Что общего между айвенго и капитанская дочка. В. Скотт "Айвенго" и А.С. Пушкин "Капитанская дочка": черты жанровой близости и расхождения. Раннее детство писателя

В обоих романах главный герой попадает в немилость к монарху и вынужден доказывать свою верность короне и восстанавливать свое доброе имя. Это всё чем я могу помочь:(

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Капитанская дочка.

1)Чем закончилась дуэль?
2)охарактеризовать Швабрина и Гринева в эпизоде "Дуэль".
3)Характеристика Маши Мироновой (сначала описать её, а потом её характер)
4)В чем причина падение крепости?
5)В 6 и 7 главе найти ключевые моменты(не обязательно).

1. Что называется лирикой?1) Род литературы, в котором художественный мир произведения отражает внутренние переживания лирического героя.2) Эмоциональное

восприятие повествователем или лирическим героем описываемого.3) Не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные в произведение.4) Род литературы, в произведениях которого формально до предела устраняется личность автора, а повествование идет о событиях, предполагаемых в прошлом.2. Определите жанр стихотворения «Вольность».1) поэма 2) ода 3) баллада 4) песнь3. К кому обращается Пушкин: «Здравствуй, племя, младое, незнакомое…»1) к друзьям-лицеистам2) к поэтам-декабристам3) к молодым соснам4) к дубам, растущим в Михайловском4. В каком из стихотворений Пушкина не поднимается тема «Назначение поэта и поэзии»?1) «Пророк» 2) «Вольность» 3) «Элегия» 4) «Вновь я посетил…»5. Какую оценку дает А.С. Пушкин Петру I в поэме «Медный всадник»?1) Великая личность 3) Деспот и просветитель одновременно2) Тиран 4) Отец и покровитель своего народа6. Что стало причиной бунта Евгения – героя поэмы «Медный всадник»?:1) психическое расстройство?2) отчаяние?3) понимание социальной несправедливости?4) дворянская честь, заставившая героя мыслить по-государственному?7. Какими приёмами Пушкин передаёт восторг от Петербурга?1) внутренними монологами;2) прямыми авторскими оценками;3) с помощью героя-рассказчика;4) через демонстрацию мнения Петра Первого.8. Кто не является персонажем драмы «Борис Годунов»?1) Пимен 2) Отрепьев 3) Иван Грозный 4) Басманов9. Кому посвящена драма Пушкина «Борис Годунов»?1) Н.М. Карамзину 2) В.А. Жуковскому 3) Александру – I 4) В.О. Ключевскому10. Как автор относится к Григорию – герою драмы «Борис Годунов»?1) осуждает за жажду власти, честолюбие;2) сочувствует безрадостной жизни мальчика-монаха;3) восхищается его смелостью, смекалкой и решительностью;4) подчёркивает его смиренность, простодушие и наивность.11. В отрывке: «…Так злодей// С свирепой шайкою своей//В село ворвавшись, ломит, режет,// Крушит и грабит; вопли, скрежет,// Насилье, брань, тревоги, вой!..» - изображается:1) военное сражение;2) разгул Невы во время наводнения;3) описание строительства Петербурга;4) поведение жителей во время наводнения.12. Кто изображен Пушкиным в этих строках: «…он умел и страхом, и любовью, и славою народ очаровать?1) Лжедмитрий 2) Борис Годунов 3) Петр Первый 4) Иван Грозный

Читайте также

Вы знакомились ранее с романом А.С.Пушкина "Капитанская дочка",

преданиями. песнями, рассказывающими о Пугачеве и пугачевском восстании,
с документами об этих событиях. Теперь вы прочитали фрагменты поэмы
С.Есенина "Пугачев". Каким предстает предводитель восстания в этом
произведении? В чем различие и в чем сходство между героем Есенина и
Пугачевым в текстах преданий и в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"?

Вопросы по повести "Капитанская дочка"

1.Укажите название города, который описан в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», оказавшегося в гибельном положении из-за длительной осады пугачевскими войсками.
2.Имя какого царя присвоил себе Емельян Пугачев, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
3.Укажите фамилию героя повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», который перешел на сторону Пугачева.
4.Укажите фамилию Ивана Кузьмича, коменданта Белогорской крепости (повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).

Благородство рыцаря. Лишенный наследства разговаривает с оруженосцами тех, кто устроил турнир, на котором он получил столько лавров. По закону ратного поля рыцарь, который одержал победу, забирает коня, оружие или получает за них выкуп. Рыцарь Лишенный Наследства четырем оруженосцам сказал, чтобы они передали благородным рыцарям привет и его намерение взять выкуп, но он возьмет только половину всей суммы. Оруженосцу же Бриана де Буагильбера ответил, что не возьмет ни снаряжений, ни выкупа, так как их бой еще не закончился, и они еще встретятся: что де Буагильбер сам вызвал рыцаря Лишенного Наследства на смертный бой, и забыть это тяжело. И прибавил, что считает де Буагильбера своим смертельным врагом. Оставшись наедине со своим слугой, рыцарь Лишенный Наследства сказал: «До сих пор… честь английского рыцарства не страдала от моих рук».

После ранения за Айвенго присматривала Ребекка. Прошло восемь суток, и рыцаря положили на конные ноши, переправляя из дома, где временно жил Исаак, отец Ребекки. Встретились по дороге с де Бри и его товарищами. Айвенго назвался, когда де Брассе увидел ранения рыцаря, так как подумал, что попал в плен саксонским разбойниками Брассе, соблюдал суровых понятий о рыцарском достоинстве, которые запрещало любое насилие над рыцарем, который был в беспомощном состоянии. А учитывая то, что перед ним был его соперник, де Брассе приказал слуги отнести его в одну из отдаленных комнат замка.

