосты культур и цивилизаций, языков, суммирующих мировую мысль.

Надо полагать, что здравый смысл и накопленный опыт подскажут нам, что в решении тех или иных задач языковой политики следует исходить из этих универсальных постулатов.

Иссык-Куль - колыбель моя. Он мне дорог тем, что лелеял меня в младые годы, давал силы в отрочестве, подпитывал и заряжал всегда, когда творчество требовало уединения и напряженной работы мысли. И где бы мне ни доводилось бывать, в поездках ли по стране или в зарубежных командировках, не видел ничего подобного Иссык-Кулю, ничего, что могло бы затмить его дивную красоту.

История сохранила несколько названий гигантского высокогорного водохранилища. Иссык-Куль переводится как теплое озеро. Было еще: Туз-Куль - значит соленое. А еще: Тимур-ту-Нор - содержащее железо. И, наконец, опоэтизированное: Джиг-Куль - душистое озеро. Случаен ли такой букет названий? Совсем нет. Озеро уникально. По глубине оно второе после Байкала. До 700 метров в самой глубинной точке.

В озеро впадает множество подрусловых вод. Просачиваясь сквозь толщу пород, они, растворяя соли, минерализуют его. Кроме того, в пределах озерной глубины множество термальных минеральных источников. В них вся гамма известных в Советском Союзе нарзанов, есть и такие, которых нет нигде. И это не все. По пути к озеру подрусловая вода насыщается еще одним целебным элементом - радоном. Плюсуйте сюда прекрасные сероводородные грязи да удивительно чистый, напоенный ароматом горных трав и лесов воздух… Все это и определяет уникальность озера, его целебные бальнеологические качества.

…Отстоять Иссык-Куль - значит отстоять кусочек Родины. Вот так надо оценивать ответственность каждого из нас за судьбу озера. Ибо доблесть сегодня не в том, чтобы побольше взять от природы, не дав ей ничего взамен, а в том, чтобы жить с природой в полном ладу, в полной гармонии, доказывая на деле свою разумность.

…Если ты любишь лес, рядом с которым живешь, родник, из которого черпаешь воду, землю, которая кормит, любишь не созерцательно, а деятельно и, главное, созидательно, с думой о завтрашнем дне, значит, ты - подлинный хозяин, значит, ты - патриот. А в этом залог сохранности таких бесценных творений природы, как наше прекрасное озеро Иссык-Куль.

По-моему, сейчас очень обострились проблемы молодежи. Сейчас я бы не хотел быть молодым, не хотел бы быть юнцом. Мне как-то неуютно среди нынешней молодежи.

Мы сами, наверное, виноваты в том, что происходит с неоперившейся юной частью общества. В условиях благоденствия, а мы, что ни говори, благоденствуем, нет у нас голодных, нищих, бездомных, издержки нравственного воспитания, отсутствие высокой внутренней культуры приводят к потребительству, иждивенчеству, вещизму, когда во главу угла ставится материальный фактор, когда духовный потенциал приближается к нулевой отметке.

В значительной мере, я считаю, тут виновата семья, а еще больше - школа. Она, на мой взгляд, не соответствует тем возросшим требованиям времени и противоречиям, которые мы испытываем.

…На народном образовании экономить нельзя, просто нехорошо. Переуплотнение классов даже при наличии прекрасных учителей отрицательно сказывается на качестве знаний учащихся, да и на морали. Когда мы с помощью одного учителя обучаем полсотни детей - это уже не обучение, а профанация его.

Мы должны стремиться воспитать поколение, которому будут органически чужды потребительские и накопительские страсти. …А для того чтобы воспитать такое поколение, мы должны вернуть профессии учителя ее прежний высокий авторитет. Вспоминаю, каким был учитель в мои школьные годы - фигура значительная, по большому счету уважаемый человек - мудрец, помощник, советчик, его мнение становилось главным не только в вопросах обучения и воспитания детей, но именно к нему обращались, когда нужно было решить серьезную жизненную проблему. Не боюсь сказать - это был своего рода культ. Думается, что всем надо хорошо подумать о том, как возродить непререкаемый авторитет учителя.

Отмечу еще один, на мой взгляд, небезынтересный парадокс: если мои учителя, безусловно, уступали нынешним педагогам по образовательному уровню, то в отношении нравственных качеств я вижу их стоящими куда выше.

Почему произошла такая нравственная переоценка этой профессии? Ведь современные педагоги эрудированнее, у всех высшее образование. Видимо, дело в том, что возрос и общий культурный уровень населения. Если раньше учитель был олицетворением знания и интеллигентности, то сейчас он на общем фоне почти не выделяется. А учитель должен быть по-прежнему в авангарде нашей культуры, и я вижу необходимость подумать о серьезном изменении программы педагогических вузов.