Когда раненный Айвенго оказался в замке у Фрон де Бефу и за ним присматривала Ребекка, началась осада замка. Айвенго так хотелось быть с теми, кто сейчас там, в бою. Он говорит девушке, что быть бездействующим, когда рыцари бьются с врагами, это для него настоящее мучение. «Ведь бой - за хлеб насущный, дым битвы - тот воздух, которым мы дышим. Мы не живем и не желаем жить иначе, как окруженные ореолом победы и славы! Такие законы рыцарства, мы поклялись их выполнять, и жертвуем ради них всем, что нам дорого в жизни». А потом он прибавил, что рыцарский дух учит царей ценить свою жизнь несравненно ниже достоинства, пренебрегать любыми неприятностями, заботами и страданиями, не страшиться ничего. «Рыцарство - это источник чистейших и самых благородных отношений, опора угнетенных, защита оскорбленных, оплот против произвола властителей! Без него дворянское достоинство было бы пустым звуком. И власть находит лучших покровителей в рыцарских копьях и мечах!»

О чем я думаю, читая роман «Айвенго». Быть человеком тяжело, быть рыцарем - еще тяжелее. Это звание, высокое и почетное, обязывает человека к определенным требованиям, которые выдвигаются представителю рыцарства. А это означает, что его отличает от других человечность, достоинство, смелость, сила духа.

“Исторический” блок Программы литературного образования МИРОСа в 7-м классе открывается изучением романа английского писателя-романтика В. Скотта «Айвенго». В рамках этого блока ученикам предстоит разобраться в особенностях жанра исторического романа, поразмышлять над особенностями восприятия и изображения “давно минувших дней” В. Скоттом, А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым.

Первый вопрос, который стоит задать ребятам: что заставляет нас относить к историческому жанру столь разные произведения, как романы «Айвенго» и «Капитанская дочка», поэма «Песня про купца Калашникова» (все указанные произведения изучаются в одном блоке)?

Действие романа «Айвенго» происходит в XI веке, События пугачёвского бунта, положенные в основу «Капитанской дочки», удалены более чем на шестьдесят лет от времени её написания, в «Песне про купца Калашникова» Лермонтов погружает читателя в эпоху правления Ивана Грозного. Очевидно, главное в том, что исторические произведения создаются гораздо позже эпохи, в них описанной. Это даёт авторам возможность взглянуть на исторические события с некоторой временной дистанции, по-новому осмыслить происходившее. Писатели опираются на изученные ими исторические документы, и в произведении возникают реалии прошлого, подробно описываются народные быт и нравы. Автор отстаивает индивидуальный взгляд на события далёкого прошлого, основывается на собственной исторической концепции, так или иначе выражает своё отношение к реальным историческим персонажам. Тем не менее отдалённость во времени не снимает актуальности проблематики исторического произведения.

Размышляя над особенностями жанра, мы можем сопоставить исторический роман с древнерусской летописью или западноевропейской хроникой. Что в них общего и чем они различаются?

Прежде всего, повествование ведётся о событиях прошлого, но летопись и хроника создают впечатление независимого объективного повествования. Летописец ничего не сочиняет, он рассказывает о том, что было, по его мнению, на самом деле. Рассказывает последовательно и обстоятельно, стремясь создать системную, целостную картину мира. Хроника напоминает личный дневник, но посвящена она не жизни отдельного человека, а истории каких-то земель, правлению европейских государей и жизни народа в разные периоды правления. В историческом романе тесно переплетаются вымысел и исторические факты, действуют реальные исторические деятели и вымышленные персонажи.

Итак, в процессе изучения романа В. Скотта попытаемся разобраться в том, с какой точки зрения рассматривает автор историю, как сплетаются в романе история и вымысел, каким предстаёт перед читателем средневековье в изображении английского писателя-романтика.

Говоря о романе «Айвенго», следует задуматься и над тем, какие признаки рыцарского романа можно в нём найти. Ученики уже знакомы с фрагментами статьи А. Д. Михайлова «Роман (бессмертное произведение) и повесть Высокого Средневековья» (полностью статья опубликована в 22-м томе БВЛ «Средневековый роман и повесть»). Таким образом, особенности жанра исторического романа в сопоставлении с летописью (хроникой) и рыцарским романом средневековья станут для учеников более очевидными.

Ученики отметят сходство рыцаря Айвенго с героями рыцарского романа. Роман (бессмертное произведение) Скотта выполняет “научно-популярную” функцию, сообщая исторические сведения о жизни средневековой Англии, в нём соединяются рассказы о крестовом походе и кодекс рыцарской чести, в центре романа -- любовная интрига. Затем предложим ученикам подумать, почему же роман «Айвенго» не является рыцарским романом. Во-первых, потому, что он написан в XIX веке, а не в эпоху средневековья, во-вторых, в нём нет ничего фантастического или волшебного, зато перед читателем возникает живописная картина исторических событий. В основу романа положено традиционное для В. Скотта переплетение любовной и политической интриг. В центре повествования влюблённая пара -- рыцарь Айвенго и леди Ровена, судьба и благополучие которых зависят от хода истории.

От чего зависит счастье влюблённых? От того, какой оборот примут исторические события, кто победит в историческом конфликте. Кто же является его участниками? Конфликт разворачивается между двумя враждующими лагерями: норманнами, завоевавшими Англию в конце XI века, и англосаксами, владевшими ею уже в течение нескольких веков и вытеснившими в свою очередь племена бриттов. На фоне живописных исторических событий действует герой, верный кодексу чести, в любой ситуации поступающий согласно чувству долга и хранящий верность прекрасной возлюбленной. Какие поступки, соответствующие рыцарскому кодексу чести, совершает Айвенго? Под маской паломника-пилигрима -- он единственный, кто, сжалившись над слабым стариком ростовщиком Исааком, уступает ему место у очага; анонимно вызывает на бой рыцаря Храма непобедимого Буагильбера; заступается за честь сына Седрика (то есть за свою собственную, но опять же анонимно); спасает Исаака от ограбления и смерти; побеждает в нескольких поединках рыцарей-тамплиеров; сражается вместе с Ричардом Львиное Сердце; принимает участие в крестовом походе; спасает красавицу Ревекку, на протяжении романа не изменяя рыцарским понятиям чести.

Построенный на увлекательном разгадывании последовательно возникающих загадок (тайна сына Седрика Сакса, тайна пилигрима, тайна Рыцаря, Лишённого Наследства, тайна Чёрного Рыцаря), роман соединяет в себе интригу, живописное зрелище и философское осмысление событий. В качестве домашнего задания к одному из уроков ученикам было предложено выписать из романа (или отметить в тексте) определения рыцарской чести и составляющие кодекса чести средневековых рыцарей (гл. 10, 28, 29). Вот что мы выяснили:

Обязанность истинного рыцаря -- быть сторонником слабейшей партии.

Строгие понятия о рыцарской чести запрещали совершать какое-либо насилие над рыцарем, находившимся в беспомощном состоянии.

Человеку, искушённому в рыцарских подвигах, трудно оставаться в бездействии, подобно какому-нибудь монаху или женщине, в то время как вокруг него другие совершают доблестные подвиги. “Ведь бой -- наш хлеб насущный, дым сражения -- тот воздух, которым мы дышим! Мы не живём и не хотим жить иначе как окружённые ореолом победы и славы! Таковы законы рыцарства, мы поклялись их выполнять и жертвуем ради них всем, что нам дорого в жизни”.

Награда рыцаря -- слава, она увековечит имя героя.

Рыцарский дух отличает доблестного воителя от простолюдина и дикаря, он учит ценить свою жизнь несравненно ниже чести, торжествовать над всякими лишениями, заботами и страданиями, не страшиться ничего, кроме бесславия.

Рыцарство -- источник чистейших и благородных привязанностей, опора угнетённых, защита обиженных, оплот против произвола властителей. Без него дворянская честь была бы пустым звуком.

Свобода находит лучших покровителей в рыцарских копьях и мечах.

Какой поступок невозможен для истинного рыцаря? Кто нарушает законы рыцарства?

Самое страшное преступление рыцаря -- измена чести и долгу. Преступление карается смертью (Фон де Беф и Бриан де Буагильбер), наказание неизбежно.

Кого из героев романа, кроме Айвенго, можно назвать истинным рыцарем? Разумеется, это Ричард Львиное Сердце. Какие подвиги он совершает? Роман (бессмертное произведение)ического Ричарда Плантагенета больше всего привлекает жизнь простого странствующего рыцаря, ему дороже всего слава, которую он завоёвывает в одиночку своей твёрдой рукой и мечом, нежели победа, одержанная во главе стотысячного войска. Это о нём Ревекка, наблюдающая из башни за сражением, говорит: “Он бросается в битву, точно на весёлый пир. Не одна сила мышц управляет его ударами -- кажется, будто он всю свою душу вкладывает в каждый удар, наносимый врагу. Это страшное и величественное зрелище, когда рука и сердце одного человека побеждают сотни людей”. Затем можно прочитать ученикам отрывок из главы 41, в котором сам В. Скотт говорит об отличии исторического прототипа от его литературного двойника. Почему под пером романиста так меняется реальный исторический персонаж?

Истинный рыцарь Айвенго, не существовавший в действительности, и истинный рыцарь Ричард Львиное Сердце, чей исторический облик, мягко говоря, не вполне соответствовал романтическому образу, необходимы Вальтеру Скотту для воплощения в романе собственных идей, причём он прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что реальный Ричард I вовсе не был романтическим рыцарем без страха и упрёка.

Особый интерес в романе вызывают женские образы. Пусть ученики назовут героинь, благодаря которым движется сюжет, найдут их портреты, опишут характеры. Предложите ученикам вспомнить образ героини романтического произведения. Какие качества романтических героинь свойственны Ревекке и Ровене? Кто из героинь вызывает у вас бульшую симпатию?