…Я думаю, что пришла пора изменить правила приема в педагогические вузы: в наличии случайных людей - внутренняя проблема этой профессии. И именно потому, что учитель готовит тех, кому через двадцать лет определять нашу духовную жизнь и вообще все, что вокруг нас будет происходить, равнодушным в педвузах не место. Нам нужно осознать, что задачи и функции учителя серьезно изменились по сравнению с задачами полувековой давности. Сейчас его дело не только научить читать, считать и писать. Именно он призван сыграть одну из решающих ролей в борьбе с вакханалией меркантилизма, с бездуховностью. Я надеюсь на учителя, потому что он работает с несформировавшимися личностями: если он сумеет прорастить в них ростки добра и бескорыстия, значит, мы победим мещанство.

Самый большой капитал - нравственная культура народа. Нет этого - значит не жди и высокой сознательности.

…С развитием техники в жизни стал преобладать технократический подход и обозначился недостаток гуманитарного образа мышления, а ведь гуманизм в большом и малом зависит от того, насколько ценимы среди людей понятия общности, социального равенства, правды, искренности и добра. Мы не должны поступаться теми моральными принципами, которые и характеризуют наш общественный строй в качестве модели достижения идеалов человечества. Среди этих принципов основополагающие - добросовестный труд на благо общества, гуманные отношения и взаимное уважение между людьми, честность и правдивость, непримиримость к несправедливости. Собственно, это составные совести, а совесть, в свою очередь, является движущей силой гражданственности.

К сожалению, в последние годы как-то так у нас получилось, что у иных людей совсем не оказалось внутренних нравственных тормозов, совсем они потеряли совесть. А ведь истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда он живет по совести, когда поступками движет не кто-то, а его собственная совесть, внутренний, главный и непогрешимый судья. Жить и поступать по совести не всегда бывает легко, но именно благородство совести делает жизнь общества одухотворенной идеями и мечтой, позволяет держать в эталонной чистоте вечные заповеди нравственности.

…Особая миссия и, если подумать, страшная историческая ответственность возлагаются на интеллигенцию, особенно на гуманитарную. Не народ виноват в том, что пробуждение национализма и шовинизма все больше вовлекает его то там, то тут в душеиспепеляющую трагедию нетерпимости к национальным ценностям и языкам. Это мы, интеллигенция, попирая столь долгожданную демократию, по которой давно ли стенали и плакали на коленях, а иные шли по ГУЛАГам и выдворялись вон за пределы Родины, так запросто распыляя свободу слова и мысли, пошли стяжать себе сомнительную славу национальных пророков и героев в ущерб тому, что мы могли бы сделать, когда нам выдался такой исторический шанс - шагнуть, наверстывая упущенное, в мировое интеллектуальное действо, в созидание нового исторического мышления, планетарного сознания современной личности, ибо технологический век и соответствующее тому качество мышления давно оставили нас позади мирового эшелона, а мы, вместо того чтобы успеть вскочить на ходу на подножку быстро уходящего поезда, остаемся под откосом как пленники собственных националистически-шовинистических пристрастий!

Я верю, что золотой век лежит не в далеком прошлом человечества - он ждет его в будущем. Впрочем, слово "ждет" неуместное и неточное. Ибо сам по себе золотой век никого не ждет, его надо выстрадать, заслужить, за него надо бороться. Необходимо всячески гасить центробежные силы, разбрасывающие человечество по темным углам национализма, расистского угара, насилия, вражды и недоверия. Необходимо всячески способствовать центростремительным силам, объединяющим человечество в единое целое на единственно приемлемой для всех платформе мира и созидания. И я убежден, что в основание грядущего общества социальной справедливости, равенства, процветания краеугольным камнем ляжет омытый кровью и потом великий опыт согласия народов и взаимодействия культур…

Повторю: некоторым этим высказываниям классика литературы 30-40 лет, а то и полвека.

Вот уже минуло десятилетие, как он покинул сей мир. Отдавая должное своему славному сыну, общественность республики широко отмечает его приближающееся 90-летие. Все это необходимо и важно. И все же, думается, куда существеннее, полезнее и важнее не эти внешние проявления почитания и дани светлой памяти Чингиза Торекуловича Айтматова. Главное не дать прорасти в сумасшедшей круговерти повседневных хлопот и забот, в нескончаемой погоне за внешними проявлениями успеха и благополучия траве забвения на всем том, что завещал нам этот великий гуманист и мудрец.