Если белокурая леди Ровена представляет собой достаточно типичный романтический образ прекрасной дамы, ради которой рыцарь совершает свои подвиги и которая в финале с блеском играет роль заслуженной награды, то образ красавицы еврейки Ревекки более сложен. В силу своего происхождения поставленная в особое положение, смелая и великодушная Ревекка высказывает отношение к происходящим событиям, достойное уст своего создателя. Так, описание подвигов Ричарда она сопровождает восклицанием: “Отпусти ему, Боже, грех кровопролития!”, очевидно иначе (по сравнению с Айвенго) оценивая воинские подвиги английского короля. Вступая в спор с Айвенго, в которого она тайно влюблена, Ревекка называет рыцарские подвиги жертвоприношением демону тщеславия и самосожжением перед Молохом. В отличие от большинства героев, мечтающих о ратных подвигах, Ревекка врачует раны, исцеляет больных. У Ревекки тоже есть свои понятия о чести, она упрекает Буагильбера в том, что он собирается ради неё изменить своему Ордену и своей вере. Именно она в ситуации выбора между жизнью и смертью ведёт философские споры с неукротимым храмовником о роли судьбы. Ей принадлежат слова, явно опережающие своё время, о том, что “люди нередко сваливают на судьбу последствия своих собственных буйных страстей”. Она способна объективно (и поэтически) оценить характер своего жестокого похитителя Буагильбера: “У тебя сильная душа; иногда в ней вспыхивают благородные и великие порывы. Но она - как запущенный сад, принадлежащий нерадивому хозяину: сорные травы разрослись в ней и заглушили здоровые ростки”. Ей не суждено быть счастливой: Ревекка воплощает идею автора о том, что “самоотречение и пожертвование своими страстями во имя долга редко бывают вознаграждены и что внутреннее сознание исполненных обязанностей даёт человеку подлинную награду -- душевный покой, который никто не может ни отнять, ни дать”.

Итак, каждый герой получил по заслугам: Ричард Львиное Сердце -- славу и память потомков, Айвенго -- славу и возлюбленную, но самую высокую награду получила отказавшаяся от несчастной страсти Ревекка -- душевный покой. О судьбе героев, не следующих кодексу чести, уже было сказано выше.

Исследователи творчества В. Скотта отмечают, Что в своих романах писатель осмысляет философские идеи исторического развития. С точки зрения Скотта, история развивается по особым законам, общество проходит через периоды жестокости, постепенно продвигаясь к более нравственному состоянию общества. Эти периоды жестокости связаны с борьбой покорённых народов со своими покорителями. В результате каждый следующий этап развития, примиряя враждующих, делает общество более совершенным. Страшные плоды завоеваний описаны в главе 23, где цитируется «Саксонская хроника» (описание “страшных дел” перекликается с описанием жестокого подавления бунта в «Капитанской дочке» Пушкина -- см. пропущенную главу).

В результате каждый следующий этап развития, примиряя враждующих, делает общество более совершенным. Не случайно роман «Айвенго» завершается свадьбой Айвенго и Ровены, и присутствующие на бракосочетании знатные норманны и саксы понимают, что “мирными средствами могли добиться гораздо больших успехов, чем в результате ненадёжного успеха в междоусобной войне”, “увидели в союзе этой четы залог будущего мира и согласия двух племён; с того времени эти враждующие племена слились и потеряли своё различие”. Предложите ученикам объяснить, используя текст последней главы, почему свадьба Айвенго и Ровены завершает как любовную, так и политическую сюжетные линии романа.

Для того чтобы подвести итог изученному на уроках по роману В. Скотта «Айвенго», можно использовать материалы, включающие текст знаменитой пародии У. Теккерея «Ревекка и Ровена».

Своеобразное продолжение-пародия английского писателя-сатирика Уильяма Теккерея (1811--1863) «Ревекка и Ровена» появляется в печати через тридцать лет после публикации «Айвенго». Она носит откровенно бурлескный характер и высмеивает то, что категорически не принимает Теккерей в исторических романтических романах. Объектами пародии становятся романтизация истории, основные сюжетные ходы, романтический стиль и романтический пафос, и в первую очередь характеры героев, их возвышенные чувства. Все эти черты романтического исторического романа подвергаются снижению и высмеиванию, а последующие поступки героев объясняются их новыми, современными (порой весьма вульгарными) “буржуазными” ценностями.

В одном из писем Теккерей так определяет свои взгляды: “Искусство романа заключается в том, чтобы изображать Природу -- передавать с наибольшей полнотой чувство реальности”. И ещё: “С моей точки зрения, сюртук должен быть сюртуком, а кочерга кочергой, и ничем иным. Мне не ясно, почему сюртук следует именовать расшитой туникой, а кочергу - раскалённым орудием из пантомимы”. Теккерей -- сторонник реализма, предъявляющий искусству строгие требования. Он не принимает поэзию Байрона и Шелли, находя в них слишком возвышенные, преувеличенные, а следовательно, ложные чувства. Отклонение от естественности и простоты изображения вызывает его осуждение и насмешку.

Для работы на заключительном уроке Можно раздать каждому ученику (или по группам) фрагменты текста пародии и предложить ответить на следующие вопросы: Над чем и над кем смеётся Теккерей? Что он пародирует? Каким образом он заставляет смеяться читателя? Как изменяются характеры героев и их поступки в пародии? Чем объясняет автор эти изменения? Найдите в предисловии к роману «Айвенго» возможный ответ Скотта на пародию Теккерея (учтите, что В. Скотт не мог читать «Ревекку и Ровену», так как пародия появилась после его смерти).

В дальнейшем материалы, полученные при изучении романа В. Скотта «Айвенго», можно использовать при работе над «Капитанской дочкой» А. С. Пушкина. Известно, что Пушкин высоко ценил романы В. Скотта, а его архив содержит небольшую статью, посвящённую шотландскому романисту.

Можно предложить ученикам задания, выявляющие связь исторических произведений В. Скотта и А. С. Пушкина (эта работа поможет лучше понять своеобразие пушкинского подхода к истории в «Капитанской дочке»):

1. Айвенго и Гринёв. Выпишите правила дворянской чести из романа Пушкина, сравните их с кодексом истинного рыцаря в романе «Айвенго».

“Я невольно стиснул рукоять моей шпаги, вспомня, что накануне получил её из её рук, как бы на защиту моей любезной. Сердце моё горело. Я воображал себя её рыцарем. Я жаждал доказать, что был достоин её доверенности, и с нетерпением стал ожидать решительной минуты” (Гринёв).

“Береги честь смолоду”. (Эпиграф. Дан издателем.)

“Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду” (напутствие старшего Гринёва).

“Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить я не могу”; “На что это будет похоже, когда я от службы откажусь, когда служба моя понадобится?”; “Долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы” (Гринёв).

“С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака” (Гринёв о Швабрине).

“Не казнь страшна… Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями!.. Стыд и срам нашему роду!” (старший Гринёв).

2. Найдите в главе «Пугачёвщина» рассуждения Гринёва, полемизирующие с идеей Скотта о закономерностях развития общества. (Общество проходит через периоды жестокости, постепенно продвигаясь к более нравственному своему состоянию. Эти периоды жестокости связаны с борьбой покорённых с покорителями. В результате каждый следующий этап развития, примиряя враждующих, делает общество более совершенным.)

“Когда вспомню, что это случилось на моём веку и что ныне дожил я до кроткого царствования императора Александра, не могу не дивиться быстрым успехам просвещения и распространению правил человеколюбия. Молодой человек! если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений”.

3. Эпиграфы к главам.

Сравните несколько эпиграфов к главам в романе «Айвенго» и несколько эпиграфов в «Капитанской дочке». В чём их роль?

4. Народные баллады и народные песни у Скотта и Пушкина.

Сравните роль включённых в текст стилизаций народных баллад в романе «Айвенго» и народных песен в «Капитанской дочке». Например, песня Ульрики (31-я глава) и песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка…» (гл. 7 «Незваный гость»).

5. Чем похожи Гурт (раб, затем вольный оруженосец Айвенго) и Савельич? Чем они отличаются?

6. Что общего в принципах построения романов Скотта и Пушкина?

Очевидно, что в центре повествования -- влюблённая пара, чья судьба зависит от поворота исторических событий, два враждующих лагеря, между которыми находится герой. “Два лагеря, две правды, одна судьба” -- так афористично пишет А. Н. Архангельский в книге «Герои Пушкина». Сравните два смысла сказки, рассказанной Пугачёвым Гринёву. Пугачёв: “Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!” Гринёв: “Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину”.

7. Во что верит Айвенго и во что верит Гринёв? Кто, с вашей точки зрения, более свободен?

8. Какова роль случая в романах В. Скотта и А. С. Пушкина?

Какие случайности управляют судьбой Айвенго? Случайная встреча с Брианом Буагильбером и приором, которых он отводит в дом своего отца; случайно встречается в доме отца с Исааком и его дочерью; случайно Чёрный Рыцарь оказывается на турнире и спасает Айвенго; случайно узнают свидетели турнира имя Рыцаря, Лишённого Наследства… и так далее.

Какие случайности управляют судьбой Гринёва? Случайно застигнутого бураном, его случайно спасает чернобородый мужик, случайно оказавшийся Пугачёвым, Пугачёв случайно узнаёт Савельича и милует Петра Андреича, случайно Гринёв узнаёт, что Маша в руках предателя Швабрина… и так далее.

(Подробнее о поэтике случайности смотрите в книге А. Н. Архангельского «Герои Пушкина».)

9. Как вы думаете, можно ли отнести к роману В. Скотта «Айвенго» и роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» известный принцип французского романиста Дюма-отца («Три мушкетёра» и так далее): “История -- это гвоздь, на который я вешаю свою картину”. Аргументируйте свою точку зрения.

Главный герой в исторических романах А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и В. Скотта «Айвенго»


А. С. Пушкин высоко ценил романы Вальтера Скотта; «верность действительности», «живое и правдоподобное изображение лиц» находил в творчестве шотландского романиста и Белинский. Особенно ценил Белинский роман «Айвенго» и подробно писал о нем. Пушкин и Вальтер Скотт могут быть сопоставлены как исторические романисты, и это сопоставление стало традицией в литературоведении. Обоим писателям был присущ не просто интерес к истории, но и поиск нравственного смысла в исторических событиях, особый ракурс в их изображении. Хорошо сказал об этом современный исследователь В. М. Маркович, объединивший Пушкина и В. Скотта в их стремлении показать положительного героя как «абсолютно благородного, но ошеломляюще нестандартного». Действительно, в таких произведениях, как «Айвенго» и «Капитанская дочка», герой, по выражению В. Марковича, несет «некую чудотворную инициативу», вносит в жизнь добро, вызывает лучшие чувства в окружающих его людях. Рассмотрим сходство героев и сюжетных коллизий подробнее. В романе «Айвенго» (1819) показана борьба «вольных йоменов» против рыцарей-храмовников, союз народа с Ричардом Львиное Сердце против вероломного принца Джона, захватившего власть во время пребывания короля Ричарда в крестовом походе, изображены сцены осады замка феодала ищущими справедливости крестьянами под предводительством Лок- сли - Робина Гуда. Параллели с сюжетным механизмом «Капитанской дочки» напрашиваются постоянно. Определенное сходство в «пружинах» действия и композиции обнаруживается и между «Капитанской дочкой» и «Робом Роем» и «Эдинбургской темницей» шотландского романиста. Однако переклички эти обусловлены, как показал Маркович, некой общей для Пушкина и В. Скотта моделью мира. Честь открытия ее принадлежит В. Скотту, а дальнейшее утверждение и развитие - Пушкину, который, независимо от шотландца, воплотил подобное понимание жизни и в кольцевой композиции «Евгения Онегина». В чем же состоит эта модель? По Пушкину и В. Скотту, добро, внесенное нами в жизнь, не исчезает, давая движение новым и новым волнам добра, оно как бы растет, захватывая новых людей, и возвращается к нам поистине сторицей. Таков смысл веры в жизнь, такова авторская позиция в произведениях исторических романистов Пушкина и В. Скотта. «Нестандартность» героя заключается прежде всего в том, что он буквально тво-
рит чудеса вокруг себя, оставаясь порой незаметным, всегда спокойным и простым, совестливым и любящим. Под стать ему и героиня; и их любовь - чувство не бурное, а простое, всегда искреннее и такое сильное, что преданность друг другу побеждает все препятствия. И Гринев, и Айвенго проявляют доброту и заботу по отношению не только к родным и знакомым, а и просто так, по отношению ко всем, кого они встречают на пути, бескорыстно и совершенно не задумываясь об этом. Для них это естественно и необходимо, как дышать.
«Где просто, там ангелов по сто, а где мудрено, там ни одного», - говорил преподобный Амвросий Оптинский. Вот и Гринев, и Айвенго, кажется, не отличаются особыми талантами, что ввело в заблуждение Белинского и заставило его написать о Гриневе как о «бесцветном и ничтожном» персонаже. Марина Цветаева - та вообще, можно сказать, не удостаивает заметить Гринева, а превозносит только Пугачева («Пушкин и Пугачев»). Между тем именно Гринев, а не Пугачев, начинает ту цепочку добрых дел, которая тянется через всю повесть и, конечно, имеет не последнее значение в авторской концепции истории. Гринев дарит вожатому тулупчик «просто так», не подозревая, конечно, ни о будущей встрече, ни о помиловании его Пугачевым в будущем. Айвенго спасает отца Ревекки, не зная, что будет потом обязан ей жизнью. В политику герои этих двух романов не вмешиваются, они озабочены своей личной жизнью и кажутся на первый взгляд не очень подходящими кандидатурами на роль главного героя в повествовании о переломных моментах истории, о бунтах, буйных страстях политиков и борьбе самолюбий.
Примечательно, что не только Белинский, но и другие критики и русского, и шотландского романиста порой считали образы главных героев неудавшимися. Р. Самарин в предисловии к современному изданию «Айвенго» отмечает «нереальность, нежизненность» главного героя. О том же говорили и английские критики романа. Айвенго даже еще более пассивен, как может показаться, чем Гринев. Ни того ни другого мы не видим рядом с восставшим народом в час расплаты с феодалами за народное горе. Ни тот ни другой не совершают ратных подвигов, не вмешиваются в политику. Тот и другой, несмотря на молодость, на голову выше окружающих по образованности и кругозору, что почему-то остается до сих пор незамеченным критиками, упрекающими этих героев в отсутствии четких политических ориентиров. Заметьте, политических, а не нравственных! Думается, что в этом как раз и состоит сила, а не слабость этих героев. В самом деле, особая авторская воля сказывается в том, что Гринев не участвует ни в защите осажденных от пугачевцев, ни в экспедициях пугачевских отрядов. То есть он, надо думать, появляется на поле боя, но никого не убивает, мы не видим его сражающимся. Еще менее Айвенго. Тяжелое ранение как. бы выключает его из борьбы. Он только наблюдает за битвой враждебных лагерей, смиренно принимая страшную перспективу сгореть заживо в подожженном замке феодала - своего врага. Ричард Львиное Сердце в последний момент спасает его, вынеся на руках из готового обрушиться здания. Однако кажущееся равнодушие к происходящему сменяется неожиданной активностью, когда Айвенго узнает об опасности, грозящей его спасительнице - Ревекке. Ее врачебное искусство столь велико, что спасло смертельно раненного Айвенго (может быть, это чудо сотворила ее любовь - кто знает?). За это Ревекку обвиняет в колдовстве и держит в плену колоритный романтический злодей Буагильбер, питающий тайную и порочную страсть к прекрасной чародейке (рыцари ордена связаны обетом целомудрия). Примерно такой же треугольник в «Капитанской дочке»: и Швабрин по-своему неукротим, злобен и романтичен, и бедную Машу он держит взаперти, шантажируя и требуя любви. Так же, как и Айвенго, Гринев проявляет необыкновенную активность, спасая Машу, вопреки долгу и присяге отправляясь за нею в стан пугачевцев. Айвенго один-единственный раз выказывает неповиновение своему обожаемому королю Ричарду, уезжая на поединок с Буагильбером ради спасения Ревекки (Ричард, спасший его из горящего замка, строго запрещает ему вставать с постели на восьмой (!) день после чуть было не оказавшегося смертельным ранения). Развязка той и другой сюжетной линии подобна чуду, но глубоко закономерна в мире, который творит «шотландский чародей» (недаром так называли В. Скотта), и в мире, созданном гением Пушкина. Есть Божий суд, и все складывается так, что герой, казавшийся «бесцветным», потому что не примкнул, в сущности, ни к одному из враждебных лагерей эпохи, побеждает, и все склоняются перед ним. Айвенго, и в здоровом-то состоянии вряд ли имевший шансы победить Буагильбера, побеждает его (Буагильбер, несмотря на то что копье Айвенго не причинило ему вреда, вдруг сам падает с лошади и умирает). Ревекка спасена, и кольцевая композиция замыкается, добро совершило полный круг, и Бог вознаградил кротких, ибо «они наследуют землю». То же самое в «Капитанской дочке». Казалось бы, все кончено, но Пугачев отпускает Гринева и Машу, а затем милосердие проявляет и императрица. Deus ex machina? Нет, закономерность. То и другое произведение - иллюстрация к евангельской заповеди о миротворцах и кротких. Не «ничтожность», а величие героев В. Скотта и Пушкина в том, что они сумели подняться над «жестоким веком», «сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни других людей», как сказал Ю. М. Лотман по поводу «Капитанской дочки». Сама кажущаяся пассивность этих персонажей, их нежелание выбрать какой-либо один лагерь современности утверждает гуманистические идеалы двух гениальных художников.

Жанровые сходства:

В романе «Айвенго» показана борьба «вольных йоменов» против рыцарей-храмовников, союз народа с Ричардом Львиное Сердце против вероломного принца Джона, захватившего власть во время пребывания короля Ричарда в крестовом походе, изображены сцены осады замка феодала ищущими справедливости крестьянами под предводительством Локсли -- Робина Гуда. Параллели с сюжетным механизмом

«Капитанской дочки» напрашиваются постоянно. Определенное сходство в «пружинах» действия и композиции обнаруживается и между «Капитанской дочкой» и «Айвенго». Однако переклички эти обусловлены, некой общей для Пушкина и В. Скотта моделью мира. В чем же состоит эта модель? По Пушкину и В. Скотту, добро, внесенное нами в жизнь, не исчезает, давая движение новым и новым волнам добра, оно как бы растет, захватывая новых людей, и возвращается к нам поистине сторицей. Таков смысл веры в жизнь, такова авторская позиция в произведениях исторических романистов Пушкина и В. Скотта.

«Нестандартность» героя заключается прежде всего в том, что он буквально творит чудеса вокруг себя, оставаясь порой незаметным, всегда спокойным и простым, совестливым и любящим. Под стать ему и героиня; и их любовь -- чувство не бурное, а простое, всегда искреннее и такое сильное, что преданность друг другу побеждает все препятствия.

И Гринев, и Айвенго проявляют доброту и заботу по отношению не только к родным и знакомым, а и просто так, по отношению ко всем, кого они встречают на пути, бескорыстно и совершенно не задумываясь об этом. Для них это естественно и необходимо, как дышать. Вот и Гринев, и Айвенго, кажется, не отличаются особыми талантами. Между тем именно Гринев начинает цепочку добрых дел, которая тянется через всю повесть и, конечно, имеет не последнее значение в авторской концепции истории. Гринев дарит вожатому тулупчик «просто так», не подозревая, конечно, ни о будущей встрече, ни о помиловании его Пугачевым в будущем. Айвенго спасает отца Ревекки, не зная, что будет потом обязан ей жизнью.

В политику герои этих двух романов не вмешиваются, они озабочены своей личной жизнью и кажутся на первый взгляд не очень подходящими кандидатурами на роль главного героя в повествовании о переломных моментах истории, о бунтах, буйных страстях политиков и борьбе самолюбий.

Ни того ни другого мы не видим рядом с восставшим народом в час расплаты с феодалами за народное горе. Ни тот ни другой не совершают ратных подвигов, не вмешиваются в политику. Тот и другой, несмотря на молодость, на голову выше окружающих по образованности и кругозору, что почему-то остается до сих пор незамеченным критиками, упрекающими этих героев в отсутствии четких политических ориентиров. Заметьте, политических, а не нравственных! Думается, что в этом как раз и состоит сила, а не слабость этих героев. В самом деле, особая авторская воля сказывается в том, что Гринев не участвует ни в защите осажденных от пугачевцев, ни в экспедициях пугачевских отрядов. То есть он, надо думать, появляется на поле боя, но никого не убивает, мы не видим его сражающимся. Еще менее Айвенго. Тяжелое ранение как-бы выключает его из борьбы. Он только наблюдает за битвой враждебных лагерей, смиренно принимая страшную перспективу сгореть заживо в подожженном замке феодала -- своего врага. Ричард Львиное Сердце в последний момент спасает его, вынеся на руках из готового обрушиться здания.

Так же стоит заметить, что в обоих произведениях есть обращение к фольклору. В общем-то, можно сказать, что само произведение построено на фольклоре. В «капитанской дочке» перед каждой главой идёт эпиграф, содержащий народную мудрость. Так же герой многих сказаний Пугачёв играет чуть ли не главную роль в произведении, Пушкин, взяв и из разных портретов Пугачёва, сделал свою версию. Умного, хитрого, строгого, но милостивого. Сам же Пугачёв говорит из странной смеси пословиц и поговорок. Он явственно осознаёт свою зависимость от его же людей. В «Айвенго» тема фольклора тоже проскальзывает не единожды. Сам король Ричард Львиное Сердце был неким героем крестовых походов, да и автор наделяет его неимоверной силой: «Под ударами его секиры распадаются ворота замка, а камни и бревна, летящие на его голову со стен, досаждают ему не больше дождевых капель». Так же в этом же романе встречается и Локсли. Он был начальником вольных стрелков, которые не раз присутствовали в повествовании и играли не малую роль в развитии сюжета. И вот уже под конец Локсли раскрывает свою личность он Робин Гуд из Шервудского леса. Этот герой зачастую встречался в легендах англоязычных народов. Что ещё раз доказывает что оба автора были склонны к использованию в своих романах древних легенд и повествований. Заинтересованность в историческом прошлом, поиски исторического сознания.

Так же, не смотря на то, что роман исторический там всё же можно отследить и романтический стиль. О наличие романтизма в этих произведениях говорит присущий романтизму символизм. Так же есть и неоднократное обращение к фольклору, что тоже является одной из характерных черт романтизма. Так же вполне отчётливо можно проследить тему с воспеванием свободы и индивидуализма. В этих романах есть так же и простые чувства. Не осложнённые и не бурные, они просты, но сильны и именно эти чувства переживают все испытания, которые приходится преодолевать главным героям, а ведь это тоже присуще философии романтизма, которая воспевает до буржуазные отношения, природы, простые, естественные чувства.

Так же в обоих произведениях имеется второй отрицательный герой, который образует любовный треугольник, который часто встречается в романтизме. Однако кажущееся равнодушие к происходящему сменяется неожиданной активностью, когда Айвенго узнает об опасности, грозящей его спасительнице -- Ревекке. Ее врачебное искусство столь велико, что спасло смертельно раненного Айвенго. За это Ревекку обвиняет в колдовстве и держит в плену колоритный романтический злодей Буагильбер, питающий тайную и порочную страсть к прекрасной чародейке. Примерно такой же треугольник в «Капитанской дочке»: и Швабрин по-своему неукротим, злобен и романтичен, и бедную Машу он держит взаперти, шантажируя и требуя любви. Так же, как и Айвенго, Гринев проявляет необыкновенную активность, спасая Машу, вопреки долгу и присяге отправляясь за нею в стан пугачевцев. Айвенго один-единственный раз выказывает неповиновение своему обожаемому королю Ричарду, уезжая на поединок с Буагильбером ради спасения. Развязка той и другой сюжетной линии подобна чуду, но глубоко закономерна в мире, который творит В. Скотт, и в мире, созданном гением Пушкина. Есть Божий суд, и все складывается так, что герой, казавшийся «бесцветным», потому что не примкнул, в сущности, ни к одному из враждебных лагерей эпохи, побеждает, и все склоняются перед ним. Айвенго, и в здоровом-то состоянии вряд ли имевший шансы победить Буагильбера, побеждает его. Ревекка спасена, и кольцевая композиция замыкается, добро совершило полный круг, и Бог вознаградил кротких, ибо «они наследуют землю». То же самое в «Капитанской дочке». Казалось бы, все кончено, но Пугачев отпускает Гринева и Машу, а затем милосердие проявляет и императрица. Это закономерность. То и другое произведение -- иллюстрация к евангельской заповеди о миротворцах и кротких. Не «ничтожность», а величие героев В. Скотта и Пушкина в том, что они сумели подняться над «жестоким веком», «сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни других людей», как сказал Ю. М. Лотман.

Жанровые расхождения:

Повествования происходит в разных временах. Айвенго происходи в средние века, что накладывает свой отпечаток на повествование. Так, к примеру, события происходящее в это время скорее имели готическую атмосферу. Об этом нам говорит само описание мира дремучие леса, деревни и величественные замки, кровавые турниры, соборы и церкви, выполненные в готическом стиле. Всё это добавляет мрачность в произведение. В некоторых моментах оно разительно отличается от «капитанской дочки» именно по атмосферности и описанию самого мира.

Разные герои появляются по-разному. Если Гринёв появляется с самого начала повествования, то Айвенго появляется лишь к середине романа. Пушкин предпочитает не особо вдаваться в подробности о мире, он вкратце рассказывает о семье Гринёва, о его детстве, и о положение мира и всё это буквально умещается в двух - трёх абзацах. Скотт же напротив растягивает этот момент, детально рассказываю длинную предысторию, глубоко описывая пейзажи, положение в мире и семье. Скотт начинает из далека, дабы у читателей не возникало никаких вопросов, он изначально создаёт атмосферу произведению.

Так же рассказы ведутся от разных лиц. Повествование в «Капитанской дочке» ведётся от первого лица, а вот «Айвенго» от третьего. Читая «Капитанскую дочку» с самых первых строк мы становимся непосредственным участником действий и переживаем всё то, что переживает сам Гринёв. Это придаёт самому произведению красочность, мы знаем, о чём думает Гринёв, что могло с подвигнуть его на те или иные поступки. Какие чувства он переживает. В «Айвенго» повествование ведётся от третьего от третьего лица и это позволяет нам увидеть картину в общем, но мы не можем понять чувства главного героя. Отчасти это остаётся скрытым, но в этом случае мы не можем чувствовать себя участником, мы наблюдаем как бы со стороны.

В «Айвенго» часто сменяются места. Замок Седрика, Ашби де ля Зур, дом Исаака, замок Реджинальда Фрон де Бефа. Так же описания соборов и лесов. Места сменяются множество раз, и при каждой смене меняется и линия сюжета, добавляются места и люди. Так же это позволяет нам рассмотреть мир в целом, узнать, что происходит в стране. Присутствие «живых» описаний у автора делают пейзажи законченными, более жизненными. В «Капитанской дочке» практически все действия происходят в Белогорской крепости да и сама описана скупо: «Вместо грозных, неприступных бастионов -- деревушка, окруженная бревенчатым забором, с избами, крытыми соломой. Вместо смертоносного оружия -- старенькая, забитая мусором пушка». Редким исключением считает описание Оренбурга, но тоже очень обобщённое, о детальности и речи не идёт. Пушкин скорее уделяет большее значение действиям и героям, нежели пейзажам, дабы не переборщить с описаниями в романе.